Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН МАРИИ ВИНОГРАДОВОЙ В КОНТЕКСТЕ ОЗВУЧИВАНИЯ СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ. К 100-ЛЕТИЮ «КОРОЛЕВЫ ЭПИЗОДА»'

ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН МАРИИ ВИНОГРАДОВОЙ В КОНТЕКСТЕ ОЗВУЧИВАНИЯ СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ. К 100-ЛЕТИЮ «КОРОЛЕВЫ ЭПИЗОДА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / СОВЕТСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ / ОЗВУЧИВАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ / МАРИЯ ВИНОГРАДОВА / ТРАВЕСТИ / ТЕХНИКА РЕЧИ / ДИКТОР / МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ПЕРСОНАЖИ / РЕЧЕВАЯ ПАЛИТРА АКТЕРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шумов Максим Владимирович, Павлов Андрей Юрьевич

В качестве объекта данной статьи авторами была обозначена речевая культура. Предметом исследования является творческий потенциал заслуженной артистки РСФСР Марии Виноградовой в контексте озвучивания советских мультфильмов. Авторы поставили перед собой цель выявить диапазон потенциала речевых возможностей в деле озвучивания мультипликационных персонажей. Методологическую основу статьи составляет контент-анализ, сравнительный, статистический, историко-культурологический анализ советских мультипликационных произведений, а также их персонажей, озвученных Марией Виноградовой. Авторы при рассмотрении проблемы достигают следующих результатов: с 1954 по 1995 годы Мария Сергеевна приняла участие в озвучивании 213 советских мультфильмов. Наиболее плодотворными годами для актрисы с точки зрения озвучивания были 1973, 1974, 1975, 1976 годы. За 40 лет актриса озвучила 109 животных, 87 мальчика, 22 девочки, 14 неопределенных персонажа и 9 неодушевленных предметов. В процессе разработки поставленной проблемы авторы выделяют категории озвучиваемых персонажей (персонажи-мальчики, персонажи-девочки, персонажи-животные, персонажи-предметы, неопределенные персонажи) и проводят анализ творчества актрисы на предмет принадлежности озвучиваемых ею персонажей к этим категориальным элементам. Новизна исследования состоит в нетрадиционности обозначенного подхода, а также в комплексном анализе палитры речевых возможностях Марии Виноградовой. В результате исследования авторы приходят к следующим выводам: 1) Высокий творческий подъем актрисы сформировался в 1970-е годы - в это десятилетие был озвучен 91 советский мультфильм, что от общего числа озвученных мультфильмов составляет 42%. 2) Актерское амплуа-травести Марии Сергеевны подтверждает первое место по количество озвученных персонажей мужского пола - детей и животных. 3) В 15 мультфильмах Мария озвучила нескольких персонажей, а в 2х - всех персонажей, что говорит о широком речевом диапазоне актрисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шумов Максим Владимирович, Павлов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARIA VINOGRADOVA'S CREATIVE RANGE IN THE CONTEXT OF VOICING SOVIET CARTOONS. TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE "QUEEN OF THE EPISODE"

The authors designated speech culture as the object of this article. The subject of the study is the creative potential of the Honored Artist of the RSFSR Maria Vinogradova in the context of voicing Soviet cartoons. The authors set a goal to identify the range of the potential of speech capabilities in voicing cartoon characters. The methodological basis of the article is content analysis, comparative, statistical, historical and cultural analysis of Soviet animated works, as well as their characters voiced by Maria Vinogradova. The authors, when considering the problem, achieve the following results: from 1954 to 1995, Maria Sergeevna took part in the dubbing of 213 Soviet cartoons. The most fruitful years for the actress in terms of voice acting were 1976 - 15 works; 1975, 1984 - 12 works; 1973 - 11 works; 1974 - 10 works. For 40 years, the actress has voiced 109 animals, 87 boys, 22 girls, 14 indeterminate characters and 9 inanimate objects. In the process of developing the problem, the authors identify categories of voiced characters (boy characters, girl characters, animal characters, object characters, indeterminate characters) and analyze the actress' creativity for the characters she voices belonging to these categorical elements. The novelty of the research lies in the unconventionality of the indicated approach, as well as in the complex analysis of the palette of Maria Vinogradova's speech capabilities. As a result of the study , the authors come to the following conclusions: 1) The high creative rise of the actress was formed in the 1970s - 91 Soviet cartoons were voiced in this decade, which is 42% of the total number of voiced cartoons. 2) The acting role of Maria Sergeevna's travesty confirms the first place in the number of voiced male characters - children and animals. 3) In 15 cartoons, Maria voiced several characters, and in 2 - all the characters, which indicates a wide speech range of the actress.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН МАРИИ ВИНОГРАДОВОЙ В КОНТЕКСТЕ ОЗВУЧИВАНИЯ СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ. К 100-ЛЕТИЮ «КОРОЛЕВЫ ЭПИЗОДА»»

Философия и культура

Правильная ссылка на статью:

Шумов М.В., Павлов А.Ю. — Творческий диапазон Марии Виноградовой в контексте озвучивания советских мультфильмов. К 100-летию «королевы эпизода» // Философия и культура. - 2023. - № 5. DOI: 10.7256/24540757.2023.5.40697 EDN: BPHKHB URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=40697

Творческий диапазон Марии Виноградовой в контексте озвучивания советских мультфильмов. К 100-летию «королевы эпизода»

Шумов Максим Владимирович

доцент, кафедра режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф.М.

