Научная статья на тему 'Туризм + урбанизация = сверхтуризм?!'

Туризм + урбанизация = сверхтуризм?! Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
765
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕРХТУРИЗМ (ОВЕРТУРИЗМ) / ГОРОДСКОЙ ТУРИЗМ / АГЛОМЕРАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ / УРБАНИЗАЦИЯ / ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / OVERTOURISM / CITY TOURISM / AGGLOMERATION TOURISM / URBANIZATION / CITY AGGLOMERATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хуснутдинова Светлана Рустемовна, Розанова Лада Николаевна, Хуснутдинов Рустем Рауфович

В статье предложен концептуальный подход к анализу овертуризма урбанизированных территорий на основе пространственно-временного подхода. Ситуация сверхтуризма рассматривается как результат взаимного влияния туризма и урбанизации. Проанализированы существующие подходы к определению овертуризма и предложено собственное. На основе анализа мировых тенденций развития овертуризмав городах и опыта решения возникающих в этой связи проблем сделан вывод о ситуативном характере реакции администрации городов на негативные последствия овертуризма. Доказывается целесообразность применения методов пространственно-временного подхода для исследования и предотвращения негативных явлений овертуризма на урбанизированных территориях. Приведен анализ современной ситуации туристской отрасли городов Республики Татарстан, предложены подходы к разработке опережающей стратегии, направленной на предотвращение ситуации сверхтуризмана примере Казанской городской агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARE THE TOURISM AND URBANIZATION THE SIDES OF OVERTOURISM?

The article proposes a conceptual approach to the analysis of overtourism in urban areas based on the spatio-temporal approach. The situation of overtourism is seen as the result of the mutual influence of tourism and urbanization. The authors analyze existing approaches to the definition of overtourism. Based on the analysis of world development trends in overtourism in cities and experience in solving problems arising in this connection, the authors draw a conclusion about the situational nature of the reaction of the city administration to the negative consequences of overtourism. The expediency of applying the methods of the spatial-temporal approach to study and prevent the negative phenomena of overtourism in urban areas is proved. The authors give an analysis of the current situation of the tourism industry in the cities of the Republic of Tatarstan, and propose approaches to the development of an advanced strategy to preventing the situation of overtourism through the example of Kazan city.

Текст научной работы на тему «Туризм + урбанизация = сверхтуризм?!»

ХУСНУТДИНОВА Светлана Рустемовна а УДК 9и,ззз.48 +364.122.5 РОЗАНОВА Лада Николаевна 6 DOI: 1о.24411/1995-0411-2о19-1о4о9

ХУСНУТДИНОВ Рустем Рауфович в

а Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Респ. Татарстан, РФ); кандидат географических наук, доцент; e-mail: hsvr@yandex.ru б Университет управления «ТИСБИ» (Казань, Респ. Татарстан, РФ); кандидат географических наук, доцент e-mail: ladarozanova@bk.ru в Казанский государственный энергетический университет (Казань, Респ. Татарстан, РФ);

кандидат физико-математических наук, доцент; e-mail: khrr@yandex.ru

ТУРИЗМ + УРБАНИЗАЦИЯ = СВЕРХТУРИЗМ?!

В статье предложен концептуальный подход к анализу овертуризма урбанизированных территорий на основе пространственно-временного подхода. Ситуация сверхтуризма рассматривается как результат взаимного влияния туризма и урбанизации. Проанализированы существующие подходы к определению овертуризма и предложено собственное. На основе анализа мировых тенденций развития овертуризмав городах и опыта решения возникающих в этой связи проблем сделан вывод о ситуативном характере реакции администрации городов на негативные последствия овертуризма. Доказывается целесообразность применения методов пространственно-временного подхода для исследования и предотвращения негативных явлений овертуризма на урбанизированных территориях. Приведен анализ современной ситуации туристской отрасли городов Республики Татарстан, предложены подходы к разработке опережающей стратегии, направленной на предотвращение ситуации сверхтуризмана примере Казанской городской агломерации.

Ключевые слова: сверхтуризм (овертуризм), городской туризм, агломерационный туризм, урбанизация, городская агломерация

Введение

XXI век характеризуют два ярчайших и взаимосвязанных явления, характеризующиеся высоким ростом своих показателей, - урбанизация и туризм. В настоящее время более 55% населения мира живут в городах, а туристский поток за год превысил астрономическую цифру - 1,4 млрд. туристских поездок. И урбанизация, и туризм приобрели глобальный характер и вовлекают в свою орбиту все регионы мира с той или иной интенсивностью.

Согласно мировой статистике, в 2018 году количество туристов, выезжающих заграницу, достигло 1,4 миллиарда человек. Из них примерно половина пришлась на 100 самых популярных городов. По прогнозам Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), эта тенденция будет продолжаться в ближайшие годы с темпами 4-5%, что превышает средний рост мирового ВВП1.

1 International Tourist Arrivals Reach 1.4 billion

Two Years Ahead of Forecasts. URL: http://www2.

Как туризм, так и урбанизация, имеют своих сторонников и противников. Однако, на наш взгляд, и тот и другой процесс объективны, т.е. по своей сути не зависят только от желания или нежелания принимать в них участие, а связаны с неотъемлемыми потребностями человека в саморазвитии, в т.ч. за счет разнообразии возможностей получения профессии и дохода, рекреации и общения.

