ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИКИ САХАЛИНСКОЙ
ОБЛАСТИ
Л.Х. Назарова, канд. экон. наук, доцент А.С Измайлова, студент Сахалинский государственный университет (Россия, г. Южно-Сахалинск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10666
Аннотация. Туризм в Сахалинской области является одним из развивающихся и многообещающих секторов региональной экономики, которая считается неотъемлемой частью социальной инфраструктуры. Притягательностью ареала для посещения его туристами определена наличием туристических ресурсов - природных, исторических, социально-культурных объектов, которыми район владеет в полной мере. Однако, не смотря на высокий темп развития туризма в регионе, существуют факторы, которые могут приостановить активную туристскую деятельность в регионе. В статье представлен анализ туристического комплекса Сахалинской области как элемент региональной экономики.
Ключевые слова: Сахалинская область, туристический потенциал, экономическое развитие, предприятия общественного питания, средства размещения, достопримечательности, социальные условия, правовое регулирование.
Туристская деятельность Сахалинского региона очень высока. Сахалин и Курильские острова - это центр туристско-рекреационного потенциала дестинации Дальнего Востока. Сегодня, на развитие туристической индустрии делают ставку и власти региона и местные бизнесмены, планируя привести его к одной из лидирующих позиций региональной экономики [1].
На сегодняшний день, в Сахалинской области осуществляют туристскую деятельность 82 туристических агентства, среди которых 22 туроператора [2].
Развитие туристического района и качественное обслуживание туристов - дополнительный источник дохода региональных и федеральных бюджетов, который позволяет говорить о значительной роли экономического развития туризма для страны в целом [3].
Экономическое развитие государства и объем национального дохода оказывают прямое влияние на благосостояние граждан, живущих на его территории. Экономические исследования прошлых лет показали, что самое отличное количество туристов прибывает из стран со стабильной и хорошо развитой экономикой. Есть так-
же много экономических факторов, оказывающих прямое влияние на развитие туризма, а именно:
1. инфляция;
2. увеличение процентных ставок для кредитов;
3. колебание в курсе обмена валюты.
Примечательно, что смена курса покупки и продаж иностранной валюты относительно местного жителя и наоборот, приводит к тому, что туристы начинают использовать услуги туристических фирм с осторожностью, или вовсе отказываются от поездки [4].
В объеме оказанных туристических услуг населению есть стабильная динамика роста, который подтверждает спрос у туристов на поездки, путешествия и отдых. В 2017 г. объем туристических услуг оценен на 650,5 млн рублей (105,3% к уровню 2016 года).
Объем налоговых поступлений в консолидированном бюджете Сахалинской области в туристической сфере прогнозируется на уровне 81,5 млн рублей (111,5% к уровню 2016 года), приняв во внимание налоговые отчислений ОАУ СТК «Горный воздух».
В пределах государственной программы в 2017 году 138 млн рублей, в 2018 г. - 136 млн рублей были предоставлены для сферы туризма.
В целом за 2018 год регион посетили приблизительно 220 тыс. туристов.
Для обеспечения устойчивых показателей туристического потока необходимо создать подходящие экономические условия, позволяющие предоставить высококачественные туристические услуги большому количеству иностранных и местных туристов.
К основным, из данных условий, можно отнести:
1. Создание сети отелей и хостелов, которые могли бы использовать потенциальные туристы с разным уровнем финансовой обеспеченности.
2. Создание большого количества, доступного по цене и качественном плане, предприятий общественного питания, в которых могли бы хорошо провести время туристы.
3. Создание обширных туристических районов включая развлечения, культурные, исторические и социальные комплексы.
4.Разработка общей туристической концепции, основой которой должна стать определенная идея.
Ни один турист не приедет в страну, где негде спать, нечего есть, не поддерживается должный уровень безопасности, и нет средств, для достижения им необходимого уровня комфорта.
На потребительском рынке товаров Сахалинской области 9862 экономических предприятия, включая 7883 (80%) индивидуальных предпринимателя осуществляют деятельность.
