необходимость развивать отношения с могущественным восточным соседом. Если на рубеже 1990-х и 2000-х годов кое-кто в Бишкеке выражал недовольство китайским давлением на республику и, в частности, подписанными в 1996 и 1999 гг. договорами, по которым Киргизия уступила Китаю почти 500 км2 территории, то сейчас это осталось в прошлом.
Как бы ни складывались отношения Киргизии с внешними акторами, ее судьба в конечном счете зависит от внутриполитической обстановки. Стремление выстроить непривычную для Центрально-Азиатского региона парламентскую систему не исключает сохранения авторитаристских настроений, психологически объяснимой тяги к «твердой руке», к поиску харизматического лидера, еще одного «отца нации», якобы способного повести за собой общество, «непринужденно», но жестко преодолевая все трудности страны. Кстати сказать, претенденты на место такого вождя в Киргизии есть.
И все же сегодня уязвимая во многих отношениях Киргизия, несмотря на все противоречия и ошибки, подобно отчаянному ледоколу движется в ином направлении, пытаясь проложить себе свой собственный путь сквозь льды центральноазиатского авторитаризма.
«Брифинг Московского Центра Карнеги», М., 2012 г., т. 14, вып. 2, с. 2-11.
Елена Кузьмина,
кандидат политических наук
(Институт экономики РАН)
ТУРКМЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Туркмения наиболее закрытое государство СНГ. С одной стороны, в ней происходят процессы, присущие всем странам Центральной Азии, с другой - там сложилась наиболее замкнутая политическая и экономическая система, почти не изменившаяся со сменой главы государства. Между тем страна с ее мощными углеводородными запасами как экспортным ресурсом все больше становится объектом противоречивых интересов различных геополитических игроков, как региональных, так и глобальных.
Туркменское общество в этническом отношении состоит из нескольких региональных группировок: ахал-текинской, марый-
75
ской, кизил-арватской, балканской, ташаузской (северные иому-ды). И первый президент С. Ниязов, и ныне действующий глава государства Г. Бердымухамедов - представители ахал-текинских (ашхабадских) туркмен. Первый глава государства проводил политику регионально-племенного гегемонизма и ахализации страны в целях укрепления личной власти. В начале 90-х годов XX в. Турк-менбаши был очень осторожен в отношении других региональных политических кланов, особенно наиболее сильных - марыйского, кизил-арватского и чарджоуского. К началу же нового века он постепенно убрал все значимые фигуры этих кланов с политической арены. Фактически при Туркменбаши - С. Ниязове сложился политический режим монархического типа. В 1999 г. решением Халк Маслахаты (Народного совета) ему было присвоено звание главы всех туркмен и статус пожизненного президента страны. Несмотря на расширение полномочий Народного совета в 2003 г. верховная власть осталась неограниченной.
Вступивший в начале 2007 г. в должность президента Г. Бердымухамедов начал модернизацию страны и одновременно занялся укреплением своей власти. За четыре года правления им проведен ряд реформ системы государственного управления страной.
Началом политической модернизации стало создание структур по правам человека. Летом 2007 г. учреждена Государственная комиссия по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при Президенте РТ. В то же время образована Межведомственная комиссия, призванная обеспечить выполнение международных обязательств страны в области прав человека. В ноябре 2007 г. появилась Государственная комиссия по совершенствованию национального законодательства, вступила в действие программа по реформированию законодательной системы страны, рассчитанная на 2008-2012 гг. В начале 2008 г. по инициативе Г. Бердымухамедова начал функционировать Институт государства и права при президенте страны, призванный обеспечить научную основу законодательства.
26 сентября 2008 г. принята новая редакция Конституции страны. Главным изменением в ней стало упразднение Халк Маслахаты. Его функции перераспределены между Президентом РТ, Меджлисом РТ (парламентом), Правительством РТ и Верховным судом РТ. Количество депутатов парламента увеличено с 50 до 125. Многие эксперты отмечают, что новая Конституция на деле не расширяет полномочия парламента, а усиливает президентскую
76
власть. Согласно новой редакции Основного закона, именно президент назначает руководителей региональных органов власти, членов избирательных комиссий и других должностных лиц. Парламент, в свою очередь, получает полномочия назначать выборы президента и принимать решение о его досрочном освобождении от должности по болезни. Парламент также решает, кто из заместителей председателя Кабинета министров назначается на должность временно исполняющего обязанности главы государства в случае, если президент по тем или иным причинам не в состоянии исполнять их. Положение о том, что и.о. президента не может участвовать в выборах, сохранилось. В новой редакции Конституции упоминается и о Совете безопасности. Особое значение в документе придается «формированию рыночной экономики, основанной на частной, государственной и других формах собственности.
