ТУРИЗМ - КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Уварова Мария Валентиновна, к.п.н., ст.пр.
ЧОУ ВПО Институт экономики управления и права, Казань
В статье рассматриваются основные аспекты развития туризма, как индикатора, влияющего на национальную экономику региона.
«Туризм - это сфера компенсации потерь в нынешней экономической ситуации», - считает Губернатор Алтайского края Александр Карлин.[1]
Сегодня необходимо сделать приоритетными направлениями туризма как въездной и внутренний. Необходимо сосредоточить усилия, чтобы как можно больше наших соотечественников путешествовали по своей же стране, проводили свой отпуск на наших же морских курортах - Сочи, Анапа, Крым, где созданы прекрасные условия для отдыха. И в то же время надо, чтобы как можно больше иностранных туристов посещали бы Россию, где есть, что посмотреть, где созданы в последнее время хорошие горнолыжные курорты. [2]
Не смотря на отрицательное влияние кризисной ситуации на экономику, она имеет положительные тенденции к развитию внутреннего и въездного туризма, как бы парадоксально это не звучало, о чем нам и свидетельствуют результаты. Так, в прошлом году, по оценкам Ростуризма, внутренний туризм в России вырос на 40%, то ли еще будет в 2015 году, прогнозируют эксперты. Крупные туристические фирмы, гонявшие раньше чартеры на европейские пляжи, склонили свой взор в сторону обновленных курортов Кубани, Ставрополья и Крыма. А туристы, удовлетворенные зимним отдыхом в этих регионах, уже вовсю бронируют номера на летний сезон. Пришло время отдыхать в России.
Туристическая отрасль нашей страны оказалась готова предоставить гражданам импортозамещающий продукт достойного качества. Авторы [7,8] полагают, что за последнее десятилетие выросли новые отели, курорты, горнолыжные трассы, улучшилось качество сервиса. Для тех людей, кто уже привык к высокому уровню обслуживания, путешествуя в дальних странах, нашлись достойные места и в родном отечестве. Инвесторы, все эти годы развивавшие свои туристические проекты на российской территории, наконец, получили достойную прибыль. [3]
Одним из главных принципов реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 20112018 годы» является принцип государственно-частного партнерства, где частные инвесторы совместно с администрациями регионов создают проекты и на конкурсной основе получают софинансирование из государственного бюджета (федерального и регионального). Так, в 2015 году предусматривается выделение средств из федерального бюджета в размере 4 939,6 млн. руб., но ситуация в экономике вынуждает государство сокращать расходы на федеральные программы, финансирование Программы
сокращено с 338,9 млрд до 139,5 млрд рублей., но несомненно растущий внутренний турпоток - это залог устойчивого развития туризма в любой стране. Именно поэтому основной задачей, решаемой государственными туристическими администрациями во всех странах мира, является развитие, прежде всего, внутреннего и въездного туризма и в подтверждение тому являются успехи реализации Программы, а именно: на втором этапе Программы (2015-2018 гг.) из 46 рекомендованных к включению мероприятий, учитывая готовность регионов к реализации мероприятий Программы в 2014 году, для финансирования в 2015 году были отобраны 12 проектов, общей стоимостью 27683,9 млн.руб.[3]
Сегодня актуальна тема «Инвестируй в туризм», которая раскрывает возможности событийного туризма для привлечения туристов в регионы, продвижения национального турпродукта, развития туристического потенциала малых городов. Грамотное продвижение регионального турпро-дукта является первостепенной задачей. Развитие туризма без событий в этом мире уже невозможно, потому что турист очень изменился по сравнению с тем, каким он был ещё недавно, в двадцатом веке. Турист стал более динамичен, но более ограничен во времени. Он хочет более комплексного наполнения тура, хочет больше интерактива. Даже когда он знакомится с вечными ценностями, посещает музей или выставку, он хочет быть в гуще какого-то события.[4]
Татарстан становится на путь приобщения к культурным и спортивным событиям мирового уровня. Наиболее яркие примеры — 1000-летие Казани, проведение Универсиады-2013, грядущие чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году и чемпионат мира по футболу в 2018-м. Казань оказалась третьим самым популярным туристическим направлением среди всех городов России на летние путешествия. Как и следовало ожидать, популярнее Казани оказались только Москва и Санкт-Петербург. Такие данные получены после соответствующего исследования туристического портала Travel.ru. Согласно тому же исследованию, в среднем туристы планируют посетить Казань летом в течение 4 дней и потратить при этом на проживание в городе 3 тысячи рублей в сутки на одного человека. А наиболее популярными зарубежными направлениями летом 2015 года стали Турция, Египет, Чехия, Испания, Болгария, Франция, Италия, Греция, Кипр и Португалия.[5] На недавнем Гайдаровском форуме были отмечены также такие мегапроекты Татарстана, способствующие его развитию, как КАМАЗ, освоение нефтяных месторождений, строительство метрополитена в Казани, ОЭЗ «Алабуга», Свияжский логистический центр, Свияжск и Болгар, Казанский федеральный университет, Иннополис и «Смарт Сити Казань». Все эти проекты и мероприятия свидетельствуют о разностороннем потенциале республики. Однако такое разнообразие направлений деятельности способствует некоторому «распылению» ресурсов, в результате чего возникает опасность поверхностного развития республики, без глубокого специализированного освоения какого-либо одного
направления. В связи с этим на Гайдаровском форуме при общих успехах республики внешние эксперты отметили необходимость «инвестировать в создание brand identity для Татарстана», другими словами, проводить имиджевую политику с целью создания единого узнаваемого имиджа Татарстана.^]
Что нужно продвигать Татарстану? Анализ кластеров показал, что с точки зрения привлечения иностранных инвестиций большим драйвером в развитии региона будет не поиск новых отраслей, а повышение производительности в существующих, - такой вывод сделали московские консультанты, изучив портфель отраслей Татарстана.
