Научная статья на тему 'ТУРИЗМ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ'

ТУРИЗМ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4691
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ПУТЕШЕСТВИЯ / СТРАНЫ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Молдован Артём Анатольевич

Туризм является самой динамичной отраслью мирового сектора услуг. Китай зарекомендовал себя как ведущий азиатский туристический рынок. Предпосылками к положительной динамике рынка туризма в мире, является такой набор факторов, как рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры, формирование идентичности государства на международной арене для улучшения репутации страны, рост уровня проникновения дистанционных банковских услуг, интернета, онлайн-услуг и т. д.Tourism is the most dynamic industry in the global service sector. China has established itself as a leading Asian tourism market. Prerequisites for the positive dynamics of the tourism market in the world are such a set of factors as the growth of the solvency of the population and the consistent development of tourist infrastructure, the formation of the identity of the state in the international arena to improve the reputation of the country, the increase in the penetration of remote banking services, the Internet, online services, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ»

УДК 339.56.055

Экономические науки

Молдован Артём Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Р4 «Экономика, организация и управление производством» Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д.Ф.

Устинова

ТУРИЗМ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ

Аннотация: Туризм является самой динамичной отраслью мирового сектора услуг. Китай зарекомендовал себя как ведущий азиатский туристический рынок. Предпосылками к положительной динамике рынка туризма в мире, является такой набор факторов, как рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры, формирование идентичности государства на международной арене для улучшения репутации страны, рост уровня проникновения дистанционных банковских услуг, интернета, онлайн-услуг и т. д.

Ключевые слова: туризм, международный туризм, путешествия, страны, индустрия туризма.

Annotation: Tourism is the most dynamic industry in the global service sector. China has established itself as a leading Asian tourism market. Prerequisites for the positive dynamics of the tourism market in the world are such a set of factors as the growth of the solvency of the population and the consistent development of tourist infrastructure, the formation of the identity of the state in the international arena to improve the reputation of the country, the increase in the penetration of remote banking services, the Internet, online services, etc.

Keywords: tourism, international tourism, travel, countries, tourism industry.

Туризм за свое многовековое существование, как социально-

экономическое и культурно-познавательное явление до сих пор не имеет четко сформулированного определения. Также нет однозначной формулировки о науке, изучающей туристическую отрасль. В связи с этими, эксперты в этой области, ученые и туристические организации трактуют данные понятия по-разному. В силу темпа развития туризма: его вариаций, форм и классификаций, существенные изменений в мире за последние несколько лет, а также терминология подвергается изменениям.

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) - специализированное межправительственное учреждение системы ООН, объединяющее 158 стран-членов. ЮНВТО действует на основании Устава, вступившего в силу 2 января 1975 года. Основной целью ЮНВТО является содействие развитию туризма как основного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировой торговли, укрепления культурных и экономических связей между странами [1]. Организация ЮНВТО является частью системы ООН и имеет право на составление стандартов определений в туристической отрасли. В этих целях в 2001 г. был издан подготовленный ЮНВТО «Тезаурус по туристской и досуговой деятельности» на трех мировых языках (английском, французском и испанском), в котором даны базовые термины и понятия туризма. Опираясь на представленные в «Тезаурусе» определения, следует сделать вывод, что «туризм» — это категория путешествий, имеющая определенные разграничительные характеристики.

Первые научные труды о туризме и туристической отрасли начали появляться в 1920 -1930-х гг. Поскольку исследования в данном сегменте экономики уже имели место быть, то возникла острая необходимость в четком едином для всех определении этого понятия. Формализация таких терминов, как «турист» и «туризм» также требовалась правительственным учреждениям и организациям индустрии туризма. В зависимости от области изучения, туризм принято трактовать по-разному. Например, эксперты в области экономики исследуют туризм через призму его вклада в социально - экономические показатели государства. Культурологам и специалистам в этой области

интересен данный термин с точки зрения модели поведения людей, их образа жизни и традиций. Ученые и эксперты в географии, в свою очередь исследуют пространственные аспекты туризма. Их областью изучения являются такие факторы, как: направление туристических потоков, использование природных ресурсов, рассредоточение людей по территории страны, изменение окружающей среды после пребывания туристов.