Затем настал черед реформы избирательной системы страны. В октябре 2008 г. Г. Бердымухамедов подписал Закон «О выборах депутатов Меджлиса Туркменистана», в соответствии с которым выборы будут проводиться по одномандатным избирательным округам со сроком полномочий пять лет. Признаются полномочия избранных депутатов на сессии Меджлиса после публикации итогов выборов в печати. В декабре того же года в стране прошли выборы депутатов Меджлиса IV созыва. На них впервые полный мониторинг всех этапов избирательного процесса на местах осуществляли иностранные наблюдатели, представлявшие Исполком СНГ, Межпарламентскую ассамблею государств - участников СНГ, дипломатический корпус, ОБСЕ. Наблюдатели высказали диаметрально противоположные мнения об открытости выборов, но признали их состоявшимися.
В апреле 2009 г. принята новая редакция Закона Туркменистана «О выборах членов Генгешей». 26 июля состоялись выборы в Генгеши (местные советы), которые прошли на альтернативной основе. Изменения коснулись не только парламентских структур, но и органов местного самоуправления. Так, в декабре 2008 г. президент Г. Бердымухамедов подписал постановление, утвердив положение о Совете старейшин Туркменистана, определяющее правовые основы деятельности этого органа.
Следующим шагом в преобразовании государственной власти стало формирование нескольких проправительственных партий. В стране действует только одна политическая партия -пропрезидентская Демократическая партия Туркменистана. Оппозиционные партии, например, движение «Ватан», функционируют
77
за границей. Кроме того, представлены Движение возрождения «Галкыныш» («Возрождение»), молодежная организация имени Махтумкули, Общественная организация ветеранов войны и труда, Союз женщин и Совет профсоюзов. В феврале 2010 г. президент Г. Бердымухамедов выступил с инициативой создания новой Партии дайхан (крестьян): «Появление в нашей стране оппозиционной партии, - подчеркнул он, - станет важным событием в общественно-политической жизни страны»; «Если кто-нибудь проявит желание создать новую политическую партию и выйдет с этой инициативой, то в соответствии с Конституцией мы готовы эту новую партию зарегистрировать уже в этом году». Президент инициировал и принятие Закона «О политических партиях».
Многопартийность была зафиксирована и в прежней Конституции, но оппозиция находилась в плачевном положении. Фактически в стране нет ни легальной, ни нелегальной оппозиции. Это связано как с политической пассивностью населения, так и с действиями туркменских властей. Последние еще в 2002 г. провели показательные суды над группой политических деятелей страны по делу «о террористическом акте» против президента. За рубежом, правда, существует ряд организаций, называющих себя политической оппозицией, но никоим образом не влияющих на внутриполитическую ситуацию. Проблемы оппозиции связаны с тем, что практически все ее лидеры в разное время были в руководстве страны и помогали Туркменбаши создавать существующую и поныне авторитарную государственную систему.
Г. Бердымухамедов продолжает перенятую у С. Ниязова тактику постоянной смены чиновников всех уровней под предлогом участия в экономических преступлениях и других нарушениях. Неудивительно, что политическая элита страны пока слабо отреагировала на инициативы нынешнего президента, опасаясь возможных репрессий за проявления политической активности при создании новых партий.
В стране проводится курс на «десакрализацию» культа личности С. Ниязова. В 2008 г. принято решение о переносе позолоченной Арки нейтралитета, увенчанной вращающейся статуей первого президента С. Ниязова, из центра Ашхабада на его южную окраину, отменен «ниязовский» календарь, изменен государственный гимн, прославлявший Туркменбаши. Его уже не упоминают в официальной клятве верности Туркменистану, его портреты убраны с денежных знаков, имя исчезло с президентского штандарта. Г. Бердымухамедов также распорядился снять с экспозиции о Ве-
78
ликой Отечественной войне материалы об отце С. Ниязова. Свои действия по развенчанию культа Туркменбаши власти объясняют требованиями избранного курса на интеграцию страны в мировое сообщество.
