Научная статья на тему 'Туристско-рекреационный кластер «Приморское кольцо» - приоритетный проект развития Приморского края'

Туристско-рекреационный кластер «Приморское кольцо» - приоритетный проект развития Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
712
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОРТО-ФРАНКО «СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК» / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО СПОРТА / СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «PRIMRING» / «ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО РОССИИ» / TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL / PORT-FRANCO «VLADIVOSTOK FREE PORT» / POPULARIZATION OF MOTOR SPORT / SPORTS AND TECHNICAL COMPLEX «PRIMRING» / «EASTERN RING OF RUSSIA»

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Латкин Александр Павлович, Веркеенко Виталий Васильевич, Белоглазова Виктория Александровна

Приморский край является регионом, обладающим высоким туристским потенциалом для обеспечения нового уровня развития как внутреннего, так и въездного туризма. Основой его эффективного использования являются два ключевых фактора: туристская инфраструктура и наличие условий для привлечения в её модернизацию масштабных частых инвестиций, в том числе зарубежных. В этой связи всё больший научный и практический интерес проявляется политиками, учёными и специалистами как нашей страны, так и стран Азиатско-Тихоокеанского региона к оценке реальных изменений социально-экономической ситуации на российском Дальнем Востоке, демонстрирующей в последние 20 лет отрицательные тренды развития, и реализации федерального закона «Свободный порт Владивосток». Продекларированная в законе система льгот для резидентов этой территории обусловила создание благоприятных условий для развития бизнеса и создания конкурентоспособных предпринимательских структур в различных видах экономической деятельности. Несколько лет назад Приморье выступило инициатором создания единого бренда «Восточное кольцо России», демонстрирующего многообразный туристский потенциал регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Один из первых инвестиционных проектов «Свободного порта Владивосток» и участник Федеральной целевой программы развлекательного туризма на Дальнем Востоке проект по созданию спортивно-технического комплекса «Приморское кольцо». В первую очередь проект направлен на популяризацию любительского и профессионального автоспорта среди жителей края и его зарубежных гостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Латкин Александр Павлович, Веркеенко Виталий Васильевич, Белоглазова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist and recreational cluster is a priority development project for Primorsky Region

Primorsky Region is a region with a high tourist potential, to ensure a new level of development of both domestic and incoming tourism. The basis for its effective use are two key factors: the tourist infrastructure and the availability of conditions for attracting in its modernization large-scale frequent investments, including foreign ones. In this connection, more and more scientific and practical interest is shown by politicians, scientists and specialists, both in our country and in the APR countries. To assess the real changes in the social and economic situation in the Russian Far East, which has demonstrated negative development trends over the past 20 years, from the implementation of the federal law “Free Port of Vladivostok.” The system of privileges for the residents of this territory, declared in the law, stipulated the creation of favorable conditions for the development of business and the creation of competitive entrepreneurial structures in various types of economic activity. Several years ago, Primorye initiated the creation of a single brand “The Eastern Ring of Russia, demonstrating the diverse tourist potential of the Far East and Transbaikal regions. One of the first investment projects of the “Free Vladivostok Port” and a participant in the Federal Targeted Program of Entertaining Tourism in the Far East is a project to create a sports and technical complex “PrimRing”. First of all, the project is aimed at popularization of amateur and professional motor sport among the inhabitants of the region. The construction of high-tech routes for international events will allow the project to become an instrument for developing the tourist potential of Primorsky Region.

Текст научной работы на тему «Туристско-рекреационный кластер «Приморское кольцо» - приоритетный проект развития Приморского края»

Инвестиционные проекты будущего

УДК 338

A.П. Латкин1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Владивосток. Россия

B.В. Веркеенко2

Технохолдинг «SUMOTORI»

Владивосток. Россия

В.А. Белоглазова3

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Владивосток. Россия

Туристско-рекреационный кластер «Приморское кольцо» -приоритетный проект развития Приморского края

Приморский край является регионом, обладающим высоким туристским потенциалом для обеспечения нового уровня развития как внутреннего, так и въездного туризма. Основой его эффективного использования являются два ключевых фактора: туристская инфраструктура и наличие условий для привлечения в её модернизацию масштабных частых инвестиций, в том числе зарубежных. В этой связи всё больший научный и практический интерес проявляется политиками, учёными и специалистами как нашей страны, так и стран Азиатско-Тихоокеанского региона к оценке реальных изменений социально-экономической ситуации на российском Дальнем Востоке, демонстрирующей в последние 20 лет отрицательные тренды развития, и реализации федерального закона «Свободный порт Владивосток». Продекларированная в законе система льгот для резидентов этой территории обусловила создание благоприятных условий для развития бизнеса и создания конкурентоспособных предпринимательских структур в различных видах экономической деятельности.

