Научная статья на тему 'ТВЕРСКОЙ СПИСОК СОКРАЩЕННОЙ РЕДАКЦИИ ЖИТИЯ ЕФРЕМА НОВОТОРЖСКОГО'

ТВЕРСКОЙ СПИСОК СОКРАЩЕННОЙ РЕДАКЦИИ ЖИТИЯ ЕФРЕМА НОВОТОРЖСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕФРЕМ НОВОТОРЖСКИЙ / РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЖИТИЯ СВЯТЫХ / РЕДАКЦИИ / ТЕКСТОЛОГИЯ / ТОРЖОК / НОВОТОРЖСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гадалова Г.С.

В статье автор анализирует тверской список Сокращенной редакции Жития Ефрема Новоторжского, в основе которого лежат тексты Пространной редакции, Слова похвального, сказаний о перенесении мощей и чудесах святого. В конце статьи публикуется текст исследуемого памятника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TVER MANUSCRIPT COPY OF THE ABRIDGED REDACTION OF THE LIFE OF EFREM OF TORZHOK

In this article the author shows that the Tver manuscript copy оf the abridged redaction оf the Life of Efrem of Torzhok was based on the texts of its extensive redaction, the Panegyric, and legends about the translation of the relics and miracles of the saint. The article is accompanied by the publication of the Life .

Текст научной работы на тему «ТВЕРСКОЙ СПИСОК СОКРАЩЕННОЙ РЕДАКЦИИ ЖИТИЯ ЕФРЕМА НОВОТОРЖСКОГО»

Г. С. Гадалова

ТВЕРСКОЙ СПИСОК СОКРАЩЕННОЙ РЕДАКЦИИ ЖИТИЯ ЕФРЕМА НОВОТОРЖСКОГО

Резюме

В статье автор анализирует тверской список Сокращенной редакции Жития Ефрема Новоторжского, в основе которого лежат тексты Пространной редакции, Слова похвального, сказаний о перенесении мощей и чудесах святого. В конце статьи публикуется текст исследуемого памятника.

Ключевые слова: Ефрем Новоторжский, рукописная традиция, жития святых, редакции, текстология, Торжок, Новоторжский Борисоглебский монастырь

Galina S. Gadalova

TVER MANUSCRIPT COPY OF THE ABRIDGED REDACTION OF THE LIFE OF EFREM OF TORZHOK

Abstract

In this article the author shows that the Tver manuscript copy оf the abridged redaction оf the Life of Efrem of Torzhok was based on the texts of its extensive redaction, the Panegyric, and legends about the translation of the relics and miracles of the saint. The article is accompanied by the publication of the Life.

Keywords: St. Efrem of Torzhok, manuscript tradition, lives of saints, text redactions, textual criticism, Boris and Gleb Monastery, Torzhok

DOI 10.31860/2712-7591-2022-1-92-109

© Г. С. Гадалова, 2022

Вкруг агиографических памятников, посвященных преподобному Ефрему Новоторжскому, входят Житие с чудесами, Проложное житие, Слово похвальное, Сказание о перенесении мощей и несколько новых сказаний о чудесах святого. Исследователи выделяют три редакции Жития Ефрема Новоторжского — Краткую, Пространную и Комбинированную, самые ранние списки которых датируются XVII в. [Галашева].

По версии архиеп. Филарета, Житие святого было составлено в 1572 г. иеромонахом Юрьева монастыря Иоасафом [Филарет, с. 223]. По мнению иеромонаха Илиодора, Житие и Службу написал в 1587 г. настоятель Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандрит Мисаил (1572—1588) [Илиодор, с. 81—83 (примеч.), 160], что подтверждается новыми исследованиями [Галашева, с. 190]. Слово похвальное, созданное в первой половине XVII в., Сказание о перенесении мощей святого в 1690 г., новые сказания о чудесах не бытовали самостоятельно, а включались в рукописные сборники после Жития преподобного Ефрема Пространной редакции.

В хранилищах Твери выявлены шесть списков Жития Ефрема Новоторжского XVII—XVIII вв., среди них два списка — в Тверском государственном музее (ТГОМ. ТвМ. КП-1879 1, КП-10498/6), четыре — в Государственном архиве Тверской области (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 457, 726, 882, 1412). Все списки, за исключением Д. 882 из ГАТО, относятся к Пространной редакции Жития святого с инципитом: «Тайны царевы добро есть хранити...» (в музейном списке КП — 10498/6 сохранился фрагмент Жития).

Согласно исследованиям В. О. Ключевского, «Житие Ефрема Ново-торжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей» [Ключевский, с. 335], в том числе повествующих об утрате древней редакции Жития, увезенной в XIV в. князем Михаилом Тверским. Текст Жития состоит из разновременных рассказов, перемежающихся между собой. В состав Пространной редакции Жития Ефрема Ново-торжского входят главки-сказания: «Сказание о житии его и отчасти чюдес»; «Сказание о пределе каменныя церкви, еже сотвориша престол во имя пре-подобнаго Ефрема чюдотворца»; «Сказание священноинока Иоасафа пре-честныя обители Георгиева монастыря о предивнем и преподобном отцЪ Ефреме»; «Сказание того же священноинока Иоасафа о главЪ ГеоргивЪ, брата преподобнаго Ефрема»; «О преставлении преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема, архимандрита новоторжскаго чюдотворца»; «О проявлении честных мощеи преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема,

1 См. публикацию списка: [Житие Ефрема Новоторжского, с. 192-197].

архимандрита новоторжскаго чюдотворца» (Сказание об обретении мощей св. Ефрема в 1572 г.); Чудеса от мощей святого (первое чудо — «Сказание о царЪ СимеонЪ», последнее — в зависимости от варианта Пространной редакции: вариант А — 10-е чудо о жребяти 1647 г.; вариант В — 11-е чудо о дворянине Алексее Рожнове 1681 г.).

Выявленный в Тверском архиве список Жития святого Ефрема представляет собой Сокращенную редакцию памятника (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 882). Структура текста архивного списка отлична от структуры других известных списков, он представляет собой цельное повествование о святом в хронологической последовательности событий.

