Научная статья на тему 'Творческая индивидуальность в структуре личности современного педагога'

Творческая индивидуальность в структуре личности современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6602
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова В. И.

В статье проводится теоретический анализ понятия «творческая индивидуальность». Раскрываются её признаки, сущностные черты, компоненты, этапы становления, подходы к данному понятию. Определяется актуальность формирования и развития у педагога творческой индивидуальности в связи с модернизацией образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article makes the theoretical analysis of such notion as creative individuality, uncovers its essential features and components and the stages of its development

Текст научной работы на тему «Творческая индивидуальность в структуре личности современного педагога»

УДК 378

В.И. Колесникова

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2», г. Минеральные Воды, Ставропольский край

Формирование творческой индивидуальности педагога является сегодня одной из актуальных проблем, определяющих качественное отличие современной школы в связи с модернизацией российского образования.

В философской, психологической, педагогической науке возрождается и обогащается словосочетание «творческая индивидуальность». Это вызвано необходимостью подчеркнуть не только наличие индивидуальности как качества, уровня развития личности, но и тот факт, что индивидуальность выражается в творческой активности созданных продуктов творчества. В.А. Сластёнин отмечает, что «творчество невозможно без осознания педагогом собственной творческой индивидуальности. Толь -ко в этом осознании можно добиться единства педагогического приема и личностных качеств учителя, когда педагогическое воздействие будет «вырастать из личности педагога» [1, с. 294].

Проблема «творческой индивидуальности» и «творческой индивидуальности педагога» нова. Отметим, что до середины 1960-х гг. творческая индивидуальность в отечественной науке изучалась на уровне прикладной модификации творческой деятельности (новаторство, изобретательство) и различных аспектов искусствоведения. В 1960-х -1980-х гг. педагогами-новаторами и учеными (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Гончарова В.И. Загвязин-ский, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, Ю.Л. Львова, М.М. Поташник, В.А. Сухомлинский, В.Е. Храпов,

В.Ф. Шаталов и др.) были названы компоненты творческой индивидуальности педагога: непо-

вторимость, целенаправленность, целеустремленность, профессиональная компетентность и образованность, педагогический такт, интуиция, импровизация, инициативность, эмоциональность, увлеченность и самобытность, методический артистизм, профессионализм и талант, свобода в выборе методов, форм и средств обучения, авторитет, единство интеллектуальной, нравственной, эстетической, эмоциональной культуры. Выделены условия становления творческой индивидуальности педагога: владение нестандартным педагогическим мышлением, активной жизненной позицией; свобода реализации собственного потенциала; сформирован-ность профессионально значимых качеств; способность рефлексировать результаты педагогической

деятельности, профессиональных умений; умение преобразовывать действительность; способность находить оригинальные подходы и средства к принимаемым решениям; сформированность педагогической, эмоциональной культуры.

В.А. Кан-Калик, анализируя гуманистические традиции педагогов, их результаты в творческом процессе, творческую индивидуальность увязывает с формированием педагогического идеала в сознании учителя. Им выделены черты креативности: осознание собственной творческой индивидуальности и особенностей психофизической природы; умение управлять своим психофизическим состоянием; умение создать необходимый эмоциональный настрой; умение выразительно говорить; владение мимикой, пантомимой; умение организовать продуктивное педагогическое общение и первичный контакт с воспитанниками; общительность как профессионально-личностное свойство; умение управлять общением в педагогическом процессе; способность к оперативной педагогической импровизации в творчестве; способность принимать и воплощать творческие решения как интегральные свойства [2, с. 136].

Н.Ф. Вишнякова считает творческую индивидуальность высшей характеристикой педагогического творчества, личностной характеристикой, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу, творческие способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу, информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, жажда познания [3, с. 37-38]. Исследователь утверждает, что основные функции реализации творческой индивидуальности личности осуществляются в: обогащении человеческой культуры, определяющейся критерием общественной значимости; совершенствовании окружающего мира; преобразовании психолого-педагогического процесса и личности; разрешении противоречий по критериям целесообразности; нахождении новых технологий и оригинальных технологических процессов, определяющихся по критериям продуктивности и значимости; реализации эмоциональной культуры, эмпатии и идентификации; развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, интуи-

ции и воображения; саморазвитии на основе самоопределения свободы, самовыражения личности, формирования креативности и индивидуального стиля профессиональной деятельности, определяющихся по критериям перспективности; реализации способности кодирования системы знаний и нахождении новых продуктивных и значимых технологий их передачи, что проявляется в профессиональной гениальности и таланте [3, с. 38].

