Л. В. Баталова
ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО В УДМУРТИИ В 1920-е ГОДЫ
В статье на основе архивных источников рассматривается процесс становления туристско-экскурсионного дела в Удмуртии в 20-е гг. XX в. Особое внимание уделяется выявлению и изучению организационной структуры туризма в данный период. Исследуются формы и методы туристско-экскурсионной деятельности.
Ключевые слова: туристско-экскурсионное дело, краеведческая работа, экскурсионная деятельность, экскурсионное бюро, экскурсии, краеведческое общество.
Туристско-экскурсионное дело в 1920-х гг. было подчинено целям пропаганды социалистических идей и воспитанием нового человека. В массе своей туристско-экскурсионная работа все больше приближалась к социальным проблемам того времени, на это туризм ориентировали коммунистическая партия и советское правительство. Когда, к примеру, разрабатывался план ГОЭЛРО, советское правительство особо выделило вопрос об организации экскурсионной деятельности, направленной на пропаганду этого плана, на содействие в политехническом образовании населения. Вопрос экскурсионной работы также рассматривался с учебной и с воспитательной целью, в частности, для трудового «производственного» воспитания.
Отличительной чертой этого периода развития явилась связанная с культурной и идеологической политикой партии государственная поддержка развития отечественного туристско-экскурсионного движения. Через экскурсии решали новые, соответствующие революционной эпохе цели и задачи, что определило создание новой методологической основы экскурсионного дела и практику ее применения.
В этот период разрабатывается методологическая, теоретическая и практическая базы отечественной экскурсионной школы. В частности, в трудах Н. А. Гейнике делаются попытки формирования и описания методологических основ экскурсоведения1.
Работа И. М. Гревса «Экскурсии в трудовом методе образования», затрагивает вопросы целесообразности и полезности экскурсионной практики в системе трудовых школ, дает краткий анализ новой системы образования2. Также И. М. Гревс разрабатывает экскурсионный метод краеведения, а в статье «Экскурсионное дело и нужды русской культуры» автор отмечает возникновение внешкольного экскурсие-ведения и послереволюционный размах туристско-экскурсионного движения3.
Туристско-экскурсионное дело в 20-х гг. XX в. было тесно связано с развитием краеведения. Краеведческая работа была направлена на изыскание новых полезных ископаемых, необходимых для строительства, местной промышленности и сельского хозяйства. С развитием краеведения расширялась тематика и маршруты экскурсий.
Во главе научно-методической и организационной координации деятельности краеведения становится Народный комиссариат просвещения РСФСР и Академия наук. Создается Центральное бюро краеведения (ЦБК) во главе с академиком С. Ф. Ольденбургом. Центральное бюро краеведения заботилось о развитии туризма и экскурсионной деятельности. Вопросы по туризму и экскурсиям неоднократно заслушивали на съездах и конференциях по краеведению. В журнале «Известия ЦБК» постоянно подчеркивалась органическая связь краеведения и туризма, экскурсионных путешествий и туристских походов.
Начиная с конца 1920 г. Вятский педагогический институт предпринял ряд организационных мер по созданию Научно-исследовательского института. По инициа-
тиве института, при содействии Главнауки и энергичной поддержке Вятского губис-полкома институтом был подготовлен и проведен I Вятский областной краеведческий съезд 26-30 июня 1923 г4. Съезд привлек 67 представителей учреждений и обществ, среди которых были представители Москвы, Ленинграда, Вотской и Марийской автономных областей, всех уездов Вятской губернии. На съезде обсуждался вопрос «Экскурсии как метод краеведческой работы». Съезд признал необходимым преподавание в школах первой ступени Вятского края истории, географии и обществоведения на краеведческом материале.
