СУ/СВОРЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ КАК ДРАЙВЕР РОСТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК
УДК 304.444
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-3101-152-167 С. С. Ипполитов
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Российская государственная академия интеллектуальной собственности, Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье предпринимается попытка доказать наличие взаимосвязи между уровнем развития творческих индустрий в региональных туристических центрах и уровнем развития потребительского рынка. В этом контексте изучены статистические данные трёх городов «Золотого Кольца России»: Плёса, Суздаля и Мышкина. На основе анализа открытых данных Министерства культуры РФ и Росстата установлена зависимость динамики отраслей региональной экономики, связанных с обслуживанием туристических потоков, от уровня развития творческой индустрии региона. По итогам исследования сформулированы рекомендации по развитию творческих кластеров как драйверов региональных экономик.
Ключевые слова: творческий кластер, брендирование территории, региональная экономика, интеллектуальная собственность, потребительский рынок, экономика культуры.
Для цитирования: Ипполитов С. С. Творческие кластеры как драйвер роста региональных экономик // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 152-167. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-3101-152-167
Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage
Russian State Academy of Intellectual Property, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: The article attempts to prove the existence of a relationship between the level of development of creative industries in regional tourist centers and the level of development of the consumer market. In this context, the statistical data of three cities of the Golden Ring of Russia are studied: Ples, Suzdal and Myshkin. Based on the analysis of open data of the Ministry of Culture of the Russian Federation and Rosstat, the dependence of the dynamics of regional economic sectors related to the service of tourist
ИППОЛИТОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, Российская государственная академия интеллектуальной собственности
IPPOLITOV SERGEY SERGEEVICH - PhD in Historical Sciences, Leading Researcher of the D. S. Likhachev Russian Institute of Cultural and Natural Heritage, Russian State Academy of Intellectual Property
CREATIVE CLUSTERS AS A GROWTH DRIVER FOR REGIONAL ECONOMIES
Sergey S. Ippolitov
© Ипполитов С. С., 2021
flows on the level of development of the creative industry of the region is established. Based on the results of the study, recommendations are formulated for the development of creative clusters as drivers of regional economies.
Keywords: creative cluster, branding of the territory, regional economy, intellectual property, consumer market, cultural economy.
For citation: Ippolitov S. S. Creative clusters as a growth driver for regional economies. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 3 (101), pp. 152-167. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-3101-152-167
В современной постиндустриальной экономике мира всё большее значение приобретает развитие творческих индустрий, как сферы деятельности, порождающей значимый синергетических эффект во всех областях экономической, социальной и общественной жизни. Творческие, или креативные, индустрии во многих случаях становятся тем драйвером, который обеспечивает возникновение точек роста в областях и регионах, которые по тем или иным причинам оказались вне генеральных направлений экономического развития. Сравнительно небольшие ресурсы, необходимые для старта опережающего развития; ключевое значение интеллектуальной собственности; вовлечение в индустрию наименее защищён-ных слоёв населения с высоким уровнем образования и традиционно низкими доходами; создание условий для зарождения и развития малых форм предпринимательства в культурной сфере - эти и целый ряд иных ощутимых эффектов в короткий срок становятся следствием развития творческих индустрий в региональном контексте. Особое значение в этом смысле приобретает так называемое брендирование территорий - целенаправленные действия местных администраций и креативного класса по созданию положительного и привлекательного образа страны или региона в восприятии окружающего мира. Это понятие включает в себя формирование ментальной
конструкции, вызывающей положительные ассоциации с местом, людьми, культурой, продуктом. Часто территориальный бренд связывается в сознании с конкретной потребительской продукцией: швейцарский сыр, итальянские вина, греческие маслины. Однако значительно больший потенциал имеет творческое и культурное брендирование, направленное на узнаваемость территории, её привлекательность в глазах жителей страны и мира. Создание культурной «ауры» места, формирование притягательного и интересного образа региона; возрождение старинных и создание новых мифов влекут за собой увеличение туристических потоков, развитие экономики региона, появление новых рабочих мест, рост доходов местного населения и региональных бюджетов. В. А. Васина справедливо отмечает, что «для проектирования бренда территории нужно определиться, что именно является основополагающим фактором развития экономики города или же носит под собой социально-культурную или историческую значимость. Даже узкие бренды во многом могут стать ассоциативными по отношению к данной стране у других игроков рынка, туристов и инвесторов» [1].
