Научная статья на тему 'Творческая деятельность при преподавании природоведения в 5 классе'

Творческая деятельность при преподавании природоведения в 5 классе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
243
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чащина Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются возможности развивающего обучения, ориентированного на управление учебным результатом через систему подобранных заданий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческая деятельность при преподавании природоведения в 5 классе»

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

(Звучит гимн Лего-фестиваля).

Ведущий -Давайте познакомимся с нашими командами Команда 3 «А» класса (слово команде)

Чебурашка - Мы начинаем наш первый конкурс ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!

(Команды по очереди представляют свои проекты)

Ведущий - Чтобы преступить к нашему следующему проекту вамнеобходимо вспсмнитьпроизведе-ние Э.Успенского «Школа клоунов».Наташа считала, что если, кого-либо стукнуть старинной книгой, то он поумнеет.Во сколько раз?

(Дети набирают ответ на вопрос на плато и показывают).

Чебурашка -А сейчас мы приглашаем капитанов! И предлагаем им ответить на наши очень непростые вопросы.И тоща мы точно сможем узнать насколько хорошо вы знакомы с произведениями Э.Успенского.

(Выходяткапитаны, они отвечаютна вопросы сигнальными карточками,выбирая првильный из предложенных ответ и показывая его жюри и залу).

Ведущий - Чебурашка жил где?

1.в дремучей тайге;

2.в густом тропическом лесу;

3.на побережье Черного моря.

(ОТВЕТЫ КАПИТАНОВ)

Чебурашка - Меня назвали Чебурашкой,потому что ...

1 .я люблю есть чебуреки;

2.я все время чебурахался со стула;

Ведущий- Чтобы утолить голод ,Чебурашка съел....

1. целых два апельсина;

2.пол-ящика апельсинов;

Чебурашка- Какое высказывание правильное...

1. Чтобы попасть в большой город, я купил билет на пароход?

2. или попал случайно в ящик с апельсинами, в котором заснул?

Ведущий - В магазине уцененных товаров Чебурашка,

что должен бьгл делать?

1. мыть витрину.

2.стоять в витрине и привлекать внимание похожих..

Чебурашка - Что стало с жильем Чебурашки?

2.старая собачья будка, похожая на маленький домик..

Ведущий - Какое высказывание верное?

1. Чебурашка сразу бросился звонить своим друзьям..

2. он никому не звонил, так как друзей у него пока не бьгло.

Чебурашка - Крокодил Гена работал где?..

1.в магазине..

Ведущий - Крокодил Гена работал кем?..

Чебурашка - Крокодилу гене было сколько?..

Ведущий - Дома после работы Крокодил Гена что делал?

1.смотрел телевизор и пил кофе..

2.читал газеты и курил трубку..

3.рисовал картины и пел песни... Чебурашка-В какую игру играл Крокодил Гена?..

1.крестики-нолики..

2.шахматы..

3.настольный футбол...

Ведущий - С кем играл Крокодио Гена?..

Чебурашка -Чтобы завести себе друзей Крокодил

1.пошел в клуб знакомств.

2.написал объявление.

3.написал письмо

- Кто первьгм пришел к Крокодилу

Чебурашка-Ой, ребята, я даже не ожидал, что вы все про нас знаете! Значит вы самые настоящие друзья!

Ведущий - Это здорово, правда, Чебурашка! А сейчас мы посмотрим как наши ребята знают другие произведения Э.Успенского.

Чебурашка - И следующее наше задание будет такое. Какой подарок, и герой какого произведения получал?

(ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ, ЖЮРИ ОЦЕНИВАЕТ)

Ведущий -Видишь, Чебурашка, как здорово у ребят все получается. А знаешь почему?

Чебурашка -Знаю! Потому, что они умные, красивые, веселые, сообразительные, творческие! Ну словом, необьткновенные!

Ведущий - Я с тобой полностью согласен. И хочу добавить еще ,на мой взгляд, очень важное- они очень дружные.

Ведь ты сам убедился, как важно иметь друзей.

Чебурашка - Иследующимнашимзаданиембудет возможность построить наш собственный ГОРОД Дружбы, Центра Образования 641!

(КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА ВСЕХ КОМАНД)

Чебурашка - Ой! Посмотри Дима, мы строили-строилии наконец построили! Ура, товарищи!

Ведущий - Да, Чебурашка! А помогла нам в этом -ДРУЖБА!

(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ О ДРУЖБЕ, ДЕГИ ПОЮТ,ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ).

