Научная статья на тему 'Турция на пути в евразийскую интеграцию: реальность или политическая риторика'

Турция на пути в евразийскую интеграцию: реальность или политическая риторика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
317
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЧЛЕНСТВО ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ КАЗАХСТАНСКОЙ СТОРОНЫ / РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / TURKISH REPUBLIC'S MEMBERSHIP / RUSSIAN-ТURKISH RELATIONS / TURKEY / EURASIAN UNION / EURASIAN INTEGRATION / INTERESTS OF KAZAKHSTAN PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Парубочая Елена Федоровна

Статья посвящена исследованию актуальной темы, затрагивающей евразийскую экономическую интеграцию, образование Евразийского союза с 1 января 2015 года. Рассматриваются возможность и перспективы присоединения к евразийским интеграционным планам Турецкой Республики. Предлагается обоснование турецкой позиции и заинтересованности других участников Евразийского объединения в турецком участии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKEY'S WAY TO EURASIAN INTERGATION: REALITY OR POLITICAL RHETORIC

The article is devoted to the urgent issues of Eurasian economic integration and the creation of the Eurasian Union that are supposed to come to force on January 1, 2015. The research pays attention to the possibility and prospects of Turkish integration to the Eurasian Union. The idea of Ankara's membership in the Eurasian integration process has been discussed by the mass media during the second half of 2013. At first, the suggestion of Turkey's integration was announced by N.A. Nazarbaev, President of Kazakhstan. He supported the initiative of the Turkish Prime Minister R.T. Erdogan which was mentioned during their telephone negotiations. Both leaders have some interests in the promotion of this idea. The author tries to find out the real motivation of Kazakhstan and Turkey leaders, taking into account the Ministry of Foreign affairs' official surveys which declare that the Turkish Republic is determined to become a rightful member of the European Union and is striving to keep the high spirit of alliance with NATO all the time. The synopsis of the Turkish Foreign Policy announces that Ankara is conducting active diplomacy, strengthening its relations and ties with the United States and the European countries. The author analyses the position of the Turkish Republic concerning Eurasian integration and the interests of other Eurasian states concerning Turkey's joining to the Eurasian Union and its real participation.

Текст научной работы на тему «Турция на пути в евразийскую интеграцию: реальность или политическая риторика»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu4.2014.4.9

УДК 327(560) ББК 66.4(5Туц)

ТУРЦИЯ НА ПУТИ В ЕВРАЗИЙСКУЮ ИНТЕГРАЦИЮ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Парубочая Елена Федоровна

Кандидат исторических наук,

доцент кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения, Волгоградский государственный университет elenap82@mail.ru, nnsh@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальной темы, затрагивающей евразийскую экономическую интеграцию, образование Евразийского союза с 1 января 2015 года. Рассматриваются возможность и перспективы присоединения к евразийским интеграционным планам Турецкой Республики. Предлагается обоснование турецкой позиции и заинтересованности других участников Евразийского объединения в турецком участии.

Ключевые слова: Турция, Евразийский союз, евразийская интеграция, членство Турецкой Республики, заинтересованность казахстанской стороны, российско-турецкие отношения.

Информация о том, что Турция может стать участницей евразийских интеграционных процессов наряду с Россией, Казахстаном и Белоруссией, стала активно обсуждаться в средствах массовой информации осенью 2013 года. Новостные ленты подхватили эту 2 идею и стали предлагать различные версии развития дальнейшего сценария по расширению евразийского экономического простран-« ства при участии Анкары. Необходимо выя-^ вить позицию Турецкой Республики (далее -^ ТР) по отношению к Евразийскому союзу, ре-

С алистичность планов интеграции Турции в ев©

разийские структуры, принимая во внимание полувековую турецкую модернизацию с целью вступления в Европейский союз. Возникает необходимость обосновать, чем обусловлено появление информации относительно турецких планов интеграции в Евразийский союз.

