Научная статья на тему 'Творческие действия воспитанников в «Живом» знании метапредметного подхода: ситуативные конструкции ассоциативного поля, метафорическое обозначение предмета исследования'

Творческие действия воспитанников в «Живом» знании метапредметного подхода: ситуативные конструкции ассоциативного поля, метафорическое обозначение предмета исследования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ / МЕТАФОРИЧНОСТЬ ПОНЯТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахметова Мария Николаевна, Лейно Ирина Фаритовна

В статье рассматриваются творческие универсальные действия воспитанников в условиях метапредметного подхода ситуативных конструкций, метафоричности как принципа моделирования мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ахметова Мария Николаевна, Лейно Ирина Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие действия воспитанников в «Живом» знании метапредметного подхода: ситуативные конструкции ассоциативного поля, метафорическое обозначение предмета исследования»

УДК 370

Ахметова Мария Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского galia.alhmetova@.gmail.coia. Чита

Лейно Ирина Фаритовна

Заместитель директора краевого детско-юношеского центра ((Искра», gaiia. alhnietova@gmail.com. Чита

ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ В «ЖИВОМ» ЗНАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА:

СИТУАТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ, МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

ИССЛЕДОВАНИЯ

—-—^-------------

Akhmetova Maria Nikolayevna Doctor of Pedagogics. Professor of Pedagogics Department. Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N. Tchemeschevsky, aalia.akbmetova@ gmail.com. Chita

Leyno Irina Faritovna

DeputvDirectorofRegional Children andYouthCenter«Iskra»-gaiia.aldimetova@gmail.com.

Chita

CREATIVE ACTIONS OF PUPILS IN «LIVE» KNOWLEDGE OF METASUB,IECT METHOD: SITUATIONAL CONSTRUCTIONS OF ASSOCIATIVE FIELD, METAPHORIC DESIGNATION OF SUBJECT OF RESEARCH

«Каждый из нас есть своего рода ценностный центр мироздания, -пишет А.А. Леонтьев. — Но человеческий мир ни в коем случае не есть проекция только «моей» системы ценностей. Это взаимодействие или диалог множества ценностных центров - поскольку человеческий мир есть взаимодействие множества деятельностей. Единство мира непременно предполагает наличие двух или многих точек зрения, их сосуществование, диалектику «меня» и «другого» (или «других»). Именно и только наличие многих взаимодействующих ценностных центров делает мир «открытым...» [4, с. 265]. «Мы все время находимся в пространстве событий» [там же, с. 238]. Мысль о том, что человек непрерывно создается снова и снова, высказывали многие ученые. Он создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий, «непрерывно возобновляется» [5, с. 58 - 59].

Д.Б. Богоявленская конструирует «объемную» модель творческой деятельности, где первый слой - заданная деятельность по решению конкретных задач. Это поверхностный слой. Далее следует глубинный, неоткрытый, неочевидный, со скрытыми закономерностями. Задача на этом уровне

решается по собственной инициативе воспитанника, реализуется способность к осуществлению ситуативно не стимулированной деятельности [1, с. 32]. Творческие действия воспитанника не стимулированы ситуацией, специально заданной, но путь к этим действиям лежит через «слой поверхностный». Самостоятельного, свободного, раскованного человека делает собственное его действие по добыванию свободы. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением, как замечает ТТТ А Амонашвили. Это происходит в те минуты «озарения», когда нерастраченная энергия «уходит за порог сознания», откуда возвращается как творческое действие (Л.С. Выготский). Ученые вводят понятие метапоэтического текста как ассоциативного пространства возможных интерпретаций. К.Э. Штайн относит к собственно метапоэтическим текстам статьи, эссе, замечания о творчестве, трактаты, исследования [11]. Метапоэтический текст

- основа ситуативных конструкций «сократических диалогов»; антиномий, представляющих связи противоположных суждений; противоречивых фактов; диалектического диспута; парадоксов; творчества; исследования и др., создающих ассоциативное поле.

Примером может быть ситуация парадоксов (СШ № 10 Забайкальского края, учителя С.И. Березина, О.А. Кобозова, Т.Е. Ефремова). В

ткань урока вводится рассуждение-эссе, в котором отрицание одной противоположности оказывается ее же утверждением, а утверждение - отрицанием. В основе — содержание сказки-были А. Платонова «неизвестный цветок»: маленький цветок рос, пробиваясь сквозь камень и глину, на пустыре. Этот цветок был прекрасен, не похожий на другие.

- А отчего ты на других непохожий?

- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

Как можно заметить, далее метало этический текст способствует самостоятельному прогнозированию развития ситуации. Размышляя, пятиклассники исследуют странное явление, высказывают свои суждения по поводу необъяснимой истории: дети преобразили пустырь, но среди похожих друг на друга цветов не оказалось того необычного и прекрасного. Так на основе метапоэтического текста родилась мировоззренческая идея: «непохожесть», индивидуальная красота - творчество, которое возможно лишь тогда, когда живое существо, будь то цветок или человек, само трудится, «превозмогая терпением свою боль и усталость». Красота, по Платонову,

- это творчество, «самотворение». Метапоэтический текст в условиях ассоциативного поля способствует выражению иерархии ценностей, определенному видению образа мира. Ответом на метапоэтический текст может быть рисунок (пятиклассница, слушая чтение художественного произведения учителем, рисует рождаемые в ее воображении образы. Марина редко принимает участие в беседе по произведению. Она молча подает учительнице свои рисунки).

Расположенность к творчеству как высшее проявление активности, возможность создавать нечто новое с помощью неожиданных образов

(рисунков, стихов и пр.) обнаруживает особый склад ума — воображение, интуицию, способность видеть нечто неожиданно новое в обыкновенном предмете и явлении. Расположенность к творчеству проявляется в способности школьника к неожиданным ситуативным конструкциям ассоциативного поля. В какой-то момент складывается нестандартная ситуация на уроке. Школьник самостоятелен в своих действиях. Проявляется это порою неожиданно. Так, в классе З.С. Кореневой (Чиронская СШ, Забайкальский край) непоседливый Андрей Д., не очень-то хорошо справляющийся с правилами трудного для него русского языка, вдруг на одном из уроков воскликнул: «Вот! Готово!» Учительница подошла и очень удивилась написанному в тетради: «Мы сегодня прошли «основу» - // Очень важная часть слова. // Нужно сделать одно замечание //-Это часть слова без окончания!» Дети сказали: «Это лучше, чем правило! Запоминается легко и быстро».

На уроке русского языка (п. Колочное, Забайкальский край, учитель С.Н. Бояркина) десятилетний Максим правила переводит на язык сочинений-экспромтов: «Глагол — этот тот, который все время отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?» Если я буду тоже отвечать на такой вопрос, значит, и я — глагол. Он всегда идет, идет, потому что он же должен что-то делать. И он такой высокий и добрый. А существительное, наверное, всегда стоит. Ему нельзя ходить, потому что тогда оно будет глаголом. Существительное — это мы все: люди, деревья, птицы, предметы...».

Конечно, с научной точки зрения здесь много неточностей, о чем поспорят школьники в свободной дискуссии, но есть образ, где различимо пространство, движение, форма. Образ - это субъективный феномен, как замечает В.П. Зинченко, целостное отражение действительности. У М.М. Бахтина есть интересное рассуждение о диалоге, который, по его мнению, не определяется обязательным наличием голосов двух или нескольких субъектов, но наличием двух или нескольких полноценных голосов, двух пониманий и позиций. Это внутренний диалог, при котором различные позиции выражаются одним и тем же субъектом, высказывающим свое мнение воображаемому «Другому». Творческие действия проявляются в «живом» знании метапоэтического текста, когда «сырой чувственный опыт индивида» неожиданно обретает новый смысл и становится творчеством [2]. «Озарение» не является «групповым эффектом, оно индивидуально, механизм его возникновения теоретически не осмыслен. Для М.М. Бахтина голос - это выражение жизненной позиции, точки зрения, определенного понимания. Слово вбирает все вопросы и все сомнения. Сочинение хайку воспринимается школьниками как игра, где необходимо поймать Слово, почувствовать Его, пригласить к размышлению всего-навсего в трех строчках стихотворения о Вечном и Мгновенном.

1) «Цветок засохший. // В сердце грусть и печаль. // Осенняя пора...» (Сэ-сэгма Д. 11 класс, с. Узон, Забайкальский края, учитель Ц.Л. Дондокова);

2) «Лебедь в пруду золотистом. // Солнце ласкает взглядом. II Но заходит солнце» (Саша А., СШ № 12, г. Чита, Забайкальский край);

3) «Солнце зазвенело в небе. // Его повторил одуванчик. // Так и мысли повторяются в поступках» (Лена Т., СШ № 12, г. Чита). «Главная задача школы- приучить человека размышлять, анализировать» (акад. Исаак Кикоин). При этом важно не сопровождать, а прогнозировать развитие ситуации (Учительская газета. - 2009. — №№ 36, 37).

Семиклассники слушали музыкальное произведение Джейма Ласта «Одинокий пастух» (СШ № 4, г. Чита). Ученые считают, что при восприятии искусства необходимо включать воображение. Учитель прогнозирует развитие ситуации: содержание музыкального произведения не раскрывалось, название тоже. Имело место лишь восприятие музыки. Каким оно будет? Прогнозировалось, что в основе будут сходные образы высокого чувствования прекрасного в природе, непостижимого и вечного, как сама Природа. Прогнозировалось, что .восприятие искусства требует творчества», так как «недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором <...> Необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна» [3, с. 237 -238].

