Научная статья на тему 'Творческая самореализация молодежи: социокультурный подход'

Творческая самореализация молодежи: социокультурный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1494
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ФОРМЫ / СТРУКТУРА / ПАРАМЕТРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОСУГ / CREATIVITY / YOUNG PEOPLE / FORMS / STRUCTURE / PARAMETERS / ORGANIZATION / LEISURE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старобинец-Догляд Елена Владимировна

Актуальность обусловлена современным постиндустриальным обществом, в котором главной целью молодежи является стремление к творческой самореализации. Рассмотрена структура, основные формы и параметры творческой самореализации, их смысловое наполнение. Выделены типы саморегуляции свободного времени. Подробно раскрыто понятие свободного времени как одной из форм творческой самореализации. Названы условия для художественного и эстетического развития молодых людей, их творческой самореализации в системе искусств. Рассмотрены различные составляющие свободного времяпровождения, проанализированы особенности организации свободного времени как формы творческой самореализации молодежи, выделены проблемные вопросы в современных условиях. Представлены положения, необходимые для творческой самореализации личности, их психологические предпосылки в зависимости от возможности активной организации свободного времени. Обосновано, что успешность инновационных изменений и использования свободного времяпровождения предопределена наличием эффективного индивидуально-ориентированного стиля, в том числе навыками эффективной самоорганизации свободного времени. Доказано, что сотрудническое, а не авторитарное регулирование может привести к индивидуализации процесса профессионального и творческого развития среди молодежи, поэтому атмосфера между педагогом и молодой личностью должна быть дополнена специальными организационными мероприятиями, в частности, созданием условий для рациональной организации свободного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старобинец-Догляд Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SELF-REALIZATION OF YOUTH: SOCIAL-CULTURAL APPROACH

The relevance is conditioned by the modern post-industrial society in which the main goal of the youth is the desire for creative self-realization. The structure, basic forms and parameters of creative self-realization, their semantic content are considered. Types of self-regulation of free time are distinguished. The concept of free time is described as one of the forms of creative self-realization. The conditions for the artistic and aesthetic development of young people, their creative self-realization in the arts system are named. Various components of free time spent are considered, features of the organization of free time as forms of creative self-realization of youth are analyzed, problem questions in modern conditions are allocated. Some positions, which are necessary for creative self-realization and their psychological pre-conditions due to the possibility of active leisure time organization are presented. It is substantiated that the success of innovative changes and the use of leisure pastime is predetermined by the presence of an effective individual-oriented style, including the skills of effective self-organization of free time. It proved that co-operative rather than authoritarian regulation can lead to an individualization of the process of professional and creative development among young people, so the atmosphere between the teacher and the young person must be complemented by special organisational measures, in particular, creation of conditions for the rational organization of free time.

Текст научной работы на тему «Творческая самореализация молодежи: социокультурный подход»

УДК 379.8

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

© Елена Владимировна СТАРОБИНЕЦ-ДОГЛЯД

аспирант, кафедра социально-культурной деятельности Московский городской педагогический университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4

E-mail: ved005@mail.ru

Актуальность обусловлена современным постиндустриальным обществом, в котором главной целью молодежи является стремление к творческой самореализации. Рассмотрена структура, основные формы и параметры творческой самореализации, их смысловое наполнение. Выделены типы саморегуляции свободного времени. Подробно раскрыто понятие свободного времени как одной из форм творческой самореализации. Названы условия для художественного и эстетического развития молодых людей, их творческой самореализации в системе искусств. Рассмотрены различные составляющие свободного времяпровождения, проанализированы особенности организации свободного времени как формы творческой самореализации молодежи, выделены проблемные вопросы в современных условиях. Представлены положения, необходимые для творческой самореализации личности, их психологические предпосылки в зависимости от возможности активной организации свободного времени. Обосновано, что успешность инновационных изменений и использования свободного времяпровождения предопределена наличием эффективного индивидуально-ориентированного стиля, в том числе навыками эффективной самоорганизации свободного времени. Доказано, что сотрудническое, а не авторитарное регулирование может привести к индивидуализации процесса профессионального и творческого развития среди молодежи, поэтому атмосфера между педагогом и молодой личностью должна быть дополнена специальными организационными мероприятиями, в частности, созданием условий для рациональной организации свободного времени.

Ключевые слова: творческая самореализация; молодежь; формы; структура; параметры; организация; досуг

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-43-48

Творческая самореализация личности может быть достаточно многогранной. В частности, одной из форм творческого становления является свободное времяпровождение, которое дает возможность интегрировать разнообразные виды деятельности - как физическую, так и интеллектуальную [1, с. 59], отличаясь при этом возможностью выбора.

