Научная статья на тему 'ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЮЖНЫХ РЕСПУБЛИК АНГАРО-ЕНИСЕЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА'

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЮЖНЫХ РЕСПУБЛИК АНГАРО-ЕНИСЕЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виды туризма / коллективные средства размещения / развитие территории / Республика Тыва / Республика Хакасия / types of tourism / collective accommodation facilities / territory development / Republic of Tyva / Republic of Khakassia

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Монгуш С.П.

Туризм с позиций интересов развития регионального (локального) рассматривается как целевой ресурс, обеспечивающий занятость местного населения, поступления дополнительного дохода в консолидированный бюджет региона, а также как фактор повышения конкурентоспособности регионов АЕМР. Любой субъект федерации, стимулируя различные механизмы развития туризма, не может ориентироваться только на свои внутренние условия, поскольку, позиционирует свой продукт, выходит сначала на национальный, далее в международный рынки, вступая в конкурентную борьбу с другими субъектами федерации и странами за потенциальных потребителей его турпродукта. Для повышения туристической привлекательности (узнаваемости) южных республик АЕМР как на внутреннем, так и на международном рынках туристических услуг необходимо продолжить практику различных событийных мероприятий на территориях национальных республик, как международного, всероссийского и межрегионального уровней с ноткой этноколорита. Знакомство с национальной культурой, бытом, верованиями и традициями – это немаловажная часть любого тура в национальных республиках, где местное население продолжает говорить на родном языке (Республике Тыва во всех районах (кожуунах), а в Республике Хакасия – в Аскизском и Таштыпском районах). Таким образом, туристическая среда республик обладает достаточным потенциалом для формирования и развития туризма, но отсутствие эффективного регионального (местного) управления в этой области является основным сдерживающим фактором развития отрасли. Потенциал сферы представлен рекреационными ресурсами, инфраструктурой, человеческим капиталом, финансовыми накоплениями и системой управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST-RECREATIONAL COMPLEX OF THE SOUTHERN REPUBLICS OF THE ANGARO-ENISEI MACRO-REGION

Tourism from the perspective of the interests of regional (local) development is considered as a target resource that provides employment for the local population, additional income to the consolidated budget of the region, as well as a factor in improving the competitiveness of AEMR regions. Any subject of the federation, stimulating various mechanisms of tourism development, cannot be oriented only on its internal conditions, because, positioning its product, it enters first the national, then the international markets, entering the competition with other subjects of the federation and countries for potential consumers of its tourist product. In order to increase the tourist attractiveness (recognizability) of the southern republics of AEMR on both domestic and international markets of tourist services it is necessary to continue the practice of various events on the territories of the national republics, as international, all-Russian and interregional levels with a touch of ethno-color. Familiarization with national culture, life, beliefs and traditions is an important part of any tour in the national republics, where the local population continues to speak their native language (in the Republic of Tyva in all districts (kujuns), and in the Republic of Khakassia – in Askizsky and Tashtypsky districts). Thus, the tourist environment of the republics has sufficient potential for the formation and development of tourism, but the lack of effective regional (local) management in this area is the main constraint to the development of the industry. The potential of the sphere is represented by recreational resources, infrastructure, human capital, financial savings and management system.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЮЖНЫХ РЕСПУБЛИК АНГАРО-ЕНИСЕЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА»

УДК 338.48 (571.52; 303.4)

DOI: 10.24412/cl-37200-2024-843-849

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЮЖНЫХ РЕСПУБЛИК АНГАРО-ЕНИСЕЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА

TOURIST-RECREATIONAL COMPLEX OF THE SOUTHERN REPUBLICS OF THE

ANGARO-ENISEI MACRO-REGION

Монгуш СП.12 Mongush S.P.12

1Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, Иркутск, Россия 2Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Кызыл, Россия 1V.B. Sochava Institute of Geography, SB RAS, Irkutsk, Russia 2Tuva Institute of Integrated Development of Natural Resources SB RAS, Kyzyl, Russia

