Научная статья на тему 'Туристские стандарты российской Федерации (1990-2011 гг. )'

Туристские стандарты российской Федерации (1990-2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1260
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ СТАНДАРТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / TOURIST STANDARDS / NATIONAL STANDARDS / TOURISM SERVICES / TOURISM ACCOMMODATION / OBLIGATORY REQUIREMENTS OF STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагулов Болат Кудайбергенович, Штриплинг Лев Оттович, Карасёв Игорь Евгеньевич

В статье анализируются тенденции в применении российских стандартов в сфере туризма в 1990-е — 2011 гг. в связи с изменениями в установках государства на принципы применения нормативных документов по стандартизации. В анализе уделяется внимание и влиянию на данный вопрос международных тенденций в развитии мировой туристской индустрии, которое связано с распространением в туризме международных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смагулов Болат Кудайбергенович, Штриплинг Лев Оттович, Карасёв Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist standards of Russian Federation (1990-2011)

In the article tendencies in application of the Russian standards in the field of tourism in 1990 — 2011 are analyzed in connection with changes in settings of the state on principles of application of normative documents on standardization. In the analysis the attention is paid to the influence on this question of international tendencies in development of world tourist industry, which is related to distribution in tourism of international standards of International organization on standardization (ISO).

Текст научной работы на тему «Туристские стандарты российской Федерации (1990-2011 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

властно» [7, с. 356]. Крижанич убедительно проводил мысль о самостоятельности Русского государства и его богоизбранности, о том, что слава и величие России возникли по особому Промыслу Божию, предопределившему Русскому государству самостоятельное развитие [7, с. 393].

Таким образом, взгяды Юрия Крижанича на самодержавие в основном находятся в тесной связи с идеями, которые были характерны для русской общественно-политической мысли второй половины XVII в. Как отмечает Л. Н. Пушкарев, Крижанич — это звено между русской и славянской общественной мыслью. В своих трудах он старался политически обосновать русское самодержавие [3, с. 236]. И хотя в истории общественно-политической мысли Кри-жанич и стоит особняком, он все же занимает определенное место. С позиций западноевропейского ученого мужа Крижанич выступил с критикой современного ему русского общества и государственного строя. Он составил программу преобразований, в которых, по его мнению, нуждалось Русское государство. Но программа реформ его не была принята, его призывы к Алексею Михайловичу не были услышаны, и идеи Крижанича не были подхвачены и воплощены в жизнь.

Библиографический список

1. Диянов, К. С. Украинское и белорусское влияние в России в царствование Алексея Михайловича : Епифаний Славинец-кий и Симеон Полоцкий / К. С. Диянов, Е. В. Скрипкина, Ю. А. Сорокин // Традиции экономических, культурных

и общественных связей стран Содружества (история и современность) : межвуз. сб. науч. тр. — Вып. 4 ; под ред. А. П. Толочко. — Омск : Изд-во ОмГУ, 2010. — 274 с.

2. Пушкарев, Л. Н. Юрий Крижанич / Л. Н. Пушкарев. — М. : Наука, 1984. - 212 с.

3. Пушкарев, Л. Н. Общественно-политическая мысль России (вторая половина XVII в.). / Л. Н. Пушкарев. — М. : Наука, 1982. - 287 с.

4. Талина, Г. В. Самодержавное царство первых Романовых / Г. В. Талина. — М. : Социально-политическая МЫСЛЬ, 2004. — 328 с.

5. Крижанич, Ю. Политика / Ю. Крижанич. — М. : Наука, 1965. — 735 с.

6. Вальденберг, В. Государственные идеи Крижанича / В. Вальденберг. — СПб. : Типография А. Бенке, 1912. — 343 с.

7. Крижанич, Ю. Русское государство в первой половине XVII века : Рукопись времен царя Алексея Михайловича / Ю. Крижанич. — М. : Тип-я Александра Семена, 1859. — 649 с.

СКРИПКИНА Елена Владимировна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой общественных наук Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского, филиал в г. Омске, докторант кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.09.2012 г.

© Е. В. Скрипкина

уДК 346.544.42 б. К. СМАГУЛОВ

Л. о. ШТРИПЛИНГ И. Е. КАРАСЁВ

Омский государственный институт сервиса

ТУРИСТСКИЕ СТАНДАРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1990-2011 гг.)_____________________________________________

В статье анализируются тенденции в применении российских стандартов в сфере туризма в 1990-е — 2011 гг. в связи с изменениями в установках государства на принципы применения нормативных документов по стандартизации. В анализе уделяется внимание и влиянию на данный вопрос международных тенденций в развитии мировой туристской индустрии, которое связано с распространением в туризме международных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО).

Ключевые слова: туристские стандарты, национальные стандарты, туристские услуги, средства размещения, обязательные требования национальных стандартов.

Цель данной статьи — выявить основные тенденции в применении внутрироссийских туристских стандартов в России в обозначенный хронологический период1.

