Научная статья на тему 'Творческие индустрии в Перми. Миф или реальность?'

Творческие индустрии в Перми. Миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / ПЕРМЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие индустрии в Перми. Миф или реальность?»

право. Проблемы непонимания сути римского права, его значения для современной России, порожденные историко-правовым направлением его изучения останутся вопросом еще на многие годы.

Список источников и литературы

¡.Гражданское право: учебник / под.ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М., 1996. - Ч. 1. - С. 59-60.

2.Камышанский, В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М., 2000. - С. 21. [Электронный ресурс] - Режим доступа - СПС «КонсультантПлюс»

3.Косарев А.И. Римское частное право: Учеб.для вузов. М., 2000. С. 8, 9.Новицкий И.Б. Римское право / И.Б. Новицкий. - 5-е изд. - М., 1994. - С. 6.

4.Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. -М.:3ерцало,1997. - С. 608.

5.Подопригора А.А. Основы римского гражданского права: учеб.пособие /А.А. Подопригора. - К., 1990. - С.9.

6.Рецепция права: идеологический компонент. Ткаченко С.В., 2006. - Электронный ресурс.

7.Российская юридическая энциклопедия. - М., 1999. [Электронный ресурс] - Режим доступа - СПС «КонсультантПлюс»

8.Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. М., 1997. [Электронный ресурс] -Режим доступа - СПС «КонсультантПлюс»

9.Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права -Самара, 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа - СПС «КонсультантПлюс»

Рицкова А.О., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент О.В. Игнатьева

Творческие индустрии в Перми. Миф или реальность?

Любой человек, в какой бы стране он не жил, ежедневно использует творческие продукты в ходе получения образования, во время работы, досуга и развлекательных мероприятий. Утром мы встаем и одеваемся, включаем музыку, читаем газеты, смотрим телевизор и слушаем радио, пользуемся цифровыми услугами, ходим в кино и в театр. Творческие или креативные индустрии пронизывают всю нашу жизнь.

Наиболее полное определение «Творческой индустрии» дают руководители проекта «Творческие индустрии: Санкт-Петербург, Хельсинки, Манчестер» - это предпринимательство, основанное на творческой деятельности, индивидуальном таланте и навыках, в процессе которого производятся материальные блага и создаются рабочие места на основе использования интеллектуальной собственности (Белова Е.Г., 2002, с. 3). Творческие индустрии - это предпринимательство в сфере культуры. К творческим индустриям относятся:

1. Медийные и традиционные исполнительские виды искусства

2. Дизайн и изобразительное искусство

3. Культурное наследие

Зачем нужны творческие индустрии, и какие проблемы они решают? Без эксперимента, без вовлечения в современную действительность, никакая культура не может сохранять жизненные силы и не способна

обновляться. А поскольку, творческие индустрии основное внимание уделяют культуре современной, они и являются источником инноваций и делают городскую культуру конкурентоспособной, что необходимо для её выживания в стремительно меняющемся, охваченном стремительной глобализацией мире.

Благодаря творческим индустриям Великобритания сумела побороть безработицу, так как на 1998 год, группа индустрий обеспечивала 7-8 % рабочих мест. В 2001 году, исследователи обнаружили, что творческие индустрии не только развиваются быстрее большинства секторов экономики, но и вдвое быстрее создают новые рабочие места. Два года спустя в 2003 году прозвучало заявление о том, что творческие индустрии внесли в британскую экономику больший вклад, нежели все вместе взятые финансовые операции. Такая ситуация происходит во всем мире и Россия не исключение.

Главной составляющей творческих индустрий, без которой они не смогут существовать, является креативный класс. Ричард Флорида автор теории креативного класса, определяет его как экономический класс и утверждает, что его экономическая функция поддерживает и определяет социальные и культурные решения креативных профессионалов, равно как и их образ жизни. Креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности. Таким образом, в него входит великое множество работников интеллектуального труда, символических аналитиков, а также лиц свободных профессий и технических специалистов, но принципом объединения служит их реальная роль в экономике.

