Научная статья на тему '«ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ'

«ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архетип / творческая личность / творческий потенциал / творчество / трансцендирование / уровни духовного развития / archetype / creative personality / creative potential / creativity / transcendence / levels of spiritual development

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жаворонкова Галина Анатольевна

Цель. Статья посвящена анализу понятия «творческая личность», выявлению его сущности и основных особенностей. Процедура и методы. Рассмотрены архетипы человека как закодированные в его психике коллективные символы мыслеформы, которые становятся фундаментом его духовности; даётся анализ понятия «творческий потенциал личности» как соотношения диалектической пары возможности и действительности; исследована сущность эмпирического, рефлексивного и духовного уровней развития личностного бытия человека. Результаты. Проведённый анализ позволяет утверждать, что личность – это духовная монада, а творчество – это атрибут личности. На основании этого даётся определение понятия «творческая личность». Теоретическая и/или практическая значимость. Значимость статьи заключается в авторском подходе к анализу характерных особенностей таких феноменов, как уровни личностного бытия, личность, творчество и творческая личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CREATIVE PERSONALITY”: ESSENCE OF THE CONCEPT AND ITS FEATURES

Aim. To analyse the concept of “creative personality”, identify its essence and main features. Methodology. The archetypes of a person are considered as collective symbols of thought forms encoded in his psyche, which become the foundation of his spirituality; an analysis of the concept of “personal creative potential” is given as a correlation between the dialectical pair of possibility and reality; the essence of the empirical, reflexive and spiritual levels of development of a human’s personal existence has been studied. Results. The analysis carried out allows us to assert that personality is a spiritual monad, and creativity is an attribute of personality. Based on this, a definition of the concept of “creative personality” is given. Research implication. The significance of the article lies in the author’s approach to the analysis of the characteristic features of such phenomena as levels of personal existence, personality, creativity and creative personality.

Текст научной работы на тему ««ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ»

УДК 373.31

DOI: 10.18384/2949-5148-2024-2-95-101

«ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Жаворонкова Г. А.

Государственный университет просвещения

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Статья посвящена анализу понятия «творческая личность», выявлению его сущности и основных особенностей.

Процедура и методы. Рассмотрены архетипы человека как закодированные в его психике коллективные символы мыслеформы, которые становятся фундаментом его духовности; даётся анализ понятия «творческий потенциал личности» как соотношения диалектической пары возможности и действительности; исследована сущность эмпирического, рефлексивного и духовного уровней развития личностного бытия человека.

Результаты. Проведённый анализ позволяет утверждать, что личность - это духовная монада, а творчество - это атрибут личности. На основании этого даётся определение понятия «творческая личность».

Теоретическая и/или практическая значимость. Значимость статьи заключается в авторском подходе к анализу характерных особенностей таких феноменов, как уровни личностного бытия, личность, творчество и творческая личность.

Ключевые слова: архетип, творческая личность, творческий потенциал, творчество, трансценди-рование, уровни духовного развития

"CREATIVE PERSONALITY":

ESSENCE OF THE CONCEPT AND ITS FEATURES

G. Zhavoronkova

Federal State University of Education

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. To analyse the concept of "creative personality", identify its essence and main features. Methodology. The archetypes of a person are considered as collective symbols of thought forms encoded in his psyche, which become the foundation of his spirituality; an analysis of the concept of "personal creative potential" is given as a correlation between the dialectical pair of possibility and reality; the essence of the empirical, reflexive and spiritual levels of development of a human's personal existence has been studied.

Results. The analysis carried out allows us to assert that personality is a spiritual monad, and creativity is an attribute of personality. Based on this, a definition of the concept of "creative personality" is given. Research implication. The significance of the article lies in the author's approach to the analysis of the characteristic features of such phenomena as levels of personal existence, personality, creativity and creative personality.

Keywords: archetype, creative personality, creative potential, creativity, transcendence, levels of spiritual development

© CC BY Жаворонкова Г . А 2024.

2024 / № 2

Введение

Для понимания феномена «творческая личность» необходимо обратиться к трактовке сущности понятий «архетип человечества» и «творческий потенциал личности»

Ещё Платон утверждал, что врождённо человеку заданы идеальные идеи (эйдосы), а К. Юнг, автор теории архетипов (в переводе «изначальный образ»), рассматривал их как опыт всех поколений, проявляющий себя как «всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличностным» [10, с . 253].