Общественные институты, созданные для молодежи, являются основой социально-культурной интеграции и в то же время могут служить базой для творческой самореализации [2, с. 85]. Однако на сегодня выбор формы свободного времяпровождения не является привычным элементом для самореализации среди молодых людей.

Интерес к проблеме творческой самореализации молодежи является постоянным не только в социологии и педагогике, но также в психологии и философии. Кроме того актуальным является изучение возможностей свободного времяпровождения для творческого становления личности.

Социально-философские проблемы молодых людей представлены в работах В.Т. Лисовского, В.Н. Боряза, С.П. Иваненкова, С.Н. Иконникова, И.Р. Кона и других исследователей. Большой вклад в изучение творческой самореализации сделали И.В. Бестужев-Лада, Е.А. Ноздренко, Т.В. Кудренко, Г.О. Пруденский, В.Й. Бочелюк, Л.И. Галее-ва, Р.И. Турханова и др. Психологические проблемы творческого становления личности рассматриваются в работах В.Н. Дружинина, А.А. Адаскиной, М.Р. Битяновой, И.В. Блинниковой, А.Н. Воронина и др. Изыскания этих педагогов, психологов и философов имеют важное значение для разработки теории творческой самореализации.

На сегодня в социально-психологической литературе различают три уровня регулирования свободного времени:

1) административный или авторитарный, навязанный извне и основанный на принуждении и внешнем авторитете;

2) стимулирующий, при котором навязанная деятельность частично сочетается с

личными интересами, но данный стиль поведения не является внутренним убеждением и потребностью человека - этот уровень представляет собой так называемый «социальный контроль», использующий все возможности для регулирования деятельности человека в свободное время;

3) мотивационный уровень, сущность которого заключается в использовании свободного времени в соответствии с внутренними интересами и убеждениями личности [3, с. 48].

Последний уровень регулирования является наиболее приемлемым. В то же время все эти уровни взаимосвязаны, зависят от конкретных условий и редко бывают в чистом виде.

В зависимости от параметров активности личности можно выделить четыре типа саморегуляции свободного времени:

1) творчески-превращающий тип, когда человек прологированно связывает реализацию своего свободного времени с выполнением жизненно важных планов;

2) созерцательно-пролонгированный тип, когда личность пассивно относится к своему свободному времени, при этом отсутствует четкое регулирование;

3) функционально-действующий тип, когда человек периодически реализует активную организацию свободного времени, причем только для отдельных видов деятельности;

4) стихийно-будничный тип, при котором человек находится в плену стихии времени, не будучи состоятельным организовать последовательную и творческую регуляцию свободного времени [3, с. 117].

Свободное время является наиболее востребованной формой творческой самореализации. Оно необходимо человеку для восстановления умственного, физического и психического потенциала и может быть представлено в виде двух составляющих досуга: 1) время для интеллектуальной, творческой, социальной деятельности; 2) личное время или собственный досуг [4, с. 330-301].

Реализация досуга возможна в различных формах [5, с. 63]: 1) за счет индивидуального времяпровождения - чтение книг, журналов, просмотр телепередач; 2) посредством общения с родными, друзьями; 3) публичное времяпровождение - за счет посеще-

ния кинотеатров, спектаклей, музеев, спортивных зрелищ; 4) времяпровождение в виде развлечений; 5) пассивный отдых - без определенной цели; 6) занятия спортом; 7) явления антикультуры - потребление алкоголя, наркомания, азартные игры.

К более высоким формам времяпровождения можно отнести категории, направленные на усовершенствование личности и ее самореализацию: 1) деятельность, связанная с повышением квалификации; 2) общественная и политическая активность; 3) самообразование; 4) занятие творчеством; 5) воспитание детей; 6) спорт и туризм [6, с. 27].

Смысловое наполнение самореализации личности отображает сущность, взаимосвязь и распределение основных составляющих: самообразование, любительские занятия, оздоровительную деятельность, потребление культурных ценностей, общение, пассивный отдых, творческие занятия [7, с. 222].

Основными функциями активного времяпровождения являются восстановительная функция, развивающая функция, а также функция гармонизации. При этом роль восстановительной функции заключается в том, чтобы обеспечить нормы здоровья и работоспособности, развивающая направлена на восстановление духовных сил, третья - на гармонизацию физического и духовного потенциала. Как видно, молодая личность имеет возможность выбрать одну из форм активного времяпровождения. В то же время только некоторые из представленных категорий могут способствовать творческой самореализации. К таким категориям относятся, прежде всего, общение, публичное и, частично, индивидуальное времяпровождение, занятия спортом, общественная и политическая активность, самообразование, а также занятие творчеством [3, с. 87].

