Научная статья на тему 'Творческая самореализация личности'

Творческая самореализация личности Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

CC BY
1050
99
Поделиться

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Огородникова Елена Ивановна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Творческая самореализация личности»

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Е. И. Огородникова

Традиционное образование, предполагавшее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется образованием, обеспечивающим приобретение знаний в течение всей социально активной жизни, т. е. непрерывным образованием. Более того, непрерывное образование привело к изменению роли образования в современном мире, сделав необходимым переосмысление традиционных фундаментальных педагогических представлений. Совершенствование непрерывного профессионального

образования выступает как предпосылка и в то же время служит объективным проявлением процесса построения всей системы образования в России. Углубление этих процессов и превращение предпосылок в развитую систему связано с переходом от удовлетворения конъюнктурных к удовлетворению перспективных кадровых потребностей. При этом непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития человека, так как только в этом случае человек становится субъектом жизни и профессиональной деятельности, что позволит ему реализовываться в качестве участника преобразующего социального взаимодействия. В этом случае также формируется его самоутверждающаяся субъектность, а его профессиональная позиция становится инновационной - позицией творца.

Общеизвестно, что самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. В основе самореализации лежат противоречия между возможностями личности и степенью их востребованности в настоящей действительности. Самореализация - наиболее сложный вид деятельности, в котором формируются такие личностные новообразования, как способность к выбору цели, к проектированию метода достижения, к организации деятельности. В самореализации цель «распредмечива-ется», мотивом ее становится сам процесс и его результаты. На основе анализа философской, психологической и педагогической литературы мы рассматриваем самореализацию как функцию личности - универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил.

216

Исследуя структуру функции самореализации личности, можно выделить следующие ее сущностные качественные характеристики:

(а) самостоятельность - способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии себя и других;

(б) свобода - способность личности к автономному поведению (свободе выбора, действия, решения), саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию; (в) творчество - способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки. Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Качества, необходимые для формирования личностной самореализации и раскрытия творческих способностей, следует развивать в комплексе, который может включать: (1) творческое, дивергентное мышление. Дивергентное мышление (в отличие от конвергентного) предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов. Данный тип мышления служит средством для рождения оригинальных идей, самовыражения и опирается на воображение, являясь собственно творческим; (2) способность к обоснованному риску. Способность и умение обоснованно рисковать связана со способностью реализовать свой потенциал; (3) воля и работоспособность. Под волей и работоспособностью понимается не способность человека выполнять то, чего он делать не хочет, а умение долго и плодотворно работать над выполнением той цели, которую он сам поставил перед собой и которой хочет добиться, невзирая на внешние препятствия; (4) умение сотрудничать. В процессе обучения индивид должен прийти к пониманию, что во многих случаях объединенные действия приносят больший результат, чем сумма индивидуальных; (5) мотивация достижения связана с положительным эмоциональным состоянием, со стремлением человека достичь успеха в деятельности.

На основании философско-методологических предпосылок и данных гуманистической психологии можно выделить три пути достижения цели свободного развития личности: это развитие творческого

217

потенциала человека, его природных задатков; самореализация человека, развитие способности к аутентичному способу существования; самореализация человека, непосредственное формирование способности к личностному росту.

Процесс самореализации ограничивают: социально-

экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. Самореализующимся людям присущи следующие характеристики: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний фокус контроля, высокая степень рефлексии, восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Уровень развития этих характеристик важно учитывать при выборе форм организации поддержки и развития карьеры.

К. Роджерс писал: «Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет» [2]. Полноценная самореализация личности возможна при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: (а) осознанность и глубокая вера в жизненную самореализацию, в свое индивидуально неповторимое предназначение, в высший смысл своей жизни; (б) осознанность своих способностей, интересов, жизненных предпочтений и мотивов поведения и руководство ими в различных жизненных ситуациях; (в) обладание знаниями, умениями и навыками, позволяющими наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях; (г) способность к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути [1].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Образование как система ориентации человека на познание и раскрытие своих способностей создает необходимые условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей будущей трудовой деятельности, для самоопределения личности в профессиональном плане. Осознание целей будущей профессиональной деятельности и активно-положительное отношение к ней способствуют актуализации личностных и профессиональных качеств индивида,

218

создают условия для постоянного самопознания, самосовершенствования, самоутверждения как механизма творческой самореализации.

Таким образом, образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.

Список литературы

1. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998.

2. Психология с человеческим лицом / под. ред. Д. А. Леонтьева,

В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.

219