Архивный сборник середины XVIII в., в 8о (164/169 х 102/105), написан скорописью одной руки. Водяные знаки: 1) л. 1—25 — герб Pro Patria c литерами «АГ» вместо льва, вензель «АГ» — близко Клепиков. № 22 (1754 г.); 2) л. 38—51 — литеры «ГУБР» и «ФСМП» — близко Клепиков. № 218 (1749, 1754 гг.). В состав сборника входят Служба на день памяти преподобного Ефрема Новоторжского (л. 1—25 об.) и Житие святого (л. 38-51 об.).

Инципит Жития аналогичен началу главы-сказания о царе Симеоне Пространной редакции памятника: «Послушаите, отцы и братия и священ-ноначалницы...» до слов «днес бо да сказуется вам о пресвЪтлем светиле и предивнем чюдотворцЪ Ефреме» (ТГОМ. ТвМ. КП-1879. Л. 47 об.).

Анонимный составитель Жития несколько изменяет начальные строки Сказания о царе Симеоне, а в середину текста вставляет фразу, широко употребляемую в агиографии, которую позаимствовал из Слова похвального преподобному Ефрему: «Се настоит, братие, день свЪтоноснаго праздника» (в музейном списке «празнества», см.: Там же. Л. 86 об.).

Вслед за инципитом составитель приводит текст Жития Пространной редакции о происхождении святого («бысть же сей преподобныи родом Угор-ския земли.») и о его службе конюшенным у князей Бориса и Глеба (Там же. Л. 30 об.). Далее аноним кратко пишет о братьях Ефрема Георгии и Моисее, используя тексты сказаний священноинока Иоасафа (Там же. Л. 38 об.-42) и Сказания о перенесении мощей святого (Там же. Л. 104 об. —112 об.), заканчивая указанием на источники сведений: «и о сем поведают россиистии древнии летописцы и Киево-Печерскии патерик» (Там же. Л. 111 об.).

Возвращаясь к началу Жития Пространной редакции, составитель сообщает о датах гибели князей-страстотерпцев Бориса и Глеба от рук окаянного Святополка и продолжает рассказ о преподобном Ефреме (Там же. Л. 30 об.—31). После слов: «И по сих преподобныи отиде от жития дому своего» — автор цитирует текст Предисловия со слов: «Житием бЪ пре-

подобный отец наш Ефрем праведен...» — до слов: «...собирая на сердечныя своя скрыжали душевную сладость» (Там же. Л. 29 об.—30).

Продолжение рассказа о преподобном Ефреме взято из Слова похвального святому, сравним:

Житие Ефрема Новоторжского Слово похвальное святому Ефрему

«...взирая же преподобны в жизни «.и взирая же преподобныи в жизни

своей всегда на милость вышнего Вседержителя Бога и призывая на помощь святых страстотерпцев Христовых, своеи всегда на милость вышняго Вседержителя Бога и призывая в помощ святых страстотерпцев Христовых, вели-

великих русских князеи обою брату по плоти Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давида, якоже бо служащу ему преподобному при животе их в своем сингклицком чину при княжении их, такожде и по ких россеиских князеи Бориса и Глеба, якоже бо служащу ему преподобному в житии своем в синклицком чину, егда бо им страстотерпцем Христовым Борису и Глебу еще в житии своем и правящу свое княжение, такоже и по убиени[и] их,

убиении их преподобныи Ефрем держа к ним веру и любовь нелицемерною. страстотерпцев Христовых, великих кня-зеи Бориса и Глеба, преподобныи Ефрем

И нача иноческое житие имЪти, тако держа к ним веру и любовь нелицемерну

и соверши воистинну неложно, даде и до кончины живота своего. И како убо преподобныи Ефрем начат иноческое житие имети, тако и соверши воистинну

обещание свое к Богу» (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 882. Л. 39 об.-40).

неложно, даде обещание свое к Богу»

(ТГОМ. ТвМ. КП-1879. Л. 94-94 об.).

После строки из Сказания священноинока Иоасафа: «И взем с собою главу Георгиеву и поиде с нею» (ТГОМ. ТвМ. КП — 1879. Л. 41 об.) — составитель вновь обращается к Слову похвальному:

Житие Ефрема Новоторжского Слово похвальное святому Ефрему

«...благочестивыи и предивныи он «.благочестивыи и предивныи он муж

муж святыи Ефрем, и мзду верных святыи Ефрем благо поживе и свято

прият труд велик сугуб подъят тяготу вара дневнаго понесе, и студен зимную претерпе от киевских стран» (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 882. Л. 40). соверши (...) и мзду верных сугубо вос-прият, ими же подвизаяся на земли подвигом добрым труд велик прият тяготу вара дневнаго понесе, и студень зимную

претерпе и пострада» (ТГОМ. ТвМ. КП-1879. Л. 94 об.-95).

Заимствовав из Сказания о перенесении мощей святого сведения о том, что Ефрем «прииде в Древлянскою землю» (ТГОМ. ТвМ. КП—1879.

Л. 111) 2 , составитель вновь следует за текстом Жития: «...достиже сего града рекомаго Новаго Торгу, прежде бо звашеся древнии град Коростен» (Там же. Л. 31—31 об.). Следующие строки перефразированы из Сказания священноинока Иоасафа о главе брата Георгия: «и принесе ю на се мЪсто (...) и никому не повода о главЪ брата своего Георгия» (Там же. Л. 41 об.). Затем аноним возвращается к началу Жития: «И обходя вся мЪста...» — до слов: «и постави храм на приятие странным» (Там же. Л. 31 об.). Далее он заимствует фразу: «А идЬже бо иночество преподобныи восприят и за про-должателство времени писания, о том никакоже обр^тохом я, и от древних мужеи слышати не сподобихся» (Там же. Л. 32—32 об.). Затем вновь возвращается назад: «И потом обрате ино мЪсто Богом показанно близ града Торжка, вельми красно на брегу р-Ьки Тфери» (Там же. Л. 31 об.).

Продолжение рассказа идет по тексту главы «О преставлении препо-добнаго...»: «Пришедшу же преподобному на се мЪсто Богом устроенное» (Там же. Л. 42), затем вновь заимствуется текст начала Жития святого: «.и воздвигнув на том мЪсте церковь камену во имя святых страстотерпцев Христовых, великих князеи россииских Бориса и ОтЬба» (Там же. Л. 31 об.). Данный фрагмент соотносим также и с текстом главы о преставлении святого с продолжением: «.со учеником своим преподобным Аркадием.» — до слов: «аще в велицЬи старости быв преподобныи, но никакоже измени монашескаго правила» (Там же. Л. 42 об.—43). И вновь автор возвращается к началу Жития: «И обитель честну сотвори и инок много собра, уча их и наказуя страху Божию, яко добрыи пастырь велми печашеся о душевном их спасении, и яко предобрыи отец наказуя присных чад своих и Божественными словесы от святаго Евангелия и от жития святых апостол и святых отец поучая» (Там же. Л. 31 об —32).