Рассматривая различные составляющие свободного времяпровождения, можно утверждать, что каждая из них является основой разных форм социальной и творческой самореализации личности.

В частности, семейный параметр самореализации охватывает широкий круг человеческих потребностей, таких как воспитание детей, обустройство семейной жизни, участие в разнообразных формах «коллективного быта». Становление молодого человека в виде семейно-бытовых установок или

интересов указывают на растущую потребность семьи как микросоциума донести собственные культурные стандарты до определенного уровня. В развитых зарубежных странах с их повышенной трудовой активностью такая потребность становится все более значимой [8, с. 75].

Образовательный параметр необходим для творческой самореализации и представляет собой объективно необходимую и осознанную потребность многих людей получить знание и приобрести умения для успешной производственной деятельности, для повышения производственной культуры (субъективный аспект) и культуры производства (объективный аспект) [9, с. 3].

В современном обществе массовое распространение приобрел творческий, интеллектуальный труд, большую роль играет информация, эффективно развивается сфера услуг, образования, науки и культуры, формируется система морально-этических и духовных ценностей, в центре которой находится уже не экономическая целесообразность, а личность с ее способностями, запросами и интересами [4, с. 302].

Постиндустриальное общество - это общество, в котором главной целью молодого человека является стремление к творческой самореализации. Постоянный рост интеллектуализации труда вынуждает молодого человека постоянно повышать свою квалификацию, изменять профиль своей специальности, заботиться о самообразовании всю жизнь [4, с. 302].

Эстетические параметры выражают потребность личности в эстетическом переживании, а также эстетической практике. Творческая самореализация через данный параметр рассматривается как сфера развития личностной и социальной культуры, формирования гражданской позиции, раскрытия духовного потенциала человека, возрождения и сохранения национальных традиций, культурного наследия народа [5, с. 63].

Трюизмом является тезис о возможности, а собственно, и желание привнесения эстетических компонентов в любую форму творческой самореализации. Также эстетика поведения воспитывается в процессе любого творчески ориентированного свободного времяпровождения [3, с. 89].

Связующим звеном названных элементов является индивидуальный лейтмотив, через который происходит многогранное развитие личности. Выбор определенного вида времяпровождения является фундаментом творческой самореализации и саморазвития молодежи, предопределяется личностной и социальной ценностью, а смысловое наполнение свободного времени отображает цель, которую ставит перед собой личность - приобрести знания и навыки, овладеть одной или несколькими социальными сферами, выработать нормы общественного поведения, усвоить ряд культурных ценностей [10, с. 18].

Психологическая модель творческой самореализации - явление сложное, и ее содержание должно отображаться системно, с четко выделенной логикой, использованием специальных приемов, которые привлекают внимание и вызывают положительные эмоции. Правильный выбор свободного времяпровождения направлен на непроизвольное формирование творческой личности, не требует особенных усилий и специальной организации мнемонической деятельности.

Соответственно, при построении модели творческой самореализации должны применяться различные приемы, направленные на достижение максимального соответствия между теоретическим построением модели и возможностью ее конкретной реализации. Процесс, отображенный в модели, должен исключать дублирование, экономить время и давать возможность корректировать и регулировать мероприятия. Он должен проходить по четко разработанной схеме, давать возможность сосредоточивать внимание на решении основных вопросов, логично прогнозировать результат.

Ясно, что успешность инновационных изменений и использования свободного времяпровождения как одной из форм творческой самореализации предопределена наличием эффективного индивидуально-ориентированного стиля, в том числе навыками эффективной самоорганизации свободного времени.

Только сотрудническое, а не авторитарное регулирование может привести к индивидуализации процесса профессионального и творческого развития среди молодежи. В то же время создание в современном социуме условий для творческой самореализации тре-

бует не только пересмотра роли участников процесса в его реализации, но и организационных программ. Атмосфера сотрудничества между молодыми людьми, преподавателями, членами семьи, участниками коллектива и другими должна быть дополнена специальными организационными мероприятиями, в частности, созданием условий для рациональной организации свободного времени, которые определяют позитивные служебные и профессиональные отношения, правила, нормы и ритуалы организации образовательных циклов.

