Научная статья на тему 'Творческий портрет Н. К. Метнера в контексте эпохи рубежа хiх-хх веков'

Творческий портрет Н. К. Метнера в контексте эпохи рубежа хiх-хх веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
742
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТНЕР / КОМПОЗИТОР / СИМВОЛИСТЫ / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ходосевич Софья Николаевна

Актуальность исследования обусловлена вкладом Н.К. Метнера в развитие музыкальной культуры и недостаточной изученностью его творчества. В статье на основе личной переписки Н.К. Метнера определен круг общения композитора на рубеже ХIХ-ХХ веков. Выявлено взаимное влияние сочинений Н.К. Метнера и произведений российских символистов того времени. Доказана схожесть их эстетических взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий портрет Н. К. Метнера в контексте эпохи рубежа хiх-хх веков»

"Культурная жизнь Юга России" 20 ;

№ 1 (64), 2017

References

1. Feldhune G. History of stringed art: from its origins to the 70-ies of the twentieth century. Novosibirsk, 2008. 500 p.

УДК 7.072.2 С.Н. ХОДОСЕВИЧ

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Н.К. МЕТНЕРА В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВЕКОВ

Ходосевич Софья Николаевна, аспирант кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), xodosya@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена вкладом Н.К. Метнера в развитие музыкальной культуры и недостаточной изученностью его творчества. В статье на основе личной переписки Н.К. Метнера определен круг общения композитора на рубеже Х1Х-ХХ веков. Выявлено взаимное влияние сочинений Н.К. Метнера и произведений российских символистов того времени. Доказана схожесть их эстетических взглядов.

Ключевые слова: Метнер, композитор, символисты, искусство.

UDC 7.072.2

S.N. KHODOSEVICH

CREATIVE PORTRAIT OF N.K. MEDTNER IN THE CONTEXT OF AN ERA OF A TURN OF Х1Х-ХХ CENTURIES

Khodosevich Sofya Nikolaevna, graduate of the department of musicology, composition and methods of musical education of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), xodosya@mail.ru

Abstract. Relevance of a research is caused by N.K. Medtner's contribution to development of musical culture and insufficient study of his creativity. In article, the circle of contacts of the composer at a turn of the 19-20th centuries is defined on the basis of personal correspondence of N.K. Medtner. Mutual influence of compositions of N.K. Medtner and works of the Russian symbolists of that time is revealed. Similarity of their esthetic views is proved. Keywords: Medtner, composer, symbolists, art.

Актуальность исследования творческого портрета Н.К. Метнера обусловлена его вкладом в развитие мировой музыкальной культуры. Сегодня сочинения композитора привлекают значительное внимание как исполнителей, так и научных исследователей: проводятся научные конференции, фестивали, конкурсы, посвященные его наследию. В то же время по целому ряду причин, таких, например, как эмиграция, его творчество до сих пор остается недостаточно изученным в музыковедении.

Фигура Николая Карловича Метнера стоит особняком в ряду современников. В эпоху импрессионизма и зарождающегося авангарда Метнер оставался романтиком. Испытывая острую неприязнь к явлениям новой музыки, например сочинениям Р. Штрауса, М. Регера и И.Ф. Стравинского, композитор мучительно переживал свою оторванность от современного музыкального мира. В определенной мере это можно объяснить значительной ролью самообразования [1, с. 89].

В 1907 году в своем письме к двоюродному брату - А.Ф. Гедике - Николай Карлович пишет: «Не приходило тебе в голову, что я опоздал родиться, что то, что я пишу, не по времени?..» [2, с. 105]. Это самоощущение не оставляло композитора и в зрелом

№ 1 (64), 2017

"Теория и история искусства"

возрасте. «От себя в виде «автобиографической» заметки могу добавить, что родился я в 1879 г[оду] с опозданием на одно столетие, что заключаю из того обстоятельства, что никакими судьбами не могу заставить себя плыть с современными музыкальными течениями и все время принужден плыть против течения» [2, с. 307].