Впрочем, ряд экспертов считают, что одновременно Г. Бер-дымухамедов ведет к установлению своего «культа личности», прежде всего, в идеологической сфере. Недаром на смену произведениям Туркменбаши в учреждения и организации привозят книги действующего президента. Кроме того, стало известно, что главный мусульманский храм Марыйской области будет называться Гурбангулы-хаджи. Что это, как не смена идеологических символов в Туркмении?!
Перемены коснулись и образования. Оно вновь стало десятилетним, восстановлен пятилетний срок обучения в институтах (против двухлетнего при С. Ниязове). Однако школьные и институтские программы почти не изменились, из них только изъято подробное изучение «Рухнамы», главного труда С. Ниязова, точнее оно заменено изучением работ действующего президента.
В июне 2010 г. по его распоряжению министерствам и отраслевым ведомствам было разрешено создание на базе начальных профессиональных школ средних профессиональных учебных заведений. Училища появились при министерствах строительства, энергетики и промышленности, сельского хозяйства и при госконцернах «Туркменнефтегазстрой» и «Туркменгаз». В зависимости от профессии специалистов будут готовить на основе учебных программ, рассчитанных на 2-2,5 года обучения, которое началось в 2010/2011 уч. году.
Восстанавливается и научный потенциал страны: воссозданы Академия наук и ВАК. В соответствии с постановлением «О совершенствовании научной системы Туркменистана» возник Высший совет по науке и технике (ВСНТ) при Президенте РТ, в структуре которого образуется Фонд науки и техники. Определены основные направления сотрудничества ВСНТ и Академии наук: участие в разработке и претворении в жизнь научно-технической политики государства; проведение совместных работ в области фундаментальной науки, внедрение в экономику страны результатов научных исследований и научно-технических новшеств; подготовка предложений по наращиванию научно-технического потенциала страны; участие в подготовке высококвалифицированных специалистов и проведение научных и научно-технических исследований; развитие международного научно-технического
79
сотрудничества, содействие внедрению новейших достижений современной науки и техники.
На заседании Кабинета министров в июне 2009 г. президент обнародовал концепцию дальнейшего развития отечественной науки, ориентированную на ускорение инновационных процессов в экономике, разработку комплексной государственной программы научно-технического развития и ее последовательную и эффективную реализацию. Такие действия дали хороший стимул к усилению политики модернизации экономики страны.
В октябре 2008 г. вышло постановление президента о создании специальной комиссии при его аппарате, регулирующей деятельность творческих работников - писателей, поэтов, режиссеров и т.п. В постановлении указывается, что «комиссия наделяется правом оценивать художественный уровень соответствующих творческих работ и выдавать разрешение на их публикацию, сценическую постановку, проведение съемок». При этом государством контролируется завоз литературы и печатных изданий из-за рубежа, а также ограничивается доступ в Интернет.
Туркмения, несмотря на новую политику «открытости», остается закрытым государством, хотя бы из-за недоступности экономической и статистической информации, что весьма осложняет анализ хозяйственной ситуации в стране.
Особенности национальной экономики определяются несколькими факторами. Во-первых, наличием больших запасов углеводородов, которые, по оценкам международных экспертов, исчисляются в 20,8 млрд. т нефти и 24,6 трлн. м3 природного газа. Кроме того, выявлено более тысячи перспективных на нефть и газ структур, открыто 150 месторождений, из которых только 1/3 находится в разработке. Здесь также разведано свыше 160 месторождений твердых полезных ископаемых, в том числе целестина, угля, самородной серы, минеральных солей, каолина, бентонита, озокерита, минеральных красок, карбонатного сырья. Во-вторых, закрытым типом экономики: иностранные инвесторы допускаются лишь в сложные для добычи месторождения. В-третьих, географической замкнутостью. Туркмения не имеет выходов к открытому морю и окружена государствами, политическая ситуация в которых затрудняет продвижение ее углеводородов на мировой рынок. Долгое время туркменский газ в основном экспортировала Россия, через трубопроводы которой он приходил на европейские рынки. С открытием нового трубопровода Туркмения-Китай в декабре 2009 г. туркменский газ стал поступать в Китай.
