УДК 316.7
DOI: 10.28995/2073-6401-2019-2-91-102
Творческая профессиональная карьера: как возможен профессиональный контроль?
Ирина П. Попова
Институт социологии ФНИСЦ РАН, НИУВысшая школа экономики, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена постановке проблемы творческой карьеры. Рассматриваются подходы к определению этого типа профессиональной карьеры, особенности ее развития в современных обществах, а также профессиональные группы, занятые творческой деятельностью. Центральное внимание уделяется вопросам условий и принципов ее профессионального регулирования, которое связывается с возможностями профессионального контроля. Анализируются основные методологические подходы и результаты исследований, в которых рассматриваются различные типы карьер, специфика профессионального регулирования в этой сфере. Выделяются подходы, которые развиваются в рамках социологии профессий. Сделаны выводы об основных направлениях и принципах формирования благоприятной среды развития творческих карьер через создание возможностей и норм «переговорных процессов» с государством и рынком по поводу сфер компетенций, а также взаимоотношений с обществом. Представления об этапах, нормативно-этическом регулировании условий развития творческих карьер могут способствовать выработке показателей, которые органично маркировали бы эти этапы, общие процедуры их оценки; социальные меры, такие как типы эффективных трудовых контрактов, социальное страхование творческого труда; правила экспертизы относительно карьеры, нормы профессиональной этики внутри сообщества и способы их влияния на профессиональное продвижение.
Ключевые слова: профессиональная карьера, творческая карьера, творческие профессии, креативные индустрии, искусство, наука
Для цитирования: Попова И.П. Творческая профессиональная карьера: как возможен профессиональный контроль? // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 2. С. 91-102. DOI: 10.28995/2073-6401-2019-2-91-102
© Попова И.П., 2019 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 2
Creative professional career. How is the professional control possible?
Irina P. Popova
Institute of Sociology of FCTAS RAS, NRU Higher School of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article is devoted to the articulation of issue of creative career. It considers approaches to definition of that type of professional career, features of its development in modern societies, professional groups occupied with creative activity. Central attention is paid to the conditions and principles of its professional regulation, which is associated with the possibilities of professional control. The main methodological approaches and findings in the research that consider different types of careers, specifics of professional regulation in that area are analyzed. The author highlights approaches developed within the sociology of professions. Conclusions are drawn about the main stream and principles of favorable environment for the development of creative careers formation through the build up of opportunities and norms of "negotiation processes" with the state and the market about the areas of competence, as well as relations with society. Ideas about the stages and ethical regulation of the conditions for the creative careers development can contribute to the development of indicators that would organically mark those stages, the general procedures for their evaluation; social measures, such as types of effective employment contracts, social insurance in creative work; rules of expertise regarding career, norms of professional ethics within the community and ways of their influence on professional advancement.
Keywords: professional career, creative career, creative professions, creative industries, art, science
For citation: Popova IP. Creative professional career. How is the professional control possible? RSUH/RGGU Bulletin."Philosophy. Sociology. Art Studies" Series. 2019;2:91-102. DOI: 10.28995/2073-6401-2019-2-91-102
Введение
Профессиональные карьеры в современных обществах отличаются разнообразием типов и образцов, которые развиваются в быстро меняющемся социальном контексте и потому часто отличаются неустойчивостью и прерывистым характером. Их построение и развитие требуют высокого уровня гибкости и адаптивности, организации соответствующей среды, балансирования в определении факторов и процедур контроля над ее формированием. Как особый
тип такой гибкой и неустойчивой карьеры можно рассматривать творческую профессиональную карьеру. Специфика ее регулирования связана с возможностями профессионального контроля в социально-профессиональной среде с высоким уровнем автономии. Ключевым для регулирования творческих профессий и соответственно творческих карьер является понимание центральности «конфликта между креативностью и контролем» (Р. Флорида) и особенностей методологии его разрешения или ослабления. Проблемой является недостаточная проработанность самого понятия творческой карьеры и инструментов регулирования условий ее развития, которые представляются сложным и многоуровневым комплексом. Для выработки представлений об условиях ее формирования мы обратимся к подходам в определении творческой карьеры и творческих профессий, а также принципов регулирования, привнесения концептуальных перспектив социологии профессий.