Сущностно новым в развитии творческой индивидуальности является креативная направленность обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностной ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Креативность выступает условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации. Она выражается восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем.

Творческая индивидуальность, выступающая предметом креативной акмеологии, рассматривается Н.Ф. Вишняковой как высшая характеристика профессионального творчества. Она является интегральной креативно-личностной категорией, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу, интеллектуальные способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу, информационный голод, чувство новизны, умение видеть необычное в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Рассматривая креативность как общую способность, суть ее следует свести к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам творчества. Креативность педагога - это еще и способность к реализации собственной индивидуальности, способность сделать свое существование творческим, т.е. таким, когда человек как личность и как профессионал способен предъявить нечто уникальное, неповторимое с помощью социально выработанных средств и в социально приемлемых формах, с одной стороны, а с другой - в таких, которые удовлетворяют самого человека.

Таким образом, формирование творческой индивидуальности следует рассматривать как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности, а с другой - формированием у нее опыта творчества.

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что главным фактором в творческом процессе учителя

является осознание и решение множества учебновоспитательных задач, при решении которых педагогом вырабатываются и воплощаются в сотворчестве с детьми оптимальные, нестандартизиро-ванные педагогические решения. Это возможно лишь тогда, когда у учителя сформирован стиль педагогического творчества.

А.К. Маркова к системообразующим качествам творческой индивидуальности учителя относит следующие: легкость ассоциирования (способность к быстрому переключению мысли); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний» [4, с. 48].

М.В. Прояров (1995) рассматривает творческую индивидуальность учителя как сложное структурное образование с природной основой индивидуально-типологических особенностей нервной системы, устойчивой совокупностью личностных характеристик, характером самой творческой педагогической деятельности, проявляющейся в ее результативности [5, с. 32].

С.А. Гильманов выделяет признаки творческой индивидуальности, которые сводятся к следующему: высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональной деятельности; интерес к людям; проявление высоких нравственных качеств; общение с учениками - личностно значимая ценность; широта увлечений; высокий уровень эмпатии; профессиональная интуиция; способность предчувствовать; воля и целеустремленность; стремление к постоянному достижению цели [6, с. 199-200]. Автор выделил важнейшие сущностные черты творческой индивидуальности, которые сводятся к следующему:

1) сущность индивидуальности не сводится к индивидуальным особенностям: это высшая стадия развития личности, основными характеристиками которой являются «самость» и целостность, обусловливающие активность и способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы, установки, ценности; различные индивидуальные свойства (темперамент, характер, способности, интеллектуальные, эмоциональные и др.) - лишь механизмы, через которые реализуется индивидуальность;

2) творческая индивидуальность - характеристика творческой личности, обладающей творческими направленностью, мотивацией, способностями, мышлением, волевыми качествами, где центральными, стержневыми являются мотивы и способности, обусловливающие внутреннюю активность и результативность; эта характеристика заключается в неповторимости, своеобразии, уникальности,

единичности, необычности, яркости, оригинальности, проявляющихся в поведении, деятельности и ее результатах, продуктах творчества;

3) со стороны внутреннего содержания творческая индивидуальность характеризуется «самостью» (самосознание, самобытность, самодеятельность, самоактуализация, самопонимание, самоопределение, са-мосовершенстование), целостностью, своеобразным внутренним миром; с внешней стороны творческая индивидуальность выражается как оригинальность, непохожесть, необычность [6, с. 199-200].

Ценностным в исследованиях С. А. Гильманова являются выделенные условия, способствующие росту творческой индивидуальности: стимулирование осмысления процесса собственной индивидуализации; создание ситуаций, в которых «востребованы» не только профессиональные умения, но и качества творческой индивидуальности; актуализация основного педагогического отношения учитель - ученик в противовес технологизации, стереотипной деятельности учителя; создание общего фона для проявления творчества; организация видов педагогической деятельности, позволяющих не только обеспечивать социализацию педагога, но и его индивидуализацию [6, с. 203].