Далее слова взяты из Слова похвального святому, сравним:

Житие Ефрема Новоторжского Слово похвальное святому Ефрему

«.. .бЪ бо он преподобныи муж тих, кро- «.. .бЪ бо он преподобныи муж тих, кро-

ток, и цЪломудр, и благоговЪин, нище- ток, и цЪломудр, и благоговЪин, нище-

любив быв в житии своем страннопри- любив быв в житии своем и странно-

имец, взором тих, хождением умилен и ви- приимец, (...) взором тих, хождением умилен,

динием смирен, сердцем высок же, видЪнием же смирен, сердцем высок же

2 Как известно из «Повести временных лет», центром древлян был город Искоростен (Коростен), см.: [Лаврентьевская летопись, с. 55, 58, 559].

добродителным житием Божиею благо-датеею преукрашен, и люди избранныя добродетелным житием Божиею благо-датиею преукрашен, ... и люди избран-

на пажеть духовную наставляя» (ГАТО. ные на пажить духовную наставляя»

Ф. 1409. Оп. 1. Д. 882. Л. 41 об.). (ТГОМ. ТвМ. КП-1879. Л. 86 об.-87, 90, 98).

Обширный фрагмент из главы «О преставлении преподобнаго...» продолжает рассказ о святом: «И начаша же преподобныи изнемогати от недуга своего.» — до слов: «.кто нас тако научит о душевном спасении» (ТГОМ. ТвМ. КП — 1879. Л. 43—44). Заимствуя Сказание священноинока Иоасафа: «...егда бо прииде время преподобнаго Ефрема от земных в небесная пре-ити» (Там же, л. 41 об.—42), — составитель затем дополняет и перефразирует текст, ср.:

Житие преп. Ефрема Пространной редакции Житие преп. Ефрема Сокращенной редакции

«Тогда он, преподобныи, повеле главу брата своего Георгия положити во гроб с собою» (ТГОМ. ТвМ. КП-1879. Л. 42). «Тогда он, преподобныи, принесе на се мпсто главу брата своего Георгия, повеле положити во гробе с собою» (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 882. Л. 42 об).

Далее составитель вновь возвращается к тексту главы «О преставлении преподобнаго.»: «Таже преподобныи отец наш Ефрем помолився Господе-ви и отиде от нынешняго вЪка в вЪчныи покои лЪта 6561-го году. Граждане же слышавше града того о преставлении преподобнаго отца нашего Ефрема и снидошася вси от мала и до велика, мужие и жены, старии и юнии, во обитель его, и погребоша святое, и честное, и многотрудное, и боголюбезное тЪло его» (ТГОМ. ТвМ. КП—1879. Л. 44). Сообщив известные из Жития и Похвалы сведения («вложиша в каменную его раку и главу брата его Георгия с пречестными и святыми мощми его»), аноним заимствует текст Жития: «.со псалмы, и пЪнии, и пЪсньми духовными, и проводиша честно и гробу предаша» (Там же. Л. 44—44 об.). Составитель завершает рассказ о мощах своими словами, почерпнутыми им в Житии (в Пространном или Пролож-ном), Службе или в Слове похвальном святому: «.еже благодатию Божиею и до днесь нетленны, идЪже бЪ обитель преподобнаго видима же днес и до сего дне многа исцЪления подают с вЪрою приходящим к рацЪ мощеи его» (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 882. Л. 42 об.).

Следуя за хронологией («По нЪкоем же времени»), автор далее заимствует эпизод о разорении Торжка великим князем Михаилом Ярослави-

чем Тверским 3: «Божиим попущением вознегодовав великии князь Михаил Тверскии на град Торжек...» — до слов: «Не имать бо приобщение сЬно со огнем, такоже и от чюжаго имения богатство собирати нЬсть ползы» (ТГОМ. ТвМ. КП-1879. Л. 32 об.-34 об.).

Далее из главы Жития «Сказание о пределе каменныя церкви.» заимствуется текст о строительстве престола во имя св. Ефрема и создании службы святому: «Егда же по пленении града Торжька...» — до слов: «.и свидЬтелствованна бысть служба от преподобнаго Александра, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова» (Там же. Л. 37 об.—38 об.).

Текст продолжают заимствования из главы «О проявлении честных мощеи преподобнаго.»: «По преставлении же преподобнаго много лЬт ми-нувше нЬкогда же случися от царствующаго града Москвы шествие творити архиепископу Леониду Великаго Новаграда и Пскова.» — до слов: «и на-чаша славити в Троицы славимаго Бога и Пречистую Богоматерь, такоже и праведнаго их угодника, преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новоторжскаго чюдотворца» (Там же. Л. 45—47 об.).

В состав Жития включены два посмертных чуда. Составитель почти полностью заимствует первое чудо из Сказания о царе Симеоне — чудо с древодельцем, поранившим ногу святого: «Бысть же во дни благочестиваго государя царя.» — до слов: «.и иная многая от имения своего подаде на потребу монастырю тому» (Там же. Л. 48—51). Затем аноним возвращается к началу Жития святого и сообщает об авторе текста: «И прилучися нЬкогда искусну мужу.» — до слов: «.и овогда от иноплеменных и безбожных агарян» (Там же. Л. 34 об.—36 об.).

Завершается список Жития рассказом о чуде, произошедшем с посланником царя — Деменшей Черемисином: «Понеже убо Господу Богу нашему попущающу на ны, овогда скорби и овогда глади, овогда бЬды, дабы престали от грЬх своих.» Рассказ обрывается на словах: «Не точию даша братии в монастырь сребро, еже взяша с лихвою, но и паче» (Там же. Л. 55—60). Поскольку текст лишен конца, говорить о количестве чудес не приходится, но, возможно, как и в Краткой редакции Жития святого 4, составитель ограничился только двумя чудесами.

Таким образом, текст тверского архивного списка логически последователен и содержит биографические сведения о преподобном Ефреме Ново-торжском от его происхождения из «Угорской земли» и службы с братьями

3 См.: [Будовниц; Викторов; Гадалова 2015; Тирет].