Творческая профессиональная карьера: подходы к определению
В общем виде карьеру можно определить как протяженное во времени продвижение индивида в профессиональной сфере, характеризующееся сменой видов деятельности и направленное на достижение социально-профессионального статуса, что позволяет оценивать это движение (см. об этом: [1 с. 296]). В определении того, что следует понимать под творческой карьерой, можно обозначить два основных подхода. Один акцентирует сферу профессиональной деятельности и рассматривает профессиональную карьеру, развиваемую представителями профессий, которые часто называют творческими. Однако в том, что собой представляют творческие профессии, нет полного согласия. Их состав разнообразен и неоднороден. Они часто определяются в целом по сфере деятельности (художественной, культурной, научной). В фокусе внимания оказываются и профессии, которые относятся к так называемой креативной индустрии - сфере, которую можно назвать «пограничной зоной» старых и новых творческих профессий (см.: [2]). Исследователи подчеркивают неолиберальный, рыночный характер дискурса «культурной и креативной индустрии» как части экономики знаний, чертами которой являются индивидуальное творчество, навыки и талант, с одной стороны, и коммерческий потенциал - с другой [3 с. 63].
Влиятельный фактор этого дискурса - концепция креативного класса (Р. Флорида). В ее основе - представления о креативной экономике и связанных с ней кардинальных преобразованиях в занятости и работе: креативность становится преобладающей
характеристикой различных сфер экономики и их комбинаций (например, «научная и художественная практика... образовали отдельные индустрии, а в результате их сочетания возникли совершенно новые отрасли», которые выдвигаются в центр инфраструктуры развитых экономик [4]). Отмечается тенденция роста числа занятых в этих сферах, среди них - специалисты, работа которых требует высокой степени творчества, «суперкреативности». Их круг широк, если исходить из характера профессиональной деятельности, а не принадлежности к определенными секторам; среди них «ученые и инженеры, университетские профессора, поэты и писатели, художники и актеры, дизайнеры и архитекторы, равно как. публицисты, редакторы, деятели культуры, эксперты аналитических центров.»), а также «креативные специалисты» разных отраслей, работа которых часто требует «уникальным образом применять стандартные подходы» [5]. Исследователи, развивающие широкий взгляд на принадлежность работников к творческим профессиям, относят к ним занятых творческими видами деятельности работников, «встроенных» в другие отрасли, а также тех, чья занятость «поддерживает» креативную индустрию/творческую деятельность. Сюда включаются и занятые в культурном производстве (кино, телевидение и радио, издательское дело, искусство), а также в оказании креативных услуг (дизайн, архитектура, программное обеспечение и цифровой контент, реклама и маркетинг) [6].
Для более точного определения статуса «творческих работников» обращаются к факторам, формирующим их идентичность, таким как осмысление собственной творческой работы, карьерной траектории в ее сфере [7]. Так, художники в процессе множественной мобильности могут перемещаться из одной сферы занятости в другую, но все-таки ощущать себя художниками на протяжении всей своей деятельности [8 с. 141]. Хотя очевидно, что требуются и другие критерии признания статуса, включающие оценку извне, для «контроля» «ложной самоидентификации», а также учета изменений в настроениях специалистов-экспертов с течением времени [8 с. 141].
Отметим близость к приведенным характеристикам так называемых свободных профессий (liberal professions). Отличием представляется более четкая формулировка правового статуса: подчеркиваются наличие специальной подготовки в области искусства или науки и регулирование национальными правительственными или профессиональными органами их деятельности1,
1 См.: https://ec.europa.eu/growth/smes/promoting-entrepreneurship/we-work-for/liberal-professions_en)
которая часто является частной практикой (работой по контракту, в основном проектного характера). Свободные профессии трактуются как правовой и социальный институт, сложившийся на Западе и не вполне оформившийся в России [9], хотя попытки оформить законодательно нормы такой деятельности предпринимаются. Это близко к пониманию так называемых эталонных профессий в англо-американском варианте социологии профессий (см.: [10 с. 9]).