Роль творческих индустрий в процессе брендинга территории является ключевой. Постоянная «подпитка» культурного и исторического облика региона творческими, спортивными, культурными мероприя-
тиями не позволяет ослабевать интересу внешней аудитории. Активное продвижение творческих индустрий региона в СМИ, социальных сетях, рекламе; создание информационных новостных поводов, связанных с культурной жизнью региона, привлекают туристический интерес. Как отмечают авторы исследования «Проблемы формирования философии брендинга в современной России», «упор должен делаться на преимущества региона, имеющие ценность в глазах потенциальных потребителей. Инструментами, доказавшими свою эффективность в процессе формирования бренда, выступают кинематограф и телевидение. Благодаря именно сериалам и фильмам возникли стереотипы "Бандитский Петербург", "Москва слезам не верит" и многие другие. Организация на территории области международных спортивных или тематических событий, как-то Олимпийские игры, Чемпионаты мира, Евровидение, способствует росту популярности региона, дополнительному финансированию его развития, что позволяет повышать благосостояние его жителей» [2].
Особая роль в брендинге территории принадлежит природному и культурному наследию региона. Оно является тем базовым капиталом, на котором, как правило, строится и произрастает местная творческая индустрия. При этом в деятельности организаций культуры и предприятий творческой индустрии неизбежно возникает правовая коллизия. Статья 53 «Основ законодательства РФ о культуре» даёт право организациям культуры «использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблему) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной
основе. Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовы-вать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации. Юридические и физические лица осуществляют турист-ско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры» [3].
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» прямо указывает, что «производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев» (часть 3 статьи 36). Данное положение является расширенным толкованием части 3 статьи 53 «Основ законодательства РФ о культуре», обязывающей субъектов предпринимательской деятельности, производящих такую продукцию, получать соответствующее разрешение.
Вместе с тем статья 1281 ГК РФ определяет срок действия исключительного права на произведение. Такое право принадлежит автору в течение всей жизни и последующие 70 лет. По истечении названного срока произведение искусства переходит в общественное достояние, в силу чего мо-
жет свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
В результате мы видим противоречие норм ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», устанавливающих для всех лиц обязанность получения разрешения на использование изображений культурных ценностей, и ГК РФ, прямо разрешающим свободное использование таких изображений.
Означенная правовая коллизия может являться существенным сдерживающим фактором для развития творческой индустрии региона, поскольку брендинг территории и создание на ней творческого кластера невозможны без участия бизнеса, в своей коммерческой деятельности «эксплуатирующего» местное культурное наследие, создавая на его основе новую интеллектуальную собственность.
С целью выяснить место творческой индустрии в развитии экономики региона, а также роль объектов авторского права в этом процессе проанализируем несколько региональных брендов и попробуем установить взаимосвязь развития творческих кластеров на их территории с экономическими маркерами, сигнализирующими о развитии или стагнации местного потребительского рынка. Если удастся доказать существо-
вание закономерности в логической цепи «культурный и исторический потенциал региона - развитие на его основе творческой индустрии - появление объектов интеллектуальной собственности - возникновение объектов малого бизнеса - развитие потребительского рынка», то будет сформирован работающий алгоритм регионального развития на основе творческого и культурного потенциала места.
Для решения поставленной задачи обратимся к наиболее успешным региональным игрокам туристического рынка, демонстрирующим в последние десятилетия устойчивый туристический интерес, базирующийся на устоявшихся региональных брендах: городам Плёс, Суздаль и Мыш-кин. Этим муниципальным образованиям за исторически короткий срок удалось создать и развить на своих территориях творческие кластеры, опирающиеся в своей деятельности на богатое культурное и историческое наследие. Кроме того, эти три города, имеющие устоявшиеся территориальные бренды, демонстрируют различные модели коммерциализации интеллектуальной собственности в сфере творческой индустрии.