Архетип человечества един для всех людей, и механизм его развёртывания одинаков Архетип предстаёт в виде коллективной символики мыслеформ и образцов поведения, которые априорно закодированы в человеческом мозге и заложены в глубине его психики, становясь фундаментом его духовной сферы

Главной особенностью архетипов является их способность формировать символический мир. Человек как природное существо не смог пользоваться животными инстинктами и заменил их существованием в другой надприродной символической реальности . Таким образом, в процессе эволюции человек обрёл способность жить в символическом мире, который можно рассматривать как начало возможности существования человека в духовном над-природном мире

Отрыв человека от своего природного начала и обретения способности создавать над-природную символическую реальность характеризует открытие у человечества возможности подниматься на новый духовный уровень существования

Таким образом, в процессе эволюции человек обрёл способность удваивать реальность - существовать в природном и искусственном мире При этом искусственный мир проявляет себя в двух ипостасях -в культурной среде в ценностях, традициях и нормах и в творческой деятельности с выходом в духовную трансцендентную надреальность

Способность творить - потенциальная способность в природе человека

Можно утверждать, что потенциально в природу каждого человека заложена способность творить, поднимаясь в над-природный духовный мир. Но не каждый человек может подняться до этого состояния . Всё зависит от того, насколько развит индивид

Задатки творческих возможностей заложены в каждого представителя человеческого рода в виде потенции Чтобы эта возможность осуществилась в действительность, необходимо наличие объективных и субъективных предпосылок . Творческий потенциал содержит в себе предрасположенность к созиданию, которая закладывается в архетипе человечества и в генетике конкретного человека как механизм самореализации его природных ресурсов в процессе жизнедеятельности Творческий потенциал проявляет себя как специфическое качество человека видеть необычные нюансы в получаемой извне информации и использовать её для создания нового, ранее не существующего

Природные возможности человека - это его задатки, комбинация которых проявляется в способностях Если задатки - это генетическое начало, то способности зарождаются в процессе получения знаний, умений и навыков Если задатки - наследственны, то способности раскрываются в результате социально-культурного освоения мира

Творческий потенциал человека начинает проявляться как ответ на внутреннюю потребность Потребность проявляет себя как дискомфорт, нужда в чём-то, требующая приведение человеческого организма в стабильное комфортное состояние В этом случае потребность выступает как импульс его преодоления Потребность в творчестве проявляет себя в создании новых социально-культурных ценностей для других и в самореализации своих сущностных сил

Главной побудительной силой человека к самореализации является цель, кото-

2024 / № 2

рая видится как идеальный желаемый образ её реализации на основе ценностных ориентаций . С . С . Бубнова рассматривает ценностные ориентации как «устойчивые социально-обусловленные отношения человека к определённым материальным, духовным, общественным благам и идеалам, которые рассматриваются как цели и средства для удовлетворения потребностей человека в процессе его жизнедеятельности» [2, с. 8].

Если человеком рождаются, то личностью становятся. Уже Плотин выделял три уровня человеческого бытия: уровень бессознательного господства инстинктов, уровень рефлексивного сознательного бытия и духовный уровень [6]. Принимая во внимание рассуждения Плотина, можно выявить следующие три уровня индивидуального развития человека

Первый, низший уровень повседневного эмпирического существования, когда сознание человека занято удовлетворением телесных потребностей и чувственного существования. На этом витальном уровне человек бессознательно подчиняется внешним силам, копируя поведение других, а его активность проявляется как мастерство, которое является формой приспособления к окружающей среде

На этом уровне человек живёт чужой жизнью, как бы растворяется в других людях. Так, С . Л . Рубинштейн пишет: «...первейшее из первых условий жизни человека -это другой человек» [7, с. 262-263]

Второй уровень - рефлексивный . На этом уровне формируется способность взглянуть на свои действия как бы со стороны и оценить их как внешние явления Рассудочная деятельность ограничивает поведение, направляя его в определённое русло . Здесь начинает формироваться самосознание

Следующий, высший уровень развития -разумный или сознательный . Именно на этом уровне формируется личность как духовный феномен На этом духовном уровне личностного бытия человек не просто достигает поставленных целей, но и пытается её наиболее свободно и целена-