Другой подход к проблематике творческой карьеры акцентирует индивидуальные характеристики творческой одаренности, которые проявляются в профессиональной деятельности. Характерные черты такой карьеры - высокая степень индивидуальности в принятии творческих решений в профессиональной деятельности и в то же время сложности в оценке ее успешности, критериев и соответственно показателей успеха (признания) самой карьеры, способов и институтов регулирования ее развития. Очень многое зависит от оценки профессиональной среды, в которой она развивается, точнее от институциональных и нормативных условий, в которых эта оценка формируется (например, в искусстве, науке). Наряду с показателями квалификации важны достаточно трудно измеряемые показатели, такие как масштаб таланта индивида, влияние на развитие своей сферы деятельности, признание коллег. В то же время рынок труда, например, художников предоставляет сравнительно меньше возможностей для успеха карьер в этой сфере (см.: [11]). Определенный эффект личности профессионала, например именитого социального ученого, зависит также от способностей получать общественное признание как интеллектуала через активную публичную деятельность (т. е. вне общих для профессии институциональных рамок), по сути конвертируя профессиональный капитал в символический [12 с. 99]. Но если говорить о более широком контексте науки, то индивидуальный талант как важный критерий для карьеры ученого усложняет задачи наукометрических процедур, как правило достаточно упрощенных и общих, теряющих важные нюансы. Кроме прочего, ее решение осложняется необходимостью учитывать синергетический эффект коллективной деятельности, например научных школ.
Внешняя среда творческой карьеры и проблемы регулирования
В рамках обоих подходов исследовательское внимание в последние десятилетия направлено на проблемы регулирования
занятости и статуса представителей творческих профессий. Это связано прежде всего со слабой защищенностью сферы творческого труда из-за неустойчивого характера занятости и низкой оплаты труда (см.: [7]). Такая ситуация становится распространенной для современных профессиональных карьер в целом, но особенно -для творческих: они традиционно описываются как неустойчивые через такие характеристики, как хроническая безработица и недозанятость, тип «карьеры портфолио», которая может включать множество разрозненных, неоднородных работ творческого и нетворческого характера, основанных на краткосрочных проектах и самозанятости [6].
Изменчивость современных творческих карьер, порожденная сдвигами в занятости и возросшей мобильностью, породила метафоры «безграничной карьеры» (не ограниченной рамками одного места работы) [13]. В рамках этой концепции возникают новые метафоры: так, в анализе карьер известных режиссеров речь идет об оценке карьеры с точки зрения успеха и провалов, что порождает метафору «американских горок», которая описывает этот тип безграничной карьеры более удачно по сравнению с такими, как «маршруты», «лестницы», «плато» [14]. Эта ситуация сопровождается поисками «социальной нормализации» нерегулярной занятости в сфере творчества, изменением ее статуса вместе с изменением представлений, например, об искусстве как о работе. Так, в Германии это привело к законодательному регулированию социального страхования для занятых в данной сфере [3 с. 63]. Попытки нормативного регулирования статуса и защищенности творческих работников предпринимаются и в России.
Выше уже отмечалась центральная роль конфликта «между креативностью и контролем» в регулировании творческих профессий и карьер. Поиски методологии его разрешения приводят к осмыслению проблематики профессиональной автономии в исследовательской перспективе социологии профессий / профессиональных групп. Этот концептуальный подход связан с общим контекстом профессионализма, понимаемого как особая система ценностей в сфере труда, которая определяет специфическую форму социального контроля в организации занятости и в положении на рынке труда профессиональных групп, предоставляющих экспертные услуги. Профессиональная автономия представляется способом организации профессиональной деятельности, при котором члены профессиональной группы (сообщества) принимают решения и действуют самостоятельно в рамках своего профессионального контекста, а также ответственны за эти действия.