В сентябре 1922 г. в Москве по инициативе К. П. Герда было создано общество по изучению удмуртской культуры, устав которого был утвержден Наркомпросом РСФСР 4 января 1923 г. Целью общества являлось изучение быта, экономики, истории, общественного движения и культуры удмуртского народа. Наиболее крупные филиальные отделения общества имелись в Казани и Глазове, а также в Ижевске5. Вышеописанная работа имела своей целью всестороннее изучение нации в прошлом и настоящем, и в результате этих исследований необходимо было найти правильный подход к работе, для того чтобы поднять существовавший культурный и экономический уровень. Членами общества проводились экспедиции, экскурсии.
28 февраля 1925 г. в Удмуртии создается свое научное краеведческое общество по изучению вотского края6. Председателем общества был избран большой знаток удмуртского языка и этнографии С. Т. Перевощиков, а ученым секретарем - врач-терапевт Ф. Стрельцов. Именно он стал инициатором выпуска «Трудов научного общества по изучению Вотского края». Целью общества являлись научные исследования и всестороннее изучение края, культуры и быта удмуртов и других национальностей. В уставе также было записано, что для осуществления вышеперечисленных целей общество «...устраивает постоянные и передвижные выставки, организует научно-образовательные экскурсии и оказывает содействие в организации таковых другими учреждениями как внутри Вотообласти, так и за ее пределами»7. Большое внимание уделялось исследованию полезных ископаемых на территории Удмуртии, собиранию фольклорного материала. Для этой цели обществом организовывались экспедиции и экскурсии.
Параллельно с вновь организованным Ижевским обществом в Глазове существовало краеведческое общество как самостоятельное учреждение. В 1926 г. Глазов-ское краеведческое общество влилось в Ижевское научное общество, при котором были созданы следующие секции: школьно-краеведческая, историко-
археологическая, природоведческая и секция быта. С учетом своей специфики каждая секция организовывала и проводила экскурсии.
26-29 июня 1926 г. проходил IV Удмуртский съезд работников просвещения8. Отдельно на съезде стоял вопрос о краеведении вообще и о краеведении в школе в частности. Отмечалось, что основным методом изучения края должны стать экскурсии. Так происходило введение экскурсионного метода в учебный процесс.
Следует обратить внимание на тот факт, что экспедиции (в т. ч. и научнокраеведческие) и экскурсии являются одной из форм туристской деятельности. На основании этого мы можем утверждать, что именно краеведческие общества стали одними из первых организаторов туристской деятельности на территории Удмуртии.
К началу 20-х гг. стала складываться география туризма. Первым всесоюзным маршрутом стал массовый маршрут на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве. Именно в связи с этим событием было создано при обкоме РКП (б) первое экскурсионное бюро в Удмуртии. Кроме того, следует отметить и тот факт, что в Удмуртии, одними из первых экскурсии стали практиковать клубы, являющиеся в
тот период центрами союзной культработы. Сначала экскурсии были лишь одной из наиболее эффективных форм массовой работы в летний период9.
Начиная с 1924 г. при клубах возникают экскурсионные комиссии. А к 1925 г. экскурсионные комиссии имелись практически у каждого клуба. Задача экскурсионной комиссии - «дать возможность жителям Вотообласти ознакомиться с культурнопроизводственной жизнью Ижевска»10. В основном это были «производственные» экскурсии на заводы.
В Удмуртии на туризм как одну из прогрессивных форм организации отдыха стали обращать свое внимание и профсоюзные организации, рассматривающие туризм и экскурсии как дополнительную возможность просветительской работы среди населения. Экскурсионное дело было включено в их плановую культурнопросветительскую работу. И уже в 1925 г. было организовано экскурсионное бюро при Областном совете профессиональных союзов Вотообласти11.
Следует отметить большой интерес населения к экскурсиям. Так, например, число участников в местных экскурсиях в 1926 г. по неполным сведениям союзных организаций в Удмуртии составило более 15 тыс. человек12. Кроме того, следует отметить тягу населения к самодеятельным, дальним путешествиям. Так, в первых числах февраля 1925 г. из Глазова в путешествие по СССР пешком отправился преподаватель физического воспитания школы II ступени В. Н. Саламатов. Его маршрут был таков: Симбирск - Пенза - Саратов - Самара - Покровск - Сталинград - Астрахань - Кавказ - Краснодар - побережье Черного моря (Новороссийск, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Симферополь). Этот путь был преодолен в течение одного года, было пройдено 5 200 верст буквально без гроша в кармане13.
