ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Ю.П. Прокудин, В.С. Акулинина
Prokudin Yu.P., Akulinina V.S. Creative personal self-actualization as a pedagogical problem. The article examines the main approaches to the problem of creative self-actualization of pupils. It is given characteristic of the core abilities and stages of their development. It is also formulated the most significant regulations that reflect the essence of the creative self-actualization of modern pupil and exposed the directions of realization of the national educational initiative «Our new school».
Известный ученый Ф. Беррон писал: «Можно полагать, если в XX веке больше всего превозносился «человек разумный», то XXI век будет жить под знаком «человека творческого». Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Особое место в процессе становления творчески активной личности занимает общеобразовательное учреждение, так как главные задачи современной школы заключаются в раскрытии способностей каждого учащегося, воспитании порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичной, конкурентной среде. Школьное обучение сегодня ориентировано на выпускников, умеющих самостоятельно ставить и достигать определенные цели, оперативно реагировать на разные жизненные ситуации, творчески самореализовываться.
Самореализация личности школьника как самостоятельное направление педагогических исследований возникло в науке сравнительно недавно. Вместе с тем, проблема самоактуализации, духовного становления и самостоятельного максимального воплощения эмоционально-интеллектуальных направленностей школьников уходит в глубь веков истории образования и педагогической мысли. Становление и жизненный путь выдающихся персоналий всех эпох - достойный пример социальной и духовной само-
реализации, пример творческого решения всех жизненных проблем и ситуаций.
Самореализация школьника - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия его способностей и возможностей в деятельности и межличностных отношениях. Самореализация как процесс предполагает гуманизацию педагогического образования, идентификацию себя с другими, открытость опыту и его принятию, разнообразное восприятие субъектом чувственно-заданных ситуаций, творческий характер активности, игровой подход, реализацию модели школы полного дня и др. (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова, Л.И. Ниренберг, Я.А. Пономарев, Ю.П. Прокудин, Н.Ю. Посталюк, М.И. Ситникова, И.А. Шаршов, Е.Н. Шия-нов, С.А. Шмаков).
Особое значение придается визуальноэмоциональной поддержке школьника, поскольку она, по нашему мнению, не только устраняет неблагоприятные фоновые эмоциональные состояния, предупреждает возникновение деструктивной психологической защиты, но и переключает сознание на переосмысление, понимание и поиск оптимального решения задач, трансформирует, переводит адаптивно-познавательную самореализацию в творческую. Процесс творческой самореализации школьников, как показали результаты проведенного исследования, осуществляется как в спонтанной, так и организованной форме. Мы согласны с утверждением Л.Н. Макаровой и И.А. Шаршова, что критериями самоорганизации в творческой деятельности школьников считаются: умение выделить основные цели и приоритеты; способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции; умение преодолевать трудности в учении [5].
Уровень обучения в условиях системноцелевой дифференциации часто предполага-
ет актуализацию творческих способностей, среди которых выделяются: гибкость и оригинальность мышления; критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность; способность к самостоятельному переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию; умение видеть альтернативу решения творческих задач; видение новой функции знакомого объекта; комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы и создание для этого оригинальных способов [9, 10].
Под готовностью школьника к творческой самореализации понимается интегральное качество личности, которое характеризует степень полноты, целостности и результативности проявления положительной мотивации, самоорганизации, индивидуальнотворческих способностей в процессе осуществления значимых замыслов и решения учебно-познавательных задач [1]. По мнению исследователей феномена самореализации школьников, она является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебно-воспитательной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности и ценностные ориентации, а также расширение обозначенной сферы. Потребность личности в самореализации в отличие от других потребностей безгранична и востребована всегда независимо от возраста. Вместе с тем, несмотря на включение личности в многообразные виды деятельности, практически она не может получить полную реализацию.
Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Усиление внимания к ней сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [6].
