рекреационная география и туризм
УДК 379.85+910 (082)
DOI: 10.18384/2712-7621-2022-4-100-117
туристско-рекреационные ресурсы как фактор, влияющий на территориальную организацию туризма в китае
Кружалин В. И., Валькова Т. М, Красавцев И. В., Тан Цюань
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Комплексное изучение туристско-рекреационных ресурсов и их влияния на территориальную организацию туризма в Китае.
Процедура и методы. Дана комплексная (интегрированная) оценка туристских ресурсов Китая (по отдельным компонентам и интегральному показателю), показана территориальная дифференциация уровня развития туризма в административных районах страны, выявлены наиболее и наименее перспективные регионы для развития туризма (по отдельным показателям и интегральная оценка). Для решения поставленных задач использовались сравнительный, аналитико-статистический, картографический, системный методы исследования и ГИС-технологии.
Результаты. Проведённое исследование показало высокую насыщенность природными и историко-культурными туристско-рекреационными ресурсами регионов Китая, а также выявило прямую корреляцию между уровнем экономического развития региона и состоянием его туристкой инфраструктуры, что непосредственным образом влияет на интегрированные показатели уровня развития туристской индустрии в административных районах страны. В работе на основе балльной оценки было выявлено 3 группы регионов по уровню насыщенности туристско-рекреационными ресурсами и состоянию туристкой инфраструктуры (благоприятные, менее благоприятные, неблагоприятные). Большая часть регионов попала в I или III группу.
Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе туристско-рекреационных ресурсов и создании на их основе серии картографических материалов для оценки туристско-рекреационного потенциала КНР. Материалы работы могут послужить основой для актуализации данных по использованию потенциала туристско-рекреационных ресурсов.
Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационные ресурсы, перспективы развития туризма, интегрированный показатель уровня развития туризма, Китай
© CC BY Кружалин В . И . , Валькова Т. М . , Красавцев И . В . , Тан Цюань, 2022.
Благодарности. Исследование выполнено в рамках НИР (ГЗ) «Факторы и механизмы территориальной организации устойчивого развития туризма и рекреации» (Номер ЦИТИС: 121051400059-6).
TOURISM AND REOREATiON RESOURCES AS A FACTOR OF CHiNA TOURISM TERRITORIAL ORGANIZATION
V. Kruzhalin, T. Valkova, I. Krasavtsev, Tan Tzuan
Lomonosov Moscow State University
Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russian Federation
Abstract
Aim. To conduct a comprehensive study of tourism and recreational resources and their impact on the territorial organization of tourism in China.
Methodology. The article gives a comprehensive (integrated) assessment of China's tourism resources (by individual parameters and an integrated indicator), shows the territorial differentiation of the tourism development levels of China's administrative regions, identifies the most and least promising regions for tourism development (by individual parameters and an integrated assessment). The main methods of research are: comparative, analytical, statistical, cartographic, system research methods and GIS technologies.
Results. The study showed a high concentration of the natural and historical-cultural tourist resources in China regions, revealed a direct correlation between the level of economic development of the region and the state of its tourist infrastructure, which directly affects integrated indicators of the level of development of the regions tourism industry. On the basis of a score assessment, 3 groups of regions were identified according to the level of tourist resources and the state of tourist infrastructure (favorable, less favorable, unfavorable). Most of the regions belong either to the 1st or 3rd group.
Research implications. The scientific novelty of the study lies in a comprehensive analysis of tourist and recreational resources and the creation on their basis of a series of maps of the administrative regions of the PRC, as well as maps of tourist and recreational potential. The materials of the article can be used as a basis for further research on this topic. Keywords: tourism, tourist and recreational resources, tourism development prospects, the integrated indicators of the tourism development level, China
Acknowledgments. This research is as part of the scientific research study "Factors and mechanisms of the territorial organization of the sustainable development of tourism and recreation" (CITIS number: 121051400059-6).
Введение
Китай - одно из наиболее развитых государств мира с наличием большого разнообразия туристско-рекреацион-ных ресурсов . В рейтинге стран мира по индексу глобальной конкурентоспособности за 2019 г. страна занимает 28 место из 141 (для сравнения, в
2009 г. - 47 место), опережая Россию, Индию, Польшу, Турцию1 . Туризм в Китае стремительно развивается: сюда
1 Travel & Tourism Competitiveness Report 2019 by the World Economic Forum // Всемирный экономический форум: [сайт]. URL: https:// www3. weforum . org/docs/WEF_TTCR_2019. pdf (дата обращения: 15.08.2022).