В 1926 г. было создано экскурсионное бюро при Удмуртском областном комитете профессионального союза работников просвещения, которое разрабатывало маршруты, цели и программы экскурсий краевого значения с установлением продолжительности экскурсий, пунктов остановки, характера осмотра, способа и стоимости передвижения и т. п.14 На экскурсионное бюро возлагалась не только предварительная работа по подготовке местных экскурсий, но и вся работа по проведению самих экскурсий и их обслуживанию. В основу программ экскурсий было положено выяснение экономических, политических и бытовых особенностей края.
Принимая во внимание заявки на экскурсии в г. Ижевск учащихся из области, одновременно с созданием экскурсионного бюро была организована в г. Ижевске экскурсионная база по изучению местного края. В 1925 г. при Удмуртском областном отделе народного образования также было создано экскурсионное бюро15. А уже в 1926 г. при Областном политико-просветительском комитете был создан целый экскурсионный отдел.
Для руководства и планирования экскурсионной работы в 1926 г. Областной политико-просветительский комитет и Удмуртский областной отдел народного образования совместно организовали Областное экскурсионное бюро, которым были разработаны производственно-экономические, общественно-политические, культурно-художественные и «природоведческие» экскурсии по Ижевску16.
Вся экскурсионная работа в Удмуртии развивалась по двум направлениям: местные экскурсии и дальние экскурсии. Причем следует отметить, что организация и проведение местных экскурсий являлись основной задачей, но большую роль играли и дальние экскурсии. Можно выделить два их вида: первый в Москву и отчасти в Ленинград с Волховстроем - это экскурсии в центры революции, в советские центры; второй - экскурсии на юг, к солнцу, морю, в горы. Объединенное экскурсионное бюро Народного комиссариата просвещения обслуживало жителей Удмуртии
через экскурсионные бюро при профсоюзах, отправляя взрослое население в дальние экскурсии, по плановым маршрутам, разработанным Бюро дальних экскурсий.
К 1926 г. в Удмуртии почти в каждой организации имелись свои экскурсионные бюро или комиссии. В целях установления плановости работы и рационального использования сил и средств всех органов, заинтересованных в экскурсионной работе, необходимо было создание единого руководящего центра. Именно поэтому в 1927 г. для непосредственного руководства экскурсионным делом в Удмуртии было организовано экскурсионное бюро республиканского масштаба при Областном совете профессиональных союзов. В задачи бюро входило: привлечение общественного внимания к экскурсионному делу, выявление и привлечение лучших методических сил союза для руководства экскурсиями, проработка местных маршрутов и их содержания, проведение самих экскурсий и постановка учета всей экскурсионной работы. Внутренние маршруты для экскурсий по Вотообласти разрабатывались при помощи краеведческого общества.
Следует отметить многочисленность различных организаций, ведущих экскурсионную работу в Удмуртии в исследуемый период, - это и Областной политпросвет, краеведческие общества, профсоюзы, клубы. Все они, как правило, вели экскурсионную работу несогласованно, без учета возможностей и практики друг друга. Основными причинами, мешающими развитию экскурсионного дела, были недостаточно оформленная, часто сезонная, организация экскурсионного дела; малое количество льготных бланков для дальних экскурсий; совершенное отсутствие льготного местного тарифа; отсутствие бюджета.
Единение экскурсий с краеведением вылилось в качественно новый вид воспитательной работы - туризм, который стал формой воспитания и просвещения, физической закалки, формой общественно-полезной работы.
