т. А. яковлева
творческая деятельность а. а. карелина в православной церкви
В статье рассмотрена творческая деятельность А. А. Карелина в православной церкви над созданием монументальных образов для храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, кафедрального собора Св. князя Александра Невского и полкового храма Лейб-гвардии Уланского полка в Варшаве, а также работа по созданию Древлехранилища Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге и теоретические труды, посвященные проблемам сохранения и изучения церковных древностей.
Ключевые слова: искусствоведение; Академия художеств; церковное искусство; православный храм; древлехранилище; мозаика; монументальная живопись.
т. А. Yakovleva The Creative Activity of A. A. Karelin in the Orthodox Church
The author of the article studies the creative work of A. A. Karelin in the orthodox church on the creation of monumental images for the Church of the Savior on the Blood in Saint-Petersburg, St. Alexander Nevsky Cathedral and Regimental Cathedral of the Life Guards Uhlan regiment in Warsaw. The author pays her attention to Karelin's activity on the establishing the Depository of Antiquities in Alexander Nevsky Lavra in Saint-Petersburg and to his theoretic works on the problems of preservation and study of church antiquities.
Key words: art criticism; Academy of Arts; church art; orthodox church; Depository of antiquities; mosaics; monumental painting.
Во второй половине XIX в. в России трудно найти художника, который в своем творчестве не касался религиозной тематики. В обществе широко обсуждались пути развития религиозного искусства. Однако с 1920-х до начала 1990-х гг. в отечественном искусствознании эта тема не освещалась. И только в последние два десятилетия интерес к ней вновь возобновился и возрастает с каждым годом: этой теме посвящены несколько диссертаций, написано много статей современных авторов. И, тем не менее, в творчестве самых известных художников, таких, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, открывается множество новых интересных фактов. Также возрождаются из забвения забытые имена, среди которых Андрей Андреевич Карелин.
На протяжении всей творческой деятельности Андрей Андреевич Карелин (1866-1928) был неразрывно связан с работой в церкви. Он высоко ценил значение религиозного искусства, занимался изучением христианских древностей, участвовал в оформлении нескольких храмов. В XX в. имя его было забыто. И только в последнее время о нем написаны несколько публикаций И. В. Мироновой [11, с. 36-38], ученым секретарем Нижегородского художественного музея, созданного по инициативе А. А. Карелина в 1896 г., и автором данной статьи [22, с. 3-35]. В целом его творческая биография все еще остается не известной. Практически из крупиц сохранивших фактов вырисовывается интереснейшая фигура художника и активного деятеля культуры, много работавшего в деле сохранения и изучения культурного наследия прошлых эпох, создателя нескольких музеев, коллекционера и мецената. Он вырос в Нижнем Новгороде в семье известного в России художника-фотографа Андрея Осиповича Карелина, который был первым учителем для сына. Это была большая художественно одаренная семья. Андрей Осипович в Нижнем Новгороде открыл фотоателье, а при нем школу, собрал интересную коллекцию предметов быта, домашней утвари, множество образцов национальных одежд народов Поволжья. Его дочери Ольга, Татьяна и Людмила также получили от отца художественное образование и затем работали в этой школе.
Андрей Андреевич Карелин в 1883-1885 гг. учился в Академии художеств у К. Е. Маковского. Посвященный в замысел создания картины Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам», еще в студенческие годы А. А. Карелин увлекся историей «смутного времени». В 1880-е гг. традиции исторического жанра стремительно обновлялись, значительно расширялся круг тем, зарождались новые тенденции как в идейно-мировоззренческом понимании задач, так и в трактовке исторических образов и методах их художественного выражения. Вступив на путь самостоятельного творчества, молодой художник писал исторические картины, обращаясь в основном к сюжетам русской истории XVII в. В 1893-1894 гг. он уже был в числе основных учредителей «Общества художников исторической живописи», которое создавалась с целью «содействия развитию исторической живописи в России» [21, с. 3] и устройства выставок. В выставках, организованных Обществом, принимали участие тридцать шесть художников, среди которых Н. Н. Шаховской, Н. А. Кошелев, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев и другие. А когда в Санкт-Петербурге решался вопрос оформления внутреннего убранства строящегося храма Воскресения Христова (Спаса на Крови), к участию в этом грандиозном проекте были привлечены большинство членов Общества, а также ведущие религиозные художники того времени - В. М. Васнецов и М. В. Нестеров.
