Научная статья на тему 'Творческая мобилизация (из опыта проведения x Всероссийского керамического симпозиума «Агитфарфор XXI»)'

Творческая мобилизация (из опыта проведения x Всероссийского керамического симпозиума «Агитфарфор XXI») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИТФАРФОР / НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ / СИМПОЗИУМ / СГИИ ИМЕНИ Д. ХВОРОСТОВСКОГО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА / ФАРФОР / СИБИРЬ / AGITPROP / OVERGLAZE PAINTING / CERAMIC SYMPOSIUM / SOVIET AGITATION PORCELAIN / PORCELAIN / SIBERIAN STATE ACADEMY OF ARTS NAMED AFTER DMITRI KHVOROSTOVSKY / SIBERIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснова Е. А., Петунина Ю. М.

В статье говорится о практическом опыте проведения X Всероссийского керамического симпозиума «АГИТФАРФОР XXI», посвященного 100-летию агитационного фарфора в России. Основная часть мероприятий симпозиума прошла на базе Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского с 27 февраля по 12 марта 2020 года. Результаты симпозиума «АГИТФАРФОР XXI» были представлены на одноимённой выставке в музее художника Б. Я. Ряузова с 13 марта 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая мобилизация (из опыта проведения x Всероссийского керамического симпозиума «Агитфарфор XXI»)»

| ХРОНИКА|

УДК 745/749 Е. А. Краснова

Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Красноярск, Россия

Ю. М. Петунина

Музей художника Б. Я. Ряузова Красноярск, Россия

ТВОРЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

(ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ X ВСЕРОССИЙСКОГО КЕРАМИЧЕСКОГО СИМПОЗИУМА «АГИТФАРФОР XXI»)

В статье говорится о практическом опыте проведения X Всероссийского керамического симпозиума «АГИТФАРФОР XXI», посвященного 100-летию агитационного фарфора в России. Основная часть мероприятий симпозиума прошла на базе Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского с 27 февраля по 12 марта 2020 года. Результаты симпозиума «АГИТФАРФОР XXI» были представлены на одноимённой выставке в музее художника Б. Я. Ряузова с 13 марта 2020 г.

Ключевые слова: агитфарфор; надглазурная роспись; симпозиум; СГИИ имени Д. Хворостовского; художественная керамика; фарфор; Сибирь.

[импозиум! Это слово звучит для художника как сигнал горна, сигнал к действию. Преодолевая большие расстояния, отложив на время все важные дела, художники стремятся навстречу новым знаниям, друзьям, общению, экспериментам, развитию. Ведь именно это имеет смысл в жизни.

Традиция проведения симпозиумов по различным видам искусств возникла в Европе в середине XX века, но не утратила своей актуальности и в XXI веке. Преподавателям кафедры «Художественная керамика» Красноярского государственного художественного института в 2011 году посчастливилось стать участниками Международного симпозиума по надглазурной росписи TOGETHER в Звартаве (Латвия). Опыт первого симпозиума, проведенного в том же году на базе кафедры, показал ак-

туальность этого формата и востребованность освоения техники надглазурной росписи по фарфору в Сибири.

Проведение мероприятий в данном формате оказалось успешным и привлекло внимание большого количества участников - вначале Сибирского региона, а в дальнейшем и всей России. Начиная с 2011 года кафедрой было проведено десять керамических симпозиумов различного уровня - от городского до международного. Темы симпозиумов каждый год объявлялись разными: «Фарфор без границ» (2011); «НескуЧАЙНЫЕ объекты» (2012); «Календарь счастливых дней» (2012-2016); «Рождественское настроение» (2013); «Фарфоровая СИБИРЬ» (2014); «Фарфоровые страницы» были посвящены Году литературы в России (2015); «БУЛГАКОВ» посвящен 125-летию со дня рождения писателя

Рис 1. Ю. Жукова (г. Санкт-Петербург). Время есть? 2020. Фарфор, надглазурная роспись

Из коллекции кафедры

«Художественная

керамика»

Рис. 2. Н. Кулагина (г. Красноярск). Все на спорт! Декоративная композиция. 2020. Фарфор, ручная лепка, деколь, роспись

Собственность автора

(2016); «Красная книга» - к Году экологии в России (2017); «Звонкий. Белый. Цветной» был посвящен 40-летию специальности «Художественная керамика» КГИИ (2018); «АГИТФАР-ФОР XXI» - столетию агитационного фарфора в России.