Поэтому на пути внедрения активного времяпровождения появляются трудности, связанные с отсутствием как достаточной базы, так и необходимого опыта. Кроме того, большинство молодых людей на сегодня являются недостаточно компетентными в выборе способов времяпровождения с целью творческой самореализации.

Развитие креативной личности - это глубинный процесс внутренних количественных и качественных изменений ее психологических, интеллектуальных и духовных сил, который происходит в результате активности индивида и выражается его творческой самореализацией.

Психолого-педагогические исследования А.А. Адаскиной, М.Р. Битяновой, В.Н. Дружинина и других показали, что в юношеском возрасте, когда определяется жизненная цель, в качестве важных факторов развития молодежи выступают профессиональное образование и самообразование [11, с. 37; 6, с. 91]. К внешним факторам относится: психологическая безопасность, свобода, уровень эмпатии, адекватная критика, переход к самооценке собственных результатов, умение создать атмосферу любви, потребность творческого, а не репродуктивного выполнения заданий; направленность на признание человеком ценности собственной креативности.

Обобщение психолого-педагогических и методических исследований (В.Н. Дружинина, И.В. Блинниковой, А.Н. Воронина и др. [12, с. 347]) дало возможность провести компонентно-структурный анализ творческой самореализации, которая включает когнитивную составляющую (профессиональные знания, которые в комплексе с творческим мышлением и творческим воображением становятся основой для создания новых

идей); деятельную составляющую (профессиональные умения и творческие способы решения заданий, а также опыт творческой деятельности и индивидуально-творческий стиль); личностную составляющую (личностные качества индивида).

Таким образом, комплексное изучение объективных условий свободного времяпровождения является реальной предпосылкой для оценки результативности творческой самореализации. При этом часто не учитывается влияние на выбор формы самореализации такого объективного фактора, как самоопределение личности.

Подводя итоги, стоит сказать, что в современном мире отсутствует преемственность между молодыми людьми, их близкими, педагогами и психологами. Сфера самореализации довольно обширна, и правильный выбор формы времяпровождения может быть одним из компонентов, детерминирующих профессиональное и личностное становление. В связи с чем еще в детском и подростковом возрасте следует предлагать молодой личности различные виды активного времяпровождения и творческой самореализации, учитывая личностные качества и приоритеты, для того чтобы индивид мог постигнуть и раскрыть себя в полной мере. Счастлив тот человек, который живет по призванию. Область профессиональной деятельности должна выбираться по душе, и досуг - один из способов реализации такого выбора.

Список литературы

1. Григорьева Е.И. Особенности творческой самореализации студенческой молодежи в условиях досуга // Культура и образование. 2013. № 2-4 (11). С. 111-114.

2. Ноздренко Е.А. Формирование актуального спроса на культурный досуг средствами рекламы // Социодинамика. 2014. № 10. С. 81-100.

3. Бочелюк В.Й., Бочелюк В.В. Дозвшлезнавство. Навчальний поабник. К.: Центр навчально! лтгератури, 2006. 208 с.

4. Ярошевич Т.М. Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 299-304.

5. Котляров В.А., Григоращенко-Алиева Н.М. Девиации в субкультуре молодежи: основы междисциплинарного анализа // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. Т. 14. № 4. С. 62-65.

6. Fallahpour M., Borell L., Luborsky M., NygardL. Leisure-activity participation to prevent later-life cognitive decline: a systematic review // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2015. Vol. 20. P. 162-197.

7. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 220-223.

8. Кудренко Т.В. Социально-культурные особенности формирования ценностных приоритетов семейного досуга // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Т. 20. Вып. 11 (151). С. 73-78. DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-73-78

9. Poulsen P.H., Biering K., Andersen J.H. The association between leisure time physical activity in adolescence and poor mental health in early adulthood: a prospective cohort study // BMC Public Health. 2016. Vol. 16. № 3.

10. Лисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. М., 2007.

11. Адаскина А.А., Битянова М.Р., Дружинин В.Н. Психология одаренности: от теории к практике. М.: ПерСэ, 2012. 80 с.

12. Блинникова И.В., Воронин А.Н., Дружинин В.Н. Когнитивная психология. М.: ПерСэ, 2012. 479 с.

References

1. Grigoreva E.I. Osobennosti tvorcheskoy samore-alizatsii studencheskoy molodezhi v usloviyakh dosuga [Features of creative self-realization of student's youth in the conditions of leisure]. Kul'tura i obrazovanie - Culture and Education, 2013, no. 2-4 (11), pp. 111-114. (In Russian).