Рассуждения о возможности расширения евразийской интеграции за счет стран, не входивших ранее в Советский Союз, касались присоединения не только Турции, но и других стран, таких как Индия и Сирия. Указывалось, что интеграция возможна только при условии обладания всеми членами союза равными

правами [1]. Что касается ТР, появление данного предложения связано с личностью Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, который проявил особую заинтересованность в этом вопросе. С просьбой о вступлении в Таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстане, к Назарбаеву лично обратился Президент ТР. По крайне мере, с таким предложением выступил Нурсултан Абишевич на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске 22 октября 2013 г. [9].

Важно отметить, что в итоговых документах, опубликованных по завершении встречи 22 октября 2013 г., вопрос о возможном присоединении новых участников, и прежде всего Турции, затронут не был. В решениях 31-го заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии в 2013 г. нет ни одного упоминания о возможности включения новых участников. Стороны сконцентрировались на рассмотрении внутренних проблем союза [7]. В средствах массовой информации вновь продолжалось обсуждение вопроса участия Турции.

Реакцию российского руководства можно проследить в выступлении Владимира Владимировича Путина на заседании Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2013 г.: «...мы должны аккуратно подходить к расширению нашего союза, и условия должны быть для всех одинаковыми. Нурсултан Абишевич упомянул об интересе третьих стран к Таможенному союзу, в том числе Турции. Хотел бы проинформировать, что такой же интерес проявляет и другая крупная экономика, одна из самых крупных

экономик в мире, - это Индия......премьер-

министр Индии попросил поставить вопрос о возможности подписания договора о свободной торговле с Таможенным союзом. Имея в виду масштабы индийского рынка, нам нужно серьезным образом отнестись к этому предложению» [2]. Как видно из данного заявления, российская сторона больше приветствовала присоединение к интеграционным структурам на евразийском пространстве Индии, нежели Турции. Сам факт турецких пожеланий лишь оговаривался, никаких серьезных шагов в данном направлении не просматривалось.

Думается, возможность расширения, декларирование пожеланий таких крупных региональных акторов, как Турция и Индия, позитивно воспринималось российским руководством, но не более. Отсутствие каких-либо обстоятельных комментариев по поводу турецких инициатив демонстрирует, что в Москве либо изначально предполагали невозможность этой интеграции, либо просто не были готовы видеть в Евразийском союзе крупное региональное государство, независимая политика которого может изменить конфигурацию внутри Евразийского союза в перспективе.

Неслучайно и то, что лоббированием турецкого участия занимается казахстанский президент. Казахстан и Турцию связывает длительный период дружественных отношений. ТР была первой страной, признавшей независимость Республики Казахстан. Анкара оказала существенный вклад в становление «нового Казахстана». Это касалось не только экономической помощи, образовательного содействия, помощи в религиозных вопросах, но и инвестиционного и военного сотрудничества. Кроме этого, Астана и Анкара регулярно сотрудничают по линии тюркских государств и периодически встречаются на саммитах тюркских стран. Таким образом, Казахстан и Турция - стратегические партнеры, логично, что Нурсултан Абишевич решил привлечь своего давнего друга и партнера к евразийскому проекту.

Однако не стоит рассматривать этот жест как проявление исключительно «акта доброй воли» Н.А. Назарбаева. Думается, что существуют реальные причины, подтолкнувшие казахстанского руководителя подключать к интеграции Турцию. Обращает внимание тот факт, что в прессе стала активно обсуждаться критика интеграционных процессов со стороны Нурсултана Абишевича. Прежде всего, недовольство казахстанской стороны было связано с теми преференциями, которые получает российская сторона. Для Казахстана существуют трудности по продвижению казахстанской продукции на российский рынок, в особенности мяса и иной мясной продукции, отсутствует свободный доступ на российский рынок электропродукции, существуют проблемы с санитарными сертификатами и ряд других трудностей [1].