Первые годы симпозиумы проводились исключительно по над-глазурной росписи. Участникам выдавались готовые фарфоровые посудные формы («бельё»), приобретенные в магазинах Красноярска: тарелки, блюда, чайники, чайные пары. Начиная с 2014 года к надглазурной росписи добавились следующие направления: роспись по сырой эмали, подглазурная роспись по фарфору, а также изготовление малой пластики и небольших объемно-пространственных композиций из фарфора и каменной массы. Это было связано с поддержкой мероприятия Федеральной целевой программой «Культура России 2012-2018». Благодаря финансированию Министерства культуры стало возможным приглашение ведущих специалистов из Санкт-Петербурга и Гжели для проведения творческих встреч и мастер-классов. При участии пар-

тнера ООО «Омега» институту удалось приобрести высокотемпературную печь для обжига фарфора [1].

Итак, в 2020 году при поддержке администрации СГИИ имени Д. Хворо-стовского и спонсорской помощи ООО «Акцент-керамика» (г. Санкт-Петербург) состоялся десятый юбилейный Всероссийский керамический симпозиум «Агитационный фарфор XXI века». Эта тема была выбрана неслучайно. Чуть более ста лет назад - в 1918, в первые годы после революционного переворота - появился агитационный стиль росписи посуды.

Агитфарфор - направление, которое дало старт новому искусству молодой советской республики и стало выражением духа времени новой страны. Уникальное художественное явление, стремительное в своём развитии и не-продолжительное по времени существования, получило широкое признание как на родине, так и за рубежом. Агитационный фарфор пользовался заслуженной популярностью: росписи лучших современных художников, нанесённые на «белье» Императорского фарфорового завода,

создавали особый «культурный продукт», ков-педагогов из разных регионов Россий-востребованный музейными и частными ской Федерации позволила провести курсы коллекциями. Активная художественная повышения квалификации в рамках

среда 1920-х дала всё необходи- симпозиума. Это, безусловно,

мое для созревания новой эстетики революционных годов.

В XXI веке поиски новых выразительных средств и форм продолжаются с новыми силами. И дух эксперимента, свойственный агитационному фарфору XX века, по-прежнему актуален для современных художников-керамистов.

В рамках симпозиума художникам предлагалось поразмышлять на тему современного агита-

подтвердило важность данного события.

Стоит отметить, что целью всех красноярских керамических симпозиумов было создание уникальных авторских произведений, и каждый из симпозиумов завершался выставкой и вручением дипломов лауреатов авторам лучших работ. В 2020 году итоговая выставка приняла статус конкурса по семи номинациям: Спасибо за победу!» (к 75-летию По-

ционного фарфора и создать работы с при- беды в Великой Отечественной войне)

менением авторских и традиционных приемов в технике надглазур-ной росписи, а также в

УШ

жанре малой пластики Организационная структура симпозиума «АГИТФАРФОР XXI» состояла из следующих основных блоков: мастер-классы и практическое освоение новых приёмов и материалов; круглый стол по истории, современным тенденциям и проблемам искусства фарфора; творческие встречи и экскурсии в мастерские художников; итоговая выставка-конкурс. Уникальная возможность

с Я >

£

Рис. 3. Д. Серова (г. Красноярск). Люби широко! 2020. Фарфор, надглазурная роспись

Собственность автора

«Современный лозунг» (к 100-летию русского агитационного фарфора);

• «О спорт, ты -мир!» (о здоровом образе жизни и спорте);

• «Природа и человек. Поиски гармонии» (образы и темы, связанные с экологией и защитой окружающей среды);

• «Я - молодой!» (неформальный

взгляд на мир и художественную проблематику);

Рис. 4.

А. Антоненко (г. Красноярск). Моё тело - моё дело! 2020. Фарфор,

надглазурная роспись

Собственность автора

• «История в лицах и не только» (номинация посвящена важным историческим событиям, персоналиям

и явлениям, повлиявшим на нашу страну и изучения практического опыта художни-

искусство);

Рис. 5.

