УДК 338.48(470.621)
ББК 75.81(2Ады)
С - 51
Смолякова Ю.И., КубГУ, г. Краснодар ТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ
Автор статьи, не ставя под сомнение возможности туризма, как одного из наиболее важных направлений оздоровления экономики Республики Адыгея приходит к выводу о необходимости более взвешенного подхода к развитию приоритетных направлений туризма.
В своем анализе состояния и экономической роли туризма в республике мы опираемся на данные опубликованные в статистическом сборнике и те нормативно-правовые акты, которые регулируют их деятельность[7]. По данным этого справочника туристско-рекреационный комплекс РА в 2007 г. имел следующий вид:
Таблица 1 - Организация отдыха в Республике Адыгея (на конец года)
1991 1995 2000 2001 2004 2005 2006 2007
Число санаторно-курортных организаций отдыха 13 10 13 10 11 10 11
В них коек (мест) в месяц максимального развертывания 2000 2100 2954 1525 1939 1702 1715
В том числе санаторно-курортные организации 7 7 7 7 7
В них коек (мест) в месяц максимального развертывания 945 915 898 898 896
Организации отдыха - - - - 2 2 1 1
В них коек (мест) в месяц максимального развертывания 110 100 50 50
Туристические базы 5 5 4 6 1 2 2 3
В них коек (мест) в месяц максимального развертывания 876 1241 1300 2009 500 941 754 770
Число гостиничных предприятий 8 11 4 4 6 5 4 6
В них коек (мест) в месяц максимального развертывания 503 520 250 250 924 645 289 329
Примечание: в число санаторно-курортных организаций включены санатории и пансионаты с лечением для взрослых и детей, санатории-профилактории, санаторно-оздоровительные лагеря; в число организаций отдыха включены пансионаты отдыха и базы отдыха.
Таким образом, даже при очень беглом взгляде на произведенные в таблице показатели уверенности в бурном развитии ТРК в Республике не возникает. Они скорее свидетельствуют о неустойчивости экономического положения отрасли, нежели о ее бурном процветании. Отсутствие, например, роста численности организаций еще можно как-то объяснить процессами поглощения, но поглощения трехкратного за 5 лет, как это случилось с турбазами, трудно себе представить1. Нет ясности и со всплесками числа отдыхающих, как, например, на турбазах в 2005 году - в 1,7 раза только за один год, хотя перед этим в течение 4 лет шел устойчивый процесс сокращения.
Как известно, турфирмам Закон разрешал заниматься и иной деятельностью кроме обслуживания туристов, при условии, что выручка от предоставления туруслуг не будет ниже 50% общей выручки. Поэтому показатель выручки от реализации туруслуг есть свидетельство жизнедеятельности отрасли. Так, например, по данным республи-
1 Исключением является 2002 год когда в результате стихийных бедствий объем туруслуг сократился н 8 % вследствие того, что объекты размещения «Адыгеятурист» и «Майкопавтотурист» летом использовались для размещения населения пострадавшего от наводнения.
канского статистического органа за 2000 год выручка от продажи товаров, работ и услуг (за вычетом всех обязательных платежей) составила 20692,3 тыс. рублей, в том числе выручка от реализации туруслуг составила всего лишь 9400 тыс. рублей - менее 50%. Затраты, произведенные турорганизациями составили 17570,0 тыс. рублей, в том числе на производство туруслуг - 10386,0 тыс. рублей, что гораздо больше выручки. Таким образом, в 2000 году туруслуги принесли туристским организациям - 986 тысяч рублей убытка. Следовательно, иная деятельность туристских организаций не только приносила доход турфирмам, но и покрывала долги от туристской деятельности. В последующие годы финансовой деятельности результат работы турфирм в части предоставления туруслуг выравнивался и к 2006 году превысил иную деятельность примерно в 4,3 раза2. Таким образом, специализация ТРК укрепилась и приобрела определенные контуры. В том же году было обслужено всего 46326 человек, в том числе 8 тысяч человек экскурсионным обслуживанием [8]. Однако и сегодня нестабильность развития отрасли продолжает оставаться нормой. Этот процесс хорошо отражает нестабильность численности туристских организаций. Так, например, если в 1999 году насчитывалось 8 турфирм, в 2000 году, как туристских, зарегистрировались 15 организаций, в 2002-2003 гг. по 11, в 2004 - 10, в 2005 г. -26, а в 2006 г.-33. Иными словами, с годами растет количество попыток заняться туризмом как бизнесом, однако не для всех следующий год становится обнадеживающим. У желающих начать свой бизнес отсутствуют необходимые средства, имеется очень слабая, сильно изношенная материально-техническая база, полученная в наследство от прошлого периода развития отрасли. Одновременно имел место рост суммарной выручки турфирм за предоставленные услуги. Так, если в 1998 году объем предоставленных услуг турфирмами составил всего лишь 811,2 тысяч рублей, то в 1999 году 5001,4 тысячи рублей, в 2002 году 20663,9 тысяч рублей, в 2006 году 18897 тысяч рублей. Впрочем, 2006 год был вообще по большинству экономических показателей в республике «нестандартным» годом. И еще: приведенные показатели - это суммарный объем всех видов услуг, без выделения только туристских.
