Научная статья на тему 'ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР'

ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / турист / мультипликатор / местная экономика / туристская индустрия / услуги / tourism / tourist / multiplier / local economy / tourism industry / services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Я. Зиба

Данная научная статья исследует роль туризма как экономического мультипликатора. В статье рассматривается, как расходы туристов воздействуют на экономику через прямые, косвенные и индуцированные эффекты. Даётся определение понятию «мультипликатор туризма». Кроме того, подчеркивается важность внутреннего участия и финансирования международными компаниями, а также анализа мультипликативных эффектов для понимания влияния туризма на экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS AN ECONOMIC MULTIPLIER

This scientific article explores the role of tourism as an economic multiplier. The article examines how tourist expenditures impact the economy through direct, indirect, and induced effects. It provides a definition of the concept of "tourism multiplier." Furthermore, it emphasizes the importance of domestic participation and financing by international companies, as well as the analysis of multiplier effects for understanding the impact of tourism on economic development.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР»

ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР Я. Зиба, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-1-140-142

Аннотация. Данная научная статья исследует роль туризма как экономического мультипликатора. В статье рассматривается, как расходы туристов воздействуют на экономику через прямые, косвенные и индуцированные эффекты. Даётся определение понятию «мультипликатор туризма». Кроме того, подчеркивается важность внутреннего участия и финансирования международными компаниями, а также анализа мультипликативных эффектов для понимания влияния туризма на экономическое развитие.

Ключевые слова: туризм, турист, мультипликатор, местная экономика, туристская индустрия, услуги.

Туризм как экономический мультипликатор возникает в связи со строительством технической базы объектов размещения и питания, с развитием транспорта и объектов дополнительных услуг. Это может быть обеспечено только за счет поставок сырья, материалов, оборудования, технологий, услуг и рабочей силы. В конечном итоге представляет собой развитие, или по крайней мере существование комплекса отдельных отраслей снабжения, которые участвуют в построении туризма. По обратной связи эти отрасли также развиваются. Следует отметить, что чем больше туристская отрасль находится в собственности, финансировании или снабжении извне экономики (международных компаний), тем более ограничен эффект мультипликатора в данной стране [1].

Мультипликатор туризма выражает изменение ключевой переменной (производство, занятость, государственные доходы и т.д.), вызванное изменением расходов участников туризма. Доходы, получаемые туристским бизнесом, в дальнейшем трансформируются в другие расходы, часть которых уходит из экономики в виде импорта [2]. Исследователи Филип Котлер и Джон Боуэн определяют мультипликатор туризма как: «расходы туристов, которые неоднократно тратятся и используются в местной экономике» [3]. По мнению исследователя Криса Купера и его коллег, туристские расходы имеют «каскадный эффект» в принимающей эконо-

мике, начиная с того, что туристы тратят деньги на главные услуги, таких как отели, рестораны и такси, а затем перетекают в другие области экономики. Эти эффекты могут быть оценены на основе оценки воздействий на трех различных уровнях -прямом, косвенном и индуцированном [4]. Эффект мультипликатора способствует пониманию и анализу косвенных и индуцированных экономических последствий туризма, представляя, таким образом, полезный инструмент для изучения степени роли туризма в экономическом развитии. Концепция мультипликатора основана на признании того факта, что различные отрасли экономики определенной дестина-ции взаимозависимы [5]. Мультипликативный эффект зависит от силы этих связей. Некоторые отрасли имеют прочные связи с другими секторами экономики и обладают большим мультипликативным эффектом. В других секторах связи слабые, и мультипликативный эффект ниже. Помимо покупки первичных ресурсов, таких как рабочая сила, импорт и т. д., каждый сектор будет покупать промежуточный продукт, производимый другими предприятиями в рамках местной экономики. Поэтому любое автономное изменение уровня конечного спроса затронет не только отрасль, производящую определённый товар, но и отрасль поставщиков. Ввиду взаимосвязанности этого сектора любое изменение конечного спроса повлечет за собой изменение экономического

уровня производства, занятости и государственных доходов [7].

Исследователи Голднер и Ритчи пишут, что помимо прямого влияния расходов участников туризма на саму индустрию туризма, существуют и косвенные эффекты. Косвенные или мультипликативные следствия представляют собой расходы туристов, которые снова и снова циркулируют в экономике. Прямые эффекты лучше понятны, поскольку посетитель тратит деньги в туристском бизнесе. Эти деньги становятся источником дохода, например, для туроператоров и создают рабочие места для сотрудников. Расходы туриста приводят к созданию цепочки, где последовательность расходы-доходы-расходы и так далее, пока утечки из этой цепочки не остановят цикл. Сочетание прямых и косвенных эффектов структуры расходов определяет влияние на туризм. Чем больше доля доходов, расходуемых на местном уровне, тем больше будет мультипликатор.