Каждый ученый и исследователь в туристической отрасли выдвигает собственное определение к данному термину. Например, Джафар Джафари считает, что туризм — это изучение самого путешествующего человека, который находится в данный момент времени за пределами своего постоянного местопребывания. Он относит туризм к индустрии, которая должна удовлетворять человеческие потребности в полной мере на сколько это является возможным. Также автор уверен, что человек и индустрия воздействуют друг на друга положительным или негативным образом, а в совокупности друг с другом оказывают влияние на культурную, экономическую и политическую сферы [2]. Другие эксперты, например, Элистер Мэтисон и Джеффри Уолл предлагают немного другую трактовку туризма. Они считают, что туризм — это временное пребывание человека в месте, которое расположено за пределами его обычной трудовой деятельности или проживания. Данные ученые также, как и Джафар Джафари уверены, что тот вид занятий, которым занимаются туристы во время путешествия направлен на удовлетворение потребностей [3]. В связи с тем, что нет четкого определения, некоторые эксперты и специалисты в туристической отрасли считают термин «туризм» одним из самых неопределенных.

Говоря о классификации туризма, то в первую очередь следует отметить туризм внутри страны, в который проживает человек и международным туризм. Второй вид путешествий означает пересечение территориальных границ между государствами. Тут следует отметить некоторые трудности, которые жду человека, совершающего данный вид туризма, например, визовый контроль в некоторых странах, или эпидемиологическую обстановку, что особенно

актуально в наше время. Что касается туризма внутри своей страны, то таких формальностей как виза соблюдать не нужно. Если давать определение внутреннему туризму, то это выезд людей за пределы их постоянного местонахождения, которое ограничивается рамками территориальных границ этой же страны.

Международный туризм в свою очередь делится на две подгруппы, такие как выездной и въездной туризм. Различие данных видов заключается в направлении туристического потока. То есть выездной туризм, подразумевает покидание страны, в которой он находится, а въездной туризм означает прибытие человека в ту или иную страну. Также есть и другие названия данных видов, например, рецептивный - это принимающая страна, в которую совершают путешествие и инициативный, то есть направляющий из своей страны.

Организовывать свои путешествия можно по-разному. Кто-то предпочитает сам искать билеты, бронировать гостиницы, продумывать свой досуг, а кто-то прибегает к помощи профессионалов, таких как туристические агентства и туроператоры. В связи с этим существуют плановый и самодеятельный виды туризма. Первый подразумевает получение набора услуг при взаимодействии с фирмой, предоставляющей данные услуги. Соответственно, будущий турист оплачивает свое времяпровождение заранее. А второй вид туризма представляет собой путешествия без какого-либо участия посредников, и как правило, оплачивают поездку в момент пребывания в посещаемой стране по мере необходимости.

Туризм также классифицируется и по возвратной категории. В мире все больше становится популярным туризм среди лиц «третьего» и «четвертого» возраста. Лицами «третьего» возраста считаются люди, вышедшие на пенсию, их еще называют «старшие граждане». К лицам «четвертого» возраста относят инвалидов или тех, у кого ограниченные возможности. Следует отметить толерантность к такой группе лиц с точки зрения терминологии. Данные термины очень вежливо, уважительно и тактично используются в

туристической отрасли с целью избежать прямые и грубые факты о таких людях, например, возрастные, физические и социальные ограничения. Стоит отметить, что аэропорты, рестораны, музеи, театры, отели, предприятия и другие досуговые места учитывают особенности таких людей и принимают соответствующие меры. Эти меры заключаются в установке пандусов на входе, специальная сантехника, большие пространства для входа техники, которую использует человек с ограниченными возможностями. Данные меры необходимы для качественного обслуживания такой категории клиентов, что подтверждено их наличием уже долгие годы во многих странах мира.