Достоевского

644043, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 36

И mvshumov@mail.ru

Павлов Андрей Юрьевич

доцент, кафедра режиссуры и хореографии, Омский государственный университет им. Ф.М.

644043, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 36

ЕЗ a.u.pavlov62@mail.ru

Статья из рубрики "Философия и искусство"

DOI:

10.7256/2454-0757.2023.5.40697

EDN:

BPHKHB

Дата направления статьи в редакцию:

09-05-2023

Аннотация: В качестве объекта данной статьи авторами была обозначена речевая культура. Предметом исследования является творческий потенциал заслуженной артистки РСФСР Марии Виноградовой в контексте озвучивания советских мультфильмов. Авторы поставили перед собой цель выявить диапазон потенциала речевых возможностей в деле озвучивания мультипликационных персонажей. Методологическую основу статьи составляет контент-анализ, сравнительный, статистический, историко-культурологический анализ советских мультипликационных произведений, а также их персонажей, озвученных Марией Виноградовой. Авторы при рассмотрении проблемы

достигают следующих результатов: с 1954 по 1995 годы Мария Сергеевна приняла участие в озвучивании 213 советских мультфильмов. Наиболее плодотворными годами для актрисы с точки зрения озвучивания были 1973, 1974, 1975, 1976 годы. За 40 лет актриса озвучила 109 животных, 87 мальчика, 22 девочки, 14 неопределенных персонажа и 9 неодушевленных предметов. В процессе разработки поставленной проблемы авторы выделяют категории озвучиваемых персонажей (персонажи-мальчики, персонажи-девочки, персонажи-животные, персонажи-предметы, неопределенные персонажи) и проводят анализ творчества актрисы на предмет принадлежности озвучиваемых ею персонажей к этим категориальным элементам. Новизна исследования состоит в нетрадиционности обозначенного подхода, а также в комплексном анализе палитры речевых возможностях Марии Виноградовой. В результате исследования авторы приходят к следующим выводам: 1) Высокий творческий подъем актрисы сформировался в 1970-е годы - в это десятилетие был озвучен 91 советский мультфильм, что от общего числа озвученных мультфильмов составляет 42%. 2) Актерское амплуа-травести Марии Сергеевны подтверждает первое место по количество озвученных персонажей мужского пола - детей и животных. 3) В 15 мультфильмах Мария озвучила нескольких персонажей, а в 2х - всех персонажей, что говорит о широком речевом диапазоне актрисы.

Ключевые слова:

культура речи, сценическая речь, советские мультфильмы, озвучивание мультфильмов, Мария Виноградова,травести, техника речи, диктор, мультипликационные персонажи, речевая палитра актера

Некоторые аспекты культуры речи и озвучивания фильма. Введение

За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка достаточно сильно трансформировался. Изменения произошли в таких его формах как язык художественной литературы, публицистики, средств массовой информации, кинематографа, театра. Говоря о произведениях кинематографа, наряду с речью в средствах массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. Часто случается, что большое влияние речь в кинематографических произведения оказывает также на формирование «языкового» вкуса и языкового идеала.

Говоря о проблеме изучения культуры речи нужно напомнить, что «значительный вклад в исследование речевой культуры внесли языковеды и литераторы-публицисты В.И. Чернышев, В.Г. Белинский, Л.В. Щерба, С.И. Ожегов, Г.О. Винокур, С.П. Обнорский, В.В Виноградов и многие другие. Следует отметить серьезный вклад в развитие культуры речи, точнее искусства речи, деятелей искусства театра и специалистов по сценической речи, которыми была разработана методика преподавания сценической речи. Это труды К.С. Станиславского, М.А. Чехова, М.О. Кнебель, М.М. Михоэлса, И.П. Козляниновой А.П. Петровой, З.В. Савковой, Э.М. Чарели, И.Ю. Промптовой и других. Благодаря теоретическим и практическим трудам вышеупомянутых деятелей науки и литературы, культуры и искусства в течении XX века формировались и продолжают развиваться на современном этапе основы культуры и техник речи в области кино и телевидения (М.Г. Безяева, Б.Д. Гаймакова, М.П. Оссовская, В.И. Новикова, С.К. Макарова, Л.И Вансовская, О.А. Лаптева и др.) и системная методика преподавания сценической речи, культуры и техники речи (М.П. Петрова, И.Ю. Промптова, Л.Д. Алферова, В.Н.

Галендеев, С.П. Серова, И.А. Автушенко, В.П. Камышникова и др.)»