Вот как, по версии портала ТурСтат, выглядит рейтинг самых посещаемых городов малой России (на 2018 год) [4]:
Таблица 1
№ Город Количество жителей Количество туристов Количество туристов на 1 жителя города
1 Плёс, Ивановская область 2 300 400 тыс. 173
2 Суздаль, Владимирская область 10500 1,7 млн 162
3 Кириллов, Вологодская область 7700 600 тыс. 78
№ Город Количество жителей Количество туристов Количество туристов на 1 жителя города
4 Болгар, Республика Татарстан 8700 21 тыс. 60
5 Мышкин, Ярославская область 5900 203 тыс. 34
6 Городец, Нижегородская область 30700 660 тыс. 22
7 Сергиев Посад, Московская область 110900 2 млн. 18
8 Выборг, Ленинградская область 80000 1 млн. 13
9 Углич, Ярославская область 34500 410 тыс. 12
10 Великий Устюг, Вологодская область 31700 300 тыс. 9
Выбранные нами города занимают первое, второе и пятое места соответственно. Такой выбор был обусловлен, с одной стороны, безусловным лидерством Плёса и Суздаля в привлечении туристов; с другой - уникальными компетенциями Мыш-кина, где практически с нуля, без наличия уникальных исторических или культурных объектов была создана развитая туристическая инфраструктура. Статистическая информация для анализа была получена с портала Росстата и открытых данных Министерства культуры РФ.
При анализе мероприятий творческой индустрии города Мышкин нетрудно заметить, что все они, так или иначе, обыгрывают в своём названии и содержательной части территориальный бренд, ставший визитной карточкой этого очень небольшого по размерам и количеству жителей города. Мышь, как образ, обыгрывается в названиях мероприятий, создан единственный
в своём роде музей; массово продаются сувениры с изображением этого ключевого персонажа; мышь стала предметом народно-художественной культуры и прикладных ремесёл. Вот лишь небольшая часть мероприятий творческой индустрии города, в которых используется этот территориальный бренд: Зимние святки в с. Поводне-во, Кацкие краеведческие чтения, Масленичный балаган в с. Поводнево, Праздничная программа «Масленка примаскалила! / Масленица пришла!», Масленичный разгуляй в Мышгороде, «В гости к мельнику на блины», Народные гулянья «Мышкин-ская масленица», VIII Российско-Болгарская Вокально-Хоровая Ассамблея «Мыш-кинская сказка», Мышкинский полумарафон «По шести холмам» в рамках проекта «Бегом по "Золотому кольцу"», «А моё полохало...» (детский праздник огородного пугала), Встреча потомков старинных Мышкинских фамилий на земле предков
«Мышкинское землячество», «Иван Купала с древними традициями и обычаями», Всероссийский семейный фестиваль русской традиционной культуры «Семейный круг», «Фестиваль Мыши», «Новогодние потехи в мышином царстве», «Рождественское предложение от Мышгорода», Праздничная программа «Святки - ето дарома! Святки - это хорошо!» [5]. В Мышкине действует единственный в мире Музей мыши (собрание разнообразных изображений мыши: игрушки, посуда, скульптура и т.д.). Музей под открытым небом включает 16 традиционных народных построек: дома, амбары, кузницы, бани. Дворец мыши (Мышки-ны палаты), Музей валенка, Мышкинский самоход [6].
Попробуем проанализировать соотношение мероприятий в сфере культуры этого творческого кластера. Для решения поставленной задачи обратимся к открытым данным Министерства культуры РФ. Рубрика «Мероприятия в сфере культуры» на портале Минкультуры предоставляет значительный массив информации о проведении тех или иных мероприятий по регионам страны. К сожалению, не все регионы должным образом отчитываются о своей культурной жизни, поэтому имеющийся массив источников по некоторым муниципальным образованиям носит фрагментарный характер.
Мероприятия в сфере культуры классифицируются порталом открытых данных по нескольким категориям: встречи, выставки, концерты, праздники, обучение, спектакли, экскурсии, выставки, прочие. Собственно, к мероприятиям творческой индустрии без оговорок можно отнести три из них: концерты, праздники, спектакли. Прочие мероприятия в большей степени предполагают образовательную компоненту. К таковым относятся экскурсии, обуче-
ние, выставки, встречи. К категории «прочие» отнесены, как правило, просветительские мероприятия, спортивные соревнования, мастер-классы, викторины, познавательные беседы, официальные мероприятия. Все они, безусловно, содержат компоненту творческих индустрий, но для чистоты эксперимента ограничимся лишь тремя упомянутыми выше категориями мероприятий творческой индустрии.