Наиболее важными являются выделенные

С.А. Гильмановым свойства личности, свидетельствующие о наличии творческой индивидуальности педагога:

1) сильное «Я» (сущность индивидуальности), описываемое как «самость» личности и непосредственно связанная с ней целостность, раскрываемые через наличие ценностей, убеждений, идей, которые личность выработала самостоятельно, составляющих стержень личности, ее отдельность и отделенность, качественную определенность и основу самостроительства (самодостаточность); наличие воли как качества, представляющего целостного субъекта как в жизнедеятельности в целом, так и по отношению к себе и обеспечивающего жизненное творчество и самотворчество, самоактуализацию и самореализацию; целеустремленность в реализации своих идей и достижении желаемых результатов; наличие свободы и ответственности как выражение истинной воли, показатель автономности личности, ее готовность отвечать за свои действия перед собой; духовность как «строй», состояние внутреннего мира, способность обосновывать все проявления активности этическими и эстетическими характеристиками, переживать возвышенные чувства, вдохновение, наполняемость жизненных планов, зафиксированных в ценностях, характеристиками добра, милосердия;

2) позитивная «Я-концепция» (основной фактор существования индивидуальности) как самосознание, раскрываемое через: «Я-образ» - «самопони-

мание»: знание (и ощущение) своей уникальности и неповторимости, выделяющее человека среди других, вера в собственные силы; «Я-отношение», существующее как в общем приятии или неприятии себя, так и дифференцированных отношениях: самоуважение, самоинтерес, самосимпатия и др.;

3) активное отношение (основное условие существования индивидуальности) к миру и деятельности, раскрывающееся как: широта интересов при общем отношении к миру; чувство причастности ко всем явлениям и событиям мира, культуры, близких ситуаций, характеризуемое как богатство связей человека; высокий уровень творческой мотивации, выражающейся в постоянном стремлении к совершенствованию окружающей действительности, нахождению более эффективных способов ее изменения, совершенствования; самоопределение как определение той части действительности и вида деятельности, в котором человек волен, способен, должен и свободен проявлять активность и реализовать свое «Я» в соответствии с «Я-концепцией»; уровень и целостность целеполагания в деятельности (наличие духовных компонентов в обосновании решений; масштабность задач, которые ставит перед собой личность; наличие внутренней логики и структурированности целей [7, с. 53-54].

Н.М. Борисенко (1998), рассматривая психоло-го-педагогические основы развития творческой индивидуальности, определяет ее как неповторимый самобытный способ бытия человека, предполагающий качественное преобразование жизни, наполняющий своим потенциалом личность [8, с. 58]. Так же, как и В.И. Горовая, исследователь понимает творческую индивидуальность как интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств.

Данное образование возникает и развивается лишь во взаимодействии субъекта со специфическими творческими формами человеческой деятельности. Кроме того, творческая индивидуальность педагога проявляется в неповторимом, самобытном способе осуществления педагогической деятельности, предполагающей качественное преобразование личности педагога, развитие его творческого потенциала.

Ж.В. Ваганова (1998) считает, что «творческая индивидуальность - характеристика личности, обладающей творческими направленностью, мотивацией, способностями, волевыми качествами, где центральными, стержневыми являются мотивы и способности, обусловливающие внутреннюю активность и результативность» [9, с. 17].

Мы считаем, что данная характеристика творческого педагога заключается в неповторимости,

своеобразии, уникальности, необычности, оригинальности, проявляющихся в поведении, деятельности и ее результатах. Исследователь также утверждает, что «творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления)» [9, с. 19].

В.В. Грачев (1998) рассматривает творческую индивидуальность педагога через формы творческой активности и выделяет следующие формы:

1) творческая деятельность, когда присутствует факт отличия исходных условий и полученных результатов, которые достигнуты или благодаря применению новых ранее неизведанных путей, или новой эффективной связи имеющихся и ранее неизвестных материальных либо духовных объектов. Указывает, что деятельность связана с творчеством двояким образом: с одной стороны, она является формой актуализации творческого потенциала, с другой - качество ее осуществления становится целью его развития;

2) главнейшей отличительной чертой данной формы творческой активности является ее неподчинение сознанию, следовательно, она связана не с деятельностью, а с поведением, поэтому назовем ее творческим поведением;

3) творческое самовыражение, которое осуществляет синтез творческой деятельности и творческого поведения, характеризует интеграцию процессуального и сущностного аспектов творческого процесса, их неразрывное единство здесь реализуется через динамические и отношенческие стороны творческого потенциала [10, с. 34-36].

Мы считаем, что в творческой активности тем самым выражаются и анализируются разноуровневые структурные компоненты творческой индивидуальности педагога.