4 См. также издания Краткой редакции Жития святого по списку БАН. 17.5.3: [Малыгин, Кузнецов]; по списку РГБ. Ф. 98. № 1446: [Гадалова 2018].

Моисеем и Георгием князьям Борису и Глебу и до кончины в созданном им Борисоглебском монастыре в Торжке. По сравнению с другими краткими редакциями в тверском списке содержание значительно расширено. В основе списка лежит текст Пространной редакции Жития, но интерес представляет работа анонимного книжника-компилятора, умело составившего свое произведение из фрагментов разных частей Пространного жития, Слова похвального, Сказания о перенесении мощей святого и сказаний о чудесах от его мощей.

Литература

Будовниц — Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г. // ТОДРЛ. М.; Л.: Наука, 1960. Т. 16. С. 446-451.

Викторов — Викторов В. В. Житие преподобного Ефрема Новоторжского в фондах НИОР РГБ // Записки Отдела рукописей / РГБ. М.: Пашков дом, 2008. Вып. 53. С. 61-68.

Гадалова 2015 — Гадалова Г. С. К вопросу о походе под Торжок великого князя Михаила Ярославича Тверского в 1316 г.: (Текстологический анализ Жития преподобного Ефрема Новоторжского) // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2015. № 4 (62). С. 30-34.

Гадалова 2018 — Гадалова Г. С. Житие Ефрема Новоторжского: редакции и списки // Изследвания в чест на 60-годишнината на професор доктор на историче-ските науки Иван Тютюнджиев. Велико Търново: Унив. изд. «Св. св. Кирил и Методий», 2018. С. 213-226.

Галашева — Галашева Т. Н. К истории текста Жития Ефрема Новоторжского // ТОДРЛ. СПб.: Наука, 2020. Т. 67. С. 175-205.

Житие Ефрема Новоторжского — Житие преподобного Ефрема Новоторжского: Из фонда «Редкая книга» Тверского государственного объединенного музея: Рукописный список / Вступ. ст., пер. и примеч. В. З. Исакова; археогр. описание Г. С. Гадаловой; науч. ред. П. Д. Малыгин. Торжок: Творческая мастерская Людмилы Юга, 2011. 95 с.

Илиодор — Историческо-статистическое описание города Торжка, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иером. Илиодором, что ныне строителем Теребенской пустыни. Тверь: Тип. Губернского правления, 1861. 184 с.

Ключевский — Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Тип. Грачева и Ко, 1871. 479 с.

Лаврентьевская летопись — ПСРЛ. 4-е изд. М.: Языки русской культуры, 1997. Т. 1: Лав-рентьевская летопись. 496 с.

Малыгин, Кузнецов — Малыгин П. Д., Кузнецов В. В. Житие св. прп. Ефрема Новоторжского — исторический и литературный источник // «Государева дорога» и ее дворцы: Материалы Межрегион. науч. конф. (Тверь, 19-21 нояб. 2002 г.). Тверь: Сивер, 2003. С. 280-289.

Тирет — Тирет И. Территориальная идентичность в житии святого Ефрема Новоторжского // Михаил Тверской — 700 лет в исторической памяти: Мате-

риалы Междунар. науч. конф. (Тверь, 6 февраля 2019 г.). Тверь; Старица: ИП Голубева М. А., 2019. С. 40-59.

Филарет — Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Харьков: Унив. тип., 1859. [Кн. 1]: 862-1720. [2], 448 с.

References

Budovnits, I. U. (1960). 'Povest' o razorenii Torzhka v 1315 godu', in: Trudy Otdela drevneruss-koi literatury. Moscow; Leningrad: Nauka, Vol. 16, 446-451.

Filaret (Gumilevskii), arkhiepiskop. (1859). Obzor russkoi dukhovnoi literatury. [Vol. 1]: 8621720. Har'kov: Universitetskaya tipografiya, [2], 448 p.

Gadalova, G. S. (2015). 'K voprosu o pokhode na Torzhok velikogo knyazya Mikhaila Yaro-slavicha Tverskogo v 1316 godu (Tekstologicheskii analiz Zhitiya prepodobnogo Efrema Novotorzhskogo)', Drevnyaya Rus1: Voprosy medievistiki, 4 (62), 30-34.

Gadalova, G. S. (2018) 'Zhitie Efrema Novotorzhskogo: redaktsii i spiski', in: Izsledvani-ya v chest na 60-godishninata na profesor doktor na istoricheskite nauki Ivan Tyutyundzhiev. Veliko Tyrnovo: Universitetsko izdatel'stvo "Sveti Kiril i Metodii", 213-226.

Galasheva, T. N. (2020). 'K istorii teksta Zhitiya Efrema Novotorzhskogo', Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Saint Petersburg: Nauka, Vol. 57, 175-205.

Isakova, V Z., Gadalova, G. S., Malygin, P D., eds. Zhitie prepodobnogo Efrema Novotorzhskogo: Iz fonda "Redkaja kniga" Tverskogo gosudarstvennogo ob'edinen-nogo muzeya: Rukopisnyi spisok. Torzhok: Tvorcheskaya masterskaya Lyudmily Yuga, 2011, 95 p.

Istorichesko-statisticheskoe opisanie goroda Torzhka, sostavlennoe Novotorzhskogo Bori-soglebskogo monastyrya ieromonakhom Iliodorom, chto nyne stroitelem Tere-benskoi pustyni. Tver': Tipografiya Gubernskogo pravleniya, 1861, 184 p.

Klepikov, S. A. (1959). Filigrani i shtempeli na bumage russkogo i inostrannogo proizvodstva 17-20 vekov. Moscow: Izdatel'stvo Vsesoyuznoi Knizhnoi palaty, 306 p.

Kl'uchevskii, V O. (1871). Drevnerusskie zhitiya svyatykh kak istoricheskii istochnik. Moscow: Tipografiya Gracheva i Ko, 479 p.

Malygin, P D., Kuznecov, V V (2003). 'Zhitie svyatogo prepodobnogo Efrema Novotorzhskogo — istoricheskii i literaturnyi istochnik', in: "Gosudareva doroga" i ee dvortsy: Materialy Mezhregional'noi nauchnoi konferentsii (19-21 nov. 2002). Tver': Siver, 280-289.

Polnoe sobranie russkikh letopisei. Vol. 1: Lavrent'evskaya letopis' (1997). Moscow: Yazyki russkoi kul'tury, 496 p.

