УДК 332.14
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ НАРАЩИВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО
ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
© 2014
Н.В. Недосвитий, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента
в туризме и социальной сферы Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»,
Чебоксары (Россия)
Аннотация: Кризисное состояние экономики городов, регионов, стран, обусловливает поиск альтернативных подходов к развитию территории. Таким инструментом может стать создание условий для функционирования творческих индустрий. Выбор данного направления развития позволит дотационным областям сформировать конкурентоспособный межотраслевой региональный кластер, создать предпосылки эффективного социально-экономического развития.
Ключевые слова: творческие индустрии, творческий кластер, творческие кварталы, промышленные кластеры, развитие территории, креативный класс, фрилансеры.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Начало XXI века, а именно последние десять лет можно охарактеризовать как время потрясений. Экономические и социально-политические кризисные ситуации просто захлестнули весь мир. Общая нестабильность и высокая турбулентность факторов внешнего окружения оказывает значительное влияние на благополучие отдельных территорий: муниципальных образований, федеральных субъектов и т.п. Особенно сильно эти процессы сказываются на развитии дотационных регионов, основная задача которых связана с выживанием в такой нестабильной среде функционирования. Большинство региональных политик управления развитием решают локальные, текущие проблемы, мало задумываясь о глобальных, стратегических целях и направлениях роста. Кризисные процессы активно подталкивают государственные, федеральные и муниципальные управленческие структуры к поиску новых путей и стратегий развития территории. К ним можно отнести инновационные социально-экономические приемы, основанные на использовании творческого и интеллектуального потенциала населения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данного исследования состоит в изучении передового опыта в сфере реализации творческих инициатив и выявлении социально-экономического эффекта от данных практик, с учетом факторов повышения конкурентоспособности территории.
Сегодня перед региональными органами власти, особенно это касается дотационных областей, стоит главная задача - это повышение качественного уровня жизни населения. Основными направлениями в решении данного вопроса будут изыскания инновационных социально-экономических инструментов регионального управления, которые позволят сформировать новые пути пополнения местного бюджета.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Осознание необходимости использования инновационных приемов регионального развития подталкивает к изучению передового мирового опыта по данной проблеме (К Nedosvitiy [1]). На текущий момент международная практика предлагает два направления формирования стратегии развития:
1. Повышение эффективности существующей ресурсной базы региона посредством создания региональных отраслевых кластеров.
2. Формирование творческого пространства и развитие креативных отраслей. Основная задача - создание творческого кластера.
Региональный, или территориальный, отраслевой кластер - это система интенсивного производственного и информационного сотрудничества поставщиков и потребителей, производителей материалов, комплектующих, оборудования, сопутствующих услуг и самих
производителей для создания «основного продукта» кластера. В кластер также могут входить предприятия различных отраслей хозяйства, исследовательские и образовательные учреждения, государственные структуры. Признаком участия в кластере является активная кооперация с другими игроками.
Кластерный подход подразумевает устойчивое партнерство взаимосвязанных субъектов, объединенных едиными целями. Данный подход обеспечивает развитие на основе кооперационной стратегии, которая объединяет интересы всех сторон: региональных властных структур и предпринимателей. Интеграция государственных, национальных, предпринимательских интересов позволит сформировать успешно функционирующий механизм управления (Н. Недосвитий [2]).
Промышленные кластеры, как правило, выстраиваются вокруг регионального отраслевого лидера, который становиться ядром всей кластерной системы. Инфраструктуру подобной территориальной системы образуют независимые малые и средние предприятия, объединяющие в себе все стадии процесса создания регионального продукта: от проектирования и производства до реализации и продвижения.
Развитие промышленных кластеров стало достаточно популярным направлением научно-теоретических изысканий среди российских ученых, среди которых: Третьяк В. П., Ферова И.С., Соловейчик К.А., Денисова И.Н. и многие другие. Большой интерес вызывает исследование Боуш Г.Д., в котором была разработана научная теория возникновения, существования и развития промышленных кластеров, на основе этой теории была предложена концепция управления, формирования и их развития (Г.Боуш [3]).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Творческие кластеры - это объединение людей культуры (художников, писателей, артистов, дизайнеров, архитекторов, программистов) и создание коммуникативной площадки для их развития. Результатом совместных усилий должен стать интеллектуальный продукт для массового потребления. Поэтому связующим звеном данной структуры для её эффективной работы должны стать менеджеры, продюсеры, импресарио, предприниматели.