E-mail: fqkey@mail.ru

Аннотация. Туризм с позиций интересов развития регионального (локального) рассматривается как целевой ресурс, обеспечивающий занятость местного населения, поступления дополнительного дохода в консолидированный бюджет региона, а также как фактор повышения конкурентоспособности регионов АЕМР. Любой субъект федерации, стимулируя различные механизмы развития туризма, не может ориентироваться только на свои внутренние условия, поскольку, позиционирует свой продукт, выходит сначала на национальный, далее в международный рынки, вступая в конкурентную борьбу с другими субъектами федерации и странами за потенциальных потребителей его турпродукта. Для повышения туристической привлекательности (узнаваемости) южных республик АЕМР как на внутреннем, так и на международном рынках туристических услуг необходимо продолжить практику различных событийных мероприятий на территориях национальных республик, как международного, всероссийского и межрегионального уровней с ноткой этноколорита. Знакомство с национальной культурой, бытом, верованиями и традициями - это немаловажная часть любого тура в национальных республиках, где местное население продолжает говорить на родном языке (Республике Тыва во всех районах (кожуунах), а в Республике Хакасия - в Аскизском и Таштыпском районах). Таким образом, туристическая среда республик обладает достаточным потенциалом для формирования и развития туризма, но отсутствие эффективного регионального (местного) управления в этой области является основным сдерживающим фактором развития отрасли. Потенциал сферы представлен рекреационными ресурсами, инфраструктурой, человеческим капиталом, финансовыми накоплениями и системой управления.

Ключевые слова: виды туризма, коллективные средства размещения, развитие территории, Республика Тыва, Республика Хакасия.

Abstract. Tourism from the perspective of the interests of regional (local) development is considered as a target resource that provides employment for the local population, additional income to the consolidated budget of the region, as well as a factor in improving the competitiveness of AEMR regions. Any subject of the federation, stimulating various mechanisms of tourism development, cannot be oriented only on its internal conditions, because, positioning its product, it enters first the national, then the international markets, entering the competition with other subjects of the federation and countries for potential consumers of its tourist product. In order to increase the tourist attractiveness (recognizability) of the southern republics of AEMR on both domestic and international markets of tourist services it is necessary to continue the practice of various events on the territories of the national republics, as international, all-Russian and interregional levels with a touch of ethno-color. Familiarization with national culture, life, beliefs and traditions is an important part of any tour in the national republics, where the local population continues to speak their native language (in the Republic of Tyva in all districts (kujuns), and in the Republic of Khakassia - in Askizsky and Tashtypsky districts). Thus, the tourist environment of the republics has sufficient potential for the formation and development of tourism, but the lack of effective regional (local) management in this area is the main constraint to the development of the industry. The potential of the sphere is represented by recreational resources, infrastructure, human capital, financial savings and management system.

Key words: types of tourism, collective accommodation facilities, territory development, Republic of Tyva, Republic of Khakassia.

Введение. В настоящее время туризм играет важную роль в решении социально-экономических проблем, стимулируя создание новых рабочих мест, обеспечивая дополнительную занятость и, в конечном итоге, повышая качество жизни местного населения. Сибирь располагает колоссальными рекреационными ресурсами, которые представлены

уникальными природными комплексами, многочисленными и разнообразными источниками минеральных и термальных вод, запасами лечебных грязей в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, также в краях Забайкальский и Алтайский - туризм может стать драйвером развития региональных точек роста субъектов южной Сибири.

Материалы и методы исследования. Цель исследования - исследовать туристско-рекреационный комплекс южных республик АЕМР (Тывы, Хакасии) и проблем отрасли. Проведенное исследование основывалось на системно-диалектическом подходе, на методах сравнительного и географического анализа.