ISSN 2712-7613^
ежегодно приезжают более 100 млн туристов и этот туристский поток устойчиво растёт1 . Пространственная организация туризма Китая тесно связана с туристско-рекреационным потенциалом административных районов страны . Туристско-рекреационные ресурсы - базовый набор факторов, определяющий возможность развития туризма в стране или каком-то её отдельном регионе К данному типу ресурсов относят природные условия местности (рельеф, климат, наличие водных и бальнеологических ресурсов, биоразнообразие территории и пр . ), историко-культурное, этнографическое и религиозное наследие, объекты инфраструктуры (средства, размещения, предприятия питания, транспортная инфраструктура и инфраструктура связи, банковская система и пр ), прочие объекты, которые могут стать элементами аттрактивно-сти для туристов; кадровый потенциал территории, её туристско-информа-ционное обеспечение, экономические, политические и социальные условия, способствующие развитию туристской индустрии [4; 5].
В рамках статьи проведён комплексный анализ туристско-рекреационных ресурсов Китая на основе следующих показателей:
1 уровень благоприятности природно-климатических условий: оценка степени благоприятности биоклимата административных районов КНР для человека [4];
2. уровень обеспеченности объектами природного и культурно-
1 UNWTO Tourism Data Dashboard // ЮНВТО: [сайт]. URL: https://www. unwto . org/tourism-data/unwto-tourism-dashboard (дата обращения: 15.08.2022)
j >022/№ 4
го наследия: количество объектов ЮНЕСКО, объектов-кандидатов в список ЮНЕСКО и объектов государственного и провинциального значения в административных районах КНР с учётом весовых коэффициентов для каждой их 3 выделенных групп (0,5; 0,3; 0,2 соответственно);
3 уровень развития экономики: ВРП административных районов КНР (в млрд долл . США);
4 . уровень занятости в туристской сфере: число работающих в туристской сфере в административных районах КНР;
5 . уровень транспортной доступности: плотность скоростных автомобильных и железных дорог в административных районах КНР (км/км2);
6 . уровень развитости туристской инфраструктуры: количество койко-мест в КСР в административных районах КНР;
7 . уровень туристско-рекреацион-ного потенциала: интегрированная оценка - сумма баллов по 1-6 показателям
Для оценки туристско-рекреационных ресурсов Китая использовалась информация Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии2, данные «Статистического бюллетеня»3, ежегодники Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения
2 Ежегодные отчёты Ассоциации региональных администраций стран СевероВосточной Азии // Ассоциация региональных администраций стран СевероВосточной Азии: [сайт]. URL: http://www. neargov. org/ru/page. jsp?mnu_uid=3098& (дата обращения: 10.12.2020).
3 National Bureau of Statistics of China: [сайт]. URL: http://www. stats.gov.cn/english/ (дата обращения: 10 12 2020)
Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems
(China Labour Statistics Yearbook)1, а ных, размещённых в сети Интернет также информация из открытых дан- (табл . 1):
Таблица 1 / Table 1
Статистические показатели и балльная оценка туристско-рекреационных ресурсов административных районов Китая, 2019 г. / Statistical indicators and score assessment of tourist and recreational resources of administrative regions of China, 2019
№ Административный район 1 2 3 4 5 6 7
При-родно-климатические условия (баллы) Объекты природного и культурного наследия (ед средневзвешенные) Экономика, ВРП (млрд долл США) Число работающих в туристской сфере, чел Транспортная доступность (скоростные автодороги и ж/д), км/км2 Туристская инфраструктура (КСР), количество койко-мест Интегрированный показатель (сумма баллов)
1 Аньхой 3 60/2 б . 450/2 б . 59516/2 б . 176586/3 б . 108503/3 б. 15
2 Фуцзянь 1 49/1 б . 537/2 б . 97973/3 б . 56208/1 б . 45216/1 б . 10
3 Ганьсу 2 68/2 б . 123,7/1 б . 33416/1 б. 40751/1 б. 48903/2 б. 9
4 Гуандун 3 133/3 б . 1459,2/3б 371189/3 б . 140000/3 б . 131603/3 б . 18
5 Гуйчжоу 3 57/2 б . 222/1 б . 29014/1 б . 80536/ 2 б . 65204/2 б . 11
6 Хайнань 3 73/2 б . 64,8/1 б . 69528/2 б . 1153/1 б. 136533/3 б . 12
7 Хэбэй 1 14/1 б. 540,2/2 б . 99496/3 б . 65813/2 б . 72814/2 б . 11