Однако нельзя сказать, что подобные высказывания в полной мере справедливы. Н.К. Метнер не был ретроградом. Композитор вращался в обществе людей с самыми передовыми взглядами. На рубеже веков в доме Метнеров бывали А.Ф. Гедике, Г. Конюс, А.Б. Гольденвейзер, С.А. Кусевицкий, А.Н. Скрябин и многие поэты-символисты, знакомством с которыми Николай Карлович был обязан своему старшему брату. Благодаря ему композитор вошел в число постоянных посетителей «воскресных» собраний у А. Белого. Помимо поэтов-символистов (А. Белый, М. Волошин, В. Брюсов, В. Иванов, К. Бальмонт и др.) гостями были художники, искусствоведы, профессора Московского университета. Из музыкантов собрания регулярно посещали певица М. Оленина д'Альгейм и С.И. Танеев. Об этом времени А. Белый вспоминал: «Осенью 1902 года я стал ежедневным гостем уютной квартирки, наполненной звуками Шумана и Николая Метнера» [3, с. 94]. Дом Метнеров поэт окрестил студией музыковедения.

Творческий облик композитора формировался во многом под влиянием Эмилия Карловича Метнера - старшего брата, - который принадлежал к символистскому кружку «аргонавтов». Кратко напомним, что кружок этот существовал в 1903-1910 годах, и разрабатывалась в нем не только поэтика, но и сама идеология символизма - религиозно-философская и общественная. К кружку принадлежали не только поэты-символисты, но и близкие им по духу живописцы, музыканты, философы и ученые. А. Белый писал, что «в «аргонавтах» ходил тот, кто становился нам близок, часто и не подозревая, что он «аргонавт» [3, с. 123]. В этом «аргонавты» напоминают союз «Давидово братство», идейным вдохновителем которого был Р. Шуман. Среди композиторов, причисляемых Шуманом к этому союзу, были не только музыканты, не догадывавшиеся о том, что они давидс-бюндлеры, но и давно умершие композиторы, а также вымышленные Шуманом члены братства.

Кружок «аргонавтов» активно сотрудничал с издательствами «Гриф» и «Скорпион», а в 1909 году Эмилий Карлович вместе с лидерами кружка основал издательство «Му-сагет». Как и в случае с «аргонавтами», название было взято из древней мифологии. Назвав свое издательство в честь Аполлона, символисты стремились «1) противопоставить царящему в современном искусстве дионисизму принцип гармонического аполлонизма; 2) показать, что издательство принимает все девять муз, включая музу науки, понимаемой артистически, как культурная сила...» [4]. Многие авторы выступали под псевдонимами, так, Л.Л. Ко-былинский сформулировал «краткий план» работы издательства под псевдонимом Эллис, а Э.К. Метнер выступал в печати как философ и литератор под именем Вольфинг.

Влияние поэтов-символистов на творчество Н.К. Метнера просматривается в выборе текстов для романсов и песен в период тесного общения с «аргонавтами» и авторами «Мусагета». Среди них не только стихотворения В. Брюсова и А. Белого, но и тексты столь почитаемого представителями Серебряного века Ф. Ницше. Эти романсы входят в опусы 13, 19, 19а, 28, которые создавались композитором в период с 1907 по 1913 годы, а предшествующий им опус 12 «Три стихотворения на стихи Гейне» Николай Карлович посвятил Борису Николаевичу Бугаеву (А. Белый).

Заметим, что после разрыва старшего брата с А. Белым, что было обусловлено различием философских взглядов обоих литераторов, композитор не обращался к произведениям поэтов-символистов.