И.Н. Ларченко (1998) понимает творческую индивидуальность как характеристику определенной личности, которая проявляется только в социально значимой деятельности, реализующей свой внутренний потенциал. Исследователь полагает, что творческая индивидуальность педагога проявляется в творческой педагогической деятельности и реализуется через непосредственное соотношение индивидуальностей учителя и ученика в виде технологий, содержание образования, стиль творчества и пр. [11, с. 19].

Мы полагаем, что творческую индивидуальность учителя можно рассматривать с двух сторон: с внутренней стороны - как степень развитости личности, ее уникальность; с внешней стороны -как оригинальность и непохожесть проявления

творческой индивидуальности педагога в получении конкретных результатов творчества (программ, оригинальных методик, авторских технологий и др.), а также в определенном поведении, отношении как проявлении внутреннего содержания творческой индивидуальности.

М.Н. Тулякова (1998) рассматривает творческую индивидуальность с позиции неповторимости и уникальности личности творца и способности ее к созданию новых материальных и духовных ценностей, идей в конкретных психолого-педагогичес-ких процессах. Автор указывает, что творческий индивидуальный профиль личности проявляется в креативности: изобретательности, оригинальности, нестереотипности, находчивости, творческом воображении, продуктивном мышлении, ассоциативном восприятии, интуиции, эмпатии, культуре чувств и вдохновении; интегративно-личностных особенностях: психолого-педагогическом таланте, одаренности, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, самокритичности, сообразительности, коммуникативных способностях, импровизационно-вариативных творческих особенностях, динамизме личности [12].

Исследователь указывает, что творческая индивидуальность проявляется как высшая характеристика профессионального творчества.

Е.В. Бондаревская предполагает, что «творческая индивидуальность педагога» тесно связана с педагогической культурой, которая может оказать влияние на поведение учителя. Определяя компоненты педагогической культуры - психолого-педа-гогическая компетентность, педагогическая позиция, культура поведения, признают вариативный характер содержания таких компонентов, как опыт творческой деятельности, владение специальными знаниями и технологиями, которые различаются по степени осознанности, активности, личного творческого участия в учебно-воспитательной деятельности [13].

Р.У Богданова (2000) рассматривает содержание понятия «творческая индивидуальность» с точки зрения антропологического подхода, сопряженного с образом человека в понимании философов-антро-пологов. В определении сущности данной педагогической категории использует два подхода: традиционный, основанный на «теории чувств», и второй, основанный на целостном восприятии и развитии человека в культуре. Применяя традиционный подход, автор выделяет ведущие свойства творческой индивидуальности: «интеллектуальность, философское отношение к действительности, способность творить, независимость суждений и поведения, эмоциональная экспрессивность, гуманно-созидаю-щее влияние на окружающих, самостроительство и самосовершенствование» [14]. Выделяя данные

качества, автор утверждает, что приведенный список качеств творческой личности, с одной стороны, неполный и противоречивый, с другой - выделенные качества представляют самые разные стороны и уровни личности, с третьей - творческие личности не похожи, и поэтому их черты - проявления не могут отразить целостность человека.

О.С. Булатова (2001) рассматривает творческую индивидуальность как «особое качество, уровень развития личности в целом, поэтому дать ее однозначное определение невозможно: ее сущность в самобытности и цельности всей личности (внутренняя сторона), в оригинальности, ярком своеобразии и масштабности всех проявлений личности и деятельности учителя (внешняя сторона), выражающихся в автономности постановки жизненных и педагогических целей и задач, самостоятельности действий, в непрекращающемся поиске смысла жизни и деятельности и в готовности до конца отстаивать найденные, выстраданные идеалы и жизненные ценности» [15, с. 15]. Творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления).

Таким образом, исследователь рассматривает творческую индивидуальность как с «внутренней», так и с «внешней» стороны. В первом случае проявляются такие особенности личности, как отношение к педагогической деятельности как к призванию, потребность и способность в самореализации, образно-эмоциональный характер решений, изящество мысли, свежесть чувств, уверенность в себе, чувство меры и др. Во втором - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность и др.

Ценным в исследовании О.В. Чаплыгиной (2003) является выделение компонентов, составляющих структуру творческой индивидуальности: «интеллектуально-творческая инициатива - сверхнормативная активность; интеллектуальные способности; оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность решения; способность к варьированию знаниями, профессиональным и социальным опытом (поиск альтернатив); открытость, проявление восприимчивости и понимания к другим взглядам, уровню познания и глубины суждения; самобытность способов самоусовершенствования; стремление к разносторонней осведомленности» [16, с. 38].

