Научная статья на тему 'Туристско-рекреационный кластер как важный компонент повышения туристской привлекательности региона (на примере достопримечательного места «Бежин луг» в Тульской области'

Туристско-рекреационный кластер как важный компонент повышения туристской привлекательности региона (на примере достопримечательного места «Бежин луг» в Тульской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
900
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территория / туризм / культура / инфраструктура / события / territory / tourism / culture / infrastructure / events

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Путрик Юрий Степанович

В статье рассматриваются методы повышения туристской привлекательности территории на основе кластерного подхода с учетом тенденции активизации событийного туризма в регионах Российской Федерации и усиливающегося процесса взаимной интеграции трех сфер: культуры, туризма и образования. Обосновывается, что инфраструктурное обустройство территории позволит существенно разнообразить перечень, содержание и направленность массовых культурно-развлекательных и событийных мероприятий и привлечь в дестинацию новые контингенты туристов и отдыхающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses methods to improve tourist attractiveness of the area, based on the cluster approach, taking into account trends in activation of event tourism in the regions of the Russian Federation and growing process of mutual integration of three areas: culture, tourism and education. It is proved that infrastructural arrangement of the territory will significantly diversify the range, content and direction of mass entertainment events with event tourism, as well as attract new contingents of tourists and vacationers to the destination.

Текст научной работы на тему «Туристско-рекреационный кластер как важный компонент повышения туристской привлекательности региона (на примере достопримечательного места «Бежин луг» в Тульской области»

Туристско-рекреационный кластер как важный компонент повышения туристской привлекательности региона (на примере достопримечательного места «Бежин луг» в Тульской области.

Путрик Ю.С.

В статье рассматриваются методы повышения туристской привлекательности территории на основе кластерного подхода с учетом тенденции активизации событийного туризма в регионах Российской Федерации и усиливающегося процесса взаимной интеграции трех сфер: культуры, туризма и образования. Обосновывается, что инфраструктурное обустройство территории позволит существенно разнообразить перечень, содержание и направленность массовых культурно-развлекательных и событийных мероприятий и привлечь в дестинацию новые контингенты туристов и отдыхающих.

This article discusses methods to improve tourist attractiveness of the area, based on the cluster approach, taking into account trends in activation of event tourism in the regions of the Russian Federation and growing process of mutual integration of three areas: culture, tourism and education. It is proved that infrastructural arrangement of the territory will significantly diversify the range, content and direction of mass entertainment events with event tourism, as well as attract new contingents of tourists and vacationers to the destination.

Ключевые слова: территория, туризм, культура, инфраструктура, события

Keywords: territory, tourism, culture, infrastructure, events

Привлекательность конкретного региона или локальной территории как туристской дестинации определяется самыми разнообразными природными и историко-культурными факторами: благоприятным климатом, красотами ландшафта, значимыми и уникальными историко-культурными или природными объектами территории, «исторической памятью», лечебными фито- или бальнео-ресурсами, этнографическим потенциалом и целым рядом других условий. Все это в сочетании с соответствующей туристско-

рекреационной инфраструктурой, обеспечивающей транспортную доступность и возможность комфортного размещения, делает конкретную местность привлекательной для вполне определенных туристскорекреационных контингентов посетителей, желающих удовлетворить свои познавательные, эстетические и оздоровительные потребности. В ряду привлекающих туристов факторов в последние годы важное место занимают события различного характера: спортивные соревнования, реконструкция исторических событий, разнообразные фестивали, выставки и т.д.

В этой связи в профессиональной туристской сфере уже с середины 1990-х годов прочно закрепился термин «событийный туризм». При этом уместно заметить, что культурные, общественные, спортивные и экономические события во все времена привлекали путешественников и туристов, оказывая позитивное воздействие на состояние и развитие транспортной, гостиничной и других компонентов инфраструктуры гостеприимства.