Представим два сочинения. Первое описание: «Я представляю себе, как летит по ясному, чистому небу большая прекрасная птица. Она размахивает огромными крыльями и смотрит вниз. А внизу - синее бушующее море. Оно закипает, вздымается вверх, а птица снижается все ниже и ниже... В ее тело вонзается стрела. Птица падает в море — и оно затихает. Море бушевало, словно требовало жертвы. Но вот птица утонула... И море успокоилось...» Второе описание: «Восход солнца. Тихо-тихо поднимается оно с востока, заливая окрестности серебри сто-желтым светом. Запах утра похож на пение птиц. Роса блестит на раскрывшихся цветах. Медленно в небо поднимается белая птица, распустив легкие крылья. Внизу шумят деревья. Ветер все сильней и сильней треплет их зеленые ветки. Шумит тревожно, угрожающе... Все выше и выше поднимается птица. Горы, реки мелькают и исчезают вдали. Птица растаяла, как в тумане...».

Ученики другой читинской школы, слушая эту же музыку, рисовали. На одном рисунке было изображено бушующее море. На другом — наклонившееся от ветра огромное дерево. На третьем — черное грозовое небо, прорезанное молнией. Дети остановили в своих рисунках самый кульминационный момент музыкального произведения.

Прогнозирование — это специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления, одна из форм конкретизации научного предвидения, взаимосвязанного с планированием, проектированием и программированием. В педагогической деятельности прогнозирование часто носит характер предположения, поскольку креативные действия воспитанников трудно предсказуемы. У М.М. Бахтина читаем: в человеке, всегда есть что-то, что только сам он может открыть «в свободном акте самопознания и действий». Образование относится к вероятностным системам, по мнению синергетиков, и эту систему сложно прогнозировать.

Ценностно-смысловое самоопределение личности затруднено случайным выбором в ситуации, которая не повторяется. Отсюда сложность развития мировоззренческих ценностных отношений («мы» - «вы»), экзистенциальных ценностей, регулирующих область внутриколлективных отношений («Я» - «Я» - «Мы»). С другой стороны, именно в процессе экзистенциальных выборов человек обретает свои сущностные характеристики [8, с. 43]. Человеческое существование (экзистенция) обладает способностью особым образохм «устанавливаться» по отношению к бытию, быть открытым к его смыслу, «вопрошать» и «определяться». Вслед за С.Л. Рубинштейном мы видим человека в его практической деятельности, в которой он выступает активным и автономным субъектом своей жизни. «Да, камень нужно поднять, чтобы увидеть, - пишет В .В. Налимов. - Увиденное всегда лич-ностно. И быть иначе не может. Мы, люди, по-разному видим серьезное, где бы это ни было - в философии, науке» или в повседневной практике [6, 7]. Ценностным отношениям научить невозможно, но прогнозировать ситуацию выбора можно, хотя в условиях воспитания это часто рискованно. Такое прогнозирование порою сопутствует игровой деятельности. Это свободная деятельность, как замечает Й. Хейзинга: «Настроение игры есть отрешенность и восторг — священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку» [10, с. 214]. В практике автора статьи (М.Н. Ахметовой) такая ситуация прогнозирования выбора сложилась во время театрализованной постановки и снятия фильма по «Слову о полке Игореве». На страницах рукописного журнала членов клуба «Бригантина» есть следующая запись: «Помнится, наступила неожиданная тишина, когда все увидели войско князя Игоря. Развевались стяги. Сверкали «золоченые» шлемы и щиты. И по-русски просто держали мальчишки деревянные мечи, как будто были и впрямь прирожденными воинами. Сжималось сердце у зрителей: ведь все знали, что «погибнут» в этой схватке славные дружинники князя Игоря, оглядывались, но нигде пока не видны были полчища половцев. И взглянул князь Игорь на солнце... (заработала съемочная камера. Но князь Игорь молчал. Он неожиданно забыл слова сценария.

- Говори что-нибудь! - шептал расстроенный Всеволод. И Игорь заговорил: «Давайте же, ребята, // Закурим перед стартом. // У нас еще в запасе // Четырнадцать минут»...

Так соединились века...

Смеялись потом, после «великого сражения», потому что, как в театре, вдруг туча закрыла солнце. И не стало в запасе четырнадцати минут).

Грозное предзнаменование: на землю опустилась темнота...

- Держитесь, - послышался голос князя Игоря, совсем не по сценарию. — Сразу не умирайте! Каждый берет на себя пятерых половцев. Бейтесь до конца...

И снова не по сценарию разворачивает князь Игорь свою дружину и

строит ее б удобной позиции. А половецкое войско затаилось за черными обгорелыми пнями-корягами, за кочками... Сейчас начнется. Сейчас.

