УДК 615.453:615.225.2:614.27
ТВЕРДЫЕ ПЕРОРАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ:
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПАЦИЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫХ ПРЕПАРАТОВ)
Е.В. Дмитриева, С.Н. Егорова, ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»
Дмитриева Елена Владимировна - e-mail: [email protected]
Исследование посвящено изучению потребительских предпочтений пациентов при покупке твердых лекарственных форм на примере антигипертензивных лекарственных препаратов. Разработана анкета, содержащая 18 вопросов; респондентами выступили 400 пациентов, которым поставлен диагноз: «артериальная гипертензия»; опрос проводился на базе стационаров, поликлиник. Установленные предпочтения пациентов могут быть использованы фармацевтическими предприятиями при разработке состава и технологии лекарственных препаратов-дженериков для лечения артериальной гипертонии. Ключевые слова: таблетки, дженерик, потребительские предпочтения, артериальная гипертензия.
The research is devoted to patients' consumer preferences study in a case of buying tablets based on the example of antiarterial hypertension. We worked out a questionnaire, containing 18 questions; 400 patients with arterial hypertension disease were interrogated; the interrogation was l ed in hospitals and polyclinics. Ascertained patients preferences may be used by the pharmaceutical enterprises in the process of medicinal generic -preparations structure and technology working out for treatment of an arterial hypertension.
Key words: tablets, generic, consumer preferences, arterial hypertension.
Стратегически важным направлением здравоохранения России является масштабное увеличение на фармацевтическом рынке доли дженериковых лекарств отечественного производства [1]. Фармацевтическим предприятиям необходимо наладить выпуск конкурентоспособной продукции, поэтому возникает необходимость исследовать состояние потребительских предпочтений населения по отношению к лекарственным препаратам как к товару. Потребительские свойства имеют стратегическое значение на всех этапах разработки лекарственных препаратов и далее до позиционирования, конструирования, изготовления, установления цены, поставки, рекламирования, сбыта, финансирования и технического обслуживания [2, 3].
Одним из самых распространенных заболеваний в экономически развитых странах, с которым приходится сталкиваться практическим врачам, является артериальная гипертония (АГ). В Российской Федерации, как и во всем мире, АГ остается одной из самых актуальных проблем
кардиологии, распространенность ее среди взрослого населения в нашей стране, по данным ГНИЦ профилактической медицины РФ, на сегодняшний день достигает 40% [4]. Современный фармацевтический рынок предлагает большое количество различных групп высокоэффективных препаратов для лечения АГ. Несмотря на то что антигипертензивные препараты являются рецептурными, нередко врач выписывает их под международным непатентованным названием (МНН). В таком случае пациент оказывается перед выбором нескольких торговых марок одного действующего вещества, и ему приходится осуществлять отбор оптимального варианта из перечня предлагаемых лекарственных препаратов.
Целью исследования явилось изучение потребительских предпочтений пациентов при приобретении перо-ральных лекарственных средств для лечения АГ.
Материалы и методы. Для выявления потребительских предпочтений пациентов при выборе лекарственных препаратов для лечения АГ использован метод социологических
исследований - анкетирование. Для проведения данного исследования была составлена авторская анкета, содержащая 18 вопросов. Респондентами выступили 400 пациентов, которым поставлен диагноз: «артериальная гипертензия»; опрос проводился на базе стационаров (городская клиническая больница № 5), поликлиник (городская поликлиника № 7, поликлиническое отделение Республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения Республики Татарстан), аптек ГУП «Таттехмедфарм» и ООО «Сакура-фармация» г. Казани.
Дизайн исследования включал в себя следующие этапы:
• составление анкеты,
• формирование группы респондентов,
• анкетирование респондентов (на базе стационаров, поликлиник и аптек Казани),
• обработка анкет,
• выявление потребительских предпочтений.
По месту проведения опроса были сформированы 2 группы респондентов: группа 1 - респонденты в ЛПУ (поликлиники и стационары) и группа 2 - респонденты в аптеке.
В качестве факторов, влияющих на выбор респондентами антигипертензивных препаратов, были выделены: назначение врача, стоимость препарата, страна-производитель лекарственного препарата, вид лекарственной формы, цвет и размер таблеток, количество таблеток в упаковке.
