DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-2/061-072
УДК 379.85
О. Ю.Гуревич А. Ю. Кононов2 А. А. Ромеронова3
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Туризм в эпоху СОУЮ-19: меры поддержки и траектории восстановления
В статье проведен анализ актуальных направлений поддержки сферы туризма в современных условиях в контексте мирового и отечественного опыта. Цель работы -провести комплексный анализ мер поддержки сферы туризма в современных условиях в контексте мирового и отечественного опыта. Для достижения поставленной цели были определены и решены конкретные задачи: проведена оценка основных проблемных точек сферы туризма в условиях кризиса, систематизирован мировой и отечественный опыт поддержки сферы туризма в текущих условиях. На заключительном этапе была произведена оценка возможных траекторий восстановления сферы туризма с учетом принимаемых мер и формируемых тенденций. Исследование теоретических аспектов проводилось с помощью таких методов научного познания, как метод сравнения, индукция и дедукция, методы актуализации, системного анализа, классификации, абстрагирования и конкретизации. В работе исследована специфика выбора направлений поддержки сферы туризма в современных условиях. Практическая значимость работы состоит в систематизации и актуализации теоретических подходов к анализу возможных сценариев восстановления сферы туризма в Российской Федерации.
Ключевые слова и словосочетания: туризм, поддержка, антикризисные меры, кризис; Российская Федерация, дестинация.
1 Гуревич Ольга Юрьевна - доцент кафедры туризма и экологии
2 Кононов Артем Юрьевич - канд. экон. наук, доцент кафедры туризма и экологии; e-mail: [email protected]
3 Ромеронова Анастасия Александровна - магистрант кафедры туризма и экологии
61
O.Yu. Gurevich A.Yu. Kononov A.A. Romeronova
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Tourizm in times of COVID-19: support measures and curves
The article analyzes the relevant areas to support the tourism sector in modern conditions: in the context of both the world and Russian Federation. Based on the world and domestic experience, the purpose of the work is to conduct a comprehensive analysis of measures needed to support the tourism sector in modern conditions. To achieve this goal, specific tasks were identified and solved. During the study, an assessment was made of the main problem points of the tourism sector in a crisis. The world and domestic experience of supporting the tourism sector in the current conditions was also systematized. At the final stage, an assessment was made to determine the possible paths for the recovery of the tourism sector, taking into account the measures taken and the emerging trends. The study of theoretical aspects was carried out using such methods of scientific knowledge as the method of comparison, induction and deduction, methods of actualization, system analysis, classification, abstraction and concretization. The paper explores the specifics of the choice of areas to support tourism in modern conditions. The practical significance of the work lies in the sys-tematization and updating of theoretical approaches to the analysis of possible scenarios for the recovery of the tourism sector in Russian Federation.
Keywords: tourism, support, anti-crisis measures, a crisis, The Russian Federation, destination.
Введение. Туристический бизнес крайне зависим от внешних факторов. Кризис, который переживает отрасль сейчас в результате COVID-19, возможно, даже сильнее, чем события 9 сентября 2001 года и мировой финансовый кризис 2008 года вместе взятые: в этот раз туристическая отрасль первая столкнулась с практически полной остановкой своей деятельности и, вероятно, одной из последних сможет ее начать.
Туризм - комплексный феномен, включающий множество отраслей, направленных на обслуживание и поддержку отечественных, иностранных, деловых туристов и просто отдыхающих (обеспечение всеми видами транспорта, жильем, едой, сувенирной продукцией, доступом к достопримечательностям и музеям). Это делает туризм одним из крупнейших в мире секторов экономики, который создает рабочие места, стимулирует экспорт и улучшает жизни миллионов людей. Еще в 2019 году в сфере туризма было создано 10,3% мирового ВВП, что обеспечило 330 миллионов рабочих мест, или 10% от общей занятости. На сектор туризма приходилось 6,5% от общего объема мирового экспорта и 27,2% от общего объема мирового экспорта услуг [1]. Но сегодня, по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), индустрия может потерять около 450 млрд долларов [2].
62
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы научно-исследовательской работы и послужили основой для формулирования ее цели и задач.
