УДК 37.013
Ширикова Оксана Александровна
Учитель-логопед ГБОУДетский сад №2173 компенсирующего вида; апаско. 1ат@тай. ги, г.Москва
творческие игровые приёмы в логопедической работе
с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Аннотация. В статье рассматривается возможность использования авторских творческих игровых приемов в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Целью такой работы является устранение у них речевых и сопутствующих неречевых отклонений в развитии. Одним из ведущих средств является конструктивно-игровая деятельность. В статье приведены варианты игр, даны комментарии к игровым наборам. Раскрыта роль и значение игровой деятельности в логопедической работе с дошкольниками.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, коррекционно-логопедическая работа, творческие игровые приемы, конструктивно-игровая деятельность.
Shirikova Oksana Alexandrovna
The teacher - speech therapist, Kindergarten №2173 of the compensating type, anacko.lain@mail.ru, Moscow
the urgent questions of using of creative playing methods
in the logopedic work with under scool age children having common anderdevelopment with drawbacks
of speech
Abstract. The article presents the possibility of using the author's creative playing methods in the correction speech therapy practice with the late children of under school age having the common drawbacks of speech with the purpose of correcting the speech derivations and following them non with the help of constructive playing activity.
Keywords: the underdevelopment of speech therapy practice, creative playing methods, of constructive playing activity, under school age children.
Проблема поиска творческих, разнообразных, интересных приемов и методов коррекции речевых нарушений у детей является актуальной и на сегодняшний день. Учитывая, что основными видами в дошкольном и младшем школьном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, в общем и специальном образовании большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер.
В дошкольном и зачастую в начальном школьном периоде ведущим видом деятельности у детей является игра, на основе которой формируются продуктивные виды деятельности, в частности конструирование, способствующие становлению познавательных процессов, общему, речевому, эмоциональному, творческому развитию, само-
стоятельности и произвольных процессов. Посредством этих деятельностей - «прелюдий» формируется учебная деятельность, т. к. расширяется сфера интересов детей, развиваются психические процессы, личность, повышается мотивация и возникают потребности в знаниях (А. Л. Венгер, А. П. Усова; Е. В. Филиппова, В. Штерн; Д. Б. Эльконин др.)
В настоящее время отмечается рост числа дошкольников имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), рассматриваемое как системное недоразвитие речи, при котором оказываются несформированными все ее стороны (Г.В. Бабина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
По результатам изучения детей с ОНР авторы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова,
Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.) отмечают у этих детей наличие различных отклонений в психофизическом развитии. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что у детей с ОНР неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно - волевой сферы, личности в целом, проявляющихся своеобразием самооценки и самосознания.
С. А. Миронова утверждает, что дети с общим недоразвитием речи проходят те же этапы развития речи, что и дети с нормальным развитием речи, только намного медленнее [6]. Это положение очень важно для нас. Автор является сторонницей теории, разработанной А.А. Леонтьевым, что речь является деятельностью. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также применение речевого мотива, а какую-либо другую деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива (а потребности выступают в роли мотива деятельности) -важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.
В системе специального обучения детей учитываются особенности речевого общения дошкольников, используется игра и продуктивные виды деятельности с целью формирования потребности в овладении речевыми средствами.
Например, детское конструирование тесно связано с игровой и речевой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т. п.), играют с ними, неоднократно перестраивая по ходу игры, оречевляют свои действия, общаются друг с другом (Л. А. Парамонова; Е.О. Смирнова). Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова «construction - построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специ-
альных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) [5].
В работах Ю. Ф. Гаркуши и Т. Н. Кротовой (2001) говорится о перспективности использования наглядного моделирования для коррекционного обучения детей с ОНР.
Однако и сама игровая деятельность изначально требует от ребенка определенного уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым усилиям, которые у детей с недостатками речи зачастую оказываются нарушенными. Некоторые стороны игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи раскрыты в работах (В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, В. И. Селиверстова и др.). Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях (О. В. Герасимовой и Т. А. Бочкаревой, Е. Смирновой, Л. Га-лигузовой, С. Мещеряковой и др.).
Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекцион-ном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
В нашей практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мы обратили внимание на авторскую методику В.А. Кайе [4] в которой представлены материалы для занятий и игр с дошкольниками и младшими школьниками по детскому конструированию и экспериментированию с природным и бытовым материалом. Данные игровые наборы соответствуют высоким современным требованиям, предъявляемым к дидактическим и игровым средствам:
- вариативность: игровые наборы могут сочетаться между собой и с любыми другими дидактическими играми, могут легко видоизменяться, и использоваться в различных игровых зонах (на столе, полу) такой подход позволяет детям быть более подвижными, не находиться долго в статичной позе.