Для более полного понимания процессов, происходящих в творческой сфере исследуемых регионов, использовалась также информация из иных открытых источников: рекламных порталов, агрегирующих соответствующие данные о творческой деятельности; сайты местных администраций; социальные сети.
Соотношение доли мероприятий в сфере культуры города Мышкин позволяет оценить диаграмма 1. На ней отчётливо просматривается резкое отставание мероприятий творческой индустрии от всех прочих, которые планируется реализовать в 2021 году. Местная администрация сконцентрировала все имеющиеся ресурсы на продвижении просветительской и образовательной компоненты в городских мероприятиях. На долю творческой индустрии приходится лишь 4% от запланированной общественной активности в городе (см. диаграмму 1).
Принципиально иную парадигму продвижения собственного творческого кластера избрало городское поселение Плёс-ское Приволжского муниципального района Ивановской области (город Плёс). Не обладающий, подобно Мышкину, столь удачным и легко тиражируемым образом Плёс демонстрирует впечатляющую динамику развития своей творческой индустрии, позволяющую говорить о существовании собственного городского креатив-
Диаграмма 1
Соотношение доли мероприятий в сфере культуры. г. Мышкин, 2021 год
Диаграмма 2
Соотношение доли мероприятий в сфере культуры. г. Плёс, 2021 год
ного, творческого кластера, обеспечивающего рекордный приток туристов со всей страны. Всего лишь две с небольшим тысячи жителей города обслуживают 400 тысяч туристов в год; на каждого жителя, как уже было сказано выше, «приходится» более 173-х туристов.
Городская администрация и местный бизнес, занятый в творческой индустрии, на регулярной основе организуют в городе гастроли ведущих эстрадных исполнителей, столичных театров, проводят собственные креативные фестивали и выставки. Так, на 2021 год в Плёсе запланированы спектакли столичных театров с участием ведущих актёров: спектакль «Осенняя соната» театра «Современник» с участием Марины Нееловой; «Сон в летнюю ночь» Мастерской Петра Фоменко; спектакль «Старший сын» с Виктором Сухоруковым в главной роли; спектакль «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова с Сергеем Маковецким в главной роли; спектакль «Москва-Петушки» Студии театрального искусства.
На 2021 год в Плёсе планируется также проведение Фестиваля воздушных шаров; Фестиваля фейерверков; Фестиваля красок холи (ежегодный индуистский фестиваль весны); Международного кинофестиваля «Зеркало» имени Андрея Тарковского; Левитановского музыкального фестиваля; Дачного фестиваля имени Шаляпина; Плёс-ского анимационного фестиваля; камерной программы Московского Пасхального фестиваля; ежегодного российского фестиваля моды «Плёс на Волге. Льняная палитра».
На текущий год Плёс запланировал гастроли в городе Гарика Сукачева, Леонида Агутина, группы «Чайф», Ёлки, Валерия Меладзе, группы «Звери», Елены Ваенги, Ани Лорак, Дидюли, Владимира Преснякова, групп «Машина времени», «Руки Вверх»,
Басты и целого ряда других популярных исполнителей. Будут проведены Выставка камней, Туристические выставки, Выставка Никаса Сафронова [7] (см. диаграмму 2).
На диаграмме хорошо видна доля концертов, праздников и спектаклей в плане городских культурных мероприятий. Их совокупный вес превысил 37%, обеспечив самый заметный вклад творческой индустрии в экономику города.
Суздаль - город-заповедник во Владимирской области, административный центр Суздальского района, входит в «Золотое Кольцо России», образует муниципальное образование город Суздаль со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе. Суздаль традиционно является одним из самых востребованных туристических центров страны благодаря богатейшему историко-культурному наследию. Обилие памятников культуры предопределило парадигму развития городского творческого кластера и его креативной индустрии. Суздаль не стал, подобно Плёсу, концертной и театральной площадкой. Основу его творческой индустрии составляет выставочная и экспозиционная деятельность.