8 Хэнань 3 5/1 б. 720,8/3 б . 112724/3 б . 104382/3 б . 55204/2 б . 12
9 Хубэй 3 8/1 б. 590,5/2 б . 99496/3 б . 95836/ 2 б . 64205/2 б . 10
10 Хэйлунцзян 1 79/2 б . 245,4/1 б . 41511/1 б. 86115/2 б . 24511/1 б . 7
11 Хунань 3 45/1 б. 546,3/1 б . 83430/2 б . 180546/3 б . 64529/2 б . 9
12 Цзянсу 2 85/2 б . 1388,9/3б 77642/2 б . 102813/3 б . 59036/2 б . 14
13 Цзянси 3 487/3 б . 329,8/2 б . 53613/2 б . 108925/3 б . 63483/2 б . 15
14 Гирин 1 38/1 б. 128,5/1 б . 35844/1 б . 76518/2 б . 45302/1 б . 7
15 Тайвань 2 40/1 б . 187,5/1 б. 28542/1 б . 69644/2 б . 38414/1 б . 8
16 Ляонин 1 27/1 б . 379,7/2 б . 67539/2 б . 45838/1 б . 52816/2 б . 9
17 Цинхай 2 120/3 б . 43,0/1 б . 5920/1 б. 98309/2 б . 56819/2 б . 11
18 Шаньси 1 12 /1 б . 252,2/1 б. 42145/1 б. 84518/2 б . 41804/2 б . 8
19 Шаньдун 2 117/3 б . 1147,0/3б 84536/1 б . 84212/2 б . 104504/3 б . 14
20 Шэньси 2 192/3 б . 366,6/2 б . 73418/2 б . 108910/3 б. 63829/2 б . 14
21 Сычуань 3 154/3 б . 610,2/3 б. 105604/3 б . 170536/3 б . 104582/3 б . 18
22 Юньнань 3 10/1 б. 268,2/1 б . 84253/2 б . 55844/1 б . 134819/3 б . 12
23 Чжэцзян 3 134/3 б . 842,9/3 б . 95313/3 б . 45838/1 б . 61503/2 б . 15
24 Автономный р-н Внутренняя Монголия 1 15/1 б. 260,8/1 б . 40691/1 б. 24518/1 б. 58404/2 б . 7
25 Гуанси-Чжуан-ский р-н 3 82/2 б . 305,3/2 б . 18544/1 б. 25848/1 б . 34814/1 б . 10
26 Нинся-Хуэйский АР 1 30/1 б. 55,6/1 б. 16836/1 б. 24033/1 б . 39802/1 б . 6
27 Синьцзян-Уйгурский АР 1 69/2 б . 182,9/1 б. 53115/2 б. 20318/1 б. 31018/1 б . 8
28 Тибетский АР 1 13/1 б. 22,2/1 б. 4648/1 б . 16851/1 б. 30616/1 б . 6
1 China Labour Statistics Yearbook // Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения: [сайт]. URL: http://www. mohrss. gov. cn/2020/indexeh.htm (дата обращения: 10.12.2020).
Vioy
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7
№ Административный район При-родно-климатические Объекты природного и культурного наследия Экономика, ВРП (млрд Число работающих в туристской сфере, чел . Транспортная доступность (скоростные автодороги и ж/д), км/км2 Туристская инфраструктура (КСР), количество койко-мест Интегрированный показатель
условия (баллы) (ед средневзвешенные) долл США) (сумма баллов)
29 Чунцин 2 90/2 б . 305,4/2 б . 63368/2 б . 36849/1 б . 28404/1 б . 10
30 Пекин 2 140/3 б . 454,8/3 б . 91413/3 б . 79400/2 б . 93816/3 б . 15
31 Шанхай 2 105/3 б . 481,2/3 б . 240034/3 б . 85516/2 б . 98149/3 б . 15
32 Тяньцзинь 3 80,5/2 б . 282,1/1 б . 56142/2 б . 32018/1 б . 32510/1 б . 10
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт].
URL: http://www. stats . gov. cn/english/ (дата обращения: 10.12.2020)
На основе анализа количественных данных каждому рассматриваемому выше показателю анализируемых туристско-рекреационных ресурсов присваивались баллы - от 1 до 3 (1 балл - низкий уровень показателя, характеризующего его неразвитость, 2 балла - средний уровень показателя, а 3 балла - высокий уровень) . Присвоение того или иного балла основывалось на расчёте статистических данных путём суммирования всех значений определённого показателя для каждого из 32 административных
районов КНР и получения среднего значения . Отклонение от среднего позволяло выделить 3 группы районов с присвоением соответствующих баллов (табл . 2-7) .
Интегрированный показатель (сумма баллов) - совокупность проанализированных ресурсов, отражающих уровень развития туристско-рекреа-ционного потенциала административных районов Китая . С использованием ГИС-технологий была построена серия карт Проведём анализ каждой карты и выделим наиболее и наименее благо-
Таблица 2 / Table 2
Шкала ранжирования административных районов КНР по комфортности природно-климатических условий / Scale of ranking of administrative regions of the PRC by comfort of natural and climatic conditions
Показатели температуры Степень благоприятности Баллы
менее -25°С (для зимней рекреации) более +25°С (для летней рекреации) Не благоприятная 1
от -25°С до -17°С (для зимней рекреации) от 0°С до +17°С (для летней рекреации) Относительно Благоприятная 2
от -17°С до 0°С (для зимней рекреации) от +17°С до +25°С (для летней рекреации) Благоприятная 3
Источник: составлено авторами по Колотова Е. В . Рекреационное ресурсоведение .
