УДК 629.113
Петров А.А.
Петров Александр Александрович, конструктор-изобретатель болотно-шагающих технологических машин, лауреат Всероссийского конкурса «Инженер года», внештатный научный сотрудник кафедры технологических машин и оборудования, ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», Тверь, Академическая, 12, [email protected]
Зюзин Б.Ф.
Зюзин Борис Федорович, д. т. н., профессор, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, заведующий кафедрой технологических машин и оборудования, ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», Тверь, Академическая, 12, [email protected]
ТВЕРСКИЕ ШАГАЮЩИЕ БОЛОТОХОДЫ ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ НА БОЛОТАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Аннотация. В статье приведен перечень основных моделей шагающих болотоходов, разработанных в Калининском политехническом институте (КПИ), а позднее в ООО «Тверьстроймаш» и ЗАО «Тверской экспериментально-механический завод» (ЗАО «ТЭМЗ»), изготовленных в различное время тверскими заводами. Также приведен перечень заказчиков болотоходов, основными из которых являются экологические организации Западной Сибири. Предложена упрощенная классификация тверских шагающих болотоходов по размерным группам, основу которой составляют мощность силовой установки и масса машины. Приведены сведения о внедрении болотоходов и их использовании на рекультивации нефтезагрязнен-ных болотных почв и на строительстве нефтегазопроводов на переходах через болота в летнее время. Также приведены технические характеристики болотоходов, представителей каждой размерной группы. Изложены вопросы доставки болотоходов от места их изготовления до места работы различными видами транспорта по дорогам всех категорий.
Ключевые слова: тверские шагающие болотоходы, перечень шагающих болотоходов, классификация шагающих болотоходов, размерные группы, технические характеристики, применение болотоходов, нефтяные загрязнения, рекультивация болотных почв, строительство трубопроводов на болотах, доставка болотоходов.
Petrov A.A.
Petrov Alexander Alexandrovich, designer and inventor of mire-walking technological machines, freelance researcher at the Chair of Technological Machines and Equipment, Tver State Technical University, Tver, Aka-demicheskaya str., 12, [email protected]
Zyuzin B.F.
Zyuzin Boris Fedorovich, Dr. Sc., Prof., Head of the Chair of Technological Machines and Equipment, Tver State Technical University, Tver, Akademicheskaya str., 12, [email protected]
TVER WALKING SWAMP WALKERS OF HIGH CROSSCOUNTRY ON THE MIRES OF WESTERN SIBERIA
Abstract. The article presents the main models of walking swamp walkers developed at the Kalinin Polytechnic Institute (KPI), and later at Tverstroi-Mash LLC and Tver Experimental Mechanical Plant CJSC (TEMZ CJSC), manufactured at different times by Tver Plants. There is also a list of customers of swamp walkers, the main of which are environmental organizations of Western Siberia. A simplified classification of Tver walking marsh walkers by size groups is proposed, the basis of which is the power of the power plant and the weight of the machine. Information is given on the introduction of swamp walkers and their use in the reclamation of oil-polluted swamp soils and on the construction of oil and gas pipelines at crossings through swamps in the summer. The technical characteristics of swamp walkers, representatives of each size group, are also given. The issues of the delivery of swamp walkers from the place of their manufacture to the place of work by various modes of transport on roads of all categories are outlined.
Keywords: Tver walking swamp walkers, list of walking swamp walkers, classification of walking swamp walkers, size groups, technical characteristics, application of swamp walkers, oil pollution, reclamation of wet soils, construction of pipelines in swamps, delivery of swamp walkers.
Вместо предисловия
Экспериментальные и опытно-промышленные образцы шагающих болотоходов высокой проходимости впервые в России и за рубежом были разработаны в период 1980-1990 годов в г. Калинине, в научно-исследовательском секторе КПИ при кафедре «Торфяные машины и комплексы».
Они изготавливались на заводе опытных машин Калининского филиала ВНИИ торфяной промышленности (на ЗОМе ВНИИТП) в пос. Радченко Калининской области и проходили испытания на близлежащих от данного поселка неосушенных торфяных болотах верхового типа.
В 1990 г. городу Калинину было возвращено старое название - город Тверь, при этом Калининская область была переименована в Тверскую область. А серийные образцы машин, которые преимущественно поставлялись в Западную Сибирь, в разное время выпускались тверскими заводами ОАО «Тверьстроймаш» и ЗАО «ТЭМЗ».
География мест расположения заводов - изготовителей шагающих болотоходов - г. Тверь и Тверская область.
География использования шагающих болотоходов в промышленности значительно шире, и в первую очередь это рекультивация болотной почвы в Западной Сибири.
Такая география обусловлена тем, что большинство аварийных ситуаций, связанных с разливом нефти, возникает на трубопроводах, наибольшее количество которых проходит по труднопроходимым неосушенным торфяным болотам Западной Сибири. При этом механизация процессов рекультивации болотной почвы с использованием тверских шагающих болотоходов высокой проходимости в этом регионе приобрела особую актуальность. Эксплуатационники Западной Сибири стали называть шагающие болотоходы тверскими по месту их разработки и изготовления.
Основной перечень тверских шагающих болотоходов
Основными заказчиками тверских шагающих болотоходов с различными показателями по массе, размерам и мощности силовой установки стали экологические организации Ханты-Мансийского автономного округа (Югры), Тюменской и Томской областей и других регионов Западной Сибири (табл. 1).
Классификация тверских шагающих болотоходов
К настоящему времени на заводах Твери и Тверской области в общей сложности, с учетом экспериментальных, опытно-промышленных и серийных образцов, изготовлено более пятидесяти шагающих болотоходов, отличающихся друг от друга по мощности силовой установки, массе, габаритным размерам, технологическому назначению и другим параметрам.
В связи с этим стали актуальными вопросы о классификации тверских шагающих болотоходов и о том, по каким параметрам их классифицировать.
В России и странах СНГ тракторы классифицируются по различным параметрам, в том числе по назначению, номинальному тяговому классу (тяговому усилию на крюке), по мощности силовой установки и т. д.
Чем выше мощность силовой установки, тем больше масса, размеры и тяговое усилие трактора.
А современная классификация одноковшовых экскаваторов, имеющих более чем двухсотлетнюю историю, представляет собой сложную разветвленную систему с множеством классификационных признаков.
Одноковшовые экскаваторы классифицируются по эксплуатационному назначению, по типу ходового устройства, по типу трансмиссии, по системе управления, по виду рабочего оборудования и т. д.
Одним из классификационных признаков одноковшовых экскаваторов является размерная группа. В российской классификации предусмотрено несколько размерных групп таких экскаваторов, отличающихся объемом ковша, массой, мощностью основного двигателя и своими размерами.
При этом с увеличением размерной группы растут объем ковша, мощность двигателя, а также масса и размеры машины.
Тверские шагающие болотоходы в отличие от экскаваторов не имеют двухсотлетней истории и не претерпели существенных изменений своей конструкции.
