Золотарева Татьяна Алексеевна
ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Статья посвящена анализу процесса творчества, трудовой деятельности и их роли в формировании личности, которая должна уметь не только видеть проблему, выбирать достойную цель, но и обладать высокой работоспособностью, осуществлять свою деятельность планомерно, владеть хорошей техникой решения творческих задач, защищать свои идеи при любых обстоятельствах. При рассмотрении творческого процесса делается попытка анализа различных аспектов творческой деятельности, технического творчества в трудах известных ученых. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-1720.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 79-82. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
3. Месяц С. В. Прокл // Античная философия: энциклопедический словарь. М., 2008. С. 628-643.
4. Петров А. В. К истории религиозно-философской мысли поздней античности (учение Прокла о магических именах) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. 1995. Вып. 4. С. 15-21.
5. Прокл. Первоосновы теологии / пер. и комм. А. Ф. Лосева. Тбилиси: Мецниереба, 1993. 176 с.
6. Штаерман Е. М. Социальные основы римской религии. М.: Наука, 1988. 324 с.
7. Dodds E. R. Theurgia // The Greeks and the Irrational. Berkley, 1951. P. 287-290.
8. Procli Diadochi in Platonis Rem Publicam commentarii / ed. G. Kroll. Lipsiae, 1899-1901. Vol. 1-2. 310 p.
9. Westerink L. G. The Greek Commentaries on Plato's Phaedo. Amsterdam, 1976. Vol. I. 306 р.
ATTITUDE OF THE NEOPLATONISTS OF THE Ш-VI CENTURIES TO THE NOTION "DUTY"
Zaitseva Irina Valer'evna, Ph. D. in History Belgorod Law Institute named after I. D. Putilin of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
zajcevil@mail. ru
The article for the first time carries out an analysis of views on the problem of human duty in works of the Neoplatonic philosophy school representatives of the III-VI centuries. In this context works of Iamblichus, Proclus Diodoh, Synesius, Pseudo-Dionysius the Areopagite, which have survived and partially reveal the Neoplatonists' views on attitude to duty, are studied. The author concludes that ideas of the Neoplatonists about duty have a strictly syncretic character, as they assimilate ideas of philosophers of classical antiquity, the Hellenistic period, as well as the system of Christian values.
Key words and phrases: duty; deontology; early Christianity; Neoplatonism; Ammonius Sakkas; Plotinus; Iamblichus; Proclus Diodoh; Synesius; Pseudo-Dionysius the Areopagite.
УДК 130.2
Философские науки
Статья посвящена анализу процесса творчества, трудовой деятельности и их роли в формировании личности, которая должна уметь не только видеть проблему, выбирать достойную цель, но и обладать высокой работоспособностью, осуществлять свою деятельность планомерно, владеть хорошей техникой решения творческих задач, защищать свои идеи при любых обстоятельствах. При рассмотрении творческого процесса делается попытка анализа различных аспектов творческой деятельности, технического творчества в трудах известных ученых.
Ключевые слова и фразы: творчество; творческие возможности; техническое творчество; деятельность; трудовая деятельность.
Золотарева Татьяна Алексеевна, к. филос. н., доцент
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь tatjazolotareva@yandex. гы
ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Современный мир находится в состоянии фундаментального социокультурного перехода, поиска новых путей и технологий эволюции в наступившем XXI столетии, которое обусловливает тесное взаимодействие науки, техники, производства, дальнейшее формирование единой и сложной системы этих важнейших форм человеческой жизнедеятельности.
В современный период развития общества человек стремится определить общечеловеческое содержание событий, явлений, изменений в жизни общества, закономерности развития, посмотреть в будущее, а для этого необходима мобилизация его творческой энергии.
В силу своего умения мыслить человек имеет свойственный только ему способ бытия - деятельность. Люди не подстраиваются под окружающую среду, а, наоборот, меняют ее, делают наиболее удобной для себя. К особенностям деятельности можно отнести следующие моменты.
Во-первых, у деятельности обязательно есть определенная цель. Например, человек может пожелать построить дом - это и будет его целью. При этом сам процесс планирования здания, приобретения необходимых материалов, строительство - это деятельность.
Во-вторых, деятельность характеризуется некоторого рода свободой: человек может выбирать свой способ достижения цели, орудия для этого, желаемые результаты.
В-третьих, существует программа, в которой предусматриваются конкретные действия, их четкая последовательность, возможные результаты и прочие переменные. Для деятельности это очень важно, ведь любой человек хочет добиться своей цели, что стихийными действиями вряд ли получится сделать.
