Научная статья на тему 'Туризм в экономическом развитии регионов (на примере Испании)'

Туризм в экономическом развитии регионов (на примере Испании) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1945
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ СООБЩЕСТВО / REGIONAL POLICY / TOURISM / COMPETITIVENESS OF TOURISM INDUSTRY / REGIONAL DISPARITIES / REGIONAL INITIATIVES / INVESTMENTS / REGIONAL AUTONOMOUS COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вязовская Вероника Владимировна

В статье рассматривается опыт Испании в части реализации ряда инструментов региональной политики для сокращения социально-экономических диспропорций между испанскими автономиями. Представлены позиции Испании на региональном европейском рынке туристских услуг и международном рейтинге конкурентоспособности туристского сектора. Анализируется значение туризма для стимулирования развития депрессивных регионов с помощью системы региональных инициатив. Представлены ключевые показатели, результирующие направления реализации региональной политики правительства Испании в части продвижения туризма, а также автономии, получившие финансирование в рамках региональных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism in the Economic Regions` Development (Case of Spain)

The article deals with the Spanish experience in the implementation of a number of regional policy instruments to reduce socioeconomic disparities between the Spanish Autonomous regions. The paper presents Spain’s position on European regional tourism market and in the international ranking of the tourism sector competitiveness. The author examines the importance of tourism to stimulate the depressed regions development. The paper presents the key performance indicators depicting implementation of regional policies in the promotion of tourism and provides a list of Spanish Autonomous regions that received funding in the framework of regional initiatives.

Текст научной работы на тему «Туризм в экономическом развитии регионов (на примере Испании)»

Туризм в экономическом развитии регионов (на примере Испании)

УДК 338.48 В.В. Вязовская,

ББК 65.433 Уральский государственный экономический университет,

В-992 кафедра внешнеэкономической деятельности -

старший преподаватель

Аннотация

В статье рассматривается опыт Испании в части реализации ряда инструментов региональной политики для сокращения социально-экономических диспропорций между испанскими автономиями. Представлены позиции Испании на региональном европейском рынке туристских услуг и международном рейтинге конкурентоспособности туристского сектора. Анализируется значение туризма для стимулирования развития депрессивных регионов с помощью системы региональных инициатив. Представлены ключевые показатели, результирующие направления реализации региональной политики правительства Испании в части продвижения туризма, а также автономии, получившие финансирование в рамках региональных инициатив.

Ключевые слова: региональная политика, туризм, конкурентоспособность туристской индустрии, региональные диспропорции, система региональных инициатив, инвестиции, региональное автономное сообщество.

Tourism in the Economic Regions' Development (Case of Spain)

V.V. Vyazovskaya,

Ural State University of Economics, Department of the External Economic Activity - Senior lecturer

Abstract

The article deals with the Spanish experience in the implementation of a number of regional policy instruments to reduce socio-economic disparities between the Spanish Autonomous regions. The paper presents Spain's position on European regional tourism market and in the international ranking of the tourism sector competitiveness. The author examines the importance of tourism to stimulate the depressed regions development. The paper presents the key performance indicators depicting implementation of regional policies in the promotion of tourism and provides a list of Spanish Autonomous regions that received funding in the framework of regional initiatives.

Keywords: regional policy, tourism, competitiveness of tourism industry, regional disparities, regional initiatives, investments, regional autonomous community.

4 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

Региональная политика является одним из важнейших направлений общей экономической политики государства. Это прослеживается на примере многих стран, как с федеративным, так и унитарным государственным устройством, но одним из наиболее ярких является пример Испании. Для Королевства характерны серьезные региональные диспропорции, между испанскими автономными областями существуют значительные различия в уровнях экономико-социального развития, которые тормозят развитие в целом. Основной задачей региональной политики в Испании является сглаживание этих диспропорций, в частности, придание отстающим отраслям дополнительных импульсов для роста. Одним из таких стимулов выступает содействие развитию туризма, в первую очередь, в наиболее депрессивных регионах1.

На сегодняшний день туризм является одним из основных драйверов роста мировой экономики, развиваясь быстрее, чем промышленные отрасли2. Практически все природные ресурсы объективно обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от специализации региона3. Испания же всегда являлась точкой притяжения туристов со всего мира благодаря природному разнообразию, выгодному географическому положению, а также богатому культурному наследию.