Цель научно-исследовательской работы - провести комплексный анализ мер поддержки сферы туризма в современных условиях в контексте мирового и отечественного опыта. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- оценить основные проблемные точки сферы туризма в условиях кризиса;
- систематизировать мировой и отечественный опыт поддержки сферы туризма в текущих условиях;
- оценить возможные сценарии восстановления сферы туризма с учетом принимаемых мер и формируемых тенденций.
Предмет, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция. Меры, принимаемые руководством, позволяют определить траекторию восстановления экономической деятельности, в частности, в сфере туризма. Согласно теории, здесь возможны различные сценарии. Потенциальные траектории восстановления, описанные экономистами [3; 4; 5] (в своей форме напоминающие буквы латинского алфавита), представлены в табл. 1.
Таблица 1
Потенциальные траектории восстановления экономической деятельности
Показатели 1 ы ы ЕИ1
Сценарий Быстрое восстановление (тип У) Медленное, но восстановление (тип И) Постепенное восстановление, улучшение (пролонгированный тип и) Структурные изменения, рост индустрии уменьшится (тип Ь) Восстановление с двойным падением (тип ')
В случае У-образной траектории экономика страдает от резкого, но кратковременного экономического спада с четко определенным провалом, за которым следует стремительное восстановление. У-образные формы являются нормальной формой рецессии, поскольку объемы экономического восстановления, как правило, тесно коррелируют с масштабами предшествующей рецессии [5].
и-образный сценарий более продолжителен (в случае пролонгированного и-образного сценария - значительно более продолжителен), чем У-образный, и имеет менее четко выраженную впадину. ВВП может сократиться в течение нескольких кварталов и лишь медленно возвращаться к трендовому росту [3].
В случае '-образной траектории экономика впадает в рецессию, после чего восстанавливается с коротким периодом роста, а затем снова возвращается в рецессию, прежде чем окончательно восстановиться [3].
Ь-образная траектория возникает, когда экономика испытывает серьезное давление и не возвращается к росту линии тренда [5] в течение многих лет (если
63
вообще когда-либо возвращается) - крутой спад или разрастание, сопровождаемое плоской линией. Это наиболее тяжелая форма рецессии.
Проекция данных траекторий в контексте текущего кризиса в сфере туризма представлена в табл. 2.
Таблица 2
Сценарии восстановления сферы туризма
Сценарий Быстрое вос- Медленное, но Постепенное Структурные Восстанов-
становление восстановление восстановление, изменения, ление с
(тип V) в 2020 г. улучшение в рост индуст- двойным
(тип И) 2021 г. (пролонгированный тип И) рии уменьшится (тип Ь) падением, улучшение в 2021 г. (тип ■№)
Поведение Удается быстро Постепенный Затяжное рас- Затяжное Распростра-
вируса и сдержать рас- рост случаев пространение, распростра- нение вируса
его рас- пространение заражения и постепенный нение, посте- уменьшилось,
простра- (быстрое паде- смертей рост случаев пенный рост но затем на-
нение ние новых слу- заражения и случаев зара- чалась быст-
чаев заражения смертей жения и рая «вторая
и смертей) смертей волна»
Действия Удачное сдер- Карантин на Карантин на Карантин на Политика
на госу- живание заболе- несколько меся- несколько меся- продолжи- карантина
дарствен- ваемости, мяг- цев, туризм цев, туризм оста- тельный срок, смягчена, но
ном уровне кие меры под- остановлен, новлен, границы туризм оста- затем бы-
держки границы посте- открываются новлен, гра- строе введе-
пенно открыва- очень медленно ницы откры- ние строгих
ются ваются медленно мер при «второй волне»
Потреби- Туристический Уверенность и На восстановле- Люди боятся Уверенность
тельское трафик быстро доверие потре- ние уверенности путешество- возвращается,
поведение восстанавлива- бителей быстро потребителей вать. только чтобы
ется. восстанавлива- необходимо Применение получить по
Уверенность и ются. время. строгих мер ней новый
доверие потре- Первым восста- Существенные для сохране- удар
бителей быстро навливается меры поддержки ния рабочих
восстанавлива- трафик бизнес- бизнеса. мест.
ются. путешествий и Рецессия миро- Экономиче-
Никаких струк- коротких тури- вой экономики. ская депрес-
турных измене- стических поез- Начинаются сия.