В-четвертых, это творчество, которое характерно для многих видов деятельности. Зачастую человек хочет сделать что-то новое, уникальное, он ставит это своей целью и начинает творить. У него широкий выбор способов достижения цели и неограниченный творческий потенциал.
Существует несколько сфер деятельности. Это труд, в процессе которого человек стремится к производству вещей, необходимых для удовлетворения потребностей. Это создание, направленное на продуцирование искусственных вещей, используемых для нормальной жизнедеятельности. Это поступки, совершаемые в процессе взаимодействия между людьми, когда предпринимается попытка изменить человека, повлиять на него выгодным образом. Каждая из этих сфер также определяет наше бытие: она показывает, какое существование ведет человек в то или иное время: работа ли это или общение с другими людьми.
В процессе деятельности человек раскрывает свои творческие возможности, показывает другим свои достоинства, а также остается в чужой памяти как действующее существо, а не просто существо.
Различные аспекты творческий деятельности, технического творчества рассматривали ряд отечественных и зарубежных ученых (П. К. Энгельмейер, П. Хилл, Г. Я. Буш и др.), которые выполнили содержательный анализ творчества, ввели в оборот поэтапные схемы решения творческих задач.
Русский инженер П. К. Энгельмейер, автор целого ряда трудов, являющихся классикой философии техники, уделяет наибольшее внимание осмыслению творчества технического.
Он утверждает, что «три деятеля творчества» - желание, знание и умение - составляют нераздельно и неслиянно троицу творчества, а три акта - функции этих «деятелей» - «трехакт» [4, с. 140]. Итак, П. К. Энгельмейер выделяет три акта человеческого творчества:
1. Функция желания (интуиции).
2. Функция знания (рассуждения).
3. Функция умения (рутины).
Творчество невозможно без трех компонентов (актов): желаний, знаний и умений. Желания (интуиция) -первый компонент, знания (рассуждения) - второй, умения (рутина) - третий. Без этих трех частей невозможно существование той искусственной оболочки - культуры, цивилизации, - которую человечество создало вокруг себя. Интуиция порождает «откровение», «наитие», нужные для решения новой творческой задачи, знание позволяет связать замысел с реальностью, а умение помогает собственно в процессе создания произведения.
Рассмотрим вышесказанное более подробно.
Интуиция - акт первый - проявляет себя в процессе обдумывания изобретателем вариантов решения какой-либо технической задачи. Изобретатель придумывает и отметает множество вариантов, может даже в ходе своего творчества изменить условия решения задачи. Именно в этом и состоит «наитие», «откровение», которые, по замыслу автора, являются непременным условием творчества, в отличие от обычного логического умозаключения. Собственно, на этом этапе интуиция и логика представляются как два диаметрально противоположных способа деятельности изобретателя и техника в целом.
Знания и рассуждения - акт второй - выступают на передний план тогда, когда приходит пора перехода от умозрительной идеи изобретения к реальному решению задачи, когда от изобретателя требуется оценить накопленный опыт решения подобных задач, отбросить в сторону то, что оказалось ложным путем. Именно на этой стадии проявляется дар изобретателя оформить ту вспышку, что просияла на первом этапе, в практическое решение на основе мысленных и практических опытов. При этом разум его может работать в разных направлениях. В том случае, когда работа связана с уже известной областью знаний, когда мысленные эксперименты дают правильный, логически осмысленный результат, совпадают с реальной картиной мира, умозаключения доведут до поставленной цели. Если же изобретатель вторгается в малоизученную область знаний, то ему приходится проводить множество практических опытов, на их основе создавать модели, проводить другие изыскания. Ведущую роль на этом этапе играет логика, несмотря на то, что она не способна сделать первый шаг к изобретению, логика совершенно незаменима тогда, когда интуитивный замысел превращается в реальный принцип, схему, т.е. в то, что и составляет его новизну.
Умение - акт третий - подключается к творческому процессу тогда, когда начинается практическое воплощение замысла, когда голая схема начинает обрастать конкретными материалами с различными техническими свойствами и ценой, когда становится важным удобство и надежность работы, внешний вид и т.д.
Таким образом, в первом акте изобретение только предлагают, во втором - доказывают, в третьем - осуществляют. Предположение, представление, явление. Замысел, план, поступок. Все это вместе - изобретение.
Творческий процесс «генерирования» идей при создании новых типов изделий рассматривал видный американский специалист по теории и методам конструирования Перси Хилл. Он обращал внимание на то, что творческие идеи чаще появляются у любознательных людей и начинаются с внимания к деталям, которые обычно игнорируются.