Очевидно, что барьеры на пути человека в город или ограничения в посещении тех или иных мест могут снизить до некоторой степени рост городов или потоки туристов в определенном пространственном и/или временном отношении. Однако, глобально урбанизированный образ жизни и тяга к перемене мест демонстрируют свою устойчивость, что проявляется статистически в увеличении численности населения городов, особенно крупнейших и их агломераций, и в росте потоков туристов, причем самостоятельных.

unwto.org/press-release/2019-01-21/intemation-al-tourist-arrivals-reach-14-billion-t/.

Города, особенно крупные и крупнейшие, а также их агломерации становятся территориальным объектом, который принимает на себя последствия высокой урбанизации и роста туристских прибытий, а понятие сверхтуризма (синоним - оверту-ризм) прежде всего введено в отношении городов и городского туризма.

Туризму и туристской сфере посвящено огромное количество публикаций научного, прикладного, научно-популярного, маркетингового и иного характера. Даны подробные характеристики целей и видов туризма, самих туристов и туристских достопримечательностей. Статьи и учебные пособия посвящены менеджменту и маркетингу туристской сферы, сегментированию туристского рынка, характеристикам предприятий хорека и т.п. Различные виды туризма рассматриваются с точки зрения преимуществ отрасли, позволяющей создать много разнообразных рабочих мест, сохранить исторический облик, ремесла, материальную и нематериальную культуру, создать мультипликативный эффект, позволяющий развиваться территории и быть включенной в международные экономические отношения [1, 2, 4, 6, 9, 12].

Однако, на наш взгляд, недостаточно изучены и научно проработаны закономерности и факторы развития туризма в связи с процессами урбанизации. Именно города получают основную долю туристского потока не только как дестинации, привлекающие туристов своей внутренней сущностью - историко-культурным наследием, событийными мероприятиями спортивного, культурного и иного характера, но и как транспортные узлы, перенаправляющие потоки туристов, целью которых является «внегородской» отдых - экологический, горнолыжный, агротуризм, круизы и т.п. Такая двоякая фундаментальная роль городов, с одно стороны, как аттракторов туристов, а с другой, как логистических транспортных узлов туристских потоков приводит к тому, что именно города в первую очередь столкнулись с явлением обозначенным как овертуризм или сверхтуризм.

Международная туристическая организация (UNWTO) провела исследование

проблем избыточного туризма в европейских столицах. Основная часть путешествующих в мире по-прежнему отдает предпочтение именно городам Старого света. В 2017 году Европа, по данным UNWTO, приняла 671,1 млн. туристов - примерно в полтора раза больше, чем население континента2.

Овертуризм (сверхтуризм) - это достаточно новый термин. Согласно Британскому словарю Collins, овертуризм означает «феномен, когда популярная туристская дестинация становится наводненной туристами»3.

По мнению А.Ю. Александровой, «сверхтуризм - ситуация, когда чрезмерный поток туристов превышает пропускную способность популярного туристского центра и приводит к конфликтам с местным населением» [3].

На наш взгляд, сверхтуризм (или синоним овертуризм) - термин, используемый для обозначения положения, в котором оказывается туристская дестинация при превышении спроса на ее услуги над предложением, которое дестинация может обеспечить. Иными словами, термин сверхтуризм означает ситуацию, когда не только отдельные субъекты туристской деятельности испытывают превышение спроса над предложением, т.е. возможностями данного субъекта разместить гостей, накормить или обеспечить посещаемость мероприятий, но дестинация в целом, в т.ч. и вся ее инфраструктура испытывает состояние избыточного спроса. Очевидно, что вопрос о сверхтуризме наиболее актуален для городов и связан с достаточно длительными по времени процессами перегруженности дестинации.

Всемирная туристская организации в своем исследовании овертуризма опирается на кейсы городов - мировых лидеров в привлечении туристов, а значит и первых, кто столкнулся с негативными последствиями этого явления. Среди них всем извест-

2 'Overtourism'? - Understanding and Managing Urban Tourism Growth beyond Perceptions, Executive Summary. URL: https://www.e-unwto.org/ doi/book/10.18111/9789284420070 сентябрь 2018.

3 Overtourism // Collins. URL: https://www.collin-sdictionary.com/submission/19794/Overtourism

ные Венеция, Амстердам, Барселона, Лиссабон и т.д.

В рамках исследования Международной туристической организации ^N^0) был проведен опрос более 2,6 тыс. жителей центральных районов Амстердама, Барселоны, Берлина, Копенгагена, Мюнхена и Лиссабона. Согласно ему, на полном прекращении развития туризма настаивают лишь 2% населения названных городов. Около 13% опрошенных считают, что туризм в их городах стоило бы развивать чуть медленнее, 12,7% высказали мнение, что развивать туризм надо, но только не в праздничные даты, и 13,8% - что развивать туризм надо в низкий сезон, а не в пиковые даты. В то же время 30% респондентов высказались против ограничения турпотоков в эти города, а 23,8% опрошенных считают, что их города еще имеют потенциал для увеличения въездных потоков2.

Согласно отчету, респонденты видят позитивные стороны массового туризма: создание интернациональной атмосферы в городах, множество интересных событий, сохранение исторических районов городов и традиционной архитектуры.

Наиболее негативными моментами являются рост цен на недвижимость, на проезд в общественном транспорте и такси, на потребительские товары, а также на услуги кафе и ресторанов. Жители городов считают необходимым улучшение инфраструктуры, привлечение к работе с туристами местных жителей и бизнес, а также требования к поведению туристов и продуманное распределение туристических потоков в течение всего года.

