Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ЧЖАО СЯОШЭНА В ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ЧЖАО СЯОШЭНА В ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЖАО СЯОШЭН / ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА / КОМПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА ТАЙЦЗИ / ФИЛОСОФИЯ И ЦЗИН В МУЗЫКЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ / КОМПОЗИТОРСКОЕ ИСКУССТВО В КИТАЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вэй Пэйяо

Фигура композитора, пианиста и педагога Чжао Сяошэна играет ключевую роль в исследовании фортепианной педагогики Китая. Чжао Сяошэн является автором системы композиции тайцзи, основанной на традициях китайской философии И Цзин и западном сериализме. Композитор заключил в свою концепцию ключевое положение философии И-Цзин - борьбу и единство противоположностей, инь и ян, воплотив его в музыке. Используя конструкцию 64 предсказаний, выраженных в гексаграммах - шести взаимосвязанных линий, которые нужно читать снизу - вверх, Чжао представил их в 64 серийных ряда, включающих разное количество звуков. В данной статье предпринимается попытка проанализировать характерные особенности методики Чжао Сяошэна в контексте философии И Цзин и подходов к композиции западной музыкальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZHAO XIAOSHENG’S CREATIVE METHOD IN PIANO PEDAGOGY

The figure of composer, pianist and teacher Zhao Xiaosheng plays a key role in the study of piano pedagogy in China. Zhao Xiaosheng is the author of the Tai chi composition system based on the traditions of Chinese philosophy and Jing and Western serialism. The composer included in his concept the key position of the philosophy of I Ching - the struggle and unity of opposites, yin and yang, embodying it in music. Using the construction of 64 predictions expressed in hexagrams - six interconnected lines that need to be read from bottom to top, Zhao presented them in 64 serial rows, including a different number of sounds. This article attempts to analyze the characteristic features of Zhao Xiaosheng’s methodology in the context of I Ching philosophy and approaches to composition of the Western music school.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ЧЖАО СЯОШЭНА В ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Творческий метод Чжао Сяошэна в фортепианной педагогике

Вэй Пэйяо,

студент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: sofya.sharypova.99@mail.ru

Фигура композитора, пианиста и педагога Чжао Сяошэна играет ключевую роль в исследовании фортепианной педагогики Китая. Чжао Сяошэн является автором системы композиции тайцзи, основанной на традициях китайской философии И Цзин и западном сериализме. Композитор заключил в свою концепцию ключевое положение философии И-Цзин - борьбу и единство противоположностей, инь и ян, воплотив его в музыке. Используя конструкцию 64 предсказаний, выраженных в гексаграммах - шести взаимосвязанных линий, которые нужно читать снизу - вверх, Чжао представил их в 64 серийных ряда, включающих разное количество звуков. В данной статье предпринимается попытка проанализировать характерные особенности методики Чжао Сяошэна в контексте философии И Цзин и подходов к композиции западной музыкальной школы.

Ключевые слова: Чжао Сяошэн, фортепианная педагогика, композиционная система тайцзи, философия И Цзин в музыке, фортепианная педагогика, музыкальное образование в Китае, композиторское искусство в Китае.

Введение

Фортепианная музыка является важнейшей областью инструментальной музыки, получившая признание во всем мире. Особенную значение для фортепианной музыки имеет фортепианная педагогика, формирующая подходы и методики, позволяющие фортепианной музыке развиваться, расти и оставаться актуальной несмотря на различные события, происходящие в обществе. Такое развитие невозможно в условиях изоляции культуры отдельной страны, именно поэтому так важен межкультурный диалог. Известный китайский пианист, педагог и композитор Чжао Сяошэн посвятил значительную часть своей жизни работе над таким диалогом. Разработанная им система композиция тайцзи представляет синтез древнекитайской философии и западного сериализма. В данной работе делается попытка проследить эволюцию творческих методов Чжао Сяошэна, изучить предпосылки, которые привели композитора к созданию системы композиции тайцзи. Также в работе рассматриваются основные философские идеи И-Цзин в их связи с положениями системы композиции Чжао Сяошэна. Одной из основных задач данной работы является изучение связи западной и восточной методик фортепианной педагогики на примере разработанной концепции Чжао Сяошэна.