Основные виды мультипликаторов туризма:

1) Доходный мультипликатор. Первоначальные расходы на туризм умножаются на сумму прямых, косвенных и вынужденных доходов. Это эффект, при котором расходы туристов прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Эти доходы стимулируют экономику региона. Степень стимуляции зависит от нескольких факторов. Например, у руководства гостиницы есть два варианта, что делать с полученными доходами: часть денег потратить на товары и услуги, а часть этих средств сохранить. Экономисты называют это предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережениям. Утечка средств из местной экономики происходит двумя способами: средства могут депонироваться; можно использовать для приобретения импортных товаров. В этом случае стимулирования местной экономики не происходит. Чтобы получить максимальный экономический доход от туристских расходов, как можно больше средств от туризма должно поступать в местную экономику в обмен на товары и услуги, а не сберегаться или тратиться на импортные товары [5, 7].

2) Мультипликатор занятости. Рост расходов требует увеличения количества рабочих мест, что приводит к мультипликатору занятости. Мультипликатор занятости варьируется от региона к региону в зависимости от его экономической базы. В целом мультипликатор занятости в регионе изменяется прямо пропорционально численности населения или общему размеру занятости в регионе: по мере увеличения численности населения значение мультипликатора увеличивается [7].

в) Мультипликатор продажи. Этот мультипликатор измеряет общий деловой оборот, генерируемый единицей расходов в сфере туризма [5].

Расходы на туризм влияют на экономику муниципалитета, региона и экономику страны в целом. Эти расходы включают расходы на турпродукты и другие услуги, инвестиции во внешние ресурсы, внутренние государственные расходы и расходы иностранных правительств, такие как содействие экспорту товаров, стимулируемых туризмом. Расходы на туризм первоначально лягут на «первый круг» бенефициаров туристской индустрии, таких как отели, поставщики услуг размещения и другие предприятия, работающие непосредственно в туристской индустрии. Это называется прямым эффектом туризма, который равен сумме туристских расходов, потраченных в принимающей стране. Эти предприниматели используют доходы от туризма для дальнейших покупок у других субъектов предпринимательской деятельности в принимающей стране. Таким образом, потребление в сфере туризма приносит выгоду не только непосредственно поставщикам туристических услуг, но также их поставщикам и другим их поставщикам. Это косвенный эффект туризма. В результате того, что часть финансов экспортируется, а часть денег используется для сбережений, количество денег в экономике уменьшается в каждом последующем цикле расходов до тех пор, пока оставшийся доход в последнем раунде расходов не будет потрачен на товары и услуги на местном уровне. экономика. В то же время создаются другие эффекты, способствующие экономической деятель-

ности, известные как индуцированные эф- Заключение. Сумма всех этих влияний

фекты, вызванные индуцированными за- - прямых, косвенных и вынужденных -тратами. Это рост потребительских расхо- представляет собой общий доход, который дов, обусловленный увеличением личных генерируется во всех раундах в течение доходов местных жителей благодаря рас- одного года в результате первоначальных ходам на туризм. Например, работники в расходов участников туризма. Соотноше-сфере туризма могут использовать свою ние между общим доходом и первоначаль-заработную плату для приобретения това- ными расходами на туризм известно как ров и услуг и получения стимулированно- туристский мультипликатор. го дохода [5].

Библиографический список

1. Heskova, M. Cestovni ruch: pro vyssi odborne skoly a vysoke skoly / M. Heskova. - Praha: Fortuna, 2011. - 216 s.

2. Bakos, T. Ekonomicke dopady cestovniho ruchu: Multiplikacni efekty a ekonomicke uniky. - In: Scienta&Societas, 2009, roc. V, c.2, s. 1-166.

3. Kotler, P., Bowen J., Makens, J. C. Marketing for hospitality and tourism / P. Kotler, J. Bowen, J.C. Makens. - Boston: Pearson, 2010. - 683 p.

4. Cooper, Ch., Fletcher, J. Tourism: Principles and practise / Ch. Cooper, J. Fletcher, A. Fyall [и др.]. - London: Pearson Education Limited, 2008. - 704 p.

5. Sharpley, R., Telfer, D. J. Aspect of tourism: Tourism and development: Concepts and Issues. - Trowbridge: Cromwell Press, 2002. - 397 p.

6. Vanhove, N. The economics of tourism destinations. - London: Elsevier insights, 2011. -358 p.

7. Goeldner, Ch., Brent Ritchie, J.R. Tourism: principles, practices, philosophies / Ch. Goeldner, J.R. Brent Ritchie. - Hoboken: Wiley, 2011. - 544 p.

TOURISM AS AN ECONOMIC MULTIPLIER

J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This scientific article explores the role of tourism as an economic multiplier. The article examines how tourist expenditures impact the economy through direct, indirect, and induced effects. It provides a definition of the concept of "tourism multiplier." Furthermore, it emphasizes the importance of domestic participation and financing by international companies, as well as the analysis of multiplier effects for understanding the impact of tourism on economic development.

Keywords: tourism, tourist, multiplier, local economy, tourism industry, services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.