Современная Испания состоит из 17 региональных автономных сообществ, каждое из которых имеет свои собственные культурно-исторические, экономические и политические особенности. Одним из главных объектов туристского интереса в стране является побережье Средиземного моря. Помимо природных и культурных аспектов большую роль в туристском потенциале Испании играет высокий уровень социально-экономического развития страны. Согласно классификации ООН, ОЭСР и МВФ, Испания относится к группе развитых стран. Всемирный экономический форум на регулярной основе публикует доклад о конкурентоспособности стран на рынке туризма (Tourism and Travel Competitiveness Report), в котором формируется индекс конкурентоспособности туристского сектора и составляется рейтинг для 141 страны на основе анализа ряда факторов. Факторы разделены на четыре группы: состояние окружающей и бизнес-среды; государственная политика по развитию туризма и открытость по отношению к иностранным туристам; инфраструктура; природные и культурные достопримечательности.

1 Захаров А.Н., Серединская К.С. Инструменты региональной политики Испании // Российский внешнеэкономический вестник, 2015, №12, C.34

2 Захаров А.Н., Игнатьев А.А. Механизмы управления конкурентоспособностью туристской отрасли // Российский внешнеэкономический вестник, 2014, № 9, С.31

3 Власова, Е.Я. Вязовская В.В. Рекреационный потенциал урбанизированных территорий // Известия Уральского государственного экономического университета, 2010, № 2, С.78

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2017

По результатам рейтинга в 2015 г., наиболее конкурентоспособной туристической индустрией как в мире, так и в рамках европейского макрорегиона, обладает Испания, получившая самый высокий индекс 5,31. По оценке Всемирного экономического форума в 2015 г., четыре страны, лидирующие в Европе по прибытиям зарубежных туристов (Испания, Франция, Великобритания, Германия), позиционируются среди первых десяти направлений в мировом рейтинге конкурентоспособности туристской индустрии. Подавляющая часть европейских направлений находится не ниже пятидесятой позиции из 141 представленных в рейтинге государств, за исключением стран Восточной Европы, в первую очередь бывших советских республик (кроме Эстонии, 38-я позиция)4.

С позиции получения доходов от экспорта туристских услуг, ведущими направлениями в регионе также являются Испания, Италия, Турция, Франция, Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии. На рассматриваемые направления приходится большая часть доходов от туризма в регионе - 251 млн евро в 2015 г., или 56% совокупного дохода Европы от туризма. На каждую из ведущих дестинаций приходится более 5% въездного туризма (см. рисунок 1)5.

Рисунок 1

Распределение международных туристских прибытий в Европейском макрорегионе в 2015 г., млн и %

Источник: International tourist arrivals. UNWTO. Tourism Highlights. 2016 Edition. http:// www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284418145. P. 8

4 Index Results—The Travel & Tourism Competitiveness Index Ranking 2015 // World Economic Forum, 2015 [Электронныйресурс] URL:http://reports.weforum.org/travel-and-tour-ism-competitiveness-report-2015/index-results-the-travel-tourism-competitiveness-index-rank-ing-2015/ (датаобращения 28.03.2017)

5 UNWTO Tourism Highlights, 2016 Edition // World Tourism Organization, 2016 [Электронныйресурс] URL: http://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284418145. С.8 (дата обращения 28.03.2017)

4 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

Привлекательность европейских стран для туристов обеспечивается высокой конкурентоспособностью и разнообразием их туристской индустрии, которая включает в себя как объекты туристского интереса, так и состояние туристической инфраструктуры, международным уровнем сервиса, многообразием турпродукта, высококачественным здравоохранением, а также унификацией визовых формальностей в Шенгенской зоне - широко распространен внутрирегиональный туризм.