Указанные негативные моменты, касаются инфраструктуры города, точнее ее использования как туристами, так и горожанами. Подобное совместное использование городского транспорта, жилищного фонда, мест питания будет лишь нарастать, т.к. самодеятельный или самостоятельный туризм, сопровождающийся бронированием жилья через известные сайты бронирования, самостоятельное перемещение по городу означает использование не только и не столько туристской инфраструктуры в организованном порядке, сколько «вливание» туристов в повседневную жизнь горожан. Наиболее острые моменты связаны,

как уже отмечалось, с городским транспортом, арендой жилья и сферой общепита.

Можно отметить, что ситуация овертуризма наиболее наглядно проявляется в социальной сфере и выражается не просто в недовольстве местного населения, а в протестных мероприятиях, байкотирова-нии проведения событийный мероприятий и т.п., т.е. поток туристов в дестинацию настолько велик, что приходит в противоречие с интересами местного населения, перевешивая экономические и другие плюсы от развития туризма.

В целом к общим проблемам городского сверхтуризма следует отнести:

- давление на городскую инфраструктуру - транспортную, энергетическую, коммуникационную, коммунальную;

- мобильность населения и проблемы с дорожным трафиком и ростом цены проезда;

- давление на природные ресурсы;

- перегруженность определенных локаций и объектов в зависимости от сезона и/или постоянно;

- размывание или обеднение местной аутентичности;

- влияние на социальные связи и общение, повседневную жизнь горожан.

Признание того, что каждый случай уникален в своем роде и для разработки стратегии ограничения овертуризма в каждом случае необходимо учитывать местную специфику, не умоляет и тот факт, что есть и общие для городов вызовы, которые необходимо учитывать при адекватной долгосрочной стратегии развития территории с учетом интересов, преимуществ и вызовов туристкой сферы.

Современная реакция администраций городов на ситуацию овертуризма как негативное состояние городской системы имеет скорее ситуативный, а не системный характер и в большей степени является ответом на последствия, чем борьбой с первопричинами, в которых чрезвычайно сложно разобраться и они лежат в плоскости глобальных тектонических социально-экономических изменений - усилении и ускорении процессов урбанизации, становлении эпохи услуг, упрощении коммуникаций и росте мобильности населения планеты.

Овертуризм имеет много последствий. Например, индустрия туризма в области морских круизов создает как физическое, так и визуальное загрязнение. Местные жители также несут расходы на туризм. Города меняются, чтобы обслуживать туристов, появляются глобальные туристические сети. Цены на недвижимость и спекуляции также растут, также растет и стоимость жизни местных сообществ.

Вся совокупность мер в отношении овертурзма сводится к запрещению или ограничению:

- финансовое ограничение, например местный налог в городах Европы, удорожающий поездку;

- фактическое ограничение, т.е. запрет на посещение на постоянной или временной основе как отдельных объектов, так и целых дестинаций;

- ограничение поведения туристов за счет запрета ранее принятых норм поведения - уличной еды в той или иной форм, использования селфи-палок и т.п.

Примеры, характеризующие принятие городами названных мер хорошо известны, и также заметна тенденция к их усилению в наиболее привлекательных для туристов городах. Указанные ограничения приняты как ответ на негативное восприятие местным населением увеличивающихся потоков туристов и опасения в утрате тех преимуществ, за счет которых дестинация и стала привлекательной как для жителей, так и для туристов.

Отечественные города стоят в начале пути развития рыночного туризма, хотя и имеют определенный опыт организации рекреации и туров в условиях закрытой советской системы и жесткого планирования как рекреации и туризма, так и урбаниза-ционных процессов. В таком положении есть свои недостатки, например, отсутствие опыта конкуренции и исторически устоявшихся рыночных инструментов, необходимых для продвижения туристской отрасли, в т.ч. страхового рынка и т.п. Однако, есть и свои преимущества, а именно - возможность, изучить зарубежный опыт ошибок и поиска преодоления негативных последствий овертуризма и при разумной адаптации мирового опыта организовать

таким образом туристские потоки, чтобы минимизировать отрицательные последствия при извлечении положительных результатов.

Исходными концептуальными положениями в изучении явления овертуризма урбанизированных территорий являются:

1) классификация городов с точки зрения роли туристской отрасли в городской экономике;

2) осознания факта единства городского пространства для туриста и горожанина

- нет отдельного города, а соответственно материальных и нематериальных условий городской среды отдельно для туристов и горожан.

С точки зрения роли туристской сферы в экономике города могут быть выделены две основные группы городов: моноспециализированные на туризме города, где сфера туризма важнейшая и часто единственная отрасль городской экономики и с диверсифицированной экономической структурой, где предприятия туристской сферы являются одними из других градообразующих предприятий [6,11].

Подобное деление позволяет оценить масштабы конкуренции за городские ресурсы отдельных видов деятельности и социальной сферы. В первом случае по большому счету отсутствуют межотраслевые экстерналии или «внешние эффекты»

- туристская сфера, являясь монополистом диктует свои требования к городской среде, а городские жители так или иначе задействованы в этой сфере. Овертуризм здесь будет проявляться в чрезмерном давлении на существующую материальную и нематериальную городскую среду и механизмы регулирования туристских потоков лежат в плоскости количественного и финансового ограничения туристских посещений.