ЗАКРБПИЕ ФЕСТИВАЛЯ, НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.

Ведущий Гене по

объявлению?..

1.Щенок..

2.Чебурашка

3.кукла Галя..

В статье рассматриваются возможности развивающего обучения, ориентированного на управление учебным ре*

Чащина Светлана Юрьевна,

Учитель Центра образования №641 имени Сергея Есенина г. Москва

Творческая деятельность при преподавании природоведения в 5 классе

Как сделать развивающее обучение эффективным через систему подобранных заданий?

Ключевые слова: развивающее обучение, творческая деятель* ностьучащихся, управление учебным результатом

При преподавании природоведения мне приходится иметь дело с учениками, которые в начальной школе занимались по программе развиваю щего обучения. Эти дети отличаются от своих свер стников свободой мышления, отсутствием боязни вьг сказывать свою точку зрения, высоким учебным по тенциалом. Дети готовы активно познавать мир, самих себя. Перед учителем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы желание детей учиться не ослабло.

Главная цель урока природоведения - развитие ребенка. Учителем создаются такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась и творческая деятельность, превращая ученика в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии. Ученик на уро-

ке - полноценный участник различных форм работы. Любая грань знаний, добытая на уроке, это результат собственной деятельности учащегося.

Уроки природоведения, благодаря богатому и интересному для детей среднего школьного возраста содержанию, пробуждают самостоятельно мысль и чувства ребенка, желание работать. Любой современный урок должен быть интересным. Не развлекательным, а интересным, творческим. А в этом не обойтись без проблемных задач, парадоксов, удивительных противоречий. Потому что сама ситуация необычного создает не только интерес, но и потребность разобраться, понять, почему дело обстоит именно так, а не иначе. Основу любого урока составляет интересный подбор заданий. Именно система верно составленных заданий является механизмом, с помощью которого мож но управлять учебным результатам.

Для своей работы я выбрала программу и пол ньгй комплект дидактического материала к учебни ку А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Программа со стоит из следующих тем: «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле». В качестве дополнительного пособия, я использую книгу, написанную А.Е. Курлянским совместно с преподавателем курса «Интеллект» частной «Ломоносовской школьг» психологом Родионовой О.И. «Кеша и его друзья в поисках клада». Эта книга написана в новом жанре и сочетает в себе три ценности: предметные знания, художественное изложение и развитие интеллекта.

В своей статье я остановлюсь только на некоторьтх видах заданий, которые я использую при работе с пятиклассниками. Эти задания носят творческий и развивающий характер.

Тема «Вселенная»

При изучении планет Солнечной системы ребятам предлагается составить таблицы Планет земной и группы и Планет - гигантов с данньтми по каждой планете. Учащиеся не любят составлять таблицы, задавая вопрос: Зачем нам это нужно? Но если мы говорим, что это подготовигельньтй этап для дальнейшего творческого задания ребята составляют таблицу очень внимательно. После того, как все данные внесены в таблицу, я говорю учащимся, что на следующий урок они приносят мне сочинение по теме «Я живу на планете...». Они выполняют его в виде письма, где используют данные таблицы, дополнительную литературу и, конечно же, свою фантазию. В качестве примера я прочитаю вам письмо ученицы 5-6 класса Абрамовой Ольге.

Тема «Земля».

Мне самой нравится эта тема, поэтому больше всего заданий у ребят по этой теме. В этой теме я использую задания не только творческого, но и развивающего характера.

В пятом классе если мы просим выучить сложные географические определения, то не всегда достигаем понимания их. Я предлагаю им такого рода задание:

На глобусе и карте нанесены условные знаки И нанесены они, юнечноже, не случайно. Все они чего-то означают. Возьми цветные карандаши и соедини подходящие по смыслу начат и концы разных предложений Выполнив эту работу, ты получишь шесть определений того, что изображается на картах, и глобусах. Старше я рассуждать еслух, размышляй пользуйся уже имеющими:я у тебя знаниями. Если же тебе будет очень трудно, воспользуйся учебником по природоведению. Напиши полученные предложения

Для того чтобы проходило сознательное усвоении данного материала и поддерживался интерес к предмету я использую разного вида задания:

1. НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Просматривая строчки, приведенные ниже, выпиши неповторяющиеся буквы из каждой такой строки в колонку «буквы».

Из выписанных букв составь слово.