В религиозном искусстве этого периода наметилась устойчивая тенденция интерпретации древнерусских и византийских традиций, и в храме Спаса на Крови это проявилась в работах В. М. Васнецова и Н. Н. Харламова. Стиль модерн также был применен в храмовых композициях, выполненных М. В. Нестеровым и В. В. Беляевым. В оформлении храма гармонично соединились новые стилистические направления с традициями академической школы. По оригиналам А. А. Карелина выполнены парные фигуры в рост: «Святой Василий Парийский и Сильвестр, папа Римский», «Святой Леонтий, патриарх Римский и Григорий, епископ Нисский», «Преподобные Авраамий Ростовский и Ав-раамий Галический», «Мученики Андроник и Антоний», «Апо-
столы Климент и Карп», «Святые мученики Каллиник, Кирик, Улита», «Апостолы Филимон и Пармен» и композиция «Притча о бедном Лазаре после смерти». Общее руководство украшением интерьеров осуществлял А. А. Парланд. Это был воистину грандиозный проект, открывавший новый этап в развитии русского мозаичного искусства. В основе примененного способа набора мозаик было упрощение письма живописных оригиналов путем использования только основных цветовых тонов. Такой прием предоставлял художникам творческую свободу в рисунке в композиции. Мозаичные работы выполнила частная мозаичная мастерская А. А. Фролова. После завершения строительства храма, учитывая художественную ценность подготовительных эскизов, комиссия по сооружению храма передала значительную их часть в Русский музей, в т. ч. живописный эскиз А. А. Карелина для сегмента под парусами сводов «Лазарь на лоне Авраама».
В 1907 г. А. А. Карелин получил заказ на картину «Освящение в Высочайшем присутствии храма Воскресения Христова, сооружаемого на месте смертельного поранения в Бозе почившего Императора Александра II» (местонахождение в настоящее время не установлено). Для написания этой большой картины А. А. Карелину была предоставлена на Старо-Невском проспекте мастерская, построенная специально Паоло Трубецкому для работы над памятником Александру III [1, с. 15]. Этот факт свидетельствует: чтобы получить столь значительные официальные заказы, А. А. Карелин должен был иметь достаточный авторитет и признание.
В то же время, когда строился храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, в Варшаве велось еще более грандиозное строительство кафедрального православного собора во имя святого Александра Невского и 70-метровой соборной колокольни (арх. Л. Н. Бенуа). В 1900 г. была организована специальная Художественная комиссия для оформления внутреннего убранства собора во главе с крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Н. В. Покровским. Двенадцать мозаичных панно были заказаны в мозаичной мастерской В. А. Фролова в Санкт-Петербурге по эскизам
В. М. Васнецова и А. П. Рябушкина. К работе привлекли ведущих художников того времени, в числе которых был и А. А. Карелин. Руководство всеми живописными работами и роспись алтаря были поручены В. М. Васнецову, который к тому времени уже был ведущим религиозным художником России. Его религиозное самосознание, основанное на глубоком понимании природы русского духа, способствовало формированию нового стиля церковной живописи, сочетавшего богословские каноны с национально-патриотическими идеями общества. Художественная манера Виктора Васнецова, сложившаяся еще во Владимирском соборе в Киеве, к началу XX столетия стала эталоном русского храмового искусства. В ней усматривали идеальный вариант изобразительного воплощения церковных и государственных идей. Работавшие рядом с ним художники были воодушевлены искусством мастера, учились у него, заимствовали приемы его письма. Среди них можно назвать и имя Андрея Карелина. В семье А. А. Карелина сохранились предание о том, что, приехав в Варшаву, художник работал с большим воодушевлением и творческим подъемом [1, с. 3].
В мае 1912 г. собор был освящен во имя благоверного великого князя Александра Невского, но уже в 1918 г., после признания независимости Польши, варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей. В 1924-1926 гг. собор был взорван. Часть мозаичных панно из собора были перевезены в Барановичи и позже переданы в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них была и часть мозаики Н. А. Кошелева «Спас со строителем», представляющая Л. Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В. М. Васнецова «О Тебе радуется...». В настоящее время история строительства храма и его внутреннего убранства известны по дореволюционным фотографиям, изданному Н. В. Покровским «Проекту размещения живописей храма во имя св. князя Александра Невского в Варшаве» [17, с. 1-19] и книге К. Молчанова «Новый православный собор во имя св. благоверного князя Александра Невского в Варшаве. 1894-1912» [11, с. 1-28].