Результаты исследований и их обсуждение. Согласно стратегии пространственного развития страны АЕМР включает 4 субъекта - Красноярский край, Иркутскую область, Республику Хакасия и Республику Тыва. Это территория с уникальными конкурентными преимуществами и высоким экономическим потенциалом развития, что обусловлено сочетанием богатых природных ресурсов, выгодным географическим положением (рисунок 1), а также накопленным трудовым потенциалом. Площадь макрорегиона составляет 3,3 млн км2 (19,6% территории России). АЕМР выходит к государственной границе, т.е. является приграничным (Тыва - Монголия, протяженность 1371,2 км). Численности населения составляет 6 млн чел. или 4,1% общей численности населения страны (на 01.01.2023 г.). Доля городского населения -76,5%, что выше среднероссийского уровня (74,9%). Наиболее крупные города - Красноярск -статус «миллионник» (1,1 млн чел.) и Иркутск (0,6 млн чел.). Динамика численности населения отрицательная, за последние 20 лет макрорегион потерял около 0,5 млн чел., за счет как естественной убыли, так и миграционного оттока. АЕМР характеризуется достаточно разветвленной сетью поселений, включающей 1238 муниципальных образований, в т.ч. 34 городских округа, 90 городских поселений и 1013 сельских поселений. Средняя плотность - 1,7 чел./ км2 - в 5 раз ниже соответствующего показателя для России в целом (8,5 чел./ км2).

Рисунок 1. Местоположение Ангаро-Енисейского макрорегиона.

Республика Тыва - территория с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин -расположена на юге Восточной Сибири в географическом центре Азии на стыке южносибирской тайги и монгольских степей. Туристский инфраструктурный потенциал республики представлен автомобильным, воздушным и водным (внутренним) транспортом. Ближайшая железнодорожная станция находится в г. Абакан (Республика Хакасия) в 400 км от г. Кызыла. При этом основной вид инфраструктурной составляющей туризма - это автомобильный, ее главная автомагистраль федеральная трасса, соединяющая Тыву с другими субъектами федерации (Красноярский край и Республика Хакасия), проходит через г. Кызыл. Авиаперевозки осуществляются авиакомпаниями АО «КрасАвиа», авиакомпания «S7 Airlines», авиакомпания «ИрАэро»: «Аэропорт Кызыл», обслуживает следующие прямые направления пассажирских рейсов «Кызыл-Москва»; «Кызыл-Новосибирск»; «Кызыл-Красноярск»; «Кызыл-Улан-Удэ». Внутри региона местные авиалинии обеспечивают связь административного центра (Кызыла) только с тремя административными центрами муниципальных районов из 17 (п. Кунгуртук -Тере-Хольский район; п. Тоора-Хем - Тоджинский район; Северный Аржаан - Каа-Хемский кожуун). Аэропорт Кызылы получил статус международного (декабрь 2023 г.), в ближайшее время планируется осуществление воздушного сообщения с городами Китайской Народной

Республики (Пекин и Урумчи), Монголии (Улун-Батор и Улангом), Казахстана (Алматы), что позволит расширить географию турпотока в национальную республику. Туризм в долгосрочной перспективе выступает как доминирующий фактор освоения территории субъекта федерации. Низкий уровень заселенности при неуклонном наращивании туристско-рекреационного пространства в инвестиционном векторе экономического развития формирует необходимые условия для налаживания трансграничных взаимодействий с крупнейшим туристическим рынком Китайской Народной Республики [1]. Также деятельность в г. Кызыле Генерального консульства Монголии позволяет осуществлять и развивать культурные и гуманитарные связи республики с Монголией.

Туристической деятельностью в республике занимаются 59 организаций, такие как ГАУ «Информационный центр туризма Республики Тыва»; туроператоры ООО «Сай-ХонашТревел», ООО «Агентство путешествий «Тоджа Тур», ООО «Джаз-Трэвел», ООО «Ирбис Тур»; 25 юридических лиц и 29 индивидуальных предпринимателей. Из 86 зарегистрированных коллективных средств размещения классифицировано только 29 («Кызыл Гранд Отель-Спа» - 5 звезд; «Буян-Бадыргы», «Чалама», «Золотые пески», «У лукоморья» - 3 звезды; «Одуген» - 2 звезды и 23 единиц без звезды. Средняя стоимость проживания за сутки (койко-место) от 800 руб. и выше при общем номерном фонде 1193 ед. на 4181 место размещения (а в Хакасии от 600 руб. и выше). Несмотря на многочисленность предприятий общественного питания, уровень их обслуживания и состояние их помещений не соответствует потребностям туристов.