Вопрос о необходимости разработки государственных туристских стандартов был поставлен в Российской Федерации в начале 1990-х гг. При этом до указанного времени в российской научно-техничес-

кои литературе использовалось понятие «нормативнотехнический документ» (НТД). С начала 1990-х гг. слово «технический» было исключено из этого термина, поскольку объектом государственной стандартизации стал ряд нетехнических услуг (культуры, спорта, медицины), в том числе и туристские услуги.

В 1994 г. в России были приняты несколько внутри-российских государственных туристских стандартов:

1) ГОСТ Р 50681 —94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

2) ГОСТ Р 50644 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

3) ГОСТ Р 50690 — 94 «Туристские услуги. Общие требования»;

4) ГОСТ Р 50645 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

Кроме указанных внутрироссийских государственных туристских стандартов в России к 1994 г. действовал лишь один стандарт по туризму, разработанный и принятый еще в СССР, а именно ГОСТ 28681.0 — 90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».

К середине 1990-х гг. в России действовало пять государственных туристских стандартов. В 1998 г. в России принят очередной государственный стандарт — ГОСТ Р 51185 — 98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», а в 2000 г. вместо ГОСТ Р 50690 — 94 «Туристские услуги. Общие требования» был принят обновленный ГОСТ Р 50690 — 2000 «Туристские услуги. Общие требования».

Таким образом, к началу 2000-х гг. в России действовало пять государственных туристских стандартов и один межгосударственный стандарт СНГ по туризму. Все туристские стандарты носили обязательный для исполнения характер.

В конце 2002 г. в России был принят Федеральный закон РФ «О техническом регулировании», который установил новое правовое положение туристских стандартов. В подзаконных нормативно-правовых актах это новое положение стандартов было конкретизировано. Так, 27 июня 2003 г. было принято постановление № 63 Госстандарта России «О национальных стандартах Российской Федерации». В п. 1 этого постановления говорилось: «Со дня вступления в силу (1 июля 2003 г. — Авт.) Федерального закона РФ «О техническом регулировании»: а) признать национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. с сохранением для государственных стандартов обозначения «ГОСТ Р», предусмотренный ГОСТ Р 1.5 — 92 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»; б) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществлять применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании» [1, с. 10]. Но конкретно эти обязательные требования относительно стандартов не указывались.

30 января 2004 г. принято новое постановление № 4 Госстандарта России «О национальных стандартах Российской Федерации», в котором были обозначены обязательные требования: «Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению только в части, соответствующей целям: а) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей» [2, с. 33].

В начале 2000-х гг. в России был поставлен вопрос о необходимости пересмотра действовавших на тот момент туристских стандартов. В итоге к 2007 г. на уровне Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии была разработана «Перспективная программа стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 2008 — 2011 гг.» [3]. В указанном документе было запланирован пересмотр ряда туристских стандартов (например, ГОСТ Р 50644 — 94, ГОСТ Р 50681 —94 и др.), а также возможность разработки и принятия новых туристских стандартов [3]. В результате в период с 2008 по 2010 гг. в России было утверждено семь национальных туристских стандартов, из которых четыре стандарта были разработаны и приняты впервые (ГОСТ Р 53423 (ИСО 18513), ГОСТ Р 53522, ГОСТ Р 53997, ГОСТ Р 53998), а три оставшихся стандарта (ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 51185) представляют собой пересмотренные варианты прежних государственных туристских стандартов, принятых в 1994 и 1998 гг.

В настоящее время на территории России действуют следующие внутрироссийские национальные туристские стандарты [4—11]:

1) ГОСТ Р 50690 — 2000 «Туристские услуги. Общие требования», разработанный ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ВНИИС) и Государственным комитетом по физической культуре, спорту и туризме и введенный в действие Приказом Госстандарта России от 16 ноября 2000 г. № 295-ст. вместо ГОСТ Р 50690 — 94;

2) национальный стандарт ГОСТ Р 51185 — 2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», разработанный Закрытым акционерным обществом «ОТЕЛЬ ЭКСПЕРТ» вместо ГОСТ Р 51185 — 98, утвержден и введен в действие Приказом № 518-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г.;

3) ГОСТ Р 50644 — 2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». 15 декабря 2009 г. издан Приказ № 773-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростхрегулирование), по которому вместо прежнего национального стандарта ГОСТ Р 50644 — 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» на территории России с 1 июля 2010 г. был введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 50644 — 2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». Данный национальный стандарт разработало ОАО «ВНИИС», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ при участии Федерального агентства по туризму;

4) национальный стандарт ГОСТ Р 53423 — 2009 (ИСО 18513:2003) «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения» утвержден и введен в действие Приказом № 496-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 ноября 2009 г. Данный туристский стандарт был разработан ЗАО «ОТЕЛЬ ЭКСПЕРТ» на основе международного стандарта ИСО 18513: 2003 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Терминология»;

5) национальный стандарт ГОСТ Р 53522 — 2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

