ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1 2 3
Киселева Ю.А. , Симагина А.Д. , Шебалов А.Д.
1Киселева Юлия Артемьевна - студент;
2Симагина Арина Дмитриевна - студент; 3Шебалов Александр Дмитриевич - студент, факультет управления и экономики, Дзержинский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Дзержинск
Аннотация: на сегодняшний день туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона, способствует эффективному использованию богатейшего природного и культурно-исторического наследия, приобщение к которому, с одной стороны, служит расширению культурной компетентности, оздоровлению и отдыху граждан, а с другой - экономическому развитию, решению проблемы занятости в небольших городах и населенных пунктах и привлечению дополнительных средств в экономику региона. Ключевые слова: туризм, направление, туристский рынок.
Проблема исследования состоит в том, что туризм в большинстве регионов России, при наличии достаточного туристского потенциала, не выступает катализатором экономического и социокультурного развития региона, вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и несовершенства нормативно-правовой базы сферы туризма.
Уникальность географического положения Нижегородской области, располагающейся на территории трех природных зон: тайги, широколиственных лесов и степи, наличие около 400 особо охраняемых природных территорий, в том числе 17 заказников, 1 заповедника, 1 природного парка, более 8000 рек (от ручейков до крупнейших транспортных артерий Восточной Европы - р. Волги и р. Оки), 2700 озер и прудов создают условия для развития экологического, охотничье-рыболовного и приключенческого туризма.
В этом году Нижний Новгород, в котором сосредоточено множество памятников истории и культуры, вошел в десятку лучших туристических городов страны. Это не только престиж, но и деньги, ведь туризм - одна из самых доходных отраслей, которая не только пополняет бюджет, но и позволяет создавать новые рабочие места. Развитие внутреннего и въездного туризма - это серьезное направление государственной политики: не случайно в России действует специальная программа, которая нацелена на формирование туристских кластеров в разных регионах [1].
В настоящее время темпы роста туристского потока в Нижегородскую область одни из самых высоких в РФ. По туристскому потоку Нижегородская область занимает 8 место среди субъектов РФ и входит в ТОП-3 ПФО после Татарстана [3]. По оценкам министерства промышленности, торговли и предпринимательства, в настоящее время для того, чтобы оставаться в числе передовых регионов, Нижегородской области не хватает активного продвижения как на внутреннем, так и на внешнем туристских рынках.
В 2015 году на развитие внутреннего и въездного туризма из бюджета Нижегородской области было выделено 18 млн 156 тыс. рублей, в 2016 году - 18 млн 422 тыс. рублей.
В 2017 году эти цели дополнительно будут выделены 20 млн рублей. 12 млн рублей из них предназначены на продвижение турпотенциала Нижегородской области на российском и международном туристских рынках, в том числе в Китае, 2 млн рублей - на проведение в Нижнем Новгороде российско - китайского форума, 6 млн рублей - на поддержку туроператоров [2].
На особом контроле руководства области стоит развитие туристской инфраструктуры региона в рамках подготовки к ЧМ-2018.Сейчас совместно с нижегородскими туроператорами разрабатываются программы туров для болельщиков и туристов, которые приедут в Нижегородскую область во время матчей. В результате соцопроса были выбраны 10 мест, в число которых вошли Городец, Семенов, Чкаловск, Арзамас, Выкса и Балахна.
Совершенствование организации туристской деятельности на территории области может осуществляться по средствам:
- содействия туроператорам, специализирующимся в сегменте ВВТ, и инвесторам, реализующим проекты в сфере туризма;
- взаимодействия с некоммерческими организациями, в том числе с некоммерческим партнерством «Нижегородская туристская лига», объединяющими различные секторы нижегородской туриндустрии, сферу образования в туризме и общественный сектор;
- участия представителей министерства в работе совещательных и координационных органов (комиссий, рабочих групп и т.п.) по вопросам, связанным с подготовкой к проведению в г. Нижнем Новгороде игр Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Список литературы
1. Сайт Нижегородской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nizhegorodskayaobl.ru свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.02.2017).
2. Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Отдел развития туризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tourismnn.ru свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: 25.02.2017).
3. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru свободный. Загл. с экрана/ (дата обращения: (24.02.2017).