80
Основные отрасли промышленности - добыча и переработка углеводородов, электроэнергетика, текстильная отрасль и строительство. Особенностью современного периода развития промышленности стал ускоренный рост перерабатывающих отраслей: химии, нефтехимии, машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности. В 2009 г. появилась и металлургия: под Ашхабадом введен в действие завод по выпуску строительной арматуры, уголков, швеллеров мощностью 160 тыс. т в год. В сельском хозяйстве стратегический акцент сделан на хлопководстве и зерноводстве. В 2000-е годы был заложен морской торговый флот.
В период независимости принято несколько программ экономического развития. В 1992 г. одобрена программа «10 лет стабильности», которая предполагала на начальном этапе реформ сохранить систему планового управления хозяйством при постепенной либерализации экономики, не отказываясь и от прямого государственного управления и регулирования. В 1999 г. принята «Стратегия социально-экономических преобразований на период до 2010 г.», которая предусматривала продолжение начатых преобразований по четырем приоритетным направлениям, обеспечивавшим достижение экономической, продовольственной, социальной и экологической безопасности республики. Однако уже в 2004 г. принимается «Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 г.», согласно которой в 2015 г. ВВП должен вырасти в 14,6 раза, а к 2020 г. - в 28,4 раза.
Одним из направлений реформирования экономики признана приватизационная политика. По Закону «О разгосударствлении и приватизации собственности Туркменистана» (1992) приватизации в первую очередь подлежали мелкие предприятия сферы услуг, легкой промышленности, строительства и агробизнеса. К 1 января 2008 г. приватизировано 2130 объектов государственной собственности. В сельскохозяйственном производстве в частную собственность переданы орошаемые земли, 89% крупного рогатого скота и птицы, более 61% овец и коз. Арендаторы осваивают 70% пашни. Было заявлено о развитии свободных экономических зон. Закон «О свободных экономических зонах» принят еще в 1998 г., но лишь в июле 2007 г. состоялась презентация проекта первой свободной экономической зоны в прикаспийском Туркменбаши (бывший Красноводск) для развития индустрии туризма.
81
С приходом нового президента власти страны провозгласили курс на развитие малого и среднего бизнеса (МСБ), планируя довести его долю в ВВП страны к 2015 г. до 45%, а в перспективе - до 70% (в 2008 г. - около 40%). Для этого в конце 2005 г. в Налоговый кодекс внесены поправки для частных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с которыми установлена ставка единого налога с валового дохода 2%, что позволило сократить документооборот у этих хозяйствующих субъектов и упростить процедуру уплаты налогов. В результате налоговая нагрузка на малые предприятия уменьшилась почти в 2 раза.
Преобразуется и таможенное законодательство. В 2008 г. постановлением президента утверждены перечни товаров, в соответствии с которыми значительно снижены или вообще отменены таможенные пошлины для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В феврале 2010 г. создана Государственная комиссия по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП). В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», она в основном нацелена на активизацию предпринимательской деятельности в различных отраслях национальной экономики.
Основой реформы на селе стало введение частной собственности на землю. Передачу земли крестьянам (в собственность до 50 га, долгосрочную аренду - до 500 га) предполагается осуществлять без ущерба для деятельности колхозов. Минимальный срок аренды увеличен до десяти лет; предусматривается также наследование земель. Иностранным инвесторам земля, находящаяся в государственной собственности, может предоставляться в пользование только на условиях аренды. Ситуация в аграрном секторе остается сложной. Частные производители стратегически важных хлопка и зерна получают от государства льготные кредиты, освобождены от уплаты налогов, правительство оплачивает 50% их расходов на семена, химикаты, минеральные удобрения, различного рода технические услуги.
Реформы и минимальное расширение открытости экономики страны дали результаты (см. табл.). В 2005-2010 гг. Туркмения развивалась высокими темпами. По официальным данным, ежегодный прирост ВВП в 2007-2008 гг. превышал 10%, в 2009 г., несмотря на мировой финансовый кризис, - 6,1, а в 2010 г. - 9,2%. В кризисном 2009 г. в Туркмении наблюдался хоть и снизившийся по сравнению с предыдущими годами, но стабильный рост макроэкономических показателей. Промышленное производство увели-
82
чивалось неравномерно по отдельным отраслям. Наибольшего роста добились в нефтедобыче - на 79,3%, химической промышленности - 50,6, электроэнергетике - на 37,8%. Благодаря высокому урожаю заметно возросло сельскохозяйственное производство.