При этом на территории республики активный, спортивный и экстремальный виды туризма становятся одними из распространенных форм отдыха, которые завоевывают все большую популярность среди туристов: сплавы по горным рекам (Бий-Хем, Кызыл-Хем, Улуг-Оо, Балыктыг-Хем и другие, на которых имеются маршруты от I до VI категории сложности); горные путешествия и альпинизм (Монгун-Тайга высота 3970 м - экстремальные погодные условия); лыжные туры; конные туры; охота и рыбалка (более 90% территории представляют собой охотничьи угодья, в водоемах водятся ценнейшие породы рыб: таймень, ленок, хариус, сиг, пелядь, стерлядь и др.).

Визитной карточкой республики является лечебно-оздоровительный туризм, представленный 11 солено-грязевыми озерами (лечебные воды), 34 группами минеральных источников (аржааны) [2].

Также республика отличается сохранением традиционных устоев жизни скотоводов (тувинцы-тоджинцы) и староверов, что привлекает туристов для ознакомления с нетрадиционными бытом в сельской местности, а также шаманизмом, сохранившимся в первозданном виде (обряды освящения и камлания), и как богатейший заповедник археологических памятников (тюркские и скифские курганы, каменные бабы, оленные камни, стелы с руническими письменами и др.): 1088 объекты культурного наследия, в том числе 730 объектами археологического наследия, 74 объектами истории и культуры, 284 выявленными объектами культурного наследия.

В сфере событийного туризма наиболее привлекательна культурная жизнь (музыкальные фестивали, научные конференции, национальные спортивные состязания, конкурсы и симпозиумы): Шагаа - тувинский национальный новогодний праздник, Наадым - национальный праздник животноводов, Устуу-Хурээ - международный фестиваль живой музыки и веры и др. Ориентированность местного населения на рекреационную деятельность на природе «экологический туризм» - идея возвращения к природным истокам и бережного отношения к окружающему пространству [3].

Территория Тывы условно поделена на 5 туристических пространств: во-первых, это лечебно-оздоровительный, включающий в себя территории Бай-Тайгинского, Кызылского, Тандинского, Тере-Хольского, Тоджинского, Чаа-Хольского районов; во-вторых, событийный туризм - г. Кызыл, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Улуг-Хемский, Тоджинский и Пий-Хемские районы; в-третьих, экстремальный (спортивный) вид туризма - Каа-Хемский, Монгун-Тайгинский, Пий-Хемский, Тере-Хольский, Тоджинский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский; в-четвертых, этнокультурный - г. Кызыл, Дзун-Хемчикский, Тандинский, Пий-Хемский, Каа-Хемский, Тоджинский, Тере-Хольский районы и в-пятых, экологический туризм - Каа-Хемский, Кызылский, Монгун-Тайгинский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тере-Хольский, Тоджинский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Эрзинский районы [4].

Перечень территорий с высокой туристической привлекательностью в соответствии с данными по численности размещенных лиц в КСР по полному кругу хозяйствующих субъектов

стали гг. Кызыл, Ак-Довурак, Бай-Тайгинский, Кызылский, Улуг-Хемский, Тандинский и Овюрский районы. При этом лидером по популярности: среди отечественных туристов являются активный отдых, лечебно-оздоровительный, рыболовный и охотничий туризм; среди иностранных туристов - паломнический, событийный и экологический туризм. Следовательно, оздоровительные программы с элементами пляжного туризма являются одним из самых популярных видов отдыха у отечественных туристов, а спортивные туры по экологическим местам - у иностранных туристов.

Но, в национальной республике с сельскохозяйственной специализацией муниципальных районов не развит на должном уровне агротуризм, который мог бы стать одним из основных направлений стратегического развития туризма. Также с учетом наличия на ее территории различных промышленных предприятий региональными властями не рассматривается потенциал промышленного туризма Республики Тыва с элементами этноколорита, развитие которого способствовало бы решению целого ряда задач социально-экономического характера: повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, продвижение локальных брендов (товаров), создание основы эффективной системы профориентации для молодежи (школьники, студенты), расширение ассортимента туристических услуг, привлечение туристического потока, организация обмена опытом и налаживание отраслевых связей с другими регионами на основе кластеризации отрасли.

