Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЭНДЗО ТАНГЭ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ'

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЭНДЗО ТАНГЭ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
"ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ" / ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / "ХАЙ-ТЕК" / СОБОР АТОМНОЙ БОМБЫ / ТОКИЙСКИЙ СОБОР СВЯТОЙ МАРИИ / ЦЕНТР ПРЕССЫ И РАДИОВЕЩАНИЯ СИДЗУОКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерина А.П.

в статье анализируются творчество японского архитектора Кэнзо Тангэ, разбираются особенности его проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЭНДЗО ТАНГЭ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЭНДЗО ТАНГЭ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Ерина А.П.

Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируются творчество японского архитектора Кэнзо Тангэ, разбираются особенности его проектов.

Ключевые слова: «интернациональный стиль», японская архитектура, «хай-тек», Собор атомной бомбы, Токийский собор Святой Марии, Центр прессы и радиовещания Сидзуока.

Кэндзо Тангэ - японский архитектор. Отталкиваясь от традиционной японской эстетики и структурных принципов, проектировал в «интернациональном стиле» и стиле «хай-тек».

Руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок 1945 года и созданием Парка мира и нескольких зданий в нём: музея, Городского дома собраний. Среди его работ — католический собор Пресвятой Девы Марии и Олимпийский центр (оба — в Токио, закончены в 1964 году). Одним из первых использовал перекрытия-оболочки: Олимпийский центр и собор Святой Марии в Токио, конгресс-холл в префектуре Эхимэ [1].

С середины 1960-х в центре интересов Тангэ и его архитекторского бюро — масштабная городская планировка (новый центр Скопье после землетрясения, столица Нигерии Абуджа, деловые кварталы Болоньи и Неаполя). Лауреат Притцкеровской премии (1987 г.).

Первая половина 1960-х годов - самый плодотворный период для Тангэ. Постройкой, завершившей этот период, стало здание центра коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу (1962-1967 гг.). Впервые Тангэ удается связать свои идеи с реальными задачами реконструкции и развития города при проектировании центра югославского города Скопье, разрушенного землетрясением 1963 года. На проект центра под эгидой ООН в 1964 году был проведен международный конкурс, первую премию присудили Тангэ и его бригаде. Символы, по мысли архитектора, должны выражать характер использования городских пространств таким образом, чтобы побуждать горожан к участию в общественной жизни [2].

Своего рода маяком композиции и немым укором выбрана уцелевшая руина колокольни храма, оказавшегося по соседству с эпицентром взрыва. Ее не стали восстанавливать, и сегодня A-Bomb Dome (Собор атомной бомбы) с арматурным скелетом купола выглядит знаком скорбного восклицания. Еще одно его название — купол Гэмбаку. Купол Гэмбаку — до Второй мировой войны являлся Выставочным центром Торгово-промышленной палаты Хиросимы. В результате атомной бомбардировки 1945 года был сильно повреждён, но уцелел, несмотря на то, что по горизонтали находился всего в 160 метрах от эпицентра. Здание частично обрушилось от ударной волны и выгорело от пожара; все люди, находившиеся в здании в момент взрыва, погибли. После войны Купол был укреплён во избежание дальнейшего разрушения и стал самым известным экспонатом, связанным с атомным взрывом. В 1996 году, несмотря на возражения китайских и американских властей, Купол Гэмбаку внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рис. 1. Руины собора атомной бомбы. Мемориальный парк мира, Хиросима, Япония

Токийский собор был построен в 1964 году, на месте старого деревянного собора в готическом стиле, который был уничтожен во время войны. Архитектор запроектировал новую церковь в виде бетонной конструкции, простую по концепции и сложную по форме, похожую на птицу.

Восемь стен, которые удерживают всю конструкцию, являются одновременно крышей и стенами, ограждающими пространство и открывающимися наружу через вертикальные промежутки. Стены изогнуты гиперболически, чтобы выразить напряжение в небе, и превращает ромбовидный цокольный этаж в крест на крыше. Различные высоты крыльев, асимметричные, делают его динамичным на фоне неба. Самое высокое крыло - 39,41 м.

Рис. 2. Токийский собор Святой Марии, 1964 г.

Токийский собор считается одним из самых важных произведений Тангэ и одним из самых интересных архитектурных решений Токио. Здание объединяет западный сюжет и восточную культуру, и чувственность, решая сложность проекта в блестящей архитектуре.

Рис. 3. Центр прессы и радиовещания Сидзуока, 1967 г.

Центр прессы и радиовещания Сидзуока - самый значимый проект японского архитектора Кензо Тангэ. Здание возведено в 1967 году и стало первой объемной реализацией метаболических идей Тангэ. Центр прессы и радиовещания Сидзуока имеет небольшой размер, но значение постройки велико и является воплощением концепции новой метаболической структуры в архитектуре и городской планировке, это направление особенно преобладало в Японии после 1945 года.

Здание построено в Токио, и стало воплощением в жизнь метаболических идеалов архитектора. Узкий треугольный участок площадью 189 квадратных метров стал причиной разработки вертикальной конструкции, которая состоит из основного ядра с инженерными коммуникациями, и является городской мегаструктурой [4].

Список литературы

1. Кэнзо Тангэ. Часть I. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tehlib.com/arhitektura/kenzo-tange-chast-i/ (дата обращения: 16.01.2022).

2. Творчество архитектора Кензо Танге. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://allrefrs.ru/4-53428.html/ (дата обращения: 18.01.2022).

3. Архитектура Японии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.architime.ru/archiworld/japan.htm (дата обращения: 9.01.2022).

4. Великие архитекторы: Кензо Танге. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.archidizain.ru/2019/09/blog-post_13.html/ (дата обращения: 12.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.