М. : Рос. межд . акад . туризма, 1999. 135 с.
Таблица 3 / Table 3
Шкала ранжирования административных районов КНР по количеству объектов природного и культурного наследия, 2019 г. / PRC Administrative Region Ranking Scale by Number of Natural and Cultural Heritage Sites, 2019
Объекты природного и культурного наследия, ед. средневзвешенные Баллы
1-50 1
50-100 2
больше 100 3
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт].
URL: http://www.stats .gov. cn/english/ (дата обращения: 10.12.2020)
Таблица 4 / Table 4
Шкала ранжирования административных районов КНР по уровню развития экономики, 2019 г. / Scale of ranking of administrative regions of the PRC by the level of economic development, 2019
ВРП (долл. США, млрд) Баллы
1-300 1
300-400 2
более 400 3
Источник: составлено авторами по данным Ежегодных отчётов Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии [Электронный ресурс]. URL: http:// www. neargov. org/ru/page ,jsp?mnu_uid=3098& (дата обращения: 10.12.2020)
Таблица 5 / Table 5
Шкала ранжирования административных районов КНР по числу работающих в туристской сфере, 2019 г. / Scale of ranking of administrative regions of the PRC by the number of employees in the tourism sector, 2019
Число работающих в туристской сфере, чел. Баллы
менее 50 000 1
50 000-90 000 2
более 90 000 3
Источник: составлено авторами по данным China Labour Statistics Yearbook: [сайт]. URL: http://www.mohrss.gov. cn/2020/indexeh .htm (дата обращения: 10.12.2020)
viosy
Таблица 6 / Table 6
Шкала ранжирования административных районов КНР по уровню транспортной доступности, 2019 г. / PRC Administrative Region Ranking Scale by Level of Transport Accessibility, 2019
Транспортная доступность (скоростные авто-и железные дороги), км/км2 Баллы
менее 60 000 1
60 000-100 000 2
более 100 000 3
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт].
URL: http://www. stats . gov. cn/english/ (дата обращения: 10.12.2020)
Таблица 7 / Table
Шкала ранжирования административных районов КНР по уровню развития туристской инфраструктуры, 2019 г. / Scale of ranking of administrative regions of the PRC by the level of development of tourist infrastructure, 2019
Туристская инфраструктура (КСР), количество койко-мест Баллы
менее 50 000 1
50 000-90 000 2
более 90 000 3
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт].
URL: http://www. stats . gov. cn/english/ (дата обращения: 10.12.2020)
приятные административные районы по каждому ресурсу и по их комплексной оценке, отражающей туристско-рекреационный потенциал страны
Наиболее благоприятные природно-климатические условия для развития туризма наблюдаются в 12 административных районах Китая: Гуандун, Хайнань, Хунань, Цзянси, Тайвань, Аньхой, Хэнань, Хэйлунцзян, Юньнань, Чжэцзян, Гуйчжоу, Гуанси-Чжуанский автономный район (3 балла) . Наименее благоприятными административными районами по данному показателю являются северная и северо-восточная части терри-
тории Китая: Синьцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский автономные районы, Автономный район Внутренняя Монголия, Хубэй, Гирин, Цинхай, Хэбэй, Шаньдун, а также на востоке - провинция Фуцзянь, на западе -Тибетский автономный район (1 балл) Остальным 9 территориям КНР было присвоено по 2 балла (рис 1)
Благоприятность природно-климатических условий для развития туризма в административных районах КНР определяется их местоположением в 3 климатических поясах - умеренном, субтропическом и тропическом В северных территориях Китая температу-
ISSN 2712-7613
Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems
2022 / № 4
Рис. 1 / Fig. 1. Степень благоприятности природно-климатических условий административных районов КНР для развития туризма / Degree of favorable natural and climatic conditions of administrative regions of PRC for the development of tourism
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт].
URL: http://www.stats .gov. cn/english/ (дата обращения: 10.12.2020)
ра воздуха достигает -20°С в зимний период, летом отмечается сухая и жаркая погода (в провинции Хайнань воздух прогревается до +35°С) [1; 5; 7].
