Научная статья на тему 'Туркменистан как потенциальный участник ШОС и его влияние на ситуацию в Центральной Азии'

Туркменистан как потенциальный участник ШОС и его влияние на ситуацию в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
275
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туркменистан как потенциальный участник ШОС и его влияние на ситуацию в Центральной Азии»

А. Клименко,

кандидат военных наук (ИДВ РАН) ТУРКМЕНИСТАН КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ УЧАСТНИК ШОС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СИТУАЦИЮ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Туркменистан граничит с Казахстаном на севере, Узбекистаном - на севере и востоке, Ираном и Афганистаном - на юге. На западе омывается Каспийским морем. По своему географическому положению, гуманитарным и экономическим связям с другими среднеазиатскими государствами, а также при наличии общей границы с Ираном Туркменистан логично вписался бы в ШОС. Точных данных о численности вооруженных сил и степени обеспеченности армии вооружением и боевой техникой не имеется. Сухопутные войска, по данным из различных источников, насчитывают около 15 тыс. человек, на вооружении которых имеется до 540 танков, 1,3 тыс. боевых бронированных машин, 520 ед. различных артиллерийских систем советского производства. Создаются ВМС (береговая охрана). ВВС и ПВО насчитывают около 3 тыс. человек личного состава. После распада СССР Туркмении досталась крупнейшая в Центральной Азии авиагруппировка, дислоцированная на двух крупных базах - под Ашхабадом и в г. Мары, насчитывающая около 300 вертолетов и самолетов различных систем. Военные самолеты и вертолеты прошли капитальный ремонт на заводах в Грузии в счет ее госдолга перед Туркменией за полученный природный газ.

Флот Туркмении на Каспийском море подчинен командованию пограничных войск. При этом, учитывая значительную протяженность границы, пограничные войска Туркмении имеют особый статус. В 2000 г. туркменская сторона в одностороннем порядке прекратила действие договора с Россией о совместной охране государственной границы и статусе российских военнослужащих на территории Туркмении. В том же году российские пограничники покинули страну, и обустройством туркменской границы, в том числе и на Каспии, занялись американские и европейские специалисты. В рамках программ содействия управлению границами и предотвращения распространения наркотиков в Центральной Азии на афганско-туркменской границе при участии США был открыт второй контрольно-пропускной пункт «Имамна-зар». Правительство Соединенных Штатов вложило в проект 1,8 млн. долл., вклад ООН составил 650 тыс. долл.

Туркмения также принимает участие в программах ОБСЕ по безопасности границ и пограничного режима. В рамках этой программы центр ОБСЕ в Ашхабаде проводит обучение туркменских спецслужб и правоохранительных органов. Руководство республики считает, что ее нейтральный статус не противоречит участию в программах НАТО. Вместе с тем следует заметить, что во всех внешнеполитических шагах Ашхабад руководствуется основополагающим принципом постоянного нейтралитета и, соответственно, весь комплекс обязательств, принятый страной, исходит из этого статуса.

Несмотря на то что Туркменистан расположен в нестабильном регионе и окружен такими проблемными соседями, как Иран, Афганистан и частично Узбекистан, расходы на оборону здесь минимальны. В 2006 г. они составили чуть более 80 млн. долл. Если по показателю удельного веса оборонных расходов в ВВП первое место в СНГ занимает Узбекистан, то Туркменистан - последнее. Ашхабад не склонен входить в какие-либо политические альянсы. Скорее всего, республика будет в большей мере привержена развитию международных политико-экономических отношений.

Туркменистан остается активным участником диалога по статусу Каспийского моря. В рамках ООН его представители поддерживают все позитивные инициативы, направленные на обеспечение региональной безопасности. Республика участвует в международных программах по борьбе с терроризмом и распространением наркотиков.

Существующая между Россией и Туркменистаном межгосударственная договорная правовая база позволяет поддерживать всеобъемлющее сотрудничество практически во всех сферах двусторонних отношений и контактов. Однако в течение довольно продолжительного периода времени заложенный в ней потенциал использовался ограниченно. Внушительный объем уровня торгового оборота между двумя странами обеспечивался, в основном, за счет поставок туркменского газа. Но есть масса направлений экономического, научно-технического, культурного сотрудничества, где взаимная заинтересованность России и Туркменистана также могла бы приносить ощутимую пользу обеим сторонам, равно как и способствовать региональной интеграции. И лишь в последнее время можно проследить определенную тенденцию к расширению бизнес-контактов Туркменистана и с Россией, и с другими странами СНГ.

Как заявил президент Туркменистана Г. Бердымухамедов на состоявшемся в 2007 г. в Ашхабаде заседании Совета глав правительств СНГ, сегодня требуются новые идеи, нестандартные подходы, которые обеспечат Содружеству в целом и каждой стране в отдельности адекватное реагирование на все вызовы времени. Они позволят выработать эффективную модель сотрудничества, нацеленную на формирование единого евразийского торгово-экономического, энергетического, информационно-коммуникационного и транспортного пространства. При этом Туркменистан выдвинул ряд инициатив по созданию новых транспортных коридоров по маршруту Север-Юг, что сулит большую экономическую выгоду всем странам-участницам.