Tiret, I. (2019). 'Territorial'naya identichnost' v zhitii svyatogo Efrema Novotorzhskogo', in: Mikhail Tverskoi — 700 let v istoricheskoi pamyati: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Tver1, 6 febr. 2019). Tver'; Staritsa: IP Golubeva M. A., 40-59.

Viktorov, V V (2008). 'Zhitie prepodobnogo Efrema Novotorzhskogo v fondakh Nauch-no-issledovatel'skogo otdela rukopisei Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki', in: Zapiski Otdela rukopisei. Moscow: Pashkov dom, Vol. 53, 61-68.

Приложение

Текст Жития Ефрема Новоторжского публикуется по списку ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 882. Л. 38—51 об. При публикации текста титла раскрываются, буквы вносятся в строку, транскрипция современная, за исключением Ъ, буквенная цифирь передается арабскими цифрами.

(л. 38) Повесть от части Жития, память преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема архимандрита Навоторжскаго чюдотворца

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Послушаите, отцы и братия, и священноначалницы и иноцы, такождо и простии стариишии и юнии, и вси христоименитии народЪ. Се настоит, братие, день свЪтоноснаго праздника: днес бо да сказуется вам о великом пресвЪтлом в свЪтилники 5 преславном и дивнем Ефреме, чюдотворцЪ Наво-торжском.

Яко в мирЪ бысть преподобныи родом Угорския земли, родом же и чином сигилицкаго сана, болярин бЪ и у великих русских князеи Бориса и ГлЪба чин // (л. 38 об.) конюшества имЪя. Имяше у себе два единородных брата: единаго именем Георгия, а втораго Моисея, иже в Ляцкои земли за чистоту пострада от нЪкЪя жены ляхины, и о сем повЪдают русстии лЪтописцы и Киево-Печерскии патерик. Егда же посла злокозненныи враг 6 лютыи змии окаянныи брат великих русских князеи Бориса и ГлЪба убиению предати, с нимже бЪ в то время брат преподобнаго Ефрема — Георгии. На него же бЪ великии князь Борис златую гривну возложи во украшения ради своего княжения. Егда же великаго князя Бориса посланнии от окаян-наго Святополка предашя горкия смерти — збоден бысть копии // (л. 39) на АлтЪ рЪцЪ в лЪто 6523-го, тогда же брат преподобнаго Ефрема Георгии паде на тЪло великаго князя Бориса. Они же злии и немилостивии людие и окаян-нии пси рыкияша, яко лютии зверЪе, и отсекоша главу Георгиеву, и отнесоша от тЪлесЪ его. Златую же гривну, положенною великим князем Борисом на Георгия, взяша себЪ.

Тогда же блаженныи Ефрем прииде на мЪсто, идЪже убиен бысть благовЪрныи великии князь Борис и брат преподобнаго Ефрема Георгии, и поискаше тЪлесе Георгиева и не обрЪтоша, но точию обрЪте едину главу Георгиеву по нЪкоем признатну мЪсту, иже бЪ на главЪ ГеоргиевЪ. И плакася преподобны Ефрем над главою брата // (л. 39 об. ) своего Георгия на мног час, и взял с собою главу Георгиеву, и поиде с нею оттуда.

5 Исправлено, в рукописи всЬтилники.

6 Слово исправлено писцом.

А святыи ГлЪб убиен бысть от тогожде брата Святополка на рЪцЪ Смя-дынЪ — ножем заклан в лЪто 6524-го.

И по сих преподобныи отиде от жития дому своего. БЪ бо житием праве -ден, во плоти бо живыи и подвизася к Богу, яко безплотныи аггел, постом же и молитвою тЪло свое удручая, и непрестанныя молитвы, и псалмопЪнием, и всенощным стоянием к Богу предстоя, и никакоже от мирских и чаинных красот пекися 7, но чая Бога спасающаго себЪ и прилЪжа Божественных книг учению 8, собирая на сердечны своя скрижали душевную сладость, взирая же преподобны в жизни своеи всегда на милость вышнего Вседержителя Бога // (л. 40) и призывая на помощь святых страстотерпцев Христовых, великих русских князеи, обою брату по плоти Бориса и ГлЪба, во святом крещении нареченных Романа и Давида, якоже бо служащу ему преподобному при животе их в своем сингклицком чину при княжении их, такожде и по убиении их преподобныи Ефрем держа к ним вЪру и любовь нелицемЪрною. И нача иноческое житие имЪти, тако и соверши воистинну неложно, даде обЪщание свое к Богу. И взем с собою главу брата своего Георгия и поиде с нею благо-честивыи и предивныи он муж святыи Ефрем, и мзду вЪрных прият, труд велик сугуб подъят, тяготу вара дневнаго понесе, и студен зимную претерпЪ, от киевских стран. И прииде в Древлянскою землю, // (л. 40 об.) и достиже сего града рекомаго Новаго Торгу, прежде бо звашеся древнЪи град Коро-стен, и принесе брата своего болярина Георгия главу, и никому не повЪда о главЪ брата своего Георгия. И обходи вся мЪста и села, гдЪ бы ему мЪсто обрЪсти на жителство себЪ и на собрание иноком, и обрЪте мЪсто и постави храм на приятие странных. А идЪже 9 бо иночество преподобныи восприят и за продолжанием времени писания, о том никакоже обрЪтохом, и ни от древних мужеи слышати сподобихомся.

Потом же обрЪте ино мЪсто Богом показанное близ града Торшка, вел-ми красно на брегу рекЪ Тверцы. Пришедшу же преподобному на се мЪсто Богом устроенное и воздвигну на том мЪстЪ церков // (л. 41) каменною во имя святых страстотерпцев Христовых, великих князеи русских Бориса и ГлЪба, со учеником своим преподобным Аркадием. Се же о преподобном Аркадии, идЪже бЪ родися и воспитан и како иноческии образ восприят, о том не обрЪтохом. Преподобному же Ефрему во обители своеи с присным учеником своим Аркадием в день бо труждающимся, дЪлающе своима рука-ма на строение и на обитель свою, нощию же на молитвЪ стояще 10 и колЪно-

7 Буква к исправлена писцом.

8 На месте буквы е клякса.

9 На месте буквы ж клякса.

10 Конечное е исправлено из у.

поклонение творяще, церковное же пЬние до скончания живота своего безмятежно провожая, аще и в велицЬи старости быв преподобныи, никакоже измени иноческаго правила.