Второй случай более сложный и комплексный за счет имеющихся межотраслевых экстерналий, проявляющихся во взаимодействии туристской отрасли и других градообразующих отраслей. Экстерна-лии могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Так, развитие туризма стимулирует создание и сохранение общественных открытых пространств,

например, что в целом улучшает качество жизни горожан, однако формирует дополнительное давление на энергетическую и транспортную инфраструктуру.

Учитывая тот факт, что современный этап урбанизации связан с ростом численности населения прежде всего крупных и крупнейших городов, а также их агломераций, в орбиту интересов туристкой сферы попадает и городская агломерации, а не только сам город. В этом случае понятие городского туризма расширяет свою территориальные границы и следует говорить об агломерационном туризме.

Города с моноспециализацией на туристской сфере образуют соответствующую агломерацию, ориентированную на развитие и обслуживание туристской сферы. В этом случае может быть применен термин туристская агломерация - «территориальная рекреационная система с высокой степенью комплексности и интеграции индустрии туризма» [8, с. 471].

Подобная агломерация формируется двумя путями либо «от города», либо «от района», используя терминологию Г.М. Лаппо [7]. В первом случае, моноцентрическая туристская или шире рекреационная агломерация обязана своим появлением городу-ядру агломерации, выступающему в качестве крупнейшего туристской дести-нации и оказывающему влияние на окружающую территорию, в т.ч. за счет «выплескивания» туристского потока за свои границы и тем самым снижая возможное напряжение от сверхтуризма, однако, сохраняя свою узловое значение как логистического центра за счет более мощной транспортной инфраструктуры. Как правило такие города-ядра обладают международной транспортной инфраструктурой - портом, аэропортом, железнодорожным узлом. Во втором случае формируется полицентрическая рекреационная, или туристская агломерация на основании использования общего природного ресурса. Таковы приморские территории.

Туристские агломерации отличаются высшей степенью концентрации объектов индустрии туризма, а также высокой плотностью туристов и экскурсантов и высокой степенью комплексности и интеграции

индустрии туризма. Они оказывают значительное влияние на окружающую территорию, видоизменяя ее экономическую структуру и социальные аспекты жизни населения.

В случае если туризм становится важной, но не единственной отраслью специализации города-ядра агломерации, речь следует вести не о туристской агломерации, а городской агломерации, часть территории которой специализируется на развитии рекреации и туризма. Таковы агломерации городов, имевших в качестве специализации индустриальные функции, но на рубеже XX-XXI веков под влиянием глобального процесса перехода к постиндустрии трансформировавших свою стратегию за счет имеющихся ресурсы для развития туризма как отрасли специализации.

С проблемами сверхтуризма сталкиваются и те, и другие города, а также их агломерации. Поиск рецепта по преодолению негативных последствий и тенденций от сверхтуризма должен учитывает специфику специализации городов и их агломераций.

С нашей точки зрения, для понимания и осознания явления овертуризма целесообразно применение пространственно-временного подхода. В этом случае овер-туризм может проявляться в пространстве через излишнюю насыщенность определенных мест, в то время как другие части дестинации могут не испытывать никакого давления туристов, хоть и представлять для них интерес.

Хорошо известная сезонность колебания туристского спроса отражает ситуацию овертуризма во временном выражении, когда в зависимости от природно-климатических или иных условий, проведения событийных мероприятий, та или иная де-стинация испытывает сильные туристские нагрузки и чрезмерный спрос. Драматичная ситуация возникает, когда пространственно-временные рамки туристских нагрузок совпадают, приводя к ситуации овертуризма.

Системная работа по организации туристских потоков таким образом, чтобы максимизировать социальные и экономические позитивные моменты как для туристов, так и для горожан и городской территории, снизив

при этом отрицательные эффекты должна опираться на разработке долгосрочной стратегии развития территории с учетом глобальных трендов роста урбанизации и туристских потоков. Применение пространственно-временного подхода позволяет осознать, что любого рода ограничения туристских потоков могут и должны сопровождаться перенаправлением, «переключением» туристского интереса в рамках городской дисцинации с учетом перспективных и реализованных возможностей агломерации.

Как известно, города, стремящиеся привлечь туристов, ориентированы на увеличение количества времени проводимого в дестинации и/или количество посещений дестинации. Достижение этой цели возможно за счет разнообразия пространственного и временного «репертуара» дестинации, что означает проведение на одной и той же территории событийных мероприятий в различные периоды времени, расширение территориального предложения, т.е. вовлечения территориальных объектов и ресурсов не только самого города, но и его агломерации, и сочетание названных вариантов.

Аналогичный подход может быть использован и для предотвращения оверту-ризма за счет выявления незагруженных по времени и пространственному расположению потенциальных объектов для туристского спроса. Однако, при разработке стратегии агломерационного туризма как решения проблем, связанных со сверхтуризмом следует учесть ограничивающие факторы природного и антропогенного характера.

Ограничения природного характера связаны с тем фактом, что массовый туризм как организованный, так и самостоятельный ставит вопрос увязки сохранения природных объектов с принципом общедоступности ценных природных территорий, т.е. необходим учет рекреационной емкости природных комплексов. В основе разработки стратегии агломерационного туризма и рекреационной эксплуатации природных комплексов должны лежать научно-обоснованные нормы нагрузок на природную среду, причем с учетом эко-лого-компенсационной роли природного каркаса для горожан и жителей агломерации.