Необходимо в отдельный сегмент выделить буддийский паломнический вид туризма, как самостоятельного направления, потому как таких функциональных сакральных пространств в республике много (гора Хайыракан - в 1992 г. приезжал Далай-Лама (духовный лидер буддистов мира), гора Монгун-Тайга, гора Кежеге; долина Устуу-Ишкина; монастырь Устуу-Хурээ; крепость Пор-Бажын; буддийский храм Цеченлинг; аржааны республики; Долина царей и др.).

В связи с последними тенденциями туристической индустрии, необходимо развивать в республике инклюзивный вид туризма, который позволит льготным гражданам полноценно удовлетворить свои духовные, культурные и оздоровительные потребности. В дотационном регионе данное направление туризма практически не развито, но г. Кызыл мог бы стать модельной площадкой для реализации данного вида туризма - как культурная столица национальной республики.

Еще одним направлением, который необходимо развивать в республике, это детский туризм. Также в свете пространственного развития страны познавательный туризм тоже имеет место быть. Самобытное историческое развитие региона с элементами традиционного хозяйствования с сохранением до сегодняшних дней уклада жизни предков в век глобализации может стать определенным образцом организованного познавательного туризма для жителей мегаполисов.

Таким образом, наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов позволяет развивать практически все виды туризма: экологический, лечебно-оздоровительный, событийный, сельский, этнокультурный и активный (экстремальный), сельскохозяйственный (агро), детский, промышленный, инклюзивный, познавательный виды туризма. Во всех предлагаемых направлениях развития туристической деятельности самый главный минус - это отсутствие нормативно-правовой основы или его недостаточность. Необходимо также отметить преимущества приграничной республики: во-первых, выгодное географическое положение в географическом центре Азии в южной части Восточной Сибири является со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона «Воротами в Сибирь»; во-вторых, не тронутый туристско-рекреационный потенциал (природно-рекреационный и историко-культурный) и, в-третьих, растущая динамика населения как основа роста числа трудовых ресурсов; в-четвертых, потенциальные возможности по расширению предоставляемых услуг и видов туризма на территории республики (доля валовой добавленной стоимости туристической индустрии в ВРП региона больше на 0,1% показателя 2019 г. (2021 - 3,5%)).

Республика Хакасия обладает уникальным, в масштабах Сибири туристско-рекреационным потенциалом, основанным на сочетании богатого культурно-исторического наследия с природно-ресурсными возможностями. Хакасия расположена на юге Восточной Сибири, занимает части Минусинской и Чулымо-Енисейской котловин левобережья р. Енисея, на западе ее обрамляют восточные склоны Кузнецкого Алатау (г. Верхний Зуб, до 2178 м) и Абаканского Хребта (до 1984 м), на юге-востоке - северные склоны Западного Саяна (г. Карагош, до 2930 м). Туристский инфраструктурный потенциал республики представлен разнообразными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным).

Железнодорожный транспорт обеспечивает 33 населенных пункта (из 91 населенного пункта) пассажирскими перевозками, действуют 5 железнодорожных вокзалов (перечислить). Главные железнодорожные линии соединяют республику с Транссибирской железнодорожной магистралью и осуществляют связь с Красноярским краем, Кемеровском областью, что позволяет республике поддерживать и наращивать туристический поток из других регионов страны. Международный аэропорт «Абакан им. В.Г. Тихонова» обслуживает следующие прямые направления пассажирских рейсов: Москва, Норильск, Новосибирск, Красноярск, Кызыл, Кемерово, Томск, Иркутск. Авиаперевозки осуществляются авиакомпаниями ПАО «Аэрофлот -Российские авиалинии», АО «Авиакомпания Nordstar», АО «Авиакомпания Сибирь», АО «КрасАвиа», авиакомпания «СиЛа», авиакомпания «ИрАэро» [5].