И обитель чесну сотвори и инок много собра, уча их и наказуя страху Божию, яко добрыи пастырь велми печашеся о душевном // (л. 41 об.) их спасении, яко предобрыи отец наказуя присных чад 11 своих, Божественными словесы поучая. БЬ бо он преподобныи муж тих, кроток, и цЬломудр, и бла-гоговЬин, нищелюбив; быв в житии своем странноприимец, взором тих, хождением умилен и видинием смирен, сердцем высок же, добродителным житием Божиею благодатЬею преукрашен и люди избранныя на пажеть духовную наставляя.

12И нача преподобныи изнемогати от недуга своего, и увЬда свое отше-ствие ко Господу, и созва к себЬ всю братию обЬтели своея, и нача им гла-голати о отшествии вЬка сего, и рЬх им сице: «Братия моя и отцы, се уже аз отхожу свЬта сего, вас же предаю в руцЬ Божии». И абие наказуя их о безмолвии, и о житии, и о братолюбии, и о странноприимствЬ, и милостыни, // (л. 42) паче же о постЬ, и о молитвЬ, и о церьковном пЬнии, без линости приходити и страх Божии всегда имЬти пред очима своима.

Братия же видЬвше наставника своего уже последнем издыхании, и на-чаша вси плакати и рыдати горко и безутешно, яко присная чада о чадолюбивом отцЬ своем, и рЬша сице: «О великии наш пастырю и учителю, кто ли нас тако накажет Божественному писанию, или кто нас тако научит о душевном спасении, егда бо прииде время преподобнаго Ефрема от земных в не-бесныя приити?» Тогда он преподобныи принесе на се мЬсто главу брата своего Георгия, повелЬ положити во гробЬ с собою. Таже преподобныи отец наш Ефрем помолися Господеви и отиде от нынЬшняго вЬка в вЬчныи покои лЬта 6561 году. // (л. 42 об.)

Граждани же слышавше града того о преставлении преподобнаго отца нашего Ефрема и снидошася вси от мала даже и до велика, мужие и жены, старии 13 и юнии, во обитель его, честное же и многотрудное боголюбезное тЬло его вложиша в каменную его раку и главу 1 4 брата его Георгия с пре-честными и святыми мощми его со псалми, и пЬнии, и пЬсньми духовными, и проводиша честно, и гробу предаша 15, еже благодатию Божиею и до днесь

11 Буква ч исправлена писцом.

12 Перед фразой на левом поле л. 41 об. коричневыми чернилами написан +.

13 Первое и исправлено из е.

14 Буква в исправлена писцом.

15 Исправлено, в рукописи предиша.

нетлЪнны, идЪже бЪ обитель преподобнаго видима же днес и до сего дне многа исцЪления подают с вЪрою приходящим к рацЪ мощеи его 16.

По нЪкоем же времени попущением Божиим 1 7 вознегодовав велики 1 8 князь Михаил Тверскии на град Торжек, и собра великое воиско, вооружив-ся яростию, и абие прииде на град Торжек, // (л. 43) и бысть бои велик зЪло. БЪ бо в то время владЪюще Торжком князю Афанасию, и поби 1 9 великии князь Михаил Тверскии весь град Торжек, и церкви Божия разори, инок же, и инокинь же, и девиц оскверни, и имЪние от тЪх 20 живущих поимав, и град огню преда, и обитель сию до основания разори, настоятеля же и братию погуби, утварь церковною и монастырское строение все во Тверь отпровади. Тогда же и сущее писание о житии и о прихождении преподобнаго взяста с собою и ни единыя потребы остависта. Не точию сию едину обитель ра-зорити повелЪ, но и иныя святыя церкви и монастыри, и села и веси града того, и паки обители сеи в послЪднеи нищетЪ бывши. По мали же временЪ посылает великии князь Михаил изо Твери // (л. 43 об.) писание в Торжек, во обитель преподобнаго сего, хотя продати неистощимое сокровище на гиблющее сребро, а в писании своем 21 пишет: «Даите ми великии выкуп, и аз вам отдам писание о житии преподобнаго Ефрема». Братиям же, в то время во обителЪ преподобнаго в велицЪи нищетЪ живущим и не бЪ книжному писанию умЪюшим 22, вси единомысленно рЪша к пославшему града Твери и глаголюще: «Не обЪритохом мы у себе во обители ни единаго брата умЪюща Божественнаго писания, ни стяжания чим преподобнаго жития ис-купити».

Малу же времени минувшу, праведным Божиим судом град Тверь весь погорЪ, и в то время соборная церковь Преображения Спасова такоже огню предашася, и истинное писание о преподобнем ЕфремЪ в то же // (л. 44) время погибе, якоже рече Давид: «Бог отмщении, Господь Бог отмщении не обинулся есть! Воздаждь воздаяние гордым!» Не имат приобщение сЪно с огнем, такоже и от чужаго имЪния богатство собирати нЪсть ползы.

23Егда же по пленении града Торжка от великаго князя Михаила Твер-скаго начаша от иных градов и весеи и от далних стран собиратися людие во

16 Буква г исправлена писцом.

17 Первая буква и исправлена.

18 На месте буквы в клякса.

19 Буква б исправлена писцом.

20 Буква т исправлена писцом.

21 Исправлено, в рукописи всоем.

22 Буква и исправлена из е.

23 Перед фразой на левом поле л. 44 коричневыми чернилами написан +.

град Торжек и жителство дЬяти, видяще чудеса велия и чудотворение многое от гроба 24 святаго и преподобнаго чюдотворца Ефрема бывают. И умыслиша вси людие единомысленно устроити престол во имя преподобнаго, и собраху от имЬнии своих злата и сребра, и сотвориша престол в церкви святых страстотерпцев Христовых Бориса и ГлЬба на правои странЬ; силою же Божиею и молитвами преподобнаго Ефрема // (л. 44 об.) и до днесь видимо нами. И паки благоискуснии людие града Торжка сложиша преподобному Службу, еже славится и до днесь во святЬи Божиеи 25 церкви. СвидЬтелствованна бысть служба от преподобнаго Александра архиепископа Великаго Нова-града и Пскова.