Объекты природного и культурного наследия являются одним из наиболее значимых туристско-рекреационных ресурсов Китая и во многом определяют лидирующее положение страны на мировом туристском рынке [8]. По данным на 2020 г. в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в КНР содержится 55 объектов, 37 из них включаются в список по культурным критериям, 14 - по природным,
4 - по смешанным1 . Также 59 объектов на территории КНР находится в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Список объектов государственного и провинциального значения насчитывает 12 836 наименований (2020 г. ) . Наибольшее число объектов природного и культурного наследия государственного и провинциального значения (более 100 ед . ) отмечается в следующих административных районах КНР: Гуандун, Шэнси, Шаньдун,
1 China // ЮНЕСКО [сайт]. URL: https:// en.unesco. org/countries/china (дата обращения: 15.08.2022).
Цзянси, Цинхай, Сычуань, Чжэцзян, Юньнань, Пекин и Шанхай (3 балла) . Так, Гуанчжоу - столица провинции Гуандун - один из популярных у туристов центров . В нём располагается Исторический музей, парк Юэсюй с торговыми и ярмарочными отделами, сад Орхидей, ботанический сад в 20 км от города [2]. Меньше всего
объектов природного и культурного наследия государственного и провинциального значения отмечается в провинциях Фуцзянь, Чжэцзян, Хунань, Хэнань, Хубэй, Тайвань, Шаньдун, Цинхай, Хэйлунцзян, Гирин, Ляонин, а также в Тибетском автономном районе, Автономном районе Внутренняя Монголия (1 балл) (рис . 2) .
Рис. 2 / Fig. 2. Степень обеспеченности объектами природного и культурного наследия административных районов КНР / Level of provision of natural and cultural heritage sites in the administrative regions of PRC
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт].
URL: http://www. stats . gov. cn/english/ (дата обращения: 10.12.2020)
Уровень развития экономики административных районов Китая также неоднороден: 8 административных районов характеризуются высокими показателями ВРП: Юньнань, Гуандун, Тайвань, Хэнань, Цзянсу, Шанхай,
Пекин, Шанси (свыше 450 млрд долл . США - 3 балла) . Слабее всего экономика развита в северной и северо-западной частях КНР (Синьцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский автономные районы, Автономный район Внутренняя
Монголия, Ганьсу, Шэнси, Шаньдун), на северо-востоке (Хубэй, Гирин), юго-западе (Сычуань, Хунань) и на востоке страны (Ляонин) (1 балл) (рис. 3) .
Юньнань, Хэйлунцзян, Хэбэй, Пекин, Шанхай, Хэнань, Тайвань, Фуцзянь, Гуандун являются лидерами по показателю «уровень занятости в туристской сфере» (3 балла) . В 11 административных районах уровень занятости в туристской сфере минимальный: Тибетский автономный район, Автономный район Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский и Гуанси-
Чжуанский автономные районы, Шэнси, Ганьсу, Гуйжоу, Хубэй, Гирин, Шаньси, Шаньдун (1 балл) В основном, уровень занятости в сфере туризма ниже в северной, северо-западной и северо-восточной частях КНР (рис. 4) .
По уровню транспортной доступности благоприятными территориями являются 9 административных районов: Гуандун, Цзянси, Хунань, Аньхой, Цзянсу, Хэйлунцзян, Сычуань, Юньнань, Шанхай (3 балла) . Менее благоприятные - 11 территорий КНР, находящихся в северной, северо-запад-
Рис. 3 / Fig. 3. Уровень экономического развития административных районов КНР абсолютной величине ВРП / Level of economic development of administrative regions of PRC in terms of absolute size of GRP
Источник: составлено авторами по данным Ежегодных отчётов Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии: [сайт]. URL: http://www. neargov. org/
ru/page.jsp?mnu_uid=3098& (дата обращения: 10.12.2020)
Рис. 4. / Fig. 4. Количество работников в сфере туризма по административным районам КНР / Number of tourism workers in administrative regions of PRC
Источник: составлено авторами по данным China Labour Statistics Yearbook: [сайт]. URL: http://www. mohrss .gov. cn/2020/indexeh. htm (дата обращения: 10.12.2020)
ной и восточной частях страны: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский автономные районы, Автономный район Внутренняя Монголия, Ганьсу, Цинхай, Ляонин, Фуцзянь, Чунцин, Чжэцзян (1 балл) (рис. 5) .
В настоящее время в КНР происходит улучшение транспортного сообщения: в стране сформирована крупнейшая в мире система водного, воздушного и наземного видов транспорта [3]. Так, в 2020 г. в десятку самых загруженных пассажирских авиаузлов мира по общему пассажиропотоку вошло 7 аэропортов, находящихся в провинциях Гуанчжоу, Сычуань, Гуандун,
Чунцин, Пекин, Юньнань и Шанхай1 . Кроме того, особое значение для развития туристской индустрии Китая имеет система высокоскоростных железных дорог, по протяжённости которых КНР занимает 1 место в мире [9; 10]. Такие виды транспорта способствуют развитию регионального туризма в удалённых от развитого побережья районах через создание устойчивых туристских потоков из территорий с неудовлетворённым туристским спросом
1 2020 Airport Traffic Report: [сайт]. URL: htt-ps://www. panynj. gov/content/dam/airports/ statistics/statistics-general-info/annual-atr/ ATR_2020.pdf (дата обращения: 10.12.2020).
