Научная статья на тему 'Твердые пероральные лекарственные формы: изучение потребительских предпочтений пациентов (на примере антигипертензивных препаратов)'

Твердые пероральные лекарственные формы: изучение потребительских предпочтений пациентов (на примере антигипертензивных препаратов) Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1038
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБЛЕТКИ / ДЖЕНЕРИК / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / TABLETS / GENERIC / CONSUMER PREFERENCES / ARTERIAL HYPERTENSION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Дмитриева Елена Владимировна, Егорова Светлана Николаевна

Исследование посвящено изучению потребительских предпочтений пациентов при покупке твердых лекарственных форм на примере антигипертензивных лекарственных препаратов. Разработана анкета, содержащая 18 вопросов; респондентами выступили 400 пациентов, которым поставлен диагноз «артериальная гипертензия»; опрос проводился на базе стационаров, поликлиник. Установленные предпочтения пациентов могут быть использованы фармацевтическими предприятиями при разработке состава и технологии лекарственных препаратов-дженериков для лечения артериальной гипертонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Дмитриева Елена Владимировна, Егорова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hard peroral medical forms: the study of consumer preferences of patients (by the example of antihypertensive preparations)

The research is devoted to patients' consumer preferences study in a case of buying tablets based on the example of antiarterial hypertension. We worked out a questionnaire, containing 18 questions; 400 patients with arterial hypertension disease were interrogated; the interrogation was led in hospitals and polyclinics. Ascertained patients preferences may be used by the pharmaceutical enterprises in the process of medicinal generic preparations structure and technology working out for treatment of an arterial hypertension.

Текст научной работы на тему «Твердые пероральные лекарственные формы: изучение потребительских предпочтений пациентов (на примере антигипертензивных препаратов)»

УДК 615.453:615.225.2:614.27

ТВЕРДЫЕ ПЕРОРАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ:

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПАЦИЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫХ ПРЕПАРАТОВ)

Е.В. Дмитриева, С.Н. Егорова, ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»

Дмитриева Елена Владимировна - e-mail: [email protected]

Исследование посвящено изучению потребительских предпочтений пациентов при покупке твердых лекарственных форм на примере антигипертензивных лекарственных препаратов. Разработана анкета, содержащая 18 вопросов; респондентами выступили 400 пациентов, которым поставлен диагноз: «артериальная гипертензия»; опрос проводился на базе стационаров, поликлиник. Установленные предпочтения пациентов могут быть использованы фармацевтическими предприятиями при разработке состава и технологии лекарственных препаратов-дженериков для лечения артериальной гипертонии. Ключевые слова: таблетки, дженерик, потребительские предпочтения, артериальная гипертензия.

The research is devoted to patients' consumer preferences study in a case of buying tablets based on the example of antiarterial hypertension. We worked out a questionnaire, containing 18 questions; 400 patients with arterial hypertension disease were interrogated; the interrogation was l ed in hospitals and polyclinics. Ascertained patients preferences may be used by the pharmaceutical enterprises in the process of medicinal generic -preparations structure and technology working out for treatment of an arterial hypertension.

Key words: tablets, generic, consumer preferences, arterial hypertension.

Стратегически важным направлением здравоохранения России является масштабное увеличение на фармацевтическом рынке доли дженериковых лекарств отечественного производства [1]. Фармацевтическим предприятиям необходимо наладить выпуск конкурентоспособной продукции, поэтому возникает необходимость исследовать состояние потребительских предпочтений населения по отношению к лекарственным препаратам как к товару. Потребительские свойства имеют стратегическое значение на всех этапах разработки лекарственных препаратов и далее до позиционирования, конструирования, изготовления, установления цены, поставки, рекламирования, сбыта, финансирования и технического обслуживания [2, 3].

Одним из самых распространенных заболеваний в экономически развитых странах, с которым приходится сталкиваться практическим врачам, является артериальная гипертония (АГ). В Российской Федерации, как и во всем мире, АГ остается одной из самых актуальных проблем

кардиологии, распространенность ее среди взрослого населения в нашей стране, по данным ГНИЦ профилактической медицины РФ, на сегодняшний день достигает 40% [4]. Современный фармацевтический рынок предлагает большое количество различных групп высокоэффективных препаратов для лечения АГ. Несмотря на то что антигипертензивные препараты являются рецептурными, нередко врач выписывает их под международным непатентованным названием (МНН). В таком случае пациент оказывается перед выбором нескольких торговых марок одного действующего вещества, и ему приходится осуществлять отбор оптимального варианта из перечня предлагаемых лекарственных препаратов.

Целью исследования явилось изучение потребительских предпочтений пациентов при приобретении перо-ральных лекарственных средств для лечения АГ.