А.С. Кузин в своей статье «Речь, звучащая со сцены (режиссерский взгляд на актерские проблемы)» подмечает: «Нет такого профессионально состоятельного режиссера, по крайней мере в российском художественном пространстве, который не придавал бы значения этому самому качеству речи, звучащей со сцены. Причем это значение не провозглашается, не декларируется, а присутствует в реальной практике, которую можно наблюдать в сценических произведениях»

В фильме Василия Шукшина «Печки-лавочки» профессор-фольклорист отзывается о русском слове: «Богат народ (прим. авторов : русский). Веками хранит свое добро, а отдает даром. Нате!». При этом всю собранную им языковую культуру называет «пудом золота». При этом существовали в нашем культурном пространстве и «художники звучащего слова». Каждый национальный язык имеет свои фонетические, архитектонические и ритмические особенности. «Распевность русской речи, ее ширь и многокрасочность, динамика и мягкость, ее эмоциональность общеизвестны. Неоценимые достоинства русского языка запечатлены великими русскими чтецами, актерами. До наших дней сохранились записи гениальных художников звука и слова: Ф. Шаляпина, В. Собинова, В. Качалова, В. Яхонтова и других. Звучание голоса, звуковая, эмоциональная и смысловая интерпретация исполняемого литературного или музыкального произведения, каждого слова, каждой спетой или произнесённой фразы, запечатленной на пленке, сделали эти записи бессмертными произведениями искусства» Г3. С. 461.

Звуковой ряд фильма содержит множество элементов: различных, вполне реальных и искусственно созданных шумов, фрагментов музыки, пауз и ритмических контрапунктов и пр. «Если предположить, что определенные сочетания этих элементов воспринимаются, хотя бы относительно, как некая знаковая система, как звуковой эффект, эмоциональное значение которого для воспринимающего можно предугадать и, соответственно, зафиксировать, то и речь артиста, наверное, можно воспринимать как определенный символ, знак внутри системы. То есть речь артиста в звуко-знаковой материи фильма семиотична, так как имеет множество дополнительных значений и смыслов» Г4].

Ядун Юй в своей статье подмечает: «Речь в кино предполагает определенные технологические нюансы. Но это не другая речь, это иной ракурс единого явления, которое возможно именовать «речевым творчество актера»

«Дети обожают мультфильмы, так как на экране оживают их любимые игрушки и герои, которые говорят на понятном именно детям языке. Чтобы быть ближе к ребенку, встать с ним на один уровень, озвучивание мультфильмов осуществляется с использованием

«детского голоса» Г6]. Сюжет мультфильма построен таким образом, чтобы не только быть интригующим, но и затрагивать актуальные для детского возраста проблемы.

Человек озвучивающий мультфильмы, должен быть не только диктором - транслятором звука, он должен быть актером. Любой мультипликационный герой обладает собственным характером, настроением, стилем. Все эти качества характеризуют его неповторимый голос, манеру исполнения, речевые особенности. Вряд ли с этим справится простой диктор. Актер, изучив по-настоящему своего персонажа мультфильма полностью вживается в эту роль, чувствует ее и держит до самого конца.

Одним из таких талантов является заслуженная артистка РСФСР Мария Сергеевна Виноградова.

«Актерский портрет» Марии Виноградовой. Обзор

На момент написания статьи исполняется ровно 100 лет со дня рождения актрисы, заслуженной артистки РСФСР Марии Виноградовой. Если попытаться вспомнить фильмы с ее участием, то далеко не сразу, постепенно на ум начнут приходить небольшие эпизоды из фильмов «Служебный роман», «Гараж», «Интердевочка», «Розыгрыш», «Мастер и Маргарита», «Волшебный голос Джельсомино», «Калина красная», «Из жизни отдыхающих». А между тем, Мария Сергеевна была одной из самых востребованных советских актрис, но при этом всегда оставалась в тени. В следствии этого ее часто называли «королевой», но всего лишь «королевой эпизода». Мария Виноградова сыграла более чем в 130 фильмах, но зрители навряд ли вспомнят ее героинь в этих фильмах. Ее любили снимать Эльдар Рязанов и Василий Шукшин, но при этом ее огромный актерский потенциал не был использован даже наполовину.

Другое дело обстоит с ролями озвучивания. Неповторимым голосом Марии Сергеевны в советском дубляже говорили Одри Хепберн, Джина Лоллобриджида, Сюзанна Йорк, Элизабет Тейлор, Педро Алварез, Сандра Чавез и многие другие. Вместе с тем, достаточно легко вспоминаются голоса персонажей советских мультфильмов - Дядя Федор из «Простоквашино», Шарик из «Котенок по имени Гав», пионер из «Чебурашки», кошка из «Волшебного кольца», а также Маугли, Незнайка и Оловянный солдатик. Несколько сотен известных и не очень советских и зарубежных мультфильмов поддались таланту озвучивания Марии Виноградовой.

Самой трудной и самой главной ролью в озвучивании она сама считала «Ежика в тумане» Юрия Норштейна. Чтобы найти верные интонации, она потратила немало времени, зато потом на творческих вечерах представлялась: «Здравствуйте, говорит Ежик в тумане!» Создатель мультфильма Юрий Норштейн говорил о Виноградовой: «Изумительная актриса-эпизодница, а могла бы сыграть большую драматическую роль! Не по своему масштабу она изображала уборщиц, контролерш, бабушек»

Народный артист РСФСР Сергей Никоненко вспоминает о Марии так: «Вместе с Мусей мы не раз вместе снимались, и я снимал ее в своих картинах «Трын-трава» и «Целуются зори». Жаль, что в театре ей, как травести, предлагали изображать мальчиков и животных. Ее соседка Надя Румянцева была такой же комплекции, однако играла главные роли, в тех же «Девчатах». Мухе меньше повезло в этом плане. Жаль. Она