Несколько лет назад Приморье выступило инициатором создания единого бренда «Восточное кольцо России», демонстрирующего многообразный туристский потенциал регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Один из первых инвестиционных проектов «Свободного порта Владивосток» и участник Федеральной целевой программы развлекательного туризма на Дальнем Востоке - проект по созданию спортивно-технического комплекса «Приморское кольцо». В первую очередь проект направлен на популяризацию любительского и профессионального автоспорта среди жителей края и его зарубежных гостей.

Ключевые слова и словосочетания: туристско-рекреационный потенциал, порто-франко «Свободный порт Владивосток», популяризация автомобильного спорта, спортивно-технический комплекс «Рпт^пд», «Восточное кольцо России».

1 Латкин Александр Павлович - д-р экон. наук, профессор, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации; e-mail: [email protected].

2 Веркеенко Виталий Васильевич - генеральный директор технохолдинга «SUMOTORI»; e-mail: [email protected].

3 Белоглазова Виктория Александровна - магистрант кафедры управления, e-mail: [email protected].

A.P. Latkin

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

V.V. Verkeenko

General Director of Technological Holding «SUMOTORI» Vladivostok. Russia V.A. Beloglazova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Tourist and recreational cluster is a priority development project for Primorsky Region

Primorsky Region is a region with a high tourist potential, to ensure a new level of development of both domestic and incoming tourism. The basis for its effective use are two key factors: the tourist infrastructure and the availability of conditions for attracting in its modernization large-scale frequent investments, including foreign ones. In this connection, more and more scientific and practical interest is shown by politicians, scientists and specialists, both in our country and in the APR countries. To assess the real changes in the social and economic situation in the Russian Far East, which has demonstrated negative development trends over the past 20 years, from the implementation of the federal law "Free Port of Vladivostok." The system of privileges for the residents of this territory, declared in the law, stipulated the creation of favorable conditions for the development of business and the creation of competitive entrepreneurial structures in various types of economic activity.

Several years ago, Primorye initiated the creation of a single brand "The Eastern Ring of Russia, demonstrating the diverse tourist potential of the Far East and Transbaikal regions. One of the first investment projects of the "Free Vladivostok Port" and a participant in the Federal Targeted Program of Entertaining Tourism in the Far East is a project to create a sports and technical complex "PrimRing". First of all, the project is aimed at popularization of amateur and professional motor sport among the inhabitants of the region. The construction of high-tech routes for international events will allow the project to become an instrument for developing the tourist potential of Primorsky Region.

Keywords:tourist and recreational potential, port-franco «Vladivostok Free Port», popularization of motor sport, sports and technical complex «PrimRing», «Eastern Ring of Russia».

Введение

дальний Восток, в частности Приморский край, располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. По официальным данным администрации Приморского края, в 2016 г. Приморье посетили почти 570 тысяч иностранных туристов, что подтверждает значимость региона в контексте восточного вектора развития россии. В 2016 г. Приморский край впервые вошёл в тоП-Ш

самых привлекательных для туристов российских регионов [8]. Край находится в тройке лидеров России по сотрудничеству с Китайской Народной Республикой на основе безвизового режима въезда. В туристском въездном потоке значительную долю занимают представители, прежде всего, приграничных провинций Хэйлу-цзян и Цзилинь.

За последние годы, особенно благодаря проведённому в 2012 г. саммиту АТЭС, в крае были построены новые объекты туристской инфраструктуры, увеличилось количество событийных мероприятий, расширилась сеть международных авиаперевозок.

В 2009 г. Приморье выступило инициатором создания единого бренда «Восточное кольцо России», отражённого в «Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», куда вошли регионы Сибири и Дальнего Востока [9]. В данной стратегии туристическая отрасль определена как сектор возможной специализации региональной экономики, способствующей повышению качества жизни населения и социально-экономическому развитию всего края.