Данное направление развития особенно популярно среди зарубежных исследователей, таких как Том Флеминг, Джон Хокинс, Чарлз Лэндри, Джозеф О'Коннор, Ричард Флорида, Симон Эванс и др. Так, Р. Флорида в своей книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» убедительно доказывает, что чаще всего технологии, компании и даже венчурный капитал перемещаются сегодня в места с большей концентрацией талантливых и креативных людей. А первоочередной задачей власти и бизнеса становится создание наилучших условий для привлечения креативщиков на свои территории (Р.Флорида [4]). Эти
идеи автор продолжил развивать в своем последнем научном труде «Большая перезагрузка. Как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда». По его мнению, экономический кризис, с которым столкнулось человечество сегодня, может стать зарей новой эпохи изобретательности и предприимчивости. Именно тогда, когда экономика шла на спад и начинался период депрессии, создавались новые экономические и социальные модели, изменялись образ жизни и рынок труда. На месте устаревших институтов немедленно возникали другие, новые и лучшие. В этой книге Флорида обращается к важнейшему опыту прошлых кризисных эпох в надежде, что это послужит нам ориентиром на пути к новой эпохе процветания (Р.Флорида [5]).
Из российских специалистов, развивающих данную тему, можно вспомнить В.М. Гнедовского, который говорил об изменениях, происходящих в современном обществе, об отказе от традиционных форм производства и переходе к созданию информационного интеллектуального продукта как результата деятельности синтеза культуры и индустрии (М.Гнедовский [6]).
К сожалению, среди российских ученых к предлагаемым социальным нововведениям относятся недостаточно серьезно и уделяют им незначительное внимание. Это объясняет отсутствие разработанной научно-теоретической базы реализации подобных инициатив. Многие это объясняют спецификой российской экономикой - её яркой ресурсной ориентацией. Существует распространённое мнение, что финансовый и социальный результат, полученный благодаря функционированию творческих кластеров, не такой значимый как анонсируется, и вложенные инвестиции себя не оправдывают. Другое объяснение - неверие в коммерческий потенциал и успешность существующей сферы культуры. Что, конечно, оправдано, ведь культура России - это в первую очередь историческое наследие - литература, искусство, балет, кинематография, - которое не имеет отношения к возможностям формирования источника пополнения регионального бюджета, особенно небольших районов и городов. В современном же понимании историко-культурные традиции должны быть лишь источником вдохновения, позволяющего создавать экономически выгодный массовый продукт посредствам моды, архитектуры, программного и дизайнерского товара.
Вследствие этих предпосылок данные творческие проекты в России реализуется благодаря энтузиастам, таким как, например, Дмитрий Мильков, президент НП «Центр развития творческих индустрий», один из самых авторитетных консультантов по вопросам развития и продвижения подобных социальных инициатив, что кардинальным образом отличается от мирового опыта. Пионером данного движения является Великобритания. В 1998 году правительством страны были признаны как творческие индустрии семи областей деятельности сферы культуры; аудио и визуальное искусство, перфоманс, спорт, туризм, книгоиздание и журналистика, наследие. В результате этого решения во многих городах страны старые заброшенные здания и промышленные районы были отданы для создания творческих кварталов.
Особую популярность творческие кварталы получили в Лондоне. Стимулирование роста культуры стало основной стратегией развития города. Сейчас этот город называют городом творчества, искусства, дизайна и разнообразия. И главным достижением мэрия города считает то, что культурное наследие столицы является доступным для большого числа жителей и приезжих гостей. Культура вносит огромный вклад в экономику города. Лондон ежегодно посещают более 15 миллионов туристов, причем семь из десяти гостей отмечают культуру как основную причину их путешествия. Творческие индустрии Лондона приносят доход около 19 миллиардов фунтов стерлингов в год, в этой сфере
работают 386 тысяч человек (Greater London Authority [7]).
Данные результаты, безусловно, могут служить показателями высокой конкурентоспособности данного города на мировом рынке. Следовательно, культура и творчество в современной экономике способны сформировывать условия эффективной конкуренции.
Ежегодно под патронажем мэрии Лондона проводятся исследования среди «Мировых Городов Культуры». Это сеть городов мира, которые верят в важность культуры для создания процветающих условий проживания и активно развивают творческие индустрии на своей территории. Рассмотрим выдержки из представленного в Стамбуле доклада за 2013 год (таблица 1) (Н. Недосвитий [8]).