Обращаясь к истории, можно доказательно утверждать, что тот же событийный туризм зародился еще в античные времена, когда в 776 г. до н.э. в Древней Греции состоялись первые Олимпийские игры, которые уже в тот период собирали десятки тысяч людей из разных городов и областей, привлеченных не только атлетическими соревнованиями, но и конкурсами искусств, состязаниями трубачей и др.

События мирового уровня, такие как карнавал в Бразилии, Каннский кинофестиваль, чемпионат мира по футболу, олимпийские игры дополняются календарями событий по странам и регионам. Во время участия в таких мероприятиях туристы знакомятся с достопримечательностями, пользуются другими туристскими культурными и природными благами места туристского пребывания. С точки зрения изменения состояния степени привлекательности той или иной территории, можно отметить проявление все более отчетливого тренда проектирования и планирования событий,

которые делают территорию привлекательной (или еще более

привлекательной) для внешних и внутренних посетителей.

Благодаря такому подходу в туристский оборот вовлекается все большее количество объектов культурного и природного наследия. Таким образом, туристская привлекательность территории все в большей степени начинает зависеть от усиления взаимной интеграции сферы туризма и сферы культуры, а событийный туризм (и, собственно, события), в свою очередь, становится важнейшим туристским активатором внимания к объектам культурного и природного наследия.

В свою очередь, эффективная взаимная интеграция двух сфер требует применения новых, порой даже и нетрадиционных методов и форм взаимодействия, к которым на сегодняшний день можно отнести кластерный подход.

В Российской Федерации на современном этапе со стороны государства с каждым годом уделяется все больше внимания поддержке внутреннего и въездного туризма, в рамках которых событийный туризм начинает занимать более значительное место. Реализуются положения федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [1], а также мероприятия, предусмотренные Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» [2].

Одним из наиболее привлекательных ресурсов для многих видов туризма в Российской Федерации является культурное наследие. Однако потенциал культурного наследия до сих пор остается в «запасниках», и поэтому необходимость его «туристской активации» становится все более актуальной. Такая «активация» может быть осуществлена путем создания благоприятных инфраструктурных, коммуникативных и организационных условий, способствующих повышению доступности культурных ценностей нашей страны через призму ярких и запоминающихся событий. Для граждан Российской Федерации и для иностранных граждан это направление

становится все более заметной формой взаимной интеграции туристских структур и сферы культуры.

В соответствии с действующим с 2002 г. Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в качестве одного из основных видов объектов культурного наследия выделены «достопримечательные места». Их содержание определено следующим образом: «достопримечательные места -творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации,

историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов»[3].

В этом же законе определена особая роль достопримечательных мест как базового объекта наследия, определяющего возможность создания на их основе историко-культурных заповедников. Как видно из приведенных положений Закона, достопримечательные места имеют все необходимые предпосылки для развития на их основе событийного туризма, который позволяет организовывать там не только интересные и привлекательные события познавательной, развлекательной и воспитательной направленности, но и способствует также лучшему сохранению и инфраструктурному обустройству данных объектов. В 2012 г. на государственной охране находились 1637 достопримечательных мест. Достопримечательные места представляют важный и пока явно недостаточно используемый ресурс для развития событийного туризма.

Сегодня в рамках упомянутой федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма на период до 2018 г. создаются туристско-рекреационный и автотуристские кластеры. Однако недостатком этой программы является то, что в данной программе слабо представлена культурная составляющая разрабатываемых и реализуемых проектов. Она лишь продекларирована, но никаких реальных механизмов усиления взаимодействия туристской и культурной сфер там не предложено. В то же время мы наблюдаем, как меняются предпочтения и запросы туристов, посещающих объекты наследия. Это относится, прежде всего, к музеям, музеям-заповедникам, музеям-усадьбам, памятникам истории, архитектуры, искусства, достопримечательным местам.