ний в потреби- док. банкротства Повсемест-
тельском пове- Туроператоры туроператоров ные банкрот-
дении быстро восстанавливают обороты ства туроператоров
Как видно, в современных условиях тот или иной сценарий определяется не только ситуацией с распространением вируса, но и действиями на государственном уровне, а также формирующимися в результате данных мер тенденциями в сфере потребительского поведения.
64
Методы исследования. Исследование проводилось с помощью таких методов научного познания, как метод сравнения, индукция и дедукция, методы актуализации, системного анализа, классификации, абстрагирования и конкретизации.
Основная часть. Учитывая эволюционирующий характер ситуации, связанной с распространением COVID-19, ее полное воздействие на мировой туризм еще слишком рано оценивать. Однако промежуточная статистика достаточно показательна.
Так, пассажирский авиатрафик на апрель 2020 г. упал до минимальных значений: вместо стандартных 780 тыс. авиарейсов в неделю выполнялось 280 тыс. [2]. В Европе выполняется всего около 10% рейсов. У многих авиакомпаний полностью остановлено сообщение (например, Emirates, Fly Dubai, Norwegian). Многие авиакомпании могут прекратить свое существование, так как у подавляющего большинства нет подушки ликвидности либо она слишком мала [6]. Ряд исследований демонстрируют, что большинство авиакомпаний уже находятся в состоянии технического банкротства или, по крайней мере, вышли за пределы своих кредитных обязательств (перестали обслуживать свои долги). Процент возможных банкротств достигает 50% [7].
При этом, согласно оценке Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, ситуация с обеспечением устойчивой работы российских авиакомпаний идет по самому негативному сценарию [8]. Так, например, в аэропортах московского авиационного узла снижение пассажиропотока в первую неделю апреля 2020 г. составило 93%, а занятость пассажирских кресел на выполняемых внутренних рейсах - около 35%. Здесь нужно отметить, что с 27 марта Россия временно приостановила международное авиасообщение. Полеты внутри страны разрешены, но их число сократилось, а авиакомпания «Победа» полностью отказалась от выполнения рейсов до 31 мая.
Таблица 3
Годовое изменение частоты полетов мировых авиакомпаний по отдельным странам (%) [2]
Мир Гонконг Германия Великобритания Ав-стра-лия ОАЭ Респ. Корея США КНР Япония
06.01.2020 1.5 -11.3 -8.6 -1.8 -3.4 -2.4 1.8 1.6 7.8 2.6
20.01.2020 0.5 -8 -8.4 -4.2 -3.2 -1.8 3.4 1.5 1.6 2.6
03.02.2020 -3.6 -20.6 -7.9 -4.3 -3.6 -1.9 -3.4 1.5 -22.7 -0.8
17.02.2020 -10.7 -57.7 -6.6 -3 -1.7 -3.5 -15.7 1.5 -70.8 -4.6
02.03.2020 -7.9 -70.4 -5 -2.7 -1.7 -2.9 -34.1 -2.1 -41.6 -7.6
16.03.2020 -12.4 -80.8 -30.2 -19.3 -2.9 -24.4 -56.1 -0.5 -38.7 -19.2
30.03.2020 -47.7 -88.3 -88.6 -75.6 -63.1 -85.8 -56.6 -23 -43.9 -27.9
13.04.2020 -64.9 -94.2 -92.5 -92 -84.6 -78.5 -60.5 -58 -42.6 -40.1
65
Окончание табл. 3
Мир Гонконг Германия Великобритания Ав-стра-лия ОАЭ Респ. Корея США КНР Япония
20.04.2020 -67.2 -94.5 -93.7 -93.2 -83.7 -79.7 -58.8 -60.8 -42.4 -44.4
27.04.2020 -66.8 -93.2 -92.9 -93.5 -84.4 -81.4 -48.5 -63.5 -39.2 -44.6
04.05.2020 -69.9 -93.6 -90.5 -92.5 -83 -78.1 -49.5 -74.5 -32 -47
11.05.2020 -68.4 -89.7 -91.2 -92.3 -83.6 -77.4 -50.7 -74.7 -27.4 -47.9
В гостиничной отрасли, согласно отчету Ио181а18, валовая операционная прибыль в расчете на одну свободную комнату (ООРРЛЯ) снизилась на 110,6% в годовом исчислении [9]. ЯеуРЛЯ (выручка номерного фонда за один номер) снизился на 64,4% в результате падения заполняемости на 48,8 процентных пункта до 31,5% [9]. При этом в России текущая загрузка составляет 3-10% как в столичных, так и в региональных городах, а в курортных регионах 0% [10] (ввиду полного закрытия с 28 марта 2020 г. по 01 июня 2020 г. деятельности горнолыжных трасс, объектов массового отдыха, расположенных в курортах федерального, регионального и местного значения). Остающаяся клиентура - гости с длительными сроками проживания и ограниченный объём гостей с короткими поездками, которые нельзя отложить [10]. В Москве в верхнем сегменте рынка загрузка не превышает 4-5% [10]. В целом ЯеуРЛЯ (выручка на номер) ожидается на 80-90% ниже прошлогодних значений [10].