Рассматривая сущность образовательного туризма, следует отметить, что любой туризм является в той или иной степени образовательным. Как правило, когда человек путешествуют, особенно в отдаленные от своего дома страны, то происходит сильное влияние на него с точки зрения социокультурной среды. Турист в данном случае узнает различные сферы жизни, принимающей его страны. Эти сферы могу быть абсолютно разными, например, с культурной стороны или социальной спецификой. Однако, к образовательному туризму в первую очередь относится обучение или получение квалифицированных знаний из принимающий страны. Одной из форм такого туризма является программа обучения за рубежом. С помощью такого вида туризма студенты и школьники могут знакомиться с новыми методами и технологиями обучения, общаться со своими одногруппниками во время совместных учебных мероприятий. Также с помощью образовательного туризма, люди получают языковой, культурный и социальный опыт, что в дальнейшем может повлиять на их выбор профессии.

Деловой туризм, или как его еще называют, бизнес - туризм подразумевает путешествия и поездки, преследующие деловые цели. Как правило, такой вид туризма оплачивает не сам человек, а его работодатель. К бизнес- туризму относят поездки для участия в переговорах или семинарах, что напрямую зависит от сотрудничества одной компании с другой.

У каждого человека есть своя цель путешествий. Кто-то посещает те или

иные страны в медицинских целях, чтобы получить хорошее медицинское обслуживание, кто-то для того, чтобы посетить важное святое место, а кто-то для того, чтобы увидеть природное разнообразие. Основная цель путешествия определяет форму туризма, поэтому туризм можно классифицировать следующим образом:

1. Археологический

Данный вид туризма является альтернативной формой культурного туризма. Археологический туризм помогает людям увеличить свои познания в раскопках, сохранить исторические места, находить что-то новое и неизведанное в своей стране, раскрывать загадки тысячелетий, которые «закопаны» глубоко под землей. Также одной из главных целей данного туризма является популяризация общественного интереса к раскопкам и археологии в целом. Тлуристы собираются со всего мира в одном месте, ночуют под звездным небом и надеяться откопать что-то значимое для себя или истории своей страны. В мире существует большое количество агентств, которые готовы организовать данный вид отдыха. Данный туризм также подразумевает не только активное участие в раскопках, но и посещение различной инфраструктуры, посвященной этой теме, например, музеев или другие памятники архитектуры. Такой вид туризма может подразумевать как самостоятельное путешествие, так и нахождение в группе. Хотя археологический туризм появился совсем недавно, многие международные организации и правительства уже начали задумываться о жизнеспособной альтернативной деятельности для устойчивого экономического и социального развития. Несколько стран уже много лет участвуют в программах, напоминающих основные положения археологического туризма для получения экономического дохода [4].

2. Туризм культурного наследия

Туризм культурного наследия (или просто туризм наследия) - это направление, ориентированное на культуру того места, где осуществляется туризм. Следует отметить, что культура всегда была основным объектом

путешествий. Культурные наследия играют важную роль в туризме на всех уровнях; от глобальных достопримечательностей мировой культуры до достопримечательностей, которые лежат в основе местной самобытности. Данный вид туризма включает в себя посещение исторических или промышленных объектов, таких как старые города, железные дороги, места сражений и т.д. Общая цель туризма культурного наследия - получить представление о прошлом той или иной страны.

3. Паломнический туризм

Особый вид туризма, который зависит от веры человека и его духовной составляющей. Для верующих людей такой вид туризма имеет большое значение. Паломнический туризм подразумевает под собой как посещение различных святые мест и источников силы в мире, так и более детальное теоретическое ознакомление с историей паломничества. Представители всех основных религий участвуют в паломничестве. Человек, совершающий такое путешествие, называется паломником. Святая Земля является центром паломничества многих религий, таких как иудаизм, христианство и ислам. Паломники были важным элементом торговли на дальние расстояния до начала современной эры и принесли процветание успешным местам паломничества -экономическое явление, не имевшее себе равных до появления туристической торговли в двадцатом веке. Поощрение паломников было стимулом для изготовления реликвий и написания житий местных святых, наполненных вдохновляющими рассказами о чудесных исцелениях [5].