Творческие идеи могут быть получены и в том случае, когда процесс содержит не все перечисленные этапы или протекает в другой, более предпочтительной последовательности. П. Хилл выделяет следующие стадии творческого процесса, которые обеспечивают решение проблемы, создание нового устройства или появление новой идеи:
1. Беспокойство и осознание задачи.
2. Подготовка.
3. Вынашивание идеи.
4. Озарение.
5. Проверка.
На первом этапе человек сталкивается с ситуацией, которая у него вызывает беспокойство и заставляет предпринимать некоторые шаги в поиске решения проблемы. На этапе «подготовки» подробно исследуются
все возможные решения, дающие результат. П. Хилл обращает внимание, что проблема может быть решена уже на этом этапе. Третий этап - «вынашивание идей» - характеризуется началом мыслительного процесса. «Проблеме дают возможность дозревать в течение определенного времени, когда мозг подсознательно проверяет различные "забытые" комбинации» [3, с. 46]. На этапе озарения творческая идея приходит мгновенно, когда мозг отдыхает или исследователь занят совершенно другой работой, не связанной с решением поставленной проблемы. На последнем этапе, когда уже найдена творческая идея, проводится оценка данных, имеет ли эта идея ценность, и является ли она решением поставленной задачи.
Феномен изобретательства исследовал философ по образованию Генрих Язепович Буш, который много размышлял о феномене творчества и искал подходы к его пониманию, сочетая фундаментальное философское осмысление изобретательской деятельности с практической работой, что и сейчас делает его работы чрезвычайно актуальными.
Г. Буш выделял четыре стадии творческого процесса: подготовка, замысел, поиск и реализация, и представил схему творческого процесса, в которой каждая стадия имеет непрерывную обратную связь с информацией изобретения, опорными знаниями и освоенным фондом методики изобретательства:
I. Стадия подготовки
1. Шаг интеллектуально-творческой подготовки.
2. Шаг выявления общественных потребностей.
3. Шаг выбора темы.
II. Стадия замысла
1. Шаг сбора и анализа информации.
2. Шаг постановки задачи.
3. Шаг выбора направления поисков.
III. Стадия поисков
1. Шаг выбора средств решения.
2. Шаг генерирования идей решения.
3. Шаг отбора оптимального варианта решений.
IV. Стадия реализации
1. Шаг конкретизации и оформления.
2. Шаг проверки и исполнения.
3. Шаг внедрения.
Благодаря различным взглядам на структуру творческой деятельности исследователи наработали разнообразный материал для обобщения и лучшего понимания как структуры технического творчества, так и основных стадий формирования и развития необходимых технических знаний и интеллектуальных умений у молодежи.
Таким образом, можно сделать вывод, что творчество - это процесс создания нового продукта, несущего как материальную, предметную ценность, так и духовную, сформулированную в нормативных отображениях о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом. Результаты творчества зависят от способностей, глубины ума и переживаний, силы воображения и воли, характера личности. Поэтому продукты творчества, включающие в конечном результате аспекты личности, не могут быть одинаковы у разных авторов [1, с. 143].
Проведенные исследования позволяют выделить следующие этапы творческого процесса:
- осознание проблемы, накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи;
- формулировка задачи, выдвижение гипотез и предположений;
- временное абстрагирование, переключение на другие задачи, проблема уходит в подсознание. Незаметно для человека начинает работать подсознание, происходит генерация новых идей;
- озарение, или инсайт, скачок в мышлении, идея переходит от подсознания к сознанию - возникает вдохновение;
- оценка - сознание оценивает вероятность применения полученной идеи для решения проблемы;
- проверка и доработка идеи, ее воплощение, если задача не решена, то процесс начинается сначала, если задача решена, то осуществляется подготовка и переход к решению следующего вопроса.
Процесс практического преобразования человеком окружающего мира обусловливает и развивает его самого. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее - трудовой деятельности.
Труд играет определяющую роль как в развитии общества, так и в жизни каждого человека, а творческому труду здесь отводится особая роль. Механизм трудовой деятельности можно разделить на три этапа: подготовительный, исполнительный и контрольный. Каждый трудовой акт начинается с подготовительного процесса, с определения цели, программы, с формирования в сознании идеальной картины видоизменения вещества природы. На этом этапе происходит накопление, обработка и передача информации, анализ ситуации, человек включается в творческий процесс. На следующем, исполнительном, человек непосредственно влияет на предмет труда, одновременно контролируя этот процесс, корректируя исполнение программы. Завершает процесс труда контроль произведенного продукта, когда оценивается созданная вещь, реальный предмет, механизм или прием, который позволил решить поставленную задачу. В ходе трудовой деятельности происходит преобразование труда в творческий процесс, который перерастает в устойчивую потребность.