В представлении Флориды креативные класс распадается на две составляющие: креативные ядро и креативные специалистов. К креативному ядру относятся ученые, инженеры, университетские профессора, поэты, писатели, художники и актеры, дизайнеры и архитекторы, равно как интеллектуальная элита современного общества: публицисты, редакторы, крупные деятели культуры, эксперты аналитических центров, обозреватели и другие люди, чьи взгляды формируют общественное мнение. Кем бы они ни были по профессии.

Помимо этой центральной группы к креативному классу относятся «креативные специалисты», работающие в целом ряде отраслей, основанных на знании, таких как сектор высоких технологий, финансы, право и здравоохранение, а так же управление бизнесом. Эти люди участвуют в творческом решении проблем, используя комплексные знания при подходе к специфическим проблемам (Флорида Р., 2005, с. 40).

Самыми первыми о творческих индустриях в мире заговорили в Великобритании. В России первыми городами, заявившими о себе, как о городах с высоким творческим потенциалом стали Москва, Санкт-Петербург, Калининград и Пермь. Так, Санкт-Петербург стал участником проекта «Творческие индустрии: Санкт-Петербург, Хельсинки, Манчестер», в Калининграде в 2011 году был инициирован проект «Развитие творческих

индустрий в городе», а город Пермь известен своей культурной революцией и «Пермским культурным проектом».

В Москве без всякой государственной поддержки появились первые инициативы, в какой-то степени, копировавшие британские модели развития творческих индустрий. Так же как и в Англии, они были связаны с освоением новых городских пространств - бывших фабрик, промышленных зон, гаражей и т.п. Производства из этих помещений ушли, и инициативные люди стали искать способы использовать их для удовлетворения потребностей жителей мегаполиса. Первыми в Москве были сквоттерские проекты: Фурманный переулок, дом Петлюры на Страстном бульваре, затем Центр современного искусства на Полянке, Центр Современного искусства на Зоологической улице и т.д.

Современных творческих кластеров (ассоциация (некоммерческое партнерство)) Москвы, в той или иной степени, отвечающих этому понятию, как минимум пять: Центр дизайна «ARTPLAY», культурный центр «АРТ-Стрелка», Центр современного искусства «Винзавод», проект «Фабрика», бывший газгольдерный завод «Арма».

Относительно Перми. В 2009 году на Пермском экономическом форуме Пермь была объявлена культурной столицей России, в 2011 году пермские власти заявили о новой цели - культурной столице Европы. И, разумеется, понятия креативной экономики, творческих индустрий и креативного класса, стали актуальными. Многие пермские художники, дизайнеры, менеджеры, «пиарщики», музейные сотрудники и т.д. заявляют о себе как, о представителях креативного класса, но не многие из них относят себя к творческим индустриям, и мало кто может ответить на вопрос, что именно в Перми является творческой индустрией? Есть ли они, или это очередной модный бренд?

Ранее мы сказали о том, что главной составляющей, без которой не возможно существование творческой индустрии, является креативные класс. Сегодня в Перми проходят различные фестивали, создаются и реализуются проекты не только в сфере культуры, но и в сфере здравоохранения, социального развития, проекты, направленные на поддержку малого бизнеса. Все это говорит нам о наличии креативного класса. Поскольку креативный класс есть, то должны быть и творческие индустрии, но сформировались ли они?

Нами выбрано несколько пермских организаций и проектов, которые соответствуют критериям, выдвигаемым в определении творческих индустрий. Однако, ни одна из них, не считает себя творческой индустрией:

1. Фестивали «Белые ночи» и «Живая Пермь»

2. Рекламное агентство «Новая волна»

3. Частную галерею «Марис Арт»

4. Пермскую художественную галерею

Так же были разработаны критерии, определяющие творческие индустрии, и соотнесла с выбранными организациями:

1. Создание материальных благ с использованием интеллектуальной собственности

2. Создаваемая продукция - элемент культуры

3. Создание новых рабочих мест

4. Демонстрация ценностей современной культуры и инноваций

5. Создание «мягкой» инфраструктуры для культурного туризма

Фестивали «Белые ночи» и «Живая Пермь» полностью соответствуют

всем критериям. Но фестивали нельзя отнести к творческим индустриям, в первую очередь потому, что они не окупаемы. А прибыль это важнейший фактор, отличающий творческую индустрию. «Белые ночи» и «Живая Пермь» - это своеобразная проверка, которая должна дать ответ есть ли у нас почва (творческие ресурсы и креативные люди). И уже сейчас можно однозначно ответить, что эта почва в Перми есть.