С 01 января 2018 инфраструктуры рынка потребительских товаров включает:
- 416 объектов оптовой торговли;
- 4062 объекта розничной торговли, из них 150 торговых центров;
- розничные рынки;
- 793 объекта общественного питания, из которых 577 объектов принадлежат категории общественности;
- 1731 объект потребительские услуги;
- 104 объекта гостиничного хозяйства.
С 01 января 2018 г. в области функционировали 104 отеля, включая 70 отелей и 34 другие виды размещения. Общее количество количества комнат составляет 2212 номеров с вместимостью 4070 человек.
Вместе с тем, среднемесячная запол-няемость номерного фонда, по экспертной оценке, достаточно низкая и составляет порядка 60%.
В январе-марте 2018 года, объём товарооборота в общественном питании составил 2,1 млрд рублей или 103,8% в сопоставимых ценах за тот же период 2017 года.
Сахалинский регион владеет достаточным наличием туристских ресурсов, готовых удовлетворить духовные и иные потребности туристов. Чтобы поправить свое здоровье, стоит отправиться на Дагинские термальные источники, которые полезны для лечения пищеварительного тракта и кожных заболеваний, а также полезны при болезнях суставов. Для знакомства с историей острова, стоит посетить музеи, где представлено более чем 1000 культурных и исторических предметов. В зимний сезон, стоит посетить СТК «Горный воздух», где можно научиться катанию на горных лыжах или сноуборде. Регион имеет туристические ресурсы, за счет которых, область считается привлекательной территорией для развития туристского потенциала, и способна увеличить доходы местного бюджета.
Помимо экономических условий, на развитие туризма в Сахалинской области оказывают влияние и социальные факторы. Социальная поддержка правительством имеет все шансы управлять спросом на туристские предложения и управлять ими. Управление осуществляется следующим трем направлениям: законодательное регулирование рабочего времени и праздничных дней, перераспределения прибыли и стимуляции формирования общественного туризма.
В социальной политике правительство управляет туристским спросом с помощью поддержки стимуляции формирования социального туризма. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествие, суб-
сидированное от фондов, ассигнованных страной с целью общественных потребностей» [5]. Социальный туризм связан с туристами с невысоким доходом, который не позволяет получать высококачественные туристские услуги. К такой категории туристов относятся: многодетные семьи, дети-сироты, дети приютов и школ-интернатов, пенсионеры, инвалиды и малоимущие жители. Потенциальным туристам, которые хотят совершить путешествие, но не могут себе позволить из-за финансовых сложностей, необходимы льготы социального характера. Осуществлять туристские услуги социального характера, может любое туристское предприятие, целью которого является не только получение прибыли, но также и гарантия в доступности путешествий для данной категории туристов.
Но основной проблемой социального туризма является поиск источников его финансирования, как прибыли, поскольку цель туркомпании не направлена на организацию социального туризма и создание системы распределения финансовых средств среди нуждающихся категорий туристов, имеющих право на льготы.
В Сахалинской области, в пределах развития социального туризма из регионального бюджета была выделена субсидия 3 млн рублей для организации туров и экскурсий. Деньги были распределены по туристическим компаниям региона для детей и инвалидов. Бесплатными экскурсиями и туристическим обслуживанием, согласно нескольким внутренним региональным программам, воспользовались 791 житель Сахалинской области, преимущественно школьники.
Для увеличения доступности российским туристам Курильских островов, агентством туризма Сахалинской области была предоставлена субсидия туроператорам островного региона для организации транспортировки организованных туристических групп. В пределах этой государственной поддержки были обслужены 77 человек. Для примера стоимость билета для них составляла 15 тыс руб. по сравнению с 33,4 тыс. руб. экономически разумного тарифа до Курильска.
Проводится целеустремленная работа над развитием детского социального туризма в Сахалинской области. В пределах проекта «Моя Россия» больше чем 90 Сахалинских школьников участвовали в программах экскурсии по Санкт-Петербургу и Москвы.
К основным законодательным актам, регулирующим туристическую деятельность в Сахалинской области относятся:
1. Для поддержки развития туризма в области реализуется государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 20172022» (резолюция правительства Сахалинской области 28.03.2017 N144), и Закон Сахалинской области 27.03.2009 К, 23-30 «О туризме и туристской деятельности в Сахалинской области»; ведет работу Координационный Совет по туризму Сахалинской области; в 2017 году осуществлял работу Общественный совет при агентстве по туризму Сахалинской области. Осуществляется поддержка субъектов малого предпринимательства, ведущих строительство объектов туристической инфраструктуры на территории области в виде субсидий на уплату процентов по кредитам.
