Научная статья на тему 'Тува как связующее звено в железнодорожном коридоре Россия-Китай-Монголия'

Тува как связующее звено в железнодорожном коридоре Россия-Китай-Монголия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
197
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТЫВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / ТРАНЗИТНЫЙ КОРИДОР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ / REPUBLIC OF TYVA / ECONOMIC BELT OF THE SILK ROAD / TRANSIT CORRIDOR / ECONOMIC BENEFITS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пале С.Е.

В статье рассматривается проект строительства первой железной дороги в Республике Тыва (РФ) Кызыл Курагино, появление которой, в перспективе, поможет получить железнодорожный доступ в самые удаленные страны Азии. Автор считает, что дорога Кызыл Курагино концептуально соотносится с китайским проектом Экономический пояс Шелкового пути, который подразумевает транзитный коридор для экспорта китайских товаров в Европу. Появление железной дороги совместно с разработкой новых месторождений обещает увеличить доходы в бюджет Тувы, обеспечить тувинцам рост рабочих мест. При условии успешной реализации строительства железнодорожной магистрали Кызыл Курагино Тува станет важным звеном в торгово-инфраструктурном альянсе России, Монголии и Китая, а так же даст российской железнодорожной сети конкурентное преимущество на евроазиатском рынке транзитных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVA AS CONNECTING LINK IN RAIL-CORRIDOR RUSSIA-CHINA-MONGOLIA

The article deals with the project of construction of the first railway in the Republic of Tyva (Russian Federation) Kyzyl Kuragino, the appearance of which, in the long term, will help to get rail access to the most remote countries of Asia. The author believes that the road Kyzyl-Kuragino conceptually corresponds to the Chinese project Economic belt of the Silk Road, which implies a transit corridor for the export of Chinese goods to Europe. The appearance of the railway together with the development of new deposits promises to increase revenues to the budget of Tuva, to provide jobs for Tuvans. Given the successful implementation of the construction of the Kyzyl-Kuragino railway, Tuva will become an important link in the trade and infrastructure alliance of Russia, Mongolia and China, and will also give the Russian rail network a competitive advantage in the Euro-Asian market of transit services.

Текст научной работы на тему «Тува как связующее звено в железнодорожном коридоре Россия-Китай-Монголия»

Пале С. Е. *

ТУВА КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ КОРИДОРЕ РОССИЯ-КИТАЙ-МОНГОЛИЯ

S. Pale

TUVA AS CONNECTING LINK IN RAIL-CORRIDOR RUSSIA-CHINA-MONGOLIA

Аннотация: В статье рассматривается проект строительства первой железной дороги в Республике Тыва (РФ) Кызыл - Курагино, появление которой, в перспективе, поможет получить железнодорожный доступ в самые удаленные страны Азии. Автор считает, что дорога Кызыл - Курагино концептуально соотносится с китайским проектом Экономический пояс Шелкового пути, который подразумевает транзитный коридор для экспорта китайских товаров в Европу. Появление железной дороги совместно с разработкой новых месторождений обещает увеличить доходы в бюджет Тувы, обеспечить тувинцам рост рабочих мест. При условии успешной реализации строительства железнодорожной магистрали Кызыл - Курагино Тува станет важным звеном в торгово-инфраструктурном альянсе России, Монголии и Китая, а так же даст российской железнодорожной сети конкурентное преимущество на евроазиатском рынке транзитных услуг.

Ключевые слова: Республика Тыва, Экономический пояс Шелкового Пути, транзитный коридор, экономические выгоды.

Abstract: The article deals with the project of construction of the first railway in the Republic of Tyva (Russian Federation) Kyzyl - Kuragino, the appearance of which, in the long term, will help to get rail access to the most remote countries of Asia. The author believes that the road Kyzyl-Kuragino conceptually corresponds to the Chinese project Economic belt of the Silk Road, which implies a transit corridor for the export of Chinese goods to Europe. The appearance of the railway together with the development of new deposits promises to increase revenues to the budget of Tuva, to provide jobs for Tuvans. Given the successful implementation of the construction of the Kyzyl-Kuragino railway, Tuva will become an important link in the trade and infrastructure alliance of Russia, Mongolia and China, and will also give the Russian rail network a competitive advantage in the Euro-Asian market of transit services.

Key words: Republic of Tyva, Economic belt of the Silk Road, transit corridor, economic benefits.