Едва ли ситуация изменится в случае присоединения Турции к союзу, скорее всего, проблемы только умножатся. Возможно, лоббирование Н.А. Назарбаевым турецкого участия в евразийской интеграции можно обосновывать, прежде всего, политическими мотивами. Представляется, что особый интерес Казахстана в ТР связан именно с попыткой создать некий противовес Москве. Уже было объявлено, что в 2015 г. будет образован Евразийский союз, очевидно, что вслед за экономической интеграцией будет выстраиваться политическая, по примеру Европейского союза. Экономики Казахстана и Белоруссии, наряду с политическим весом двух государств, несопоставимы с российскими. Приобщение ТР, давнего стратегического партнера Казахстана, поменяет расстановку сил в союзе. К тому же Н.А. Назарбаев укрепит взаимоотношения с Анкарой, доказывая дружбу и готовность поддержать своего турецкого партнера.

Переходя непосредственно к анализу инициатив и интересов турецкой стороны в евразийском интеграционном проекте, следует обратить внимание на встречу премьер-министра ТР Реджепа Тайипа Эрдогана и Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Она состоялась 22 ноября 2013 г., уже после первой волны обсуждения в СМИ возможного участия ТР в евразийском интеграционном проекте совместно с Казахстаном, Россией и Белоруссией. Во время ноябрьской встречи премьер-министр Турции отметил, что «развитие отношений между Турцией и Россией достигло такого уровня, что некоторые государства завидуют» [10].

В ходе пресс-конференции В.В. Путина и Р.Т. Эрдогана, отвечая на прямой вопрос журналистов о планах Турции в отношении евразийской интеграции, премьер-министр не дал прямого ответа, высказав готовность заключить соглашение о свободной торговле с государствами Евразии. Большую заинтересованность у турецкого руководителя вызвало участие в другой организации, речь шла о ШОС, в деятельности которой Турция изъявила намерение участвовать [6]. Прямой просьбы или заявления о желании присоединиться к Евразийскому союзу не последовало [15].

Что касается турецкой прессы, то при освещении итогов встречи особое внимание

акцентировалось на обсуждении ТР и РФ сирийского вопроса, отдельных аспектах российско-турецких отношений [14]. В статье турецкой газеты «НитуеЪ» сообщается о взаимной заинтересованности в развитии отношений, переговорах министров по таким ключевым вопросам, как экономика, энергетика, транспорт и связь. Завершается информационный обзор заметкой о том, что за 2013 г. В. Путин и Р. Эр-доган четыре раза провели телефонные переговоры [13]. В турецкой прессе отсутствуют даже заметки о планах Турции в направлении евразийской интеграции.

Можно сделать предположение о некой политической игре, которая выгодна Астане. Думается, что Россию и Турцию больше устраивает политическое обсуждение возможности турецкой интеграции, для Казахстана же важнее реальное участие ТР в интеграции с целью создания некого противовеса «экономическому и политическому тяжеловесу» в союзе, которым выступает РФ. Мысль об особой казахстанской заинтересованности подтверждается повторным приглашением Турции в 2014 г. со стороны Казахстана. В средствах массовой информации появилась «вторая волна» сообщений с одинаковыми формулировками: «Назарбаев вновь пригласил Турцию в Евразийский союз» [5]. Однако в отличие от заявлений предыдущего периода заметно смещение акцентов в определении статуса Турции в рамках Евразийского союза. Если первоначально, говоря о роли Анкары, четко оговаривался статус равноправного участника, в 2014 г. говорилось об очередном объявлении Н.А. Назарбаева: «Турецкая Республика может стать ассоциированным членом Евразийского экономического союза» [там же].

Данное заявление прозвучало в турецком городе Бодрум, где проходил саммит Совета сотрудничества тюркских государств. Нурсултан Абишевич отметил: «Необходимо развивать интеграционные процессы тюркских государств. Это ни в коей мере не противоречит интересам Таможенного союза и Евразийского экономического союза, так как это тоже экономические взаимосвязи, не имеющие политического оттенка» [3]. Этим предложением, по-видимому, заинтересовались в Москве, что было подтверждено сообщением министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева.