По преставлении же преподобънаго много лЬт минувшее, нЬкогда слу-чися от царствующаго града Москвы шествие творити архиепископу 26 Леониду Великаго Новаграда и Пскова 27 в лЬто 6080-го году декабря в 23 ден. Та же бо пришедшу ему во град Торжек и восхоти итъти во обитель преподобнаго, и вниде в церков святых страстотерпъцев Христовых Бориса и ГлЬба помолитися, и совершив молебная пЬния, и призва к себЬ тоя обители настоятеля и братию, и вопроси их: // (л. 45) «ГдЬ есть положены мощи преподобнаго чюдотворца Ефрема?» Они жЬ показаша ему мЬсто преподобнаго: в землю нисхождения глубокаго гроб преподобнаго. Архиепископ же Леонид повелевает отверсти гроб святаго и видЬша тЬло его и ризы никакоже тлЬнию предашася, лице же преподобнаго Ефрема, яко солнце, сияя и исполнися от пречестных и многоцЬлебных мощеи его храм вони благоухания. Архиепискуп же Леонид лобызав со слезами и любезно цЬловав пречестное и многоцЬлебное тЬло преподобнаго Ефрема, и паки поиде из Торжку 28 на свои святителскии престол в Великии Новград. Скоро же повелЬ писание написати о преподобном и посылает в царствующи град Москву ко благочестивому государю царю и великому // (л. 45 об. ) князю Феодору Иоанновичу всея России самодержцю и ко святЬишему Дионисию митрополиту Московскому и всея 29 России, како он 30 обрЬте и видЬ мощи преподобнаго Ефрема чюдотворца никакоже тлЬнию предашася. Посланнии же от архиепискупа приидоша в царствующии град Москву и даша писание о преподобнем, и абие прочтену бышу писание о преподобном во уши ца-

24 Исправлено, в рукописи гробо.

25 Буква е исправлена писцом.

26 Буква к исправлена из ш.

27 Буква к исправлена писцом.

28 Буква к исправлена писцом.

29 На месте буквы в клякса.

30 На месте буквы н клякса.

ревы и архиерея. Они же слышавша, и окрилативше ум свои, яко небопар-нии орли, и кипяше духовною любовию о преподобнем, и повелЪша о мощех преподобнаго Ефрема чюдотворца свидЪтелствовати, и устроиша преподобному праздник честен мЪсяца генваря в 21 ден. Такожде // (л. 46) приходяще в пречестную обитель его от всих стран людие, видяще пресвЪтлыя и мно-гоцЪлебныя его мощи, и приимаху от них неоскудно исцЪление, и начаша славити в Троицы славимаго Бога и Пречистую Богоматерь, такожде и преподобнаго их угодника Ефрема архимандрита Новоторжскаго чюдотворца.

И абие по нЪколицЪх времЪних, бысть во дни благочестиваго государя царя и великого 31 князя Иоанна Васильевича всея Руссии 32 самодержца, по повелЪнию его царскому бЪ прислан во град Торжек Казански царь Симеон. Егда же бывшу ему в Казани, вЪрующу в вЪру проклятаго Бахмета и по взятии же града Казани, еже поручи Господь Бог государю царю и великому князю // (л. 46 об.) Иоанну Васильевичу всея России самодержцу, приведен бысть царь Симеон в царствующии град Москву. И по мнозЪ же времени моли царь Симеон государя царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца, дабы ему повелЪл прияти християнскую вЪру и пове-лил бы ему креститися. Царь же Иоанн Васильевич всея Руссии самодержец велми о сем возрадовася и повелЪ 33 его царя Симеона крестити во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Святыя Единосущныя Троицы, и повелЪ 34 его государь отпустити во удЪльныя городы, во Тверь и Торжек. Егда бо ему царю Симеону жителство // (л. 47) наченшу дЪяти в Торжку и велию вЪру и любовь имЪти ко святому, и нача часто приходити во обЪтель его, и ка-сатися и цЪловати честныя многоцЪлебныя мощи преподобнаго Ефрема. И помысли царь Симеон в сердце своем, како бы ему устроити раку преподобнаго, скрывати 35 и закрывати святое и пречестное тЪло его, и повелЪ нЪкоторому древодЪлъцу именем Гавриилу пореклу Сопленок сотворити у гроба преподобнаго по хотЪнию 36 своему. ДреводЪлец же своим небрежением и безстрашием одержим и от простоты своея поруши нЪкаким древом ногу преподобнаго мощеи, по сем преподобныи того же дни явися в полудне наставнику // (л. 47 об.) обители своея именем Мисаилу. Прииде 37 бо преподобныи в келию его, наставнику же в то время в мал сон сведену

31 Первая буква о исправлена писцом.

32 Буква у исправлена писцом

33 Буква Ь исправлена писцом.

34 Буква е исправлена писцом.

35 Исправлено, в рукописи скрывата.

36 На месте буквы о клякса.

37 На месте буквы I клякса.

бывшу, и зрит явственно своима очима преподобнаго Ефрема чюдотворца. И нача ему преподобныи глаголати о безстрашии и небрежении древодЬлца того Гавриила, и невЬжу его нарече, и показа преподобныи ноги своеи наставнику тому язву, и рече ему: «Сеи сотвори мнЬ древодЬль неразумием своим и безстрашием на ноги 38 моеи язву сию, ты же скоро повЬжд царю Симеону, дабы царь пр[е]менЬл сего древодЬлателя». Настоятель же сии 39 Мисаил абие возбнув от сна своего и видит преподобнаго явственно исход его ис келии // (л. 48) своеи. О немже исполнися страха, и радости, и ужаса, и трепета, и скоро повЬдает о сем царю Симиону: како он видЬ преподобнаго Ефрема, и каковы быша к нему глаголы его, и како повелЬвает пременити древодЬлателя сего. Царь же Симеон, слышав сия глаголы от настоятеля обители тоя, повелЬвает сотворити у раки святаго иному древодЬлцу именем Давыду, не точию повелЬ сие едино сотворити, но и паче повелЬ украсити церковь его преподобнаго пребожественными иконами и святыми книгами, и драгими ризами и всякими церковными вещми, и иная многая подаде на потребу обители тоя.