ISSN 2712-7613
Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems
2022 / № 4
Рис. 5 / Fig. 5. Транспортная обеспеченность административных районов КНР скоростными авто- и железными дорогами / Transport availability of high-speed roads and railways in administrative regions of PRC
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт].
URL: http://www.stats .gov. cn/english/ (дата обращения: 10.12.2020)
По уровню развития туристской инфраструктуры лидерами являются 9 административных районов: Юньнань, Чжэцзян, Шаньси, Тяньцзинь, Аньхой, Хайнань, Гуандун, Пекин и Шанхай, расположенных в южной, юго-восточной и юго-западных частях КНР (3 балла) . Хуже всего туристская инфраструктура развита в административных районах Тайвань, Ляонин, Хубэй, Гирин, Чунцин, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский автономные районы (1 балл) (рис . 6) .
Таким образом, можно выделить 3 группы административных районов
КНР по интегрированному показателю уровня развития туристско-рекре-ационного потенциала страны (рис. 7) .
10 административных районов, расположенных в центральной, южной и восточной частях КНР, отличаются высоким уровнем развития туристско-рекреационного потенциала: Пекин, Шанхай, Шаньси, Гуадун, Юньнань, Сычуань, Цзянсу, Цзянси, Чжэцзян, Аньхой (интегрированный показатель - более 14 баллов) . 11 административных районов страны характеризуются средним уровнем развития туристско-рекреационного потенциала: Тайвань, Хайнань, Шэньси, Гуйчжоу, Хэбэй,
Рис. 6 / Fig. 6. Уровень обеспеченности средствами размещения административных районов КНР (количество койко-мест) / Level of accommodation facilities in administrative regions of PRC (number of beds)
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт].
URL: http://www. stats . gov. cn/english/ (дата обращения: 10.12.2020)
Тяньцзинь, Хэнань, Хэйлунцзян, Ляонин, Чунцин, Гуанси-Чжуанский автономный район (от 10 до 14 баллов) . 11 районов, которые расположены в северной, западной, северо-западной и северо-восточной частях Китая, имеют низкий уровень туристско-рекреаци-онного потенциала: Нинся-Хуэйский, Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский автономные районы, провинции Хубэй, Гирин, Цинхай, Шаньдун, Ганьсу, Хунань, Фуцзянь (интегрированный показатель - менее 10 баллов) . Таким образом, районы, обладающие высокими показателями по большей части рассматриваемых
туристско-рекреационных ресурсов являются лидерами и по интегрированному показателю Следовательно, можно выявить прямую корреляцию между наличием природных и историко-культурных ресурсов, уровнем экономического развития региона и интегрированным уровнем развития туристской индустрии в регионе: из 7 регионов-лидеров по величине туристского потока 4 обладают высоким уровнем туристско-рекреационного потенциала, а из 6 регионов-аутсайдеров по количеству принимаемых туристов 5 имеют низкий уровень турист-ско-рекреационного потенциала
Рис. 7 / Fig. 7. Интегрированная оценка туристско-рекреационного потенциала административных районов КНР/ Integrated assessment of tourism and recreation potential in administrative regions of PRC
Источник: составлено авторами
Заключение
В результате исследования на основе интегрированной оценки туристско-рекреационного потенциала Китая среди административных районов страны можно выделить 2 макрогруппы регионов, примерно равные по площади:
- районы, имеющие высокий и средний уровень развития турист-ско-рекреационного потенциала, расположенные в центральной, южной и восточной частях КНР. Здесь располагается большая часть туристской инфраструктуры и объектов природного и культурного наследия . Развитие этих территорий в настоящее время являет-
ся приоритетным для туристской индустрии страны;
- районы, имеющие низкий уровень развития туристско-рекреацион-ного потенциала, расположенные на севере и западе Китая - условия для создания и реализации туристского продукта в них менее благоприятные, однако это не препятствует постепенному развитию туризма в располагающихся здесь административных районах
Более развитые территории являются «локомотивами» туристской индустрии страны и позволяют обеспечить приток инвестиций в экономику Китая, повысить уровень занятости
Vrny
населения, конкурентоспособность территории, улучшить её имидж на мировом туристском рынке . Менее обеспеченные регионы, в свою очередь, стремятся перенять положительный опыт лидеров и найти свою нишу на туристском рынке Например, после строительства высокоскоростной железной дороги в северо-восточном Китае удалось повысить туристскую доступность этих территорий [10]. Особое физико-географическое положение провинции Ляонин и Хэйлунцзян позволило сделать упор на развитие тех видов туризма, для которых важны низкие температуры, в частности, событийного (фестиваль ледовых скульптур в Харбине [11]) и горнолыжного туризма (горнолыжный курорт Ябули [12]) . Кроме того, в настоящее время анализируется опыт проведенной зимней Олимпиады в 2022 г. в Пекине (Олимпийское наследие) и определяются направления для дальнейшего совершенствования оказываемых туристских услуг и развития
новых видов туризма [13]. Полученные выводы могут использоваться туристскими администрациями и организациями регионов КНР для развития туризма и при территориальном планировании туристской деятельности на местах
Данный опыт может быть интересен представителям российской региональной туристской администрации, управляющей территориями, находящимися в схожих физико-географических и экономических условиях, а также российскому туристскому бизнесу, так как в настоящее время одним из основных направлений развития туризма между Россией и КНР является развитие межрегионального и приграничного сотрудничества [6; 14]. Представляется, что определение приоритетных туристских территорий будет иметь положительное воздействие на дальнейшее развитие сотрудничества двух стран .