Творчество присуще только деятельности, проводимой человеком. Одним из основных качеств, определяющих принадлежность к роду человеческому, является предметная деятельность, внутренняя основа которой есть творчество. Но творчество не присуще человеку от рождения, оно не является природным
свойством, это всего лишь возможность. Способность к творчеству развивается в человеке в процессе трудовой деятельности, причем участие в преобразующей деятельности является непременным условием для развития творческих способностей.
По мнению С. Л. Рубинштейна, в процессе творческой деятельности у человека постепенно вырабатывается тенденция обдумывания вопроса: где и что нужно изменить, улучшить, усовершенствовать [2, с. 82]? Данная тенденция заставляет человека мобилизовывать свои знания, соотносить имеющиеся наблюдения с задачами, возникающими в творческом процессе, умозрительно представлять принципиальную схему вырисовывающейся конструкции. В результате активизируются воображение и образное мышление, что выражается в воплощении решения в чертежах, моделях и т.п. В творчестве наглядно проступают те особенности, которые обусловлены самой личностью, а также создаются определенные материальные ценности.
Следовательно, творческая деятельность выступает в качестве важного социального аспекта при формировании личности и при ее развитии. Анализ творческой деятельности в технике может служить основой для разработки различных методик формирования деятельности будущих специалистов.
Исследование показало, что творческая личность должна уметь не только видеть проблему, выбирать достойную цель, но и обладать высокой работоспособностью, осуществлять свою деятельность планомерно, владеть хорошей техникой решения творческих задач, защищать свои идеи при любых обстоятельствах.
Следовательно, главная задача процесса становления творческой личности состоит в выявлении и совершенствовании ее творческих возможностей и превращении их в устойчивые социально-ценностные творческие параметры.
Список литературы
1. Золотарева Т. А. Формирование творческого потенциала будущих специалистов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. № 1 (40). С. 140-144.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. 575 с.
3. Хилл П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир, 1973. 264 с.
4. Энгельмейер П. К. Пособие начинающим изобретателям // Энгельмейер П. К. Научное творчество. М., 1989. С. 125-144.
5. Hjelle L., Ziegler D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications. 3rd ed. N. Y.: McGraw-Hill Book Company, 1992. 603 p.
THE PERSONALITY'S CREATIVE CAPABILITIES IN THE PROCESS OF THE HUMAN'S ACTIVITY
Zolotareva Tat'yana Alekseevna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor North-Caucasian Federal University in Stavropol tatjazolotareva@yandex. ru
The article is devoted to the analysis of the process of creativity, work activity and their role in the personality formation, who must be able not only to see a problem, choose a worthy goal, but also have high capacity for work, carry out activity systematically, have good skills for solving creative problems, defend own ideas under any circumstances. When considering the creative process an attempt is made to analyze various aspects of creative activity, technical creativity in works of famous scientists.
Key words and phrases: creativity; creative capabilities; technical creativity; activity; work activity.
УДК 94(47):355.2ПЛ"1700/1874" Исторические науки и археология
В статье рассмотрены особенности организации государством рекрутской повинности населения России в ХУШ-ХХ вв., установлено, что ключевое значение для осуществления повинности на практике имели система её раскладки и активное перераспределение рекрутчины между податными сословиями. Сделан вывод, что качественные изменения в системе раскладки рекрутской повинности заключались в постепенном переходе государства от усиления контроля над рекрутскими наборами к работе с мобилизационными ресурсами.
Ключевые слова и фразы: рекрутская повинность; рекрутская система комплектования; система раскладки рекрутской повинности; льготы и изъятия от рекрутчины; Российская империя.
Иванов Фёдор Николаевич, к.и.н.
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина fedor-ivanoff@mail.ru
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВОЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВА В ОБЯЗАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ВЫСТАВЛЯТЬ РЕКРУТОВ В РОССИИ XVШ-XIX ВЕКОВ
Рекрутская повинность имеет давнюю традицию изучения. Исследователи обычно рассматривают рекрутчину как часть системы комплектования войск или как одну из повинностей населения либо же сосредотачиваются на анализе практики рекрутских наборов и законодательного регулирования рекрутской повинности [18].