Ю. Шабаева

(г. Москва). Я убит

подо Ржевом. 2020.

Фарфор,

надглазурная роспись

Собственность автора

Рис. 6.

А. Бондаренко (г. Красноярск). Письма памяти. 2020. Фарфор, надглазурная роспись по бисквиту

Собственность автора

• «Культурные ценности». ку симпозиума. В 2020 году из Москвы и

Участники конкурса были представлены Санкт-Петербурга были приглашены Ната-в трёх категориях: «Мастер», «Выпускник» и лия Хлебцевич и Юлия Жукова.

«Студент». -----------Наталия Хлебцевич, профессор

В симпозиуме приняли «аИРЕ Л О кафедры «Художественная

участие 47 художников из разных городов Рос сии: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Калуги, Кургана, Сочи, Екатеринбурга, Новосибирской области, Дивногорска, Иркутска и Красноярска. Это удивительно, но за две недели симпозиума участии ки превратились в одну большую семью! Щедро делились друг с другом секретами мастерства, обсуждали детали будущих композиций, обрели новых друзей. Этому способствовали экскурсии в мастерские художников Красноярска, выезды на удивительную сибирскую природу, творческие встречи, ма-стер-классы, организованные и проведенные преподавателями кафедры «Художественная керамика» и почётными гостями.

керамика» Московской государственной худо-Ф \ жественно-промыш-ленной академии им. С. Г. Строганова, член Международной академии керамики 1АС (Женева), член Международной федерации художников, посвящает своё творчество созданию объектов и инсталляций с использованием керамики, фарфора и других материалов. Большинство произведений художницы объединены присутствием в них биологической составляющей. При создании избранных инсталляций автор применяет звук, свет и воду

в качестве равноправных художественных компонентов, олицетворяющих течение времени. Работы Наталии Хлебцевич находятся в коллекциях Всероссийского музея деко-

Традиционно к участию в симпозиуме ративно-прикладного и народного искус-

организаторы приглашают выдающихся ху- ства (Москва), Государственного музея

дожников для проведения мастер-классов керамики «Усадьба Кусково XVIII века»,

и творческих встреч. Трудно переоценить Елагиноостровском музее русского декора-

вклад почетных гостей в теорию и практи- тивно-прикладного искусства и интерьера

(Санкт-Петербург); Музее МГХПА им. С. Г. Строганова (Москва), Музее архитектурного образования Москвы (МАРХИ), а также в частных собраниях в Москве, Нью-Йорке, Париже, _ Женеве.

В ходе симпозиу ма «АГИТФАРФОР XXI» Наталия Хлебцевич приняла активное участие в круглом столе «Роль художественного фарфора в XXI веке» с увлекательным докладом «Есть ли жизнь на глине?». Главное свойство агит-фарфора - выражение актуальных идей современ

Юлия Жукова, ведущий художник Императорского фарфорового завода (Санкт-Петербург) с 1987 года, член Союза художников России. Творческий почерк мастера отличают чистота линий и выве-ренность композиции, тонкий вкус и чувство меры. В произведениях Юлии Жуковой нет ничего лишнего, она всегда искусно находит выразительные сочетания ^У^Г ГГО^* Г °V формы и росписи,

'^«ГЧ 4 экспрессии и лири-

лОр^ ки (рис. 1). Работы художника представлены в собраниях Государственного Эрмитажа (Санкт-Пе-

ности, поэтому доклад Хлебцевич, посвящённый сайнс-арту, вызвал искренний интерес слушателей. Взаимосвязь науки и искусства, смелые и подчас неожиданные сочетания современной керамики и растений, обогащение художественных идей научными теориями - эти тенденции представленные Н. Хлебцевич. смогут воплотить в своих будущих работах участники симпозиума. На творческой ветре че автор посвятила участников симпозиума в тайны сайнс-ар-та, продемонстрировав уни кальные работы этого направления. А в рамках мастер-класса Наталия Хлебцевич раскрыла секреты мастерства авторской техники надглазурной росписи фарфора (фото 1).