Тем не менее на основании многолетнего опыта по разработке шагающих болотоходов различных назначений, мощностей, масс и габаритных размеров, а также на основании анализа технических характеристик машин есть возможность провести их классификацию по аналогии с тракторами и одноковшо-
Таблица 1. Основной перечень учтенных шагающих болотоходов, выпущенных в разное время (в хронологической последовательности) тверскими заводами по заказу различных организаций
Table 1. The main list of registered swamp walkers produced at different times (in chronological order)
by Tver plants commissioned by various organizations
№ п/п Модель шагающего болотохода Завод-изготовитель шагающего болотохода Заказчик шагающего болотохода Количество заказанных машин Год изготовления
1 БШ-1 ВНИИСТ 1 1982
2 БШ-2 ЗОМ ВНИИТП, пос. Радченко, Тверская обл. Главтрубопровод-строй МНГС СССР 4 1984
3 БТ-1 1 1987
4 КШ-1 РПО «Латвмелиорация» 1 1990
5 БШ-3А ОАО «Лукойл», г. Когалым 1 1998
6 БШ-3А ОАО «Славнефть Мегионнефтегаз», г. Мегион 1 1999
7 БШ-3А ООО «Грин», г. Нижневартовск 3 2000-2001
8 БШ-3А ОАО «Черногорнефть», г. Нижневартовск 1 2000
9 БШ-3А ООО «Сотер», г. Нижневартовск 2 2001
10 БШ-3А ООО «Сибтс-2000», г. Томск 1 2000
11 БШ-3А ТООО АСФ «ССЦ», г. Томск 2 2001
12 БШ-3А ООО «Сибинтком», г. Тюмень 1 2000
13 БШ-3А НГДУ «Майскнефть», г. Пыть-Ях 1 2001
14 БШ-3А ЗАО «Тверьстрой-маш», г. Тверь ООО «Юкоссервис», г. Москва 2 2001
15 БШ-3А ЗАО «АМК-Вигас», г. Мегион 1 2001
16 БШ-3А ОАО «Самотлор-нефтегаз», г. Нижневартовск 4 2001
17 ПХ-1 ТООО АСФ «ССЦ», г. Томск 1 2001
18 ПХ-1 ООО «Прономен», г. Екатеринбург 1 2002
19 ПХ-1 ЗАО «Экострой», г. Нижневартовск 1 2002
20 ПХ-1 ООО «НПЦ ЛПЧС РиУО «Экосистема», г. Нижневартовск 1 2002
21 УБМ-1 ЗАО «СТГМ», г. Сургут 1 2002
22 УБМ-1 ЗАО «Экострой», г. Нижневартовск 1 2002
23 БМ-1 ООО «Нефтегазпроект-строй», г. Радужный, ХМАО-Югра 1 2004
24 БШМ ООО «Юнеко», г. Нижневартовск 3 2006-2009
25 ЗАО «СибЭКОтех», г. Нягань, ХМАО-Югра 1 2011
26 БШМ ЗАО «ТЭМЗ», г. Тверь ООО «Межрегиональный центр биологических и химических технологий», г. Стрежевой Томской обл. 1 2011
27 БШМ-1 ООО «Коммунальник», г. Нижневартовск 1 2013
28 ООО «РН Юганскнефтегаз», г. Нефтеюганск 2 2017
выми экскаваторами, например, по размерным группам.
Основой классификации по размерным группам является мощность двигателя силовой установки и масса шагающей машины (табл. 2), которые связаны с их размерами.
Чем выше размерная группа шагающего болотохода, тем больше мощность его силовой установки, эксплуатационная масса машины и ее габаритные размеры.
Следует отметить, что предлагаемая классификация, как и классификации тракторов, экскаваторов и других машин, является достаточно условной.
Таблица 2. Классификация тверских шагающих болотоходов по размерным группам
Table 2. Classification of Tver swamp walkers
by size groups
Размерная группа Мощность силовой установки, кВт Масса эксплуатационная, кг Типовые модели шагающих болотоходов
1 До 25 + 5 До 5000 БМ-1
2 Свыше 25 + 5 до 75 От 5000 до 10000 БШМ, БШМ-1, БШ, БШ-3А, ПХ-1, УБМ-1
3 Свыше 75 до 150 От 10000 до 20000 БТ-1, БТ-2, КШ-1
4 Свыше 150 Свыше 20000 -
Заказчиков на разработку шагающих болотоходов четвертой размерной группы не было. Машины указанной размерной группы не проектировались и не изготавливались, поэтому диапазон их параметров по мощности и массе пока что не был установлен. Ниже приведены назначение и основные технические параметры шагающих болотоходов как представителей различных групп не в хронологическом порядке их разработки и изготовления, а в порядке возрастания размерных групп.
Шагающий болотоход первой размерной группы
Создание шагающего болотохода первой размерной группы возникло из потребности
экологических организаций Западной Сибири в высокопроходимых машинах небольшой производительности по устранению нефтяных загрязнений на относительно малых участках болот. Площадь таких участков измеряется несколькими гектарами, а иногда и меньше одного гектара (рис. 1).
Также возникла потребность в малогабаритных болотоходах, способных выполнять рекультивацию территорий, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, в непосредственной близи от магистральных и промысловых нефтегазопроводов (рис. 2).
Без рекультивации грунта восстановление экологической обстановки естественным путем происходит в течение 30-50 лет, в зависимости от уровня загрязнения.
_—........
"'_--'-- ---ЦЦП1 JJ I, j J 11 , .
Рис. 1. Участок неосушенного торфяного болота Западной Сибири, загрязненный нефтью. Варьёганское нефтегазовое месторождение
Fig. 1. An area of an unsaturated peat bog in Western Siberia, polluted with oil. Variegan oil and gas field
Г: .......M1
шшл ".Л
Рис. 2. Нефтезагрязненный участок неосушенного болота Западной Сибири с промысловыми трубопроводами Fig. 2. An oil-polluted section of an undried bog in Western Siberia with field pipelines
В указанных выше условиях загрязнения болотной почвы нецелесообразно, а в ряде случаев и не представляется возможным производить рекультивацию грунта громоздкой болотоходной техникой, имеющей относительно большие массу и давление на грунт.
Типовым представителем машины первой размерной группы является шагающий болотоход БМ-1, разработанный в конструкторском бюро ОАО «Тверьстроймаш». Заказчиком такого болотохода стало ООО «Нефтегазпроект-строй», ХМАО-Югра (г. Радужный).
Шагающий болотоход БМ-1, как и болотоходы других размерных групп, предназначен для выполнения различных технологических операций на переувлажненных торфомине-ральных грунтах и неосушенных болотах с влажностью 96% и более при температуре окружающего воздуха от -10 до +40 °С и толщине мерзлого грунта не более 0,05 м в условиях, где по критериям проходимости затруднено или невозможно передвижение машин с колесными и гусеничными движителями.
Назначением болотохода БМ-1 при его оснащении фрезой как раз и явилась рекультивация поверхности нефтезагрязненных болотных почв с целью ликвидации очагов разлива нефти на нефтепромыслах.