4. Приключенческий туризм

Один из самых интересных, увлекательных и захватывающих видов туризма. Дело в том, что такой вид туризма, как правило, напрямую связан с экзотикой и путешествиями в те страны, которые кардинальным образом отличаются от обычного местонахождения человека. Стоит отметить, что такой вид туризма набирает популярность, поскольку туристы стремятся к различным видам отдыха. Для того чтобы туризм действительно можно было назвать приключенческим, нужно соблюсти некоторые условия. Первое из них -

физическая активность. Она может заключаться в разных видах деятельности, например, занятиях альпинизмом или скалолазанием, прыжки с тарзанки или купание с акулами. Вторым является культурный обмен. Данное условие подразумевает общение туриста с местными жителями, которые могут первым в изучении территории экзотической страны. Третьим, но не менее важным, является тесное взаимодействие с природой. Стоит отметить, что приключенческий туризм подходит далеко не всем людям. Те туристы, которые не готовы выходить из своей зоны комфорта, как правило, выбирают другой вид туризма для своих путешествий.

5. Агротуризм

Агротуризм - это вид отдыха, который обычно проводится на фермах. Данный вид отдыха обозначает предоставление возможности для туриста проявить себя в выполнении сельскохозяйственных работ во время визита на ту или иную территорию. К таким работам относится: собирание фруктов и овощей, высадка деревьев, также есть возможность покормить домашних животных. К другой части данного вида туризма можно отнести такие виды деятельности, как дегустация разных продуктов, например, домашнего козьего молока, сыра, меда или вина, а также покупка фермерских сувениров и многое другое. В связи с тем, что люди все больше и больше интересуются тем, что они едят, из чего той или иной продукт состоит, агротуризм набирает все большую популярность среди других видов туризма. Агротуризм часто практикуется во многих странах мира. Такая форма расширенного агротуризма привела к появлению так называемых "развлекательных ферм". Эти фермы предлагают не только обычные фермерские продукты, но и также места для семейного отдыха, например, пикников или взаимодействия с домашними животными.

6. Экскурсионный туризм

Экскурсия - это поездка группы людей, обычно совершаемая в целях отдыха или образования. Часто она является дополнением к более длительному путешествию или посещению какого-либо места, иногда с другими (как

правило, связанными с работой) целями. Государственные компании выпускают экскурсионные билеты по сниженным ценам для привлечения бизнеса такого типа. Часто эти билеты ограничены днями, где минимальная загрузка, например, будние дни недели или временем, например, в рабочие часы. Короткие экскурсии в целях образования или для наблюдения за природными явлениями называются однодневными поездками. Такие экскурсии часто проводятся с помощью дирекции учебных заведений в качестве внеклассных занятий, например, для того, чтобы осуществить посещение природного или географического объекта.

7. Медицинский туризм

Медицинский туризм (также называемый медицинским путешествием, оздоровительным туризмом или глобальным здравоохранением) - это термин, первоначально введенный туристическими агентствами и средствами массовой информации для описания быстро растущей практики путешествий через международные границы для получения медицинской помощи. Такие услуги, как правило, включают факультативные процедуры, то есть консультацию со специалистом, а также сложные специализированные операции. Факторы, которые привели к росту популярности медицинских поездок, включают высокую стоимость медицинского обслуживания, длительное время ожидания определенных процедур в своей стране, а также улучшение технологий и стандартов обслуживания во многих странах мира. Большое значение для медицинских поездок имеет удобство и скорость. Страны, в которых действуют государственные системы здравоохранения, часто настолько обременены налогами, что для получения несрочной медицинской помощи может потребоваться значительное время, поэтому, если такая ситуация возникает, то люди прибегают к использованию туризма.