Также надо понимать, что событийный туризм опирается не только на материальные, но и на нематериальные светские и религиозные объекты наследия - обряды, традиции, обычаи, праздники, легенды, мифы. Для современного туриста наибольшую значимость приобретает не только объект и процесс познания объекта посредством экскурсии, но и процесс получения положительных эмоций и впечатлений при посещении тех или иных дестинаций, где в момент пребывания туриста могут проходить мероприятия, свидетелем, а зачастую и участником которых он может стать. Поэтому сегодня, в частности, при организации туристской дестинации особое внимание следует уделить усилению интеграционного акцента между музейной и туристской деятельностью, созданию музейно-туристских комплексов. Речь идет об интеграции музейного продукта в туристское пространство. Здесь важно понять, каковы сегодня могут быть механизмы такой интеграции. В условиях, когда происходит усиление взаимодействия музеев и туризма, особую роль начинают играть креатив, инновации и новые идеи, которые ложатся в основу проектируемых событий. Отсюда возникают новые требования к туристским и музейным работникам. Роль кадров, естественно, возрастает. Поэтому сегодня уже надо говорить не о двухсторонней интеграции культуры и туризма, а о трёхстороннем

интеграционном процессе, куда добавляются вузы, готовящие специалистов в сфере сервиса, туризма и культуры.

И вообще, важно понять, какова сегодня роль вуза в подготовке кадров? Она, конечно, базовая, но в то же время значительно возрастает роль двух других компонентов из триады: подготовка - переподготовка - и повышение квалификации кадров. И здесь надо сказать, что в части повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы музейно-туристского сотрудничества сколько-нибудь внятной системы пока не сформировалось. Поэтому сегодня эти вопросы актуализируются с новой силой.

Мы живем в такое время, когда усиление взаимной интеграции культуры и туризма проявляется не только в том, что турист идет в музей или другой объект наследия, но и в том, что, образно говоря, и объект наследия идет (или должен идти) к туристам. Понятно, что это, прежде всего, продвижение совместного культурно-туристского продукта,

сопровождающееся современными информационными технологиями,

участием в выставках, специализированных ярмарках, PR-деятельностью.

Однако для туризма этого явно недостаточно. Сегодня такие объекты культуры и наследия, как, например, музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы должны в прямом смысле выходить за рамки своих территориальных границ как в форме участия в выставках, так и путем организации своих специальных мероприятий вне места своего нахождения. В наполненных историей и традициями европейских городах, например, регулярно устраиваются грандиозные карнавалы - костюмированные шествия.

Автор настоящей статьи имел удовольствие наблюдать в начале июня 2014 г. в голландском городе Маастрихте одно из таких мероприятий -грандиозное шествие, проходящее через весь город и растянувшееся на несколько километров. Пешие и конные участники карнавального шествия ярко и красочно представляли различные сословия разных эпох и воссозданные образы исторических персонажей. В красочном

костюмированном карнавале участвовали не только десятки тысяч людей, в т.ч. музыканты и целые музыкальные коллективы, танцоры, средневековые всадники различных эпох и периодов, но также и отары овец, конные повозки, ослы и собаки и другие домашние животные. Крестьяне несли в руках многочисленные предметы крестьянского быта, сельскохозяйственный инвентарь и другие предметы, которые сегодня можно встретить только в музее. Можно предположить, что без местных музеев, которых в этом городе со 120-тысячным населением насчитывается несколько десятков, здесь никак не обошлось.

Говоря о достопримечательных местах и развитии на их базе потенциала событийного туризма, надо понимать, что важную роль играет их обустройство необходимой инфраструктурой, которая обеспечит, с одной стороны, полноценное туристско-рекреационное функционирование данной местности, и, с другой стороны, будет содержать все необходимое для организации и проведения там событийных мероприятий, связанных с историко-культурным или этнографическим контентом дестинации.