По итогам переговоров с министром экономики ТР Нихатом Зейбекчи было объявлено, что Турция может создать зону свободной торговли с Таможенным союзом, включающим Россию, Белоруссию и Казахстан [8]. Речь, прежде всего, шла о предварительных планах, которые обсуждались в рамках различных форм российско-турецкого сотрудничества, стороны договорились создать рабочую группу и в сентябре 2014 г. подробно обсуждать возможности и перспективы вышеупомянутого предложения. Анализируя сам факт возможного участия Анкары в евразийской интеграции, необходимо выявить заинтересованность ТР в интеграции с Евразийским союзом. Складывается впечатление, что турецкое участие несколько «притянуто» казахстанской стороной с одобрения российской. Действительно ли Анкаре нужно сближение, или турецкое руководство имеет свои интересы в этой политической игре?

Стоит напомнить, что более полувека ТР пытается вступить в ЕС; даже понимая, что процесс искусственно затягивается, турецкое руководство не спешило отказываться от планов сближения с Европейским союзом. В обзоре внешней политики Турции, размещенном на сайте Министерства иностранных дел ТР, отмечается, что Анкара является активным участником глобализированного мира, уделяет особое внимание своим трансатлантическим связям, внося активный вклад в качестве члена НАТО в усилия альянса по поддержке международного мира и стабильности, и расширяет свои связи со странами региона. Турция решительно настроена на вступление в Европейский союз. Она также помогает другим странам решать их двусторонние проблемы и становиться более влиятельными и заметными участниками международной политики [12]. Данный обзор указывает на неизменные доминанты во внешнеполитической стратегии турецкого руководства, одной из ключевых среди которых остается сближение с ЕС.

Эта мысль укрепляется при знакомстве с тематикой аналитических материалов, размещенных на сайте Центра стратегических исследований при Министерстве иностранных дел Турции. Большинство работ затрагивает отношения ТР и Европейского союза, взаимоотношения Турции и США, проблемы Ближнего Востока. Представляется, что в

турецких кругах, занимавшихся теоретическими наработками в области международных отношений и внешней политики, отсутствует интерес к евразийскому направлению исследования.

В одной из статей турецкого исследователя Бюлента Араша отдается должное «идейному архитектору» внешней политики ТР министру иностранных дел Ахмету Даву-тоглу, который отводит Турции особое место [11]. С точки зрения руководителя турецкого внешнеполитического ведомства, для Турции характерна восточная идентичность, ТР с уверенностью может находить решения проблем Востока благодаря прекрасно закрепленным позициям в Европе и являясь ее частью, может активно участвовать в процессах как на востоке, так и на западе. Согласно автору, Анкара позиционирует себя как часть Европы, и следующей остановкой на пути турецкой трансформации и модернизации намечено членство в ЕС [там же]. Турецкий министр иностранных дел, по мнению автора статьи, предлагает более динамичные и функциональные рамки взаимоотношений с ЕС, которые сделают ТР полноправным членом ЕС, интеграция Анкары в ЕС будет способствовать трансформации Европейского союза в более эффективного актора мировой политики. С расширением ЕС за счет Турции произойдет геополитическая трансформация европейского объединения, превращение его в глобального игрока, что обеспечит больший доступ ЕС в Азию [там же]. Очевидно, именно в этом направлении будет выстраиваться турецкая дипломатия в ближайшие годы. В условиях, когда европейских лидеров все больше начинает тяготить давление и доминирование США, вышеупомянутые формулировки о новой роли ЕС, при условии членства Турции, имеют право на существование.

Можно предположить, что для того чтобы подтолкнуть европейцев серьезнее отнестись к ТР в вопросах, связанных с Европейским союзом, Турция начала внешнеполитическую дискуссию о возможности евразийской интеграции. По всей вероятности, турецкое руководство преднамеренно стало обсуждать этот вопрос с казахстанским президентом, понимая его интерес и просчитывая возможные последствия.