Администрация города определила концепцию его развития в качестве полифункционального туристского центра. В Постановлении администрации муниципального образования город Суздаль № 926 от 29.12.2017 «Об утверждении муниципальной программы "Развитие туризма в городе Суздале на 2018-2020 годы"» определена «необходимость развития в Суздале различных направлений туристской деятельности: экскурсионного, научного, делового, фестивального, религиозного, оздоровительного, спортивного, экологического, караванного и др. Суздаль следует рассматривать как
региональный и федеральный туристский центр. Приоритетным направлением является развитие маршрутов выходного дня и долгосрочных маршрутов» [8].
Однако заявленное в Программе развитие фестивального, религиозного, экологического туризма пока не находит отражения в планах городских мероприятий, а финансирование развития туристической отрасли из городского бюджета неуклонно снижается: 2018 - 19250,3 тыс. руб.; 2019 -18135,8 тыс. руб.; 2020 - 12891,8 тыс. руб. [9]
В условиях дефицита бюджетного финансирования творческая индустрия города находит возможности для реализации фестивальных проектов. На 2021 год в Суздале запланировано проведение Открытого российского фестиваля анимационного кино, являющегося главным смотром российской мультипликации; Праздника огурца в Музее деревянного зодчества; ежегодного фестиваля русской бани; Международной творческой школы «Новые имена»; ежегодного «Suzdal Blues-bike Festival».
Выставочная деятельность в городе сконцентрирована в местных учреждениях культуры; основными выставочными площадками Суздаля остаются городские библиотеки. В 2021 году там запланированы: выставка «Талантливый американец» (Боголюбовская поселковая библиотека); выставка-просмотр «Сергей Донатович Довлатов, писатель и публицист» (Суздальская центральная районная библиотека); выставка «Жизнь как событие: Коко Шанель»; выставка-экскурсия «Дорогами народных сказок»; книжная выставка «Не стыдно ни за одну строчку...»; книжная выставка «Фантастические миры Герберта Уэллса»; выставка детского рисунка «Осенние зарисовки»; выставка «Дары природы» [10].
Сведения городских информационных ресурсов подтверждаются открытыми данными Министерства культуры РФ. Статистика по рубрике «Мероприятия в сфере культуры» за 2021 год по Суздалю содержит 3 197 записей, большинство которых
Диаграмма 3
Соотношение доли мероприятий в сфере культуры. г. Суздаль, 2021 год
относится к выставочной деятельности [11] (см. диаграмму 3).
Чтобы оценить вклад творческой индустрии в региональную экономику, роль и значение творческого кластера в развитии городского хозяйства, обратимся к данным Росстата. Следует оговориться, что предоставляемые регионами статистические данные крайне фрагментарны, по некоторым отраслям и видам деятельности информация отсутствует вовсе. Кроме того, существенную роль на экономические показатели регионов в последние два года оказала пандемия и ограничительные меры с ней связанные. Однако при анализе доступного массива данных за последние пятнадцать лет удаётся выявить достаточно убедительные тренды, на которые не повлияли кризисные факторы 2019-2020 годов.
При анализе статистической информации по развитию творческой индустрии в изучаемых регионах прослеживается корреляция между их долей в общем плане культурных и образовательных мероприя-
тий, позицией региона в рейтинге туристической популярности и развитием потребительского рынка. Так, доля творческой индустрии в плане мероприятий Плёса на 2021 год (концертные программы, праздники и спектакли) составила 34,6%. В Суздале этот индикатор оказался равен 17%; в Мышкине - 4% (см. диаграмму 5). Фрагментарность источниковой базы не позволяет произвести анализ всех десяти призёров туристического рейтинга - в открытых данных Министерства культуры РФ искомая информация отражена в малой степени. Вместе с тем сопоставление места в рейтинге с развитием творческой индустрии исследуемых городов говорит само за себя: место в рейтинге точно коррелирует с процентным соотношением творческих мероприятий: первое место занимает Плёс - 34,6%; второе место Суздаль - 17%, на пятом месте Мышкин - 4%. В итоге сравнительная диаграмма доли творческой индустрии в плановых мероприятиях трёх исследуемых городов выглядит следующим образом:
Диаграмма 4
Процентное соотношение доли творческих индустрий в программах городских мероприятий, 2021 год
Выявленные закономерности в развитии творческих индустрий трёх региональных туристических центров позволяют перейти к следующему этапу исследования: изучению корреляции творческого потенциала с развитием потребительского рынка муниципальных образований.