По официальным данным, в 2009 г. продолжался рост платежеспособности и реальных доходов населения: при нулевой инфляции среднемесячная заработная плата в стране увеличилась за год на 10,4%, оборот внутренней торговли - на 15,9%. Доходная часть государственного бюджета выполнена на 102,3%, расходная -на 93,9%. Высокие темпы социально-экономического развития страны позволяют планомерно пополнять Стабилизационный фонд, созданный в 2008 г.
Таблица
Основные макроэкономические показатели
Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Валовой внутренний продукт:
млрд. долл. (расчетные данные) - - 13,89 15,36 18,48 20,2
темпы роста в сопоставимых ценах, % - - 110,9 110,5 106,1 109,2
на душу населения, долл. (расчетные данные) - - 2138 2369 2843 3103
Инвестиции в основной капитал, млрд. долл., в действующих ценах (расчетные данные) - - 1,61 5,44 8,75 10,0
Внешнеторговый оборот:
млрд. долл. 7,6 8,9 13,4 17,6 18,3 17,9
темпы роста, % 105,5 117 149 132 103,8 97,6
Экспорт, млрд. долл. 4,3 6,1 8,9 11,9 9,3 9,7
Импорт, млрд. долл. 3,3 2,8 4,5 5,7 9,0 8,2
Сальдо торгового баланса, млрд. долл. 1,0 3,3 4,4 6,2 0,3 1,5
Курс национальной валюты (манат / долл.) 5200 5200 5200 14 250 2,85 2,85
Источник: Данные торгового представительства РФ в Туркмении.
83
В течение 2009 г. фактически проводилась деноминация туркменской валюты. Курс доллара к национальной валюте нового образца составил 2,85 маната за 1 долл., против 14 200 за 1 долл. по курсу на 31 декабря 2008 г. Правда, официально манат не был девальвирован. Курс устанавливается властями страны, а не на основе валютных торгов.
Одновременно правительство предприняло меры по сокращению влияния глобального финансового кризиса: ужесточился контроль за валютным режимом, укреплены банковская система и налогово-бюджетная сфера. Согласно постановлению президента образована комиссия по анализу негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны и разработке соответствующих мер.
Открытие новых месторождений газа на суше и изменение Закона об иностранных инвестициях привели к значительному увеличению с 2009 г. притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ), главным образом в сектор добычи углеводородного сырья.
В 2010 г. темпы роста ВВП по отраслям составили: в сфере промышленности - 108,1%, строительства - 116, транспорта и связи - 112,2, торговли - 111,3, сельского хозяйства - 107,8, услуг -106%. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличилось производство электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений, цемента, нерудных строительных материалов, хлопковолокна, хлопчатобумажной пряжи, швейных и трикотажных изделий, обуви, дубленой кожи, лекарственных средств, рыбы и рыбной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий, молочных и других сельхозпродуктов.
Дальнейшее развитие получил топливно-энергетический сектор - базовый для национальной экономики. Темпы роста добычи природного и попутного газа достигли 116,5% по сравнению с 2009 г. Объем экспорта природного газа вырос на 33,6%. За 2010 г. производство электроэнергии в стране увеличилось на 3% по сравнению с предыдущим годом, динамично растут объемы ее экспорта. В 2010 г. запущен еще один газопровод в Иран, заложены основы строительства газовой магистрали «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия» и началось строительство крупнейшего в стране газопровода «Восток-Запад», осуществляемое силами туркменских компаний.
Доходная часть госбюджета в 2010 г. составила 125%, расходная часть - 92% к предшествующему периоду. Денежные сред-
84
ства, сформированные за счет профицита бюджета за 2010 г., направлены в Стабилизационный фонд.
При этом, по мнению экспертов международных организаций, Туркмения реформируется медленно. Лишь в 2009 г. начался переход к рынку. Несмотря на деноминацию национальной валюты, банковская система недостаточно масштабна. Главная проблема, как считают аналитики ЕБРР, обусловлена доминированием государственных банков, что серьезно ограничивает доступ частного сектора к финансам и одновременно тормозит решение более общей задачи диверсификации экономики.