Статья поступила в редакцию 05.10.2022
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутенко О . П . , Беркасова Л. В. Природные рекреационные ресурсы Китая // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства / под ред. Е . И . Мишниной. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2019 . С. 62-68.
2. Князев Ю . П. Всемирное природное и культурно-природное наследие Китая: современное состояние, проблемы, перспективы развития // Тихоокеанская география. 2021. № 1. С. 63-69.
3 Константинов А А Транспортная система Китая: опыт, проблемы, перспективы // Транспорт: проблемы, цели, перспективы (Транспорт 2020): мат-лы всерос . науч . -тех. конф . / под ред . Е . В . Чабановой . Пермь, 2020. С. 184-187. 4. Колотова Е . В. Рекреационное ресурсоведение: учеб . пособие. М. : Рос. межд. акад. туризма, 1999. 135 с.
5 . Кузьминская О . А. , Краснокутская Н . С. Теоретико-методологические подходы оцен-
ки туристско-рекреационного потенциала региона // Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона: материалы межд . науч. -практ. конф . / под ред . Е . Г. Кошелевой. Донецк: Изд-во Донецкого национ. ун-та, 2019 . С. 132-134.
6 . Петрунина Ж . В . Перспективные направления развития туризма в приграничных
территориях России и Китая // Россия и Китай: история и перспективы сотрудни-
чества: мат-лы IX межд. науч. -практ. конф . / под ред . Д . В . Буярова. Благовещенск: Благовещенский гос. педаг. ун-т, 2019 . С. 121-124. 7. Шелег Е . А. , Очкасова И . С. Анализ туристских перспектив направления о . Хайнань (Китай) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019 . Т. 13. № . 1. С. 143-151.
8 . Butler G . , Szili G . , Huang H . Cultural heritage tourism development in Panyu District,
Guangzhou: community perspectives on pride and preservation, and concerns for the future // Journal of Heritage Tourism. 2022. Vol. 17. № 1. P. 56-73.
9 . Li M . , Chen J. High-speed rail network in China: the contribution of fast trains to regional
tourism and economic development // Tourism Review. 2019 . Vol. 75 . № 2. P. 414-432.
10 . The influence of high-speed rail on ice-snow tourism in northeastern China / S . Jin, J. Yang,
E . Wanget, J. Liu // Tourism Management. 2020. D0I:10 ,1016/j .tourman.2019.104070
11. Xiaofeng Z . , Shiyu L. Empirical Study on the Degree of Coupling Coordination Between Ice-snow Tourism and Cultural Industry Integration - Take Harbin as An Example [Электронный ресурс] // E3S Web of Conferences . EDP Sciences, 2021. URL: https:// www. e3s-conferences . org/articles/e3sconf/pdf/2021/68/e3sconf_netid21_03029. pdf (дата обращения: 05.12. 2022).
12. Gao W. , Chang X. Planning and brand communication for ice-snow sports tourism products in the Arctic Village of Mohe County // Converter. 2021. № 5 . P. 299-307.
13. Chengcai T. , et al. High-quality development paths of ice-snow tourism in China from the perspective of the Winter Olympics // Journal of Resources and Ecology. 2022. Vol. 13. № 4. P. 552-563.
14. Chow C. K. W. , Tsui W. H . K. Cross-border tourism: Case study of inbound Russian visitor arrivals to China // International journal of tourism research . 2019 . Vol. 21. № 5 . P. 693-711.
REFERENCES
1. Butenko O. P. , Berkasova L. V. Natural recreational resources of Chine . In: Mishnina E . I. , ed. Tendentsii i problemy razvitiya industrii turizma i gostepriimstva [Trends and problems of development of the tourism and hospitality industry] Ryazan, Ryazanskiy gos un-t im S . A. Yesenina Publ. , 2019, pp. 62-68. 2 Knyazev Yu P [World natural and cultural-natural heritage of China: current state, problems, development prospects]. In: Tikhookeanskaya geografiya [Pacific Geography], 2021, no 1, pp 63-69
3. Konstantinov A. A. [China's transport system: experience, problems, prospects]. In: Chabanova E V , ed [Transport: problems, goals, prospects (Transport 2020): materials of all-Russian, sci. -tech . conf. ]. Perm, 2020, pp. 184-187.
