ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© Рубис Л.Г.*
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна,
г. Санкт-Петербург
Спортивно-оздоровительный туризм и спорт в системе физической культуры. Туризм разноплановый, несет функции прикладные, образовательные, спортивные, рекреационные. Туризм должен войти в систему непрерывного образования.
Рассматривая систему физической культуры, спорта и туризма, можно выделить три определяющие эту систему подсистемы:
1. Физическая культура рассматривается нами как системообразующая многокомпонентная подсистема. Физическая культура частично включает в себя подсистемы спорта и туризма в том случае, если они обладают характеристиками компонентов физической культуры.
2. Спорт - подсистема, в основном включенная в физическую культуру, но имеющая определенную часть, не относящуюся ни к физической культуре, ни к туризму. Эта часть подсистемы спорта имеет специфическую для спорта соревновательную функцию, но не может по разным причинам относиться к физической культуре или туризму.
3. Туризм - многокомпонентная подсистема, частично включенная в физическую культуру и спорт в форме активного туризма, имеющего определенную физическую нагрузку на организм человека. Эта подсистема имеет специфическую для туризма функцию путешествий, но не всегда соответствует основным функциям физической культуры и спорта.
Спортивно-оздоровительный туризм в равной степени относится к трем подсистемам, являясь видом спорта, видом рекреационной деятельности и разновидностью туризма.
В системе физической культуры спортивно-оздоровительный туризм долгое время отождествлялся с упражнениями рекреационного характера, практически отсутствовали разработки, посвященные исследованию спортивно-оздоровительного туризма как вида деятельности, вида спорта, части экономики физической культуры, спорта и туризма. В теории физической культуры туризм относят к ее фоновым видам, в частности к рекреативной физической культуре, представленной в режиме расширенною отдыха. В этой связи следует отметить многообразие активного туризма, к
* Профессор кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.
68
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
которому относятся рекреационный и спортивный туризм. Однако это разные типы туризма по целевой функции, мотивам и результатам занятий. В ряде публикаций (М.Я. Виленский, 1992; П.С. Пасечный, 1986) спортивный туризм относят к циклическим видам спорт, предполагая сходства со спортивной ходьбой и греблей, что неверно в своей основе, так как при этом не учитывается многообразие видов туризма и видов естественных препятствий в спортивных туристских походах и соревнованиях по туристскому многоборью.
Как и многие виды спорта, туризм взаимосвязан с различными компонентами физической культуры. В базовой физической культуре спортивно-оздоровительный туризм представлен в виде школьного, в профессионально-прикладной физической культуре - в виде элементов ориентирования на местности и преодоления препятствий. Эти элементы туризма необходимы геологам, гляциологам и другим специалистам для профессиональной деятельности. В фоновых видах физической культуры элементы спортивно-оздоровительного туризма используются в целях активного отдыха, а в оздоровительно-реабилитационной физической культуре в качестве средства лечения заболеваний и постановления нормального функционирования организма с учетом экологических, климатологических и курортологических факторов туристских центров.
В спортивно-оздоровительном туризме достаточно эффективно реализуются не только специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Спортивно-оздоровительный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Спортивно-оздоровительный туризм оказывает воспи-тательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слеты, соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.
Все виды воспитания в туризме реализуются комплексно, в естественных условиях, без акцентирования внимания туристов на воспитательных задачах спортивно-оздоровительного туризма. Эту естественность воспитательного процесса в спортивно-оздоровительном туризме можно проиллюстрировать на примере любого туристского похода: передвижения с рюкзаком и преодоления естественных препятствий - физическое воспитание; красота окружающей природы - эстетическое воспитание; установка бивака и приготовление пищи, умение выполнять разнообразную работу на биваке - трудовое воспитание; взаимоотношения участников похода, необходимость взаимопомощи, дисциплины, ответственности - морально-нравственное воспитание; знакомство с природными богатствами своей страны, с ее
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
69
историческими и культурными памятниками - патриотическое воспитание. Оздоровительное, культурно-познавательное и воспитательное значение спортивно-оздоровительного туризма трудно переоценить».
Спортивно-оздоровительный туризм делится на типы, виды и формы.
Типы туризма выделяются по целевой функции, мотивам и результатам занятий. Основные типы спортивно-оздоровительного туризма: спортивный, рекреационный, реабилитационный, профессионально-прикладной, учебный, культурно-познавательный, культурно-развлекательный, экскурсионный, краеведческий, приключенческий.
Основные виды туризма, включенные в ЕВСК: пешеходный, лыжный, горный, водный (плоты, гребные суда), велосипедный, авто-мото, спелео, парусный (разборные суда), конный.
Характерные отличительные признаки образуют различные формы туризма. К таким признакам относятся: уровень доступности и социальной значимости туризма, место занятий туризмом, организационные основы туризма, туристская программа, физическая нагрузка на маршруте, сезонность туристских маршрутов, состав участников.
Основные формы туризма: детско-юношеский, студенческий, семейный, самодеятельный, планово-путевочный, ближний, дальний, летний, зимний, внутренний, международный, пассивный и активный (по физической нагрузке).
Понимание значения спортивно-оздоровительного туризма с социальной точки зрения вырабатывалось десятилетиями и в настоящее время связывается: с эффективным средством жизнеобеспечения человека в природных условиях, оздоровления, физического и духовного развития человека; с эстетическим и морально-волевым воспитанием; с познанием истории и современности, культур и обычаев местного населения, с бережным отношением к природе и уважением национальных традиций. В спортивном туризме достаточно хорошо развита нормативная база, связанная с организацией и проведением спортивных походов, туристских соревнований и других мероприятий.
Самодеятельные формы спортивно-оздоровительного туризма в России представляют собой уникальное общественное явление, получившее статус национального вида спорта.
Реализация концепции развития физической культуры, спорта и туризма, утвержденная Правительством Российской Федерации 16.06.2002, предусматривает внедрение спортивно-оздоровительного туризма в систему непрерывного образования (в рамках общего, среднего и высшего образования) в спортивных лагерях, на базах рекреационного типа, учреждениях санаторно-курортного комплекса, на предприятиях и организациях по месту жительства населения.