Поиешне прав Йохан Хейзинга, когда утверждал, что игра - один из самых фундаментальных духовных элементов жизни.

Метафоричное обозначение предмета исследования «не только в терминах и понятиях, но и в образах, ассоциациях, эпитетах, метафорах, по мысли Ю.В. Сенько, есть обращение к живому языку, средствам эстетического освоения действительности, является обязательным условием эффективности работы понимания-объяснения в профессиональном понимании» [9, с. 135]. Сама метафора, как замечает ученый, выступает как стремление к максимальной адекватности через неточность, через преодоление однозначности. В дальнейшем метафорическое обозначение предмета исследования обретает строгие очертания, уточняется, интерпретируется. Метафоричность — принцип стиля нового педагогического мышления, меридиан, стягиваюгций образование к полюсу гуманитарности [там же, е. 137].

Метафора - главный принцип миромоделирования. Метафорична и наша понятийная система. Действительно, прав Л.С. Выготский, утверждая, что поэзия не только там, где есть великие создания искусства, но везде, где звучит человеческое слово. Приведем примеры метафоричности понятийной системы:

Метафора — это 1резы, сон языка. Она заставляет нас обратить внимание на некоторое сходство - часто новое и неожиданное - между двумя и более предметами (Дональд Дэвидсон).

«Живое» знание - это соцветие знаний <. > Жизнь, истина и путь, событие (В.П. Зинченко).

Стихи, тексты - это стягивание мира с собой, или втягивание себя в мир (А.М. Лобок).

Книга - пространство существования, имеющее ширину и глубину, «город смыслов» (Р. Гвардини).

Мысль — живой организм. Он как растение ветвится и ширится (А. Белый).

Познание есть живое нравственное общение личностей (П.А. Флоренский).

Личность есть таинственный избыток индивидуальности - ее преодоление и свобода, замешанная на чувствах ответственности и вины... В.П. Зинченко).

Смысл творчества человека - это его «выход из себя» (Н.А. Бердяев).

Самость - это «поведенческий текст», который я создаю не умышленно, не ведая, что творю, и уже тем более не ведая, что творю (В.И. Сло-бодчиков, Г.А. Цукерман).

Ум ребенка - лес, верхушки его колышутся, ветви сплетаются, листья, трепеща, касаются друг друга... (Януш Корчак).

Творческая игра - непременный спутник открытий (Реймонд Моуди).

Игра — это азбука социальных отношений (Д.Б. Эльконин).

Творческое начало — это «распаковка» того, что потенциально заложено в природе и человеке (В.В. Налимов).

Душа - это гроза, молния, противоборство и светлое сияние, огонь (С. Соловейчик).

Огонь - вот образ, наиболее точно отражающий духовные процессы (С. Соловейчик).

Образ огня — одновременно и уничтожающий, и обновляющий мир (М.М. Бахтин).

Заключая разговор, обратимся к размышлениям Ю.В. Сенько о книге В.П. Зинченко «Живое знание» (Самара, 1997): «В кратком очерке метафоры духовного роста человека, предложенной В.П. Зинченко, попутно раскрывается многогранность метафоры. Выстраивается в зазоре между «я вижу нечто» и «я вижу нечто, как...», метафора получает различные интерпретации. Она — и мост между знанием и незнанием, средство не только приращения знаний, но и открытия знания о незнании; она - и грань между мифом и логикой; она - и атрибут живого знания». В ситуативном отношении метафора удерживает вместе и смысл, и образ [9, с. 137]. Такое понимание значимости метафоры позволяет нам принять метафоричность как принцип стиля нового педагогического мышления.

Библиографический список

1. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: предмет и метод [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Магистр, 1994. - № 3. - С. 28 - 36.

2. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М.: Просвещение, 1967. - 196 с.

3. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

4. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - М., 2003.-382 с.

5. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию [Текст] / М.К. Мамар-дашвили. - М., 1992. — 368 с.

6. Налимов, В.В. В поисках иных смыслов: Что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку [Текст] / В.В. Налимов. - М., 1994. — 73 с.

7 Налимов, В.В. Разбрасываю мысли: В пути и на перепутье [Текст] / В.В. Налимов. - М., 2000. - 340 с.

8. Саижбаева, Э.Р. Философско-психологические проблемы исследования самоопределения человека [Текст] / Э.Р. Саижбаева // Сиб. пед. журнал. - 2006. -№ 4. - С. 43 - 50.

9. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / Ю.В. Сенько.

— М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 240 с.

10. Хейзинга, Й. Ното 1як1еш. В тени завтрашнего дня [Текст] / И. Хейзинга.

- М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 539 с.

11. Штайн, К.Э. Гармония поэтического текста [Текст] / К.Э. Штайн. - Ставрополь: СГУ, 2006. — 646 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.