1918-1929 гг. - время, которое можно назвать «золотым десятилетием» развития экскурсоведения и краеведения, поскольку в это время разворачивалось массовое научно-экскурсионное движение, которое способствовало развитию отечественных традиций экскурсионного образования и сохранению культурного и природного наследия России. Заметим, что научное общество по изучению Вотского края было первым самодеятельным научным обществом в Удмуртии. Деятельность общества многогранна и заслуживает уважения. К сожалению, этот «экскурсионный» этап развития туризма в России закончился драматически. Научно-исследовательские экскурсионные и краеведческие организации, созданные в 20-х гг., довольно скоро прекратили свое существование. Закрывались журналы, исчезали общественные организации. Нельзя не признать, что это было связано с общей партийной линией. В этот период экскурсионно-краеведческое движение по существу было разгромлено. Многие ученые были расстреляны и сосланы в ссылку, в том числе и служащие научного общества по изучению вотской культуры. «Поповскими прихвостнями» были названы Ф. В. Стрельцов и М. И. Ильин - одни из инициаторов краеведческого общества в Удмуртии. Все направление этой работы, названное «гробокопательством», было ликвидировано.
Примечания
1 См.: Гейнике, Н. А. Культурно-исторические экскурсии / Н. А. Гейнике. - М., 1923; Гейнике, Н. А. Основы методики культурно-исторических экскурсий / Н. А. Гейнике // История и обществоведение в школе (методы работы). - М., 1924. -С.105-109.
2 См.: Гревс, И. М. Экскурсии в трудовом методе образования / И. М. Гревс // Трудовая школа в свете истории и современности. - Л., 1924. - С. 171-197.
3 См.: Гревс, И. М. Экскурсионное дело и нужды русской культуры / И. М. Гревс // Наука и ее работники. - 1924. - № 3-4.
4 См.: Вятская жизнь. - 1923. - № 4.
5 ЦГА УР. Ф. Р-1124. Оп. 1. Д. 6. Л. 3.
6 ЦГА УР. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 541. Л. 64
7 ЦДНИ УР. Ф.16. Оп. 1. Д. 544. Л. 97 См.: Ижевская правда. - 1926. - 30 июня.
9 ЦГА УР. Ф.р-89. Оп. 1. Д.150. Л. 212
10 ЦГА УР. Ф.р-21. Оп. 1. Д.6. Л. 23
11 ЦДНИ УР. Ф.16. Оп. 1. Д. 401. Л. 52
12 ЦГА УР. Ф.р-89. Оп. 1. Д.420. Л. 2
13
См.: Ижевская правда. - 1926. - 10 марта.
14 ЦГА УР.Ф.Р-103. Оп. 1. Д. 191. Л. 39
15 ЦГА УР. Ф. Р-174. Оп. 1. Д. 522. Л. 22.
16 ЦГА УР. Ф. Р-174. Оп. 1. Д. 505. Л. 6
К. А. Попова
ТЕАТР ПРОВИНЦИИ В ПЕРИОД НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ТЕАТРОВ ЮЖНОГО УРАЛА)
Исследование проблем функционирования институтов художественной культуры является достаточно актуальным и значимым для понимания художественно-исторического процесса. В данной статье рассматриваются вопросы деятельности театров в период новой экономической политики в России в условиях свободного рынка и стремления государства интегрировать их в общественнополитическую систему общества.
Ключевые слова: история театра, Южный Урал, Рабис, культурная политика.
В переходные периоды истории функционирование институтов художественной культуры - это всегда сложный и неоднозначный процесс. Роль и место театра в жизни общества утверждается главным образом через реализацию его функций. В период существования в России новой экономической политики (нэпа) достаточно важным является вопрос о формах и способах существования театрального искусства, их функциональной наполненности и значимости для новой власти. В процессе утверждения советской власти театр был переосмыслен как мощное средство идеологического влияния и включен в общественно-политическую жизнь общества. С одной стороны, в театральной сфере в этот период предпринимаются многочисленные попытки обновления форм театральных постановок и методов воздействия на зрителя, с другой - в сфере управления институтом театра существует множество проблем, связанных с общественно-экономическими, политическими условиями и идеологическими установками новой России.
Переход к нэпу в области театральной деятельности был обозначен Декретом Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса) в сентябре 1921 г. Го-