Факторы антропогенного характера, ограничивающие возможности агломерационного туризма, связаны прежде всего с обеспечение транспортной доступности и энергообеспеченности агломерационных дестинаций, обладающих природными, историко-культурными, образовательными, спортивными, событийными и иными привлекательными для туристов свойствами и способных принять растущий поток путешественников, с учетом сезонности и возникновения пиков и спадов нагрузки на транспортную инфраструктуру и энергосистему.

Проявления овертуризма в городах Российской Федерации заметны в крупнейших туристских центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, городах Золотого кольца России и др. В Республике Татарстан на сегодняшний день о сверхтуризме говорить еще рано, татарстанцы рады гостям и в республике многое делается для увеличения въездного потока. Однако уже можно предугадать туристские локации и временные периоды, в которых зарождается овертуризм.

Столица Республики Татарстан Казань один из тех индустриальных столичных городов, который воспринял тренд перехода к постиндустрии довольно рано и быстро, иуже с начала 2000-х годов активно продвигается на туристском рынке как национального, так и мирового масштаба. На сегодняшний день республика является одним из лидеров регионов Российской Федерации по развитию сферы туризма: по версии портала TripAdvisor - и аналитического агентства «ТурСтат» (2019 г) Татарстан занял IV место в Т0П-10 лучших туристических направлений России4, I место среди регионов ПФО по обороту в ресторанах и кафе - около 15,6 млрд. рублей (2017 г)5, III место среди городов России с наибольшим количеством гостиниц и хо-стелов на одного жителя, III место в Европе и 8 место в мире самых быстро развивающихся туристических направлений и т.п.

4 Десять лучших туристических направлений России. URL: https://www.tripadvisor.ru/Traveler-sChoice-Destinations-cTop-g294459.

5 Лучшие Туристические Регионы России 2018. URL: http://turstat.com/toptravelrussiare-gion2018.

Динамики чпсленностн лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Татарстан 2005- 2018 гг.

2500

0 -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 1 - Динамика численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Татарстан в 2005 - 2018 гг.6

Fig. 1 - Dynamics of the number of persons placed in collective accommodation facilities of the Republic of Tatarstan in 2005 - 2018.

Compiled according to the State Committee of the Republic of Tatarstan on Tourism

Подобные достижения являются результатом проводимой в республике туристской политики, направленной на развитие туризма, особенно спортивно-событийного - проведение крупных мероприятий международного уровня - Всемирной летней Универсиады (2013 г.), Чемпионата мира по водным видам спорта (2015 г.), Чемпионата мира по футболу (2018 г.) и ряда других.

За 13 последних лет число лиц, останавливающихся в коллективных средствах размещения, вырос в пять раз (рис. 1). Темп прироста туристского потока в республику в среднем составляет 13,5% в год, темп прироста объема реализации услуг в сфере туризма - 17,0%6.

В 2018 году Казань посетили 3,2 млн. туристов, что на 14% больше, чем в 2017 году и в 2 раза больше, чем в 2013 году, в год проведения Всемирной летней Универсиады в Казани, и в шесть раз больше, чем в 2005 году, т.е. в год празднования тысячелетия Казани. Казань является пятым в России городом, число туристов которого превысило 3 млн. чел. в год7. Учитывая,

6 Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2018 год. URL: http://tourism.tatarstan.ru/rus/documents. htm?pub_id=1752929.

7 Доклад директора Комитета по развитию туризма Казани Д.А. Санниковой на аппаратном совещании 28.01.2019 г. URL: https://www.kzn. ru/meriya/press-tsentr/doklady-s-dp/ob-itogakh-razvitiya-turizma-v-kazani-za-2018-god/.

что населения города составляет 1,27 млн. чел., цифры прибытия туристов выглядят внушительно.

Традиционным наиболее привлекательными объектами для туристов являются музей-заповедник «Казанский Кремль», число посетителей которого за год превысило 2 млн., гостинично-развлекательный комплекс с аквапарком и колесом обозрения «Казанская Ривьера», который посетило более 800 тыс. чел. Новым привлекательным местом и для горожан, и для туристов стала Кремлевская набережная реки Казанка - в 2018 году ее посетили 1,2 млн. чел.

Согласно данным Центра развития туризма Республики Татарстан, усредненный портрет туриста 2018 года представляет собой путешественника возрастной категории 24-34 года, обычно замужняя женщина, специалист среднего звена с высшим образованием и доходом более 45 тысяч рублей.

По длительности пребывания в 2018 году преобладает двух-трехдневные «путешествие выходного дня» (более 47% туристов), однако почти на 11% по сравнению с 2017 годом растёт число туристов, находящихся в городе от 4 до 7 дней.

Другим важным показателем динамичного развития сферы туризма в Казани является снижение доли туристов, находящихся в Казани лишь один день без ночевки (спад на 1,8% по сравнению с 2017 годом). Это говорит о том, что в Казани появляется больше интересных туристических объектов и

событий, вследствие чего туристы предпочитают приехать на более длительный срок.

Также увеличивается число возвратных туристов - по итогам 2018 года 35% туристов ранее уже бывали в Казани, в 2018 году этот показатель увеличился на 1,1% по сравнению с 2017 годом. Больше всего возвратных туристов наблюдается летом и осенью - более 45%7.