В 2018 г. в Республике Тыва начнется строительство железной дороги Кызыл (столица Тувы) - Курагино (Красноярский край) длиной 410 км, с грузооборотом около 15 млн тонн в год и стоимостью не менее 190 млрд рублей. Окончание строительства планируется через 4,5 года, в 2022 г. Осуществляться проект будет под государственные гарантии. Дорога Кызыл - Курагино будет

1 Пале София Евгеньевна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения Российской Академии наук

иметь выход на российскую Транссибирскую магистраль. В перспективе планируется продлить путь в Западную Монголию, до китайского Урумчи, а оттуда ветка может быть направлена в Пакистан или Индию. Таким образом, Россия может получить железнодорожный доступ в самые удаленные страны Азии, что позволит ей значительно увеличить свой товарооборот.

До сих пор в Туве нет железных дорог: лишь в рамках проекта Кызыл -Курагино впервые на территории республики будет проложен путь протяженностью 123 км, который пройдет через Аржаан и Ээрбек к Элегетскому угольному месторождению, расположенному в центре республики (в 25 км от Кызыла), с запасами более 1 млрд тонн коксующегося угля.

В ближайшие несколько лет Минэкономики Республики Тыва планирует увеличить добычу полиметаллических руд; освоить новые участки золотодобычи; построить угледобывающий комплекс; а также осуществить разведку и добычу меди, молибдена и попутных компонентов [2].

Следовательно, строительство железной дороги Кызыл - Курагино более чем оправдано, поскольку Южсиб (Междуреченск - Абакан - Тайшет), Транссиб и БАМ уже эксплуатируются сверх нормы и будут неспособны справиться с перевозкой тувинского сырья с учетом роста его добычи.

Появление железной дороги вкупе с разработкой новых месторождений обещает увеличить доходы в бюджет Тувы не менее чем в 3 раза (с 10 млрд руб. в настоящее время до 30 млрд руб. через 5-7 лет) и обеспечить тувинцам как минимум 10 тыс. рабочих мест (всего в республике проживает 322 тыс. чел.).

Впервые проект строительства железнодорожного коридора Курагино -Кызыл был запущен в 2011 г., но по финансовым причинам, частично связанным с общемировым экономическим кризисом, был построен лишь один километр дороги около столицы Тувы.

В 2014 г. на заседании правительства РФ министр обороны Сергей Шойгу (уроженец Тувы) выступил с предложением о строительстве железнодорожного коридора Кызыл - Курагино совместно с монгольской и китайской сторонами [7]. Глава республики Шолбан Кара-оол поддержал это предложение, подтвердив, что «логическим продолжением дороги должна стать магистраль до монгольской границы, чтобы соединиться с сетью Монголии и Китая» [5].

В июне 2016 г. на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте представители России, Китая и Монголии подписали «Программу создания экономического коридора Китай-Монголия-Россия», включающего в себя два железнодорожных проекта: Западный (Курагино - Кызыл - Цаган Толгой - Урумчи) и Северный (Курагино - Кызыл - Цаган Толгой - Эрдэнэт -Пекин - Тяньцзинь).

Монгольская сторона стремительно приступила к делу, в том же году проведя изыскания и завершив проектную документацию по строительству железной дороги из Кызыла в Улан-Батор (расстояние между двумя городами составляет около 300 км). Уже в январе 2017 г. на территории Монголии началось строительство ветки от города Эрдэнет до угольной шахты Овоот протяженностью 547 км, которая станет новым выходом к российской границе [1].

84 Пале С. Е.

Однако для обсуждения вопросов по строительству железной дороги глава Тувы совершает регулярные визиты гораздо чаще в КНР, чем в Монголию. Дело в том, что за спешкой со стороны Монголии стоят деловые круги Китая, заинтересованные в том, чтобы как можно быстрее добраться до тувинских ресурсов по железной дороге. В частности, транспортный коридор через Монголию крайне важен для тех китайских инвесторов, которые уже занимаются разработкой полиметаллического месторождения в Туве.

Важность железнодорожной магистрали Кызыл - Курагино для Тувы сложно переоценить. В апреле 2017 г. в Тувинском институте комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН состоялся круглый стол для обсуждения перспектив республики при создании экономического коридора «Россия - Монголия - Китай». В мероприятии приняли участие глава Тувы Ш. Кара-оол, члены правительства и местные представители бизнеса. По оценкам ученых, запасы месторождений в Туве оцениваются в 4 триллиона долларов [6], но их освоение невозможно без железной дороги.