Материалы и методы. Для выявления потребительских предпочтений пациентов при выборе лекарственных препаратов для лечения АГ использован метод социологических

исследований - анкетирование. Для проведения данного исследования была составлена авторская анкета, содержащая 18 вопросов. Респондентами выступили 400 пациентов, которым поставлен диагноз: «артериальная гипертензия»; опрос проводился на базе стационаров (городская клиническая больница № 5), поликлиник (городская поликлиника № 7, поликлиническое отделение Республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения Республики Татарстан), аптек ГУП «Таттехмедфарм» и ООО «Сакура-фармация» г. Казани.

Дизайн исследования включал в себя следующие этапы:

• составление анкеты,

• формирование группы респондентов,

• анкетирование респондентов (на базе стационаров, поликлиник и аптек Казани),

• обработка анкет,

• выявление потребительских предпочтений.

По месту проведения опроса были сформированы 2 группы респондентов: группа 1 - респонденты в ЛПУ (поликлиники и стационары) и группа 2 - респонденты в аптеке.

В качестве факторов, влияющих на выбор респондентами антигипертензивных препаратов, были выделены: назначение врача, стоимость препарата, страна-производитель лекарственного препарата, вид лекарственной формы, цвет и размер таблеток, количество таблеток в упаковке.

Обработка полученных результатов производилась с использованием стандартных возможностей Microsoft Office Excel 2003 и специального пакета программ для обработки результатов анкетных исследований, разработанного на факультете психологии Казанского государственного университета Вагаповым Р.Г. (Казань, 1999). Для установления статистически значимых различий использовался критерий § - угловое преобразование Фишера [5].

Результаты и их обсуждение

В качестве основных признаков характеристики респондентов были использованы: пол, возраст, социальная принадлежность, уровень образования, месячный доход, а также длительность приема антигипертензивных препаратов. Большую часть респондентов составляли женщины (73% от общего числа респондентов). Среди проанкетированных потребителей превалировали люди от 50 до 65 лет - 57%. В аспекте социального статуса большую часть опрошенных составляли служащие (45%) и пенсионеры (29%); студенты и учащиеся составляли всего 1%. В опросе участвовали также руководители и владельцы предприятий, их число было незначительным и составило 0,75%. Преобладающая часть опрошенных пациентов имела высшее (46%) и среднее профессиональное (30%) образование. По уровню месячного дохода на одного члена семьи опрос показал следующее распределение: доход большей части респондентов (55%) составляет от 5-15 тыс. рублей; доля лиц с доходом более 25 тыс. рублей в месяц - 8%. Антигипертензивные лекар-

ственные средства принимали от 1 до 5 лет 42% респондентов, до 1 года - 22%, 5-10 лет - 21%, более 10 лет -15% опрошенных (рис. 1).

Результаты опроса показали, что 96% больных из опрошенных в ЛПУ (1-я группа) приобретают антигипертензивные препараты по назначению врача, что является закономерным, так как большинство лекарств данной группы относятся к подлежащим к отпуску из аптек по рецепту. В то же время при анализе ответов на данный вопрос в группе 2 (опрос в аптеке) процент приобретающих препараты по назначению врача несколько ниже и составляет 90% ^-4,551 при р<0,001) (рис. 2). В группе 2 увеличивается количество пациентов, обращающихся за консультацией к фармацевту, их количество составило 5% ^-3,521 при р<0,001).

100% 1 96%

| 80% -

си

I 60% -

§ 40% -§ 20% -0%

90%

□ Респонденты в ЛПУ □ Респонденты в аптеке

РИС. 2.

Количество пациентов, приобретающих антигипертензивные препараты по назначению врача.

Важным фактором при покупке лекарственного средства является его стоимость. Установлено, что для 30% больных АГ в группе 1 (опрос в ЛПУ) и для 44,5% в группе 2 (опрос в аптеках) цена лекарства не имеет значения, главное, чтобы препарат подействовал. Интересно, что доля респондентов, указавших на незначимость цены, достоверно выше в месте приобретения препарата (в аптеке), чем в месте его прописывания (в ЛПУ) Ы-2,512, р<0,01). В то же время довольно значительное количество пациентов отметили, что постараются выбрать препарат, более доступный по цене: их количество составило 42% в ЛПУ и 38% в аптеке ^-2,413, р<0,05).

21% больных, проанкетированных в ЛПУ, отметили, что приобретают только самые дорогие лекарственные средства, тогда как среди проанкетированных в аптеке дорогие препараты могут позволить себе 12% пациентов ^-2,189, р<0,05). По-видимому, это связано с тем, что в аптеке лекарственный препарат выступает в роли товара, и потребитель не хочет или не может приобрести более дорогой товар.

Результаты анализа ответов по значению страны-производителя при выборе лекарственного препарата показали, что данный фактор имеет значение для 58% проанкетированных пациентов в ЛПУ и 61% - в аптеках ^-1,833, р<0,001).