Таблица 1 - Характеристика крупнейших центров, развивающих творческие индустрии
Город Размер адмннн стратнв ного центра, КБ. км Валовы й Енутрен ний продук т (по ППП), млн. долл. США Населе нне адмннн стратнв ного центра, тыс. чел. Доля занятых работн нков в творчес кнх Ff ИДУ CT рнях Колнче ство нностра иных студент об, чел. Колнче ство государ ственн ых учрежд культур ы Колнче ство частны X учрежд культур ы Колнче ство студент ов в профнл ьных инстнту тах нскусст ва н дизайна Колнче ство студент ОБ Б многой рофнль ных инстнту тах искусст Ба и дизайна
Аметер дам 2580 103511 2350 8,3% 6628 11 нет данных 5641 2201
Берлин 892 124338 3461 7,5% 21805 5 12 5091 нет данных
Стамбу л 5313 13 359 13 624 нет данных 6 643 нет данных нет данных нет данных 774
Лондон 1572 65800 7825 12% 99360 11 46 34920 15745
Нью-Йорк 1214,4 73300 8175 8,0% 60791 нет данных 12 нет данных нет данных
Париж 12012 56900 11797 8,8% 96782 30 73 14024 нет данных
Сан-Паулу 1500 24083 11253 нет данных нет данных 2 4 нет данных нет данных
Сидней 12144,5 48900 4576 5,3% нет данных 2 20 15571 13972
Токио 2130 41300 13159 11,2% 43188 1 16 24120 25444
Шанха 6340,5 15300 23475 7,4% 43016 5 18 13324 43501
Источник: World Cities Culture Report 2013
Здесь можно отметить, что большую роль в формировании творческих индустрий играют студенты, обучающиеся в различных учреждениях искусства. Лидерами что достаточно закономерно являются - Лондон, Шанхай, Токио.
Также необходимо отметить, что в многообразии культурных идей вели роль иностранных граждан, особенно студентов. В Париже и Лондоне их количество достигает более девяноста тысяч человек. Особый интерес вызывают данные о количестве работников, занятых в творческих индустриях, в целом их удельный вес достигает порядка 10% (таблица 2).
Первоочередная задача творческого кластера в регионе состоит в формировании культурных аттракторов, которые привлекут интерес туристов, в том числе и иностранных. Ведь не секрет, что основным потребителем культурного продукта часто становятся именно туристы.
Так, необходимо отметить, что самое большое количество музеев в Лондоне, Берлине, Амстердаме, а галерей - в Париже, Лондоне, Токио. Стамбул опережает всех по числу объектов культуры - более 30 тысяч.
Лидерами в количестве фестивалей и прочих событийных мероприятий являются Токио, Париж, Сидней. Необходимо отметить и посещаемость музеев, что является больным вопросом для многих музейных учреждений России. Шанхай демонстрирует посещаемость музеев 47%, Лондон - 54%, Амстердам, безусловный лидер и пример для подражания, демонстрирует уровень загрузки 77%. Лондон и Париж являются традиционными центрами культурного туризма, что подтверждается
цифрами - свыше 10 миллионов человек (самое высокое количество путешественников), свыше 8 миллионов туристов посещают Шанхай, Нью-Йорк, Стамбул.
Таблица 2 - Культурное разнообразие и туристские аттракторы центров творческих индустрий_
Город Колнч ество музеев . в том числе нацио нальн ых Доля посещ аемых музеев и галере й Колнч ество галере й Посещ ение пяти нанбол ее популя рных музеев и галере н. млн. чел. Колнч ество объект ов культу рного наслед ня ЮНЕСКО Прочн е культу рные объект ы Колич ество фестив алей и праздн иков Посещ аемост ь самых по пуля рных фестнв алей, тыс. чел. Доля общее твенн ых зелены X площа дей (парко в н садов) Колич ество иностр анных турист OB, тыс. чел.
Амсте рдам 151 77% 182 4,5 3 16680 293 700 13% 5506,7
Берлн н 158 нет данны X 421 4,7 3 8689 63 1360 14,4% 2871
Стамб ул 78 нет данны X 267 7,1 1 30188 136 нет данны X 1,5% 8057,9
Лондо н 173 54% 857 25,3 4 18901 254 1500 38,4% 15216
Нью-Йорк 131 нет данны X 721 15,4 1 1482 309 2500 14% 8380
Париж 137 43% 1046 23,4 4 3792 360 1500 9,4% 13300
Сан-Паулу 132 нет данны X 58 2,8 0 47 нет данны X 4000 нет данны X 1600
Сидне 60 26% 122 2,8 2 783 312 653 46% 2610
Токио 47 33% 688 9,7 1 419 485 1270 3.4% 5940
Шанха й 114 47% 208 6,6 0 2049 33 3060 2,6% 8511,2
Источник: World Cities Culture Report 2013
Именно туристы способны привлечь интерес к территории и, как следствие, увеличить инвестиционные вложения. Создание информационного события, уникального аттрактора способно сформировать туристский поток в регион и увеличить его конкурентоспособность.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Изучая опыт функционирования творческих индустрий, необходимо отметить, что творческие кварталы создаются не только в крупных городах или столицах, но также и в небольших городах и районах. Интересным для исследования является опыт создания так называемой «Субтопии» в городе Бутчюрк (Швеция). Результаты десятилетней работы творческого кластера «Субтопия» весьма значительные: годовой бюджет - около 66 млн. руб., доходы от заказов муниципалитета - около 33 млн. руб., арендная плата - около 23,5 млн. руб., доходы от проведения конференций и совещаний - около 6 млн. руб., другие статьи доходов - около 3,3 млн. руб. (Н. Недосвитий [9]).