Достигнутый за последние годы уровень развития транспортной инфраструктуры, с большой вероятностью, уже в скором времени может превратить международный аэропорт Владивостока в дальневосточный хаб [2]. Сейчас из Владивостока осуществляются авиарейсы в города Японии, Республики Корея, Королевства Таиланд, Китайской Народной Республики и многих других стран, что позволяет говорить о развитии региона как крупного центра внутренних и внешних пассажиропотоков [6].

К сильным сторонам региона можно также отнести наличие уникального при-родно-рекреационного, культурно-исторического, климато-географического, социально-экономического потенциала и, конечно, близость к странам Азиатско-тихоокеанского региона [1]. Перечисленные конкурентные преимущества Приморского края усиливаются с каждым годом, но, к сожалению, преимуществ недостаточно: выездной туризм все ещё остается более приоритетным по сравнению с въездным.

В то же время практика организации реальных бизнес-процессов на территории порта выявляет всё новые и новые проблемы обеспечения задекларированных параметров их рентабельности и окупаемости. Своеобразным «пионером» в их решении является туристско-рекреационный кластер «Приморское кольцо», создание которого отвечает стратегическому замыслу развития туризма в Приморском крае, имеющий де факто статус резидента № 1.

Основная часть

Принципиально новые возможности для развития региональной предпринимательской системы открылись с принятием федерального закона «Свободный порт Владивосток», в котором продекларированы введение упрощенного визового режима въезда и система льгот для создаваемых субъектов хозяйствования. К настоящему времени в Приморском крае зарегистрировано более 120 резидентов порто-франко с заявленным объёмом инвестиций в 219,7 млрд рублей [5].

Не лишне напомнить, что установленная законом ставка по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров, составляет 0% (первые 5 лет) и 10% (последующие 5 лет), для организаций, осуществляющих оказание услуг, - 13,5% (первые 10 лет) [3]. Предлагаемая налоговая ставка по налогу на имущество в сфере производства товаров и оказания услуг составляет 0% (первые 5 лет) и 0,5% (последующие 5 лет) [4].

Исследования последних лет выявили, что значительным фактором, тормозящим развитие Приморского края как туристского региона, является недостаточный уровень как любительского, так и профессионального автомобильного спорта, хотя здесь действуют большое количество федераций и клубов, на постоянной основе проводятся соревнования по картингу, ралли, ипподромным гонкам, трофи-рейдам, ралли-рейдам, джип-триалу, драг рейсингу и дрифту.

Изменению этой ситуации был посвящён стратегический замысел технохол-динга «SUMOTORI» по созданию в непосредственной близости от г. Владивостока туристско-рекреационного кластера «Приморское кольцо». Этот замысел базировался на принятой в 2010 г. Программе развития автомобильного спорта в Приморском крае, целью которой являлось создание условий для его дальнейшего развития, прежде всего для детей, подростков и молодёжи. Осуществление программы предполагало решение следующих задач [7]:

1. Популяризация среди жителей Дальнего Востока автоспорта как средства пропаганды физической культуры и ведения здорового образа жизни во взаимодействии со средствами массовой информации, привлечение внимания юношества к техническим видам спорта как форме проведения досуга.

2. Пропаганда деятельности детских юношеских автомобильных школ, молодежных автомобильных клубов и объединений, развитие сети ДЮСШ по техническим видам спорта и молодежного автомобильного движения, развитие детско-юношеского автоспорта; создание оптимальных условий для развития любительского автоспорта, активизация работы с автолюбителями по привлечению их к автомобильному спорту как высшей форме повышения водительского мастерства участников дорожного движения; пропаганда безопасности дорожного движения и совершенствование навыков управления автомобилем.

3. оказание помощи, содействие и участие в организации и проведении традиционных соревнований, Кубков и Чемпионатов России по автомобильному спорту; повышение квалификации судей и технических специалистов.

4. Укрепление материально-технической базы и повышение привлекательности автоспортивных объектов, строительство автодромов.

Наблюдательный совет «Свободного порта Владивосток» 22.12.2015 г. утвердил восемь первых резидентов, в состав которых вошел спортивно-технический комплекс «Приморское кольцо», представивший проект о масштабировании спортивно-технического комплекса в туристско-рекреационный кластер.

комплекс строится группой компаний «SUMOTORI» в рамках программы «Facility Development Program me» FIA INSTITUTE совместно с немецкими, английскими, итальянскими партнерами при участии Приморской автомобильной

федерации и поддержке Фонда Развития безопасности автомотоспорта FIA, а также компаний Tilke GMBH (Германия), Apex Circuit Design Ltd. (Великобритания), Scott Wilson (Великобритания), RIDGE (Великобритания), на пересечении федеральных трасс в непосредственной близости от международного аэропорта и в 30 км от г. Владивостока (рис. 1).