И прилучися нЬкогда искусну мужу и духовну разумом // (л. 48 об. ) ис-полненну, Божественнаго писания велми умЬюща и человЬком наказателну пострищися в тои обители святых страстотерпцев Христовых Бориса и ГлЬба и преподобнаго чюдотворца Ефрема. И не по мнозЬ времени бысть архимандрит в тои обители и слышах бо о чюдесЬх преподобнаго Ефрема от древних старец монастыря того. Вселися благи помысл в сердце архимандриту тому, яко о нЬкоем многоцЬном сокровищи, тако горЬвшю ему духом, дабы что обрЬсти о преподобном сем, ко братии и рече: «Како вы не могли писати о чюдЬсех сего преподобнаго отца нашего Ефрема?» Братии же единогласно отвЬщаша ему: «Како было нам писати чюдеса о преподобном сем ЕфремЬ, ни един же // (л. 49) у нас умЬет Божественнаго писания, понеже бо вси есмы от простых людеи».

Тои же доброразсудныи муж слышах о святых его преподобнаго мощех, како бывают 40 многое исцЬление недужным, и воздохнув из глубины сердца своего, и глагола в себЬ, и дивЬхся: како нЬсть писания о предивнем сем великом свЬтилникЬ; но не точию. ОбрЬте тои богобоязнивыи отец в церкви страстотерпцев Христовых Бориса и ГлЬба в настЬнном писмЬ написано подобия образ его — великаго пресветлаго отца преподобнаго чюдотворца Ефрема: в руцЬ преподобнаго воображена церковь, еже сам созда. Емуже

38 Буква н исправлена писцом.

39 Первая буква I исправлена из е.

40 Буквы в и ю исправлены писцом.

искателну мужу велми разжегшуся духовною любовию, но и паче ищуще духовных догмат речения, како бы ему что обрЪсти о житии и о чюдесЪхъ за древностию 41 // (л. 49 об.) многих лЪт от нахождения на град и обитель ово-гда от междоусобныя брани, и овогда от иноплеменных и безбожных агарян.

Понеже убо Господу Богу попущающу на ны, овогда сирыи, овогда глади, овогда бЪды, дабы престали от грЪх своих, бЪдами нас наказуя, яко добрыи отец взимая от неприязни чад своих. Егда же быша нахождение иноплеменных Полския земли на Русскую землю, и плениша град Полоцк 42, и Великую Луку взяша, в то же время по повелЪнию великаго государя царя и вели-каго князя Иоанна Васильевича всея Руссии самодержца послан бысть с его государевою казною в Великии Новъград посланник Деменша Черемисен. И восхотЪ тои посланник царскою казну вести в лодиях противо воды рЪкЪ Тверцы, и пришедши казнЪ // (л. 50) в лодиях во град Торжек, а самому 43 бо не бЪ быти с тоею казною, но посла с нею нЪкоего совЪтника своего и друга именем Замятню зовомаго 44 Плюцкаго. Идущю же ему Демешки с Москвы, многия святыя мЪста обесчести и велик себЪ прибыток и имЪния от них собирая. Се же и он окаянныи Замятня собра имЪния от неправды 45 и погибели в силЪ своеи и множеством богатства своего хвалящеся. Пришедшу же злонемилостивому звЪрю на сию обитель святую. Рекомыи Замятня и без милости нача мучити инок ту живущих и повелЪ на них правити людеи под царскою казну и начад, и полубы и иныя запасы служению лодеиному; да 46 не сея ради им царская казны быша мучение и правеж // (л. 50 об.), но ради насыщения беззаконнаго неправеднаго имЪния своего. Братия же снидо-шася во град Торжек, начаша просити Господа ради сребра на откуп. Бого-боязнивыи же людие града Торжка имЪяху вЪру ко святым страстотЪрпцем Христовым, великим князем Борису и ГлЪбу, и к преподобному чюдотворцу Ефрему, собраша сребра от избытков своих и даша старцем на откуп. Братия же отдаша злоименитому звЪрю окаянному Замятни. Он же о сребрЪ возрадовася, не вЪдаше 47 погибели своеи. И абие случися ему чрез Тверцу реку итти, напрасныи же и скверныи пребыток извержеся из рук Замятни-ных и утопе в рецЪ. Тогда же он предреченныи Замятня поиде на подворие свое, идЪже стояше, и абие прииде на него Божия сила невидимая // (л. 51)

41 Исправлено, в рукописи древность.

42 Буква к исправлена писцом.

43 Буква а исправлена писцом.

44 Первая буква о исправлена писцом.

45 Буква е исправлена из г.

46 Исправлено, в рукописи до.

47 Буква Ь исправлена писцом.

и удари его о помост храмины тоя, и от тоя болЬзни бысть яко мертв на мног час. Предстоящие 48 же его, видяще таковое мучение, от страха омертвЬша и велми ужасошася и извЬстиша скоро бывшее сие о нем Деменши Чере-мисину. Скоро же ему Деменши к 49 Замятни пришедшу и видЬ над ним сию болЬзнь, ужасеся умом и вострепета душею, и страх велик 50 объят его от бывшеи болЬзни, еже содЬяся над Замятнею. И в том часЬ поиде Деменша Черемисин в монастырь к преподобному чюдотворцу Ефрему, а Замятню повелЬ за собою на одрЬ нести. И вшедшу им в церковь святых страстотерпцев 51 Христовых Бориса и ГлЬба, и повелЬша молебноя пЬти преподобному чюдотворцу Ефрему, и горко плакашеся о своем согрЬшении с лихвою 52 взя-таго сребра. ВмЬсто же // (л. 51 об. ) того сребра, еже истопе в рецЬ из рук Замятниных, что взято из БорисоглЬбскаго монастыря, на старцех взяша от своего имЬния сребра, и принесоша в монастырь, и отдаша братии, не за-медлев вскорЬ. И видит тот Замятня явственно своима очима преподобнаго чюдотворца Ефрема, предста ему, рече: «О, окаянне 53, почто 54 еси восхотЬл разорити обитель мою и разгнати братию, се обратися болЬзнь твоя на главу твою». И абие невидим бысть. В том часЬ Замятня воста на ноги свои прав, и утишися болЬзнь его, и бысть здрав, яко николиже болЬвь. Тогда же воз-радовашеся вси о прилучившемся чюдеси, прославиша Господа Бога и угодника его преподобнаго чюдотворца Ефрема. Не точию даша братии в монастырь сребро, еже взяша с лихвою, и наипаче (далее утрачено).

48 Буква и вставлена позже.

49 Предлог к исправлен из в.

50 Буква в исправлена писцом.

51 Буква п исправлена писцом.

52 Буква л перечеркнута сверху вниз синей линией.

53 Буквы ка выгорели.

54 Буква п исправлена писцом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.