Загрузка ресторанов и кафе сократилась до 90% [11]. При этом объем он-лайн-заказов вырос лишь на 7% по сравнению с шестинедельным средним докризисным значением [11].
В результате сохранение рабочих мест и индустрии туризма в целом во время действия жёстких карантинных мер внутри стран и закрытия границ возможно только через государственную поддержку.
Нужно отметить, что помощь пострадавшим производственным секторам посредством временных сокращений налогов, мораториев на погашение долгов и временных кредитных линий является лишь одним из приоритетов государственной политики в современных условиях, наряду с экономической поддержкой системы здравоохранения и обеспечением прямой поддержки доходов социально наиболее уязвимых групп населения.
Рассмотрим случай Республики Кореи. Помимо Китая она была одной из наиболее пострадавших стран на ранних стадиях вспышки эпидемии, что потребовало стремительных и решительных мер. При этом объем стимулирующего пакета правительства Республики Кореи с середины января 2020 г. до настоящего времени составил лишь около 1,5 процента ВВП (22 млрд долларов США), что является достаточно скромным показателем по мировым меркам (рис. 1).
66
КНР ■ ¿^
Индонезия 1 ¿б
Россия 2,8
Саудовская Аравия 2,8
Аргентина 3,5
ЕС 4
Германия 4,9
Франция ■ 5
Бразилия ■ §
Канада 8,4
Австралия 9,9
США 11
Япония —21 1
О 5 10 15 20 25
Рис. 1. Расходы на антикризисные меры стран мира как доля ВВП, % [12]
Структура целевых направлений финансирования в случае Республики Кореи представлена ниже (рис. 2).
Профилактика и лечение
10%
Рис. 2. Структура расходов на антикризисные меры в Республике Корее
1. Профилактика и лечение заболеваний (около 10% общего выделенного бюджета), включая финансирование на организацию тестирования, приобретение медицинского оборудования и ссуды больницам. При этом схожие меры были реализованы практически во всех странах с развитой экономикой и во многих развивающихся странах (например, Аргентина, Бразилия, Китай, Индия (0,1% ВВП) и Мексика (до 0,7% ВВП)).
2. Поддержка домохозяйств и социально уязвимых категорий населения (25% общего выделенного бюджета). Аналогично такие страны, как Франция и Япония, в условиях текущего кризиса предоставляют субсидии фирмам, выплачивающим отпускные пособия по уходу за детьми дома во время закрытия школ. Расширяют социальные выплаты США, КНР.
67
3. Поддержка малых и средних предприятий (65 % общего выделенного бюджета) через кредиты и гарантии, а также субсидии на выплату заработной платы для сохранения уровня занятости.
Этот комплекс мер привел к тому, что с середины апреля число случаев заражения СОУГО-19 в Республике Корее начало значительно сокращаться. И, хотя правила социального дистанцирования все еще действуют, все большее число людей снова готовы возвращаться к своим потребительским привычкам. И если в марте объемы продаж крупных торговых площадей резко упали (до 38% год к году), то с 1 по 20 апреля продажи снизились всего на 5-6% в годовом исчислении [12]. При этом за период продолжительных отпусков с конца апреля до начала мая доля бронирований в курортных зонах по всей стране возросла в среднем уже до 80% [13].