тербург), Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Музея фарфора (Рига), Музея фарфора и шахмат (Санкт-Петербург), а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Юлия Жукова поделилась с гостями и участниками симпозиума информацией о становлении советского агитационного фарфора, подготовив лекцию-презентацию «Голос времени. Агитационный фарфор ГФЗ». Замечательный художник, тонко чувствующий фарфор, Юлия познакомила с удивительным, гармоничным, сказочным миром своих работ: в рамках мастер-класса было продемонстрировано виртуозное владение материалом в классической технике, а также показаны

Рис. 7.

Н. Стрижнева (г. Красноярск). Вышьем позитив. 2020. Фарфор, надглазурная роспись

Собственность автора

Рис. 8. Г. Белова

(г. Екатеринбург). Конькобежцы. 2020. Фаянс,

надглазурная роспись

Собственность автора

Рис. 9.

А. Михайлова (г. Красноярск). Какой твой выбор? Диптих. 2020. Фарфор, надглазурная роспись

Собственность автора

авторские приемы работы с декольной бумагой, с помощью которых участниками было создано немало ярких композиций (фото 2).

Обмен педагогическим опытом - одна из базовых ценностей симпозиума «АГИТ ФАРФОР XXI». Было очень познавательно получить опыт в реализации творческих заданий со студентами от коллег из образовательных учреждений других регионов. Своими практическими наработками и педагогическими методиками поделились Юлия Шабаева - доцент кафедры «Художественная керамика» МГХПА им. С. Г. Строганова и Га лина Гуслякова - преподава тель спецдисциплин Ка лужского областного колледжа культуры и искусства. Ху-дожники-препода-ватели кафедры «Художественная керамика» Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостов-ского также провели ряд лекций и мастер-классов для участников симпозиума.

И, конечно, кульминационным моментом явилось открытие выставки работ по итогам симпозиума (фото 3). Экспозиция «АГИТФАРФОР XXI» была представлена в музее художника Б. Я. Ряузова и включала в себя около 150 работ, выполненных как в направлении надглазур-

ной росписи по фарфору, так и в жанре малой пластики (рис. 2).

Накануне вернисажа состоялось заседание жюри, в ходе которого были выявлены лучшие работы симпозиума. Председателем жюри был приглашён С. Е. Ануфриев - художник-керамист, председатель Отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской Академии художеств в г. Красноярске, председатель Красноярского регионального отделения Союза художников, заслуженный художник Российской Федерации. Он отметил высокое качество работ, представленных в экспозиции.

Работу жюри сопровождала интрига от организаторов выставки: в экспозиции временно отсутствовал этикетаж, что лишало возможности установить авторство и поставить высо-

кую оценку за статус мастера, а не за идею и воплощение конкурсной работы. Обилием ярких и звучных работ отличилась номинация «Я -молодой!». Начинающие художники чётко следовали традиции агитфарфора - воплощать злободневные темы, поэтому наряду с мажорными образами (например, «Люби широко!», «Лети высоко!» Дарьи Серовой (рис. 3), «Моё тело - моё дело!» Ангелины Антоненко (рис. 4) или «Включи реальность на максимум!» Юлии Бурдинской)

возникали и темы, посвящённые проблемам современности («Абьюз», «Всё для тебя, любимая!», «Мы - не еда!» Евгении Горской). Жюри с большим интересом и удовольствием рассмотрело все работы в данной номинации, щедро выдав рекордное количество дипломов молодым авторам.

Абсолютной победой, залогом которой явилось сольное участие, стала работа Светланы Титовой «1220 - 2020: Александр Невский» в номинации «История в лицах и не только». Традиция обращения к юбилейным датам преимущественно отечественной истории (революции, победы, достижения) свойственна агитационному фарфору, поэтому отсутствие интереса авторов к исторической теме обозначило одну из содержательных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бурная полемика об одних работах и уверенное единомыслие в отношении других

возникли при обсуждении работ в номинации, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Спасибо за победу!». Личная история «встречи с дедом», рассказанная Юлией Шабаевой в работе «Я убит подо Ржевом» (рис. 5), была встречена единогласно высокой оценкой всех членов жюри. Созданная на основе подлинного экспоната из фондов музея художника Б. Я. Ряузова работа «Письма памяти» Александры Бондаренко продемонстрировала интерес автора к историческим источникам (рис. 6). Ряд студенческих работ вызвал активное обсуждение, выявив «болевую точку» в восприятии студентами событий отечественной истории и заставив членов жюри - художников, педагогов, искусствоведов, музейщиков - задуматься о причине разных эмоциональных оценок Великой Отечественной войны. Возникло предложе-

Рис. 10.