Обработка полученных результатов производилась с использованием стандартных возможностей Microsoft Office Excel 2003 и специального пакета программ для обработки результатов анкетных исследований, разработанного на факультете психологии Казанского государственного университета Вагаповым Р.Г. (Казань, 1999). Для установления статистически значимых различий использовался критерий § - угловое преобразование Фишера [5].
Результаты и их обсуждение
В качестве основных признаков характеристики респондентов были использованы: пол, возраст, социальная принадлежность, уровень образования, месячный доход, а также длительность приема антигипертензивных препаратов. Большую часть респондентов составляли женщины (73% от общего числа респондентов). Среди проанкетированных потребителей превалировали люди от 50 до 65 лет - 57%. В аспекте социального статуса большую часть опрошенных составляли служащие (45%) и пенсионеры (29%); студенты и учащиеся составляли всего 1%. В опросе участвовали также руководители и владельцы предприятий, их число было незначительным и составило 0,75%. Преобладающая часть опрошенных пациентов имела высшее (46%) и среднее профессиональное (30%) образование. По уровню месячного дохода на одного члена семьи опрос показал следующее распределение: доход большей части респондентов (55%) составляет от 5-15 тыс. рублей; доля лиц с доходом более 25 тыс. рублей в месяц - 8%. Антигипертензивные лекар-
ственные средства принимали от 1 до 5 лет 42% респондентов, до 1 года - 22%, 5-10 лет - 21%, более 10 лет -15% опрошенных (рис. 1).
Результаты опроса показали, что 96% больных из опрошенных в ЛПУ (1-я группа) приобретают антигипертензивные препараты по назначению врача, что является закономерным, так как большинство лекарств данной группы относятся к подлежащим к отпуску из аптек по рецепту. В то же время при анализе ответов на данный вопрос в группе 2 (опрос в аптеке) процент приобретающих препараты по назначению врача несколько ниже и составляет 90% ^-4,551 при р<0,001) (рис. 2). В группе 2 увеличивается количество пациентов, обращающихся за консультацией к фармацевту, их количество составило 5% ^-3,521 при р<0,001).
100% 1 96%
| 80% -
си
I 60% -
§ 40% -§ 20% -0%
90%
□ Респонденты в ЛПУ □ Респонденты в аптеке
РИС. 2.
Количество пациентов, приобретающих антигипертензивные препараты по назначению врача.
Важным фактором при покупке лекарственного средства является его стоимость. Установлено, что для 30% больных АГ в группе 1 (опрос в ЛПУ) и для 44,5% в группе 2 (опрос в аптеках) цена лекарства не имеет значения, главное, чтобы препарат подействовал. Интересно, что доля респондентов, указавших на незначимость цены, достоверно выше в месте приобретения препарата (в аптеке), чем в месте его прописывания (в ЛПУ) Ы-2,512, р<0,01). В то же время довольно значительное количество пациентов отметили, что постараются выбрать препарат, более доступный по цене: их количество составило 42% в ЛПУ и 38% в аптеке ^-2,413, р<0,05).
21% больных, проанкетированных в ЛПУ, отметили, что приобретают только самые дорогие лекарственные средства, тогда как среди проанкетированных в аптеке дорогие препараты могут позволить себе 12% пациентов ^-2,189, р<0,05). По-видимому, это связано с тем, что в аптеке лекарственный препарат выступает в роли товара, и потребитель не хочет или не может приобрести более дорогой товар.
Результаты анализа ответов по значению страны-производителя при выборе лекарственного препарата показали, что данный фактор имеет значение для 58% проанкетированных пациентов в ЛПУ и 61% - в аптеках ^-1,833, р<0,001).
Одной из важных задач данного исследования являлось изучение отношения потребителей к отечественным производителям лекарственных препаратов. При проведении опроса были получены следующие результаты: 36% пациентов ЛПУ и 34% посетителей аптек предпочитали препараты отечественного производства. Только импортных западных производителей выбрали 14% респондентов в ЛПУ и 16% в аптеках ^-2,351, р<0,01) (рис. 3).