Базовые принципы подобного опыта реализации мер экономической поддержки Республикой Кореей могут быть применимы в большинстве стран. При этом ограниченные фискальные возможности (как в случае России в условиях обвала цен на нефть и возможного перехода к затяжной эре дешевого сырья) требуют прагматизма и расстановки приоритетов. В зависимости от уровня доходов стран и фискального пространства правительства могут прибегнуть к увеличению бюджетного дефицита (предпочтительно используя суверенные фонды благосостояния, если таковые имеются, или займы на внутреннем или внешнем рынках); нейтральному для бюджета перераспределению расходов (если дефицитное финансирование слишком дорого в нынешних условиях) или обращению к внешним грантам и займам. При этом даже в разгар кризиса в области здравоохранения важным остается избегание инфляционного финансирования бюджетного дефицита.
Рассмотрим более подробно меры государственной поддержки, реализуемые на территории Российской Федерации. По состоянию на 13 мая 2020 года в РФ было подтверждено 242 271 случай заболевания СОУГО-19, в результате чего погибло 2212 человек. Власти приступили к превентивным мерам в конце декабря 2019 года. Они постепенно закрыли границу с КНР и некоторыми европейскими странами; ввели обязательный режим изоляции для людей, прибывающих из других стран, и людей, подверженных риску; закрыли школы, театры и спортивные сооружения; ввели поощрение удаленной работы. В результате еще в первом квартале 2020 года ВВП вырос на 1,8 % по сравнению с предыдущим годом.
По мере осложнения ситуации федеральное правительство обратилось к региональным властям с просьбой проводить политику сдерживания, соизмеримую с масштабами распространения инфекции в их регионах. Макроэкономическая ситуация, как было отмечено ранее, усугубилась обвалом цен на нефть и связанной с этим нестабильностью на финансовых рынках.
В этих условиях был принят ряд фискальных мер. Так, для предприятий в пострадавших от коронавируса отраслях согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409:
1) до 31 мая приостановлены проверки, в том числе не открываются новые выездные и повторные выездные налоговые проверки; приостановлены уже назначенные выездные и повторные выездные налоговые проверки; приостанавли-
68
вается проверка расчета и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами и пр.;
2) продлены сроки сдачи отчетности, за первый квартал 2020 г. - до 15 мая, вся отчетность, которая должна была быть сдана с марта по май, - на 3 месяца;
3) продлены сроки представления документов по требованию;
4) до 31 мая приостановлены меры взыскания в отношении субъектов МСП;
5) введен мораторий на банкротства;
6) в 2 раза снижены страховые взносы с ФОТ (свыше МРОТ).
Дополнительно для туристической отрасли как наиболее пострадавшей сферы:
1) перенесены сроки уплаты налогов и страховых сборов для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) от 3 до 6 месяцев в зависимости от налога;
2) в ряде субъектов РФ снижены ставки налога на УСН до 1% при объекте налогообложения «доходы» и до 5% при объекте налогообложения «доходы -расходы»;
3) утверждены льготы по аренде федерального и муниципального имущества;
4) выделено 24 млрд рублей субсидий банкам для выдачи льготных кредитов системообразующим предприятиям на пополнение оборотных средств и правила распределения субсидий;
5) определена субсидия в размере МРОТ (12 130 руб.) на каждого наемного работника для организаций и индивидуальных предпринимателей, включённых в реестр МСП и ведущих деятельность по коду ОКВЭД, входящему в перечень пострадавших отраслей экономики;
6) в ряде субъектов предоставляются кредиты с льготной ставкой до 0,5%, при этом предусмотрена частичная гарантия региональными гарантийными и микрофинансовыми организациями;
7) предоставление беспроцентных кредитов на выплату заработной платы;
8) установлен порядок и условия возврата туристам или другим заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора;
9) до 1 рубля снижен взнос за 2020 г. в Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
10) утверждены правила предоставления субсидий туроператорам на возмещение затрат в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. Субсидии предоставляются организациям, сведения о которых внесены в единый федеральный реестр туроператоров, в целях возмещения затрат, понесенных при выполнении мероприятий по договорам о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в части осуществления туроператором выплат (возврата) денежных средств туристам, являющимся гражданами Российской Федерации (далее - туристы), в отношении которых услуги по перевозке воздушным транспортом в рамках сформированных туроператором туристских продуктов фактически не исполнены, а также по обеспечению вывоза туристов из госу-
69
дарств, в которых сложилась неблагоприятная ситуация в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
11) в ряде регионов введена бесплатная классификация коллективных средств размещения.