необыкновенно добрый человек, умная и заботливая, сердечная женщина»

Коллега Виноградовой, актриса Лидия Смирнова о ней говорила: «Мария Сергеевна, Муся, Муха... Как мы ее любили! Это не человек, это вихрь, темперамент. В ней все кипело, она вечно куда-то мчалась: съемки, концерты. На репетициях я не помню, чтобы она стояла или сидела, она все время была в движении. Как удачно пристало к ней прозвище Муха! Она украшала своим талантом любой проходной эпизод, потому что много фантазировала и привносила от себя. И, как никто, умела дружить. В театре не было человека, который бы ее не любил. Мария Сергеевна не была красивой, но в ней

было столько обаяния, что она казалась красавицей»

40 лет Муся Виноградова была талисманом советских мультипликаторов. Неповторимый узнаваемый голос был неотъемлемой частью ее актерской профессии. Именно он помогал ей чувствовать себя нужной даже в самые тяжелые времена. Так был период, когда она в театре не работала, а работала только на озвучивании. Это был так называемый переходно-возрастной период, когда она не была востребована. И тогда

она лет 15 дублировала фильмы и мультфильмы. В каждом новом проекте от актрисы требовалось всего несколькими фразами продемонстрировать целую гамму чувств, причем все это должно было никак не напоминать ее прежние работы.

Озвучивание советских мультфильмов Марией Виноградовой. Исследование

Обратим внимание, что в нашем исследовании нас будет интересовать только озвучивание советских мультфильмов. Актерские работы Марии Сергеевны, а также дубляж зарубежных фильмов и мультфильмов в контексте данного исследования не рассматриваются. Если в мультфильме Мария Сергеевна озвучивала нескольких персонажей выбранной категории, они будут указаны через значок «/». Если в мультфильме были озвучены персонажи разных категорий, то один и тот же мультфильм будет указан в разных категориальных таблицах.

В качестве категорий персонажей озвучания в исследовании нами выбраны следующие:

1) Персонажи-мальчики (персонажи мужского пола)

2) Персонажи-девочки (персонажи женского пола)

3) Персонажи-животные (пол животных не определен)

4) Персонажи-предметы (неодушевленные предметы, пол которых не определен)

5) Неопределенные персонажи (персонажи не определены или их пол не известен)

Проанализируем весь период творчества, связанный с озвучиванием советских мультфильмов Марии Сергеевны (с 1954 по 1995 гг.) по вышеупомянутым категориям и сделаем некоторые выводы.

Таблица 1. Роли озвучивания Марией Виноградовой в мультфильмах. Категория «Персонажи-мальчики»

Год Название мультфильма Роль озвучания

1954 Мойдодыр Мальчик

1954 Стрела улетает в сказку Вова Галкин

1954 Снеговик-почтовик Мальчик

1958 Спортландия Митя

1958 Золотые колосья Янка

1959 Приключение Буратино Мальчик

1960 Мурзилка на спутнике Мальчик

1960 Винтик и Шпунтик — весёлые ма с те ра Незнайка/ Знайка/ Пончик/ Сиропчик

1961 Незнайка учится Незнайка/ Соседи

1961 Кто самый сильный? Някочи

1963 Баранкин, будь человеком! Костя Малинин

1963 Три толстяка Тутти

1964 Светлячок № 5 Володя

1964 Алешины сказки Алеша

1965 Приключения запятой и точки Точка

1965 Горячий камень Ивашка

1965 Где я его видел? Гурвинек

1968 Маугли Маугли

1968 Малыш и Карлсон Мальчик-драчун/ Хозяин

щенка

1969 В стране невыученных уроков Виктор Перестукин

1969 Дед мороз и лето Мальчик

1969 Десять лет спустя Мальчик

1970 Кентервильское привидение Сын американца

1970 Р а с с ка з ы с тар о г о мо ря ка . Необычайное путешествие Кирилл

1970 Быль-небылица Мальчик

1970 Весёлая карусель № 2. Самый первый Ленивый пионер

1970 Мой друг Мартын Мальчик

1971 Чебурашка Пионер

1971- Приключения Незнайки и его Незнайка

1973 друзей

1972 А кто волшебник?! Мальчик-хулиган

1972 Коля, Оля и Архимед Коля

1973 Аврора Мальчик в бескозырке

1973 Василёк Рыжий мальчик

1973 Детство Ратибора Ратибор

1973 Кто меня толкнул? Мальчик

1973 Шапка-невидимка Тимка-лежебока

1974 Зубик (Фитиль № 141) Мальчик

1974 Волшебник Изумрудного города Тим

1974 Загадочная планета Мальчик

1974 Проделкин в школе Проделкин

1974 Толик и Тобик Толик

1974 Шёл трамвай десятый номер (новелла «Всадник») Мальчик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1975 Чёрная курица Алеша (часть реплик)

1975 В гостях у гномов Человечек / Рыжий мальчик-геолог

1975 И мама меня простит Мальчик

1975 Конёк-Горбунок Иван

1975 Наша няня Петя

1976 Зеркало времени Мальчик

1976 Легенда о старом маяке Мальчик

1976 Огник Мальчик

1976 Стойкий оловянный солдатик Оловянный солдатик

1976 Будь здоров, зелёный лес! Мальчик

1976 Отважные джигиты Старший мальчик

1977 Последний лепесток Витя

1977 Тайна запечного сверчка Маленький Моцарт

1978 Наш друг Пишичитай (выпуск 1) Коля

1978 Трое из Простоквашино Дедя Федор

1978 Чудеса среди бела дня Витя

1979 В гостях Костя

1979 Вовка-тренер Бурыгин

1979 Волшебное кольцо Мать Ивана

и тп м /■ _____«...