Турция использует евразийский план в качестве дополнительного рычага давления на европейцев, демонстрируя наличие альтернативного пути для своего развития. Не стоит забывать, что серьезным препятствием для интеграции Турции в Евразийский союз является активное стремление в союз Армении, с которой у ТР отсутствуют дипломатические отношения. Турецкие эксперты в области международных отношений в целом позитивно оценивают саму идею интеграции с Евразийским союзом, однако большинство из них сомневаются, что разговоры об интеграции - это реальный план турецкого правительства. По мнению доктора политических наук, специалиста в области международных отношений Стамбульского университета Хакана Гюнеша, «появление подобного разговора является неким посланием Западу. Анкара пытается балансировать между ЕС и Евразийским союзом, но турецкое руководство никогда не будет даже предпринимать попытку разорвать отношения с НАТО и Европейским союзом» [4]. Таким образом, полноценная интеграция ТР в Евразийский союз едва ли осуществима на данном этапе. Политическая дискуссия о такой возможности отвечает интересам Анкары и Москвы. И даже Казахстан, который, не получив противовес в союзе, приобретает преференции в качестве стратегического партнера ТР, умеющего отстаивать интересы дружественного государства.

Что касается российской позиции в отношении присоединения к евразийской интеграции Турции, то, скорее всего, России выгодна подобная ситуация, поскольку повышается престиж самого объединения, вступить в которое хотят не только бывшие постсоветские страны, такие как Киргизия и Армения, но и страна - региональный лидер, член НАТО, приобретающая все больший вес в мировой политике. А разговоры о присоединении к ЕАЭС, по-видимому, так и останутся в рамках политической риторики. Утверждение, что Турция стремится в Евразийский союз, нельзя назвать истинным. На сайте МИД ТР подобные заявления отсутствуют. Как видно, турецкое руководство более озабочено взаимоотношениями с Европейским союзом, нежели с Евразией.

Внешняя политика ТР прагматична, даже принимая во внимание сложности в переговорном процессе c ЕС, турецкое руководство никогда не делало резких заявлений и не отказывалось от своей стратегической линии. Данное направление может выходить на приоритетный уровень, когда активизируются переговоры, предпринимаются шаги к сближению с Европейским союзом; затем переговорный процесс может «сходить на нет». Но через некоторое время меняется политическая конъюнктура и вновь предпринимаются действия в европейском направлении. Едва ли турецкое руководство готово будет перечеркнуть полувековые отношения с ЕС ради евразийской интеграции. Хотя отдельные виды сотрудничества вполне возможны.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. В Евразийский экономический союз могут войти Турция, Индия и даже Сирия // Газета.ги. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// m.gazeta.ru/business/3013/10/24/5722545.shtml. -Загл. с экрана.

2. Выступление В. В. Путина на заседании Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2014 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19484. -Загл. с экрана.

3. Интеграционные процессы тюркских государств. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://inform.kz/rus/article/26665560. - Загл. с экрана.

4. Интервью с доктором политических наук, специалистом в области международных отношений Стамбульского университета Хаканом Гюне-шем 23 июля 2014 г. - Волгоград, 2014.

5. Назарбаев вновь пригласил Турцию в Евразийский Союз 7 июня 2014 г. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://poststriptum.org/ 2014/06/07/nz. - Загл. с экрана.

6. Пресс-конференция В. В. Путина и Р. Т. Эр-догана, 22 нояб. 2013 г., г. Санкт-Петербург // Президент России. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/video/1653. -Загл. с экрана.

7. Решение Высшего Евразийского экономического совета .№ 48 от 24 окт. 2013 г. // Консультативно-правовой ресурс Евразийской экономической интеграции: ЕврАзЭС - Таможенный союз -ЕЭП. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.customs-union.com. - Загл. с экрана.

8. Турция может создать зону свободной торговли с Таможенным Союзом, в составе России, Белоруссии и Казахстана // РИА НОВОСТИ, 19 июля 2014. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20140719/1016697211.html. -Загл. с экрана.