Более 521,4 тыс. чел. посетили в 2018 году г. Болгар. Древняя столица Волжской Булгарии сегодня превратилась в современный туристский центр. Привлекают туристов археологический музей, Музей хлеба, Памятный знак с самым большим в мире печатным кораном, Белая мечеть. Набирает популярность пятизвездочный отель Курортный СПА-отель «КоЮаИ», расположенный на живописном берегу Волги в городе Болгар.

Свияжск в 2018 году посетило около 511 тыс. чел.5 Природные ландшафты, слияние Волги и Свияги, историко-культурное наследие нескольких веков, сложная история советского периода дополняются современными туристскими достопримечательностями. В 2018 году открылся уникальный музей археологии дерева, на острове проводятся событийные мероприятия - театральная лаборатория Свияж-скАРТель, традиционные праздники Сви-яжская масленица, Свияжская уха.

Традиционно высокие показатели туристских прибытий демонстрирует исторический город Елабуга. Родина художника Ивана Шишкина, город Надежды Дуровой и Марины Цветаевой приняла более 505 тыс. чел. в 2018 г. Елабуга сохранила архитектуру купеческого городаXVШ века и природные ландшафты. Спасская ярмарка в Елабуге получила 1 место как лучшее туристическое событие по популяризации народных традиций и промыслов на Национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards ПФО и УФО 20198.

8 Стали известны лауреаты регионального этапа Национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards ПФО и УФО 2019. URL: http://rea-awards.ru/news/ stali-izvestny-laureaty-regionalnogo-ehtapa-nacio-nalnojj-premii-v-oblasti-sobytijjnogo-turizma-rus-sian-event-awards-pfo-i-ufo-2019/?fbclid=IwAR3j-BNT7oyWm5ILTiXlV9_1-6DEaQjSraluIyYODAE1Ws-BlEc8K KAnxf84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди названных городов абсолютным лидером является столица республики - Казань. Можно констатировать, что плюсов от развития туристской отрасли Казань получила намного больше, чем минусов. Начиная с празднования 1000-летия Казани, подготовке к проведению Универсиады-2013 и других крупных спортивных событи й мирового класса, город кардинально изменился. Преобразилась транспортная инфраструктура - был построен новый международный терминал аэропорта, Северный железнодорожный вокзал, пущен экспресс аэропорт - центральный железнодорожный вокзал, построены 11 транспортных развязок, отремонтированы и реконструированы улицы города [10]. Развитие туризма послужило катализатором благоустройства городской среды и стимулировало появление муниципальных и региональных программ, нацеленных на создания и реконструкцию парков и набережных. Обустроены набережные реки Казанки и озера Кабан, воссозданы кварталы Старо-Татарской слободы, модернизированы и созданы вновь музеи города. Город получил около 60 спортивных объектов мирового уровня. Жилые корпуса, построенные для участников Универсиады, переданы вузам города и используются как студенческие общежития, что создает дополнительные преимущества при поступлении студентов из других регионов и стран [9].

Казань сегодня может похвастаться обширным номерным фондом - от пятизвездочных отелей, мировых гостиничных цепей до демократичных хостелов, а также разнообразных ресторанов и кафе. Развитие туризма способствовало возрождению татарских национальных ремесел. В целом, город преобразился, горожане получили множество прекрасных мест отдыха и занятий спортом. Туризм как сфера экономики города сохранит свою стратегическое значение и на будущие годы.

Вместе с тем, необходимо отметить возможные узкие места, чреватые проявлением негативных последствий оверту-ризма в будущем. На наш взгляд, первые «удары» столкновения интересов туристов и горожан лежат в плоскости использования городской инфраструктуры и, прежде всего, транспортной и энергетической.

Рис. 2 - Потенциальное поле агломерационного туризма г. Казани

Fig. 2 - Potential field of agglomeration tourism in Kazan

Казань находится на месте впадения реки Казанки в Волгу, обладает холмисто-равнинным рельефом. Разрастаясь город перешагнул через реку Казанку, включил в себя крупные протоки и озера. Живописные холмы на берегах реки Казанки получили название Русско-немецкая Швейцария. Исторический центр города славится архитектурными памятниками, большинство улиц недостаточно широкие для современного количества транспорта. Все это осложняет возможность расширения или строительства новых транспортных артерий в старой части города.

В теплые сезоны года, привлекающие большинство туристов, возникают транспортные затруднения в историческом центре Казани. Случались ситуации, когда экскурсионные автобусы оказывались в автомобильном плену на несколько часов.

Данная проблема частично решается ограничением въезда автотранспорта в центральную часть города и введением платных парковок. Поездки в центр города стали выгоднее на общественном транспорте.

Кроме этого, для Казани характерна ситуация стихийного наплыва жителей соседних регионов в выходные дни с целью посещения крупных торговых центров Мега, Икея, аквапарков, концертов, театральных постановок и др. Данный поток туристов официально не регистрируется,

но является значительным. Резко возрастает количество автомобилей, образуются пробки и проблемы с парковками.

Кроме того, вокруг Казани выросло множество коттеджных поселков. Большинство из них не имеет дошкольных, образовательных, медицинских и досуговых учреждений и порождает ежедневные маятниковые миграции жителей в Казань и обратно. Это создает колоссальные перегрузки транспортных артерий на всех въездах-выездах из города в утренние и вечерние часы. В выходные дни ситуация осложняется дополнительным потоком казанцев, выезжающих на дачи.

Проведение крупных международный мероприятий требует также усиленной нагрузки на предприятия энергетической отрасли. Не только на объекты электросетевого хозяйства, но также на инфраструктуру и персонал.