Общая площадь проекта «PrimRing» («Приморское кольцо») составляет 78 га, длина основного трека: 3613 м, а общий объём инвестиций оценивается в 7,3 млрд. руб.

Владивосток

Рис. 1. Карта расположения спортивно-технического комплекса «Приморское кольцо»

Многоцелевой спортивно-технический комплекс предназначен для проведения широкого спектра соревнований по автомобильно-спортивным видам спорта, что должно превратить Приморский край в центр российского автоспорта, увеличив объем внутреннего и внешнего туризма. В свою очередь, это создаст благоприятные предпосылки для роста инвестиционной привлекательности административных центров Дальнего Востока.

Развитие «PrimRmg» нацелено не только на популяризацию самого спорта, но и на создание фундамента для его развития. Стратегические цели проекта

перекликаются с целью программы развития автомобильного спорта и представляют собой консолидирование под эгидой бренда спортсменов, тренеров, организации, занимающихся техническими видами спорта в АТР, создание условий для роста профессионального спортивного мастерства, развитие детского и юношеского спорта, популяризацию технических видов спорта среди населения Дальнего Востока России. Миссия проекта - содействие эффективному развитию технических видов спорта на Дальнем Востоке России.

В 2015 г. «Приморское кольцо» завоевало сразу две победы в Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards: 1-е место как лучшая площадка для развития событийного туризма и 3-е место в номинации «Лучшее событие в области спорта» в стране, присужденное дрифт-битве Primring Grand Prix D1.

К настоящему времени подписаны меморандумы с Asian Festival of Speed, D1 (японский чемпионат по дрифту), мотоциклетный World Superbike и европейский кузовной SuperStars, ведутся переговоры с организаторами Чемпионата мира по картингу, японским SUPER GT и Formula Nippon (Super Formula).

Проект функционально разделён на четыре зоны: торговая, автомотоспорт, детская развлекательная и активного отдыха (рис. 2).

Торговая зона ■ Автомото спортивная зона ■ Детская развлекательная зона ■ Коттеджный поселок Рис. 2. План строительно-технического комплекса «Приморское кольцо»

В 2016 г. начата и в 2017 г. должна закончиться операционная деятельность первой очереди, стоимостью 600 млн руб., включая соревнования и активный отдых для гостей, проведение мероприятий Приморского края по дрифту, картингу, внедорожной тематике. Строительство объектов первого этапа фактически завершено, на территории работает прокат картинга, детский ринга-парк, прокат квадрациклов и багги, школа дрифта.

Вторая очередь строительства, задачей которого является комфортность и удобство пребывания гостей на территории комплекса, намечена на 2017-2018 годы и включает концептуальный туристический ресторан, который будет располагаться на въезде в военном самолёте СУ-27 и станет центром этого направления. Стоимость второй очереди строительства оценена в 1,2 млрд руб.

Кроме ресторана на территории комплекса будут располагаться стрелковый клуб, гостиница на 150 номеров, торговая аллея и детский крытый парк, особенностью которого станет ЯК-40, подаренный Международным аэропортом г. Владивостока. Также в районе авиалайнера ТУ-154, с которого совершались регулярные полеты из Владивостока в страны АТР, появится благоустроенная площадка для проведения свадеб, корпоративов и других мероприятий событийного характера.

Третья очередь, запланированная на 2019-2021 годы, с объёмом инвестиций 8 млрд руб., включает парк аттракционов, аквапарк круглогодичной эксплуатации, гольф-клуб и гостиницы 5 звезд. Будет улучшена зона активного отдыха, торговый центр, жилой посёлок, тактический комплекс для развития акватуризма и автомобильного центра.

комплекс включает детские и юношеские спортивные школы, что позволит решить одну из задач программы развития автоспорта, то есть даст возможность молодежи получить необходимые навыки и опыт.

Став резидентом «Свободного порта Владивосток», комплекс уже пользуется налоговыми преференциями, а со следующего года планируется использование и таможенных. Учитывая, что «Приморское кольцо», объектом которого является спортивно-технический комплекс, требует значительной технической оснащенности, использование таможенных преференций сможет оптимизировать налоговую нагрузку на имущество, так как проект предполагает создание большого количества дорогих инфраструктурных объектов. Таможенные льготы позволят «SUMOTORI» оптимизировать расходы на строительство «PrimRing» и снизить затраты на ввоз и эксплуатацию спортивной техники.

