Научная статья на тему 'Творческая деятельность учащихся школ на уроках географии как веление времени'

Творческая деятельность учащихся школ на уроках географии как веление времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / ШКОЛА / ПРЕДМЕТ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / ТВОРЧЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усмонова Эркиной Исмоиловна

В статье раскрывается творческая деятельность учащихся общеобразовательных школ в процессе изучения географии. Показана роль данной учебной дисциплины в формировании гармонично развитого поколения, которое является условием стабильного развития нашего общества. Развитию творческих способностей учащихся общеобразовательных школ на уроках географии способствуют уроки-КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная, что даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая деятельность учащихся школ на уроках географии как веление времени»

Список литературы

1. Малева А.А. Общая методика преподавания информатики. Воронеж: ВГПУ, 2005. 271 с.

2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: ЛБЗ, 2000. 496 с.

3. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. М.: Высшая школа, 2004. 223 с.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Усмонова Э.И.

Усмонова Эркиной Исмоиловна - учитель географии, школа № 12, Ташкентский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается творческая деятельность учащихся общеобразовательных школ в процессе изучения географии. Показана роль данной учебной дисциплины в формировании гармонично развитого поколения, которое является условием стабильного развития нашего общества. Развитию творческих способностей учащихся общеобразовательных школ на уроках географии способствуют уроки-КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная, что даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки. Ключевые слова: ученик, учитель, школа, предмет, педагог, психолог, творчество, деятельность, развитие.

Изучение одного из важнейших учебных предметов школьной программы -географии является важным в становлении каждой личности. На сегодняшний день в обучении школьников данному учебному предмету одной из главных педагогических задач является развитие творческих способностей у учащихся, что влияет на:

* обеспечение значительного повышения качества учебно-воспитательного процесса;

* воспитание интереса к повышению знаний;

* постоянное обращение учеников к ранее усвоенным знаниям и его обогащение;

* формирование навыков самостоятельной работы у школьников;

* организацию систематического контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся [1].

Известно, что все способности ученика развиваются в процессе образования, поэтому необходимо чаще использовать активные методы обучения. Однако при применении тех или иных методов активизации педагогу необходимо учитывать уровень развития творческих способностей учащихся. Поскольку задачи, не соотнесённые с уровнем развития названных способностей учащегося, не могут сыграть положительную роль в обучении, так как они могут подорвать веру в свои силы и способности учащегося. Поэтому сложные познавательные задачи можно предъявлять ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Такой процесс занимает длительное время.

Кроме того, уже со школьных лет дети должны усвоить то, что творческая работа - это всегда поиск, догадка и воображение. Отрадно то, что ученики любят сам процесс творчества, который приносит им удовлетворение и радость.

Как показывает педагогическая практика, для учителя это наиболее сложная и труднореализуемая задача. Поскольку педагогу необходимо создать для каждого учащегося такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению проблем и это должно происходить в рамках учебной программы в соответствии с Государственным образовательным стандартом по изучению географии. В связи с этим учителю необходимо выбрать правильные методы и формы обучения, определить возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным и запоминающимся.

Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения, а именно:

• обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала;

• подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания;

• постоянно воплощать свои знания в жизнь.

Творческая активность учащихся выражается через различные виды деятельности:

* трудовую,

* познавательную,

* общественную [2].

В одних случаях активность может быть двигательной, физической, в других -интеллектуальной и духовной. Оптимальным для гармоничного развития школьника считается проявление всех форм активности. Это способствует всестороннему развитию личности. Так происходит развитие личности, которое выражается в проявлении его активности.

У школьников зафиксировано три уровня активности:

Репродуктивно-подражательная активность заключается в приобретении самостоятельного опыта действования, которое приходит не сразу, а через освоение опыта других. В теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребёнка заключён значительный научный потенциал для анализа глубокого и сложного вопроса о подражательной активности ученика. Ученый установил, что овладение всякой более сложной формой развития осуществляется школьником в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. Это и означает, что в сотрудничестве происходит овладение образами предметных действий и речевых форм, а также опытом других [3].

Более значимыми ресурсами обладает поисково-исполнительная активность. В этих условиях школьник выступает исполнителем, так как задачи перед ним ставит учитель.

Ученик начинает самостоятельно искать пути решения поставленной задачи, размышляет о характере содержания и об условиях деятельности, а также о своих возможностях по её реализации. В этой ситуации он переходит на уровень поисковой активности, которая знаменует собой более высокий уровень деятельности.

Уровень творческой активности является наиболее высоким. Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил ученика.

К показателям творческой активности относится: новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность, целесообразность и ценность.

Переход школьника на уровень творческой активности является свидетельством значительного повышения в общем развитии личности и его самоорганизации.

Творческая активность связана с мотивацией деятельности. По этим показателям активности можно проследить и развитие ученика. Для пробуждения и развития интереса к изучению географии учебная деятельность по данному предмету должна быть особым образом организована.