правленно реализовывать, совершенствуя свои возможности выхода за пределы реальности к возвышенным ценностям Если рассудочное мышление ориентировано на объективную активность, то духовно-ориентированное мышление ориентировано на постоянное свободное самосовершенствование и творческую активность с выходом за границы реальности На этом уровне личность существует как самостоятельная духовная субстанция, способная создавать трансцендентные образы и взаимодействовать с ценностно-смысловыми структурами

Таким образом, низший уровень, по словам В Н Волкова, - «уровень пред-личностного бытия», когда личность ещё не ведает о своих способностях, второй уровень - уровень личностного становления, когда личность ощущает себя только как самобытие, достигаемое в процессе совместной деятельности [3, с . 130]. Только высший уровень бытия - духовный, ибо основан на формировании способности к выходу за пределы реальности и самоопределению своего существования как в реальном, так и в ином мире символических структур и экзистенциальной среде, который являет собой субъективированное личностное бытие

Если человеку на уровне предличност-ного бытия духовное бытие закрыто, ибо он живёт по принципу «бытие определяет сознание», погружаясь в материальный опыт, то на уровне личностного становления человек живёт уже по принципу «идеальное сознание определяет материальное бытие» и сознание утверждает своё господство путём создания идеальных образов в реальном бытии, а на уровне духовного бытия личность обретает специфическую особенность - постоянно самосовершенствоваться и саморегулироваться, наделяя реальные явления новым ценностным смыслом

Поэтому личность как духовная субстанция обладает творческой уникальностью и способностью путём трансцендирования творить свой неповторимый «ценностный внутренний мир, осмысливая, бескорыстно

2024 / № 2

оценивая и чувственно переживая полученную информацию на основе общечеловеческих норм нравственности, и направлять свою деятельность на достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования» [5, с . 51-52].

Творческая деятельность -это диалектический процесс

Достигнуть духовного бытия могут многие люди, так как оно потенциально заложено их природой, но жить духовной жизнью могут только те, которые постоянно совершенствуют себя, создавая новое, неповторимое в процессе трансцендирова-ния Духовность нельзя заимствовать Она индивидуальна

Творчество - особая деятельность, а не просто её разновидность Оно больше, чем деятельность Творчество - проявляется как сущность человеческого рода и форма его существования, а также как специфическое качественное состояние деятельности Творчество - это набор задатков, наследуемых от природы, и качеств, сформированных в процессе жизни Оно принадлежность как к объективному (материальному), так и субъективному (духовному) миру Творчество - это способность к внутреннему и внешнему переживанию, к диалогу, т. е. к со-бытию с другими по-новому интерпретировать полученную информацию и в трансценденции преодолевать замкнутость и конечность своего существования

Так, С. Л. Франк писал, что тайна личности заключается в «способности возвышаться над собой, быть по ту сторону самой себя - по ту сторону всякого физического своего состояния и даже своей физической общей природы» [9, с . 407].

Человек всё время ощущает конечность своего существования, но устремлён к бесконечности Открываясь другим людям в общении с ними, человек преодолевает свою замкнутость Но если природное тело смертно, то сознание человека относится к нематериальному, но внутреннему его миру Способностью к транс-

цендированию обладает только сознание, которое воспринимается как «собственно Я» . Трансценденция - это вне-бытие, которое никогда не будет реальным миром, это духовное проявление Я, где личность, выходя за пределы реальности, как бы достраивает себя в диалоге с Другим или с Универсумом, дополняя своё несовершенство уникальностью и ценностью Другого для себя

Г. С. Батищев утверждал: «Нет на свете более творческого дела, нежели межсубъективное общение . И нет более общительного процесса, нежели собственно творчество Творчество по самой сути своей коммуникативно» [1, с. 436].

