Научная статья на тему 'Туркестанская Учительская Семинария'

Туркестанская Учительская Семинария Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
430
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
Российская империя / Туркестанский край / Туркестанская Учительская Семинария / подготовка народных учителей / Н. П. Остроумов

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сумарокова Ольга Леонидовна

30 августа этого года исполняется 136 лет со дня основания Туркестанской Учительской Семинарии – первого в Средней Азии учебного заведения, занимавшегося подготовкой учителей-билингвов для школ Туркестанского края. В статье изложены история учреждения Семинарии, поставленные перед ней правительственные задачи и принципы организации учебного процесса. Цель исследования состоит в оценке результатов работы Семинарии и ее значения в развитии пророссийского народного образования в Средней Азии в имперский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сумарокова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туркестанская Учительская Семинария»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Сумарокова Ольга Леонидовна

канд. ист. наук, научный консультант Общественного Фонда «Единство Наций», г. Бишкек, Киргизская Республика Е-mail: futureya@rambler.ru

ТУРКЕСТАНСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ Аннотация

30 августа этого года исполняется 136 лет со дня основания Туркестанской Учительской Семинарии -первого в Средней Азии учебного заведения, занимавшегося подготовкой учителей-билингвов для школ Туркестанского края. В статье изложены история учреждения Семинарии, поставленные перед ней правительственные задачи и принципы организации учебного процесса. Цель исследования состоит в оценке результатов работы Семинарии и ее значения в развитии пророссийского народного образования в Средней Азии в имперский период.

Ключевые слова

Российская империя, Туркестанский край, Туркестанская Учительская Семинария, подготовка народных

учителей, Н. П. Остроумов.

Вторая половина XIX столетия ознаменовала новую веху в истории российской образовательной доктрины - развитие в связи с включением обширных территорий среднеазиатского региона в состав Российской империи пророссийской школьной системы. В связи с этим необходимость подготовки учителей со знанием восточных языков, не понаслышке знакомых с образом и способом жизни в регионе, особенностями мышления и мировосприятия восточной публики, не ставилась под сомнение. Об этом впервые заговорил Туркестанский генерал-губернатор К. П. фон Кауфман еще в 1874 г. Обстоятельства не позволили его идее тотчас реализоваться. Между тем, время шло, система русско-киргизских школ расширялась, и высшим местным учебным руководством все острее начинала ощущаться потребность в опытных народных учителях-билингвах, которые, в отличие от приезжих специалистов, понимали бы исключительность своего положения и несмотря ни на что были готовы долговременно трудиться на плодотворной ниве среднеазиатского народного просвещения. Официально поставленная перед новой Учительской Семинарией задача звучала следующим образом: «Дать местному краю не только развитых, благонравных и знающих педагогическое дело учителей, но в равной мере подготовить лиц, знакомых с местными нравами, обычаями, с местной современной жизнью и особенно с местными наречиями» [1, с. 3].

Спустя 5 лет, 30 августа 1879 г., в день памяти Св. Князя Александра Невского, в г. Ташкенте Указом Государя Императора Александра Николаевича состоялось торжественное открытие Туркестанской Учительской Семинарии «в 4-хклассном составе, при 75 воспитанниках и 2-х образцовых при ней училищах...» [2, с. 3-4].

Здание Семинарии в 1881-1887 гг. было перестроено из жилого дома полковника Тартаковского. В 1898 г. по проекту архитектора Алексея Леонтьевича Бенуа к западной части здания семинарии была пристроена домовая церковь св. Александра Невского. Церковь была закрыта в 30-е годы XX в., купола снесены, однако само здание продолжало использоваться для различных нужд. Здания семинарии и церкви были окончательно снесены узбекскими властями в 2009 г. [3].

