Научная статья на тему 'ТВ-программа как способ актуализации этнической культуры русских'

ТВ-программа как способ актуализации этнической культуры русских Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
93
37
Поделиться

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Яхричев Д. В.

В статье рассматривается проблема освещения этнической культуры русских на региональном телевидении. Региональное ТВ способно более активно, чем сегодня, актуализировать этническую культуру в сознании телеаудитории. Вологодская область имеет опыт создания телепередач, направленных на формирование у зрителя представления о различных сторонах традиционной русской культуры. Характерными чертами таких телепередач являются: опора на концепты, ассоциирующиеся с традиционной русской культурой, использование исконно русской лексики и диалектной речи, демонстрация живых этнических традиций.

TV program as the way of actualization of the Russian ethnic culture

The problem concerning the interpretation of the Russian ethnic culture in the framework of regional television is presented in this article. Regional television is able to actualize the ethnic culture in the consciousness of TV viewers more actively than one can imagine. Vologodskaya oblast is experienced in the creation of TV programmes directed at the formation of TV viewers' conception concerning different aspects of traditional Russian culture. The characteristic features of such TV programmes are: the employment of the concepts associated with traditional Russian culture, the use of primordial Russian lexis and dialect speech, the demonstration of living ethnic traditions.

Текст научной работы на тему «ТВ-программа как способ актуализации этнической культуры русских»

Сер. 9. 2007. Вып. 4. Ч. II

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Д.В. Яхричев

ТВ-ПРОГРАММА КАК СПОСОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКИХ

Поскольку телевидение в современном мире выполняет не только функции информации, но и является важнейшим средством воздействия на сознание, чувства, все жизнеустройство людей, на нем лежит ответственность за настроения в обществе. Телевидение влияет на решение человеком своих собственных задач и участие в общем деле - семьи, социальной, этнической общности, государства.

Представляется, что в такой ситуации особое место должно отводиться программам, направленным на актуализацию этнических культур. Справедливо отметил A.C. Вартанов, критикуя В.В. Познера, который пропагандировал в одной из своих передач заокеанскую категорию «privacy»: «Если и осталось что-то доброе, хорошее в характере наших людей в последние годы, то это как раз непосредственность, открытость, участливость. Традиционные качества, идущие от российской общинности и советского коллективизма. Не вижу причин для того, чтобы отказываться от них во имя далекого нам понятия» [2; 24].

История отечественного телевидения показывает, что оптимальных способов решения подобных программ не было ни в советское время, ни в перестроечный период.

Региональное телевидение может и должно противостоять «гламуризации» общества, которую проповедует федеральный ТВ-контент.

О развитии регионального телевидения размышляют многие крупные исследователи (Э.Г. Багиров, P.A. Борецкий, В.В. Гаспарян, H.A. Голядкин, В.В Егоров, С.Н. Ильченко, B.JI. Цвик).1 Вопрос чаще всего сводится к тому, какая роль в современном ТВ-пространстве отводится региональному телевидению? Этот вопрос особенно актуален в свете реорганизации ВГТРК и купирования регионального ТВ-контента, ранее выстроенного местными телекомпаниями. Проблема имеет под собой достаточно оснований. Так, например, Союз журналистов России в своем заявлении «убежден, что под флагом «реорганизации» ВГТРК в настоящее время в стране происходит целенаправленное разрушение всей системы регионального государственного телевидения (...), местные программы уходят из эфира, где остаются лишь малоформатные информационные врезки на канале «Россия». Все это грубейшим образом нарушает, прежде всего, права телезрителей, лишающихся самой возможности в должной мере знать о том, что происходит непосредственно у них в республике, области, крае [4].

Процесс реорганизации двояко сказался на состоянии регионального ТВ. С одной стороны, отведенное ранее местному вещанию эфирное время нужно было чем-то заполнять, и в эфир шли наскоро сделанные передачи, имеющие актуальность для узкой части аудитории, В штате региональных ГТРК состояли малопрофессиональные журналисты, которые делали некачественный информационный продукт; программы создавались по примитивному доведенному за годы работы до шаблона сценарию. С этой точки зрения региональное телевидение всегда уступало федеральным каналам и нуждалось в реорганизации.

Однако сокращение эфирного времени приводит к кризису в региональном ТВ-пространстве. Нередко местные телекомпании, освещая частные проблемы

© Д.В. Яхричев, 2007

конкретных жителей конкретного региона, помогают людям бороться с бюрократией и коррупцией. У многих людей местные журналисты и местное телевидение - это единственная и последняя надежда, когда не работают ветви власти. В этой связи справедливо мнение В.В.Егорова, что «именно местное телевидение и радиовещание могут активнее, чем в центре, использовать знакомые конкретной аудитории факты и явления из жизни республики, края, области, города. Это делает информацию более убедительной;

- передачи могут идти на родном языке, бьггь более доступными коренному населению;

- местные передачи могут носить более открытый и доверительный характер, чем программы из Москвы, когда многие авторы с мест не хотят «выносить сор из избы»;

- местные передачи способны более точно улавливать национальные, региональные, возрастные, исторические и иные особенности аудитории. Это также повышает эффективность местного вещания» [3;12].