В мае 2010 г. правительство приняло национальную программу социально-экономического развития Туркмении на 20112030 гг. Ею предусматривается диверсификация экономики, повышение конкуренции и признается важность дальнейших рыночных и институциональных реформ. Впервые эта деятельность прямо включает приватизацию в сфере малого и среднего предпринимательства. В целом определены приоритетные направления структурных реформ. Речь идет, во-первых, об улучшении делового и инвестиционного климата для привлечения дополнительных ПИИ в целях содействия диверсификации экономики, а также дополнительном облегчении административного бремени и упрощении процедур регистрации и лицензирования частных предприятий; во-вторых, об увеличении доли частного сектора в банковской системе. Проводимая реформа банковского законодательства должна будет способствовать расширению доступа к кредитам, что имеет решающее значение для МСП, поскольку оно пока лишено доступа к кредитам, необходимым ему для роста.
Были объявлены тендеры на приватизацию некоторых государственных компаний страны. В августе 2010 г. правительство внесло в парламент новые законопроекты о банковском и валютном регулировании, призванные улучшить национальную банковскую систему путем ее перевода на международные стандарты отчетности и повышения прозрачности банковских операций.
Наращивание промышленного потенциала страны предусматривается по нескольким основным направлениям. Пока бесспорный приоритет отдается развитию нефтегазового комплекса. Согласно «Национальной стратегии развития нефтегазового комплекса до 2020 г.», предполагается, что к 2020 г. добыча нефти и газового конденсата возрастет до 100 млн. т, газа - до 240 млрд. м3.
Участие иностранных компаний в модернизации и развитии нефтегазовой промышленности страны до 2020 г. законодательно
85
закреплено указом президента о создании совместных предприятий с зарубежными фирмами. Туркмения имеет долгосрочные соглашения о сотрудничестве в газовой сфере с Россией, Китаем, Ираном, подписан меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере с Евросоюзом. Туркменское правительство заявило, что в 2010 г. иностранные инвестиции в энергетический сектор, обслуживаемый совместными предприятиями, возрастут на 46% -до 4,1 млрд. долл. против 2,8 млрд. долл. в 2009 г. Однако пока официальная статистика не приводит каких-либо данных на этот счет.
Одним из приоритетных направлений развития нефтегазового комплекса выбрано освоение углеводородных ресурсов шельфа Каспия. Туркменский сектор разбит на 32 блока. По подсчетам специалистов, прогнозные запасы нефтегазовых ресурсов шельфа Каспийского моря оцениваются в 12 млрд. т нефти и 6 трлн. м3 газа. При добыче нефти с морского шельфа на «Блоке-1» применяются передвижные морские установки новейшего образца.
Большое значение придается не только добыче, но и переработке углеводородов: реконструирован НПЗ в г. Туркменбаши. В рамках данного проекта построены завод по производству масел и установка каталитического крекинга. Инвестиции японских и турецких нефтяных компаний позволили модернизировать процесс каталитического риформинга на этом НПЗ и увеличить в 2,5 раза выпуск высокооктанового бензина. Реконструирован и второй по величине в стране Сейдинский НПЗ. Программой предусмотрено строительство в 2025 г. в Балканском велаяте и в 2030 г. в Ахалском и Марыйском велаятах новых заводов по переработке нефти. На месторождении Яшылдепе строится новый газоперерабатывающий завод проектной мощностью 1 млрд. м3 товарного газа, 50 тыс. т сжиженного газа и 200 тыс. т конденсата в год. Комплекс включает в себя 40 технологических и инженерно-коммуникационных объектов контрактной стоимостью 42 млн. долл.
В соответствии с туркмено-китайскими договоренностями на месторождении Самандепе в июле 2008 г. начаты инвестиционный проект в области развития газовой инфраструктуры и строительство газоперерабатывающего завода проектной мощностью 5 млрд. м3 газа в год, который будет обеспечивать сырьем транснациональный газопровод «Туркмения-Китай».
Туркмения еще в начале века начала диверсификацию своих газовых коммуникаций. Еще более интенсивно эта тенденция про-
86
явилась в 2009-2010 гг. Из-за серьезнейших потерь вследствие прекращения Россией импорта сырья более чем на полгода была резко снижена его добыча, законсервировано около 150 скважин. В итоге в 2009 г. добыто лишь 38 млрд. м3 газа (вдвое меньше запланированного).
