Научная статья на тему 'Творческая мастерская: «Колорит и Композиция произведений живописи»'

Творческая мастерская: «Колорит и Композиция произведений живописи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая мастерская: «Колорит и Композиция произведений живописи»»

расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещён улыбкой.

СОВЕТЫ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОМУ УЧИТЕЛЮ

1. Какие бы ни случились у вас неприятности, жизнь продолжается, и никто не вправе навязывать другим свои мрачные мысли и тоскливые настроения

2. Будьте разумными и тактичными. Очень плохое впечатление производит тот человек, который всякую свою (даже пустяковую) неприятность превращает в мировую проблему

3. Иногда нужно и уступить. Упрямо настаивая на своём, мы часто бываем похожи на капризных детей. Бой-

Учитесь управлять собой,

Во всём ищите доброе начало.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала.

Споткнувшись самому вставать,

В себе самом искать опору.

При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять...

тесь быть капризными. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих

4. Не предъявляйте чрезмерных требований. Тот, кто много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение оттого, что они чаще всего не отвечают его чрезмерным требованиям

5. Не впадайте в гнев. В гневе значение ума падает, исчезает его проницательность и достоверность суждений. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева. А во время этой паузы постарайтесь осмыслить ситуацию. В этом случае мысль о том, что вспышка гнева не принесёт облегчения и будет чревата лишь новыми неприятностями и осложнениями, успеет прийти вам в голову

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливей!

Резюме

Задачи урока были реализованы. В первую очередь можно говорить о внутреннем результате работы: студенты познакомились с основными понятиями темы, осознали личностную значимость содержания. Бесспорно, в уроке были важны эмоциональные переживания студентов, шло формирование ценностных отношений к содержанию темы; а те вопросы, которые возникли в ходе совместного обсуждения, потребуют дальнейшего размышления и углубления в тему.

Соловьева Н.С.

преподаватель русского языка и литературы Смоленский педагогический колледж

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ: «КОЛОРИТ И КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ»

Как можно провести нетрадиционный урок?

(для студентов 1 курса специальностей 050709 «Преподавание в начальных классах» и 050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»)

Предлагаемая вашему вниманию творческая мастерская появилась в условиях перехода к новому пониманию содержания образования, при котором значимым становится не только само знание, но и пути его обретения, способы действий, направленные на получение новых знаний о мире и на освоение этого мира в целом. Форма творческой мастерской выбрана неслучайно. Идеология «Французской группы нового образования», в рамках которой сложились основные каноны творческой мастерской, кажется нам очень

близкой к современным требованиям, несмотря на то, что она возникла довольно давно. В современной педагогике (в первую очередь, в работах А.А.Вербицкого) утверждается необходимость построения профессионального образования как контекстного, а не академического, ориентированного не на передачу готовых знаний, а на обучение тому, как находить эти знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальные профессиональные ситуации. Известный французский педагог Анри Бассис, возглавлявший «Французскую

группу нового образования», писал: «Освоение знаний - подлинное столкновение с миром, который предстоит познать»1. Современная действительность требует от человека умения критически мыслить, и одной из важнейших задач творческой мастерской является воспитание личности, способной отказаться от «интеллектуальной послушности», чтобы исследовать мир самостоятельно.

В связи с этим приходится иначе, чем это принято в традиционной педагогике, формулировать цель и задачи занятия и иначе строить это занятие, чтобы добиться поставленных целей.

Цель занятия - создать условия, при которых студенты:

- учатся понимать произведения живописи, откликаясь на них эмоционально и интеллектуально;

- работают над развитием своего аналитического мышления и речи;

- воспитывают в себе и своих однокурсниках эстетический вкус, внимание к деталям, любовь к прекрасному.

Задачи:

- помочь научиться анализировать композицию произведений живописи, связывая композиционную схему с идейным содержанием;

- помочь увидеть и правильно называть оттенки цветов;

- помочь видеть связь между колоритом, композицией и содержанием картины;

- дать представление студентам о том, как можно расширять свой словарный запас и запас своих учеников;

- помочь студентам осознать значение курса МХК для дальнейшей профессиональной деятельности;

- познакомить студентов с некоторыми произведениями выдающихся живописцев, героями которых являются дети;

- воспитывать интерес и любовь к будущей профессии.