В процессе трансцендирования личность расширяет свои границы другой реальностью внутри своей реальности, ощущая таким образом свою бесконечность Изменяя себя в процессе достраивания творческая личность начинает перерабатывать полученную информацию, запуская механизм творческого процесса

Творчество - это преобразовательно-культурная деятельность человека, который поднялся на духовный уровень личностного бытия, представляющий собой выход на процессы глобальной эволюции Творческая деятельность проявляется в двух ипостасях: новое ценностно значимое для личности (субъективно значимое), и неповторимое уникальное для других (социокультурно значимое)

Для личности (духовного человека) творчество является атрибутом её бытия, способом её существования, это осознанная смыслонаправленная активная жизнедеятельность

Основные характеристики творчества -это новизна и ценность Новизна проявляет себя как неизвестный алгоритм решения проблемы, а ценность - и как внутренняя удовлетворённость результатом свободного поиска этого решения, и как новый шаг социокультурного развития, то есть как удовлетворённая потребность и гармонизация внутреннего и внешнего

Но не любое новое - это благо для человека, а только то, что утверждает общече-

¡$$N2949-5121 ^

ловеческие ценности или выявляет новые приёмы и способы достижения поставленных целей

Творческая деятельность проявляется в двух основных видах - информационном и действенном Информационный вид творческой деятельности основан на обработке (распредмеченности) поступающих идей и информации в авторском ракурсе, которая приводит к выявлению её личностного смысла Второй её вид - это результат достижения цели путём материализации («опредмечивания») преобразованного объекта новым качеством

Для творца существовать - это значит, по словам Э . Мунье, «развёртывать себя вовне» [4]. Творческая личность существует, находясь в постоянном становлении, и её внутренний мир в своей потенции неисчерпаем

Таким образом, творческая деятельность - это диалектический процесс, когда замысел творца, который родился в его сознании при обработке поступающей информации, преобразовался в реальное творческое действо - рождение нового качественного преобразования объекта Другими словами, диалектическая пара -«распредмечивание» и «опредмечивание» прошли полный цикл преобразования

Духовность как особая форма личностного бытия

Она основана на постоянном стремлении к самоизменению Духовность как форма бытия личности имеет свою природу и сущность Её природа идеальна (т к обладает способностью к трансценденции, выходя за пределы своего реального существования, и творить трансценденцию путём перехода от трансцендентного бытия к самобытию) и диалектична, (проходит цикл от реального бытия к трансцендентному и от трансцендентного бытия - к самобытию) Эти переживания являют собой идеализированные чувства При этом сущность человеческой духовности выражается в экзистенции как ценностном вну-триличностном переживании [8]

^ 2024 / № 2

Таким образом, природа духовности творческой личности отражается в транс-ценденции, которая начинает формироваться в архетипе человечества в формах сопричастности к общечеловеческим ценностям и ответственности за всё живое в мироздании Духовные ценности - это закодированные архетипические символы, которые призваны хранить идеал человеческого в человеке

Особенность личности, которая поднялась на духовный уровень развития - сознательный выбор подчинения должному и ценному для человечества Духовные ценности - то смысложизненные установки на выживание и прогресс мировой цивилизации

Человечество - часть саморазвивающейся суперсистемы Универсума, которая развивается по законам самоорганизации, которые направленны на сохранение своего устойчивого состояния) . Главным из них является закон оптимальной целесообразности, который в условиях человеческого сообщества проявляет себя в виде нравственных законов его жизнедеятельности и норм нравственности Нравственные норма основаны на: признании за другими людьми таких же прав, какими обладает Я, бескорыстии, требовании непринуждения других, сопричастности, взаимопомощи

Нравственные нормы являются законам развития Универсума, заложенными в архетипе человечества в виде общечеловеческих ценностей: Истины, Добра и Красоты .

Нравственность проявляет себя как закона оптимальной целесообразности развития Универсума, потому что она упорядочивает общественное бытие и направляет развитие социального организма в сторону его одухотворения Пренебрежение нравственными законами проявляется в психических нарушениях и здоровье людей, а проявление духовного выражается в чувстве любви

Высшее проявление духовного осуществляется в чувстве любви Человек в своём архетипе - это целостное существо, но в реальном мире он представитель одного пола, т е , по В Соловьёву, он - это «пол-

Современные философские исследования

человека» Однако в нём заложено стремление к целостности своего существования, которая обретается только в любви, где Я существует как Я и как Другой Я Бескорыстно отдавая себя Другому как части своего Я, человек обретает свою целостность В любви, чем больше ты отдаёшь Другому, тем больше получаешь сам Поэтому этот принцип любви становится принципом личного духовного самосовершенствования и одновременно совершенствования Универсума

Заключение

Таким образом, «творческая личность» - это человек, который в своём развитии поднялся на духовный уровень бытия, где обрёл способность в процессе трансцендирования выходить за пределы своего реального бытия, создавая новые общезначимые ценности

Статья поступила в редакцию 06.04.2024.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб . : Русский христианский гуманитарный институт, 1997. 463 с.