В настоящее время проводится масса мероприятий в субъектах Российской Федерации, крупных городах и туристских центрах для стимулирования роста событийного туризма. Это направление работы в регионах призвано усилить привлекательность различных территорий нашей страны, подчеркнуть уникальность природы и культуры каждой дестинации, стимулировать возрождение и развитие традиций, обрядов и обычаев, народных художественных ремесел и промыслов, а также стимулировать активность местных организаторов туризма и культуры, предпринимателей в своих направлениях деятельности.

Одним из важных направлений работы в части событийного туризма в 2013 г., способствующим формированию новой туристской инфраструктуры в ряде регионов, стало содействие Ростуризма и региональных туристских администраций в организации и проведении в Российской Федерации

крупнейших международных мероприятий, в частности XXII Олимпийских зимних игр и XI Зимних Паралимпийских игр в г. Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиады в г. Казани, а также подготовка к Чемпионату мира по футболу FIFA в 2018 г. Следствием этих мероприятий стали, прежде всего, обновление гостиничной и качественное улучшение транспортной инфраструктур, что существенно улучшает доступность ряда городов европейской части России, в которых пройдут матчи ЧМ по футболу в 2018 г., и влечет при этом за собой задачу проведения комплекса мероприятий по туристской «загрузке» постолимпийских объектов и, соответственно, «подтягивание» качественной кадровой профессиональной составляющей обслуживания в условия современной гостиничной базы и транспортных коммуникаций. Ведутся работы по составлению ежегодного национального календаря туристских событий. Впервые на федеральном уровне создан «Национальный календарь событий», который объединяет тематический интернет-портал, электронную версию справочника для платформы Windows, приложения для мобильных устройств. Таким образом, событийному туризму в последние годы придаются всё новые и новые импульсы развития как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые обеспечивают его поступательное и динамичное развитие.

В силу своей особенности ежегодного пополнения новыми событийными турами этот вид туризма имеет большие резервы роста, т.к. может реализоваться в рамках различных категорий и масштабности создаваемых событий: это национальные и международные события, а также такие тематические направления, как кинофестивали, театрализованные шоу, карнавалы, ярмарки, модные показы, народные праздники, цветочные фестивали, гастрономические фестивали, спортивные события, фестивали музыки, религиозные праздники, экономические форумы и др. В регионах накапливается богатый опыт событийного туризма. Если в жизни туристского объекта нет событий, сложившихся исторически как традиции, его придумывают специально. Например, в городе Суздаль (Владимирская

область) проводится множество тематических праздников. Эти мероприятия собирают большое количество как российских, так и иностранных туристов. Уже стали знаменитыми Гусиные бои и Праздник огурца, проводимые на территории музея деревянного зодчества. Привлекают туристов и «Встреча Нового года», «Рождество», «Крещение», «Троица», фестиваль «Русская сказка», «Масленица», «Русальная неделя», международный фестиваль «Бабье лето» и другие мероприятия. В г. Ростове Ярославской области с 2013 г. дан старт ежегодному проведению «Праздника лука». Восьмой год подряд в поселке Лух Ивановской области луховчане традиционно отмечают свой самый любимый праздник «День лука», сопровождаемый ярмаркой сельхозпродукции.

Туристский бизнес все более активно использует события для формирования туристского продукта и привлечения туристов. Таким образом, событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Ряд экспертов полагает, что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров. Как видим, основными локомотивами событийного туризма являются креатив, мифотворчество, инновации и новые идеи в деле повышения уровня привлекательности программ пребывания туристов, которые должны генерироваться постоянно. Отсюда возникают новые требования к работникам туриндустрии в различных ее секторах и лишний раз подтверждается актуальность усиления трехсторонней интеграции сфер туризма, культуры и образования.

Одной из наиболее часто упоминаемых проблем на пути роста въездного турпотока в связи с задачами «насыщения» событиями территорий и дестинаций, является ограничение ёмкости отельной базы, в том числе в бюджетном сегменте. Необходим анализ и выявление корреляционных зависимостей между цикличностью туристских потоков и возможностями средств размещения в пиковые периоды и дни.