Биография Чжао Сяошэна: становление композитора

Чжао Сяошэн - выдающийся китайский композитор, пианист и профессор современности, чья деятельность оказала огромное влияние на развитие как китайской, так и мировой фортепианной музыки. Чжао известен своим уникальным методом композиции - кросс-культурной интеграции западного серийного метода и древнекитайской философии тайцзи, что оказало непосредственное влияние на развитие отношений между восточной и западной культурой в музыке.

Чжао довольно рано начал карьеру в музыке, обучаясь игре на фортепиано в начальной и средней школах Шанхайской консерватории. Уже в тот период музыкант проявил интерес к композиции, 0 однако основной акцент Чжао делал непосред-

§ ственно на карьере пианиста. Ранние произве-

ду дения Чжао по композиционному стилю схожи

с работами Шопена и Бетховена. Высшее академическое образование Чжао получал с 1978

по 1981 год в Шанхайской консерватории, где он сменил специальность, выбрав факультет композиции. После окончания консерватории в рамках новой культурной политики Китая, Чжао принял решение о продолжении своего образования, поступив в Колумбийский университет, где он учился с 1981 по 1984 год. Также композитор обучался электронной музыке в Университете штата Миссури. Фундаментальное образование, полученное в Китае и США, сформировало Чжао как высокопрофессионального музыканта, отдающего дань традициям своей национальной культуре, при этом открытого к новым экспериментам и заинтересованного в совмещении характерных черт китайской музыки с западной техникой композиции. Итогом стала разработка собственной системы композиции, которая впоследствии стала важнейшей частью музыкального академического образования в Китае [9, с. 3].

Периодизация творческих этапов Чжао Сяошэна

В годы обучения Чжао в Шанхайской консерватории Дэн Сяопин была утверждена культурная политика «трех методов передачи», методы состояли из трех категорий: революционные, национальные и общесоциальные. Данные методы повлияли на методику Чжао, сформировав направленность его работы, при этом национальный метод в тот период был преобладающим, что можно видеть через частое использование Чжао традиционных музыкальных инструментов в его произведениях, при этом на творчестве Чжао сказалось и влияние западной школы, что коррелировало с революционным методом. После возвращения композитора из США он начинает разработку своей авторской системы -композиции тайцзи, воплотившейся в сочетании западного сериализма и китайской философии. В своих композициях Чжао стремится к сохранению звучности китайского языка в рамках современных идиом. Уважение к национальной культуре проявляется и в том, что композитор называет свои композиции с использованием китайского языка. В своей первой танцевальной сюите «Мелодия земли» композитор использует традиционные китайские мотивы и пение в стиле пекинской оперы [8, с. 23]. Мелодия включает в себя арии, мелодии с фиксированной настройкой и образцы перкуссии. Третья танцевальная сюита Чжао «Небесное жертвоприношение» содержит элементы китайской ритуальной музыки. Музыка композитора для балета «Солнце над пустошью» состоит из нескольких самостоятельных элементов: ритмов поп-баса, вокализирующего хора и отчужденной китайской оркестровой музыки, включающей в себя пипы, звучащие как банджо в американской музыке кантри. Виртуозность композиций Чжао проявляется в задействовании сочетания западных и китайских музыкальных инструментов, что порождает уникальные звуковые эффекты музыки композитора.

Используя собственную систему композиции, Чжао Сяошэн в 1985 году написал концерт для

фортепиано «Бог Надежды», воплотивший все основные постулаты системы Чжао. В следующем году публике была представлена сольная пьеса для фортепиано «Тайцзи», представившая одноименную систему композиции Чжао. Часть работ из сборника «Следуй за сердцем», написанного в 1990-х, также создана с использованием методики тайцзи. Разработанная Чжао теория композиции и ее реализация в произведениях композитора наполнили китайскую фортепианную музыку новыми смыслами и импровизационными ресурсами.

Творческий путь Чжао Сяошэна можно разделить на три периода:

• Первый период (становление, период национальной музыки) 1970-1980 годы;

• Второй период (поиск и самоопределение)

1980-1990 годы;

• Третий период (зрелость) период после 1990 года.