Профессиональный контроль и профессиональная автономия
Развитие концепции профессиональной автономии связано с формированием функционального подхода, который специализировался на выделении и описании характеристик профессии как способа организации деятельности, основанного на высоком уровне знаний и квалификации. Агрегируя эти характеристики, современные авторы подчеркивают особую важность, наряду со специальными знаниями и профессиональной этикой, профессиональной автономии в принятии решений в отношении статуса и функционирования профессионалов [15 с. 38-39]. Наличие этих обобщенных атрибутов и делает карьеру собственно профессиональной (professional vs occupational), имеющей ряд преимуществ. Концепт профессиональной автономии стал определяющим в так называемом властном подходе (power approach) (см.: [16, 17]). Этот подход исходит из понимания профессий как способа регулирования работы, при котором профессия в большей степени, чем индивидуальные потребители или посредничающие агентства, выполняет контроль над работой (Т. Джонс, Э. Фрейдсон - см.: [17]). Роль влиятельности (власти) группы в установлении и поддержании такого контроля весьма значима - чем она выше, тем выше статус профессиональной группы. Эта форма контроля отличается от контроля со стороны государственной бюрократии и рынка. Сущность ее - в установлении и легитимации отношений, которые обосновывают высокую степень саморегулирования и самоорганизации профессий. Хотя при этом остаются противоречия: с одной стороны, профессионализм, в таком его понимании, влияет на политику государства, демократические формы взаимодействия с обществом, а с другой - возможно укрепление эгоцентричности монополии профессий на определенные экспертные услуги. Эти проблемы остаются важными, например, в Европе в условиях интернационализации профессиональных практик, в рамках Евросоюза. Исследователи отмечают объективное сближение англо-американской и континентальной (включающей сильные позиции бюрократического администрирования) моделей профессионализма (см.: [18 с. 676]).
Получает распространение тема кризиса профессиональной автономии и профессиональной регуляции (см.: [19]). Современные тенденции существенно меняют формы и степень профессионального контроля под влиянием макропроцессов. Так, глобализация порождает транснациональные характеристики занятости в крупных организациях, которые изменяют формы регулирования, власти и легитимации, определяющие профессиональную автономию [20]. Изменения на макроуровне стимулируют тен-
денции к изменению конфигурации менеджериального контроля и профессиональной автономии, сокращая последнюю (см.: [21]).
Вместо заключения.
Направления профессионального контроля
Стратегии профессионального контроля могут быть разнообразными - от формального контроля в сфере образования, т. е. подготовки будущих профессионалов, до культивирования неформальных практик, традиций, символов, укрепляющих их позиции (см.: [10 гл. 1]). Одно из их направлений - формирование образцов карьер внутри профессии. Их успешность определяется в том числе тем, каким образом они стимулируют творческую деятельность и будут способствовать ее продуктивности, что во многом зависит и от осмысления применяемых методологических подходов и инструментов.
Наиболее актуален, на мой взгляд, подход, связанный с формированием условий, которые создавали бы благоприятную среду развития творческих карьер. Одна из характеристик таких условий -поддержание баланса в их регулировании через создание возможностей и норм «переговорных процессов» с государством и рынком по поводу сфер компетенций, что может влиять и на преобладание тех или иных образцов карьер, процедур их регулирования. Центральны в этих процессах представления о протяженности и этапах карьеры (начиная со студенчества и даже школы). Они могут способствовать определению подходов к показателям, которые органично маркировали бы этапы творческой карьеры, процедур их оценки. В свою очередь это служит выработке социальных мер: типов эффективных трудовых контрактов, социального страхования творческого труда и т. п. Представления эти основываются прежде всего на оценке профессионального сообщества, но их обоснованность с точки зрения продуктивности творческой деятельности нуждается в легитимизации и признании в обществе в целом и поддержке со стороны государственной политики.
Важный комплекс вопросов связан с нормативно-этическим регулированием условий развития творческих карьер. Это разработка и контроль правил экспертизы относительно фильтров карьеры и формирования экспертного сообщества. Это актуальная сегодня проблема поддержания норм профессиональной этики внутри сообщества, включая выработку способов их влияния на профессиональное продвижение. Таким образом, творческая карьера в рамках подходов, опирающихся в том числе на концепции профессиональной автономии, может рассматриваться как каркас изменений в статусе и перспективах разнообразных профессиональных групп.
Благодарности.
Статья выполнена в рамках проекта «Профессиональная карьера как фактор воспроизводства профессиональных групп в сфере науки и технологий», грант РФФИ № 16-03-50220. Ее основой послужил доклад автора «Творческая карьера и профессиональная автономия» на конференции «Судьбы и карьеры художников на рубеже XX-XXI веков» в Российском институте истории искусств в Санкт-Петербурге в 2016 г., тезисы которого опубликованы в сборнике по ее итогам.
Acknowledgements
This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project "Professional career as a factor in the reproduction of professional groups in the field of science and technology", no. 16-03-50220. The article is based on the author's report at the conference "Fate and career of artists at the turn of XX-XXI centuries" at the Russian Institute of Art History in St. Petersburg in 2016.