В качестве силовой установки болотохода БМ-1 использован двигатель модели LDW 1503 CHD трактора «Беларус 320» (МТЗ-320). Гидросхема болотохода БМ-1 и гидропривода его рабочего органа - фрезы приведены ниже (рис. 3).
Технические показатели машины БМ-1 приведены в табл. 3.
Шагающий болотоход БМ-1, оснащенный фрезой, после заводских испытаний успешно работал на устранении нефтяных загрязнений на болотах Варьёганского нефтегазового месторождения вблизи города Радужный (ХМАО-Югра) и в других районах Западной Сибири.
Благодаря относительно небольшой массе, небольшим габаритным размерам и хорошей поворотливости шагающий болотоход БМ-1 рекультивировал нефтезагрязненную болотную почву не только в отдалении от действующих наземных магистральных нефтегазопроводов, но и в непосредственной близости от них, не оказывая на них вредного воздействия.
Шагающие болотоходы второй размерной группы
Создание шагающих болотоходов второй размерной группы возникло из потребности
Таблица 3. Основные технические показатели шагающего болотохода БМ-1 первой размерной группы
Table 3. Main technical indicators of the BM-1 swamp walker the first dimensional group
№ п/п Наименование показателя Единицы измерения Величина показателя
1 Номинальная мощность двигателя кВт (л. с.) 24,6 (33,5)
2 Масса эксплуатационная, не более кг 4850
3 Наименьший радиус поворота м 5,0
4 Транспортные скорости передвижения - вперед (16 передач) - назад (8 передач) км/ч 0,2-3,0 0,5-1,1
5 Технологические скорости передвижения по болоту при работе с фрезой (в зависимости от пнистости) км/ч 0,2-2
6 Габаритные размеры: - ширина - ширина с дополнительными понтонами - длина (без грунтозацепов) - высота - высота со снятым искрогасителем и кабиной м 2,5 3.7 6,4 2.8 2,3
7 Глубина погружения в воду до плавающего состояния м 0,6
8 Ширина захвата фрезы м 2,0
9 Глубина фрезерования мм 200
экологических организаций Западной Сибири в ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на относительно больших участках неосушенных торфяных болот площадью в несколько десятков гектаров [1, 2].
Вторая размерная группа - самая распространенная группа шагающих болотоходов.
Разработчиками машин второй размерной группы изначально были сотрудники кафедры «Торфяные машины и комплексы» Калининского политехнического института (болотоходы БШ-1, БШ-2), а позднее конструкторы завода ОАО «Тверьстроймаш» (болотоходы БШ-3А, Х-1) и ЗАО «ТЭМЗ» (болотоходы БШМ и БШМ-1).
К одному из первых образцов шагающих машин второй размерной группы относятся опытные образцы шагающих болотоходов БШ-1 и БШ-2 (рис. 4), разработанные КПИ по заданию Всесоюзного НИИ по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ).
а(1.1 ГЦ1.2 ГЦ2.1 ГЦ22 Щ.2.3 ГЦЗ
Рис. 3. Гидросхема управления шагающим болотоходом БМ-1 и рабочим органом:
Б1 - бак гидравлический (входит в силовую установку от трактора «Беларус 320»); Б2 - дополнительный бак гидравлический; ДР - дроссель с обратным клапаном; К1 - клапан переливной; КО - клапан обратный; КП1 - КП4 - клапаны предохранительные; ГМ1 - гидромотор героторный ЕРМТ315 для вращения фрезы; ГМ2 - гидромотор аксиально-поршневой 310.2.12 для сменного оборудования; ГН1 - гидронасос шестеренчатый НШ6-3; ГН2 - гидронасос шестеренчатый; ГН3 - гидронасос аксиально-поршневой 310.2.56; ГР1 - гидрораспределитель Р16.333 (входит в силовую установку); ГР2 - гидрораспределитель VDM07-01D200/1xP01A-NLA-C2/U1G; ГР3 - гидрораспределитель DM07-01D200/1xP01A-NLA-F1/U1G; Ф1 - фильтр сливной с клапаном предохранительным (входит в силовую установку); Ф2 - фильтр сливной с клапаном предохранительным F1-20/25/K; Ф3 - фильтр всасывающий с клапаном предохранительным F-0,08 32/25/К; Гц1.1 - Гц1.2 - гидроцилиндр подъема-опускания фрезы ЦГ-50.30х200.1; ГЦ2.1 - гидроцилиндр ЦГ-50.30х200.01подъема-опускания грунтозацепа средней опоры; Гц2.2 - Гц2.3 - гидроцилиндр ЦГ-50.30х200.01 подъема-опускания грунтозацепа боковых опор; Гц3 - гидроцилиндр поворота ЦГ-80.40х320.11
Fig. 3. Hydraulic control scheme of the BM-1 swamp walker and the working body: B1 - hydraulic tank (included in the power plant from the tractor «Belarus 320»); B2 - additional hydraulic tank; DR - throttle with check valve; K1 - overflow valve; CO - check valve; KP1 - KP4 - safety valves; GM1 - hydraulic motor gerotor ERMT315 for milling cutter rotation; GM2 - axial piston hydraulic motor 310.2.12 for replaceable equipment; GN1 - gear hydraulic pump NSH6-3; GN2 - gear hydraulic pump; GN3 - axial piston hydraulic pump 310.2.56; GR1 - hydraulic distributor P16.333 (included in the power plant); GR2 - hydraulic distributor VDM07-01D200/1xP01A-NLA-C2/U1G; GR3 - hydraulic distributor DM07-01D200/1xP01A-NLA-F1/U1G; F1 - drain filter with safety valve (included in the power installation); F2 - drain filter with safety valve F1-20/25/K; F3 - suction filter with safety valve F-0.08 32/25/K; GTS1.1 - GTS1.2 - hydraulic cylinder for lifting and lowering the milling cutter
Обе машины изготовил ЗОМ ВНИИТП (пос. Радченко, Тверская область). Основные технические данные болотохода БШ-2 приведены ниже (табл. 4, 5) [3, 4].
Они получены при его испытаниях на неосу-шенной торфяной залежи верхового типа глубиной 4 м, влажностью от 95 до 96%, пнисто-стью 1%, прочностью на сдвиг 0,65-0,7 Н/см2.
Испытания шагающего болотохода БШ-2 позволили обосновать применение данной
машины в нефтегазовой промышленности при строительстве комплексными технологическими потоками (КТП) магистральных и промысловых нефтегазопроводов на неосу-шенных болотах в летнее время.
Шагающий болотоход преимущественно был использован в качестве тягача для транспортирования различных грузов на прицепном понтоне.