В конце 2009 г. начал функционировать уже упоминавшийся трубопровод Туркмения - Китай, по которому в 2010 г. поставлено около 6 млрд. м3 газа, на проектную мощность в 40 млрд. м3 трубопровод должен выйти к 2013 г. К этому моменту Туркмения будет экспортировать по нему примерно 30 млрд. м3 (между СКРС и «Туркменгазом» заключен контракт на поставку газа в КНР сроком на 30 лет, начиная с 2009 г.), еще 10 млрд. м3 дадут Узбекистан и Казахстан. Однако пока не урегулированы цены на поставляемый в Китай туркменский газ. Главное при этом учесть гигантские расстояния от туркменских месторождений до китайской границы (1,7 тыс. км) и дальнейшую транспортировку газа по китайской территории - основные регионы потребления находятся в прибрежных провинциях Поднебесной (еще 6 тыс. км). По некоторым источникам, китайская сторона предлагает значительно более низкую цену, чем европейские потребители. Пока же низкая цена (120 долл. за 1 тыс. м3) обеспечивается за счет целевого кредита Государственного банка Китая в 4 млрд. долл. на освоение Южного Иолотаня.
6 января 2010 г. введен в действие 30-километровый газопровод в Иран Довлетабат-Серахс-Хангеран. Это позволит, с учетом мощностей функционирующего газопровода Корпедже-Курткуи, довести объемы поставок туркменского газа в Иран до 20 млрд. м3 ежегодно.
Несмотря на то, что Россия и Туркмения договорились об экспорте газа в объеме до 30 млрд. м3 ежегодно, такая цифра отражает верхнюю планку в зависимости от потребностей на украинском и европейском рынках. Согласно данным российского ЦДУ ТЭК, поставки туркменского газа «Газпрому» составили по итогам 2010 г. около 11 млрд. м3, т.е. почти в 4 раза меньше, чем в 2007-2008 гг. Однако России данное соглашение выгоднее, чем предыдущее. Так, согласно подписанному в конце 2008 г. контракту, «Газпром» должен был закупать ежегодно около 50 млрд. м3 (2/3 от всей добычи) по цене 375 долл. за 1 тыс. м3, теперь - в условиях резкого падения из-за кризиса цен на газ в Европе - в значительно меньших объемах и по более низкой, среднеевропейской цене (порядка 190 долл.).
87
Не оставляет надежд на поставки туркменского газа через Каспий и Черное море и Евросоюз. Туркмения - потенциальный ключевой поставщик «голубого топлива» в альтернативный российским газопровод Nabucco. Реализация этого проекта возможна лишь при условии заключения ЕС стратегического соглашения о поставках газа из Туркмении сроком на 30 лет. Несмотря на некоторое улучшение позиций ЕС в предыдущие годы (меморандум 2008 г. о поставках 10 млрд. м3 в год), рамочный документ об изучении маршрута поставок с немецкой RWE (2009), а также намерение Туркмении поставлять в этот трубопровод порядка 10 млрд. м3, конкретных решений по строительству этого трубопровода так и не принято. Европарламент пошел на беспрецедентные политические уступки, ратифицировав торговое соглашение между ЕС и Туркменией, невзирая на ситуацию с правами человека в этой стране.
Осложняет реализацию проекта Транскаспийского газопровода и отсутствие договора о делимитации границы между Туркменией и Азербайджаном, газотранспортная система которого связана с Турцией Южнокавказской трубой.
Туркмения готова поставлять газ в Европу лишь по территории Ирана или России. Для этих целей может быть использован упоминавшийся новый газопровод в Иран. Но эта идея вряд ли будет поддержана Вашингтоном, который для изоляции Тегерана, по сути, лишил Nabucco газовых ресурсов. Правда, договоренности о строительстве «Северного» и «Южного» потоков практически не оставляют надежд на достаточность центральноазиатского газа для этого энергетического проекта. Туркмении только для выполнения уже имеющихся экспортных контрактов необходимо 80-90 млрд. м3 газа и около 20 млрд. м3 - для внутреннего рынка. Намерение же Ашхабада к 2015 г. довести объем газового экспорта до 125 млрд. м3 (увеличив его на 150% по сравнению с 2008 г.) эксперты оценивают как нереалистичное.