Во время первого период Чжао пробовал себя

в ролях пианиста и композитора, в разных музыкальных жанрах. В 1970 годы Чжао в основном занимался аранжировками к произведениям других композиторов, что было продиктовано политической ситуацией в Китае периода культурной революции: деятели культуры подвергались жесткой цензуре и были вынуждены работать в рамках, которые были инициированы правительством. В связи с данным политическим курсом основным стилем фортепианной композиции того период была аранжировка уже написанных произведений, соответствующих националистической политике государства. К таким произведениям относились работы в жанре китайской оперы, балета или же народной музыки. Чжао делал аранжировки для многих революционных отрывков Ян Банси и традиционных китайских фортепианных пьес, написанных для фортепиано. Чжао использовал традиционную китайскую музыкальную форму Танг Да Цюй, свободную, медленную, средне быструю, быструю, свободную. Сохраняя первоначальный ритмический рисунок пьес, Чжао изменял и приукрашивал отдельные фрагменты мелодии. К произведения первого периода Чжао Сяошэна относятся четыре вокальных сопровождения для современной китайской оперы, шесть концертных этюдов, семь фортепианных пьес. Таким образом, первый период творчества Чжао Сяошэна можно назвать «национальным». Во время первого период Чжао написал только одну собственную фортепианную пьесу «Песня рыбака», на создание которой композитора вдохновила китайская народная инструментальная пьеса «У Банг Цзы» [9, с. 12].

Во время второго периода Чжао исследовал современные западные подходы к композиции и предпринимал попытки синтезировать их с китайскими традициями в музыке. В 80-е композитор начал разрабатывать свою собственную систему композиции, формируя ее академический и философский фундамент. Данный период творчества включал элементы диверсификации. Плодами второго периода творчества композитора бы-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ли уже упомянутые произведения «Бог Надежды», «Тайцзи». Третий период творчества композитора ознаменован его экспериментами в инструментальной музыке, особым вниманием к экспериментальной композиции. Так, Чжао продолжает использовать инструменты национальной музыки и диверсификации, при этом исследуя методику экспериментальной музыки и применяя ее на практике. К произведениям данного периода, отражающим эти тенденции в творчестве Чжао, можно отнести сборник «Следуй за сердцем», о котором шла речь ранее, а также концерт для фортепиано «Ляо Инь».

Все три творческих периода Чжао Сяошэна довольно ясно различимы в его работах. Так, в произведениях первого периода заметно влияние других композиторов, при этом чувствуется стремление к разработке собственного стиля. Второй период ознаменован началом разработки собственной системы композиции Чжао Сяошэна. Третий, текущий период, связан с продолжением работы над авторской методикой, а также с развитием музыкальных экспериментов и импровизационных практик в музыке.

Система композиции тайцзи

Интерес Чжао Сяошэна к древней китайской философии повлиял на создание собственной системе композиции, в основе которой лежит система тайцзи. Философия Тайцзи имеет тысячелетнюю историю и берет свое начало во времена правления мифологического императора Китая Фу Си (около 2852-2738 гг. до н.э.) и основателя династии Чжоу Вэнь-вана (XI века до н.э.) [6, с. 7]. В основе философии Тайцзи лежит идея единства противопол-ложностей, двойственной природы вещей, равновесия таких противоположных начал как инь и ян. В музыке же эта философия представлена в единстве таких противоположных начал как диссонанс и консонанс.

Теоретические основы системы композиции тайцзи

Чжао Сяошэн, как и многие другие музыканты, был заинтересован данной философией в контексте музыки. Отличительной чертой подхода Чжао является его намерение подобрать музыкальные эквиваленты главным постулатам философии тайцзи и применить их на практике в своих произведениях. Важное влияние на разрабатываемую Чжао систему оказало увлечение китайской философией И-Ц-зин, в частности ключевым для китайской культуры произведением «Канон перемен», также известным как «Книга перемен» или Книга гаданий [5, с. 13]. Данный труд включает в себя 64 предсказания, изображенных в виде гексаграмм, представляющих собой шесть взаимосвязанных линий, которые нужно о читать снизу-вверх. Сплошные линии в гексаграм-Ы мах символизируют ян, а прерывистые линии инь [2, й с. 238]. Инь и ян выражаются в триграммах багуа, ~ которые символизируют взаимосвязанность мира. ^ Восемь триграмм обозначают явления природы,

числа, цвета, органы тела, положения в социальной группе. Инь и ян содержат по четыре триграммы, сфера инь включает триграммы: кунь (земля), сюнь (ветер), кань (вода), гэнь (гора), а сфера ян включает триграммы: цянь (небо), чжэнь (гром), ли (огонь), дуй (озеро, водоем) [1, с. 296]. Изображение круга багуа представляет противоположные триграммы-полюса инь и ян. Восемь комбинаций из восьми триграмм создают 64 гексаграммы.