19/9 Жёлтый слон Мальчик

1979 Наш друг Пишичитай (выпуск 2) Коля

1979 Последние волшебники Мальчик/ Диктор

1980 Мореплавание Солнышкина Солнышкин

1980 Каникулы в Простоквашино Дядя Федор

1980 Наш друг Пишичитай Коля

1980 Семь братьев Красный карандаш / Жёлтый карандаш

1981 В тусклом царстве, в сером государстве Зелёный карандаш

1982 Волшебное лекарство Валера

1984 Зима в Простоквашино Дядя Федор

1984 Кто сильней? Хулиган

1984 Волшебная лопата Вася

1984 Лосёнок Мальчик

1985 Два билета в Индию Дима

1985 Дедушкина дудочка Мальчик

1986 Бабушкин урок Петя

1988 Смех и горе у Бела моря Мать Ивана

1994 Фантазёры из деревни Угоры Антошка

Итак, как видно из таблицы 1, а также исходя из указанного в условиях анализа периода (с 1954 по 1995 гг.) и выявив те произведения, в которых заявлена категория «персонажи-мальчики» мы обнаружили, что из 41 года озвучивания - 40 лет приходилось на озвучивание мальчиков. Исключение составил 1995 год - год смерти актрисы. За 40 лет было озвучено 87 мальчиков и персонажей мужского пола в 79 мультфильмах. При этом в 7 мультфильмах одновременно озвучивала нескольких персонажей.

Таблица 2. Роли озвучивания Марией Виноградовой в мультфильмах. Категория «Персонажи-девочки»

Год Название мультфильма Роль озвучания

1956 Чудесный колодец Ленивица

1957 (1982) Снежная королева Маленькая разбойница

1958 Краса ненаглядная Марья

1959 Легенда о завещании мавра Маркита

1961 Большие неприятности Девочка

1966 Про злую мачеху Тома

1967 Паровозик из Ромашкова Пассажирка

1968 Светлячок № 8 Мама мальчика-попрошайки

1969 Солнечное зёрнышко Старушка

1972 Экспонат (Фитиль № 121) Бабка

1973 Новые большие неприятности Девочка

1975 Наследство волшебника Бахрама Маша

1984 Сказка о царе Салтане Повариха

1985 Дедушкина дудочка Матушка

1986 Как дед за дождём ходил Бабка

1 9Й6 Воспоминание Б а бушка

X ^ *м» 1. 1 1 V/ 1*1 И пи П К1 иии у |_и |\и

1987 Как в сказке (Фитиль № 305) Бабушка

1988 Нечистая сила (Фитиль № 315) Баба-яга

1989 Два богатыря Баба-яга

1991 Маленькая колдунья Бабушка

1991 Гостья Старуха

1995 Весёлая карусель № 29. Сказка про дурака Володю Дочь генерального секретаря ООН

Как видно из таблицы 2 - из 41 года озвучивания - 22 года приходится на озвучивание в категории «персонажи-девочки» (и персонажи женского пола). За это время было озвучено 22 персонажа женского пола в 22 мультфильмах. При этом в 12 проектах в ролях озвучивания замечены возрастные персонажи - старуха (бабушка), баба-яга, мама, повариха.

Таблица 3. Роли озвучивания Марией Виноградовой в мультфильмах. Категория «Персонажи-животные»

Год Название мультфильма Роль озвучания

1954 В лесной чаще Барсук

1954 Соломенный бычок Заяц

1956 Лесная история Заяц

1958 Мы за солнышком идем Уточка

1958 Кошкин дом Петух/ Поросята

1961 Муравьишка-хвастунишка Муравей

1963 Свинья-копилка Мышонок

1963 Шутки Утенок

1963 Хочу быть отважным Медвежонок

1965 Чьи в лесу шишки? Лягушонок

1965 Рикки-Тикки-Тави Птица Дарзи

1965 Светлячок № 5 Муравей/ Лягушонок

1965 Лягушка-путешественница Лягушка

1966 Медвежонок и тот, кто живёт в речке Заяц

1967 Песенка в лесу Ежонок

1967 Раз-два, дружно! Муравей

1967 Сказка о золотом петушке Золотой петушок

1967 Четверо с одного двора Козленок

1967 Как стать большим Бабушка-кошка / Бобрёнок / Медвежонок

1967 Ну и Рыжик! Бобик

1968 Белая шкурка Кот / Мышонок

1968 Осторожно, щука! Бобренок

1968 Светлячок № 8 Бобик/ Медвежонок

1968 Чуня Заяц

1969 Солнечное зёрнышко Морской конёк

1970 Бобры идут по следу Бобренок

1970 Обезьяна с острова Саругасима Дельфин

1970 Приключения Огуречика Щенок / Заяц

1970 Р а с с ка з ы ста ро г о мо ря ка . Н е о б ыч а йно е Бобик

путешествие

1970 Маленькие недоразумения Черный котенок

1971 Рассказы старого моряка. Необитаемый остров Бобик

1971 Терем-теремок Заяц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1972 Бездомный Конгурджа Заяц