Доказано, что познавательная задача охотнее принимается школьниками, если предшествующей работе подготовлена соответствующая почва - создано

положительное отношение к учёбе, наблюдается взаимное доверие учителя и учащихся, имеется расположение ученика к учителю и его учебному предмету. Также коллективное решение задачи способствует активизации умственного поиска учащихся. При объяснении нового материала по географии необходимо построить урок так, чтобы ученик был задействован в процесс осмысления поставленной задачи. К примеру, в ходе объяснения новой темы можно школьникам задать вопросы: «Как вы думаете?», «Зачем?», «Почему?».

Ответы учащихся на заданные вопросы будут способствовать развитию у них познавательного интереса, который является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний. Интерес, который помогает ученику охватить различные явления и оказывается движущим мотивом не только для восприятия учебного предмета, но и для развития умственного мышления.

Труд, затраченный на развитие творческих способностей учеников, оправдывает себя во всех отношениях, поскольку он повышает качество знаний, продвигает ученика в общем развитии, помогает преодолевать трудность в овладении знаниями, вносит радость в его жизнь, способствует продолжению образования и самообразованию, в целом поднимает личность школьника на более высокую ступень.

На уроках географии можно использовать учебную модель: вызов-осмысление -размышление.

Стадия вызов. Приёмы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, определение целей изучения предстоящего материала.

На стадии осмысления можно применить методические приёмы:

* маркировка текста (галочкой помечается то, что известно ученикам, плюс -помечается то, что является для школьника интересным и неожиданным, вопросительный знак ставится, если у учащихся возникает желание узнать о чём-то подробнее);

* взаимный опрос (два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном материале).

На стадии размышление, приёмы которыми пользовались (вызов, осмысление) логически переходят в стадию размышления (что нового и важного ученики почерпнули из текста).

Творческая работа учащихся служит средством выполнения задания без непосредственного участия учителя, но по его заданию. Очень важной ступенью в процессе подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное упражнение. Например: ученики выполняют работу в своих тетрадях, но один ученик громко объясняет всё то, что он записывает в тетрадь. Весь класс тоже пишет. Если ученик замолкает, продолжает объяснение другой. Процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым. Так повышается темп творческой деятельности школьника.

При использовании творческих заданий следует уделять внимание личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтобы ученики проверили свой творческий потенциал и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность.

Основой учебного процесса в области изучения географии является содействие педагога в творческом становлении личности ученика.

Известная пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», которая очень правильно характеризует творческий подход в обучении.

Использование на уроках географии различных конкурсов, инсценировок и рисунков пробуждают творческую деятельность учащихся. Одним словом, чем больше педагог найдёт увлекательных моментов на уроке, тем выше эффективность обучения. Например:

домашнее задание можно усложнить, задав дополнительный вопрос: Какое море в древности называлось янтарным? Почему? Откуда берётся ветер? Это задание выполняется по желанию. Но на следующем уроке обязательно проверить, кто справился с данным на прошлом уроке заданием. Также предварительно за несколько уроков можно дать ученикам задание: рассказать о каком-либо географическом объекте. Класс делится на группы. Каждая группа представляет своё государство. Можно использовать фото, рисунки, сувениры и костюмы. За творчество исполнения ставится положительная оценка. По теме «Географические координаты» можно провести урок-путешествие. Даётся несколько координат, учащиеся делают остановки в этих пунктах, изучая особенности каждой местности.

Кроме того, развитию творческих способностей учащихся общеобразовательных школ на уроках географии способствуют уроки-КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная, что даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки.

Таким образом, развитие творческой деятельности учащихся общеобразовательных школ на уроках географии является велением времени.

Список литературы

1. Рузиева Н.З. Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в образовательных учреждениях Республики Узбекистан // Узлуксиз таълим. Ташкент, 2016. № 5. С. 60-64.

2. Яковлева Н.В. География: уроки с использованием информационных технологий. Волгоград, 2009.

3. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., стереотипное. Москва, 2008.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ Хошимбекова М.Э.

Хошимбекова Матлуба Элмуратовна - учитель географии, школа № 13, Зангиотинский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрываются вопросы, связанные с формированием творческой деятельности у учащихся в процессе изучения географии в образовательных учреждениях нашей республики. Отмечается, что творческая деятельность необходима в личностном образовании и подчеркивается многофункциональная роль учителя географии в данном процессе. Отражая характер профессиональной деятельности учителя географии, творческая деятельность выступает показателем овладения педагогом приемами и способами решения профессиональных задач в рамках научно-исследовательской, проектной, производственной, организационно-управленческой и педагогической деятельности. Ключевые слова: ученик, учитель, творчество, обучение, воспитание, учебный процесс, география.

Современная система географического образования базируется на принципах максимального развития личностного потенциала каждого ученика, выступая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.