Рис. 4. Опытный образец шагающего болотохода второй размерной группы БШ-2 конструкции КПИ на испытании на торфяном месторождении «Галицкий Мох» Тверской области
Fig. 4. A prototype of a walking swamp walker of the second size group BSH-2 of the KPI design on trial at the Galitskiy Mokh peat deposit in the Tver region
Таблица 4. Основные технические данные шагающего болотохода БШ-2 второй размерной группы
Table 4. Basic technical data of the swamp walker BSH-2 the second dimensional group
Таблица 5. Основные технические показатели болотохода второй размерной группы
ПХ-1
Table 5. The main technical indicators of the swamp walker of the second size group PH-1
№ п/п Наименование показателя Единицы измерения Величина показателя
1 Мощность силовой установки кВт (л. с.) 57,4 + " (78 + 5)
2 Частота вращения ВОМа об/мин 540 и 1000
3 Среднее давление под опорами при осадке 0,2 м кПа 7
4 Минимальный радиус поворота до центра машины м 6,0
5 Величина погружения в воду до плавающего состояния м 0,55
6 Длина шага между опорами м 1,0
7 Максимальная высота подъема носовой части опоры м 0,56
8 Габаритные размеры: - длина (со сцепкой); - ширина; - высота м 7,4 3,9 3,1
9 Масса эксплуатационная кг 8400
№ п/п Наименование показателя Единицы измерения Величина показателя
1 Базовая машина - Трактор МТЗ-82
2 Модель силовой установки Д 243
3 Эксплуатационная мощность силовой установки кВт (л. с.) 57,4 + " (78 + 5)
4 Скорости передвижения: - передние - задние км/ч 0,2-2 0,58-1,1
5 Габаритные размеры: - длина - ширина (с дополнительными понтонами) - высота (без искрогасителя) мм 9130 4860 3560
6 Среднее давление под опорами, не более кПа (кг/см2) 10 (0,1)
7 Преодолеваемый продольный уклон град 25
8 Максимальный поперечный уклон град 20
9 Масса эксплуатационная (без рабочего органа) кг 9190
10 Водоизмещение опор кг 13360
Представителями шагающих болотоходов второй размерной группы, выпускаемыми ЗАО «ТЭМЗ», являются серийные образцы машин БШМ и БШМ-1 (рис. 5).
Силовой агрегат и кабины в конструкции болотохода БШМ применены от отечественного трактора Т45А Владимирского моторо-тракторного завода (ВМТЗ), а в конструкции болотохода БШМ-1 - от отечественного трактора «Агромаш 60ТК» завода ОАО «САРЭКС». Основное назначение шагающих болотоходов БШМ и БШМ-1 - механизация процессов рекультивации болотной почвы, загрязненной нефтью и нефтепродуктами в условиях не-осушенной торфяной залежи с грядово-моча-жинными и грядово-озерными комплексами растительности.
Ранее было приведено описание общего устройства машины и принцип ее передвижения как по прямой, так и на повороте за счет перемещения опор с грунтозацепами и перемещения корпуса по опорам [7-9].
Ниже приведены гидравлические схемы управления шагающим болотоходом и его фрезой.
В гидравлической схеме управления шагающим болотоходом (рис. 6) применен че-тырехзолотниковый гидрораспределитель с ручным управлением, который установлен в кабине машины.
Рабочее давление на гидроцилиндры болотохода подается от шестеренчатого гидронасоса, который входит в состав силовой установки.
При использовании в составе болотохода силовой установки и кабины от колесного трактора трехзолотниковый гидрораспределитель и гидроцилиндр поворота опор могут быть запитаны от гидронасоса привода рулевого управления.
В этом случае поворот опор болотохода будет производиться не перемещением рычага гидрораспределителя, а вращением рулевого колеса.
В гидравлической схеме привода фрезы шагающего болотохода используются гидронасос и гидромотор аксиально-поршневого типа (рис. 7).
Между валами гидромотора и фрезы установлен редуктор, понижающий ее скорость вращения и повышающий крутящий момент.
А между валом гидронасоса и валом отбора мощности (ВОМ) двигателя установлен мультипликатор, который повышает скорость вращения вала гидронасоса до необходимой величины.
Один из первых болотоходов второй размерной группы БШМ после успешных испытаний на болотах Тверской области был отправлен в Нижневартовский район Западной Сибири на Самотлорское месторождение, где
Рис. 5. Серийный образец шагающего болотохода второй размерной группы БШМ-1 конструкции ЗАО «ТЭМЗ» на неосушенном болоте Емельяновского торфяного месторождения ОАО «Тверьторф». Испытание фрезы
Fig. 5. Serial sample of a swamp walker of the second dimension group BSHM-1 The structures of TEMZ CJSC on the undried peat deposit Yemelyanovskoye of Tvertorf OJSC. Milling cutter testing
5 6 6 7 7 в В
Рис. 6. Типовая гидросхема управления шагающим болотоходом: 1 - бак гидравлический; 2 - гидронасос; 3 - гидрораспределитель; 4 - фильтр сливной с предохранительным клапаном; 5 - гидроцилиндр поворота опор; 6 - гидроцилиндры управления грунтозацепом боковых опор; 7 - гидроцилиндры управления грунтозацепом средней опоры; 8 - гидроцилиндры подъема и опускания рабочего органа (фрезы)
Fig. 6. Typical hydraulic control scheme of a swamp walker: 1 - hydraulic tank; 2 - hydraulic pump; 3 - hydraulic distributor; 4 - drain filter with safety valve; 5 - hydraulic cylinder for turning the supports; 6 - hydraulic cylinders for controlling the ground hook of the side supports; 7 - hydraulic cylinders for the control of the ground hook of the middle support; 8 - hydraulic cylinders for lifting and lowering the working body (milling cutters)
Рис. 7. Типовая схема гидропривода фрезы для рекультивации нефтезагрязненной болотной почвы: 1 - бак гидравлический; 2 - гидронасос; 3 - гидромотор; 4 - фильтр всасывающий с предохранительным клапаном; 5 - фильтр сливной с предохранительным клапаном; 6 - клапан обратный; 7 - клапан предохранительный
Fig. 7. Typical scheme of hydraulic drive of a milling cutter for recultivation of oil-contaminated swamp soil: 1 - hydraulic tank; 2 - hydraulic pump; 3 - hydraulic motor; 4 - suction filter with safety valve; 5 - drain filter with safety valve; 6 - check valve; 7 - safety valve
в летне-осенний период выполнял рекультивацию нефтезагрязненных торфяных болот.
Замечаний и рекламаций по конструкции и работе болотохода БШМ со стороны эксплуатирующей экологической организации не было.
Болотоход БШМ также был внедрен в производство в фирме ООО «Межрегиональный центр биологических и химических технологий» (г. Стрежевой), которая успешно применяла шагающую машину в Томской области и в других регионах на работах по рекультивации нефтезагрязненных болотных почв на крупных российских нефтяных месторождениях, в т. ч. Ватьёганском, Пермяковском, Кошелев-ском и др.
Руководители фирмы дали положительную оценку шагающему болотоходу по результатам его работы. Они сообщили, что по проходимости по болотам среди существующей техники болотоходу БШМ альтернативы нет.
При этом в фирме имелась вездеходная машина - амфибия «Truxor» шведского производителя Dorotea Mekaniska AB, которая по своим техническим возможностям оказалась неспособной выполнять рекультивационные работы на болоте.
Ее использовали для своих целей рыбаки и охотники.
Шагающий болотоход БШМ-1 является модернизированным вариантом болотохода БШМ.