Н.Д. Куланина (2003) под творческой индивидуальностью понимает интегрированное качество личности, позволяющее ей выступать самостоя-

тельным субъектом творческой деятельности, в процессе развития которой формируются специфические особенности, определяющие ее структуру: мотивация к творческой деятельности; креативность, оригинальность мышления, компетентность в определенной области знаний, в операционной деятельности, оптимизм, самоконтроль в сложных ситуациях, нестандартный подход в решении проблем; сензитивность, толерантность к различным культурам, способность к гармонирующему общению; особенность темперамента, характера [17, с. 35].

Н.А. Антонова (2005), раскрывая творческую индивидуальность педагога с позиции творческой деятельности, развития ее творческого потенциала, рассматривает данную педагогическую категорию как «системное, интегративное, личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных и профессионально-ценностных качеств» [18]. Исследователь выделяет структурные компоненты творческой индивидуальности педагога: направленность, компетентность, индивидуально-психологические свойства и способности. Особое место отводит главным чертам ее характера, разделив их по группам: «в отношении профессиональной деятельности - инициативность, способность к риску, предприимчивость, самостоятельность, организованность, деловитость, работоспособность или трудоспособность; в отношении к другим людям -гуманность, общительность, отзывчивость, чуткость, доброта, внимательность, тактичность и др.; в отношении к самому себе - самообладание, чувство собственного достоинства, скромность, самокритичность, стремление к саморазвитию, самосовершенствование; в отношении к продуктам деятельности - аккуратность, добросовестность, щедрость, бережливость и др.» [18, с. 60].

К.М. Гончарова (2006) выделяет ряд основных свойств личности, которые свидетельствуют о наличии творческой индивидуальности: самобытность и самодостаточность личности; позитивная «Я-концепция»; преобразующее отношение к действительности, проявление продуктивной активности сознания, которое не только отражает объективный мир, но и в значительной мире творит его [19, с. 26-28].

Стать творческой индивидуальностью - значит создать устойчивое представление и принять себя и других, осознав не только свое сходство, но индивидуально-психологическое отличие своей личности от других, ее уникальность в их среде, отстоять свое право на творческое самовыражение в творчестве и поведении, найти адекватные средства самовыражения и овладеть ими.

В широком понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обла-

дает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими черты характера и выражающимися в автономности, активности, своеобразии и оригинальности всех проявлений личности, в творческой направленности, в ее готовности до конца отстаивать свои убеждения и ценности.

Творческая индивидуальность человека - это качественная характеристика бесконечно развивающегося в своей социально-экзистенциальной самобытности и целостности человека, которая проявляется в освоении и построении им опыта созидательной жизни, созидании многообразного мира (природы, культуры, другого, самого себя) как способа возвышения своей человеческой сущности, как основы авторского построения своей жизнедеятельности.

Ядром творческой индивидуальности педагога является продуктивное самосознание, подразумевающее: осознание неповторимости личности при сравнении себя с другими; совокупность творческих проявлений и представлений о себе; целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальных творческих особенностей; динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становления ее как творца; самоутверждение личности и осознание собственной компетентности; самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах. В педагогике творческая индивидуальность учителя характеризуется как динамическое явление, сложная открытая система, жизненная программа личности. Современный творческий учитель не просто реализует себя, смысл своей жизни, совершая выбор между репродуктивным способом педагогической деятельности и творчеством, он качественно преобразует себя, снимает свои психологические барьеры, переосмысливает свои профессиональные ожидания, ищет возможности для развития профессионально значимых качеств, вырабатывает свою педагогическую концепцию. В целом для творческой деятельности учителя характерны, во-первых, инновационная направленность, во-вторых, направленность на развитие себя как индивидуальности в процессе творческой деятельности. Творческий учитель осознает, что без самосовершенствования, саморазвития индивидуальности невозможны рост, достижения в профессиональной деятельности. Поэтому овладение новейшими технологиями, разработка собственных технологий как ценностные ориентации немыслимы без развития профессионально важных качеств как целей жизнетворчества.

Именно эти две направленности можно рассматривать как важнейшие критерии творческой индивидуальности педагога.

Творческая индивидуальность обозначает неповторимое своеобразие отдельного учителя, совокупность только ему присущих особенностей. Учитель в этой связи предстает как целостная система в многообразии мыслей, чувств, проявлений воли, мотивов, желаний, потребностей, привычек, интересов, склонностей, интеллекта и т.д. Этот набор требует конкретного сочетания перечисленного, что, собственно, и образует уникальную структуру индивида.