Развитие современного общества не могло не отразиться на изменении требований к образовательному процессу, в основу которого положены идеи гуманизации, тре-
бующие создания педагогических условий, способствующих формированию активной, самостоятельной, творческой личности, способной и готовой к саморазвитию и самореализации. Школа является местом, где ребенок проводит большую часть времени. На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробуждать и постоянно поддерживать их стремление к самообразованию, реализации творческих способностей.
На наш взгляд, основной причиной разочарований, неудач в учебе является отсутствие возможности для самореализации школьника, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встает проблема слабой мотивации у большинства учащихся к учению. Регламентация учебного времени и жесткие требования учебных программ ведут к снижению активности, самостоятельности и творчества учащихся, следовательно, и возможности самореализации. Основной целью образовательного процесса становится усвоение и воспроизведение знаний.
Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:
- требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;
- потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения;
- сознанием важности и необходимости процессов саморазвития и самореализации со стороны школьников и учителей и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий;
- необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.
Решение данных противоречий можно найти в использовании таких видов учебной и внеучебной деятельности школьников, которые способствуют их самореализации, в
том числе творческой. Среди них особое место занимает творческая деятельность.
Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что-то новое, неизвестное для них, соответственно возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные и воспитательные цели. Творчество является атрибутом человеческой деятельности, это ее «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство» [2]. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Творчество - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможности человека, создавая условия для покорения новых вершин.
Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить. Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей. Это новые более прогрессивные формы управления, воспитания и т.д., раздвигающие пределы человеческих возможностей. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, ее сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того, взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материаль-
ной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей [11]. Субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности являются индивидуальные свойства личности - способности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б.М. Теплов, который отмечает, что сами по себе способности не могут быть врожденными. Врожденными бывают только задатки, отражающие некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Способности формируются в деятельности. Б.П. Теплов отмечает, что «...способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» [8]. Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Каждый человек имеет индивидуальносвоеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Выделяются следующие виды специальных способностей:
- учебные и творческие;
- умственные и специальные;
- математические и конструктивно-технические;
- музыкальные и литературные;
- художественно-изобразительные и физические.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые оп-
ределяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знании, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, т.е. индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Конкретный пример: для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.
Можно выделить следующие стадии развития способностей:
- задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей, врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей;
- склонности представляют собой определенные отношения человека к деятельности. Способности не существуют вне определенных отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определенные способности» [4, а 128]. Данное положение свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Без наличия склонности определенная деятельность личности может и не начаться, следовательно, не сформируется конкретная способность. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, не будут опредмечены и склонности человека;
- одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определенной деятельности, т.е. одаренность состоит из различных способностей. Одаренность - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [2]. Одаренность обеспечивает не
успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха;
- талант - присущие от рождения определенные способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные психологи и педагоги выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х гг. Г. Гарднер написал книгу «Рамки ума», в которой он определил восемь типов таланта, интеллекта:
- вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);
- цифровой (характерен для математиков, программистов);
- слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);
- пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
- личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
- межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);
- талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы) [3].
Одним из основных направлений развития общего образования в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. В ближайшие годы в России планируется создание разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей, направленной на развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе [7]. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования планируется определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, будет получать значительные стимулирующие выплаты.
Возможность занять какое-либо важное место в жизни напрямую зависит только от самой личности, ее самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования и самореализации. Опираясь на имеющиеся в пси-холого-педагогической литературе разработанные подходы к творческой самореализации, мы сформулировали ряд общих и наиболее значимых положений, отражающих творческую самореализацию в отношении современного школьника:
1. Суть самореализации школьника состоит в том, что личность, распредмечивая формообразования социального опыта, опредмечивает свою гуманную сущность.
2. В основе методологического обоснования творческой самореализации личности школьника лежат культурологический, деятельностный, системный, полисубъектный, природосообразный подходы. Ключевым понятием в определении самореализации является понятие сущностных сил человека, основной принцип - интериоризация-эксте-риоризация как механизм социализации личности и принцип культурного детерминизма, как рефлексия внутреннего через внешнее (В.А. Караковский, А.В. Мудрик).