После успешных испытаний болотохода БШМ-1 в Тверской области он был отправлен для работы в Тюменскую область, где введен в эксплуатацию в ООО «Коммунальник».
Исходя из отзыва руководителя фирмы ООО «Коммунальник», болотоход БШМ-1 зарекомендовал себя положительно при рекультивации нефтезагрязненной болотной почвы.
На указанном предприятии наибольший эффект восстановления нарушенных земель с использованием машины БШМ-1 и способа сплошного фрезерования болотной почвы достигался при внесении в нее в процессе фрезерования химических реагентов или био-диструктора, а также при внесении нефтеокис-ляющих бактерий и семян многолетних трав.
На болотоходах БШМ и БШМ-1 установлена однороторная фреза с гидроприводом (рис. 8).
С применением однороторной фрезы и гидропривода устранены недостатки, присущие ранее применяемым рабочим органам в виде двухроторных фрез с механическим приводом.
При этом параметры однороторной фрезы для болотоходов второй размерной группы выполнены в соответствии с рекомендациями специалистов ряда экологических организаций Западной Сибири: ООО «Сервисэко-логия» (г. Нефтеюганск), ООО «СибТС-2000» (г. Томск), ООО «Радэкосервис» (г. Радужный), ООО «ЮНЭКО» (г. Нижневартовск) и др. (табл. 6). Фреза состоит из барабана с установленными на нем ножами, приводимого во вращение с помощью гидромотора и редуктора. Ножи имеют Г-образную форму. Каждый нож на определенную величину перекрывает соседний.
Применение одного ротора вместо двух, использование гидропривода и другие усовершенствования позволили упростить кон-
Рос. 8. Однороторная фреза для рекультивации нефтезагрязненной болотной почвы с гидроприводом, устанавливаемая на болотоходах БШМ и БШМ-1. Вид сзади
Fig. 8. Single-rotor milling cutter for recultivation of oil-contaminated swamp soil with hydraulic drive, installed on BSHM and BSHM-1 swamp walkers. Rear view
струкцию фрезы и повысить ее надежность. Использование ленточных проходных ножей, по одному в плоскости резания, с равномерной установкой по диаметру и по ширине ротора и другие конструктивные особенности снизили энергоемкость процесса фрезерования при рекультивации грунта и повысили эффективность работы фрезы.
Для механизации процесса рекультивации болотной почвы с использованием комплексного агротехнического способа на одном из шагающих болотоходов БШМ по заданию заказчика была установлена съемная грузовая площадка грузоподъемностью 500 кг для перевозки по болоту рекультивационных материалов.
Шагающие болотоходы БШМ выпускались по заданиям западно-сибирских экологических организаций ООО «ЮНЭКО» (г. Нижневартовск), ЗАО «СибЭКОтэх» (г. Нягань) и др., расположенных преимущественно в Ханты-Мансийском автономном округе.
Освоив производство болотоходов БШМ, ЗАО «ТЭМЗ» не только применило на практике научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполненные в КПИ, а позднее в ТвГТУ но и усовершенствовало их. Основные характеристики болотохода БШМ выбраны в соответствии с рекомендациями специалистов экологических организаций Западной Сибири (табл. 7).
На болотоход БШМ получен сертификат качества № 0465275, выданный сертификационным центром «МАДИ-СЕРТ» (г. Москва).
На конструкцию основных узлов и механизмов болотохода БШМ в период его разработки, испытаний и внедрения в промышленность получено 8 патентов на полезные модели. Технические решения, отраженные в патентах, направлены на дальнейшее повышение проходимости шагающего болотохода, упрощение его конструкции и повышение надежности в работе. Уникальность болотохода БШМ, его высокие показатели по экологичности и проходимости при передвижении по топким болотам отметил собкор журнала «Изобретатель и рационализатор» О. Горбунов в своей статье [10].
Болотоход БШМ-1 второй размерной группы является усовершенствованным вариантом машины БШМ. На него получены паспорта самоходных машин № ВЕ 628965 и № RU СВ 157 049 (2017 г.), выданные соответственно в 2013 г. и в 2017 г.
Таблица 6. Основные технические показатели фрезы болотоходов БШМ и БШМ-1
Table 6. Main technical indicators of the BSHM and
BSHM-1 swamp cutters
№ п/п Наименование параметра Единицы измерения Величина показателя
1 Масса конструктивная кг 350
2 Ширина захвата м 1,8
3 Диаметр фрезы по концам ножей мм 600
4 Передаточное отношение редуктора привода фрезы - 2,8
5 Подача гидронасоса л/мин 80
6 Максимальное давление в гидросистеме бар 200
Таблица 7. Основные технические показатели шагающего болотохода БШМ второй размерной группы
Table 7. The main technical indicators of the swamp walker BSHM the second dimensional group
№ п/п Наименование показателя для болотохода БШМ Единицы измерения Величина показателя
1 Технологические скорости передвижения по болоту при работе с фрезой (в зависимости от пнистости) км/ч 0,45-1
2 Число передач: - переднего хода - заднего хода шт. 6 6
3 Наименьший радиус поворота м 10
4 Среднее давление под опорами кПа (кг/см2) 10 (0,1)
5 Габаритные размеры: - ширина - ширина с дополнительными понтонами - длина - длина с фрезой - высота - высота со снятым глушителем и кабиной м 2,5 3,8 7.8 8.9 3,35 2,3
6 Масса эксплуатационная кг 6000
Кроме того, получены сертификаты соответствия № ROCCRU. МТ20. С12204 со сроком действия с 2013 г. и № RU СВ 157 049 со сроком действия с 2017 г.
Из сравнения технических показателей болотоходов БШМ и БШМ-1 следует (табл. 8), что последняя модель при прочих равных условиях имеет на 30% большую мощность силовой установки, что достигнуто за счет применения
Таблица 8. Сравнение некоторых технических показателей болотоходов БШМ и БШМ-1 Table 8. Comparison of some technical indicators of swamp walkers BSHM and BSHM-1
№ п/п Наименование показателя Единицы измерения Величина показателя
БШМ БШМ-1
1 Модель силовой установки - Д130 Д130Т
2 Эксплуатационная мощность силовой установки кВт (л. с.) 33,1 (45) 44,1 (60)
3 Масса дизеля (сухого), в зависимости от комплектации кг 329-340 335-345
4 Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности г/кВт-ч (г/л. с.-ч) 241 (177) 230 (169)
5 Передние скорости передвижения по болоту км/ч 0,45-3,5 0,45-4,0
6 Скорость вращения барабана фрезы об/мин 300 400
7 Максимальная глубина фрезерования мм до 300 до 350
8 Производительность болотохода (в зависимости от условий эксплуатации) га/ч 0,08-0,18 0,1-0,2
в конструкции машины двигателя, оснащенного турбонаддувом.
При этом общая масса элементов турбонад-дува составляет всего лишь 10 кг.
В конструкции последней модели болотохода, кроме того, увеличена скорость вращения фрезы, что способствовало более качественной переработке верхнего растительного слоя болотистой почвы, особенно с наличием значительного травяного покрова.