В статистических данных по городу Мышкин обнаруживаются два индикатора, наиболее полно отражённые в открытых данных и позволяющие с высокой точностью определить доминирующие тренды в такой показательной отрасли, как розничная торговля, поскольку именно она тесно связана с обслуживанием туристических потоков. Нетрудно заметить, что с 2006 года по настоящее время количество объектов розничной торговли в Мышки-не выросло более чем в 2,5 раза (см. таблицу 1). На графике заметен слом восходящей тенденции, обусловленный эпидемиологической обстановкой в стране в 2019-2020 годы, однако возрастающий тренд очевиден: количество объектов розничной торговли в г. Мышкин неуклонно растёт, и эта тенденция, судя по всему, будет продолжаться (см. диаграмму 5).
Другим, близким по смыслу, индикатором экономического самочувствия региона является площадь торговых залов объектов розничной торговли в городе (см. таблицу 2). Этот параметр демонстрирует ещё более убедительную динамику. Кризисные явления последних двух лет не сказались существенным образом на этом показателе городской экономики; восходящий тренд этого графика ещё более очевиден, нежели аналогичный индикатор количества объектов розничной торговли (см. диаграмму 6).
Наиболее полно представленной статической информацией по городу Плёс является количество мест в ресторанах, барах
и кафе, иная статистическая информация передаётся местной администрацией в Рос-стат крайне нерегулярно. Но и этой имеющейся информации достаточно, чтобы обнаружить взрывной рост потребительского сектора города за последние десять лет. Так, с 2010 по 2020 год этот параметр вырос в 5 раз; сгенерированный тренд указывает на продолжающийся рост сектора экономики, обслуживающего туристические потоки (см. диаграммы7, 8)).
Иную картину можно наблюдать при анализе предполагаемого вклада творческой индустрии в экономику города Суздаль. Приходится констатировать, что своим ведущим местом в рейтинге наиболее посещаемых туристических центров России Суздаль обязан своему уникальному культурному наследию, нежели целенаправленной политике по созданию творческого кластера и развитию креативной индустрии. Мы не обнаруживаем в местных экономических индикаторах взрывного роста, подобного тому, что наблюдался в сфере общественного питания Плёса. Индикатор «Площадь торговых залов объектов розничной торговли» (см. таблицу 4) демонстрирует в Суздале положительную динамику, но она имеет более пологий тренд, обусловленный, вероятно, общим экстенсивным развитием, нежели активными действиями по активизации творческой индустрии.
Индикатор «Количество мест в ресторанах, барах, кафе» демонстрирует стагнацию отрасли в 2006-2019 годы: малый бизнес в сфере общественного питания не видит стимулов к развитию (см. диаграмму 9, 10)).
Выводы и рекомендации
1. Выявление и анализ вклада творческих индустрий в экономику Российской Федерации до сих пор представляет методологическую проблему. Оценка денежно-
2006 2007 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Диаграмма 5
Количество объектов розничной торговли. г. Мышкин, 2006-2020 годы
(по данным Росстата)
Диаграмма 6
Площадь торговых залов объектов розничной торговли г. Мышкин, 2011-2020 годы
Диаграмма 7
Приволжский муниципальный район, городское поселение Плёсское Количество мест в ресторанах, барах, кафе. 2006-2020 годы
Диаграмма 8
Приволжский муниципальный район. Городское поселение Плёсское Площадь в ресторанах, барах, кафе. 2006-2020 годы (в кв. м)
Диаграмма 9
Площадь торговых залов объектов розничной торговли. г. Суздаль, 2006-2020 годы
2006 2007 2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Диаграмма 10
Количество мест в ресторанах, барах, кафе в г. Суздаль, 2006-2019 годы
го оборота предприятий индустрии и налоговых поступлений в местные бюджеты не полностью отражает синергетический эффект от возникновения на определённой территории творческого кластера и развития в его границах творческой индустрии. Назрела необходимость в создании более сложного механизма оценки воздействия креативной индустрии на региональные экономики. Одним из таких механизмов может стать анализ индикаторов потребительского рынка региона в корреляции с развитием творческой индустрии в его условных границах. Результаты проведённого экспресс-анализа на примере трёх туристических центров «Золотого Кольца России» свидетельствуют о наличии неоспоримой связи между творческими мероприятиями региона, количеством туристов и развитием потребительского рынка. Активная деятельность предприятий творческой индустрии и местных властей способствует росту туристических потоков, который влечёт за собой прогнозируемый рост местной потребительской инфраструктуры: магазинов различной специализации, предприятий общественного питания, увеличения занимаемых ими площадей.