Литература
1. Попова И.П. Профессиональная карьера - традиции и перспективы исследований // Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: Коллективная монография / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: ИС РАН; РОС, 2014. С. 291-312. (СБ ROM)
2. Bridgstock R. Professional Capabilities for Twenty-First Century Creative Careers: Lessons from Outstandingly Successful Australian Artists and Designers // International Journal of Art & Design Education. 2013. Vol. 32. Iss. 2. P. 176-189. DOI: 10.1111/j.1476-8070.2013.01756.x
3. Евсеева Я.В. Творческие профессии как объект социологического исследования (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2014. № 3. С. 62-66.
4. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005. 430 с.
5. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 384 с.
6. Bridgstock R., Goldsmith B., Rodgers J., Hearn G. Creative graduate pathways within and beyond the creative industries // Journal of Education and Work. 2015. Vol. 28. Iss. 4. P. 333-345. DOI: 10.1080/13639080.2014.997682.
7. TaylorS. The Meanings and Problems of Contemporary Creative Work // Vocations and Learning. 2012. Vol. 5. Iss. 1. P. 333-345. DOI: 10.1007/s12186-011-9065-6.
8. Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 3. С. 139-152.
9. Водолагин С.В. Свободные профессии как социальный институт и объект правового регулирования в России и за рубежом // Закон. 2012. № 6. С. 123-131.
10. Щепанская Т.Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды (Россия, конец XX - начало XXI в.). СПб.: Наука,
2010. 338 с.
11. Alper NO., Wassall GH. Artists' Careers and Their Labor Markets // Handbook of the Economics of Art and Culture / Ed. ву V.A. Ginsburg, D. Throsby. 2006. Vol. 1. P. 813-864.
12. Абрамов Р.Н. Историко-социологические импликации социологии профессий: российский и зарубежный контексты // Давыдовские чтения: исторические горизонты теоретической социологии: Сборник научных докладов симпозиума / Под ред. И.Ф. Девятко, Н.К. Орловой. М.: Институт социологии РАН,
2011. С. 95-109.
13. Arthur MB. The boundaryless career at 20: Where do we stand, and where can we go? Career Development International. 2014. Vol. 19. P. 627-640. DOI: 10.1108/ CDI-05-2014-0068.
14. Mainemelis C., Nolas S-M., Tsirogianni S. Surviving a boundaryless creative career: The case of Oscar-nominated film directors, 1967-2014 // Journal of Management Inquiry. 2016. Vol. 25. P. 262-285. DOI: 10.1177/1056492615616871.
15. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36-46.
16. Abbot A. The System of Professions: an Essay on the Division of Expert Labour. Chicago: University of Chicago Press, 1988. 452 p.
17. Freidson E. Professionalism Reborn: Theory, Prophecy and Policy. University of Chicago Press, 1994. 238 p.
18. Прудников М.В. Регуляция профессиональной автономии в Европе: теоретические перспективы и эмпирические исследования. (Rego R. (ed.) The trend towards the European deregulation of professions and its impact on Portugal under crisis. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2013) // Журнал исследований и социальной политики. 2015. Т. 13. С. 675-679.
19. Adams T.L. Sociology of professions: international divergences and research directions // Work, employment and society 2015. Vol. 29 (1). P. 154-165. DOI: 10.1177/0950017014523467.
20. Faulconbridge J.R., Muzio D. Professions in a globalizing world: Towards a transnational sociology of the professions // International sociology. 2012. Vol. 27. Iss. 1. P. 136-152. DOI: 10.1177/0268580911423059.
21. Saks M. A review of theories of professions, organizations and society: The case for neo-Weberianism, neo-institutionalism and eclecticism // Journal of Professions and Organization. 2016. 0. P. 1-18. DOI: 10.1093/jpo/jow005.
References
1. Popova IP. Professional career - research traditions and perspectives. Professional groups: communities, activities and careers: Collective monograph. Ed. by VA. Man-surov. Moscow: IP RAS; ROS Publ.; 2014. P. 291-12. CD ROM. (In Russ.)
2. Bridgstock R. Professional Capabilities for Twenty-First Century Creative Careers: Lessons from Outstandingly Successful Australian Artists and Designers. InternationalJournal of Art & Design Education. 2013;32(2):176-89. D01:10.1111/ j.1476-8070.2013.01756.x
3. EvseevaYaV. Creative professions as an object of sociological research (summary). Social and Human Sciences. Domestic and Foreign Literature. Series 11: Sociology. Abstract Journal. 2014;3:62-66. (In Russ.)