В отличие от БШМ на болотоходе БШМ-1 установлена кабина повышенной комфортности, обеспечивающая нормальные условия для работы в различных климатических зонах, в том числе и в Западной Сибири. Кабина имеет автономный отопитель и вентиляционное
устройство, обдув переднего стекла горячим воздухом и освещение.
Шагающие болотоходы третьей размерной группы
Представителями шагающих болотоходов третьей размерной группы являются созданные в КПИ на кафедре ТМК образцы машин КШ-1, БТ-1 и его модификации.
Шагающий каналокопатель КШ-1 разработан по заказу РПО «Латвмелиорация» и изготовлен на ЗОМе ВНИИТП. Он предназначен для предварительного осушения торфяных залежей любой категории сложности (рис. 9) [11, 12].
Рис. 9. Шагающий каналокопатель КШ-1 третьей размерной группы конструкции КПИ с конической шнековой фрезой навесного типа
Fig. 9. Walking channel digger KSh-1 of the third dimensional group of the KPI design with a conical screw cutter of the hinged type
Его силовая установка и кабина заимствованы от энергонасыщенного сельскохозяйственного колесного трактора Т-150К. В качестве рабочего органа применена коническая шне-ковая фреза от торфяной машины МТП-37.
Рама фрезы шарнирно соединена с рамой болотохода.
Перевод рабочего органа в транспортное и рабочее положения производится при помощи пары гидроцилиндров. Вращение фрезы осуществляется от вала отбора мощности силовой установки с помощью карданного телескопического вала и конического редуктора. Верхние витки шнека фрезы переходят в две радиальные лопасти ротора, размещенные в цилиндрической части кожуха, который имеет окно для выброса грунта на поверхность поля (вправо по ходу движения машины). Режущая кромка витков шнека выполнена с наплавкой из твердого сплава металла.
Отличительная особенность фрезы: к виткам ее шнека прикреплено 25 ножей Г-образ-ной формы. Резцы повышают эффективность работы фрезы при переработке древесно-во-локнистых включений, входящих в состав торфяного грунта.
По сравнению с шагающими болотоходами второй размерной группы каналокопатель КШ-1 имеет более высокую проходимость, которая обусловлена развитой опорной поверхностью, значительным водоизмещением опор (24 м3) и повышенной мощностью силовой установки, представляющей собой шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель модели СМД-60 Белгородского моторного завода (табл. 9), вместо которого впоследствии стал применяться еще более мощный двигатель модификации ЯМЗ-236 Ярославского моторного завода.
Высокие тягово-сцепные свойства канало-копателя КШ-1, помимо прочего, были обеспечены наличием в конструкции его ходовой части активного грунтозацепа [13].
Каналокопатель КШ-1 внедрен в производство в РПО «Латвмелиорация» на осушении труднопроходимых верховых болот Латвии (болото «Палшу»).
Осушение болот в Латвии производилось с целью последующей добычи фрезерного подстилочного торфа.
За два месяца каналокопатель КШ-1 вырыл траншеи первичного осушения протяженностью 11 км. Его производительность более чем в 2 раза превысила производительность экскаватора Э-304.
Таблица 9. Технические характеристики шагающего каналокопателя КШ-1
Table 9. Technical characteristics of the KSH-1 walking channel digger
№ п/п Наименование Единицы измерения Величина
1 Масса кг 16 000
2 Габаритные размеры (длина, ширина, высота) м 13 х 5,4 х 3,6
3 Номинальная мощность силовой установки (СМД-60) кВт (л. с.) 117,7 (160)
4 Среднее давление под опорами (в зависимости от осадки) кПа 4 ... 7
5 Осадка в воде м 0,55 ... 0,6
6 Наименьший радиус поворота м 8 ... 10
7 Скорости передвижения (вперед/назад) км/ч (0,4.2,0)/ (0,7.1,25)
8 Частота вращения шнека фрезы об/мин 400
9 Размеры отрываемых канав: - глубина -ширина по верху - ширина по дну м до 1,2 до 1,0 0,15
10 Дальность выброса грунта м 10
11 Производительность км/ч до 0,6
Производственники Мадонской ПМК-19 присвоили шагающему каналокопателю КШ-1 имя «Эдгарс» [14] - в честь главного героя повести Рудольфа Блауманиса «В трясине».
По отзывам производственников, при проведении предварительного осушения болот шагающий каналокопатель КШ-1 по сравнению с одноковшовым экскаватором имеет следующие преимущества:
• проходимость машины обеспечивается без применения каких-либо стланей или других приспособлений;
• производительность при рытье траншей увеличивается более чем в 2 раза;
• при передвижении по болоту не нарушается его поверхностный слой;
• не происходит деформация откосов вырытых траншей;
• грунт равномерно разбрасывается по поверхности болота без образования валков. С внедрением в промышленность только
одного каналокопателя КШ-1 «Эдгарс» практически был решен вопрос предварительного осушения всех торфяных болот Латвии.
Годовой экономический эффект от использования шагающего каналокопателя КШ-1 в 1991 году составил 130 тыс. руб.
Эта величина складывается из эффекта в сфере подготовки производственной площади и эффекта от сокращения срока предварительного осушения.
При определении экономического эффекта использована методика МТП РСФСР, при этом сравниваемым вариантом оборудования был принят применяемый в промышленности вариант осушения болот с использованием торфяного экскаватора МТП-71, выполняющего осушительные каналы по промороженной колее.
Техническая характеристика машины БТ-1 приведена ниже (табл. 10).
Болотный тягач БТ-1, так же, как и канало-копатель КШ-1, оснащен силовой установкой и кабиной от трактора Т-150К (рис. 10).
После успешных испытаний на неосушен-ных болотах Тверской области шагающий болотный тягач БТ-1 был отправлен на строительство трубопроводов в Западную Сибирь в суровые условия сургутских болот на Фёдоровское месторождение - крупное нефтегазокон-денсатное месторождение Ханты-Мансийского автономного округа [12, 15]. С целью выполнения работ по строительству трубопроводов машина была оснащена кран-балкой грузоподъемностью 3 т и тяговой лебедкой усилием 10 т (рис. 11).
Кран-балка позволила шагающей машине укладывать железобетонные пригрузы на трубопроводы при их строительстве на перехо-
дах через болота. Только за один год машиной были выполнены работы по транспортировке пригрузов и их укладке при строительстве линейной части магистральных трубопроводов общей длиной 44 км.