Анализ системы композиции тайцзи Чжао Сяошэна

Данное учение легло в основу системы композиции Чжао Сяошэна. Взяв 64 гексаграммах из данного учения, Чжао изобрел 64 серийных ряда, которые, в свою очередь, включали разное количество звуков. Каждый звук состоит из двух частей: инь и ян, инверсивных по отношению друг к другу. Серийные ряды могут составлять неограниченное количество комбинаций [7, с. 298]. В своей системе композиции Чжао перенес идеи философского учения на нотный стан, используя метод аналогии. Композитор выразил инь в малой терции, а ян большой терцией. Большая и малая терции, соединяясь, образуют септаккорды и трезвучия. Чжао, связывая трезвучия между собой постепенным движением среднего и верхнего тонов аккордов вверх по полутонам, располагает четыре трезвучия в ряд: уменьшенное трезвучие, минорное трезвучие, мажорное трезвучие и увеличенное трезвучие. Затем композитор достраивает трезвучия до септаккордов, предлагая восемь возможных путей от общего тона до уменьшенного, до полууменьшенного, от общего тона до малого, от общего тона до минорного, до большого минорного, от общего тона до мажорного, до большого мажорного. Эти вариативные восемь септаккордов обозначают восемь триграмм багуа. Данная композиционная система довольна близка к европейской натуральной ладовой системе, Чжао выявил аналогичные с ней связи в структуре ладов. Так, например, кунь - это подобие локрийско-го лада, а кань - подобие дорийского лада. Связь системы тайцзи с западной ладовой несет в себе ключевое значение. Чжао Сяошэн, много лет занимающийся западной школой композиции, стремился в своем творчестве совместить западные подходы с китайской философией и традициями. В данном случае сериализм и западная теория музыки во многом легли в основу системы композиции, разработанной Чжао Сяошэном.

Ладовая система, разработанная Чжао, стала основой ряда инструментальных произведений композитора, например, инь и ян» для 16 инструментов, разделенных на 2 группы по 8 человек, пьесах «Лазурный небосвод и белое облако», «Один», «Слушание циня». В данных сочинениях Чжао сочетает лады между собой. Так, в произведении «Лазурный небосвод и белое облако» для флейты и деревянной колотушки партия деревянной колотушки звучит в ладе ян, а партия флейты звучит в ладе инь. В произведении «Слушание циня» партия для фортепиано исполняется в ладе

инь, а партия эрху в ладе ян, во второй части лады меняются местами [5, с. 39].

По системе Чжао, 64 гексаграммы могут быть представлены в виде горизонтальных мелодических моделей - мелодий, а также в виде вертикальных аккордовых моделей - гармоний. В основе системы композиции тайцзи лежит один аккорд, который включает в себя все возможные в данной системе координат мелодии и аккордовые комбинации. Так, данный «фундаментальный» аккорд выступает символом единства всего.

Согласно системе Чжао созвучие состоит из серии звуков инь и серии звуков ян. Аккорды инь и ян состоят из шести интервалов между соседними звуками: тритоны, терции, большие и малые секунды, чистые квинты, данные аккорды, образуя инь и ян, зеркально отражают друг друга.