Среди принятых монетарных мер можно отметить, что 24 апреля Центробанк РФ (ЦБ РФ) снизил ключевую ставку на 50 базисных пунктов до 5,5%. При этом ЦБ РФ ввел временное смягчение регулирования для банков, призванных помочь корпоративным заемщикам.
Данные меры также призваны смягчить последствия того факта, что потребительское поведение после пандемии, хоть и на небольшое время, но поменяется. Согласно исследованиям в условиях России «стоит ожидать от туристов большей заботы о своем личном здоровье, страха оказаться в затруднительном положении, вновь обретенного внимания к политике платежей и отмены бронирования, сокращения бюджетов на поездки» [14]. При этом значимой волны отложенного спроса на путешествия ждать не стоит: значительная часть потребителей будет вынуждена отказаться от поездок по экономическим причинам либо из страха, что ситуация может повториться. При этом динамика снижения потребительского спроса превышает соответствующий показатель на других развивающихся рынках [15].
В результате, если сопоставить принятые на сегодняшний день меры и формирующиеся тенденции с исходными теоретическими гипотезами в табл. 2, можно предположить следующую вероятность реализации представленных выше пяти сценариев восстановления сферы туризма (табл. 4).
Таблица 4
Наиболее вероятные сценарии восстановления сферы туризма
Показатели
Сценарий
Быстрое восстановление (тип V)
Медленное, но восстановление в 2020 г. (тип и)
Постепенное восстановление, улучшение в 2021 г. (пролонгированный тип и)
Структурные изменения, рост индустрии уменьшится (тип Ь)
Восстановление с двойным падением, улучшение в 2021 г. (тип W)
Вероятность
Низкая
Средняя
Высокая
Средняя
Средняя
Очевидно, что V-траектория (как в случае Республики Корея) маловероятна ввиду отмеченной динамики затяжного распространения эпидемии и постепенного роста случаев заражения и смертей (в противовес быстрому сдерживанию), а также необходимости введения карантина на несколько месяцев и фактической приостановки туристской деятельности (в противовес удачному сдерживанию заболеваемости, мягким мерам поддержки). При этом в случае России также характерны следующие факторы, отмеченные в табл. 2:
- на восстановление уверенности потребителей необходимо время;
- требуются и реализуются существенные меры поддержки бизнеса;
70
- имеет место рецессия мировой экономики;
- проявляется тенденция к банкротству туроператоров (13 марта о приостановке деятельности объявил туроператор «Индиго-Тур». 29 апреля суд вернул из-за моратория заявление о банкротстве структуры туроператора «Жемчужная река»).
Менее вероятным ввиду текущего течения характера кризиса представляется также сценарий '-образного восстановления, при котором уверенная динамика возвращается, только чтобы получить новый удар.
В этих условиях наиболее вероятным становится именно постепенное восстановление, улучшение в рамках траектории пролонгированного типа и.
Таким образом, на данный момент рассматриваются различные сценарии восстановления экономической деятельности, в частности, в сфере туризма в соответствии с реализуемыми и планируемыми к реализации мерами, а также тенденциями распространения вируса и потребительского поведения. Правительства всех стран направляют максимальные силы на помощь пострадавшим производственным секторам, наряду с экономической поддержкой системы здравоохранения и обеспечением прямой поддержки доходов социально наиболее уязвимых групп населения. В нынешних условиях важно наблюдать за ключевыми показателями, чтобы определить, какой из этих сценариев наиболее вероятен. Также целесообразно отслеживать распространение вируса по странам и изучать реакцию правительств разных стран, в том числе тип и продолжительность ограничений на поездки и конкретные условия, при которых они могут быть смягчены. Важной рекомендацией может также стать фиксация показателей, которые измеряют настроения потребителей (такие, например, как поисковые запросы в Интернете).