Важным моментом в формировании туристской привлекательности является региональная политика по развитию туристической отрасли и развитие различных форм государственно-частного партнерства: между наукой, государством, образованием и бизнесом6. Наиболее эффективно использовались методы государственного регулирования, направленные на среднесрочное планирование развития сферы туризма, в сочетании с формированием особых экономических туристско-рекреационных зон в целях стимулирования создания курортов. Так, в Испании начиная с 1960-х гг. были последовательно разработаны и приняты не менее восьми планов развития туризма с четким определением стратегических целей и приоритетов, которые обеспечили впечатляющий рост туризма. В 1959 г. страну посетили 2,9 млн туристов, потративших 158,9 млн долл.; в 1975 году, в конце реализации третьего плана, число туристов составило более 30 млн человек, которые обеспечили 3404,0 млн долл. дохода. С точки зрения регионального развития туризм представляет ряд очевидных преимуществ:

□ прямой доход (в сфере общественного питания, размещения и др.) и косвенную занятость;

□ полученные доходы стимулируют спрос и оказывают сильное влияние на другие сектора услуг, сельского хозяйства, рыболовства и местных ремесел;

□ существенные изменения в менталитете и модели поведения местных жителей и т. д.

□ строительство становится движущей силой, хотя большинство инвестиций приходят из других промышленно развитых регионов страны7.

В результате уже в конце 1980-х гг. туризм в стране превратился в конкурентоспособную отрасль экономики с развитой основной и сопутствующей инфраструктурой.

На данный момент система региональных инициатив представляет собой финансовые ресурсы, которые распределяются как инвестиции для стимулирования экономической деятельности в определенных регионах. Данные инициативы выступают в форме невозвратных грантов, главная цель которых - снизить региональные неравенства путем повышения активности в стагнирующих регионах. С

6 Захаров А.Н., Игнатьев А.А. Развитие государственно-частного партнерства в российском туризме. Вестник МГИМО-Университета, 2011, №3, С.174.

7 Cuadrado-Roura J. R. Regional Policy, Economic Growth and Convergence. Lessons from Spanish case. Springer - Verlag. Berlin. 2010. P. 32.

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2017

их помощью в отстающих регионах создаются новые и поддерживаются уже существующие рабочие места, развивается местное производство.

Закон 50/1985 от 27 декабря включает основные положения относительно деятельности системы региональных инициатив, финансируемых испанским правительством. Все регионы были разделены на три типа зон: экономически развивающиеся зоны, промышленно не развивающиеся зоны и особые зоны8. В 1990 г. была проведена реформа, которая содержала в себе два ключевых аспекта: регионы-получатели определяются ежегодно в государственном бюджете Испании, также эти регионы попадают под цели политики Сплочения ЕС (способствовать догоняющему развитию отстающих регионов), а также был изменен механизм распределения средств. Реформа была дополнена Королевским Декретом 899/2007 от 6 июля, а также Королевским Декретом 303/2015 от 24 апреля, в которых были перечислены типы регионов, имеющих право на получение помощи, и максимальные объемы инвестиций, которые могут быть привлечены в каждом конкретном случае. С точки зрения государственного регулирования туризма, в Королевских Декретах указаны приоритетные для инвестирования направления деятельности, одним из которых выступают туристские учреждения и создание дополнительных зон отдыха с акцентом на использование инновационных технологий, в особенности для улучшения экологической ситуации в регионе и для повышения эндогенного потенциала области9.

На региональном уровне в 2015 г. наибольшее число программ было предложено правительствами Андалусии (49), Кастильи и Леона (27), Канарских островов (19), Галисии (18), Эстремадуры (17) и т.д.10 Однако не все проекты смогли привлечь инвестиции. Число региональных проектов, поддержанных и профинансированных правительством Испании, в 2015 г. оказалось меньшим, чем в 2014 г., как в количественном, так и в финансовом выражении (см. таблицу 1, рисунок 2). Тем не менее, некоторые регионы получили поддержку в большей степени и эффективно ее использовали для создания новых рабочих мест (Андалусия, Канарские острова) или сохранения уже существующей занятости (Канарские острова, Мурсия).

8 Cuadrado-Roura J. R. Regional Policy, Economic Growth and Convergence. Lessons from Spanish case. Springer - Verlag. Berlin. 2010.P. 71.

9 Захаров А.Н., Серединская К.С. Инструменты региональной политики Испании // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №12, C.35.

10 Нормативно-правовая база в области регулирования ВЭД. Нормативные акты иностранных государств. Испания // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:// www.ved.gov.ru/exportcountries/es/about_es/laws_ved_es/?action=showproduct&id=3925&par ent=0&start=2 (дата обращения: 27.03.2017)

4 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

Таблица 1

Количество проектов, получивших финансирование в 2014-2015 гг.