Другой формой изображения системы композиции Чжао является звуковой ряд: звуки в нем идут друг за другом, при этом каждый звук принадлежит либо инь, либо ян. Так, полярность в звукоряде сохраняется. Первый и последний звуки в ряде повторяются, подчеркивая цикличность. При объединении звукоряды образуют двенадцатитоновый ряд, рассматриваемый как символ «объятия инь-ян». Другим видом звукоряда по системе Чжао является расходящийся звукоряд, состоящий из высоких тонов. Идея взаимосвязанных диссонанса и консонанса аналогично проявляется и тут: в основе расходящегося звукоряда ян лежат два мажорных аккорда, а в основе звукоряда инь лежат два минорных аккорда [10, с. 15]. Так, Чжао выстроил 64 гексаграммы, основываясь на звуковых воплощениях багуа. Гексаграммы образуют собой круг, представленный мелодическими рядами, закольцовывая нотный стан с другим нотным текстом, при этом в середине круга расположены те же 64 гексаграммы в вертикальном расположении в виде аккордов и интервалов. Данная конструкция напоминает окружность тайцзиту. Образовавшиеся из вертикальных аккордов и интервалов геометрические пространства содержат от 2 до 12 звуков. Ключевым здесь является их антони-мичность, подобно началам инь и ян. Ассиметрич-ны и сами гексаграммы: у каждой гексаграммы есть свой зеркальный антипод. Однако при всей противоположности гексаграммы тесно связаны между собой, так как соединяясь, они образуют двенадцатитоновый ряд. Предполагается, что композитор выбирает по кругу гексаграммы с целью постепенно сложить весь двенадцатитоновый ряд, после чего он в обратном порядке начинает убирать гексаграммы одну за другой до того момента, пока он не дойдет до отправной точки. Музыкант при использовании данной схемы может выбирать определенные модели, тем самым изменяя интонационную основу произведения. Из 64 гексаграмм выделяется гексаграмма цянь, поскольку она единственная содержит двенадцатитоновый ряд, что означает отсутствие потребности в дополнении. Цянь соединяет в себе два гексахорда: инь и ян. С точки зрения философии тайцзи интересно

соединение гексаграмм цянь и кунь. Цянь - небо, самая развернутая, полная гексаграмма, «все», а кунь - земля, самая краткая гексаграмма в схеме, «ничто». Так, цянь и кунь продолжают мысль о единстве противоположностей: ничто и все. Кунь в философии тайцзи - центр, абсолютное в своей гармоничности воплощение инь и ян [9, с. 47].

Западное влияние на систему композиции тайцзи: двенадцатитоновая система Шенберга

Как уже было сказано выше, на систему композиции, разработанную Чжао, оказала влияние ладовая система, используемая в западной школе [3, с. 14]. Система тайцзи во многом похожа на двенадцатитоновую систему Шенберга, австрийского и американского композитора, педагога. В обеих системах используются двенадцать уникальных нот, выстроенных в строго определенной последовательности. Звуковое многообразие достигается за счет использования различных музыкальных шаблонов. Разница между системой тайцзи Чжао Сяошэна и последовательной техникой Шенберга заключается в том, что Чжао использует для своей концепции философию И Цзин, помимо проработки аспектов музыкальной техники.

Таким образом, система композиции тайцзи, разработанная Чжао Сяошэном, отражает связь между различными музыкальными элементами, высоту тонов, ритм и структуру. Схема тайцзи Чжао предоставляет возможность композитору самостоятельно выбирать гексаграммы, изменяя и интонационную основу произведения. Разработанная Чжао систеа композиции тайцзи, с одной стороны, аффилированная с системой композиции, зароившейся в западной теории музыки и се-риализмом, с другой стороны, вобравшая в себя фундаментальные постулаты китайской философии и культурные традиций Китая, является важнейшим достижением диалога между востоком и западом, его плодом.

Заключение

Вклад Чжао Сяошэна в развитие инновационных методов композиции для фортепиано неоценим. Разработанная им система композиции тайцзи представляет собой беспрецедентный симбиоз традиционных китайских элементов, основанных на древнейшей китайской философии И-Цзин и западного сериализма. После годов исследования инновационных практик в композиции Чжао нашел себя в концепции сериализма, увидев в ней большие перспективы в контексте ее соединения с древней китайской философией. Используя логику Книги перемен, Чжао выстроил систему из двенадцати тоновой музыки и традиционных методик наборов высоты тонов через новый, отличный от традиционного сериализма подход. Для наиболее точного представления новой системы композиции Чжао написал пьесу для фортепиано «Тайцзи», являющуюся подтверждением инновационности методики композитора и воплощением его таланта.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

Литература

1. Кобзев А.И. Традиция предсказаний и «Канон перемен» // Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 2: Мифология. Религия. М., 2007, с. 144-167. - То же. М., 2011.