Все приложенные усилия позволила в разы увеличить конкурентоспособность, ранее ничем не примечательного депрессивного города. Так, муниципалитет сумел наладить социальную ситуацию, сформировал стабильные источники пополнения бюджета, привлек инвесторов и заинтересовал массу путешественников.
Подведя итоги, можно отметить, что многие передовые страны считают, что будущее развитие территории стоит за коммерциализацией сферы культуры и искусства.
Это возможно благодаря формированию «креативного класса», к которому относят художников, дизайнеров, литераторов, программистов - всех тех, кого называют «фрилансерами», т.е. «вольными художниками». Их жизненная установка такова: свобода от условностей и правил, свобода самовыражения. Они не хотят работать в скучных офисах и угождать начальникам, считая, что рамки ограничивают творческую активность. Заключая лишь краткосрочные контракты, фрилансеры могут работать в любой точке земного шара, одновременно вы-
полняя функции продюсера, маркетолога, менеджера и креатора.
Если создание промышленного кластера основано на базе крупных предприятий, то творческий кластер формируется на территории заброшенных промышленных территорий, объединяя мелкие фирмы и индивидуальных предпринимателей.
Первооткрывателем смещения фокуса экономики с производственной сферы на сферу культуры и искусства стала Великобритания, чьи ученые определили основные понятия и критерии творческой экономики. Именно здесь на государственном и муниципальном уровне впервые начали создаваться властные структуры и программы, способствующие развитию творческих индустрий.
К сожалению, необходимо отметить, что подобная мировая практика в России пока не получила той же популярности, что в зарубежных странах. Теоретические изыскания отечественных ученых в основном затрагивают лишь дефиниции такого понятия, как «творческие индустрии» и практически не предлагают действенных механизмов внедрения подобных социально-экономических инициатив.
Включение творческих индустрий в стратегию развития региона способно решить ряд социально-экономических проблем, повысить качественный уровень жизни населения, а главное - преобразовать чисто бюджетные и убыточные отрасли в стабильный источник дохода. Таким образом, творческие кластеры способны создать условия эффективного развития, привлекать креативную элиту, увеличивать поток инвестиции и, как следствие, позволяют наращивать конкурентоспособность региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Nedosvitiy N.V. Innovative Technology of Régional Development // Science Prospects. Тамбов: Издательский дом «ТМБпринт». 2011. № 5 (20). С. 122-124.
2. Недосвитий Н.В. Формирование стратегии развития туристической отрасли в регионе на основе кластерного подхода: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Чебоксары, 2010. 192 с.
3. Боуш Г.Д. Формирование и развитие промышленных кластеров: теория и методология: дис. д-ра эконом. наук. СПб.: СПбГУЭФ, 2012. 356 с.
4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. 430 с.
5. Флорида Р. Большая перезагрузка. Как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. 240 с.
6. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii
7. Greater London Authority. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.london.gov.uk. Дата обращения: 23.03.2014
8. World Cities Culture Report 2013// Mayor of London. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lon-don.gov.uk
9. Недосвитий Н.В. Творческая индустрия как инструмент развития регионального туризма // Качество и инновации в бизнесе и в образовании: концепции, проблемы, решения: материалы III международной научно-методической конференции. 22-23 июня 2011 г. Чебоксары: филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары, 2011. С. 236-239
CREATIVE INDUSTRIES AS A TOOL TO ENHANCE COMPETITIVE
POTENTIAL AREAS
© 2014
N.V. Nedosvitiy, candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Economics and management in tourism and social sphere» Cheboksary's branch of the St. Petersburg State Economic University, Cheboksary (Russia)
Annotation: The economic crisis, cities, regions, countries, causes the search for alternative approaches to the development of the territory. Such a tool may be to create the conditions for the functioning of the creative industries. The choice of this direction of development will allow the subsidized areas to form a competitive regional cluster, create a prerequisite for effective socio-economic development.