1972 Дружба врозь Щенок Снежок

1972 Куда летишь, Витар? Скворец

1972 Не спеши Медвежонок

1972 Весёлая карусель № 4. Про чудака лягушонка Лягушонок

1972 Рассказы старого моряка. Антарктида Пес Бобик

1973 Как кошка с собакой Щенок

1973 Жук — кривая горка Муравей

1974 Как козлик землю держал Козлик

1974 Бим, Бам, Бом и волк Поросенок

1974 Заяц Коська и родничок Заяц

1974 Крошка Енот Обезьяна

1975 Ёжик в тумане Ежик

1975 На лесной тропе Лиса

1975 Про паучка, с которым никто не дружил Паук

1975 Басни С. Михалкова (новелла «Петух в гостях») Козленок

1975 Как верблюжонок и ослик в школу ходили Верблюд

1975 Волшебный мешочек Медвежонок

1976 Заяц, Скрип и скрипка Заяц

1976 Огник Жеребёнок / Суслик

1976 Просто так Щенок

1976 Птичка Тари Цапля

1976 Сэмбо Обезьяна

1976 Настоящие друзья Мышонок

1976 Котёнок по имени Гав (выпуск 1) Щенок

1976 Раздобыл заяц магнитофон Заяц

1976 Будь здоров, зелёный лес! Муравей

1977 Котёнок по имени Гав (выпуск 2) Щенок

1977 Настоящий медвежонок Медвежонок

1977 Пятачок Барсук

1978 Вагончик Сорока

1978 Дед Мороз и серый волк Заяц

1978 Беда Ворона/ Заяц

1978 Лесные сказки Бельчонок/ Ворона

1978 Солнечный зайчик Заяц

1979 Волшебное кольцо Кошка

1979 Котёнок по имени Гав (выпуск 3) Щенок

1979- Ушастик и его друзья Все персонажи

1982

1980 Ну, погоди! (выпуск 13) Заяц-японец

1980 Котёнок по имени Гав (выпуск 4) Щенок

1980 Сказка про Комара Комаровича Пчела

1980 Странный зверь Тигренок

1981 Он попался! Барсук

1981 Как здоровье, братец Лис? Лисенок

1982 Верное средство Заяц

1982 Дедушкин бинокль Кошка

1982 Сверчок Заяц

1982 Тайна жёлтого куста Лисенок

1982 Мой друг зонтик Заяц

1982 Котёнок по имени Гав (выпуск 5) Щенок

1982 Почему заяц прячется Заяц

1983 Попался, который кусался! Барсук

1983 Добрый лес Бельчонок

1983 Летающий жираф Черепаха

1984 Как щенок учился плавать Щука

1984 Крем-брюле Тушканчик

1984 Мечта маленького ослика Ослик

1984 Ночной цветок Котенок

1984 Понарошку Кошка

1984 Слонёнок пошёл учиться Мышонок

1984 Синичкин календарь. Осень Заяц

1985 Петушишка Теленок

1985 Пропал Петя-петушок Ворона

1986 Ценная бандероль Ворона

1986 Про бегемота по имени Ну-и-пусть Черепаха

1987 Сова Сова

1987 Тайна игрушек Все роли

1987 Щенок и старая тапочка Утка

1987 Белая трава Овца

1988 Лев и девять гиен Гиена-бабушка

1988 Смех и горе у Бела моря Кошка

1989 Музыкальный магазинчик Мушонок

1989 Шёл по дорожке воробей Воробей

1990 Крылатый, мохнатый да масленый Лиса

1992 Обезьяна и черепаха Обезьяна

1993 Пряник Галчонок

1994 Фантазёры из деревни Угоры Гусь

Как видно из таблицы 3 - из 41 года озвучивания - 34 года приходится на озвучивание в категории «персонажи-животные». За этот период было озвучено 109 персонажей в 119 мультфильмах. При этом в 12 мультфильмах Мария озвучивала нескольких животных, включая 2 мультфильма, где Мария Сергеевна озвучивала всех персонажей. Из всей палитры персонажей-животных больше всего удалось озвучить 19 зайцев, 14 щенков, 8 кошек.

Таблица 4. Роли озвучивания Марией Виноградовой в мультфильмах. Категория «Персонажи-предметы»

Год Название мультфильма Роль озвучания

1 965 Приключения запятой и точки Точка

1969 Солнечное зёрнышко Раковина

1974 Загадочная планета Звездоход Федя

1978 Беда Колобок

1980 Семь братьев Красный карандаш / Жёлтый карандаш

1981 В тусклом царстве, в сером государстве Зелёный карандаш

1987 Щенок и старая тапочка Тапочка

1986 Как дед за дождём ходил Молния

г-

Как видно из таблицы 4 - из 41 года озвучивания - 8 лет приходится на озвучивание в категории «персонажи-предметы». За этот период было озвучено 9 персонажей в 8 мультфильмах.