В мае 2017 г. состоялся первый ознакомительный визит китайского представителя в Республику Тыва: посол КНР в России Ли Хуэй и глава республики Ш. Кара-оол на личной встрече обговорили вопросы сотрудничества в экономике, культуре и образовании. При этом ключевой целью визита Ли Хуэя стала работа крупнейшего в Туве Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината, который запустила китайская компания «Лунсин», принадлежащая китайскому гиганту Zijin Mining Group. По словам посла, «китайское правительство уделяет работе этого предприятия огромное внимание и заботу» [3].

Итак, при условии успешной реализации строительства железнодорожной магистрали Кызыл - Курагино Тува станет важным звеном в торгово-инфра-структурном альянсе России, Монголии и Китая. Во-первых, проект позволит освоить богатейшую минерально-сырьевую базу республики. Во-вторых, Транссибирская магистраль получит «выход» по новому маршруту в Монголию и Китай, достигнув протяженности 800 км. Это даст российской железнодорожной сети конкурентное преимущество на евроазиатском рынке транзитных услуг. По оценке специалистов, совокупное промышленное производство в примыкающем регионе на территории России и его экспорт увеличатся не менее чем вдвое [4].

В свою очередь, благодаря интегрированному взаимодействию России, Монголии и Китая Республика Тыва сможет получить значительную экономическую выгоду за счет транзитных перевозок китайских грузов через свою территорию в европейском направлении: именно этот отдаленный, но вполне реалистичный вариант обсуждают на своих регулярных переговорах глава Тувы и представители КНР.

Следовательно, дорога Кызыл - Курагино концептуально соотносится с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути», который подразумевает транзитный коридор для экспорта китайских товаров в Европу. Интеграция восточных территорий России в китайские транспортные сети

успешно произойдет благодаря экономическому коридору России, Монголии и Китая, где ключевым полем для взаимодействия станет Республика Тыва. Как заявил еще весной 2014 г. министр иностранных дел КНР Ван И, эта инициатива будет означать объединение китайского проекта «Один пояс - один путь», монгольской идеи «Степного пути» и российской идеи Трансъевразийского транспортного коридора (подразумевает создание автодорог, железных дорог, телекоммуникационных сетей, трубопроводов и др. от Лондона через Москву, Красноярск, Иркутск, Хабаровск до Владивостока) [8].

В заключение хотелось бы отметить исключительную выгоду, которую несут в себе торгово-инфраструктурные инициативы трех государств - России, Монголии и Китая, которые упали на благодатную почву Республики Тыва и будут успешно на ней процветать.

Литература / References

1. В Монголии начали строительство железной дороги, которая соединит РФ и КНР // Regnum, 21 июня 2017 г. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2290854. html (дата обращения 26.02.2018)

2. Официальный портал Министерства экономики Республики Тыва // Режим доступа: http://www.mert.tuva.ru/directions/investment-policy/investment-projects/ (дата обращения 26.02.2018)

3. Перспективы сотрудничества Тувы и Китая. В Кызыл прибыл посол КНР Ли Хуэй // Телеканал Россия1, 2 мая 2017 г. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=BwUmkdev_z4&t=1s (дата обращения 26.02.2018)

4. Россия и Китай создают новый экономический ландшафт Евразии // Информационное агентство REX, 18 декабря 2017 г. Режим доступа: http://3mv. ru/101960-rossiya-i-kitay-sozdayut-novyy-ekonomicheskiy-landshaft-evrazii.html (дата обращения 26.02.2018)

5. Строительство железной дороги Курагино - Кызыл может возобновиться в 2018 году // ТАСС, 7 сентября 2017 г. Режим доступа: http://tass.ru/vef-2017/ articles/4540732 (дата обращения 26.02.2018)

6. Тува ищет свое место в коридоре Россия - Монголия - Китай // Федерал пресс. Республика Тыва, 10 апреля 2017 г. Режим доступа: http://fedpress.ru/ article/1770621 (дата обращения 26.02.2018)

7. Шойгу предложил построить железную дорогу между Тывой и Индией // Росбалт, 3 апреля 2014 г. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/russia/ 2014/04/03/1252417.html (дата обращения 26.02.2018)

8. Wang Yi meets with Lavrov on global issues, cooperation // Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. Режим доступа: http://www.fmprc.gov. cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/t1251976.shtml (дата обращения: 20.10.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.