2 . Бубнова С. С. Системообразующие факторы индивидуальности - ценностные ориентации лич-

ности и ПВК объекта деятельности. Чебоксары: Новое время, 2015. 74 с.

3 . Волков В. Н . Онтология личности. Иваново: Ивановский государственный университет, 2001.

378 с .

4. Мунье Э . Манифест персонализма / пер . И. С. Вдовиной, В . М. Володина. М. : Республика, 1999. 559 с

5 . Некрасова Н . А . , Некрасов С. И . Духовность: сущность и проявление. М. : Полиграф сервис, 2014. 139 с

6. Плотин Пятая Эннеада / пер. Т. Г. Сидаша. СПб . : Квадривиум, 2019. 393 с.

7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб . : Питер, 2017. 287 с.

8 . Тригубенко Ф . А. , Некрасов С. И . , Некрасова Н. А. К вопросу о сущности сознания и его струк-

туры // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2017. № 3 (252). Вып 39 С 153-157

9 . Франк С. Л . Душа человека . М. : ARCHIVE PUBLICA, 2020. 261 с .

10 . Юнг К. Аналитическая психология / пер . А. А. Чечиной. M. : АСТ, 2020. 368 с.

REFERENCES

1. Batishchev G . S . Vvedenie v dialektiku tvorchestva [Introduction to the Dialectics of Creativity]. St. Petersburg, Russian Christian Humanitarian Institute Publ. , 1997. 463 p.

2 . Bubnova S . S . Sistemoobrazuyushchie faktory individual'nosti - cennostnye orientacii lichnosti i PVK

ob'ekta deyatel'nosti [System-Forming Factors of Individuality - Value Orientations of the Individual and the Internal Values of the Object of Activity]. Cheboksary, Novoe vremya Publ. , 2015. 74 p .

3 . Volkov V. N . Ontologiya lichnosti [Ontology of Personality]. Ivanovo, Ivanovo State University Publ. ,

2001. 378 p.

4. Mounier E . Manifeste au service du personnalisme (Rus . ed. : Vdovina I . S . , Volodin V. M . , transls . Manifestpersonalizma. Moscow, Respublika Publ. , 1999. 559 p. ).

5 . Nekrasova N . A . , Nekrasov S . I . Duhovnost': sushchnost' i proyavlenie [Spirituality: Essence and

Manifestation]. Moscow, Poligraf servis Publ. , 2014. 139 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 . Plotinus. The Enneads V (Rus. ed. : Sidash T. G . , transl. Pyataya Enneada. St. Petersburg, Kvadrivium

Publ. , 2019. 393 p.).

7. Rubinshtejn S . L. Bytie i soznanie [Being and Consciousness]. St. Petersburg, Piter Publ. , 2017. 287 p.

8 . Trigubenko F. A . , Nekrasov S . I . , Nekrasova N . A . [To a Question about the Nature of Consciousness

and Its Structure]. In: Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Belgorod State University Scientific Bulletin], 2017, no . 3 (252), iss. 39, pp. 153-157

9 . Frank S . L. Dusha cheloveka [The Human Soul], Moscow, ARCHIVE PUBLICA Publ. , 2020. 261 p .

10 . Jung C. Zwei Schriften uber analytische Psychologie (Rus . ed. : Chechina A . A . , transl. Analiticheskaya

psihologiya. Moscow, AST Publ. , 2020. 368 p.

V4100y

ISSN 2949-5121

Современные философские исследования

2024 / № 2

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Жаворонкова Галина Анатольевна - аспирант кафедры философии государственного университета просвещения;

e-mail: zhavoronkova. 1974@inbox. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina A. Zhavoronkova - Postgraduate Student, Department of Philosophy, Federal State University of Education;

e-mail: zhavoronkova. 1974@inbox. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Жаворонкова Г. А . «Творческая личность»: сущность понятия и характеристики // Современные философские исследования. 2024. № 2 . С. 95-101. БОТ: 10.18384/2949-5148-2024-2-95-101

FOR CITATION

Zhavoronkova G. A. "Creative Personality": Essence of the Concept and Its Features. In: Contemporary Philosophical Research, 2024, no . 2, pp . 95-101. DOI: 10.18384/2949-5148-2024-2-95-101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.