Таким образом, событийный туризм на современном этапе стал важным фактором активации всего комплекса туристского потенциала конкретных территорий, вовлечения их в туристский оборот и, в конечном итоге, формирования туристских дестинаций. В зависимости от типа объекта наследия проводимые мероприятия по созданию событий приобретают различные формы. Наиболее распространенными являются фестивали, праздники, исторические реконструкции и реставрации, театрализованные представления, карнавалы и др.

Успешно развивающимся туристским регионом является на сегодняшний день Тульская область, на территории которой системно и планомерно происходит последовательное и подкрепляемое соответствующими событиями культурно-исторического, делового,

спортивного или литературно-фольклорного характера продвижение нескольких туристских брендов, привлекающих внимание реальных и потенциальных туристов, посещающих этот регион.

Бренды «Левша», «Куликово поле», «Тульский самовар», «Тульский пряник», «Тульское оружие», «Филимоновская игрушка» эффективно используются сферой туризма Тульской области при поддержке ее региональных властей, прежде всего органами культуры и туризма. В этом же ряду брендов стоит и «Бежин луг» - культурно-историческая местность на юге Тульской области в Чернском районе с расположенным там селом Тургенево - родовым имением отца писателя и прилегающими к нему территориями и поселениями в природном окружении, которые образуют географически компактную местность «Бежин луг» в долине р. Снежедь. Эта местность, освоенная человеком и сохранившая в то же время свою природную первозданность, описанную и прославленную Иваном Сергеевичем Тургеневым («Записки охотника»), привлекает с каждым годом все большее число не только поклонников таланта великого русского писателя, но и любителей русской природы, туристов и путешественников из различных регионов России. Среднегодовое число посетителей данной

местности, не считая участников и зрителей уже широко известного Ежегодного межрегионального литературно-песенного праздника «Песни Бежина Луга», составляет 2000 - 5000 чел.

В настоящее время в с. Тургенево сохранился усадебный комплекс, включающий парк начала XIX в., каретный сарай, домик дворовых, каменную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, заложенную в 1795 г. и построенную на средства помещика Николая Алексеевича Тургенева (деда писателя), а также здание бывшей бумажной фабрики 1-ой пол. Х1Хв., в котором сегодня развивается активная музейная деятельность, отображающая черты жизни и деятельности писателя, нравы и предпочтения его современников (см. рис .1 и рис. 2).

Рис. 1. Карта-схема села Тургенево с Бежиным лугом Тульской области. (автор А.И.Ельчанинов).

Рис. 2. Карта-схема объектов культурного и природного наследия села Тургенево (автор А.И.Ельчанинов).

Словосочетание «Бежин луг» как собирательный образ множества сел и деревень, лесов и рек, расположенных в окрестностях тургеневской усадьбы, уже не первое десятилетие представляет собой устойчивый, широко известный и общепризнанный бренд, создавший предпосылки для формирования высококачественной туристской дестинации. Однако его развитие сдерживается отсутствием необходимой туристской инфраструктуры, неудовлетворительным состоянием дорожной сети между пунктами и других коммуникаций. Кроме того, все более четко прослеживается тенденция дачного освоения данной местности, что в перспективе может привести к снижению колорита и качества сохранившейся до наших дней природной и ландшафтной среды.

Сохранить и развить культурное, историческое и природное наследие, облик данной местности можно путем проведения комплекса мероприятий по восстановлению исторических ландшафтов, благоустройству территории,

реставрации ряда историко-культурных объектов в сочетании со строительством объектов специализированной и обеспечивающей туристской инфраструктуры: средств размещения для туристов, пунктов питания, торговых точек, дорожных и инженерных коммуникаций, обеспечивающих доступность объектов туристско-рекреационного интереса и одновременно сохранность природных и культурных комплексов.