Бизнесу придется во многом пересмотреть подход к планированию деятельности. В частности, закладывать большую «подушку безопасности», более ответственно подходить к выбору поставщиков и многое другое. При этом хорошей новостью (пусть и с учетом значительных допущений и ограничений) для турбизнеса является большой отложенный спрос, который накопится на рынке за время изоляции. Однако всем компаниям и брендам важно научиться считывать предпочтения и пожелания туристов, основываясь на новой реальности. И именно так можно будет получить оперативную информацию о том, когда лучше всего начинать перезапуск бизнеса.
1. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC): [сайт]. - URL https://wttc.org/en-gb/ -Текст: электронный (дата обращения: 27.04.2020).
2. Международная Ассоциация воздушного транспорта (IATA): [сайт]. - URL: https://www.iata.org/ - Текст: электронный (дата обращения: 09.04.2020).
3. Roubini N. - Текст: электронный // The US Recession: V or U or W or L-Shaped?: [сайт]. - URL: https://web.archive.org/web/ 20090717062330/ http://www.rgemonitor.com/blog/roubini/252460 (дата обращения: 09.05.2020).
4. Keating J.E. - Текст: электронный // What Shape Is Your Recession?: [сайт]. - URL: https://foreignpolicy.com/2010/10/12/what-shape-is-your-recession/ (дата обращения: 09.05.2020).
71
5. Barone R. - Текст: электронный // The Shape Of Things To Come: 'V' Or 'L' Recovery:
[сайт]. - URL: https://www.forbes.com/sites/greatspeculations/2020/04/06/the-shape-of-things-to-come-v-or-l-recovery/#15c0326230a8 (дата обращения: 09.05.2020).
6. International airlines group (IAG): [сайт]. - URL: https://www.iairgroup.com/ - Текст: электронный (дата обращения: 08.04.2020).
7. Centre for Aviation (CAPA): [сайт]. - URL: https://centreforaviation.com/ - Текст: электронный (дата обращения: 08.04.2020).
8. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ): [сайт]. - URL: http://www.aevt.ru/Pages/home.aspx - Текст: электронный (дата обращения: 08.04.2020).
9. HotStats: Global Hotel Profit Rocked by COVID-19. - Текст: электронный // HotStats:
[сайт]. - URL: https://www.hotelbusiness.com/hotstats-global-hotel-profit-rocked-by-covid-19 (дата обращения: 09.05.2020).
10. Hotelier.pro: [сайт]. - URL https://hotelier.pro - Текст: электронный (дата обращения: 10.04.2020).
11. Fantozzi J. - Текст: электронный // Here's the latest on how the COVID-19 pandemic is impacting restaurant traffic: [сайт]. - URL: https://www.nrn.com/news/here-s-latest-how-covid-19-pandemic-impacting-restaurant-traffic (дата обращения: 09.05.2020).
12. Value of COVID-19 fiscal stimulus packages in G20 countries as of May 2020, as a share of GDP. - Текст: электронный // Statista: [сайт]. - URL: https://www.statista.com/statisticsZ1107572/covid-19-value-g20-stimulus-packages-share-gdp/ (дата обращения: 09.05.2020).
13. South Korea braces for long holiday amid flattening cornavirus infection curve. - Текст: электронный // Yonhap News Agency: [сайт]. - URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20200423006900315 (дата обращения: 09.05.2020).
Транслитерация
1. Vsemirnyj sovet po turizmu i puteshestviyam (WTTC): [sajt]. - URL https://wttc.org/en-gb/ - Tekst: elektronnyj (data obrashcheniya: 27.04.2020).
2. Mezhdunarodnaya Associaciya vozdushnogo transporta (IATA): [sajt]. - URL: https://www.iata.org/ - Tekst: elektronnyj (data obrashcheniya: 09.04.2020).
© О. Ю. Гуревич, 2020 © А. Ю. Кононов, 2020 © А. А. Ромеронова, 2020
Для цитирования: Гуревич О.Ю., Кононов А.Ю., Ромеронова А. А. Туризм в эпоху COVID-19: меры поддержки и траектории восстановления // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2020. -Т. 12, № 2. - С. 61-72.
For citation: Gurevich O.Yu., Kononov A.Yu., Romeronova A.A. Tourizm in times of COVID-19: support measures and cerves, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2020, Vol. 12, № 2, pp. 61-72.
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-2/061-072
Дата поступления: 19.05.2020.
72