Эта творческая мастерская создана как внеклассное занятие для студентов 1 курса педагогического колледжа, в учебном плане которых еще нет ни педагогики, ни методики, ни мировой художественной культуры, но которые имеют опыт написания сочинений по картине и посещения художественной галереи. Этим определяется ее (интегрированное) предметное содержание: знания по предмету «Русский язык» и пропедевтические знания по предметам «Мировая художественная культура», «Методика преподавания русского языка».

Поскольку сегодня ведущими принципами, позволяющими отобрать содержание профессионального образования становятся принципы социо- и куль-

1 Бассис А. Об основах «Нового образования» (Из трудов и высказываний)// Педагогические мастерские: Франция - Россия / Сост. Э.С.Соколова, И.А.Мухина; Под ред. Э.С.Соколовой; Пер. с фр. Л.М.Беляевой. - М.Новая школа, 1997. - С.17.

туросообразности и практикоориентированности, в построении занятия акцент делается на то, что имеет непосредственное отношение к его будущей профессии. Очень значимой при этом является идея подготовки студентов к активному взаимодействию со средой. Эта идея реализуется путем представления содержания образования в виде набора компетенций, необходимых для выполнения профессиональных функций.

Формируемые компетенции:

Общие:

о Общекультурная компетенция - готовность действовать в соответствии с пониманием особенностей национальной и общечеловеческой культуры.

о Познавательная компетенция - готовность к самостоятельной творческой деятельности, ориентированной на получение научных знаний о мире.

о Коммуникативная компетенция - готовность активно участвовать в общении, в том числе деловом, аргументировано представлять свое мнение на основе уважительного отношения к собеседникам.

о Социальная компетенция - ответственность за результаты деятельности, готовность работать в команде.

о Компетенция личностного самосовершенствования - готовность к непрерывному образованию и саморазвитию, рефлексии.

Профессиональные:

о готовность использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;

о готовность изучать педагогический опыт и использовать его в профессиональной деятельности;

о готовность обеспечивать учебно-методическое оснащение образовательного процесса.

Формирование компетенций происходит тогда, когда учащиеся приобретают практический опыт взаимодействия с миром. Именно этим опытом во многом обусловлена личность профессионала. В ходе творческой мастерской студенты приобретают практический опыт:

■ приобщения к произведениям мировой живописи (общекультурная компетенция);

■ применения простейших методик анализа произведений живописи (познавательная компетенция);

■ взаимодействия в группе (социальная компетенция, коммуникативная компетенция);

■ групповой и индивидуальной рефлексии (компетенция личностного самосовершенствования);

■ составления вопросов по картине для учащихся начальной школы (готовность использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач);

■ участия в творческой мастерской (готовность изучать педагогический опыт и использовать его в профессиональной деятельности);

■ создания наглядных пособий (готовность обеспечивать учебно-методическое оснащение образовательного процесса).

Достижению поставленной цели способствует наглядность, которая приобретает особое значение при разговоре о произведениях искусства: компьютерная презентация; плакаты на У ватмана, сделанные студентами во время занятия; раздаточный материал.

Для работы студентов разбивают на 4 приблизительно равные по количеству участников микрогруппы.

Структура занятия

1. Индуктор - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

Как мы узнаем мир? Какие органы чувств нам помогают? Действительно ли мы умеем видеть, а не только смотреть? Задумаемся над тем, что вам, как будущим учителям, умение видеть особенно нужно. Давайте вспомним Красную шапочку и ответим на ее

вопрос: «Зачем нам (учителям) глаза?» Перед вами

- фотографии ваших глаз, половинки листов ватмана, клей, ножницы, маркеры и краски. Пусть из ваших индивидуальных ответов на этот вопрос получатся 4 коллективных плаката.

Социализация: представление плакатов своей микрогруппы.

Представляя свои плакаты, поставьте цели сегодняшнего занятия: чему вы хотите научиться?

2. Деконструкция - работа с материалом: картина и схемы.

Шаг 1. Композиция и содержание.

Работаем с картиной У.Хомера «Мальчик и девочка на склоне холма».