Таблица 10. Основные технические данные шагающего болотного тягача БТ-1
Table 10. Basic technical data of the walking swamp
tractor BT-1
№ п/п Наименование показателя Единицы измерения Величина показателя
1 Номинальная мощность силовой установки СМД-60 кВт (л. с.) 117,7 (160)
2 Скорости передвижения по болоту: -передние - задние км/ч 0,3-2,0 0,5-1,0
3 Скорость передвижения по воде км/ч 0,5
4 Осадка в воде м 0,55
5 Среднее давление под опорами при осадке 0,2 м кПа (кг/см2) 7 (0,07)
6 Габаритные размеры: - длина - ширина - высота км/ч 8,0 5,4 3,8
7 Масса эксплуатационная кг 16 000
8 Минимальный радиус поворота м 6,5
9 Длина шага одной опоры м 2,6
^tjfl'.* ,
Рис. 10. Шагающий болотный тягач БТ-1 третьей размерной группы конструкции КПИ на испытании в Тверской области на неосушенной торфяной залежи верхового типа
Fig. 10. The walking swamp tractor BT-1 of the third dimensional group of the KPI design is being tested in the Tver Region on an undried peat deposit of the riding type
Рис. 11. Шагающая машина конструкции КПИ, предназначенная для балластировки трубопроводов на болотах. Вид сзади
Fig. 11. A walking machine of the KPI design for ballasting pipelines in swamps. Rear view
Фактический годовой экономический эффект от внедрения машины БТ-1, оборудованной грузоподъемным устройством, составил в тресте «Сургуттрубопроводстрой» на установке пригрузов на трубопроводы в 1988 году 740 тыс. руб.
Производственники треста «Сургуттрубопроводстрой» дали положительную оценку болотоходу БТ-1.
Но наиболее полезным для авторов разработки было мнение местных органов власти, специалистов и руководителей треста «Сургуттрубопроводстрой».
Так, газета «Строитель трубопроводов», орган администрации треста «Сургуттрубопроводстрой», 13 ноября 1987 г. в № 45 в статье «Идут испытания» писала: «Вот уже в течение двух месяцев в СМУ-46 проходит эксперимент по испытанию образцов новой техники.
В целом испытания проходят успешно. Понравился трассовикам шагающий болотоход, созданный на базе трактора Т-150К.
Болотоходу подвластны практически любые типы болот...».
А годом позже главный механик КТП № 5 треста «Сургуттрубопроводстрой» в статье «Наша новинка» сургутской газеты «Строитель трубопроводов» от 28.10.1988 г. написал: «В системе нашего министерства работаю 23 года.
Принимал участие в строительстве нефтегазопроводов от Средней Азии до Заполярья.
Но, признаюсь, лучше шагающего болотохода БТ-1 нигде не видел.
Это мечта каждого начальника участка! Фёдоровские болота славятся своей непроходимостью, топями. Но для шагающего болотохода они оказались не страшны.».
В той же газете, в статье «Не страшны болота» управляющий трестом «Сургуттрубопроводстрой» называет шагающий болотоход по аналогии с речным ТУЕРОМ - болотным ТУЕРОМ и отмечает: «... факт, что сегодня эта машина уже работает там, где импортные болотоходы тонут или буксуют, говорит сам за себя ...».
Однако использование болотохода БТ-1 для перевозки и укладывания железобетонных пригрузов на трубопроводы при их строительстве на переходах через болота не единственное применение шагающей машины в трубопроводном строительстве.
Испытания шагающего болотного тягача БТ-1 показали возможность его эффективного применения в качестве машины для проминки снега и колки льда на строительной полосе в осенне-зимний период.
С этой целью к торцу каждой опоры была приварена усиленная носовая часть специальной формы для колки льда (рис. 12).
Кроме того, болотоход был оснащен съемными колесами.
Средняя скорость перебазировки болотохода в качестве прицепа на съемных колесах по дорогам общего пользования от одного участка работы до другого составила 40 км/ч.
Передвижение шагающей машины БТ-1 по строительной полосе позволило проморозить ее значительно раньше и обеспечить сквозной проезд по ней строительный техники, тем самым начать раньше строительный сезон на переходах через болота.
При этом расчетный годовой экономический эффект от использования машины БТ-1 при сооружении трубопровода диаметром 530 мм и объеме работ 90, 50 и 20 км за один строительный сезон составил соответственно 1 млн 473 тыс. руб.; 821,5 тыс. руб. и 335,13 тыс. руб.
Опыт эксплуатации шагающей машины БТ-1 и ее модификаций в специфических производственных условиях позволил выявить ее основные области применения в трубопроводном строительстве, к которым относятся балластировка трубопроводов всеми типами пригрузов на болотах всех типов, прокладка лидерного и тягового тросов через болота, летнее строительство промысловых трубопроводов малых диаметров методом протаскивания и др.
Таким образом, созданная машина БТ-1 и ее модификации практически могут выполнять
многие виды работ в трубопроводном строительстве.
О доставке шагающих болотоходов к месту работы
Шагающие болотоходы имеют относительно небольшую транспортную скорость и относятся к специальным машинам. Из-за небольшой скорости нецелесообразно их передвижение своим ходом на большие расстояния по грунтовым и другим дорогам с твердым покрытием. На большие расстояния от места изготовления до места работы болотоходы можно перевозить любым видом транспорта, в том числе железнодорожным, автомобильным и морским. У каждого вида перевозки есть свои преимущества и недостатки. Железнодорожным транспортом не всегда есть возможность доставить шагающий болотоход в точку, указанную заказчиком. Автотранспорт более мобилен, удобен и более востребованный по сравнению с железнодорожным видом транспорта. Автотранспортом можно выбрать практически любой маршрут для доставки спецтехники, при этом минимизируется число перевалок и уменьшаются расходы на перевозку.
Тверские заводы-изготовители имеют опыт транспортирования шагающих болотоходов своим заказчикам на большие расстояния, измеряемые несколькими тысячами километров, как железнодорожным, так и автотранспор-
Рис. 12. Шагающая машина конструкции КПИ, предназначенная для проминки строительной полосы Fig. 12. A walking machine of the KPI design for sealing the construction strip
том, в различные города Западной Сибири по дорогам всех категорий и классов, включая автомагистрали и дороги международного сообщения. В связи с небольшой массой болотохода второй размерной группы для его погрузки на автотранспорт с целью доставки к месту эксплуатации требуется грузоподъемное средство в виде крана или трубоукладчика небольшой грузоподъемности (10-12 т).
При этом по сравнению с громоздкими шагающими машинами третьей размерной группы при эксплуатации болотоходов меньшей размерной группы снижаются затраты их владельцев по доставке оборудования к многочисленным местам нефтяных загрязнений. С целью буксировки шагающего болотохода на катках автомобилем по твердому грунту можно использовать устройство, обеспечивающее вывешивание машины на катки без посторонней помощи [16].
При этом катки из верхнего положения опускают в нижнее транспортное положение, и наоборот, поднимают обратно в верхнее (исходное) положение с помощью привода самого болотохода.
Заключение
Важность вопросов о необходимости разработки высокопроходимой болотоходной техники для освоения болот, в частности для рекультивации нефтезагрязненных болотных почв и разработки новых эффективных способов рекультивации, неоднократно отмечалась на многочисленных региональных, всероссийских и международных научно-технических конференциях и совещаниях по экологии, проводимых в различное время в различных городах Западной Сибири (Тюмень, Ханты-Мансийск, Сургут, Нефтеюганск), а также в Екатеринбурге и Москве.