4. Florida R. The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. Moscow: Klassika-21 Publ.; 2005. 430 p. (In Russ.)
5. Florida R. The Rise of the Creative Class, Revisited. Moscow: Mann, Ivanov& Ferber Publ.; 2016. 384 p. (In Russ.)
6. Bridgstock R., Goldsmith B., Rodgers J., Hearn G. Creative graduate pathways within and beyond the creative industries. Journal of Education and Work. 2015;28(4):333-45. D0I:10.1080/13639080.2014.997682.
7. Taylor S. The Meanings and Problems of Contemporary Creative Work. Vocations and Learning. 2012;5(1):333-45.D0I:10.1007/s12186-011-9065-6.
8. Magidovich ML. Professional identity of artist. The Journal of Sociology and Social Anthropology. 2004;7(3):139-52.(In Russ.)
9. Vodolagin SV. Liberal professions as a social institution and the object of legal regulation in Russia and abroad. Zakon. 2012;6:123-31. (In Russ.)
10. Shchepanskaya TB. А Comparative ethnography of professions. everyday practices and cultural codes (Russia, end of 20th - beginning of 21st century). Saint-Petersburg: Nauka Publ.; 2010. 338 p. (In Russ.)
11. Alper NO., Wassall GH. Artists' Careers and Their Labor Markets. Handbook of the Economics of Art and Culture / Ed. By VA. Ginsburg, D. Throsby. 2006;1:813-64.
12. Abramov RN. Historical and sociological implications in sociology of professions. Russian and foreign contexts. Davydov Scientific Conference. Historical Horizons of Theoretical Sociology. Ed. by IF. Deviatko, NK. Orlova. Moscow: Institut sotsiologii RAN Publ.; 2011. P. 95-109. (In Russ.)
13. Arthur MB. The boundaryless career at 20: Where do we stand, and where can we go? Career Development International. 2014;19:627-40. D0I:10.1108/CDI-05-2014-0068.
14. Mainemelis C., Nolas S-M., Tsirogianni S. Surviving a boundaryless creative career: The case of Oscar-nominated film directors, 1967-2014. Journal of Management Inquiry. 2016;25:262-85. DOI:10.1177/1056492615616871.
15. Mansurov VA., Yurchenko OV. Sociology of professions.History, methodology and practice of research. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2009;8:36-46. (In Russ.)
16. Abbot A. The System of Professions: an Essay on the Division of Expert Labour. Chicago: University of Chicago Press, 1988. 452 p.
17. Freidson E. Professionalism Reborn: Theory, Prophecy and Policy. University of Chicago Press, 1994. 238 p.
18. Prudnikov MV. Regulation of professional autonomy in Europe. The oretical perspectives and empirical research. Rego R. (ed.) The trend towards the European deregulation of professions and its impact on Portugal under crisis. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2013. The Journal of Social Policy Studies. 2015;13:675-79. (In Russ.)
19. Adams TL. Sociology of professions: international divergences and research directions. Work, employment and society. 2015;29(1):154-65. DOI: 10.1177/ 0950017014523467.
20. Faulconbridge JR., Muzio D. Professions in a globalizing world: Towards a transnational sociology of the professions. International sociology. 2012;27(1): 136-52. DOI: 10.1177/0268580911423059.
21. Saks M. A review of theories of professions, organizations and society: The case for neo-Weberianism, neo-institutionalism and eclecticism. Journal of Professions and Organization. 2016;0:1-18.D0I: 10.1093/jpo/jow005.
Информация об авторе
Ирина П. Попова, кандидат социологических наук, Институт социологии ФНИСЦ Российской академии наук, Москва, Россия; 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35; НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия; 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; [email protected]
Information on the author
Irina P. Popova, Cand. of Sci (Sociology), Institute of Sociology of the FCTAS of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; bldg. 5, bld. 24/35, Krzhizhanovskii Str., Moscow, Russia, 117218; NRU Higher School of Economics, Moscow, Russia; bld. 20, Myasnitskaya Str., Moscow, Russia, 101000; [email protected]