- полифункциональность: используются в свободной деятельности детей (дети могут играть в предложенные им игры, а так же придумывать и создавать игры сами из подручного материала), на логопедических занятиях и в работе других специалистов детского сада, в работе с родителями, что позволяет развить у детей фантазию, гибкость ума, творческие способности, желание к обучению;
- эстетичность: игровые наборы яркие, красочные, креативные и привлекательные для детей, что влияет на развитие у них эстетического вкуса;
- доступность и безопасность: игры просты в использовании и безопасны (материал, применяемый для игровых наборов экологически чистый: дерево, бумага, картон).
В нашей логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы использовали модифицированные нами комплекты авторских игр «СтройКайе», «Колечки», «Баночка и шарик» и др. [4].
Приведем примеры некоторых игр, которые мы использовали на своих логопедических занятиях.
Цель игры «Запомни фигуру»: развитие зрительно - предметного восприятия и произвольной памяти, мелкой моторики ребёнка. Игровой набор: «Колечки». В ходе игры детям предлагалось четыре фигуры, составленные из колечек разного цвета (красный квадрат, синий круг, жёлтый круг, зелёный треугольник). Логопед предлагал детям запомнить фигуры и построить их. Дети по команде приступали к заданию. Выигрывал тот, кто правильно запомнил все фигуры и их порядок расположения.
Цель игр «Соберите фигуры, которые вы запомнили», «Сложи такую же фигуру»: развитие монологической речи, творческого воображения, мелкой моторики, памяти и мышления.
Цель игры «Собери сказочного героя»: развитие связной речи, воображения, мелкой моторики. Игровой набор: цветной конструктор «СтройКайе».
В ходе игры логопед предлагал детям разбиться на пары (на две команды). Детям предлагалось из деталей конструктора, совместно придумать и составить как можно больше сказочных героев (Змей - Горыныч, Царевна - Лягушка, Аленький - Цветочек и
т.д.). Можно предложить описать этих героев, их характер, настроение, внешний вид. Выигрывала та команда, которая придумала больше героев и лучше о них рассказала.
В результате психолого-педагогического изучения детей с ОНР мы обнаружили, что эти игровые наборы доступны детям и любимы ими. Игровая деятельность создаёт приподнятый эмоциональный фон у детей, способствуют проявлению разнообразных чувств и эмоций, снятию напряжения, проявлению чувства удовлетворения, радости, позволяет естественным и спонтанным образом проявлять свои чувства, т. е. благотворно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.
Так же, мы заметили, что игры оживляют общение детей друг с другом и с педагогом; позволяют создавать неповторимые композиции творческого характера, что способствует развитию памяти, внимания, воображения, мышления, интеллекта, пространственной ориентировки. Занятия с использованием этих игровых наборов развивают у детей аккуратность, точность наблюдательность, сообразительность, ловкость, находчивость, сдержанность, увлечённость. При их использовании происходит тренировка тонких движений пальцев, что является мощным физиологическим средством стимуляции развития речи и интеллекта ребенка. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов, которые всегда имеют место в развитии ребенка с наличием дефекта.
Необходимо отметить, что в процессе игры с авторскими игровыми наборами дети чаще пользовались диалогической речью, чем в обычной ситуации, а также, в ходе игры у многих детей манипулятивные действия с предметами менялись на игровые, прослеживалось увеличение эмоционального отклика на сверстников.
На основе психолого-педагогических наблюдений, по результатам нашей практической работы с детьми, мы убедились, что игровые приёмы, предложенные нами, вносят разнообразие в логопедические занятия с детьми с ОНР, создают более обширную предметно-развивающую среду, заметно повышают качество речевой работы и потому могут использоваться в детском саду на индивидуальных и фронтальных заняти-
ях, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей этих детей. Занятия с этими играми способствуют формированию общей готовности детей (физической, интеллектуальной и личностной).
Таким образом, использование авторских игровых приёмов в коррекционно-логопеди-ческой работе, позволил нам в определенной степени развивать у старших дошкольников с ОНР более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании этих детей.
Библиографический список:
1. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопр. психол., 1966. - № 6. -С. 62- 76.
2. Глухов В. П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звуко-произношения у дошкольников // Дефектология, 1993. - №4. - С. 37- 42.
3. Игры в логопедической работе с детьми. -М.: Просвещение, 1979.-- 192 с.
4. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
5. Кордуэлл М. Психология. А- Я. Словарь-справочник / Пер. с английского К.С. Ткаченко. -М.: Фаир-Пресс, 2000. - 448 с.
6. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. - 204 с.