2. Nozdrenko E.A. Formirovanie aktual'nogo sprosa na kul'turnyy dosug sredstvami reklamy [Creation of actual demand for cultural entertainment through advertising media]. Sotsiodi-namika - Sociodynamics, 2014, no. 10, pp. 81100. (In Russian).

3. Bocheljuk V.J., Bocheljuk V.V. Dozvill-jeznavstvo. Navchal'nyj posibnyk. Kiev, Centr navchal'noi' literatury Publ., 2006, 208 p. (In Ukrainian).

4. Yaroshevich T.M. Dosug: teoreticheskie aspekty, struktura, soderzhanie [Leisure: theoretical aspects, structure, content]. Gumani-tarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchest-vennye nauki - Humanities, Social-Economic

and Social Sciences, 2014, no. 1, pp. 299-304. (In Russian).

5. Kotlyarov V.A., Grigorashchenko-Alieva N.M. Deviatsii v sub-kul'ture molodezhi: osnovy mezhdistsiplinarnogo analiza [Deviations in subculture of youth: bases of the interdisciplinary analysis]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation], 2011, no. 4, vol. 14, pp. 62-65. (In Russian).

6. Fallahpour M., Borell L., Luborsky M., Nygard L. Leisure-activity participation to prevent later-life cognitive decline: a systematic review. Scandinavian Journal of Occupational Therapy, 2015, vol. 20, pp. 162-197.

7. Popova A.S. Sfera dosuga molodezhi v sovre-mennom mire [Sphere of leisure of young people in the modern world]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2014, no. 11, pp. 220-223. (In Russian).

8. Kudrenko T.V. Sotsial'no-kul'turnye osobennosti formirovaniya tsennostnykh prioritetov semey-nogo dosuga [Social-cultural features of the formation of value priorities of family entertainment]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2015, vol. 20, no. 11 (151), pp. 73-78. DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-73-78. (In Russian).

9. Poulsen P.H., Biering K., Andersen J.H. The association between leisure time physical activity in adolescence and poor mental health in early adulthood: a prospective cohort study. BMC Public Health, 2016, vol. 16, no. 3.

10. Lisovskiy V.G. Dukhovnyy mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii [Spirit World and Valueable Orientations of Young Students of Russia]. Moscow, 2007. (In Russian).

11. Adaskina A.A., Bityanova M.R., Druzhinin V.N. Psikhologiya odarennosti: ot teorii k praktike [Psychology of Gifted: from Theory to Practice]. Moscow, PerSe Publ., 2012, 80 p. (In Russian).

12. Blinnikova I.V., Voronin A.N., Druzhinin V.N. Kognitivnaya psikhologiya [Cognitive Psychology]. Moscow, PerSe Publ., 2012, 479 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 11.04.2017 г. Received 11 April 2017

UDC 379.8

CREATIVE SELF-REALIZATION OF YOUTH: SOCIAL-CULTURAL APPROACH Elena Vladimirovna STAROBINETS-DOGLYAD Post-graduate Student, Social-Cultural Activity Department Moscow City University

4 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow, Russian Federation, 129226 E-mail: ved005@mail.ru

The relevance is conditioned by the modern post-industrial society in which the main goal of the youth is the desire for creative self-realization. The structure, basic forms and parameters of creative self-realization, their semantic content are considered. Types of self-regulation of free time are distinguished. The concept of free time is described as one of the forms of creative self-realization. The conditions for the artistic and aesthetic development of young people, their creative self-realization in the arts system are named. Various components of free time spent are considered, features of the organization of free time as forms of creative self-realization of youth are analyzed, problem questions in modern conditions are allocated. Some positions, which are necessary for creative self-realization and their psychological pre-conditions due to the possibility of active leisure time organization are presented. It is substantiated that the success of innovative changes and the use of leisure pastime is predetermined by the presence of an effective individual-oriented style, including the skills of effective self-organization of free time. It proved that co-operative rather than authoritarian regulation can lead to an individualization of the process of professional and creative development among young people, so the atmosphere between the teacher and the young person must be complemented by special organisational measures, in particular, creation of conditions for the rational organization of free time.

Key words: creativity; young people; forms; structure; parameters; organization; leisure activity DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-43-48

Для цитирования: Старобинец-Догляд Е.В. Творческая самореализация молодежи: социокультурный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 43-48. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-43-48.

For citation: Starobinets-Doglyad E.V. Tvorcheskaya samorealizatsiya molodezhi: sotsiokul'turnyy podkhod [Creative self-realization of youth: social-cultural approach]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 43-48. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-43-48. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.