Неустойчивость развития комплекса подтверждает изменение численности занятых в туризме. Если в 1999 году численность занятых в турфирмах составляла 193 человека, то в 2005 году всего лишь 134, включая выполнявших работу по договорам гражданского правового характера, а без этой категории работников совместителей среднегодовая численность работников составила всего 127 человек. Таким образом, надежда на резкое повышение занятости населения в турбизнесе в связи с развитием ТРК оказалась преждевременной. Есть еще один фактор, затрудняющий контроль за характером развития турбизнеса: отсутствие специальной строки в предыдущих справочных изданиях республики предоставленной экономическими показателями туристско-рекреационного комплекса. Так например, в официальном издании «Республика Адыгея в цифрах» за целых 6 лет 1999-2004 годы экономические показатели турфирм «растворились» в суммарных показателях «отраслей, производящих услуги» [6, с. 130-131, табл. № 1.1, № 1.3], хотя показатели работы гостиничных предприятий (крупных и средних) - выделены из общих средств размещения, вплоть до того сколько в них размещалось детей и иностранных граждан.
И еще одна трудность. Статистические органы не публикуют данные о наиболее крупных организациях туристско-рекреационного комплекса республики отдельной строкой таких как:
1. ОАО Хаждохская турбаза «Г орная» - имеется лишь описание ее материальной базы на начало 2005 года, перечисление маршрутов, количество мест размещений с удобствами и без. База - частная собственность ОАО, главным акционером которого с 2001 года был «Нерудстройком».
2. ОАО «Адыгеятурист» (г. Майкоп). В 1995 году на базе туркомплекса «Майкоп» возникло государственное предприятие «Адыгеятурист», а с 1996 года ОАО
2 В этом стремительном росте просматривается лукавство турфирм, основанного на специфике налогообложения туристской и иной деятельности турфирм.
«Адыгеятурист» в составе туркомплекса «Майкоп», турбазы «Лагонаки», Большой Азишской пещеры, Майкопского экскурсионного бюро путешествий и экскурсий.
3. ОАО Туркомплекс «Майкопавтотурист», кроме круглосуточного обслуживания туристов и организации маршрутных путешествий, выполняет дополнительные услуги: транспортное обслуживание населения, работы по ремонту подвижного состава транспорта, оказывает бытовые услуги населению, выполняет коммерческо-посреднические услуги.
4. ООО «Кавказтур» (пос. Гузерипль). В 2008 году сумел выполнить маршрут к Черному морю № 30 - один из популярнейших в доперестроечной России.
5. СПРУ ООО «Энектур» (энергия, экология, туризм) - пос. Тульский Майкопского района. Обслуживает 10 маршрутов, в том числе и открытый «Кольцевой-катего-рийный маршрут Гузерипль-Партизанская поляна - Фишт- плато Лагонаки - Азишская пещера - Гузерипль (открыт в 1997 году).
6. ООО Тургостиница «Лань» (пос. Каменномостский). Основана в 1991 году. Основная специализация - детский отдых. Проводит однодневные экскурсии, походы и прогулки в окрестностях пос. Каменномосткий.
7. ОАО «Романтика-Тур» - специализируется на обслуживании детских оздоровительных лагерей и экскурсионных групп, прокате лошадей, обслуживании линейных перевальных маршрутов.
ОАО Хаждохская турбаза «Г орная», ОАО Туркомплекс «Майкопавтотурист», ОАО «Романтика-Тур», ООО «Кавказтур», ООО «Энектур», ООО Тургостиница «Лань» - все отдают предпочтение детскому оздоровлению и имеют собственные средства размещения (в сумме - 2250 мест). Не ясна также роль в развитии туризма ряда агентских фирм: «Лабрадор-Миг», «СВ-Астур», экологического туристского центра «Аист», Майкопского клуба туристов, ООО «Дахконтур», «Экспресс-тур», спортивного клуба «Персей», которые обслуживают небольшие группы и индивидуальных туристов. Кроме названий нам не удалось получить о них никакой официальной информации. Если их деятельность успешна, то наши представления о современной роли туризма в РА могут измениться.
Публикуются данные в целом по всем видам турфирм республики без пояснения все ли они входят в число публикуемых. Так, по данным статуправления республики в 2005 году в ЕГРП было зарегистрировано 26 турфирм, однако бланки отчетности заполнили и представили всего 8, а 10 турфирм не вернули ни пустых, ни заполненных бланков учета деятельности, 13 - отсутствовали по указанному при регистрации адресу; 5 фирм прекратили свою деятельность в течение года. Таким образом, в 2005 году работали лишь 8 фирм, из них 7 принадлежали частному капиталу, 1 - смешанному. Среднесписочная численность работавших в них составляла всего 134 человека, включая сторонних совместителей и работников по договору. Выручка (нетто) от реализации услуг составила 18897 тысячи рублей. Число обслуженных однодневных туристов 83274 человека, при этом из них 53100 получили экскурсионное обслуживание3.