Параллельно со строительством кафедрального собора, с 1903 по 1906 г. в Варшаве был построен храм Преподобного Мартини-ана по проекту того же архитектора Л. Н. Бенуа для лейб-гвардии Уланского полка. Церковь находилась на окраине города Варшавы и по своей архитектуре напоминала старинные церкви древнего Новгорода. Иконостас и деревянные работы были созданы по рисункам и чертежам архитектора П. А. Феддерса. Все живописные работы в церкви были выполнены художниками Н. Н. Харламовым и А. А. Карелиным. К сожалению, и этот храм постигла печальная участь: внутреннее убранство храма было безвозвратно уничтожено уже в годы Первой мировой войны. Храм был перестроен и ныне является кафедральным собором Святого Духа Польской Старокатолической Церкви. В настоящее время можно только выдвигать предположения, какова была система росписей этого храма. Учитывая опыт работы в соборе Св. благоверного князя Александра Невского обоих художников под руководством В. М. Васнецова и утвердившуюся в монументальном искусстве этого периода русско-византийскую стилистику, храм Св. Мартиниана должен был соответствовать именно этому направлению. А учитывая, что А. А. Карелин был и историческим живописцем, ориентированным на академические традиции в анатомически правильном построении фигур, то в храмовых росписях он, скорее всего, совмещал древнерусские и византийские традиции с требованиями академической школы.
Будучи художником-монументалистом и понимая изнутри проблемы развития монументального искусства, А. А. Карелин в 1906 г. написал теоретическую работу «Церковная мозаика и ее участь в России» [6, с. 1-17]. В статье представлен краткий исторический обзор развития мозаики в Древней Руси и в Западной Европе и возрождение ее в XVIII в., освещена деятельность открытого в 1864 г. мозаичного отделения Академии художеств и тенденции его развития, охарактеризованы церковные заказы для Исаакиев-ского собора и новшества в производстве мозаик, примененных частной мозаичной мастерской в храме Спаса на Крови. В итоге поднят вопрос о необходимости реформы в «правительственном» мозаичном деле.
Следующим важным шагом в деле сотрудничества А. А. Карелина с православной церковью стало его активное участие с 1909 г. в работе Устроительного комитета по подготовке Всероссийского съезда художников. В марте 1909 г. в помещении Императорского общества любителей древней письменности состоялось первое заседание Устроительного комитета, на котором А. А. Карелин был избран секретарем. Совместно с С. Ф. Годлевским он активно выступал с заявлениями о необходимости издания «Вестника Всероссийского съезда художников» и в конечном итоге вошел в его редакционный комитет. В мае 1909 г. Духовный собор Александро-Нев-ской Лавры обратился к устроительному комитету Всероссийского съезда художников с просьбой оказать содействие в организации Древлехранилища. В канун 200-летнего юбилея вопрос создания епархиального музея при Александро-Невской Лавре был весьма актуален. К этому времени в России уже существовало семнадцать епархиальных музеев. В Киевской духовной академии еще в 1872 г. было учреждено церковно-археологическое общество, в задачу которого входило «приведение в известность церковных древностей по церквам и монастырям и принятия мер к предупреждению утраты их для науки через приобретение в состав музея» [21, с. 57]. Создание Древлехранилища было утверждено митрополитом Ладожским и Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) 17 апреля 1909 г., а в июне 1909 г. архимандрит Феофан ознакомил с имеющиеся в Лавре коллекциями членов учредительного комитета съезда художников, среди которых были А. А. Карелин, П. П. Вейнер и В. Г. Георгиевский. Под Древлехранилеще предоставлялась юго-восточная лаврская башня, в которой ранее размещалось книгохранилище. Заведующим был назначен архимандрит Филарет. Основная же работа по устройству музея возлагалась на А. А. Карелина и послушника Лавры Федора Михайловича Морозова. Используя опыт организации историко-художественного музея в Нижнем Новгороде, А. А. Карелин в короткий срок сумел организовать отбор предметов и их классификацию. Уже в 1910 г. коллекция насчитывала более 1500 экспонатов. В том же году «Краткая опись Древлехранилища» была опубликована. Сегодня
она представляет собой уникальный фактический источник, дающий полное представление об этой коллекции.