9. Турция попросилась в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана // Независимое бюро новостей. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://nbnews.com.ua/ru/news/ 103313. - Загл. с экрана.

10. Эрдоган: Многие страны могут завидовать отношениям России и Турции // МТРК «Мир»: Главные новости России и стран Содружества. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mir24tv/news/politics/9333444. - Загл. с экрана.

11. Aras, Bulent. Making Sense of Turkish-EU Relations in the Aftermath of the Arab Spring / Bulent Aras // Center for Strategic Research. - 2013. - Apr. (№ 5). - Р. 4.

12. Genel Gorunum. DI§ Politika. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.mfa.gov.tr/genel-gorunum.tr.mfa. - Title from screen.

13. Putin'den Erdogan'a: Uzun zamandir gormesem de! - Electronic text data. - Mode of access: http://www.aksam.com.tr/siyaset/putinden-erdoganauzun-zamandir-gormesem-de/haber-263117. - Title from screen.

14. Putin'den Erdogan'a: Sizinle doрrudan goru§mesek de... - Electronic text data. - Mode of access: http://hurarsiv. hurriyet. com.tr/goster/ haber.aspx?id=25179850&tarih=2013-11-22. - Title from screen.

15. Turkiye-Rusya Ust Duzey i§birligi Konseyi Dorduncu Toplantisi St. Petersburg'da gergekle§tirildi. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www. mfa.gov. tr/turkiye_rusya-ust-duzey-isbirligi-konseyi-dorduncu-toplantisi-st_petersburg_da-gerceklestirildi.tr.mfa. - Title from screen.

REFERENCES

1. V Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz mogut voyti Turtsiya, Indiya i dazhe Siriya [Turkey, India and Even Syria May Enter the Eurasian Economic Union]. Gazeta.ru. Available at: http://rn.gazeta.ru/business/ 3013/10/24/5722545.shtml.

2. Vystuplenie V.V. Putina na zasedanii Vysshego Evraziyskogo ekonomicheskogo soveta 24 oktyabrya 2014g. [The Speech by V.V. Putin at the Session of the Supreme Eurasian Economic Council on October 24, 2014]. Available at: http:// www.kremlin.ru/news/19484.

3. Integratsionnye protsessy tyurkskikh gosudarstv [Integrational Processes of Turkic States]. Available at: http://inform.kz/rus/article/ 26665560.

4. Intervyu s doktorom politicheskikh nauk, spetsialistom v oblasti mezhdunarodnykh otnosheniy Stambulskogo universiteta Khakanom Gyuneshem 23 iyulya 2014 g. [Interview With Khakan Gyunesh, Doctor of Political Sciences, Specialist in the Sphere of International Relations of Istanbul University, July 23, 2014]. Volgograd, 2014.

5. Nazarbaev vnov priglasil Turtsiyu v Evraziyskiy Soyuz 7 iyunya 2014 g. [On June 7, 2014 Nazarbaev Invited Turkey to the Eurasian Union Again]. Available at: http://poststriptum.org/ 2014/06/07/nz.

6. Press-konferentsiya VV Putina i R.T. Erdogana, 22 noyabrya 2013 g., g. Sankt-Peterburg [Press Conference of V. V. Putin and R.T. Erdogan, November 22, 2013, Saint Petersburg]. Prezident Rossii [The President of Russia]. Available at: http:// www.kremlin.ru/video/1653.

7. Reshenie Vysshego Evraziyskogo ekonomicheskogo soveta no. 48 ot 24 oktyabrya 2013 g. [The Decision of Supreme Eurasian Economic Council no. 48 of October 24, 2013]. Konsultativno-pravovoy resurs Evraziyskoy ekonomicheskoy integratsii: EvrAzES - Tamozhennyy soyuz - EEP [Consultant Legal Resourse of Eurasian Economic Integration: Eurasian Economic Union - Customs Union - Common Economic Space]. Available at: http: //www. customs -union .com.