2. Правое регулирование безопасности в туризме определяется законом РФ «Об основах туристической деятельности». Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [6]. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [7]. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между по-
требителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
5. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
6. Приказ «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи» [8].
7. Приказ «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи [9].
Региональные нормативные правовые акты:
1. Закон об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области. [10] Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Сахалинской области в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда;
2. Закон «О туризме и туристской деятельности в Сахалинской области» [11].
приятных условий для развития туризма и туристской деятельности на территории Сахалинской области устанавливает правовые основы и принципы регулирования отношений в сфере туризма и туристской деятельности, приоритетные направления развития рынка туристских услуг, определяет компетенцию органов государственной власти Сахалинской области, а также обеспечивает реализацию прав граждан на отдых, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям.
3. Постановление Правительства Сахалинской области «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» [12].
Настоящий Порядок определяет цели и условия предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики (далее - Субсидия), а также критерии отбора муниципальных образований Сахалинской области для предоставления Субсидии.
Таким образом, анализируя влияние условий на развитие туризма Сахалинской области, можно с уверенностью сказать, что регион является привлекательной территорией для развития внутреннего и въездного туризма. Подтверждением этого факта являются статистические данные по объему туристских услуг, по посещаемости туристами острова, которые приведены в начале статьи. Так же можно выделить, что у региона хорошее будущее, аргументируя это государственной программой Сахалинской области «Развитие внутреннего и въездного туризма в Сахалинской области на 2017-2022 годы».
Настоящий Закон в целях создания благо-
Библиографический список
1. Шадрин А. Уральский фотоблогер [Электронный ресурс] // Экономический туризм: развитие, факторы, влияние и роль: [сайт]. [2016]. URL: http://andreyshad.ru/ekonomicheskij-turizm-razvitie-faktory-vliyanie-i-rol / (дата обращения: 22.10.2018).
2. Санников Д. Туризм. Сахалин. Статьи [Электронный ресурс]// Сахалинский туризм развивается быстрыми темпами: [сайт]. [2017]. URL: http://deita.ru/ru/news/sahalinskij-turizm-razvivaetsya-bystrymi-tempami/ (дата обращения: 22.10.2018)
3. Инвестиционный портал Сахалинской области [Электронный ресурс] // Туризм Сахалинской области: [сайт]. [2018]. URL: http://investinsakhalin.ru/ru/about/economy/turizm/ (дата обращения: 22.10.2018)
4. Гиевая Л., Бикташева Д., Жданова Т. [Электронный ресурс] Менеджмент в туризме: [сайт]. [2018]. URL: https://ur-consul.ru/Bibli/Myenyedzhmyent-v-turizmye.51.html#Q-5572-10-1-Sotsialjjnyye-faktory-turistichyeskoyi-dyeyatyeljjnosti (дата обращения: 22.10.2018)
5. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.05.2012)
6. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
7. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
8. Приказ «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи»
9. Приказ «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи
10. Закон об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области.
11. Закон «О туризме и туристской деятельности в Сахалинской области»
12. Постановление Правительства Сахалинской области «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики».
TOURIST COMPLEX AS ELEMENT OF ECONOMY OF THE SAKHALIN REGION
L.Kh. Nazarova, candidate of economic sciences, associate professor V.A. Afonina, student Sakhalin state university (Russia, Yuzhno-Sakhalinsk)
Abstract. Tourism in the Sakhalin region is one of the developing and promising sectors of the regional economy, which is considered an integral part of the social infrastructure. The attractiveness of the area for visiting it by tourists is determined by the availability of tourist resources - natural, historical, social and cultural objects, which the area has in full. However, in spite of the high rate of development of tourism in the region, there are factors that can halt active tourist activity in the region. The article presents an analysis of the tourist complex of the Sakhalin region as an element of the regional economy.
Keywords: Sakhalin region, tourist potential, economic development, catering establishments, means ofplacement, place of interest, social conditions, legal regulation.