В современных условиях решение такой многосложной задачи возможно с использованием кластерного подхода, предполагающего объединение и координацию усилий разных по профилю участников: государственных структур, частных инвесторов и общественных организаций. Взаимодействие между государственными структурами и инвесторами в этом случае происходит в форме государственно-частного партнерства (ГЧП), в ходе которого государство в лице муниципальных, региональных и/или федеральных органов власти предоставляет инвесторам участки земли на льготных условиях, создает обеспечивающую инженерную инфраструктуру (энергоснабжение, канализацию, мелиорацию и др.), осуществляет дорожное строительство к объектам туристской инфраструктуры -гостиницам, пунктам питания, обслуживания и развлечений, которые создаются, как правило, частными инвесторами. ГЧП поддержано, подтверждено и официально рассматривается в качестве основного механизма реализации «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры [4].

Создание туристско-рекреационного кластера предполагает поэтапное формирование на данной территории комфортной туристско-рекреационной среды с определенным набором услуг для туристов и отдыхающих. Эти услуги, создавая удобства для туристов и отдыхающих и не входя в противоречие с задачами сохранения историко-культурной и природной

среды, способствуют доступности объектов наследия и обеспечивают соответствующий социально-экономический эффект в виде финансовых поступлений в местную казну, существенно смягчая проблему занятости населения.

В настоящее время на основе ГЧП наметилась устойчивая тенденция по расширению в с. Тургенево музейной деятельности, возрождению исторических объектов и созданию новых объектов туристской инфраструктуры. В 2014 г. принято решение о создании музея-заповедника И.С. Тургенева «Бежин луг», исторической части с. Тургенево присвоен статус «достопримечательного места», завершается строительство гостиницы на 45 мест и кафе, в ближайшей перспективе начнется строительство еще одной гостиницы, планируется восстановление мельницы, каретного сарая, людской, дома управляющего, подвала и других строений.

Таким образом, в соответствии с исторической преемственностью с. Тургенево укрепляет свою ключевую роль ядра данной туристскорекреационной местности.

В целом же для формирования туристско-рекреационного кластера на территории, включающей более десятка поселений и памятных мест - сёла Колотовка, Велевашево, Красные Холмы, Стекольная Слободка, Бежин луг, Шаламово, Синдеевская роща, Парахинские кусты, Ерино, Белино, Беськово и еще ряд мест общей площадью вместе с природным окружением около 800 га., также требуется проведение комплекса реставрационных, инженернокоммуникационных, хозяйственных и рекреационно-организационных мероприятий по обеспечению развития историко-культурной и туристскорекреационной деятельности на всем культурно-историческом пространстве в пределах данной местности.

Конкретно эти мероприятия должны быть направлены на улучшение дорожных коммуникаций между всеми пунктами и создание подъездов к объектам (примерная потребность в 20 км дорог хорошего качества), создание и обустройство автомобильных стоянок (не менее трех на весь

кластер), обустройство велосипедных дорожек, создание пунктов проката велосипедов, снегоходов и др. инвентаря. Важное значение также будут иметь обустроенные места для любителей активного туризма (с палатками) и для автотуристов-караванеров, учитывая, что основной поток

платежеспособных туристов прибывает на автомобилях. Наряду с этим необходимо создать условия для конных прогулок, поездок по местности на конных повозках по маркированным маршрутам. Особое внимание следует обратить на организацию рекламной деятельности и использование системы современной туристской навигации, начиная со стандартного

специализированного указателя, и других форм оптимизации продвижения на трассе Москва - Крым.

Дальнейшее развитие средств размещения для туристов может быть осуществлено путем строительства «русской деревни»/«туристской деревни» в одном из пунктов в глубине данной местности, сопровождаемого созданием пункта приема туристов и туристско-информационного центра, открытием кафе и магазина сувенирной и печатной продукции, изделий народных мастеров на базе возрождения народных ремесел, традиционных производств. В целях улучшения транспортной доступности целесообразно организовать прямое сообщение железнодорожным экспрессом «Бежин луг» по маршруту Москва - Чернь.