Рекламное агентство «Новая Волна» - это агентство полного цикла, то есть помимо размещения рекламы, они предоставляют обширный спектр услуг, к которым можно отнести PR-кампанию, дизайн, разработку фирменного стиля и т.д. К таким агентствам в Перми можно отнести еще два: «Lege artis» и «Fondu Group». Данные рекламные агентства являются полноценной творческой индустрией.

Галерея «Марис Арт» так же является полноценной творческой индустрией, она соответствует всем критериям - создание материальных благ с использованием интеллектуальной собственности, создаёт новые рабочие места, пропагандирует ценности современной культуры и т.д. Что касается финансовой стороны, то галерея «Марис Арт» полностью самоокупается за счет продажи произведений искусства и предоставления различных услуг (организация и проведение художественных выставок, арт-фестивалей в России и странах СНГ; экспертиза и оценка произведений искусства).

В отличие от галереи «Марис Арт», Пермская художественная галерея, как впрочем и все государственные музеем, не соответствует всем критериям, из-за их не окупаемости. Все сферы жизнедеятельности галереи (выставочная деятельность, заработная плата сотрудников, техническое обеспечение, информационное обеспечение и т.д.) финансирует министерство культуры. Коммунальные расходы финансируются агентством по управлению государственным имуществом. Спонсорские вложения и средства от продажи билетов составляют небольшой процент от всего финансирования галереи.

В 2010 году агентством «Творческие индустрии» была подготовлена концепция культурной политики Пермского края. Где говорится о том, что основой успешной культурной политики Пермского края, являются творческие люди или креативный класс, которые благодаря поддержке со стороны правительства реализуют культурные проекты известные уже за пределами Пермского края и России.

Ключевым ресурсом «Пермского проекта» является творческая энергия сообществ - единственный существующий в мире неисчерпаемый ресурс (Концепция культурной политики Пермского края, с 32).

Подводя итоги можно говорить о том, что на сегодняшний день в Перми, с нашей точки зрения, сформировался креативный класс, который способен создавать творческие индустрии.

О наличии творческих индустрий и том будут ли они создаваться и развиваться в дальнейшем, будет понятно в ближайшее время, в связи со сменой губернатора и приоритетов в политике. И если творческие индустрии в Перми сформировались, то они выживут и будут увеличиваться и без поддержки власти, а если нет, то вывод один - творческих индустрий как кластера в Перми нет, а была лишь иллюзия.

Список источников и литературы

¡.British Council: Creative Economy Guide Toolkit, Penguin Books, London, 2010The Creative Economy, by John Howkins, Penguin Books, London, 2001

2.Флорида Ричард, «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». М.: Классика-XXI, 2005

3.Хокинс Джон, «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги». М.: Классика-XXI, 2011

Рябикова С.В., исторический факультет Научный руководитель: к.ю.н., доцент Н.В.Новикова

Формирование университетского образования в России: историко-правовой аспект

История российского университетского образования представляет собой одно из важных направлений, которое активно исследуется в современной историографии. В России формирование университетов шло по собственному пути. Становление высшего образования происходило в непростых условиях государственного регулирования.

Многие из трудностей, с которыми сталкивается развитие системы высшего образования сейчас, уходят своими корнями в историю. При этом неизменную актуальность сохраняют вопросы о своеобразии российских университетов и их соотношении с опытом Европы. Это, в свою очередь, привлекает внимание к изучению истоков университетского образования в России, а также к более тщательному исследованию тех эпох, в которые уже происходило взаимодействие российского и европейского высшего образования, и тех результатов, к которым оно привело.

Участившиеся связи с европейскими странами, знакомство с состоянием там образования и науки привели правительство страны к выводу о желательности открытия университета в России. Следует подчеркнуть, что в России вопрос о создании университетов ставился властью, решался сверху, а не возникал из потребностей общества. Впервые реальные шаги в этом направлении были сделаны Борисом Годуновым. Однако резкое противодействие духовенства заставило его отказаться от этой затеи. Но в 1687 в годы правления царевны Софьи по инициативе выдающегося педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.