С. В. Бакунева
Творческая активность как психолого-педагогическое явление
Актуальность проблемы формирования познавательного интереса и творческой активности школьников в учебном процессе обусловлена задачами современного общества, озабоченного
подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего. Уже в школе нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний путем самообразования; воспитывать его внутренние побуждения расширять свой
интеллектуальный кругозор, чтобы стать не только хорошим специалистом, профессионалом, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности.
В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес, самостоятельность, творческую активность?
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности.
В то же время, познавательный интерес - глубоко личностное образование. Его психологическую природу составляет комплекс важных для личности интеллектуальных, эмоциональномотивационных, волевых и других процессов. Опираясь на познавательный интерес, учитель может способствовать развитию у учащихся интеллектуальной, творческой активности, содействовать эмоционально-мотивационному подъему, поддерживать волевые устремления школьника.
Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности и образуют ту внутреннюю среду ученика, столь необходимую для активизации познавательной деятельности учащихся.
Активность школьника в учении, как и познавательный интерес, характеризуется прежде всего направленностью усилий на усвоение знаний, умений, навыков.
Существуют различные определения понятия активности. Вопросы формирования активности, самостоятельности в обучении раскрыты в работах отечественных ученых (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л.А. Карпенко, А.Н. Леонтьев, М. И. Махмутов, Д. Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский и др.) и педагогов (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, А.И. Остапенко, И.И. Щукина и др.) По мнению Т. И. Шамовой, активность в учении не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется
122
личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели.
Данное определение отражает не только психологические стороны познавательной активности, но и социальные аспекты, а также называет средства активизации познавательной деятельности: интерес, развитие мотивационной сферы, волевых качеств и конкретный адресат приложения этих усилий.
В зависимости от отношения к выполняемой деятельности различают репродуктивную и творческую активность. Цель репродуктивной активности - восприятие и понимание, сохранение в памяти и практическое использование знаний, умений и навыков.
Творческая активность - сложное отношение человека к действительности, где в единстве выступают интеллектуальные, эмоционально-волевые сферы личности и творческий потенциал.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что познавательный интерес, активность школьника в учении (как репродуктивная, так и творческая) позволяют полноценно и всесторонне овладевать качественными знаниями в различных областях.
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философской литературе употребление понятия «творчество» многопланово. Оно рассматривается как «активность», «процесс», «вид деятельности», «форма деятельности» и т. д. Различные его стороны отражаются в понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность», «творческая индивидуальность». В философском понимании (Н.А. Бердяев, К. Юнг, В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития. Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, что имеет большое значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности.
В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева, Ю.Н. Кулюткин и др.). Исследователи (Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее харак-
123
теристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин, И.Ф. Харламов) подчеркивают, что характерной чертой творчества, помимо новизны, является также и социальная значимость результата деятельности.
Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, К.А. Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Некоторые авторы (Я.А. Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием «развитие». «Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития». Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным.
В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений.
Необходимое условие развития творчества - его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно.
До настоящего времени предметом спора между исследователями творчества является то, какой аспект в определении творчества рассматривать в качестве главного. Одни считают, что творчество следует определять «в терминах продукта», другие полагают, что главное в творчестве - сам процесс. Взгляд, согласно которому сущность творчества следует раскрывать через процесс, наиболее резко выражен в трудах Р. Арнхейма, утверждающего, что о творчестве нельзя судить только по производимому объекту. Творчество есть «полное развертывание знаний, действий и желаний».
Новизна как критерий творчества входит почти во все определения и является ключевым словом. Именно термин «новизна» является системообразующим по отношению к представлению о творчестве (Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Н. Торренс и др.). Невозможно создать новое безотносительно к чему-то, вообще. Новое может быть новым только в сравнении со старым, со стереотипом. Таким образом, новизна как критерий анализа креативности может относиться как к оценке результата творческой деятельности, так и к измерению креативности как вида активности, как процесса.
124