Вся коллекция Древлехранилища была разделена на 21 раздел [8, с. 9-10].
I. Святой благоверный великий князь Александр Невский (пелены, иконы и др. изображения).
II. Их императорские величества (бюсты, портреты, гравюры).
III. Архимандрит и первый настоятель, Архиепископы и митрополиты (портреты, гравюры, литографии).
IV. Антиминсы.
V. Кресты.
VI. Иконы.
VII. Образки (финифть и пр.).
VIII. Священные изображения.
IX. Предметы, имеющие связь с именем Александра Невского.
X. Церковные предметы и предметы религиозного обихода.
XI. Облачения.
XII. Исторические предметы.
XIII. Монеты.
XIV. Книги и ноты.
XV. Грамоты, столбцы, дипломы, планы.
XVI. Картины и портреты.
XVII. Надгробные доски.
XVIII. Модели и проекты.
XIX. Лампады, люстры, бра, подсвечники и пр.
XX. Ковры.
XXI. Декоративная резьба и пр.
Работе по организации Древлехранилища всячески содействовал митрополит Антоний (Владковский). А. А. Карелин написал два его портрета. Один ныне находится в собрании Государственного Эрмитажа, в 1994 г. был представлен на выставке «Николай и Александра» и воспроизведен в каталоге [14, с. 89]. Второй, вероятно, более ранний, местонахождение которого неизвестно, сохранился на семейном фотоснимке в мастерской художника. Опись Древлехранилища дает информацию и о том, что А. А. Карелин
писал в 1909 г. «Портрет императора Николая II и государыни императрицы Александры Федоровны и наследника» [8, с. 10]. Можно предполагать, что это был заказной портрет, специально сделанный для вклада в Древлехранилище.
В юбилейном издании, посвященном 200-летию Александро-Невской Лавры, нашло отражение создание Древлехранилища: «Святительствование митрополита Антония вызвало Лавру, после долгого перерыва, на путь научно-просветительского служения Церкви. Близкий науке по своему профессорству в Академии Владыка Антоний оставил после себя в Лавре образцово устроенные учреждения по охранению старины: богатое Древлехранилище и научно-оборудованный архив» [21, с. 53]. В 1910 г. по приглашению А. А. Карелина Древлехранилище посетила великая княгиня Мария Павловна, президент Императорской Академии художеств, «лаврский музей» произвел на нее «глубоко отрадное впечатлений» [21, с. 57]. В 1920-е гг. коллекции Древлехранилища рассыпались по разным музеям. Многое было бесследно утрачено. Сохранившаяся в Публичной библиотеке Опись Древлехранилища на сегодняшний день является ценнейшим документом эпохи.
Создание Древлехранилища открывало возможность для изучения его коллекций. А взаимодействие церковнослужителей с Устроительным комитетом I Всероссийского съезда художников положило начало целому ряду общих проектов. Прежде всего это касалось охраны памятников. Так, в программу V отдела съезда, посвященного «Русской старине и ее охране», были включены доклады В. Т. Георгиевского «О преподавании церковной археологии и истории искусств в духовных учебных заведениях» и «О современном русском иконописании», Н. А. Кошелева «О восстановлении исторического и религиозного отделов в Высшем художественном училище при Академии художеств», А. А. Карелина «Глава из истории православной церковной гравюры», посвященного исследованию антиминсов Древлехранилища. В своем докладе А. А. Карелин с научной скрупулезностью проследил, как от времен Петра I до начала XX в. менялась типология изображений на антиминсах от греко-византийской традиции к западноевро-
пейским образцам. Обращаясь в докладе к Священному Синоду, он писал «о необходимости видоизменить гравюру нынешнего антиминса как главнейшего выразителя официальной церковной гравюры, заменить ее изображением художественным и соответствующим высшим проявлениям художественного творчества, неразрывно связанного с несравненными образцами древнерусского писания» [21, с. 131]. Теоретические труды А. А. Карелина, отличающиеся тщательностью подхода к предмету исследования, характеризуют его как человека широко образованного, знатока истории и ценителя искусства.
