Научная статья на тему 'Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся'

Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1444
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Г.Я. Шишмаренкова

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Сегодня широко распространенным стало утверждение, что в процессе учения школьник выступает не только как объект деятельности, но и как субъект. Именно поэтому формирование активности в познании - главная задача всего учебного процесса. Так утверждает в своих трудах Т.И. Шамова ', которая, проведя анализ особенностей познавательной деятельности школьников, сумела выделить несколько уровней активности.

Первый уровень - воспроизводящая активность, характеризующаяся стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания.

Второй уровень Т.И. Шамова рассматривает как интерферирующую активность, когда ученик стремится уже к выявлению смысла изучаемого произведения, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененной ситуации.

И, наконец, третий уровень - творческий. На этом этапе деятельность школьника характеризуется не только желанием проникнуть глубоко в сущность явлений и взаимосвязей, но и поисками новых способов такого проникновения.

Неслучайно творчество определяется как такая человеческая деятельность, посредством которой создаются новые общественно значимые материальные и духовные ценности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества.

Но творчество следует смело рассматривать как деятельность, в процессе которой формируются социально значимые качества личности, т.е. оно предстает в различных аспектах: что создано, как создано, как развивается.

Наиболее важными мы считаем следующие признаки творчества:

- творчество как высшая форма самостоятельной активной человеческой деятельности, антипод шаблона, стереотипа, рутины;

- творчество как результат деятельности, который характеризуется

новизной и ценностью для субъекта и общества, как нахождение новых средств, путей и способов деятельности;

- творчество как сложный сплав, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и интуитивного.

Таким образом, творчество выступает как главный двигатель человеческой деятельности, требует предварительной длительной подготовки, высокого интеллектуального напряжения, углубленного критического мышления, богатого воображения, положительной мотивации, самостоятельности и самоорганизации и многого-многого другого 2.

Почти все сказанное имеет прямое отношение к ряду учебных предметов гуманитарного и общественного цикла, среди которых следует выделить литературу.

На занятиях по литературе деятельность преподавателя и школьника определяется творческой логикой, и поэтому важнейшей задачей урока считается сохранение эмоционально-интеллектуального воздействия произведения. Эту задачу, по мнению ученых, можно выполнить только в два этапа: сначала чтение для души, погружающее в мир идей и чувств писателя, затем аналитическое осмысление отдельных фрагментов.

Такой подход к изучению литературы, по мнению ученых, дает возможность школьнику сохранить свою точку зрения на происходящие события, отстоять свою позицию в сложной ситуации, свое понимание путей, ведущих к решению проблемы, несмотря на оказываемое давление ближайшего окружения, средств массовой информации или со стороны каких-либо значимых инстанций. Это, как показывает не только повседневная жизнь, но и проведенные исследования, существенный фактор формирования индивидуально неповторимой личности и подлинно творческого человека.

Живое освоение текста пробуждает познавательный интерес учащихся и обеспечивает более устойчивое внимание на этапе анализа. При этом сам процесс деятельности приобретает для школьников яркую эмоциональную окраску, благодаря чему овладение знаниями, умениями и навыками происходит наиболее интенсивно, а качество их усвоения повышается.

Хочется подчеркнуть, если литература выступает в учебном процессе как учебный предмет и словесное искусство, то на занятиях по литературе деятельность преподавателя и школьника должна определяться творческой логикой, которая обеспечивает совершенствование творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов.

Именно такая постановка проблемы позволяет нам обозначить деятельность учащихся на уроке литературы как деятельность творческо-познава-тельную, активизация которой осуществляется с помощью различных подходов к творческо-познавательным заданиям в системе уроков.

Особое место занимает организация самостоятельной работы школьников, когда ученик ведет работу сам, без посторонней помощи, опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, т.е. весь интегральный комплекс свойств старшеклассников, он решает данное задание по-своему, выражая собственное отношение, подбирая собственную аргументацию. Все это вместе взятое позволяет усмотреть в его деятельности творческое начало.

Наши наблюдения убедили, что спектр видов самостоятельной работы таков: воспроизводящая, тренировочная, обзорная, проверочная, подготовительная, констатирующая, экспериментально-поисковая, логически-поисковая, художественно-обзорная, научно-творческая, общественно-практическая, конструктивно-творческая, учебно-практическая и др.3

Рассмотрим возможные задания изучения сложной темы «М.Е. Салтыков-Щедрин», рассчитанной на шесть занятий:

№ п/п Содержание Задания

1 Личность М.Е. Салтыкова-Щедрина Сообщения учащихся по тексту автобиографических произведений писателя

2 Поэтика и стиль произведений Наблюдение за стилем писателя и самостоя-

сатирика тельные выводы

3 Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Конференция по книге. Доклады на определенную тему. Творческая работа. Памятник одному или нескольким градоначальникам города

4 Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Экскурсия по имению Головлевых (в пространстве и во времени)

5 Сказки, их идейное и художественное содержание Учебное исследование сказок (по выбору учащихся)

6 Заключительное занятие в форме литературного боя «Поединок» команд (брейн-ринг). Конкурс реклам сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

На первом занятии деятельность учащихся носит выборочно-воспроиз-водящий характер: чтение автобиографических произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина и отбор материала, с одной стороны, для доказательства, поче-

му писатель возненавидел уклад жизни того общества, к которому принадлежал, с другой - почему его творчество - «критическая энциклопедия русского общества». В этой деятельности учащихся есть творческое начало, потому что ученики не только отбирают материал, но и исполняют его перед классом, убеждая аудиторию в тех выводах, к которым они пришли в результате самостоятельной работы.

