Научная статья на тему 'Творческий портрет оперной певицы Хиблы Герзмавы в контексте тенденций современной музыкальной культуры'

Творческий портрет оперной певицы Хиблы Герзмавы в контексте тенденций современной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
243
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОПЕРА / ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ / ДЖАЗ / ХИБЛА ГЕРЗМАВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шурупова Л.Р.

Хибла Герзмава одна из наиболее известных российских певиц на мировой оперной сцене, народная артистка России и Абхазии, солистка Московского Музыкального Театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Помимо оперы выступает в жанрах камерной и джазовой музыки, как сольно, так и в тандемах с различными музыкантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий портрет оперной певицы Хиблы Герзмавы в контексте тенденций современной музыкальной культуры»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

УДК 5527

Шурупова Л.Р.

студентка II курса кафедры АВХИ ГОБУК ВО «ВГИИК» г. Волгоград, РФ matresh1983@yandex.ru Научный руководитель: Юнеева Е.А., канд. ист. н, доцент кафедры АВХИ ГОБУК ВО «ВГИИК» г. Волгоград, РФ yuneeva.elena@rambler.ru

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОПЕРНОЙ ПЕВИЦЫ ХИБЛЫ ГЕРЗМАВЫ В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Хибла Герзмава - одна из наиболее известных российских певиц на мировой оперной сцене, народная артистка России и Абхазии, солистка Московского Музыкального Театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Помимо оперы выступает в жанрах камерной и джазовой музыки, как сольно, так и в тандемах с различными музыкантами.

Ключевые слова

Современная музыкальная культура, опера, оперные певцы, джаз, Хибла Герзмава

Одной из тенденций современной музыкальной культуры является универсальность исполнителей: инструменталисты начинают петь или встают за дирижёрский пульт, певцы становятся фигуристами, режиссерами, актерами, или же выступают в непривычных для себя жанрах - например, академические вокалисты поют эстраду или джаз. Такая универсальность позволяет творческой личности найти новые пути реализации своего потенциала. Синтезируя различные жанры, музыкант создает нечто новое в искусстве, иногда так рождаются целые направления. Мы рассмотрим творческий портрет народной артистки России и Абхазии, солистки Московского Академического Музыкального Театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Хиблы Герзмавы, чтобы на ее примере показать, что это закономерная тенденция современной культуры.

Хибла Леварсовна Герзмава родилась 6 января 1970 года в абхазском курортном городе Пицунда в семье переводчицы с немецкого языка - гида «Интуриста» и старшего администратора пансионата «Пицунда». Семья Герзмавы была музыкальной: многоголосие и абхазские песнопения всегда звучали в доме. У отца Хиблы был потрясающий бас, и мама тоже очень красиво пела, играла на рояле. Привитая родителями любовь к классической и, в частности, к органной музыке определила путь будущей певицы.

Хибла поступила в Гагринскую музыкальную школу, а затем в Сухумское музыкальное училище по классу фортепиано. Именно во время обучения в училище и начал проявляться ее певческий талант. Тогда она потеряла мать, и в этот переломный момент девушка стала сочинять и петь свои песни. Однажды она напела такую песню своему преподавателю по фортепиано Карлену Мартыновичу Явряну, после чего он привел ее к преподавателю по вокалу, Жозефине Бумбуриди. Жозефина Константиновна подготовила девушку к вступительным испытаниям в Московскую консерваторию, в которую ее приняли в 1989 году [1].

Вокальному мастерству Герзмава обучалась у профессоров И. И. Масленниковой и Е. М. Арефьевой. В 1994 году Хибла окончила консерваторию, а через два года, в 1996 году - ассистентуру-стажировку при Московской консерватории. Обучаясь вокалу, певица, осуществляя свою детскую мечту, параллельно осваивала игру на органе [2]. Успех пришел к ней рано. Будучи студенткой (в 1993 году) Хибла получила третью премию на конкурсе «Вердиевские голоса» в Буссето. Через год на конкурсах им. Н. А. Римского-( 8. )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

Корсакова в Санкт-Петербурге и им. Франсиско Виньяса в Испании заняла вторые места. В год окончания консерватории на Х Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве в Герзмава, завоевала Гран-при (1994).

В 1995 году Хибла была принята в Московский Академический Музыкальный Театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в качестве солистки. В театре она практически сразу вошла в репертуар.

Исполнила главные партии: Адели в «Летучей мыши» И. Штрауса, Адины в «Любовном напитке» Г. Доницетти, Мюзетты и Мими в «Богеме» Дж. Пуччини, Луизы в «Обручении в монастыре» С. Прокофьева, Розины в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Людмилы в «Руслане и Людмиле» М. Глинки, Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, Виолетты в «Травиате» Дж. Верди.

Герзмава скоро стала одной из наиболее востребованных певиц на оперной сцене не только в нашей стране, но и за рубежом. Она пела на многих театральных площадках: в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне, и в токийском «Бунка Кайкан», в лондонском «Ковент-Гарден» и в нью-йоркской «Метрополитен Опера». Исполняла партии Донны Анны и Медеи, Дездемоны и Лючии. В оперном творчестве она достигла больших высот и мирового признания.