Выявилась тенденция взаимосвязи между ежемесячным доходом потребителей и их предпочтениями в выборе производителя, а также значением стоимости препаратов: чем выше был указан доход, тем в большей степени отмечалась готовность приобрести только препарат западных производителей и заплатить более высокую цену при покупке препарата.
Выпуская на рынок конкурентоспособную продукцию, предприятие-производитель может рассчитывать на определенную долю рынка за счет вытеснения препарата-аналога. Повышение уровня конкурентоспособности достигается как за счет эффективности препаратов, так и улучшения потребительских свойств лекарственных средств как товара, в связи с чем в анкету был включен блок вопросов, касающихся изучения предпочтений пациентов в выборе вида лекарственной формы, наиболее удобной в применении, размера и цвета таблеток для лечения АГ, наличие риски на таблетках, а также количества таблеток в упаковке.
Пациенты, опрошенные в ЛПУ, отметили, что принимают препараты, снижающие АД, в виде твердых пероральных лекарственных форм: таблетки - 94%, капсулы - 2%.
Большинство респондентов в местах продаж - в аптеках -предпочитают также таблетки (88%), однако достоверно выше доля лиц, принимающих капсулы (9%) ^-1,911, р<0,001) (рис. 4).
* 100% -| _0
| 80% -
СО
со
Ц 60% -
со
& 40% -о
* 20% -о
0%
94%*
2%*
9%
4%* 5%
Таблетки
Капсулы Прочие ЛФ
□ Респонденты в ЛПУ ■ Респонденты в аптеке
РИС. 4.
Распределение предпочтений пациентов по виду лекарственной формы антигипертензивного препарата.
Для 65% опрашиваемых (64% в ЛПУ и 67% в аптеках) было бы удобнее, если количество таблеток в упаковке хватало бы на месячный курс лечения.
При ответе о наиболее предпочтительном цвете и размере таблеток респонденты в обеих группах отвечали одинаково, в связи с чем вычислялся средний показатель. Были получены следующие результаты: большинство пациентов (63%) предпочитают таблетки белого цвета, для 31% опрошенных цвет таблеток не имеет значения, 4% и 2% проанкетированных потребителей предпочитают таблетки зеленого и красного цвета соответственно.
При изучении вопроса о наиболее подходящем размере таблеток было отмечено, что большинство (61,5%) пациентов предпочитают мелкие таблетки с диаметром менее 9 мм, не обращают внимание на размер таблетки 23,5% респондентов.
Качество оформления внешнего вида упаковки признали значимым 89% респондентов, проанкетированных в ЛПУ, и 91% респондентов, проанкетированных в аптеках, отметив,
что качественная упаковка вызывает доверие. Вид упаковки (блистеры или стеклянная банка) для большинства потребителей (57% в 1-й группе и 60% во 2-й группе) не имел значения.
Установленные предпочтения пациентов могут быть использованы фармацевтическими предприятиями при разработке состава и технологии лекарственных препаратов для лечения артериальной гипертонии.
Выводы
1. Больные АГ приобретают лекарственные средства преимущественно по назначению врача.
2. Более 80% пациентов готовы приобретать отечественные лекарственные средства.
3. Для большинства пациентов определяющим фактором при выборе препарата-дженерика является цена, 40% могут позволить себе только самые дешевые препараты
4. Предпочтительным видом лекарственной формы для перорального приема являются таблетки белого цвета диа-
метром не более 9 мм в упаковке, рассчитанной на месячный курс лечения. ОД
ЛИТЕРАТУРА
1. ^рр// www.Pharma2020.ru.
2. Дорофеева О.В., Синайская О.В. Маркетинговые исследования закономерностей потребительского поведения при выборе лекарственных препаратов. //Вестник ВГУ. 2004. № 2. С. 193-198.
3. Мнушко З.Н., Грекова И.А. Исследование потребительских предпочтений и конкурентоспособности лекарственных препаратов. //Провизор. 1998. № 22. С. 26-28.
4. Морозова Т.Е. Артериальная гипертензия: значение индивидуального выбора лекарственных средств. //Системные гипертензии. 2009. № 4. С. 42-47.
5. Орлов А.И. Математика случая. Вероятность и статистика - основные факты. //Учебное пособие. М.: МЗ-Пресс, 2004.