В мае 2010 г. началось строительство крупнейшего газопровода страны «Восток - Запад», протяженность которого составит 1 тыс. км. Это позволит создать единую газоперекачивающую систему страны. Кроме того, в декабре 2010 г. подписан договор о строительстве газопровода, связывающего Туркмению, Афганистан, Пакистан и Индию (ТАПИ), протяженностью около 1730 км. Мощность трубопровода составит около 33 млрд. м3 газа в год, из которых по 14 млрд. будут получать Пакистан и Индия, а 5 млрд. -Афганистан. Если строительство начнется в 2011 г., труба может
88
быть готова к концу 2015 г. Однако подписанные документы не включают многих элементов - точных дат реализации проекта, размера транзитных ставок и условий финансирования. Кроме того, ни афганское правительство, ни силы НАТО, находящиеся в стране, не могут гарантировать безопасность строительства газопровода и дальнейшего его функционирования на территории Афганистана.
Туркмения также приступила к диверсификации своего нефтяного экспорта (на долю которого в 2009 г. приходилось около 1/3 совокупного экспорта углеводородов) и начала перекачку до 40 тыс. барр. в день по нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД). На долю туркменской нефти в настоящее время приходится 4-5% общего объема перекачки через БТД.
Текстильная промышленность - вторая по значимости отрасль промышленного производства Туркмении. На национальных фабриках перерабатывается порядка 40% хлопка-сырца. Наиболее стабильны туркмено-турецкие СП, которые контролируют около 90% текстильной промышленности.
В электроэнергетике иностранных инвесторов интересуют проекты реконструкции действующих электростанций и комплексного обслуживания энергетических объектов. Они готовы предложить метеорологическое оборудование, ресурсосберегающие технологии с использованием ветровой и солнечной энергии. Особый интерес к партнерству в этой области проявляют Россия, США, Германия и Турция.
Несколько международных энергетических компаний предусматривают инвестирование 3 млрд. долл. в проект модернизации электроэнергетической системы Туркмении. Этот проект будет осуществляться в несколько этапов и вряд ли завершится до 2020 г. Вкупе с проектом модернизации крупнейшей в стране Бал-канабатской электростанции это позволит, как ожидается, утроить количество производимой электроэнергии к 2020 г.
Оценки перспектив развития экономики, данные руководством страны и международными экспертами, совпадают. И те и другие достаточно позитивно оценивают возможности Туркмении в восстановлении темпов экономического роста. По расчетам МВФ, добыча, переработка и экспорт углеводородов дают достаточные шансы не только сохранить экономические позиции, но и приумножить их, тем более что в конце 2009 г. удалось диверсифицировать транспортировку природного газа, добываемого на территории страны.
89
Озвученная президентом Г. Бердымухамедовым в мае 2010 г. «Экономическая стратегия Туркменистана» нацелена на эффективную интеграцию национальной экономики в мировую. Для этого, как он полагает, «стране необходимы достаточно диверсифицированный и модернизированный производственный потенциал, развитые транспортные и коммуникационные артерии, качественная рыночная инфраструктура, экономические и правовые гарантии и условия для привлечения широкомасштабных инвестиций, устойчивость социальной и политической систем». Благодаря курсу на диверсификацию национальной экономики в 2010 г. снижена зависимость госбюджета от доходов топливно-энергетического комплекса. Дальнейшее развитие получили агропромышленный комплекс, транспорт, связь, строительство, текстильная и пищевая промышленность. Продолжено возведение Национальной туристической зоны «Аваза», сооружение важных объектов транспортно-коммуникационной и промышленной инфраструктуры, реализация градостроительной программы в столице. В целом в 2010 г. в стране возведено свыше 240 крупных объектов общей стоимостью почти 12 млрд. долл. При этом финансирование национального бюджета для выполнения экономической стратегии в основном обеспечивал ТЭК страны.
* * *
Таким образом, Туркмения пытается, как и другие страны Центральной Азии, провести административные и политические реформы «сверху», не создавая реального гражданского общества, а укрепляя президентскую власть. Однако это специфика политической культуры страны. Большое значение туркменское руководство придает модернизации экономики, созданию и укреплению перерабатывающих отраслей, опираясь на доходы от нефтегазовой отрасли. Неспешные реформы и переход к относительной открытости страны вселяют надежды на Западе на ее постепенное встраивание в мировые процессы. Пока же Туркмения успешнее сотрудничает с соседями - Китаем, Ираном и Россией.
«Мир перемен», М., 2011 г., № 2, с. 75-90.
90