Капиталом культурно-познавательного туризма является богатая история, самобытная культура, национальные традиции, благоприятные природно-климатические условия, религиозные культы и археологические памятники региона. На государственную охрану поставлено 1097 памятников истории и культуры, в том числе 1050 объектов археологического наследия (Большой Салбыкский курган, Копенский и Уйбатский чаатасы, Сулекская и Боярская писаницы, дворец Ли Лина, курган Барсучий лог и др.). Туристические бренды Хакасии - это музеи под открытым небом (Хакасский республиканский национальный музей-заповедник с. Казановка; Анхаковский муниципальный музей-заповедник «Улуг Хуртуях Тас»; «Древние курганы Салбыкской степи»; «Сундуки»; «Усть-Сос»). Огромное влияние на позиционирование республики как туристической дестинации оказывает наличие в регионе событийных мероприятий этнокультурного содержания (Чыл Пазы - хакасский новый год; Чир-Ине -древний праздник почитания и поклонения родной матери-земле; Тун Пайрам - праздник первого айрана (связан с выпасом скота в зеленые долины после зимы и первым полученным от животных молока) - главный скотоводческий праздник; Кюн Пазы - день летнего солнцестояния; Уртун Тоцы - праздник урожая; «Чир Чайаан» - международный эколого-этнический фестиваль театр кукол и др.).

Также природно-климатические условия в республике благоприятны для развития активных видов туризма (горнолыжного, снегоходного, водного, спортивного, спелеологического и т.п.). В зимнее время снег, перевиваемый ветром (в распределении снежного покрова по территории, важным факторов является ветер), в условиях резко континентального климата долго сохраняет свою рыхлость и сухость, не подвержен слеживанию. В среде горнолыжников такой снег (по структуре очень мягкий) называется «паудер», от английского «powder» - пудра, порошок, глубокий (сохраняется с ноября по февраль). Ландшафтное разнообразие позволяет развитию таких видов спорта, как фрирайд, катания на снегоходах, горных и беговых лыж, сноуборда (с середины октября по конец июня) -горнолыжные комплексы: Сюгеш, Гладенькая, Черемуховый лог, Горная жемчужина и Самохвал. Водный туризм в последние годы становится одним из популярных направлений расширения туристических услуг (паромный, круизный, прогулочный, яхтенно-катерный и др.), разработаны различные варианты экскурсионных маршрутов (любительские и категорийные I-IV спортивные сплавы по горным рекам, рафтинг, рыбалка), а гидрологическая сеть представлена целым рядом водохранилищ (Красноярское, Саяно-Шушенское, Майнское и др.), более 500 озер (Беле, Иткуль, Черное, Шира, Улуг-Коль и др.), учтены 324 большие и малые реки, принадлежащие бассейнам рек Енисей и Обь, в том числе сплавные реки с порогами до IV категории сложности (Она, Кантегир, Казыр, Кизир, Абакан) [6].

У республики значительный потенциал развития оздоровительного туризма: природно-климатические условия, значительные запасы высокоэффективной лечебной воды, грязей, позволяют проводить профилактику и лечение различных заболеваний. Санаторно-курортный комплекс представлен - «Детский санаторий «Озеро Шира», «Социальные объекты Абаканского рудоуправления «Саянская благодать», «Металлург», «Туманный», «Курорт «Озеро Шира».

Промышленный туризм является одним из основных направлений стратегического развития туризма. Самыми посещаемыми являются - Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего; Саяногорский алюминиевый завод; Интерактивный Музей, посвященный истории гидроэнергетики; Международный аэропорт «Абакан имени В.Г. Тихонова»; Пекарня-кафе-кондитерская «Малинники»; Кондитерская фабрика «Абаканская»; Пивоваренный завод «Альпина»; ОАО «СаянМолоко».

В регионе сформированы 6 туристических территорий: Приисковый (Орджоникидзевский район) - основной контингент туристов это любители активного отдыха и

спортивных видов туризма; Ширинские озера (Ширинский район) - облюбовали любители лечебно-оздоровительного вида туризма; Енисейские ворота (Усть-Абаканский район) -основное направление это речной и круизный туризм; Карлов створ (Бейский район и г. Саяногорск) - активный и спортивные виды туризма; Поднебесья (Аскизский и Усть-Абаканский районы) - активный и спортивные виды туризма; Горный (Таштыпский район) -основное направление это экотуризм. Таким образом, за последние годы в республике накоплен значительный опыт в продвижении туристического продукта и формировании благоприятного имиджа региона на туристическом рынке [7].