В качестве ключевых конкурентных кластеров республики Праздничных назвал пластмассы, автомобили, сельское хозяйство, ВПК, кожевенный кластер и медиа. Но отсутствие в этом списке отрасли нефти и газа, по его словам, отнюдь не означает, что Татарстану пора сворачивать нефтедобычу. При формировании имиджа Татарстану следует сделать упор на продвижении республики как благоприятного места для ведения бизнеса, продвижение отдельных кластеров, особой экономической зоны и промпар-ков, а также отдельных городов, в первую очередь Казани как города проведения Универсиады, раскрывая таким образом, ведущие позиции для развития как делового туризма, так и событийного.
Список литературы
1. http://invest.alregn.ru/investment_offers/proposals/list/
2. Интерфакс-Туризм
3. http://www.russiatourism.ru/
4. http://rusturinvest.ru/interview/minkultury-rossii-nuzhny-regionalnye-festivali-i-p-1078.html
5. http://tdc-tatar.ru/news/1081/
6. http://www.business-gazeta.ru/article/7186/12/
7. Бусыгин А. М., Фролова И.И. Рекомендации по улучшению качества туристского обслуживания Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (18-19 ноября 2014 года)/ редкол.: Павлов Е.В. (отв. ред.); Юго-Зап. гос. унт., Курск, 2014. - 576 с. С.115-119
8. Фролова И.И. Особенности управления в различных организационных системах: монография/ Набережные Челны: издательско-полиграфический отдел НФ ГОУ ВПО НГЛУ им. Н А. Добролюбова, 2009.- 216с.
9. Рекомендации по улучшению качества туристского обслуживания, Бусыгин А.М., Фролова И.И., В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование, сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции. Ответственный редактор Павлов Е.В.. 2014. С. 115-119.
10. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе, Фролова И.И., Ахмет-зянова Г.Н., Валеева Н.Ш., Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 14. С. 307-312.
11. Коррупция в органах власти: результаты экспертного опроса, Фролова И.И., Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 104-107.
12. Коррупция в сфере здравоохранения республики татарстан: результаты экспертного опроса, Фролова И.И., Следователь. 2008. № 3. С. 58-60.
13. Модель инженера-менеджера для наукоёмкого производства, Фролова И.И., Ах-метзянова Г.Н., Валеева Н.Ш., Вестник Казанского технологического университета.
2013. Т. 16. № 20. С. 366-369.
14. Практикум по менеджменту, Фролова И.И., Учебное пособие / Набережные Челны, 2007.
15. Обеспечение и совершенствование качества медицинских услуг в частной клинике, Мухтарова Э.И., Фролова И.И., В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование, сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции. Ответственный редактор Павлов Е.В..
2014. С. 348-353.
16. Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица, Родионова И.Н., Емельянов А.С., Горохов А.А., Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 154-158.
17. Об обязательном удостоверении решения собрания участников хозяйственных обществ, Емельянов А.С., Горохов А.А., Родионова И.Н., Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 238-241.
18. Анализ эмиссии ценных бумаг акционерных обществ Курской области, Горохов А.А., Емельянов А.С., В сборнике: Проблемы развития современного общества, материалы Международной научно-практической конференции (11 января 2011 года). Ответственный редактор Горохов А. А.. Курск, 2011. С. 51-54.
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Федотов Алексей Игоревич, магистр «Экономики» Орловский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ
В данной статье автором был проведен анализ показателей бюджетного процесса муниципальных образований Орловской области по доходной и расходной части бюджетов, межбюджетным трансфертам. Для более удобного исследования бюджетного процесса автором было выдвинуто предложение о разбивки на группы муниципальных образований, в соответствии со степенью концентрации межбюджетных трансфертов.
В условиях развития местного самоуправления особую значимость в системе бюджетных отношений приобретает функционирование бюджетного механизма на муниципальном уровне. Местные бюджеты являются первичным звеном и основой стабильности функционирования бюджетной системы любого цивилизованного государства. Тем самым, считаем необходимым провести оценку бюджетного образования муниципальных образований на примере Орловской области.
Особую значимость при исследовании бюджетного процесса представляют показатели исполнения бюджета по доходам и расходом (рисунке 13).