янв.-дек. 2014 янв.-дек. 2015 Изменение '14/'15 (%)

Автономия Л Новые рабочие места Сохраненные рабочие места ы Новые рабочие места Сохраненные рабочие места Новые рабочие места Сохраненные рабочие места

Сч о р ^

Андалусия 8 36 217 13 173 149 380,6 -31,3

Арагон 5 51 5498 3 18 86 -64,7 -98,4

Астуриас 3 52 154 5 21 89 -59,6 -42,2

Канарские о-ва 6 158 282 13 245 317 55,1 12,4

Кантабрия 3 44 66 1 10 0 -77,3 -100

Кастилья и Леон 7 56 2744 8 37 138 -76,3 -75,5

Кастилья ла Манча 6 156 568 5 23 225 -58,9 -91,8

Эстремадура 13 159 378 1 21 0 -86,8 -100

Галисия 5 7 420 1 1 59 -85,7 -86,0

Мурсия 4 669 272 9 99 411 -85,2 -51,1

Валенсия 9 131 9045 4 73 63 -44,3 -99,3

Итого: 69 1519 19644 63 721 1537 -52,5 -92,2

Источник: Comparativa de los proyectos aprobados 2014-2015. Ministerio de hacienda y administraciones públicas// http://www.dgfc.sepg.minhafp.gob.es/sitios/dgfc/es-ES/ipr/ir/ia/ DocumentsMEM0RIA_ANUAL_2015.pdf. С. 21.

Рисунок 2

Объем инвестиций в одобренные проекты (млн евро)

Источник: Comparativa de los proyectos aprobados 2014-2015 // Ministerio de hacienda y administraciones públicas.// http://www.dgfc.sepg.minhafp.gob.es/sitios/dgfc/es-ES/ipr/ir/ia/ DocumentsMEM0RIA_ANUAL_2015.pdf. С.21

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2017

При этом, в подтверждение идеи о том, что именно туризм выступает стимулом регионального развития, большинство поддержанных проектов касались туристического сектора, на который приходится около четверти проектов и рабочих мест, треть инвестиций субсидий (см. таблицу 2)11.

Таблица 2

Распределение одобренных проектов по секторам экономики в 2015 г. (%)

Сектор экономики Проекты Инвестиции Субсидии Новые рабочие места Сохраненные рабочие места

Химическая промышленность 4,8 3,8 5,4 2,5 5,7

Изготовление

механических 22,2 9,6 5,8 9,6 23,6

изделии

Пищевая промышленность 12,7 12,8 18,4 21,2 5,0

Деревообработка 9,5 3,8 2,1 3,3 20,8

Резиновая промышленность 6,4 5,3 3,3 2,1 9,8

Туризм 25,4 32,9 34,0 23,9 16,9

Прочие секторы 19,0 31,8 31,0 37,4 18,2

Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Источник: Distribución por sectores económicos de proyectos aprobados desde 01/01/2015 hasta 31/12/2015. Ministerio de hacienda y administraciones públicas// http://www.dgfc.sepg. minhafp.gob.es/sitios/dgfc/es-ES/ipr/ir/ia/Documents/MEMORIA_ANUAL_2015.pdf. С. 20.

Таким образом, одной из наиболее острых проблем для Испании является территориальная разобщенность. Региональные проблемы родом из прошлого, несмотря на смену политической парадигмы, не решены до сих пор12. Поэтому сегодня они являются одним из важнейших направлений деятельности испанских властей, их общей экономической политики. Туризм помогает сглаживать эти территориальные дисбалансы, создавая новые рабочие места, модернизируя инфраструктуру и т.д.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Власова Е.Я., Вязовская В.В. Рекреационный потенциал урбанизированных территорий // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2010. - № 2. С. 76-81 (Vlasova E.Ja., Vjazovskaja VV Rekreacionnyj potencial urbanizirovannyh territorij // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. - 2010. - № 2. S. 76-81)