Встраиванию Туркменистана в интеграционные процессы (не только в формате СНГ, но и в форматах ЕврАзЭС и, возможно, ШОС) может способствовать новая экономическая стратегия Г. Бердымухамедова. Она предусматривает широкое привлечение иностранных инвестиций в освоение богатейших месторождений туркменского шельфа Каспия и других нефтегазоносных районов страны, а также долгосрочные соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, заключенные в 2007 г. с Россией и другими участниками ШОС - Китаем, Казахстаном и Узбекистаном. Принято решение о начале строительства туркмено-китайской магистрали, достигнута договоренность о развитии газотранспортной системы Средняя Азия-Центр. В равной степени это касается и тех усилий, что предпринимаются Туркменистаном в области продвижения других транснациональных проектов - газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, строительства Прикаспийского газопровода и реконструкции действующей газотранспортной системы.

Таким образом, последовательно, шаг за шагом осуществляя свои планы в области создания многовариантной системы газопроводов, межгосударственных ЛЭП, автомобильных и железнодорожных коммуникаций по направлению Север-Юг и Запад-Восток, страна становится обладательницей ключевых энергетических и транспортных путей, одинаково привлекательных для Европы и Азии.

По предварительным прогнозам, создание транспортного коридора Север-Юг, который соединит прикаспийские государства с Россией и обеспечит выход к Персидскому заливу всем заинтересованным в этом странам, позволит перевозить ежегодно миллионы тонн грузов, что принесет немалую прибыль всем

участникам проекта. Этот коммуникационный проект получил «путевку в жизнь» на саммите глав прикаспийских государств, состоявшемся осенью 2007 г. в Тегеране, где Туркменистан, Иран и Казахстан подписали Соглашение о строительстве железной дороги.

Однако нельзя не замечать намерений Туркмении диверсифицировать свои международные экономические связи. Например, президент Туркменистана, поясняя энергетическую политику своей страны, отметил, что Ашхабад развивает и другие маршруты транспортировки углеводородов, а потому рассматривает вопрос об участии в строительстве Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря, минующего территорию России. Такие заявления туркменского лидера получили широкое освещение в СМИ США и ЕС, которые заинтересованы в участии Ашхабада в строительстве Транскаспийского газопровода, снижающем значение соглашения, достигнутого ранее в треугольнике Москва-Ашхабад-Астана по этому вопросу. В случае же реального участия в указанном проекте Туркменистана интересам государств ШОС, и прежде всего России, будет нанесен заметный ущерб:

Туркменистан - крупнейший в Центральной Азии экспортер газа, поставляющий его по трубам российского «Газпрома» в основном в Украину и в незначительных объемах - по собственной трубе в Иран. По итогам 2006 г. добыча природного газа составила около 70 млрд. м3, нефти - 10 млн. т. В 2007 г. эти цифры доведены до 80 млрд. м3 и 10,4 млн. т соответственно. Основной объем природного газа поставляется на экспорт. Самым крупным его покупателем остается российский «Газпром», другим покупателем является Иран. В целом, Туркмения вместе с Россией, Казахстаном и Узбекистаном является одним из основных поставщиков энергоресурсов в страны СНГ и дальнее зарубежье. По существующему газопроводу Средняя Азия-Центр, запущенному еще в 1967 г., пропускается около 50 млрд. м3 газа в год. Однако Туркмения совместно с Россией и Казахстаном намеревается реконструировать газопроводную систему Средняя Азия-Центр, увеличив ее мощность на 20 млрд. м3 газа.

Однако, несмотря на то что Ашхабад сегодня проявляет внимание к западным транспортно-энергетическим проектам, нельзя не видеть того, что при принятии окончательного решения Ашхабад не может не учитывать плотной вовлеченности в совместные энергетические проекты не только с Россией, но и с Китаем и с другими членами ШОС (в том числе через проект совместного

Китайско-центральноазиатского газопровода). Наконец, Туркмения находится в окружении тесно взаимодействующих с Россией государств, а потому действовать вопреки их интересам ей просто невыгодно.

России, со своей стороны, требуется проводить взвешенную и разностороннюю политику по отношению к Туркмении, в том числе покупая у нее газ по реальным ценам, активно внедряясь в развитие экономики и социальную жизнь этой страны, а также контактируя с Ашхабадом в военной и военно-технической областях. Совместно с другими участниками ШОС следует шире вовлекать Ашхабад в интересующие его многосторонние проекты, в первую очередь энергетические и коммуникационные, подключая к работе в формате этой организации. Положительным сигналом является приглашение президента Туркмении в качестве гостя на Ташкентский саммит 2010 г. Глубокий анализ аспектов, влияющих на выбор возможных вариантов развития событий вокруг этой страны, должен быть в сфере интересов российских политических и научных кругов.

«Мировые державы в Центральной Азии», М., 2011 г., с. 140-145.

Елена Ионова,

кандидат исторических наук (ИМЭМО РАН) РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Узбекистан занимает особое место в системе отношений России со странами Центральной Азии. С одной стороны, республика является важным экономическим партнером РФ, с другой -Ташкент всегда занимал особую позицию по ряду политических вопросов и был непростым союзником для Москвы. В настоящее время наблюдается очередное сближение двух стран, как представляется, во многом обусловленное внешними факторами. События, которые происходят в государствах Северной Африки и Ближнего Востока, и особенно действия Соединенных Штатов и их союзников в этом регионе, не могли остаться без внимания в странах Центральной Азии, которые давно вошли в орбиту интересов Запада как важный и перспективный источник энергоресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.