На наш взгляд, сокращение эфирного времени также повлечет уход из профессии самобытных авторов, самоотверженно трудящихся в ТВ-пространстве.

Имеющийся в Вологодской области опыт позволяет говорить о поиске новых форм создания телепередач. Журналист ГТРК-Вологда Анатолий Константинович Ехалов, автор цикла передач «С Ехаловым по Вологодчине», предложил форму создания телепередачи с опорой на традиционную культуру посредством организации массовых праздников. Например, съемочной площадкой для ряда передач служит удаленный населенный пункт области, в котором сохранились некие культурные традиции (обряды, ритуалы, народные промыслы), позволяющие на их основе создать какой-либо современный русский праздник. В основе праздника лежит некий концепт (например, «молоко», «баня», «топор», «печь» и др.), который ассоциируется в массовом сознании с русской материальной и духовной культурой. Так, например, летом 1998 года проводился праздник под названием «Своим умом», в рамках которого жители районов Вологодской области показывали различные изобретения, которые могут помочь селянам в их повседневном труде. Летом 1999 года устраивается «Праздник топора». Цель праздника - показать разностороннее предназначение топора как предмета материальной культуры русских. В 1999 году в деревне Сямжа в рамках «Шоу драндулетов» демонстрируются средства передвижения для зимней охоты и рыбалки, сельскохозяйственные «помощники», сделанные народными умельцами со всей области. Общий пафос мероприятия направлен на восстановление сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс в тот период переживал не самые лучшие времена, но именно сельское хозяйство и народные промыслы закрепились в сознании народа как средство выживания, как истоки русской культуры. В 2000 году был проведен «Праздник пирога». Участники праздника пекли пироги на скорость, упражнялись в украшении изделий из теста. В финале праздника был испечен пирог с 40 начинками

Содержание данных праздников в аспекте русской национальной культуры мы рассмотрим на примере телепередачи «Праздник коровы». «Праздник коровы» проводился в деревне Никола Тотемского района Вологодской области. Это место было определено наличием наибольшего количества поголовья крупного рогатого скота в этом регионе. Цель мероприятия - показать роль коровы в традиционном русском обществе с учетом того, что и в современной Вологодской области значение производства масла и молока достаточно велико. Таким образом показывается ценность коровы для жителей конкретного региона. Ниже мы перечислим основные мероприятия данного праздника:

1. Выставка коров, участвующих в празднике, с последующим представлением их к титулу «Мисс Маслозавод» .

2. Соревнование дояров в навыках общения с коровой, оценивается количество надоенного молока.

3. Соревнование зрителей: кто быстрее залпом выпьет 3 литра молока.

4. Соревнование зрителей: кто быстрее и чище скосит отведенный участок.

5. Парное соревнование зрителей: кто быстрее и больше сметает стог.

Именно эти мероприятия ложатся в основу телевизионной версии праздника. Подобные состязания - отголосок массовой культуры, но наполнение соревнований базируется на народных традициях.

Реалии таковы, что увеличивается количество людей пенсионного возраста и существует воспроизводство традиции в других возрастных группах, что по мнению И. В. Блохина, «позволяет сохранить от разрушения ряд базовых ценностей (семья, нация, церковь), подвергающихся постоянным провокациям со стороны массовой культуры» [1,167]. Этот факт обеспечивает высокий уровень зрительского интереса и повышает рейтинг регионального телевизионного канала

Представляется, что у региональных журналистов существует возможность создавать передачи подобной направленности с опорой на традиции своего региона.

Таким образом, через посредство создания народных праздников в региональном ТВ-пространстве появляется продукт нового типа, направленный на сохранение традиционной народной культуры, являющийся ярким культурным событием в конкретном регионе и имеющий ряд характерных признаков:

Среди них:

- использование исконно русской лексики как средство демонстрации приверженности русским традициям;

- ориентация на диалектные особенности речи (фонетика, лексика и фразеология, синтаксические конструкции);

- образная система, основанная на узнаваемых знаках или апеллирующая к массовому народному сознанию (присутствие устойчивых народных образов, например, «зем-ля-матушка», «хлеб-батюшка»),

- определенный стереотип внешности ведущего;

- передача основывается на традиционных народных понятиях («добро», «зло», «справедливость», «правда») и реалиях («топор», «баня», «печь»),

- основное наполнение программы заключается не в ностальгических размышлениях, а в демонстрации живых этнических традиций.

Отметим также, что после съемок такой передачи искусственно выдуманный праздник закрепляется в сознании людей и проводится ежегодно, что также способствует сохранению и актуализации этнической культуры русского народа.

Одним из вариантов существования подобных телепередач в сложившейся ситуации В.Г. Лившицу видится планомерное и систематическое появление на телеканале «Россия» оригинальных местных передач, которые бы увидела вся страна [5; 106].

1Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М.,1976; Борецкий P.A. Телевидение на перепутье. М., 1998; Гаспарян В.В. Три этапа Новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1998). М.,2000; Голядкин H.A. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.,1996; Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. М, 1993; Ильченко СЛ. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания: Учебное пособие. СПб., 2006; ЦвикВ.Л. Парадоксы развития местного вещания// Телевидение: вчера, сегодня, завтра. М., 1989. С.64-74.