11 Memoria Año 2015: Incentivos Regionales // Ministerio de hacienda y administraciones públicas [Электронныйресурс] URL: http://www.dgfc.sepg.minhafp.gob.es/sitios/dgfc/es-ES/ ipr/ir/ia/Documents/MEM0RIA_ANUAL_2015.pdf. С. 20. (дата обращения: 27.03.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Захаров А.Н., Серединская К.С. Политика сплочения ЕС в отношении Испании // Мировое и национальное хозяйство. Электронный журнал МГИМО (У) МИД РФ. - 2015. - №4 (35) [Электронный ресурс] URL: http://www.mirec.ru/2015-04/eu-cohesion-policy-towards-spanish-economy(дата обращения: 27.03.2017)

4 - 2017

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

Данилова M.A., Захаров A.H., Иванян A.E Зарубежный опыт регулирования территориального развития // Внешнеэкономический бюллетень, 2001, №10, с.32-40 (Danilova M.A., Zaharov A.N., Ivanjan A.G. Zarubezhnyj opyt regulirovanija territorial'nogo razvitija // Vneshnejekonomicheskij bjulleten', 2001, №10, s.32-40)

Захаров A.H., Инструменты региональной политики Испании // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - №12. С. 33-42 (Zaharov A.N., Instrumenty regional'noj politiki Ispanii // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. - 2015. - №12. S. 33-42)

Захаров A.H., Игнатьев A.A. Механизмы управления конкурентоспособностью туристской отрасли // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 9. С. 31-48 (Zaharov A.N., Ignat'ev A.A. Mehanizmy upravlenija konkurentosposobnost'ju turistskoj otrasli // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. - 2014. - № 9. S. 31-48)

Захаров A.H., Игнатьев A.A. Развитие государственно-частного партнерства в российском туризме // Вестник МГИМО-Университета, 2011, №3, С.174-183 (Zaharov A.N., Ignat'ev A.A. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v rossijskom turizme // Vestnik MGIMO-Universiteta, 2011, №3, S.174-183)

Захаров A.H., Серединская К.С. Оценка эффективности региональной политики в Испании // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №3. С. 29-40 (Zaharov A.N., Seredinskaja K.S. Ocenka jeffektivnosti regional'noj politiki v Ispanii // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. - 2016. - №3. S. 29-40)

Захаров A.H., Серединская К.С. Политика сплочения ЕС в отношении Испании // Мировое и национальное хозяйство. Электронный журнал МГИМО (У) МИД РФ. - 2015. - №4 (35) [Электронный ресурс] URL: http://www.mirec.ru/2015-04/eu-cohesion-policy-towards-spanish-economy (дата обращения: 27.03.2017) (Zaharov A.N., Seredinskaja K.S. Politika splochenija ES v otnoshenii Ispanii // Mirovoe i nacional'noe hozjajstvo. Jelektronnyj zhurnal MGIMO (U) MID RF. - 2015. - №4 (35) [Jelektronnyj resurs])

Нормативно-правовая база в области регулирования ВЭД. Нормативные акты иностранных государств. Испания // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.ved. gov.ru/exportcountries/es/about_es/laws_ved_es/?action=showproduct&id=3925&parent=0&st art=2 (дата обращения: 27.03.2017) (Normativno-pravovaja baza v oblasti regulirovanija VJeD. Normativnye akty inostrannyh gosudarstv. Ispanija // Portal vneshnejekonomicheskoj informacii Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs])

Cuadrado-Roura J. R. Regional Policy, Economic Growth and Convergence. Lessons from Spanish case [Текст]. Springer - Verlag. Berlin. 2010. 330 p.

Index Results—The Travel & Tourism Competitiveness Index Ranking 2015 // WorldEco-nomicForum, 2015 [Электронныйресурс] URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tour-ism-competitiveness-report-2015/index-results-the-travel-tourism-competitiveness-index-rank-ing-2015/ (дата обращения 28.03.2017).

MemoriaAño 2015: IncentivosRegionales // Ministeriodehaciendayadministracionespública s[Электронныйресурс] URL:http://www.dgfc.sepg.minhafp.gob.es/sitios/dgfc/es-ES/ipr/ir/ia/ Documents/MEM0RIA_ANUAL_2015.pdf. (дата обращения: 27.03.2017)

UNWTO Tourism Highlights, 2016 Edition // World Tourism Organization, 2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284418145 (дата обращения 28.03.2017).

ю

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.