Личный состав Семинарии был представлен директором в лице магистра Казанской Духовной Академии Н. П. Остроумова, шести учителей наук, учителя чистописания и рисования, учителя пения, музыки и гимнастики, врача и почетного смотрителя. Русский язык в Семинарии преподавался кандидатом

19

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

Историко-Филологического Института, коллежским асессором Н. П. Знаменским, киргизский язык -кандидатом Санкт-Петербургского университета, коллежским секретарем Я. Я. Лютшем.

Из Устава Семинарии следовало, что ее двери открыты как русским воспитанникам, так и инородцам. Не допускались в нее лица моложе 15 и старше 18 с половиной лет, а также страдавшие физическими недостатками, препятствовавшими успешному прохождению учительской деятельности; для русских еще одним препятствием отмечалась неспособность к пению [4, с. 34]. Актуальным для исламского среднеазиатского общества являлось положение о том, что Семинария «всегда будет стоять на почве уважение религиозных верований своих воспитанников и в своих стенах никогда не будет посягать на прозелитизм» [2, с. 5].

Курс предметов Учительской Семинарии составляли Закон Божий (для христиан), русский язык, математика, география, история, педагогика, естествознание, чистописание, черчение и рисование. Ключевым же предметом был - киргизский язык. Звание «ключевой» досталось ему не сразу. Первоначально правительством задумывалось преподавание в стенах Семинарии персидского и узбекского языков. О целесообразности введения киргизского заявил К. П. фон Кауфман, отметивший, что киргизы «по интеллектуальным способностям, имеют более задатков к сближению с русскими и что киргизы отдают своих детей в наши школы довольно охотно» [Там же].

Обучение киргизскому языку было решено вести посредством русской транскрипции на основе русского алфавита без изменений, дополнений и сокращений. На уроках семинаристы первого класса знакомились со строем киргизского языка, выполняя разговорные упражнения, переводы, читая киргизские пословицы, загадки и легкие рассказы. Грамматические правила выводились самими учащимися из прочитанного (использование технологии критического мышления). Воспитанники II класса изучали грамматику киргизского языка и упражнялись в разговорах, письменных и устных переводах с киргизского языка на русский и обратно.

И даже отсутствие каких-либо методических руководств у преподавателя, учебников по киргизскому языку у учеников «по неимению таковых в печати» [2, с. 20] не тормозило ход учебного процесса. Чтобы исключить трату времени на запись всего грамматического и практического материала под диктовку, учителем киргизского языка Я. Лютшем и директором Семинарии Остроумовым была предпринята попытка составления учебника - «Пособие при изучении киргизского языка», - которое предположительно должно было состоять из трех частей: грамматического раздела, хрестоматии, содержащей киргизские тексты, и словаря.

Для привлечения учащихся в Семинарию 18 августа 1881 г. МНП постановило выделять лучшим воспитанникам низших училищ Туркестанского края, изъявившим желание поступить в местную учительскую Семинарию, пособие на проезд от места жительства к месту обучения [5, с. 215-218].

30 августа 1880 г. в торжественной речи в честь годовщины открытия семинарии Остроумовым еще раз был продекламирован основной ориентир в деятельности семинарии в масштабе общегосударственных интересов: «Мы, призванные готовить народных учителей для края и таким образом содействовать прогрессу народной жизни, держались в прошлогодней своей педагогической деятельности того главного убеждения, что суть народного прогресса заключается не в железных дорогах и электрических телеграфах, не в скорострельном оружии и броненосцах, не в других сложных и величественных созданиях современной науки, искусства и промышленности, которым мы ежегодно удивляемся, а в развитии и нравственном совершенствовании самого народа, что достигается правильным воспитанием его молодых поколений» [6, с. 163-164].

В 1883 г. в Ташкентской Семинарии для русскоязычного населения были открыты курсы по изучению местных языков, а также была объявлена премия за составление киргизского и сартского словарей.