Общий вывод: несмотря на ограниченность информации, выполненный анализ экономического состояния туризма в РА позволяет сформировать две позиции:
1. Экономическое состояние туристских организаций республики завершает этап после-кризисного возрождения. Постепенно и, к сожалению, еще неустойчиво наращивая объемы производства, преодолевая организационные проблемы и слабости материально-технической базы;
2. Современный уровень развития ТРК в республике, судя по официальной информации, проходит лишь начальную стадию освоения огромного ресурсного потенциала, которым располагает республика для развития отрасли.
3 Приведенная цифра в 53,1 тысячи обслуженных экскурсантов зависит от характера учета: если считается разовое посещение одним человеком - одна величина в итоге, если один и тот же человек побывал в трех экскурсиях - итог будет совершенно иной, хотя с точки зрения турфирмы совершенно безразлично -один и тот же человек участвует в разных экскурсиях, или три человека в одной.
Частный вывод: реальная помощь науки в реализации этого богатейшего ресурсного потенциала возможна лишь при наличии полной достоверной информации о состоянии каждого подразделения отрасли, которая позволила бы проследить характер внутренних связей и тенденций развития.
Общеизвестно, что в современном мире туризм «занимает все более заметное место в мировой экономике по показателям скорости оборачиваемости капитала, численности занятых, объему экспорта услуг, в качестве источников доходов для национальных бюджетов.. .и прочно удерживает репутацию самой динамично развивающейся отрасли в составе отраслей обслуживания.» [4, с.5].
Сегодня вряд ли можно найти во всем мире страну, регион и даже город, которые не уделяли бы внимание развитию этой отрасли. Причем, что особенно симптоматично, исключение не составляют ни страны и регионы, для которых в сложившейся ситуации, кроме развития туризма, нет других надежных в сложившихся условиях возможностей ускорения социально-экономического развития, ни страны и регионы, располагающие уже сформировавшейся мощной экономикой. Так, например, в «Концепции развития туризма РА» необходимость развития туристско-рекреационного комплекса обосновывается следующим образом: «Горный ландшафт Адыгеи и наличие на его территории объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО дает уникальную возможность для развития практически всех видов туризма» [3].
Нам представляется такое обоснование развития ТРК некорректным. В нем едва скрытым текстом заложено обещание использовать для развития туризма «Всемирное природное наследие», что можно расценить как откровенный призыв использованию того, что еще осталось в виде генофонда - надежды на восстановление постепенно исчезающих видов природного разнообразия, той самой уникальности, которая подается как приманка для турбизнеса4.
Как вывод из сказанного выше повторим еще раз: мы за развитие туризма, но туризма в рамках строгих законов защищающих равновесие в природе, или как принято говорить - «за устойчивое развитие природы», законов, направленных на сохранение и возобновление тех ресурсов, которые станут основой развития туристско-рекреационного комплекса республики и не только природных, не только горных, а всех, включая антропогенные с обязательным поиском самых экзотических туруслуг, на производство которых способна человеческая фантазия.
И еще одно соображение: наличие только природных и антропогенных ресурсов недостаточно для развития экономически эффективного туризма. Необходим известный минимум финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, глубоко продуманной правовой и юридической защиты как потребителей и производителей туристско-рекреационных услуг, так и тех ресурсов природы и общества, которые являются питательной средой для производства услуг.
4 Вера в туризм как локомотива социально-экономического развития приводит к элементам беспечности. Ожидание крупных поступлений в бюджет и быстрой окупаемости первоначальных затрат на организацию деятельности туристских организаций, участие в турбизнесе физических и юридических лиц, обладающих разными финансовыми возможностями организации производства туруслуг (турпродукта), полностью не исключает пренебрежения правилами экологической безопасности во имя быстрого получения прибыли. Использование природных ресурсов ТНК по принципу: «после меня хоть потоп!». Факты такого отношения, независимо от того преднамеренны они или вынуждены сложившимися обстоятельствами, уже создают в ряде регионов страны реальную угрозу потери тех уникальных ландшафтов, которые служат базовой основой отрасли. Республика Адыгея не представляет исключения.
Литература
1. Бушманова Н.В., Дерзиян Г.Г., Жанэ З.К., Фоменко Е.Л., Туристический паспорт Адыгеей. Майкоп: ОАО «Полиграфиздат» «Адыгея», 2006; 140 с.
2. Клочкова Т.В. Развитие механизма управления рекреационно-туристским комплексом (на примере Республики Адыгея). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- М, 2007
3. Концепция развития туризма в Республике Адыгея от 17 июля 2002 года № 200.
4. Кротова Е.Л. Рекреационно-туристический комплекс региона Екатеринбург: РАН Уральское отделение,2001.
5. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 мая 2002 года N 99 "О развитии туризма в Республике Адыгея" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2002, №5).
6. Республика Адыгея в цифрах. Официальное издание. 1991-2005. Майкоп: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, 2006.
7. Республика Адыгея в цифрах. Официальное издание. 1991-2007. Майкоп: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, 2008.
8. Социально- экономическое развитие Республики Адыгея, Майкоп: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, 2007.