3. Самореализация школьника обусловлена процессами интенсивного физического и социального созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры. Необходимо управление включением школьника в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общезначимых критериев через самооценку культуросозидательной деятельности и поступков, культуру межличностных отношений.
4. В процессе освоения школьником проблемных социально-практических учебно-воспитательных ситуаций отрабатываются варианты рефлексивной самореализации, включающие духовно-нравственный, технологический, полисубъектный и деятельностный аспекты. Уровень взаимодействия этих аспектов определяет личностную систему значимых критериев культурных ценностей (В.И. Андреев).
5. Понятие самореализация включает такие образования, как самопознание, само-осмысление, самоотношение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самовоспи-
тание, самообучение, самоограничение и саморегуляция (Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов).
6. К самореализации личности ведут психологические предпосылки субъективного характера (потребности, направленность, потенциальные когнитивные и психофизиологические способности, генетические возможности, ментальные характеристики) (Л.И. Божович).
7. В характеристики самореализации входят: внутренняя свобода, воля, интенсивность направленности реализуемой деятельности, целеполагание, целесозидание, поиск вариантов реализации цели, культура нравственной рефлексивности, устремленность к духовности, идеал достойной жизни (Я.А. Пономарев).
8. Культура качественных отношений социальной системы является стимулятором творческой самореализации личности школьника, который выступает субъектом культуротворческой деятельности в конкретных обстоятельствах.
9. Самореализация школьника является специфической областью педагогического исследования. Учитель, стимулирующий школьника на творческую самореализацию, должен учитывать воздействие экосистемы на личность и создать такие эстетические дидактические условия, в которых школьник сам ощутит насущную необходимость в творческой самореализации как необходимом способе актуального жизнетворчества.
10. В педагогической науке сегодня созданы предпосылки для решения проблемы конструирования совокупности педагогических условий, способствующих стимулированию и эффективному осуществлению творческой самореализации личности школьника как культуротворческой жизнедеятельности.
Проблема актуализации творческой самореализации учащихся - это социальнопедагогическая проблема. Педагог создает условия для развития положительной мотивации к различным видам деятельности; формирования интересов и личностной активности; актуализации механизмов самоорганизации; становления личностных доминант. Творческая самореализация развивает чувство ответственности в делах класса и школы, ребенок пробует свои силы на школь-
ных, районных, городских и всероссийские олимпиадах, конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д.), участвует в разработке и реализации творческих проектов различной тематической направленности.
Совершенствование учительского корпуса также является одним из основных направлений развития общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагога может, на наш взгляд, привлечь к учительской профессии талантливых и одаренных людей. Система моральной и материальной поддержки предполагает участие в конкурсах «Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др. Масштабный и действенный механизм активизации современного учительства заложен в плане реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Федеральный государственный образовательный стандарт является одним из ключевых элементов модернизации российской школы, базовые параметры которой были определены в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации и на заседании Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию, а также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Стандарт учитывает объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и реализовывать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
В связи с этим отличительной особенностью нового образовательного стандарта является его направленность на обеспечение
перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования; от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей; подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода. В стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.
Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход. Необязательно, чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объем, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельностью не занимался, объединение всех его сущностных сил, проявление всех его личностных особенностей в деле будут способствовать развитию индивидуальности и подчеркивать, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
3. Гарднер Г. Великолепная пятерка. М., 2008.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
5. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М., 2005.
6. Макарова Л.Н., Подымова Л.С. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. Вып. 1 (69). С.89-93.
7. Прокудин Ю.П., Акулинина В.С. Роль дополнительного образования в школе в развитии одаренных детей // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2010.
S. Теплов Б.М.Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М., i982.
9. Хуторский А.В. Школа творчества. М., 1996.
10. Эренберг М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта. М., 1996.
11. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
Поступила в редакцию i2.0i.20ii.