4 Kolotova E V Rekreatsionnoye resursovedeniye [Recreational resource science] Moscow, Ros int acad Tourisma Publ , 1999 135 p
5 . Kuzminskaya O. A. , Krasnokutskaya N. S . [Theoretical and methodological approaches to
assessing the tourist and recreational region] In: Kosheleva E G , ed Geograficheskiye i eko-nomicheskiye issledovaniya v kontekste ustoychivogo razvitiya gosudarstva i regiona: materialy mezhd. nauch.-prakt. konf. [Geographical and economic research in the context of the sustainable development of the state and the region: materials int scientific-practical conf ] Donetsk, Izd-vo Donetskogo natsion. un-ta Publ. , 2019, pp. 132-134.
6 . Petrunina Zh . V. [Perspective directions of development of tourism in the cross-border ter-
ritories of Russia and China], In: Buyarova D. V. , ed . Rossiya i Kitay: istoriya i perspektivy sotrudnichestva: mat-ly IX mezhd. nauch.-prakt. konf. [Russia and China: history and prospects of cooperation: materials of the 9th int. scientific-practical, conf.] Blagoveshchensk, Blagoveshchenskiy gos . pedag. un-t Publ. , 2019, pp. 121-124.
Viis;
7 . Sheleg E . A. , Ochkasova I . S . [Analysis of tourist prospects for the direction of about. Hainan
(China)]. In: Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Higher Educational Institutions of Tourism and Service], 2019, vol. 13, no. 1, pp. 143-151.
8 . Butler G . , Szili G . , Huang H . Cultural heritage tourism development in Panyu District,
Guangzhou: community perspectives on pride and preservation, and concerns for the future . In: Journal of Heritage Tourism, 2022, vol. 17, no. 1, pp. 56-73.
9 . Li M . , Chen J. High-speed rail network in China: the contribution of fast trains to regional
tourism and economic development. In: Tourism Review, 2019, vol. 75, no. 2, pp. 414-432.
10 . Jin S. , Yang J. , Wanget E. , Liu J. The influence of high-speed rail on ice-snow tourism in
northeastern China. In: Tourism Management, 2020. D0I:10 ,1016/j.tourman.2019.104070 11. Xiaofeng Z . , Shiyu L. Empirical Study on the Degree of Coupling Coordination Between Ice-snow Tourism and Cultural Industry Integration - Take Harbin as An Example . In: E3S Web of Conferences. EDP Sciences, 2021. Available at: https://www. e3s-conferences. org/arti-cles/e3sconf/pdf/2021/68/e3sconf_netid21_03029. pdf (accessed: 05.12. 2022). 12 Gao W , Chang X Planning and brand communication for ice-snow sports tourism products in the Arctic Village of Mohe County. In: Converter, 2021, no . 5, pp . 299-307.
13. Chengcai T. , et al. High-quality development paths of ice-snow tourism in China from the perspective of the Winter Olympics . In: Journal of Resources and Ecology, 2022, vol. 13, no . 4, pp 552-563
14. Chow C . K. W. , Tsui W. H . K. Cross-border tourism: Case study of inbound Russian visitor arrivals to China. In: International journal of tourism research, 2019, vol. 21, no. 5, pp. 693-711.
Кружалин Виктор Иванович - доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В . Ломоносова; e-mail: v. kruzhalin@gmail. com
Валькова Татьяна Михайловна - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М В Ломоносова; e-mail: valkovatm@yandex. ru
Красавцев Иван Владимирович - аспирант кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М В Ломоносова; e-mail: krassavtseviv@yandex. ru
Тан Цюань - аспирант кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В . Ломоносова; e-mail: tz. tan2015@yandex. ru
Victor I. Kruzhalin - Dr. Sci . (Geography), Prof. , Department Head, Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: v. kruzhalin@gmail. com
Tatiana M. Valkova - Ph . D (Geography), Assoc . Prof. , Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: valkovatm@yandex. ru
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Ivan V. Krasavtsev - Postgraduate student, Department of Recreation geography and tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: krassavtseviv@ yandex, ru
Tan Tzuan - Postgraduate student, Department of Recreation geography and tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: tz . tan2015@yandex. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Кружалин В. И, Валькова Т. М. , Красавцев И. В. , Тан Цюань . Туристско-рекреационные ресурсы как фактор, влияющий на территориальную организацию туризма в Китае // Географическая среда и живые системы . 2022. № 4 . C. 100-117 . DOI: 10.18384/2712-7621-2022-4-100-117
FOR CITATION
Kruzhalin V. I . , Valkova T. M. , Krasavtsev I. V. , Tan Tzuan. Tourism and recreation resources as a factor of China tourism territorial organization In: Geographical Environment and Living Systems, 2022, no . 4, р^ 100-117 . DOI: 10.18384/2712-7621-2022-4-100-117