Невозможно представить мировоззрение «младосимволистов» (к которым относятся почти все поэты, с которыми общался композитор в те годы) без влияния личности В. Соловьева. Не является исключением и Н.К. Метнер. В его письмах просматриваются отголоски идеи В. Соловьева о «цельном знании». В письме к Э.К. Метнеру, делясь впечатлениями о своем концерте в Берлине, композитор пишет, что «люди как-то разучились цельно воспринимать!.. В восприятии слушателей произошла какая-то дифференциация - одни

"Культурная жизнь Юга России" 22 ;

№ 1 (64), 2017

воспринимают только игру (и то с узко-пианистической точки зрения), другие ищут только интересных и пикантных гармоний, третьи - только звучность, четвертые - только эмоциональное движение, пятые - только построение и т.д. И если тебе даже и удается удовлетворить каждого, то все же главное, то есть целое, остается непонятым» [2, с. 223]. Спустя несколько лет в письме А.Б. Гольденвейзеру Н.К. Метнер говорит о «собирании всех смыслов музыки в одно целое» [2, с. 448]. Подробно о «музыкальных смыслах» композитор пишет в своей книге «Музы и мода», которая аккумулирует все эстетические воззрения автора, вызревавшие на протяжении нескольких десятилетий.

Однако следует отметить, что влияние общения с поэтами-символистами было взаимным. Так, А. Белый говорил, что «все лучшее, что возникло у меня в мыслях и переживаниях, немало обязано музыке Метнера» [5, с. 339-340]. Среди прочего А. Белый отмечает влияние «Картин настроений» ор. 1 и Сонаты f-moll ор. 5 на свои Вторую драматическую и Четвертую «Симфонии». Первая соната Н.К. Метнера стала прототипом «Кубка метелей» (Четвертая симфония), о чем поэт пишет в посвящении композитору и З.Н. Гиппиус.

Общность идей композитора и поэтов-символистов находит свое воплощение не только в музыкальных произведениях, но и в эстетических воззрениях. Так, идея «умирания искусства», высказанная в книге композитора «Муза и мода», перекликается с идеями символистов о «конце». «Привычка означает собой ту остановку, которая в искусстве есть не что иное, как смерть» [6, с. 122]. Несмотря на то что к моменту написания книги общение с поэтами-символистами давно прервалось, «Муза и мода» явилась результатом многолетней внутренней работы композитора. В ней нашли воплощение главные идеи и эстетические взгляды, которые пронизывают все творчество композитора.

Изучение круга общения композитора на рубеже Х1Х-ХХ веков, в годы его творческого формирования, приводит к очевидному влиянию старшего брата Эмилия Карловича и его друзей «аргонавтов». Несмотря на то что в тесном контакте с поэтами-символистами Н. Метнер провел не более десятилетия, многие идеи, почерпнутые из общения с ними, композитор пронес через всю жизнь. Результатом его творческих исканий стала книга «Муза и мода», обобщившая музыкальный опыт композитора и его эстетические взгляды.

Литература

1. Marsrow A. Contexts of symbolist music in Silver Age Russia, 1861-1917. URL: http:// search.proquest .com/docview/2 75867688

2. Метнер Н.К. Письма. М., 1973.

3. Белый А. Начало века: берлинская редакция (1923). СПб., 2014.

4. Гусева А.А. Некоторые термины Гераклита в переводе В.О. Нилендера // VOX. Философский журнал. 2010. №9. URL: http://vox-journal.org/html/issues/vox9/141

5. Белый А. Арабески: книга статей. Луг зеленый: книга статей. М., 2012.

6. Метнер Н.К. Муза и мода: защита основ музыкального искусства. Париж, 1978.

References

1. Marsrow A. Contexts of symbolist music in Silver Age Russia, 1861-1917. URL: http:// search.proquest .com/docview/2 75867688

2. Medtner N.K. Pis'ma [Letters]. Moskow, 1973.

3. Belyj A. Nachalo veka: berlinskaja redakcija (1923) [Beginning of the Century: Berlin editorial]. Saint Petersburg, 2014.

4. Guseva A.A. Some terms of Heraclitus in the translation V.O. Nilender // VOX. Filosofskii zhurnal. 2010. №9. URL: http://vox-journal.org/html/issues/vox9/141

5. Belyj A. Arabeski: kniga statej. Lug zelenyj: kniga statej [Arabesque: book of articles. Meadow Green: book of articles]. Moskow, 2012.

6. Medtner N.K. Muza i moda: zashhita osnov muzykal'nogo iskusstva [Muse and fashion: protection of the foundations of musical art]. Paris, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.