И. Рудая

(г. Красноярск).

Берегите птиц!

Декоративная

композиция. 2020.

Фарфор,

глазурь,

надглазурная

роспись

Собственность автора

Рис. 11. Д. Иукканен (г. Санкт-Петербург). Пропаганда - ложь, да в ней намек! 2020. Фарфор, надглазурная роспись

Собственность автора

ние об открытой дискуссии в пространстве экспозиции «АГИТФАРФОР XXI» с участием историков и студентов в целях открытого диалога между представителями разных поколений.

Номинация «Культурные ценности» была представлена немногочисленными, но эстетично выполненными работами (например, «Вышьем пози тив» Надежды Стрижнёвой (рис. 7), «Традиционному и с -

торами и в усилении практических навыков в шрифтовой композиции. Несмотря на то что в программу симпозиума был включен мастер-класс по каллиграфии от профессора кафедры «Дизайн» И. В. Арбатского, очевидно, что формирование устойчивых профессиональных компетенций требует намного большего времени, чем две недели симпозиума.

Номинация «О спорт,

мир!» пр о -

кус-с т в у

жить!»

Тамары Криво). Созданные образы продемонстрировали и призыв к творчеству, и любование узнаваемыми элементами национальной и мировой культуры, и включённость в современный контекст. В то же время на примере росписи по фарфору в данной номинации была выявлена проблема, общая для многих работ как студентов, так и профессионалов: активная роль шрифтов в организации пространства росписи нуждается в переосмыслении ав-

мон-стри-ровала яркие и динамичные росписи, в которых шрифт становился частью композиции («Per aspera ad astra» Анны Тупицыной), а сами изображения порой восходили к условности символа - ми-нималистичного, но читаемого. Как, например, в работах участниц из Екатеринбурга Галины Беловой «Олимпийские кольца. Сочи 2014» и Полины Никифоровой «Бассейн» и «Баскетбол». Роспись (аппликация декольной бумагой) «Конькобежцы»

Галины Беловой была выполнена в лучших исторических традициях агитационного фарфора, а именно: «бельём» послужило блюдо кузнецовского фаянса - семейная реликвия автора (рис. 8). Пластика малых форм «Йога для всех!» Ольги Фёдоровой из Дивногорска покорила органичным сочетанием контуров и материала как в глазурованном варианте с деколью, так и в матовой мягкости бисквита. Здесь также есть отсылка к традициям агит-фарфора: тема спорта и эстетика тела, пропаганда здорового образа жизни.

Творческие работы в номинации «Природа и человек. Поиски гармонии» вызвали наибольший интерес красноярских СМИ, что неудивительно в городе, где периодически объявляют режим «чёрного неба». Инсталляция Алисии Метляевой «Генеральная уборка» продемонстрировала поиск форм и работу с выразительными средствами разных фактур и контуров. Ясный образ в диптихе Анны Михайловой «Какой твой выбор?» привлёк внимание удачно найденными пропорциями изображения (рис. 9). Работа Светланы Шле-пановой «Нетронутый уголок» - монохромная роспись чайного сервиза - выделилась многодельностью и вдумчивой предварительной проработкой взаимосвязи орнамента во всех предметах набора. В композиции Ирины Рудой «Берегите птиц!» сочетание надглазур-ной росписи и рельефных изображений даёт возможность не только визуального, но и тактильного восприятия (рис. 10). Триптих «Ледяные треугольники» Ксении Климачёвой строится на взаимосвязи линий айсбергов, расселяя по разным плоскостям полярного медведя, моржа и самолёт. Уравновешенность форм, удачно найденное соотношение белого фона и цветовых объёмов и подчёркнуто изящные миниатюрные изображения животных и самолёта создают образ уязвимости нерукотворного мира природы.