8. Turtsiya mozhet sozdat zonu svobodnoy torgovli s Tamozhennym Soyuzom, v sostave Rossii, Belorussii i Kazakhstana [Turkey May Create the Trade Area With the Customs Union Consisting of Russia, Belarus and Kazakstan]. RIA NOVOSTI, 19 iyulya 2014 [RIA News, July 19, 2014]. Available at: http://ria.ru/ economy/20140719/1016697211.html.

9. Turtsiya poprosilas v Tamozhennyy Soyuz Rossii, Belarusi i Kazakhstana [Turkey Asked to Enter the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakstan]. Nezavisimoe byuro novostey [Independent News Agency]. Available at: http://nbnews.com.ua/ru/news/ 103313.

10. Erdogan: Mnogie strany mogut zavidovat otnosheniyam Rossii i Turtsii [Erdogan: Many Countries Can Envy Russian-Turkish Relations]. MTRK "Mir": Glavnye novosti Rossii i stran Sodruzhestva ["Mir": Main News of Russia and Commonwealth Countries]. Available at: http://mir24tv/ news/politics/9333444.

11. Aras Bülent. Making Sense of Turkish-EU Relations in the Aftermath of the Arab Spring. Center for Strategic Research, 2013, April (no. 5), p. 4.

12. Genel Görünüm. DI§ Politika [General Review. Foreign Policy]. Available at: http://www.mfa.gov.tr/ genel-gorunum.tr.mfa.

13. Putin 'den Erdogan 'a: Uzun zamandir görmesem de! [Putin to Erdogan: So Long Not to See Them!]. Available at: http://www.aksam.com.tr/siyaset/ putinden-erdoganauzun-zamandir-gormesem-de/haber-263117.

14. Putin 'den Erdogan 'a: Sizinle doprudan göru%mesekde... [Putin to Erdogan]. Available at: http:/

/hurarsiv. hurriyet.com.tr/goster/haber.aspx?id= 25179850&tarih=2013-11-22.

15. Türkiye-Rusya Üst Düzey l§birligi Konseyi Dördüncü Toplantisi St. Petersburg'da gergekle§tirildi [Turkey-Russia High-Level Cooperation at the 4th Meeting of the Council Held in St. Petersburg]. Available at: http:// www.mfa.gov.tr /turkiye_rusya-ust-duzey-isbirligi-konseyi-dorduncu- toplantisi-st_petersburg_da-gerceklestirildi.tr.mfa.

TURKEY'S WAY TO EURASIAN INTERGATION: REALITY OR POLITICAL RHETORIC

Parubochaya Еlena Fedorovna

Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of International Relations and Foreign Area Studies, Volgograd State University elenap82@mail.ru, nnsh@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the urgent issues of Eurasian economic integration and the creation of the Eurasian Union that are supposed to come to force on January 1, 2015. The research pays attention to the possibility and prospects of Turkish integration to the Eurasian Union. The idea of Ankara's membership in the Eurasian integration process has been discussed by the mass media during the second half of 2013. At first, the suggestion of Turkey's integration was announced by N.A. Nazarbaev, President of Kazakhstan. He supported the initiative of the Turkish Prime Minister R.T. Erdogan which was mentioned during their telephone negotiations.

Both leaders have some interests in the promotion of this idea. The author tries to find out the real motivation of Kazakhstan and Turkey leaders, taking into account the Ministry of Foreign affairs' official surveys which declare that the Turkish Republic is determined to become a rightful member of the European Union and is striving to keep the high spirit of alliance with NATO all the time. The synopsis of the Turkish Foreign Policy announces that Ankara is conducting active diplomacy, strengthening its relations and ties with the United States and the European countries. The author analyses the position of the Turkish Republic concerning Eurasian integration and the interests of other Eurasian states concerning Turkey's joining to the Eurasian Union and its real participation.

Key words: Turkey, Eurasian Union, Eurasian integration, Turkish Republic's membership, interests of Kazakhstan party, Russian-Turkish relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.