Одной из важных задач данного исследования являлось изучение отношения потребителей к отечественным производителям лекарственных препаратов. При проведении опроса были получены следующие результаты: 36% пациентов ЛПУ и 34% посетителей аптек предпочитали препараты отечественного производства. Только импортных западных производителей выбрали 14% респондентов в ЛПУ и 16% в аптеках ^-2,351, р<0,01) (рис. 3).

Выявилась тенденция взаимосвязи между ежемесячным доходом потребителей и их предпочтениями в выборе производителя, а также значением стоимости препаратов: чем выше был указан доход, тем в большей степени отмечалась готовность приобрести только препарат западных производителей и заплатить более высокую цену при покупке препарата.

Выпуская на рынок конкурентоспособную продукцию, предприятие-производитель может рассчитывать на определенную долю рынка за счет вытеснения препарата-аналога. Повышение уровня конкурентоспособности достигается как за счет эффективности препаратов, так и улучшения потребительских свойств лекарственных средств как товара, в связи с чем в анкету был включен блок вопросов, касающихся изучения предпочтений пациентов в выборе вида лекарственной формы, наиболее удобной в применении, размера и цвета таблеток для лечения АГ, наличие риски на таблетках, а также количества таблеток в упаковке.

Пациенты, опрошенные в ЛПУ, отметили, что принимают препараты, снижающие АД, в виде твердых пероральных лекарственных форм: таблетки - 94%, капсулы - 2%.

Большинство респондентов в местах продаж - в аптеках -предпочитают также таблетки (88%), однако достоверно выше доля лиц, принимающих капсулы (9%) ^-1,911, р<0,001) (рис. 4).

* 100% -| _0

| 80% -

СО

со

Ц 60% -

со

& 40% -о

* 20% -о

0%

94%*

2%*

9%

4%* 5%

Таблетки

Капсулы Прочие ЛФ

□ Респонденты в ЛПУ ■ Респонденты в аптеке

РИС. 4.

Распределение предпочтений пациентов по виду лекарственной формы антигипертензивного препарата.

Для 65% опрашиваемых (64% в ЛПУ и 67% в аптеках) было бы удобнее, если количество таблеток в упаковке хватало бы на месячный курс лечения.

При ответе о наиболее предпочтительном цвете и размере таблеток респонденты в обеих группах отвечали одинаково, в связи с чем вычислялся средний показатель. Были получены следующие результаты: большинство пациентов (63%) предпочитают таблетки белого цвета, для 31% опрошенных цвет таблеток не имеет значения, 4% и 2% проанкетированных потребителей предпочитают таблетки зеленого и красного цвета соответственно.

При изучении вопроса о наиболее подходящем размере таблеток было отмечено, что большинство (61,5%) пациентов предпочитают мелкие таблетки с диаметром менее 9 мм, не обращают внимание на размер таблетки 23,5% респондентов.

Качество оформления внешнего вида упаковки признали значимым 89% респондентов, проанкетированных в ЛПУ, и 91% респондентов, проанкетированных в аптеках, отметив,

что качественная упаковка вызывает доверие. Вид упаковки (блистеры или стеклянная банка) для большинства потребителей (57% в 1-й группе и 60% во 2-й группе) не имел значения.

Установленные предпочтения пациентов могут быть использованы фармацевтическими предприятиями при разработке состава и технологии лекарственных препаратов для лечения артериальной гипертонии.

Выводы

1. Больные АГ приобретают лекарственные средства преимущественно по назначению врача.

2. Более 80% пациентов готовы приобретать отечественные лекарственные средства.

3. Для большинства пациентов определяющим фактором при выборе препарата-дженерика является цена, 40% могут позволить себе только самые дешевые препараты

4. Предпочтительным видом лекарственной формы для перорального приема являются таблетки белого цвета диа-

метром не более 9 мм в упаковке, рассчитанной на месячный курс лечения. ОД

ЛИТЕРАТУРА

1. ^рр// www.Pharma2020.ru.

2. Дорофеева О.В., Синайская О.В. Маркетинговые исследования закономерностей потребительского поведения при выборе лекарственных препаратов. //Вестник ВГУ. 2004. № 2. С. 193-198.

3. Мнушко З.Н., Грекова И.А. Исследование потребительских предпочтений и конкурентоспособности лекарственных препаратов. //Провизор. 1998. № 22. С. 26-28.

4. Морозова Т.Е. Артериальная гипертензия: значение индивидуального выбора лекарственных средств. //Системные гипертензии. 2009. № 4. С. 42-47.

5. Орлов А.И. Математика случая. Вероятность и статистика - основные факты. //Учебное пособие. М.: МЗ-Пресс, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.