8. Эко-туризм

Эко-туризм - это индустрия, которая стремится оказывать минимальное воздействие на природную среду и местную культуру, помогая при этом генерировать доходы и рабочие места для местных жителей. Мировые

экономисты прогнозируют постоянный рост международного туризма - от 3 до 6 процентов в год, в зависимости от места [6]. Будучи одной из крупнейших и наиболее быстро развивающихся отраслей в мире, этот непрерывный рост будет оказывать большое давление на оставшиеся биологически разнообразные места обитания и культуру коренных народов, которые часто используются для поддержки массового туризма. Туристы, пропагандирующие данный вид туризма, чувствительны к этим опасностям и стремятся защитить туристические направления различными способами, такими как: поддерживать целостность местных культур, отдавая предпочтения традиционным ценностям, информирование о культуре того или иного места, поддерживать экономику данной страны путем покупки местных товаров, соблюдать толерантность.

9. Водный туризм

Водный туризм - это путешествие на лодке во время отпуска с явной целью увидеть то, что нельзя увидеть на суше. Это может быть путешествие на роскошной яхте или на лодке. Водный туризм очень известен и достаточно популярен. В древнее время люди прибегали только к такому виду транспорта, так как не была развита инфраструктура автомобилей, железных дорог и авиации. Однако после того, как данные отрасли начали активно совершенствоваться, водные перевозки потеряли свою значимость в той степени, в которой она была. В последние годы рост водного туризма растет. В старых городах различных стран, в которых еще остались, неиспользуемые в наше время, порты, сейчас как правило, переоборудованы для туристов. Путешествующие люди, которым нравится такой вид передвижения, являются сильной мотивацией для стран в сохранении водных туристических маршрутов и каналов.

10. Туризм в дикой природе

Туризм в дикой природе, в самом простом смысле - это наблюдение за дикими животными в их естественной среде обитания. Туризм дикой природы может быть экологическим и дружественным как к животным в неволе, так и в дикой среде. В последние годы данный вид туризма активно развивается во

всем мире. Туризм в дикой природе также является многомиллионной индустрией, предлагающей индивидуальные турпакеты, например, сафари, также в данный вид туризма относятся парки и заповедники с дикими животными.

Что касается экономики туризма, то она представляет из себя систему экономических отношений, которые в свою очередь возникают между разными областями отрасли. Например, между производителями и теми, кто пользуется услугами туризма или между государством и организациями, которые предоставляют услугу в туристической области.

Как и любая система, экономика туризма имеет ряд функций. Одной из наиболее важных является повышение капитала отрасли. Туризм является довольно привлекательной системой для инвестирования. Это связано с таким показателем, как окупаемость и спрос на туристические услуги. Еще одной важной функцией следует обозначить - стимул для улучшения других сфер. Туризм тесно связан с такими отраслями как, строительство, торговля, инфраструктура. Соответственно, если развивается туризм, то также и строятся новые дороги для удобства перемещений, изготавливается большее количество сувениров и реконструируются памятники архитектуры.

В процессе туристической деятельности возникают экономические отношения в виде обмена опытом между странами, потребления продуктов данной отрасли, распределения ресурсов - все это в совокупности является экономикой туризма. Что касается потребления и распределения ресурсов, то одной из задач экономики туризма является поиск их наиболее эффективного использования.

Библиографический список:

1. ЮНВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/ (дата обращения: 05.05.2022г.).

2. Jafari J. Editor's Page // Annals of Tourism Research. Special Number. October/December, 1977. p. 8.

3. Mathieson A., Wall G. Tourism: Economic, Physical and Social Impacts. London: Longman Group Ltd., 1982.

4. Kabia, K. Sunil (2005): Tourism Industry, Reference Press, New Delhi,

p.3.

5. Coleman, Simon and John Eisner (2018): Pilgrimage: Past and Present in the World Religions. Cambrige: Harvard University Press.

6. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма: учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская; под ред. проф. Е. И. Богданова. -Москва: ИНФРА-М, 2021. - 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.