В 2013 году в период проведения летней Универсиады заранее прогнозировался дефицит электроэнергии. Суммарная мощность трех Казанских ТЭЦ составляла на тот момент 830 МВт, что предполагалось недостаточным. Для обеспечения бесперебойного электроснабжения объектов и для целей безопасности требовалось многократное резервирование мощностей. Для пополнения дефицита были организованы

работы по замене оборудования пригородных подстанций «Киндери», «Центральная» и других объектах. Помимо этих работ потребовалось заменить более 600 ветхих опор ЛЭП в структуре городского электрохозяйства9. Для приведения в соответствие со стандартами FISU (международная федерация студенческого спорта) безопасности маршрутов были организованы масштабные работы по переводу воздушных линий электропередач высокого напряжения в подземные кабельные каналы. Эти работы проводились при содействии Федеральной Сетевой компании на средства федерального и местного бюджета. В последствии опыт Казани в организации энергообеспечения Универсиады, использовался при проведении олимпиады в Сочи в 2014 г10.

В последующие годы при проведении других событий работы по обеспечению энергоснабжения всегда включались в программу мероприятий. Например, в программе мероприятий по подготовке к проведению к Чемпионату мира по футболу 2018 г11. был внесен пункт 5. «Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры энергоснабжения» согласно которому было запланировано строительство кабельной линии 10 кВ от подстанции 110 кВ «Крыловка» до РТП-109 в г. Казани.

Транспортная и энергетическая инфраструктура обеспечивает необходимые условия для функционирования любой экономической деятельности, не исключением является и туризм. Опережающее развитие инфраструктуры позволяет заложить фундамент для развития туризма в тех точках, которые еще не включены в туристскую сферу и тем самым снизить напряженность на территориях и объектах, испытывающих дуновение сверхтуризма.

9 Энергомощностей в Казани недостаточно для проведения Универсиады-2013. URL: https:// regnum.ru/news/polit/1563261.html.

10 Опыт Универсиады. URL: http://universia-da2013.gridcom-rt.ru/opit.php.

11 Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу. URL: http://docs.cntd.ru/ document/463307283.

Особенно этот аспект важен для развития агломерационного туризма.

На рис. 2 представлено схематичное отражение потенциального поля Казанской агломерации, ограниченное радиусами соответствующим часовому и двухчасовому потенциальному путешествию, соответственно, 60 и 120 км с учетом средней скорости 60 км/ч как разрешенной в городах. Существующие на сегодняшний день интенсивные туристские связи укладываются в первый круг - остров-град Свияжск, Раифский монастырь, Дендропарк, курорт Свияжские холмы. Второй круг является потенциальным полем агломерационного туризма при условии соответствующего растущим потокам обеспечения транспортной и энергетической инфраструктуры. Болгар как привлекательный туристский центр находится в этом сегменте, однако реальный путь по автомобильным дорогом превышает 180 км.

Заключение

Развитие туризма имеет значительные преимущества для социально-экономической территориальной системы и является одной из ведущих отраслей постиндустриальной экономики, сопровождающейся ростом урбанизационных процессов. Негативные последствия сверхтуризма приводят к социальной напряженности и являются тормозом социально-экономического развития городов. Пути преодоления отрицательных последствий сверхтуризма пока не имеют универсального характера, а являются сиюминутной реакцией на раздражительные сигналы. Системный взгляд на проблему сверхтуризма лежит в плоскости взаимодействия глобальных процессов усиления мобильности населения, в т.ч. туристской, и нарастания процессов урбанизации. Решение проблем сверхтуризма должно быть основано на применении пространственно-временного подхода, позволяющего стратегически планировать как перераспределение туристских потоков во времени и пространстве города и его агломерации, так и опережающее создание необходимой инфраструктуры, прежде всего транспортной и энергетической.

Список источников:

1. Александрова А.Ю. Современные особенности пространственного развития туризма // География и туризм. 2018. №2. С. 12-16.

2. Александрова А.Ю. Глобальные стратегии развития туризма (по материалам Всемирной туристской организации) // Научный вестник МГИИТ. 2018. №6(56). С. 9-16.

3. Александрова А.Ю. Сверхтуризм и туризмофобия в европейских городах-дестинациях (кейс Барселоны) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №4. С. 56-68. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10405.

4. Afanasiev O., Afanasieva A.V., Seraphin H., Gowreesunkar V.G. A critical debate on the concept of ecological tourism: the Russian experience. In: Critical Essays in Tourism Research. "Hospitality, tourism and marketing studies". New York: Nova Publ., 2018. Pp. 129-147.

5. Capocchi A., Vallone C., Amaduzzi A., Pierotti M. Is 'overtourism' a new issue in tourism development or just a new term for an already known phenomenon? // Current Issues in Tourism, 2019. Iss. 1-5. DOI: 10.1080/13683500.2019.1638353.

6. География туризма / А.Ю. Александрова, Е.В. Аигина, В.Н. Баюра и др., под ред. А.Ю. Александровой. М.: Кнорус, 2016. 592 с.

7. Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997. 480 с.

8. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 471.

9. Розанова Л.Н., Мухаметова Л.Р. Современный туристский кластер Республики Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №4. С. 67-74. DOI: 10.12737/17785.