2. Нидэм Дж. Фундаментальные основы традиционной китайской науки // Китайская геомантия / Сост. М.Е. Ермаков. СПб., 1998, с. 238263.

3. Пэн, Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов ХХ века /Пэн Чэн. - С-Пб.: Композитор, 2013. - 220 с.

4. Уотс А. Путь Дзэн. Киев: «София», 1993.

5. Фань Юй. Философия тайцзи в творчестве китайского композитора Чжао Сяошэна / Фань Юй // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2018. - № 2 (48). -С. 39-42.

6. Хань Луцзяо Философия «Тайцзи» как теоретическая основа развития искусства в Китае // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения. Минск, 2017. С. 7.

7. Чжао Сяошэн. Система композиции тайцзи (Новая редакция). Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2006. С. 296-300.

8. Peking Opera Wikipedia, July 10, 2013, accessed April 15, http://en.wikipedia.org/wiki/Peking_opera

9. Wen-wen Dong, "Research of Xiao-Sheng Zhao's Piano Music" (master's thesis, Shandong Normal University, 2009

10. Feifei Jiang. Zhao Xiao-Sheng's Tai Chi Reflection: His Innovative Tai Chi Compositional System and its Execution in Tai Chi for Solo Piano // In partial Fulfillment of Requirements For the Degree of Doctor of Musical Arts. The Graduate College at the University of Nebraska, 2013. Р. 40-41.

ZHAO XIAOSHENG'S CREATIVE METHOD IN PIANO PEDAGOGY

Wei Peiyao

A.I. Herzen Russian State Pedagogical University

The figure of composer, pianist and teacher Zhao Xiaosheng plays a key role in the study of piano pedagogy in China. Zhao Xiaosheng is the author of the Tai chi composition system based on the traditions of Chinese philosophy and Jing and Western serialism. The composer included in his concept the key position of the philosophy of I Ching - the struggle and unity of opposites, yin and yang, embodying it in music. Using the construction of 64 predictions expressed in hexagrams - six interconnected lines that need to be read from bottom to top, Zhao presented them in 64 serial rows, including a different number of sounds. This article attempts to analyze the characteristic features of Zhao Xiaosheng's methodology in the context of I Ching philosophy and approaches to composition of the Western music school.

Keywords: Zhao Xiaosheng, piano pedagogy, Tai chi compositional system, philosophy and Ching in music, piano pedagogy, music education in China, composing art in China.

References

1. Kobzev A.I. The tradition of predictions and the "Canon of changes" // Spiritual culture of China: Encyclopedia. Vol. 2: Mythology. Religion. M., 2007, pp. 144-167. - The same. M., 2011.

2. Needham J. Fundamentals of traditional Chinese science // Chinese Geomancy / Comp. M.E. Ermakov. SPb., 1998, pp. 238263.

3. Peng, Cheng. The Yun-gong-diao fret system and its implementation in the works of Chinese composers of the twentieth century /Peng Cheng. - S-Pb.: Composer, 2013. - 220 p.

4. Watts A. The Way of Zen. Kiev: "Sofia", 1993.

5. Fan Yu. The philosophy of Tai chi in the works of Chinese composer Zhao Xiaosheng / Fan Yu // Actual problems of higher musical education. - 2018. - № 2 (48). - Pp. 39-42.

6. Han Lujiao Philosophy of "Tai Chi" as a theoretical basis for the development of art in China //Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Sciences. art criticism. Minsk, 2017. p. 7.

7. Zhao Xiaosheng. The Tai chi composition system (New edition). Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 2006. pp. 296300.

8. Wikipedia "Beijing Opera", July 10, 2013, accessed April 15, http://en.wikipedia.org/wiki/Peking_opera

9. Wen-wen Dong, "Xiao-Sheng Zhao Piano Music Research" (Master's thesis, Shandong Pedagogical University, 2009

10. Feifei Jiang. Reflection of Zhao Xiaosheng's Taijiquan: his innovative composition system of Taijiquan and its performance in Taijiquan for solo piano // In partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Musical Arts. University of Nebraska Graduate College, 2013. pp. 40-41.

о с

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.