Вследствие того, что спортивные объекты, в отличие от коммерческих, достаточно дорогостоящие и трудно окупаемые, при применении режима свободного порта появляется действительная возможность совместить спортивно-туристические и коммерческие объекты. В связи с расширением строительства туристических объектов, налоговых и таможенных льгот как резиденту Свободного порта Владивосток ГК «SUMOTORI» удалось снизить сроки окупаемости с 9 до 4 лет, что является большим преимуществом проекта.

Согласно прогнозам финансового отдела технохолдинга, годовая выручка после выхода «Приморского кольца» на проектную мощность в рамках 1 и 2 этапов составит 449 млн рублей, а по завершении 4 этапа - свыше 4 млрд рублей. К моменту завершения проекта «Приморское кольцо» создаст 500 новых рабочих мест, а общая сумма налогов и взносов, отчислений во внебюджетные фонды на первых двух этапах за 10 лет составит 564 млн руб., с учётом льгот резидента Свободного порта Владивосток.

Вместе с тем главный инвестор проекта технохолдинга «SUMOTORI» на протяжении строительства сталкивается с проблемой финансирования. Проект, для реализации которого должно быть затрачено более 9 млрд руб., трудоёмко обеспечивать за счёт личных средств организации. Поэтому руководство компании обратилось к губернатору Приморского края В.В. Миклушевскому с просьбой обеспечить электрические коммуникации, водопровод и транспортную инфраструктуру объекта.

В целом проект финансируется как средствами ГК «SUMOTORI», так и путём привлечения средств Фонда развития Дальнего Востока и акционерных с помощью создания собственного Фонда Регионального развития «Приморское кольцо». Заинтересованность в проекте проявляют китайские и японские инвесторы.

По словам вице-президента технохолдинга «SUMOTORI» Ю.А. Быстрова, сильной стороной проекта является выгодное географическое положение территории, на которой будет построен комплекс, для создания условий для проведения соревнований по автомобильному спорту мирового уровня.

Заключение

Таким образом, технохолдинг «SUMOTORI» вошел в ТОП-4 категории «Социально-ответственный бизнес», что говорит о безусловном вкладе в развитие социальной среды Приморского края. Создание высокотехнологичных трасс в рамках сооружения спортивно-технического комплекса, не имеет аналогов на территории Азиатско-тихоокеанского региона и должно способствовать развитию социально-экономического потенциала всего дальнего Востока.

1. Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае: краевая целевая программа на 2011-2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2011/11/18/ primorie-prog-turizm-reg-dok.html.

2. Латкин А.П. Иностранный туризм как перспективный вектор развития рынка туристских услуг регионов Дальнего Востока // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. №3. С. 7-15.

3. Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций: закон Приморского края от 19.12.2013 г. № 330 КЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// monitoring.zspk.gov.ru/.

4. О внесении изменения в статью 2 Закона Приморского края «О налоге на имущество организаций»: закон Приморского края от 01.12.2016 г. № 43-K3 [Электронный ресурс]. URL: http://monitoring.zspk.gov.ru.

5. О свободном порте Владивосток: федер. закон от 13.07.2015 г. № 212-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71127418/paragraph/1:4.

6. Простакишина Н.П., Зенкина Е.С. Ресурсный потенциал Приморского края как фактор развития внутреннего и въездного туризма // Молодой ученый. 2015. №4. с. 313-318.

7. Программа «Развитие автомобильного спорта в Приморском крае на 2011-2014 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.motorpaf.ru/.

8. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644) [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/55171986/paragraph/1:0.

9. Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года: федеральная целевая программа [Электронный ресурс]. URL: http://minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/75a/DVBR2025.pdf.

© А.П. Латкин, 2017 © В.В. Веркеенко, 2017 © В.А. Белоглазова, 2017

Для цитирования: Латкин А.П., Веркеенко В.В., Белоглазова В.А. Туристско-рекреацион-ный кластер «Приморское кольцо» - приоритетный проект развития Приморского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 1. С. 9-17.

For citation: Latkin A.P., Verkeenko V.V., Beloglazova V.A. Tourist and recreational cluster Prim Ring is a priority development project for Primorsky Region // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2017. Vol. 9. № 1. P. 9-17.

Дата поступления: 20.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.