Давайте понаблюдаем, как от выбранного нами способа смотреть на картину изменится ее понимание. Что вы видите на картине, представленной на экране компьютера? Какие чувства она в вас пробуждает? Какими вы видите ее героев?

Композиционные схемы

Схема 1 Схема 2

Схема 3 Схема 4

Наложите предложенную вам схему на картину.

Какой теперь вы ее видите? Что изменилось в вашем восприятии? Почему? Какая схема, на ваш взгляд, помогает более точно понять замысел художника? Аргументируйте свой ответ.

Социализация: анализ картины в соответствии с предложенной схемой (представление результатов работы микрогруппы).

Чему вы научились, выполняя это задание сами и слушая ответы ваших товарищей?

Шаг 2. Композиция и колорит.

Работаем с картиной З.Серебряковой «За завтраком».

Вы видите четыре варианта одной и той же картины. Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите предложенный вам вариант картины. Какой вы ее видите? Что меняется в вашем восприятии, когда вы смотрите на другие варианты? Почему? Каков, на ваш взгляд, авторский вариант? Аргументируйте свой ответ.

Социализация: анализ предложенного варианта картины (представление результатов работы микрогруппы).

Какие затруднения вы испытывали при анализе? С чем они связаны?

Шаг 2' (разрыв). Работаем с названиями цветов.

Подпишите названия оттенков той группы цветов, которая находится у вас в папке. Выберите названия из предложенного списка.

Социализация: представление результатов работы своей микрогруппы, обмен информацией. Как вам удалось догадаться о том, какими словами названы оттенки цвета? Что вам пришлось вспомнить? На что вы раньше не обращали внимания, а теперь обратили?

Шаг 2. Возвращаемся к работе с картиной.

Попробуйте еще раз описать картину

З.Серебряковой, используя разные обозначения цветовых оттенков. Какие чувства в вас пробуждает эта картина? Какими вы видите ее героев?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чему вы научились, выполняя это задание сами и слушая ответы ваших товарищей? Как это пригодится вам в вашей будущей профессии?

3. Реконструкция - создание своего мира, «изобретение велосипеда».

Шаг 1. Работаем с картиной К.Ларссона «Эсбьёрн делает домашнюю работу».

Композиционные элементы

Основа картины

Детали картины

Соберите композицию произведения, учитывая и цвета элементов, представленные на экране.

Социализация: защита результата работы микрогруппы.

Каким вы увидели Эсбьёрна? Что вы о нем знаете? Любит ли он делать домашнее задание? Почему? Если бы вы были учителем Эсбьёрна, как бы вы попытались его увлечь учебой? Какие детали картины вам подсказывают это?

Каких деталей нет в ваших вариантах, но есть в авторском варианте? Авторский вариант

Почему? Как они влияют на наше восприятие произведения живописи?

Чему вы научились, выполняя это задание сами и слушая ответы ваших товарищей? Как это пригодится вам в вашей будущей профессии?

Шаг 2. Работаем с картиной Ф.Решетникова «Прибыл на каникулы».

Внимательно рассмотрите эту картину. Она вам уже знакома. Почему? Зачем мы сегодня к ней обращаемся? Поставьте задачи.

Как вы думаете, понравится ли эта картина ученикам третьего класса? Почему? Составьте вопросы для школьников третьего класса так, чтобы помочь им увидеть и понять неочевидные и не совсем понятные детали этой картины.

Определите новую лексику, над которой вы будете работать со своими учениками. Используя известные вам теперь приемы композиции, подготовьте нагляд-

ное пособие - карточку со словарным словом. Каким образом вы выделите орфограмму? Как свяжете графический образ слова с его значением?

Социализация: представление своей работы, обсуждение.

4. Рефлексия - анализ движения собственной мысли, знания, чувства.

Оглянитесь назад. Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока. Удалось ли их достичь? Что еще предстоит сделать?

Вспомните, какими путями мы шли и чему мы научились. На экране вы видите перечень картин, которые вы сегодня увидели.

Подведем итоги. Пусть каждый из вас постарается закончить фразу: «Когда я буду учителем, я вспомню это занятие, чтобы...»

Социализация: коллективная рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.