Таблица 5. Роли озвучивания Марией Виноградовой в мультфильмах. Категория «Неопределенные персонажи»

Год Название мультфильма Роль озвучания

1956 Небесное созданье ? (не определена )

1929 Почта Текст автора

1969 Жадный Кузя Текст автора

1973 Весёлая карусель № 5. Кто пасётся на лугу? ? (не определена )

1973 Спасибо Текст автора

1973 Весёлая карусель № 5. Чудо Текст автора

1975 И мама меня простит Закадровый голос

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1976 Сказка дедушки Ай-По Дети

1976 Утренняя песенка ? (не определена )

1978 Белый верблюжонок ? (не определена )

1978 Волшебный арбуз ? (не определена )

1979- Ушастик и его друзья Текст автора

1982

1981 Жил-был Саушкин ? (не определена )

1986 Мышонок и красное солнышко ? (не определена )

Как видно из таблицы 5 - из 41 года озвучивания - 11 лет приходится на озвучивание в категории «неопределенные персонажи». В данной категории было выявлено 7 проектов с персонажами, которые не относятся к другим категориям. В 7 проектах роль Марии В ино г ра до в о й не о пре де ле на , хо тя з а я в ле на .

Речевой диапазон Марии Виноградовой. Заключение исследования

С 1954 по 1995 года Мария Сергеевна приняла участие в озвучивании 213 советских

мультфильмов. В этом временном диапазоне только лишь в 1962 году Мария не принимала участие в озвучивании советских мультфильмов. Остальные 40 лет Муся Виноградова была талисманом советских мультипликаторов. Наиболее плодотворными годами для актрисы с точки зрения озвучивания были 1976 год - 15 работ; 1975, 1984 годы - 12 работ; 1973 год - 11 работ; 1974 год - 10 работ. Вообще стоит отметить 1970е годы (1970 - 1979) в творчестве озвучивания Марии. В эти года ей был озвучен 91 советский мультфильм. Эти данные говорят о высоком творческом подъеме актрисы в э тот пе рио д.

При проведении исследования 213 мультфильмов категории ролей, которые мы ввели в условие исследования ранжируются следующим образом. На первом месте по количеству ролей расположилась категория «персонажи-животные». В ней Мария Сергеевна озвучила 109 персонажей в 119 мультфильмах. При этом в 12 мультфильмах Мария озвучивала нескольких животных, включая 2 мультфильма, где Мария Сергеевна озвучивала всех персонажей. Из всей палитры персонажей-животных больше всего удалось озвучить 19 зайцев, 14 щенков, 8 кошек. Наиболее плодотворным в этой категории стал 1976 год. В этом году было озвучено 9 персонажей-животных.

Далее следует категория «персонажи-мальчики». В ней в 79 мультфильмах актриса озвучила 87 персонажей-мальчиков и персонажей мужского пола. При этом в 7 мультфильмах одновременно озвучивала нескольких персонажей. В 1974, 1976, 1979 годах было озвучено по 6 персонажей-мальчиков. Такое большое количество ролей мужского пола не удивительно для актрисы. Еще с юных лет за ней закрепилось амплуа - травести.

На третьем месте оказалась категория «персонажи-девочки». В этой категории было озвучено 22 персонажа в 22 мультфильмах. При этом в 12 проектах в ролях озвучивания замечены возрастные персонажи - старуха (бабушка), баба-яга, мама, повариха. Все эти проекты расположились во второй половине творческого пути актрисы. И лишь в последней работе, вышедшей в год смерти актрисы, вновь появляется персонаж -девочка.

Далее следует категория «Неопределенные персонажи». Тут обосновались 7 проектов с персонажами, которые не относятся к другим категориям. В 7 проектах роль Марии В ино г ра до в о й не о пре де ле на , хо тя з а я в ле на .

И на последнем месте оказалась категория «персонажи-предметы». В ней оказались 9 персонажей в 8 мультфильмах. Некоторые мультфильмы уже указывались в других категория, так как в них присутствует несколько персонажей, озвученных актрисой.

Полученные нами результаты, цифры и ранги говорят ни о чем ином как о великом таланте актрисы и широком речевом диапазоне. Актрисы - заслуженной, но все еще не народной. Однако не народной только лишь в документах и совсем несправедливо по нашему мнению.

«Слово «народный» на лат. рори1а^, т.е. популярный, известный в народе. Это буквальный смысловой перевод. В нашем случае «народный» как высшее признание в обществе»

Разве может быть не народным талант, персонажи которого спустя многие десятилетия радуют не только новые и новые поколения детей, но также и их родителей. Не в этом ли состоит всеобъемлющее признание в обществе?!

Библиография

1. Шигапова И. И. Речь в кино и на телевидении: анализ, ценностный аспект, вопросы обучения // Вестник КазГУКИ. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/red-i-v-kino-i-na-televidenii-analiz-tsennostnyy-aspekt-voprosy-obucheniya (дата обращения: 17.04.2023).

2. Кузин А. С. Речь, звучащая со сцены (режиссерский взгляд на актерские проблемы) // Ярославский педагогический вестник. 2017. №3. URL:

https ://cyberlenmka.ru/artide/n/red-i-zvuchaschaya-so-stseny-rezhisserskiy-vzglyad-na-akterskie-problemy (дата обращения: 07.05.2023).

3. Воскресенская И.Г. Звуковое решение фильма. М: Искусство. 1978. 126 с.