2. Зависимость развития регионального потребительского рынка от вклада в него
творческой индустрии не имеет линейной зависимости. Потребительский рынок может показывать устойчивый рост и при удачном брендинге территории и умелом использовании культурного и природного наследия. Культурное наследие региона, его религиозное значение, природные ландшафты, архитектура будут обеспечивать туристический поток и без активной деятельности местных властей и креативного класса. Вместе с тем дополнительное развитие в центрах культурного и природного наследия творческой индустрии на базе объектов культурного наследия будет создавать синергетический эффект, ведущий к увеличению экономических показателей региона.
3. Использование предприятиями творческой индустрии объектов культурного наследия может столкнуться с рядом нерешённых правовых проблем. Отсутствие точно сформулированного понятия «изображение (воспроизведение) культурных ценностей»; коллизия между нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» могут создавать конфликты между хозяйствующими субъектами и местными учреждениями культуры, призванными сохранять объекты культурного наследия.
Список литературы
1. Васина В. А. Брендинг территорий // Научный журнал. 2019. № 10 (44). C. 32-35.
2. Девдариани Н. В., Рубцова Е. В. Проблемы формирования философии брендинга в современной
России // Иннов : электронный научный журнал. 2018. № 3 (36). URL: https://www.innov.ru/science/ economy/problemy-formirovaniya-filosofii-br/
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : утверждены ВС РФ 09.10.1992
N 3612-1 (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1870/3fd450781e8484538bc57dcbef4853319ccc34dc/
4. ТурСтат. http://turstat.com/toptouristtownrussia2019
5. http://myshkinmr.ru/rus/plan/
6. https://www.myshgorod.ru/
7. https://sanatoriirf.ru/meropriyatiya-v-plyose-na-2021-god
Si
^ Современные культурные практики h III! Ol 1
8. http://www.gorodsuzdal.ru/index.php/novosti/munitsipalnye-programmy-po-kulture-turizmu-i-sportu/
razvitie-turizma-v-gorode-suzdale-na-2018-2020-gody
9. http://www.gorodsuzdal.ru/files/Kultura/MP/RazvTurizma/2018-20/29.12.2017%20926.pdf
10. https://www.culture.ru/afisha/suzdalskiy-rayon/vistavki
11. https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-events#a:eyJ0YWIi0iJidWlsZF90YWJsZSJ9
References
1. Vasina V. A. Territory branding. Scientific Journal. 2019, no 10 (44), pp. 32-35. (In Russ.).
2. Devdariani N. V., Rubtsova E. V. The problems of branding formation philosophy in modern Russia.
INNOV. 2018, no. 3 (36). Available at: https://www.innov.ru/science/economy/problemy-formirovaniya-filosofii-br/ (In Russ.).
3. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture. Available at: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_1870/3fd450781e8484538bc57dcbef4853319ccc34dc/ (In Russ.).
4. TypOraT. http://turstat.com/toptouristtownrussia2019 (In Russ.).
5. http://myshkinmr.ru/rus/plan/ (In Russ.).
6. https://www.myshgorod.ru/ (In Russ.).
7. https://sanatoriirf.ru/meropriyatiya-v-plyose-na-2021-god (In Russ.).
8. http://www.gorodsuzdal.ru/index.php/novosti/munitsipalnye-programmy-po-kulture-turizmu-i-sportu/
razvitie-turizma-v-gorode-suzdale-na-2018-2020-gody (In Russ.).
9. http://www.gorodsuzdal.ru/files/Kultura/MP/RazvTurizma/2018-20/29.12.2017%20926.pdf (In Russ.).
10. https://www.culture.ru/afisha/suzdalskiy-rayon/vistavki (In Russ.).
11. https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-events#a:eyJ0YWIi0iJidWlsZF90YWJsZSJ9 (In Russ.).
*