В качестве альтернативного подхода к туристскому использованию наследия и бренда «Бежин луг» Центр перспективного развития «Экогород Новый МИР» (Чернский район, Тульская область) предлагает создать туристско-рекреационный ландшафтный парк «Бежин луг XXI век»[5]. Согласно концепции, парк предлагается расположить также в Чернском районе, однако вне пределов реальной местности «Бежин луг». Концепция парка предполагает развитие широкого спектра событийных программ, организованных в рамках культурных и образовательных мероприятий: встречи, праздники, фестивали, творческие и

литературные вечера, презентации, мотивационные семинары, ярмарки ремесленников, коктейли и многое другое.

Проект «Туристско-рекреационный ландшафтный парк «Бежин луг XXI век» концептуально представляется его разработчиками и исполнителями А. Вититиной и Е. Москалюк как природный оазис и

заложенный как точка экономического роста Чернского района Тульской области. По мнению упомянутых разработчиков, проект может стать стартовой площадкой для объединения духовных и экономических механизмов возрождения России и предлагается к реализации через литературные произведения великого земляка, воплощенные в изящные скульптуры и архитектурно-ландшафтные решения Парка. В результате «Парк станет современным респектабельным туристским комплексом, ориентированным на сохранение и рациональное использование природного, культурного и литературного наследия, что привлечет в район поток туристов как местного, так и регионального, а возможно, и международного уровня».

На территории парка планируется создание условий для занятий художественным любительским творчеством, сохранение и пропаганда русского языка и литературы на примере произведений русских классиков. Планируется также, что Парк будет выполнять функции делового характера международного уровня в качестве Центра традиционного природопользования и органического земледелия, ориентированного на сохранение, рациональное использование, популяризацию и развитие этнокультурного наследия местного населения, что логично повлечет за собой развитие экологического, сельского, культурно-познавательного и других видов туризма.

Связующей идеей Парка станет литературное творчество И.С. Тургенева, который описал в своем произведении «Записки охотника» культуру, быт, обычаи, обряды и природу края. В освоении ландшафта предполагается учесть основы земледелия Тургеневской эпохи.

Авторы проекта предполагают интенсивно развивать рекреационный туризм и агротуризм как перспективную отрасль экономики. Таким образом, идея создания парка с использованием бренда «Бежин луг» представляется достаточно масштабной и амбициозной, однако, опуская возможные критические замечания относительно реальных возможностей создания такого парка, отметим все же, что заимствование известного бренда для освоения другой территории представляется не совсем верным с точки зрения исторической достоверности и географической привязки к местности данного образования, что может в дальнейшем отрицательно сказаться на добром имени уже известного и «раскрученного» бренда.

В заключении можно отметить, что инфраструктурное обустройство организации активного отдыха и пребывания туристов с одновременным улучшением транспортной и информационной доступности данной местности позволит существенно увеличить поток туристов и отдыхающих

не только для участия в туристских и рекреационных программах разной продолжительности, но и за счет регулярного проведения в летний период событийных массовых культурно- развлекательных мероприятий, количество и тематику которых можно будет разнообразить по мере совершенствования вышеизложенных инфраструктурных возможностей территории.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». Официальный сайт Правительства РФ: ЬЦрУ/правительство.рф/ёосите^/

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №2567-р «О Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации: http://www.mkrf.ru/

3. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об

объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 37318/

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. №

941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». См: официальный сайт

Правительства Российской Федерации: http://government.ru/docs/12933

5. Проект «Туристско-рекреационный ландшафтный парк «Бежин луг XXI век»: http://www.organik- garden.com/ #! koncepcia/ c2n1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.