4. Юй Ядун. Актер и чувство речевой «Свободы» на сцене и на экране // Философия и культура. 2020. №7. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/akter-i-d-iuvstvo-rechevoy-svobody-na-stsene-i-na-ekrane (дата обращения: 03.05.2023).

5. Юй Ядун. Речевая педагогика. Специфические аспекты речевого искусства в спектакле и в фильме // Специальное образование. 2020. №2 (58). URL: https ://cyberleninka.ru/artide/n/rechevaya-pedagogika-spetsificheskie-aspekty-rechevogo-iskusstva-v-spektakle-i-v-filme (дата обращения: 06.05.2023).

6. Немова О. А., Карташева И. А. Воспитательный потенциал современного музыкального медиаконтента // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №2 (23). URL:

https ://cyberleninka.ru/artide/n/vospitatelnyy-potentsial-sovremennogo-muzykalnogo-mediakontenta (дата обращения: 22.04.2023).

7. Норштейн Ю.Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации. М.: ВГИК, журнал «Искусство кино». 2005. 254 с.

8. Зоркая Н.М. История отечественного кино. XX век. М.: Белый город. 2014. 512 с.

9. Кравченко М., Тремасов А. Актеры отечественного кино. Энциклопедия. Том 1. А -Д. М.: Информбюро. 2012. 744 с.

10. Бородай А. Д. Культурная элита России: опыт идентификации // Вестник КазГУКИ. 2012. №3-1. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/kultumaya-eNta-rossii-opyt-identifikatsii (дата обращения: 01.05.2023).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Философия и культура» автор представил свою статью «Творческий диапазон Марии Виноградовой в контексте озвучивания советских мультфильмов. К 100-летию «королевы эпизода», в которой проведено исследование творчества актрисы, наиболее ярко проявившей себя в озвучивании анимационных персонажей.

Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что наряду с речью в средствах массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. Большое влияние речь в кинематографических произведения оказывает также на формирование языкового вкуса и языкового идеала.

Актуальность исследования обусловлена 100-летним юбилеем актрисы. Научную новизну составил обзорный анализ ее деятельности в качестве актера озвучивания. Целью исследования является анализ творчества Марии Сергеевны Виноградовой через

призму анализа ее деятельности по озвучиванию персонажей советских мультфильмов. Методологической основой исследования явился статистический и биографический анализ. Эмпирическую базу составляют образцы советской мультипликации второй половины ХХ века.

Проведя анализ научной обоснованности исследуемой проблематики, автор отмечает значительный вклад в исследование речевой культуры, который внесли языковеды и литераторы-публицисты (В.Г. Белинский, Л.В. Щерба, С.И. Ожегов), серьезный вклад в развитие культуры речи, точнее искусства речи, деятелей искусства театра и специалистов по сценической речи (К.С. Станиславский, М.А. Чехов, М.О. Кнебель, М.М. Михоэлс). Как констатирует автор, на современном этапе сформировались и продолжают развиваться основы культуры и техник речи в области кино и телевидения, а также системная методика преподавания сценической речи, культуры и техники речи. Как отмечает автор, человек озвучивающий мультфильмы, должен быть не сколько диктором, владеющим техниками речи, сколько актером, так как любой мультипликационный герой обладает собственным характером, настроением, стилем. Все эти качества характеризуют его неповторимый голос, манеру исполнения, речевые особенности. Актер, изучив по-настоящему своего персонажа мультфильма полностью вживается в эту роль, чувствует ее и держит до самого конца. Одним из таких талантов и является, по мнению автора, заслуженная артистка РСФСР Мария Сергеевна Виноградова.

В своем исследовании автор уделяет внимание творческой биографии актрисы, анализируя ее репертуар и отмечая широкий диапазон исполняемых ею ролей. М.С. Виноградова сыграла более 130 эпизодических ролей в фильмах Э. Рязанова, В. Шукшина и других известных режиссеров, ее голосом говорили известные иностранные актеры и персонажи советских и иностранных мультфильмов.

На основе статистических данных, представленных в табличной форме, автором проделан анализ творческой активности актрисы с 1954 по 1995 годы, а именно озвучивание персонажей советских мультфильмов. В качестве категорий персонажей озвучивания в исследовании автором выбраны следующие: персонажи-мальчики (персонажи мужского пола), персонажи-девочки (персонажи женского пола), персонажи-животные (пол животных не определен), персонажи-предметы (неодушевленные предметы, пол которых не определен), неопределенные персонажи (персонажи не определены или их пол не известен).

По итогам исследования автором сделаны следующие выводы. С 1954 по 1995 года Мария Сергеевна приняла участие в озвучивании 213 советских мультфильмов, которые автор ранжирует следующим образом: на первом месте по количеству ролей расположилась категория «персонажи-животные», затем по порядку убывания «персонажи-мальчики», «персонажи-девочки», «неопределенные персонажи», «персонажи-предметы». Полученные автором результаты, цифры и ранги определены им как показатель таланта актрисы и ее широкого речевого диапазона.

В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.

Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.

Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение творческого пути, становления уникального стиля определенного исполнителя представляет несомненный научный и практический культурологический интерес и заслуживает дальнейшего

изучения.

Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиография исследования составила 10 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.

Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.