Первое приглашение за рубеж певице поступило от Королевского театра «Ковент-Гарден». Там она дебютировала в роли Татьяны из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Дебют был блестящим и через год ее снова пригласили в Королевский театр, только уже в роли Мими из «Богемы» Дж. Пуччини.

Выступая с такими выдающимися российскими и зарубежными музыкантами и дирижёрами, как Лорин Маазель, Антонио Паппано, Марко Армильято, Адам Фишер, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Рудин, Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Василий Синайский, Евгений Бражник, Вольф Горелик, Феликс Коробов, Александр Сладковский и др., она показала себя как вдумчивый и тонкий музыкант.

Ее выступления в камерном жанре не так известны, однако они достойны не меньшего внимания. Выступая с пианисткой Екатериной Ганелиной уже на протяжении 20 лет, певица дает несколько концертов в год. В ее репертуаре множество романсов - П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Р. Шумана, Г. Форе, Ф. Пуленка, Д. Будея и многих другихкомпозиторов. Наряду с романсами в ее сольных программах звучат народные протяжные песни, в частности абхазские народные напевы. Все её концерты проходят с огромным успехом. Певица каждый раз демонстрирует своей безукоризненный вкус в выборе программы. Примечательно то, что, если Хибла исполняет вокальные циклы, они звучат целиком без купюр, тем самым, сохраняя идею, заложенную композитором.

Исполнение романсов Герзмавой считается хрестоматийным, эталонным. Самым сложным считается умение переключатся от одного образа к другому и это ей блестяще удается. Ее исполнение полно драматизма, внутренней экспрессии, отличается яркой эмоциональной подачей. Певица в одном из интервью призналась, что долго не решалась исполнять романсы Роберта Шумана. Ей понадобились годы, чтобы наполнить их должным настроением [3].

Владимир Ойвин, корреспондент интернет-сайта «Qassicalmшicnews» делится своими впечатлениями от «Камерного вечера» Хиблы Герзмавы и концертмейстера Екатерины Ганелиной в Большом зале консерватории, подчеркивая великолепие концерта и отменный вкус музыкантов: «Знаменитый цикл Роберта Шумана "Любовь и жизнь женщины" был исполнен великолепно, с отменным вкусом и тактом <...> Герзмава проживает на эстраде большой эпизод драматичной жизни без всякого надрыва, без всякой истеричности. А фортепианная партия в рамках высокого вкуса добавляет драматизма в общем настроении цикла» [4].

Как уже упоминалось выше, певица прекрасно владеет фортепиано и органом. Благодаря этому она всегда с легкостью готовила партии, что и стало трамплином в мир оперы. В интервью для журнала «Русский Репортер» Хибла высказала мысль о том, что «если певец или певица были когда-то инструменталистами, это заметно в голосе, это другого уровня певцы» [5]. Органом Хибла занималась факультативно три года, но в то же время понимала, что этому инструменту нельзя отдать часть себя - ему

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

нужно посвятить всю жизнь. Однако, несмотря на выбор вокального исполнительства как приоритетного, орган занимает важное место в ее творческой жизни, в репертуар певицы входят сольные программы с участием органа.

Открытием для поклонников таланта певицы стало ее обращение к джазу. Джазовая музыка была давней страстью Герзмавы. Покорив мировые оперные сцены, она захотела попробовать себя и как джазовая исполнительница. Ее совместные концерты с Денисом Мацуевым, Яковом Окунем и Даниилом Крамером всегда проходят с большим успехом. В новом качестве певица остается собой, не изменяя академической манере. Например, крупными событиями для меломанов стали концерты Герзмавы с джазовым трио пианиста Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз», программа которых обновляется каждые полгода. Концерты состоялись в Москве, Сочи, других городах России, Вене, Лондоне, Эдинбурге. Одним из любимейших партнёров Хиблы в мире джаза был Георгий Гаранян.

Мнения об этой стороне творчества певицы разнятся. Звучат в прессе как восторженные, так и нелестные отзывы. Например, корреспонденту журнала «Музыкальные сезоны» В. Неваляной не понравилось исполнение джазовых композиций в концерте «Два портрета» [6]. Напротив, корреспондент газеты «Известия» А. Попова выразила свое восхищение: «Инструментальные аранжировки арий и романсов, выполненные Яковом Окунем по просьбе певицы, подтверждают ее правоту. Оперная кантилена и джазовая дансантность, итальянское бельканто и американский драйв, классическая тональность и блюзовые созвучия сплелись в гармоничный ансамбль. А известные шедевры меняли свой облик до неузнаваемости» [7].