Выше приведены реальные практические примеры и перспективные возможности широкого использования тверских шагающих болотоходов различных размерных групп в нефтегазовой промышленности, в частности, на рекультивации поверхности болотных почв, загрязненных нефтью и нефтепродуктами и на строительстве трубопроводов на переходах через болота в летнее время.
На основании многолетнего практического опыта можно сделать вывод о том, что шагающие болотоходы благодаря своим преимуществам по проходимости и экологичности находятся вне конкуренции по сравнению с
традиционными типами вездеходных машин и становятся незаменимым средством для освоения труднопроходимых неосушенных торфяных болот в различных регионах России, в том числе для освоения западно-сибирских топких болот с наличием грядово-мочажинного и грядово-озерного комплексов растительности. Высокопроходимый шагающий болотоход второй размерной группы БШМ-1 используется не только для рекультивации поверхности болотных почв, загрязненных нефтью и нефтепродуктами. Он может стать базовым средством для установки дополнительного навесного и прицепного оборудования и выполнения всего комплекса работ по ликвидации аварийных разливов нефти в условиях неосушенных болот.
В настоящее время проводятся работы по дальнейшему усовершенствованию шагающей машины с целью повышения ее тяго-во-сцепных свойств за счет автоматизации управления грунтозацепами и с целью упрощения управления процессом ее поворота за счет его автоматизации [17-19]. Несмотря на сказанное выше, механизация работ по рекультивации поверхности болотных почв и в настоящее время остается проблемой номер один для нефтяных компаний и экологических организаций, что связано с отсутствием серийно выпускаемых отечественных болотоходных машин высокой проходимости, а также отсутствием научно обоснованных и эффективных технологий рекультивации болотных почв. Для поиска путей разрешения всех аспектов проблемы механизации работ по рекультивации поверхности болотных почв необходима координируемая концентрация усилий всех заинтересованных правительственных, научных и производственных организаций.
Библиографический список
1. Петров А.А. Высокопроходимая шагающая техника для освоения болот и устранения нефтяных загрязнений болотных почв. Современные проблемы развития нефтегазовой промышленности России // Неф-тегазопромысловый инжиниринг. - 2005. -№ 3. - С. 27-32.
2. Петров А.А. Рекультивация нефтезагряз-ненных болотных почв с использованием высокопроходимой техники / А.А. Петров,
B.М. Васильев // Химическое и нефтегазовое машиностроение. - 2005. - № 4. -
C. 38-40.
3. Коровицын Л.Ф. Шагающий болотоход / Л.Ф. Коровицын, А.А. Петров, И.В. Третьяков // Торфяная промышленность. -1983. - № 4. - С. 26-27.
4. Шагающий болотоход / Л.Ф. Коровицын, А.А. Петров, Н.П. Васильев, В.Г. Ткачёв // Гидротехника и мелиорация. - 1987. - № 2. -С. 49-51.
5. Исследовать и создать высокопроходимое транспортное средство для передвижения и работы на неосушенных торфяных месторождениях: отчет о НИР (промежу-точн.) / Калининский политехнический ин-т; рук. Коровицын Л.Ф.; ответств. ис-полн. Петров А.А. Калинин, 1981. 61 с. № ГР 80046421. Инв. № 02822025744.
6. Разработать технологию и средства механизации строительства трубопроводов с использованием шагающего болотного тягача на переходах через болота: отчет о НИР (промежут.) / Калининский поли-техн. ин-т; рук. Коровицын Л.Ф.; ответств. исполн. Петров А.А. Калинин, 1986. 51 с. № ГР 01860121409. Инв. № 0287.0049103.
7. Петров А.А. Обоснование рационального шагающего механизма для болотоходной техники / А.А. Петров, Б.Ф. Зюзин // Труды ИНСТОРФА. - 2023. - № 27 (80). - С. 33-52.
8. Петров А.А. Исследование процесса передвижения активных грунтозацепов шагающей болотоходной машины и определение оптимальных моментов их включения и выключения для автоматического управления / А.А. Петров, Б.Ф. Зюзин // Труды ИНСТОРФА. - 2021. - № 23 (76). - С. 34-47.
9. Петров А.А. Исследование процесса передвижения опор шагающей болотоходной машины на повороте и определение оптимальных моментов включения и выключения привода их поворота для автоматического управления / А.А. Петров, Б.Ф. Зюзин // Труды ИНСТОРФА. - 2021. -№ 24 (77). - С. 37-52.
10. Горбунов О. Пять причин вернуться к теме, или Совершенству нет предела / О. Горбунов // Изобретатель и рационализатор. -2007. - № 5. - С. 8.
11. ПетровА.А. Шагающий болотный траншеекопатель / А.А. Петров, Л.Ф. Коровицын,
B.Н. Александров // Каталог паспортов. Научно-технические достижения, рекомендуемые для использования в мелиорации и водном хозяйстве. - М.: ЦБНТИ, 1992. -Вып. 14. - С. 11-12.
12. Зюзин Б.Ф. Кафедра технологических машин и оборудования ТвГТУ: История, достижения, перспективы развития (к столетию со дня создания) / Б.Ф. Зюзин, Л.В. Копенкина. - Тверь: ТвГТУ, 1922. -
C. 43-45.
13. Петров А.А. Способы увеличения тягово-сцепных свойств шагающих болотоход-ных машин и устройства для их осуществления / А.А. Петров, Б.Ф. Зюзин // Труды ИНСТОРФА. - 2022. - № 25 (78). - С. 24-44.
14. Петров А.А. Высокопроходимая машина для осушения болот / А.А. Петров, Л.Ф. Ко-ровицын, В.Н. Александров, В.В. Шустс // Мелиорация и водное хозяйство. - 1991. -№ 11. - С. 33-34.
15. Коровицын Л.Ф. Болотоходная шагающая машина для освоения неосушенных торфяных залежей / Л.Ф. Коровицын, А.А. Петров, А.Ю. Коровочкин и др. // Торфяная промышленность. - 1988. - № 5. -С. 14-16.
16. А.с. №1596602 СССР, МПК В62Д 57/02. Шагающий вездеход / Л.Ф. Коровицын, А.А. Петров, В.Н. Александров и др. (СССР). № 4648211/11; заявл. 10.02.89; опубл. 15.05.94, Бюл. № 9.
17. Патент на изобретение 2779001 Российская Федерация, МПК B62D 57/02. Шагающий болотный тягач / А.А. Петров, Б.Ф. Зю-зин, А.И. Замула и др.; заявитель Тверской государственный технический университет; опубл. 30.08.22 г. Бюл. № 25.
18. Патент на изобретение 2792148 Российская Федерация, МПК B62D 57/02. Шагающий болотоход / А.А. Петров, Б.Ф. Зюзин, А.И. Замула и др.; заявитель Тверской государственный технический университет; опубл. 17.03.2023 г. Бюл. № 8.
19. Патент на изобретение 2809311 Российская Федерация, МПК B62D 57/02. Болотоходная шагающая машина / Петров А.А., Зюзин Б.Ф., Карпов М.А. и др.; опубл. 11.12.2023 г. Бюл. № 35.