10. Посталюк М.П., Розанова Л.Н., Кулягина Н.Г. Туризм в Республике Татарстан: тренд инновационного развития // Актуальные проблемы науки и практики: Сб. науч. тр. по мат. VI Междунар. науч.-практ. конф. «Гатчинские чтения-2019». Казань, 2019. С. 644-647.

11. Хуснутдинова С.Р. Урбанизированные территории Республики Татарстан. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 122 с.

12. Энциклопедия туризма: Монография / Под ред. А.А. Федулина, Н.А. Платоновой. М.: КИТ, 2017. 527 с.

Svetlana R. KHUSNUTDINOVA a Lada N. ROZANOVA b Rustem R. KHUSNUTDINOV c

a Kazan Federal University (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia); PhD, Associate Professor; e-mail: hsvr@yandex.ru

b University TISBI (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia); PhD, Associate Professor; e-mail: ladarozanova@bk.ru

c Kazan State Power Engineering University (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia); PhD, Associate Professor; e-mail: khrr@yandex.ru

ARE THE TOURISM AND URBANIZATION THE SIDES OF OVERTOURISM?

The article proposes a conceptual approach to the analysis of overtourism in urban areas based on the spatio-temporal approach. The situation of overtourism is seen as the result of the mutual influence of tourism and urbanization. The authors analyze existing approaches to the definition of overtourism. Based on the analysis of world development trends in overtourism in cities and experience in solving problems arising in this connection, the authors draw a conclusion about the situational nature of the reaction of the city administration to the negative consequences of overtourism. The expediency of applying the methods of the spatial-temporal approach to study and prevent the negative phenomena of overtourism in urban areas is proved. The authors give an analysis of the current situation of the tourism industry in the cities of the Republic of Tatarstan, and propose approaches to the development of an advanced strategy to preventing the situation of overtourism through the example of Kazan city.

Keywords: overtourism, city tourism, agglomeration tourism, urbanization, city agglomeration

References

1. Aleksandrova, A. Yu. (2018). Sovremennye osobennosti prostranstvennogo razvitija turizma [Modern features of the spatial development of tourism]. Geografija i turizm [Geography and Tourism], 2, 12-16. (In Russ.).

2. Aleksandrova, A. Yu. (2018). Global'nye strategii razvitija turizma (po materialam Vsemirnoj turistskoj organizacii) [Global tourism development strategies (based on the World Tourism Organization)]. Nauchnyj vestnik MGIIT[Scientific Bulletin of MGIIT], 6(56), 9-16. (In Russ.).

3. Aleksandrova, A. Yu. (2018). Sverhturizm i turizmofobiya v evropejskih gorodah-destinaciyah (kejs Barselony) [Overtourism and tourismofobia in European cities-destinations (the case of Barcelona)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(4), 56-68. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10405. (In Russ.).

4. Afanasiev, O., Afanasieva, A. V., Seraphin, H., & Gowreesunkar, V. G. (2018). A critical debate on the concept of ecological tourism: the Russian experience. In: Critical Essays in Tourism Research. "Hospitality, tourism and marketing studies". New York: Nova Publ., 129-147.

5. Capocchi, A., Vallone, C., Amaduzzi, A., & Pierotti, M. (2019). Is 'overtourism' a new issue in tourism development or just a new term for an already known phenomenon? Current Issues in Tourism, 1-5. doi: 10.1080/13683500.2019.1638353.

6. Aleksandrova, A. Yu., Aigina, E. V., Bajura, V. N., & oth. (2016). Geografija turizma [Geography of Tourism]: a textbook. Moscow: Knorus. (In Russ.).

7. Lappo, G. M. (1997). Geografija gorodov [Geography of Cities]. Moscow: VLADOS. (In Russ.).

8. Kuskov, A. S., Golubeva, V. L., & Odintsova, T. N. (2005). Rekreacionnaja geografija [Recreational Geography]. Moscow: Flinta: MPSI. (In Russ.).

9. Rozanova, L. N., & Mukhametova, L. R. (2016). Sovremennyj turistskij klaster Respubliki Tatarstan [Modern Tourist Cluster of the Republic of Tatarstan]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(4), 67-74. (In Russ.).

10. Postaljuk, M. P., Rozanova, L. N., & Kuljagina, N. G. (2019). Turizm v Respublike Tatarstan: trend innovacionnogo razvitija [Tourism in the Republic of Tatarstan: A trend of innovative development]. Aktual'nye problemy nauki i praktiki: Gatchinskie chtenija - 2019 [Actual problems of science and practice: Gatchina Readings - 2019]. Collection of scientific articles on the materials of the VI International Scientific and Practical Conference. 644-647. (In Russ.).

11. Khusnutdinova, S. R. (2016). Urbanizirovannye territorii Respubliki Tatarstan [Urban territories of the Republic of Tatarstan]. Kazan: Publishing House of Kazan University. (In Russ.).

12. Fedulin, A. A., & Platonova, N. A. (Eds.). (2017). Enciklopedija turizma [Encyclopedia of Tourism]: a monograph. Moscow: KIT. (In Russ.).

Хуснутдинова С.Р., Розанова Л.Н., Хуснутдинов Р.Р.

Туризм + урбанизация = сверхтуризм?! // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №4. С. 86-98. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10409.

Дата поступления статьи: 22 октября 2019 г.

Khusnutdinova, S. R., Rozanova, L. N., & Khusnutdinov, R. R. (2019). Are the tourism and urbanization the sides of overtourism? Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(4), 86-98. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10409. (In Russ.).

Received October 22, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.