Завершает наш обзор номинация «Современный лозунг» (к 100-летию русского агитационного фарфора). Многие работы в данной номинации решены в стилистике агитфарфо-ра 1920-х годов, однако в сочетании с совре-

Фото 1.

Мастер-класс по

надглазурной

росписи

Н. Ю. Хлебцевич, профессора кафедры «Художественная керамика» МГХПА им. С. Г. Строганова

Фото 2. Мастер-класс «Авторские приемы работы с декольной бумагой» Юлии Жуковой, ведущего художника Императорского фарфорового завода (г. Санкт-Петербург)

Фото 3.

Открытие

выставки

«АГИТФАРФОР

XXI» по итогам

симпозиума.

Музей художника Б. Ряузова ( г. Красноярск)

менными лозунгами традиционные пластические решения дали интересный результат. «Пропаганда - ложь, да в ней намёк» Дарьи Иукканен (рис. 11), «Доверие - не защита!» Виктории Дорошевой - эти и многие другие работы подняли ряд современных проблем: здравоохранение, толерантность, интернет-зависимость, экология, влияние социума и СМИ. Живой отклик молодых и опытных художников на болезни современного общества, выразительные образы и новые формы продемонстрировали, что сохранение и развитие традиций агитационного фарфора в России будет обеспечено новыми работами.

Агитационный фарфор невозможно создавать с холодным сердцем. Сама его суть - убеждать, вдохновлять, заражать - дала характер новым работам. Дни симпозиума художники прожили в потоке идей и творчества, как и их предшественники из двадцатых годов двадцатого века.

X Всероссийский керамический симпозиум прошёл в ценной атмосфере обмена опытом и профессионального общения. Дружеские связи объединили художников-керамистов разных поколений из разных городов Российской Федерации. Симпозиум «АГИТФАРФОР XXI» завершён, но продолжается переписка участников нового сообщества. Ряд уникальных авторских произведений, созданных участниками симпозиума, достоин музейных коллекций, а итоговая выставка в продолжение лучших традиций агитфарфора призвана стать передвижной. В настоящее время СГИИ им. Д. Хворостовского выделены средства и достигнута договорённость об организации выставок «АГИТФАРФОР XXI» в Кемерово, Екатеринбурге и Москве. Организаторы выражают уверенность в том, что десятилетний опыт проведения керамических симпозиумов позволит выйти на более высокий профессиональный уровень и следующий симпозиум обретёт статус международного.

Литература

1. Краснова, Е.А. Симпозиумы по фарфору в Красноярске. История возникновения и перспективы развития // Декоративно-прикладное искусство, дизайн и народная художественная культура. Образовательные и творческие аспекты : материалы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф., КГХИ, 30-31 марта 2017 г. -Красноярск : КЛАСС ПЛЮС, 2017. - С. 44-50.

Об авторах

Краснова Елена Анатольевна - профессор кафедры «Художественная керамика», Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворо-стовского

E-mail: el-krasn@yandex.ru

Петунина Юлия Михайловна - главный хранитель музея художника Б. Я. Ряузова, искусствовед E-mail: Julia-petunina@yandex.ru

ARTISTIC MOBILIZATION (FROM THE EXPERIENCE OF CONDUCTING THE 10TH ALL-RUSSIAN CERAMIC SYMPOSIUM «AGITPORCELAIN XXI»)

Krasnova Elena Anatol'evna

Professor at the Department of Artistic ceramics in the Siberian State Academy of Arts named after Dmitri Khvorostovsky

Petunina Julia Mikhailovna

Art historian, Museum of the artist Boris Ryauzov

Abstract: The paper presents a practical experience of conducting the 10th All-Russian Ceramic Symposium «AGITPORCELAIN XXI», dedicated to the 100-th anniversary of the Soviet agitation porcelain in Russia. The main part of symposium events took place in the Siberian State Academy of Arts named after Dmitri Khvorostovsky from February 27 to March 12, 2020. The results of the «AGITPORCELAIN XXI» symposium were presented at the exhibition of the same name in the Museum of the artist Boris Ryauzov since March 13, 2020

Keywords: agitprop; overglaze painting; ceramic symposium; Soviet agitation porcelain; porcelain; Siberian State Academy of Arts named after Dmitri Khvorostovsky; Siberia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.