В целом по числу выпускаемых ежегодно воспитанников Туркестанская Учительская Семинария не могла удовлетворить потребность края в учителях. Осложнялась ситуация еще и тем, что далеко не все из поступавших в семинарию, стремились к педагогической работе: отработав 6 лет за стипендию,

20

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№2/2015

ISSN 2411-717Х

преимущественно в русско-туземных школах, ее выпускники благополучно устраивались в учреждения и частные фирмы, где требовались служащие, владевшие местными языками. По данным юбилейного отчета, из 177 окончивших семинарию в 1883-1898 гг. к указанной дате 18 умерли или не работали по болезни; из здравствовавших 159 человек на педагогической работе находились 107. К 30 августа 1904 г. из 77 выпускников 1899-1904 гг. 76 состояли на педагогической работе. Из 52 выпускников семинарии 1904 г. 13 человек служили переводчиками, 23 - в других должностях в учреждениях; 16 - работали в банках, страховых обществах, занимались коммерцией [7, с. 12]. То есть почти треть выпускников семинарии, отслужив отведенный срок, покидала учительство. За 25 лет работы Семинарии в ней прошли обучение 54 киргиза и 13 человек - представителей других тюркских народностей - туркмен, сартов и татар [8, с. 127].

Деятельность Туркестанской Учительской Семинарии - единственного учебного заведения, занимавшегося подготовкой народных учителей для среднеазиатского региона - способствовала сокращению дефицита учителей для русско-киргизских школ, хотя и не в полной мере решала эту проблему. Многие из выпускников Семинарии стали известными деятелями науки и культуры: Михаил Степанович Андреев (1873-1948 гг.) - крупный ученый, член-корр. АН СССР, выдающийся исследователь культуры народов Средней Азии, этнограф и языковед, в ранние годы - археолог; Султанбек Кожанов (1894-1938 гг.) - государственный и общественный деятель, поэт-публицист, принимавший участие в открытии в Ташкенте первого казахского высшего учебного заведения; Мухамметкули Атабай оглы (1885-1916 гг.) - туркменский писатель-публицист; Василий Лаврентьевич Вяткин (1869-1932 гг.) - выдающийся археолог и историк-востоковед, автор величайшего археологического открытия ХХ в. - руин обсерватории Улугбека, за что был награжден РАО медалью В. Р. Розена; Серали Лапин (1868-1919 гг.) - просветитель, востоковед и тюрколог и др.

Список использованной литературы:

1. Отчет о состоянии Туркестанской учительской семинарии за 1888/1889 у.г. - Ташкент, 1889.

2. Отчет о состоянии Туркестанской Учительской Семинарии с 1-го августа 1879 года по 1-е августа 1881 года, прочитанный на годичном акте Семинарии 30 августа 1881 года / Сост. М. Миропиев. - Ташкент: Тип. арендуемая Ф. В. Базилевским. - 51 с.

3. Русский Ташкент [Электронный ресурс] // Русский интерес. - URL: http://www.pycckuu-

uhtepec.livejoumal.com/464202.html (дата обращения: 18.12.2013).

4. Туркестанский календарь на 1904 г. / Под ред. В. В. Стратонова. - Ташкент: Тип. штаба Туркестанского военного Округа, 1904. - 516 с.

5. Россия. Министерство народного просвещения. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб.: Тип. т-ва «Обществ. Польза», 1892. - Т. 8. Царствование императора Александра III. 1881-1883 годы. - 1758 с.

6. Константин Петрович фон Кауфман, устроитель Туркестанского края. Личные воспоминания Н. Остроумова (1877-1881 гг.). - Ташкент: Типо-Литография Каменских, 1899. - 286 с.

7. Отчет Туркестанской учительской семинарии за 25 лет ее существования (30 августа 1879 г. - 30 августа 1904 г.) / Сост. Н. П. Остроумов. Ташкент, 1904. - 219 с.

8. Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. - Ленинград: Изд. АН СССР, 1927. - 256 с.

© Сумарокова О.Л., 2015

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.