На втором занятии деятельность учащихся можно охарактеризовать как констатирующую или логически-поисковую. Теперь учитель выдвигает тезис, а школьники ищут подтверждение в произведении, которое они прочитали к уроку, в основном это сказки. Если возникает сомнение, то ученики должны его высказать и обосновать. Творческий момент проявляется в отборе фактов для аргументации того или иного положения.

Как научно-творческую и одновременно конструктивно-творческую можно определить деятельность учащихся при подготовке к третьему занятию -конференции по произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Темы могут быть сформулированы учителем или самими учащимися, например: «Мрачные страницы "Истории одного города"», «Глуповцы и история» и т.д.

Учащиеся должны отобрать материал, выстроить его в соответствии с темой, то есть определить логику изложения, сделать выводы и изложить материал перед аудиторией. После выступления ответить на вопросы аудитории, чтобы убедить её в своей эрудиции по освещаемому вопросу.

Задание описать памятник одному или нескольким глуповским начальникам направлено на активизацию конструктивно-творческой деятельности школьников. Это задание создает условие для применения знаний в измененной ситуации.

В центре внимания следующего занятия роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». При обзоре этого произведения уместно охарактеризовать художественно-обзорную деятельность учащихся, которая определяет форму занятия как урок-экскурсию. В задачу каждого экскурсовода входит выделить черты личности, психологии, житейских представлений, принципов поведения, которые ведут к гибели человеческих отношений, распаду семьи. Задание ориентировано на отбор материала и выражение эмоций, связанных с эмоциями автора.

Школьнику предстоит отобрать материал и изложить его перед одноклассниками. В этом случае сливаются воедино аналитическая и творческая работа.

Когда школьники приступают к работе над сказками М.Е. Салтыкова-Щедрина, они уже имеют представление об идейном содержании творчества писателя и о его художественном своеобразии в писательской манере. Поэтому опережающее задание ориентировано на серьезную аналитическую работу учащихся - определить тему, проблематику и идею сказки, избранной для прочтения из предложенных учителем, обличающей правительственные верхи и эксплуататорские классы.

Затем учащиеся по выбранной сказке должны дать ответ: что не устраивает сатирика в поведении «среднего человека».

Третий фрагмент занятия связан с определением позиции автора в отношении крестьян.

На четвертом этапе урока главная задача - аргументировать, есть ли у М.Е. Салтыкова-Щедрина сказки, в которых решаются нравственные проблемы. После поисковой работы можно еще усложнить задания: рассмотреть особенности жанра, традиции устного народного творчества, образной системы и языка.

Предлагаемые задания дают возможность постоянно изменять ситуацию, в которой школьники должны применить имеющиеся у них знания, что требует творческого подхода к решению поставленных задач. Содержание заданий позволяет дифференцировать уроки, использовать нестандартные формы: урок-конференция, урок-экскурсия, урок-учебное исследование, урок-диспут.

В целом при подобных заданиях успех, конечный результат создаются творческо-познавательным трудом учащихся совместно с учителем.

Различные формы занятий по литературе диктуются самим их характером. В нашей монографии «Активизация познавательно-творческой деятельности школьников на уроках литературы»4 подробно рассмотрены варианты организации уроков по литературе при прохождении обзорных тем, на вводных занятиях, при изучении целой темы, на заключительном этапе. Можно дать определение содержания тех заданий, которые выводят на высокий уровень познавательной самостоятельности старшеклассников:

- задания, направленные на анализ художественного текста и всех компонентов произведения;

- задания, в основе которых синтез полученных на этапе анализа знаний;

- задания, ведущие к углублению и расширению знаний на заключительном этапе.

Стержнем таких заданий становится:

а) направленность на выявление авторской точки зрения на события и поступки героев;

б) соотнесение авторской точки зрения с точкой зрения школьника;

в) организация сотворчества учащихся не только с автором произведения, но и с учителем.

Если задания поднимаются до творческого уровня, то до такого же уровня поднимается и познавательная самостоятельность учащихся.

При этом возрастает роль учителя как наставника, собеседника, организатора многообразных видов деятельности учеников. Предлагаемая организация деятельности обеспечивает необходимую подготовку учащихся по предмету; вызывает интерес к познанию предмета в целом, отдельных его тем и интерес к самостоятельности познавательных действий; способствует всестороннему развитию личности ученика, обогащая его жизненный опыт, формируя самостоятельность его жизненной позиции.

Познавательная самостоятельность учащихся проявляется:

- в анализе предлагаемого задания и его исполнении;

- свободном выборе фактов, анализе и синтезе их для исполнения;

- реконструировании предложенного задания и применения знаний и умений для решения новой проблемы;

- свободном выборе решения предлагаемого учителем задания и его исполнения.

Опытный материал позволяет сделать выводы: познавательная самостоятельность под силу ученику с любым уровнем развития и обучаемости и может быть по специальному алгоритму организована любым учителем через осуществление опорных знаний. Доза помощи учителя ученикам в этом процессе зависит от уровня их развития, обучаемости и обученности, а их достижения в будущем равняются сумме первоначального состояния, их мотивации в обучении и мастерства учителя в технологии обучения.

Примечания

1 Шамова Т.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1979; Она же. Активизация учения школьников. М., 1979; Она же. Дидактическая система средств активизации учения школьников // Сов. педагогика. 1979. № 3; Она же. Мотивизация учения школьников. М., 1982; Шамова Т.И., Нефедова К.Д. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М., 1985.

2 См. об этом: Брунер Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. М., 1962.

3 См.: Шишмаренкова Г.Я. Познавательная самостоятельность как педагогическая проблема. Челябинск, 1997.

4 Шишмаренкова Г.Я. Активизация познавательно-творческой деятельности школьников на уроках литературы. Челябинск, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.