К сожалению, большая часть творческого наследия А. А. Карелина или безвозвратного утрачена (пример тому колоссальная работа в Варшаве), или затеряна в XX в. Остается неизвестным местонахождение многих исторических картин, в том числе большой заказной картины «К 300-летию династии Романовых», за которую художнику было пожаловано именное дворянство. Вертикальная, около десяти метров в высоту, многофигурная картина известна по сохранившимся цветным литографиям. Серьезного исследования требует огромная работа А. А. Карелина после революции в Ашхабаде. Но даже по уже открывшимся фактам творческой биографии, статьям и публикациям художника можно проследить, как плодотворная деятельность А. А. Карелина способствовала возрождению многих утраченных к началу XX в. духовных и эстетических достижений Русской Православной Церкви предшествующих эпох. Воспитанный в традициях позднеакадемического реализма, А. А. Карелин вместе с тем был знатоком церковных и исторических древностей, высоко ценил достижения русской культуры допетровской эпохи. Его теоретические труды призывают художников к более глубокому изучению православной культуры. В своих выступлениях в епархиальных собраниях он призывает священнослужителей относиться к созданию священных образов с большой ответственностью и глубокое духовное понимание Священного писания подкреплять высоким профессиональным мастерством иконописца или художника.
Таким образом, перед нами предстает значительная фигура художника, активного деятеля культуры и автора публикаций по самым актуальным вопросам развития религиозного искусства, имя которого необходимо восстановить в общей истории искусства. Изучение творческой деятельности А. А. Карелина позволяет выявить круг вопросов и проблем, с которыми сталкивалось развитие религиозного искусства в конце XIX - начале XX в. Сопоставление этих вопросов с проблемами развития религиозного искусства в настоящее время чрезвычайно важно для определения путей его развития на современном этапе.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Архив автора. Запись беседы с дочерями А. А. Дубатовской и Н. А. Плаксиной. СПб., 1997. С. 21.
2. РГИА. Ф. 789, оп. 12, 1894, д. «з»-10.
3. Бутиков Г. П. Музей-памятник Спас на Крови. СПб. : Изд-во Венекап, 1995. 95 с.
4. Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы. М. : Искусство, 1990. 230 с.
5. Золотой век художественных объединений в России и СССР / Сост. Д. Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд. М. ; СПб., 1992. 400 с.
6. Карелин А. А. Александро-Невская Лавра. 1713-1910. Краткая опись. СПб., 1910. 23 с.
7. Карелин А. А. Церковная мозаика и ее участь в России. СПб., 1906. 17 с.
8. КутейниковаН. С. Религиозная живопись В. М. Васнецова // Культура. Искусство. Религия. Проблемы взаимодействия. Л., 1990.
9. Кутейникова Н. С. Мозаика. К истории художественной жизни России 2-й половины XIX - начала XX века. СПб., 1997. 128 с.
10. Маслов К. И. К истории возникновения «русского стиля» церковной живописи // Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000. С. 204-216.
11. Миронова И. В. А. Карелин: личность и творчество. К 140-летию со дня рождения художника // ННГУ Нижегородский музей. № 11-12. Специальный выпуск. С. 36-38.
12. Молчанов К. Новый православный собор во имя Св. благоверного кн. Александра Невского в Варшаве. 1894-1912. Варшава, 1912. 28 с.
13. Николай и Александра. Двор последних русских императоров конца XIX - начала XX века : Каталог выставки / Гос. Эрмитаж. СПб. : Славения-Интербук, 1994. 129 с.
14. Обзор первой выставки картин художников исторической живописи в Москве. М., 1895. 37 с.
15. Парланд А. А. Xрам Воскресения Xристова на Екатерининском канале в С.-Петербурге // Зодчий. 1907. С. 374-378.
16. Покровский Н. В. Проект размещения живописей в храме во имя св. князя Александра Невского в Варшаве. СПб., 1900. 19 с.
17. Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. М. : Искусство, 1979. 243 с.
18. Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра. 1917-1913. СПб., 1997. 663 с.
19. Трубинов Ю. В. Xрам Воскресения Xристова (Спас на Крови). СПб., 1997. 158 с.
20. Труды ВСХ1. СПб., 1914. 154 .
21. Устав Общества художников исторической живописи. М., 1896.
17 с.
22. Яковлева Т. А. Роль А. А. Карелина в создании Древлехранилища Александро-Невской Лавры и проблема сохранения культурного наследия // Русь православная. История и современность. СПб., 2000. С. 30-35.