СЛОВО: МАСШТАБ

2. НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

Сравни глобус и географическую карту: запиши общие признаки в прямоугольники, а отличительные - в звездочки.

Слова, которые тьг можешь использовать: условные знаки, круглый, масштаб, не передает форму Земли, плоская, передает форму земли, не показывает вращение.

В квадрат занесены разные слова. Однако, среди них встречаются названия животных, обитающих в лесной зоне. Быстро прочти строки, составляющие этот таинственньтй квадрат, подчеркивая названия обитателей леса и подсчитывая их количество в каждой строке. Результаты подсчета запиши в колонку «цифра». Постарайся вьтполнить это упражнение как можно быстрее. Перед вьтполнением задания просмотри рисунки «В тайге» и «В смешанном лесу».

№ понятие цифра

1 вербпюдпетухпалевкакурицакоровакотспонкозаовцакитсосна 1

2 кедровкацагтядельфинчайкакраббелкаверблюдцикадаягепь 2

3 сайгаклеммингкаштанежевикауткагрибьгагодыморжкитсомпипа 2

4 кашапотжураапьдельфинпетухлосьокууньчерепахачайкакраб 1

5 кабанмедведькенгурусобакакрсшикстрауспихтасоснасомклен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 липаорешникзаяцкрокодипмедуницадятелпесецягелькорова 2

7 медузакарпястребподосиновикмухоморчайкатайгаежевикакит 1

8 жималос1ъиндкжсвиньяпавлиняблонякукурузапепиканкрабсом

9 сойкабрусникакапинаомарпингвинкрабщукасоваосинабереза 2

10 кукушкаивадубберезашухарышсасыроежкасмородинатюлень 3

ТРАШТОБ ДААВТРМАТ ОДБРВТШВББ м

ГОДЬЕВГВГОЬН НКЕЬНОГКДОГОКЕК

КТИКВЛУАИРКЛГПКЕ РИВИПУСГИЕТ АС

ФНАКЫЯЯ ШАНКФЯОМЕКЬШНЯМОЕМ Ш

ОСЕМОЖОАССЕПЖСАТСПАЕЖМСОЖ т

ОЕАМНОЕВЛВЕОМЛУЛЦМСБСНУЦУЕ АБ

МЮЮВПИВТВАОИПЮАИМАЮОТОПВЮ

Вот такие жители леса «спрятались» на строчках этого задания:

Строка 1: полевка

Строка 2: кедровка, белка

Строка 4: лось

Строка 5: кабан, медведь

Строка 6: заяц, дятел

Строка 7: ястреб

Строка 9: сойка, сова

Строка 10: кукушка, глухарь, лиса

Особый интерес у пятиклассников вызывает интерес работа в парах сменного состава и группах. Так при изучении темы «Суша» я предлагаю ребята разделиться на шесть групп (по числу материков) и заранее предлагаю план для групповой работы.

План:

1. Название материка

2. Омывается океанами.

3. Ближайшие материки.

4. Рельеф.

5. Климат

6. Составьте памятку туристу, отправляющемуся на материк.

7. Обозначьте маршрут, вид транспорта, точку отправления, особенности одежды, меры безопасности.

8. Составьте рекламное объявление для туристов, отправляющихся на материк.

Форма отчета может быть любая: газета, сообщения, а в этом гещу ученицы 5-6 класса Давыдова Ксеня, Вербицкая Надя, Яковлева Олеся придумали сценку по материку Южная Америка. Девочки пред ложили вариант ролевой игры, построив диалог меж ду менеджером агентства «Шесть материков» и буду гцим туристом. При этом помощник менеджера (Да вьщова Ксеня) показывала все объекты на карте полушарий. Группа капитанов 5-в класса подготовили

доклад об Австралии, составив целый путеводитель по материку. Очень интересное выступление бьгло посвящено Антарктиде (Потапкина Маша, Матвеева Аня, Абрамова Ольга и др.) они сделали музыкальное сопровождение своего выступления.

В качестве заключения я хочу сказать, что творческий потенциал ребят безграничен и, если у них есть интерес, то фантазия их очень богата. В качестве примера я хочу вам прочитать одно из сочинений, которое они делают к зачетному уроку по теме «Земля». На выбор им дается три темы: «Большое водяное путешествие или как я превратился в капельку», «Путешествие к центру Земли» и «Я лечу на воздушном шаре». Это работа Красновой Полины, Ша-вандиной Лизы «Путешествие капельки по индийскому океану».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.