Keywords: creative industries, creative cluster, creative neighborhoods, industrial clusters, the development of the territory, the creative class, freelancers.
УДК 330.341:331.10.2
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА
© 2014
Т.Н. Пестова, аспирантка кафедры «Политическая экономия учетно-экономических факультетов»
Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана, Киев (Украина)
Аннотация: В статье исследуются особенности процесса трансформации социально-экономических отношений как результата распространения сложного умственного труда и соответствующих изменений в технологическом способе производства.
Ключевые слова. Интеллектуальный труд, сложная умственная работа, творчество, интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность.
Мировая экономическая наука по достоинству оценила роль интеллектуальной деятельности, доказала необходимость преобразования интеллектуальной деятельности в массовое явление, обосновала ее высокую эффективность и общественную значимость, поставила человека в центре социально-экономического развития. Внимание к возрастанию роли человека в процессе производства, распределения и потребления благ активизировалось в научной среде с 60- х гг. Тогда же в научный оборот западными экономистами было введены следующие понятия: человеческий капитал, «трудовой потенциал», «человеческие ресурсы», «интеллектуальный потенциал», «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность».
Отдельные теоретические аспекты интеллектуализации труда раскрыты такими учеными как Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, К. Маркс, Дж. С. Милль, В. Петти, Д. Рикардо, А. Смит, Р. М. Солоу, И. Шумпетер. Вопрос причин и факторов интеллектуализации труда и производства в своих работах исследуют современные украинские ученые А. А. Чухно, А. М. Колот, В. С. Савчук, Ю.К. Зайцев, А. Гришнова, А. В. Шкурупий и другие.
Несмотря на основательные исследования обозначенной проблемы, сложность и неоднозначность явления требует дальнейшего пристального внимания со стороны ученых к теоретическим и практическим аспектам формирования, становления, распространения интеллектуального труда и, как следствие, трансформации социально-экономических отношений общества.
Переход к постиндустриальному обществу привел к росту уровня интеллектуализации труда в разрезе структуры имеющейся рабочей силы, структурным изменениям в национальной экономике и появлению новых отраслей и профессий, диспропорциям на рынке труда и рынке образовательных услуг.
Процесс интеллектуализации общественного труда идет по нескольким направлениям. Повышается удельный вес кадров преимущественно умственного труда в совокупной рабочей силе. Под влиянием нарастающих требований постиндустриальной экономики меняется сущность и принципы образования, происходит дальнейший рост образовательного уровня и выравнивание по отраслям и профессиям в результате подтягивания «малообразованных» отраслейипрофессий
к более высоким показателям. Стратегическое значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие инициативы, креативного мышления на всех стадиях общеобразовательной и специальной подготовки.
Труд по своей сущности является двойственной категорией: с одной стороны, труд обеспечивает человеку денежный доход в виде заработной платы, улучшая таким образом благосостояние наемного рабочего, а с другой стороны, в процессе труда человек реализует свои потенциальные умения и способности, потому труд выступает в качестве средства самоутверждения личности. Таким образом, труд должен поощряться, поскольку его целью является получение денежного вознаграждения, но с другой стороны, имеет место вознаграждение качественно нового уровня - удовольствие, радость от любой свободной деятельности (с этой точки зрения все виды труда достойны уважения и признания).
Трудовая деятельность выступает в роли опосредования самой себя. Сам человек, который осуществляет деятельность, выступает как субстанция, обладающая способностью к самодеятельности [1, с. 27].
Так, К. Маркс объясняет, что работник производит капитал, а капитал производит работника, а следовательно рабочий производит сам себя, и продуктом такого движения является человек как работник, как товар [2]. Так, ручные орудия труда требовали работника с практической подготовкой, а применение машинной техники выдвинуло новые требования к рабочей силе (определенный, хотя и не очень высокий уровень образования, профессиональное мастерство). Современные наука, техника и технология подняли эти требования на более высокий уровень. Во многих случаях даже среднее образование становится недостаточным, требуется высшее. Поэтому, массовая интеллектуализация труда, общества, экономики происходит, прежде всего, как результат растущей потребности производства в данном ресурсе. Осознание возрастающей роли человека - носителя способностей к физическому и умственному труду, усиление значения его интеллектуальной деятельности, рост потребности в человеке как генераторе инноваций, влекут революционные изменения в способах производства благ и услуг, механизмах их распределения и использования.
Выполняя трудовые функции, люди взаимодей-