Возможно, как ответ критикам высказал ее партнер по проекту «Опера. Джаз. Классика» Яков Окунь в интервью для журнала «Континент Сибири»: «Для меня вся ценность этой программы в том, что каждый из нас остается в ней "самим собой": Хибла очень любит джаз, но не притворяется джазовой певицей, хотя и использует разные вокальные техники внутри концерта; я очень люблю классику, но не изображаю из себя классического пианиста, хоть иногда и перестаю свинговать и начинаю играть ровно, как принято в академической среде» [8]. Совместно со знаменитыми джазовыми музыкантами создаются необыкновенные решения и созвучия. Благодаря этим музыкальным экспериментам рождаются не только новые созвучия, но происходит трансформация самих музыкантов, открывающих в себе новые грани творчества, как в ремесленном, так и в художественном плане[9].

Немалое внимание певица уделяет организаторской деятельности. Вместе с басистом Андреем Ивановым и ударником Дмитрием Севостьяновым Герзмава проводит ежегодный джазовый фестиваль в Пицунде, в его рамках традиционно проходит концерт «Новые абхазские имена». В 2001 году она основала в Абхазии фестиваль «Хибла Герзмава приглашает...», который впоследствии стал проходить не только в Абхазии, но и в Москве, Вене, Нью-Йорке и в Швейцарском городе Санкт-Мориц. В фестивале принимали участие музыканты мировой величины, такие, как Владимир Спиваков, Елена Образцова, Денис Мацуев, Ильдар Абдразаков, Дебора Браун и многие другие. Бессменный ведущий фестиваля - Святослав Белза. Этот фестиваль открыл творческий путь многим начинающим молодым артистам, среди которых юная абхазская балерина, воспитанница Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, Кристина Чкотуа, Теодор Илинкай, Саид Габечия, Альдона Цкуа, Кристина Эшба, Нана Чнркезия и многие другие[10].

Еще одна сторона жизни Хиблы - это благотворительность. Серия концертов в Германии в 2016 году, посвященных жертвам террористических актов, показывает ее гражданскую позицию и высокую духовность, щедрость и сострадание.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что тенденция современной музыкальной культуры к универсальности творческой личности способствует трансформации самой культуры в целом. Певица Хибла Герзмава относится к такому типу универсальных исполнителей. Грани ее таланта находят выражение в классическом оперном театре, в камерной музыке, джазе и мюзикле, в организаторской и благотворительной деятельности. Благодаря ее творческим поискам происходит взаимопроникновение и изменение стилей и направлений, а мир музыки обогащается новыми созвучиями.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1-2 / 2020

Список использованной литературы:

1. Прохоров С. А музыка звучит, как разлуки стон // Записки Гагроведа 2015, URL: http: //gagraved.ru/publ/gagrinskie_fotoprogulki/globalnyj _razdel/a_muzyka_zvuchit_kak_razluki_ston/2-1 -0-89 (дата обращения: 20.12.19).

2. Герзмава Х. О Хибле // Хибла Герзмава 2016, URL: http://hibla.ru (дата обращения: 12.12.2019).

3. Новости Культуры. Хибла Герзмава выступила на вечере камерной музыки // Россия Культура 2014, URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/120786/ (дата обращения: 19.12.2019).

4. Ойвин В. Хибла Герзмаа и Екатерина Ганелина: камерный вечер в БЗК 16 октября 2014 // Classicalmusicnews 2014, URL: https://www.dassicalmusicnews.ru/reports/hibla-gerzmava-i-ekaterina-ganelina-kamernyiy-vecher-v-bzk-16-oktyabrya-2014/ (дата обращения: 8.12.2019).

5. Смородинова Е. Свои роли я через жизнь ниточкой продела // Русский Репортер 2016, URL: http://rusrep.ru/article/2016/03/03/gerzmav (дата обращения: 3.12.19).

6. Неваляная В. Универсальность в исполнительстве на примере «Двух портретов» Хиблы Герзмавы // Музыкальные сезоны 2017, URL: https://musicseasons.org/universalnost-v-ispolnitelstve-na-primere-dvux-portretov-xibly-gerzmavy/ (дата обращения: 4.12.19).

7. Попова А. Хибла и Яков: МАМТ объединил классику и джаз // Известия 2018, URL: https://iz.ru/802497/anastasiia-popova/khibla-i-iakov-mamt-obedinil-klassiku-i-dzhaz (дата обращения: 4.12.19).

8. Веселов А. Златоокий Волк и Окунь // Континент Сибирь 2019, URL: https://ksonline.ru/340847/zlatookij-volk-i-okun/ (дата обращения: 7.12.19).

9. Веселов А. Златоокий Волк и Окунь // Континент Сибирь 2019, URL: https://ksonline.ru/340847/zlatookij-volk-i-okun/ (дата обращения: 7.12.19).

10. Ваганова В. XII музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает...» завершился концертом «Новые абхазские имена» // Ацсныпресс 2013, URL:http://apsnypress.info/news/xii-muzykalnyy-festival-khibla-gerzmava-priglashaet-zavershilsya-kontsertom-novye-abkhazskie-imena-/ (дата обращения: 21.12.19).

© Шурупова Л.Р., 2020

{ }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.