Творческая индивидуальность педагога характеризуется тем, что в силу индивидуальных особенностей его развития (научного склада мышления, творческого отношения к делу, стремления к самореализации и др.) профессиональная деятельность такого педагога отличается от работы его коллег поисками новых оригинальных подходов и средств. Для индивидуального творческого стиля деятельности характерны высоко развитые общепедагогические и специальные знания, умения, навыки, а также максимальное развитие индивидуального потенциала (мотивационная готовность, рефлексия, мышление, способности). Устойчивой характеристикой творческой индивидуальности принято считать творческую самореализацию. Яркими представителями творческих индивидуальностей среди педагогов являются учителя-новаторы. Творческий аспект индивидуальности приобретает особое значение на современном этапе в связи с инновационными образовательными процессами, имеющими место в школах. Без формирования и развития этого аспекта будущий педагог не сможет полностью осмыслить сущность конкретных педагогических технологий, выработать свое отношение к ним и успешно их применить в случае выбора.

Развитие творческой индивидуальности педагога происходит в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей и социокультурной среды в процессе социализации и профессионализации. Под влиянием целей и условий творчества складывается творческий тип личности с характерными для него манерой творчества, общения и поведения, интересами, установками и традициями.

Процесс формирования творческой индивидуальности педагога совершается непрерывно, и любые изменения в процессе педагогического творчества могут влиять на ее развитие, совершенствование.

Поступила в редакцию 17.11.2006

Литература

1. Сластёнин В.А. Сластёнин. М.: Издательский дом МАГИСТ-ПРЕСС, 2000.

2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

3. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М., 1993.

5. Прояров М.В. Формирование творческой индивидуальности учителя в процессе коллективной педагогической деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1995.

6. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога // Народное образование. 1999. № 1.

7. Гильманов С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуализации педагога: Дисс. ... д-ра пед. наук. Казань, 1996.

8. Борисенко Н.М. Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога: Дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 1998.

9. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дисс. ... канд. пед. наук. Тюмень, 1998.

10. Грачев В.В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования: Дисс. ... канд. пед. наук. М.,

1998.

11. Ларченко И.Н. Условия и способы стимулирования творческой индивидуальности преподавателей в педагогическом колледже: Дисс. ... канд. пед. наук. Тюмень, 1998.

12. Тулякова М.Н. Педагогические условия профессионального самоопределения творческой личности: Дисс. ... канд. пед. наук. Сумы, 1998.

13. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3.

14. Богданова Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования: Дисс. ... д-ра. пед.

наук. СПб., 2000.

15. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высш. пед. зав. М., 2001.

16. Чаплыгина О.В. Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов: на примере изучения иностранных языков: Дисс. . канд. пед. наук. Курск, 2003.

17. Куланина Н.Д. Развитие творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003.

18. Антонова Н.А. Развитие творческой индивидуальности учителя в условиях повышения профессиональной квалификации: Дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.

19. Гончарова К.М. Стиль педагогической деятельности А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского: Дисс. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2006.

УДК 370. 112

О.Л. Осадчук

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ПЕДАГОГА

Омский государственный педагогический университет

Задачи повышения эффективности деятельности педагога в особых, усложненных условиях (полифункциональности, стрессогенности, инноваций и т.д.) обостряют проблему эффективного противостояния субъекта негативным факторам педагогического труда, развития способности педагога безошибочно, своевременно и безотказно осуществлять необходимые профессиональные функции - проблему его профессиональной надежности. Под профессиональной надежностью педагога нами понимается интегративное профессиональное качество, характеризующее способность педагога сохранять оптимальные параметры педагогического труда независимо от складывающихся условий.

Несмотря на общепризнанное представление о том, что изучение профессиональной надежности

человека следует проводить с позиций системного подхода, в настоящее время наиболее разработаны методы диагностики отдельных видов профессиональной надежности, по преимуществу надежности профессиональной деятельности [1-6] и функциональной надежности [7, 8]. Имеет место дефицит работ, описывающих методологические подходы к исследованию надежности личности субъекта профессионального труда.

Надежность трудно измерить, так как не существует прибора, который бы мог указать величину данного качества. Отсюда весьма распространенным является представление, что достаточно полно оценить такое свойство системы, как надежность, можно только с помощью совокупности ее показателей. Поэтому в качестве критериев исследовате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.