Таким образом, туризм в Хакасии должен рассматриваться как катализатор социально-экономического развития, оказывающий стимулирующее воздействие на развитие таких сопутствующих сфер экономической деятельности по оказанию различных платных услуги населению как транспорт, связь, торговля, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и пр. (доля валовой добавленной стоимости туристической индустрии в ВРП региона меньше на 0,4% показателя 2019 г. (2021 - 2,2%)).

Южные республики АЕМР, обладающие высоким туристско-рекреационным потенциалом, начали наращивать свой совместный потенциал на основе межрегиональных туристических маршрутов с национальными колоритами. Таким действующим туристическим пакетом с полным включением всевозможных уникальных особенностей территорий является межрегиональный туристический маршрут «Великое Саяно-Алтайское кольцо», включающий в себя посещение не только Тывы, Хакасии, но и Республики Алтай, Алтайского края, Красноярского края и Кемеровской области - Кузбасс. Второй по значимости межрегиональный туристический маршрут, но пока менее масштабный - это маршрут «Енисейская Сибирь», включающий Хакасию, Тыву и Красноярский край.

Проблемы туризма южных республик АЕМР:

- недостаточное количество коллективных средств размещения;

- несоответствие коллективных средств размещения современным требованиям качества;

- низкий уровень сервисного обслуживания (износ существующей материальной базы);

- слабая развитость инженерной и транспортной инфраструктуры, особенно в Тыве -автомобильный транспорт;

- недостаток профессионально подготовленных кадров в индустрии туризма;

- высокая доля теневого сектора;

- недостаточный ассортимент туристического продукта (не полностью раскрыт туристический потенциал);

- недостаточность понятийно-терминологического аппарата в сфере детского и инклюзивного туризма, законодательного закрепления и классификации их видов;

- «сезонность» туристской дестинации (с середины мая по конец августа, в остальное время отрасль убыточна) и др.

Вывод. Туристический комплекс признан важнейшей межотраслевой сферой деятельности экономики в рыночных условиях хозяйствования, направленный на повышение уровня и качества жизни населения. Кроме того, туристический рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, когда предложение туристских продуктов превышает спрос на них, необходимо совершенствовать систему отражения стандартов качества в национальной экономике. Поэтому актуальной задачей южных республик должно стать формирование устойчивого въездного туристического потока как из российских регионов, так и из-за рубежа. В частности, специализация в области туризма определяется необходимостью распространения эколого-экономических методов по выстраиванию взаимодействий между социальными, экономическими, экологическими приоритетами общества по использованию природно-ресурсного потенциала своих территорий. Соседское положение двух и более территориальных систем при прочих равных условиях это благоприятный фактор их развития.

Список литературы

1. Кушев С.Л. Рельеф // Природные условия Тувинской автономной области. Труды комплексной экспедиции. Вып. 3. М.: АН СССР, 1957. С. 45.

2. Аракчаа Л.К., Курбатская С.С. Реки и озера Тувы. Экологические проблемы. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2015. 158 с.

3. Биче-оол Т.Н., Донгак К.Х.О. Туризм Республики Тыва: развитие, территориальный потенциал // Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки. 2021. № 4 (85). С. 48-55.

4. Постановление Правительства Республики Тыва от 22.11.2023 № 854 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие туризма в Республике Тыва».

5. Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 11.02.2022 № 18-п «Об утверждении Стратегии развития туризма в Республике Хакасия на период до 2035 года».

6. Кузнецова М.Е., Семенова Е.Н. Развитие рынка туристических услуг Республики Хакасия // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2022. № 4 (42). С. 117-122.

7. Трошкина И.Н. Инновационные направления развития туризма на местах (Опыт Республики Хакасия) // Сервис в России и за рубежом. 2022. № 3 (100). С. 64-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.