положения», разработанный Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ при участии Федерального агентства по туризму, введен в действие Приказом № 772-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г.;

6) национальный стандарт ГОСТ Р 50681 —2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», введенный в действие Приказом № 580-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г., был разработан Некоммерческим партнерством «Национальный центр независимой экспертизы», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ совместно с ОАО «ВНИИС»;

7) национальный стандарт ГОСТ Р 53997 — 2010 «Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования» был введен в действие Приказом № 578-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. Этот национальный стандарт разработан Некоммерческим партнерством «Национальный центр независимой экспертизы», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ совместно с ОАО «ВНИИС»;

8) национальный стандарт ГОСТ Р 53998 — 2010 «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования», введенный в действие Приказом № 579-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г., был разработан Некоммерческим партнерством «Национальный центр независимой экспертизы», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ при участии ОАО «ВНИИС».

Все вопросы, регулируемые в действующих национальных стандартах по туристской деятельности, можно, на наш взгляд, разделить на несколько тематических блоков:

— организация туров и обеспечение безопасности туристов (ГОСТ Р 50644, ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 50690, ГОСТ Р 53522);

— обслуживание туристов в средствах размещения (ГОСТ Р 51185, ГОСТ Р 53423);

— оказание туристских услуг отдельным категориям туристов (ГОСТ Р 53998);

— информационное обеспечение туристов (ГОСТ Р 50690, ГОСТ Р 53997);

Примечательно, что во всех новых национальных стандартах установлено чёткое отделение туристских услуг от экскурсионных, причем экскурсионные услуги рассматриваются как часть туристских услуг. Так, наименование ГОСТ Р 50644 — 94 содержало в своём наименовании упоминание «туристов и экскурсантов», в новом же ГОСТ Р 50644 —2009 осталось лишь «туристов», но в самом национальном стандарте экскурсанты упоминаются.

Таким образом, на основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, в 2003 — 2004 гг. происходят изменения в статусе государственных туристских стандартов. В конце 2002 г. в России был принят Федераль-

ный закон РФ «О техническом регулировании», и после вступления в силу указанного Федерального закона (1 июля 2003 г.) во всех стандартах вместо термина «государственный стандарт» официально стал употребляться термин «национальный стандарт», что нашло свое отражение и в новых туристских стандартах. Введение нового термина связано с реформой всей системы стандартизации в России, предполагающей, в конечном счете, передачу системы стандартизации в негосударственную сферу. Отсюда употребление словосочетания «государственный стандарт» стало нелогичным.

Во-вторых, с принятием Федерального закона РФ «О техническом регулировании» (27 декабря 2002 г.) Российское государство провозгласило новый принцип применения национальных стандартов в сфере туризма: государство призвано обеспечить условия для оказания качественных и безопасных услуг, но что касается способов, форм и т. д. туристского обслуживания, то это находится в компетенции предпринимателей.

В-третьих, в 2008 — 2011 гг. при разработке и принятии в России новых национальных туристских стандартов произошел окончательный отказ от жёсткого связывания туризма с экскурсионной деятельностью, что, на наш взгляд, означает окончание инерции советского периода в области стандартизации туристских услуг. Речь идет о том, что в СССР туризм рассматривался, прежде всего, в рамках экскурсионной деятельности, и неслучайно, что практически все стандарты по туризму, действовавшие в России в 1990-е — начале 2000-х гг., имели в своих наименованиях словосочетание «туристско-экскурсионное обслуживание». В новых национальных туристских стандартах уже отдельно выделяется словосочетание «туристские услуги».

В-четвертых, при разработке новых национальных стандартов по туристскому обслуживанию отчётливо проявляется тенденция использования в России международного опыта. Так, ГОСТ Р 53423 был разработан на основе международного стандарта Международной организации по стандартизации (ИСО) - 180 18513: 2003. При разработке ГОСТ Р 53423 выразилось стремление российских специалистов чётко соотнести термины русского языка в области средств размещения с международными терминами в указанной области из английского, немецкого и французского языков.

Примечания

1 Следует отметить, что в данной работе мы употребляем по отношению к туристским стандартам (с индексом ГОСТ Р) словосочетание «внутрироссийский стандарт», хотя такого термина официально не существует. С 1 июля 2003 г. в России используется словосочетание «национальный стандарт», под которым понимаются как стандарты с индексом ГОСТ Р (применяются на территории России), так и стандарты с индексом ГОСТ (применяются на территории России и в странах СНГ) [См. напр. : 10]. При этом стандарты с индексом ГОСТ имеют дополнительное название «межгосударственный стандарт», а стандарты с индексом ГОСТ Р дополнительного названия не имеют. Поэтому, на наш взгляд, возникла некоторая нелогичность: получается, что в России действуют национальные стандарты, которые подразделяются на межгосударственные и национальные. Во избежание такой путаницы мы применяем для стандартов с индексом ГОСТ Р дополнительное название «внутрироссийский стандарт».

Библиографический список

1. О национальных стандартах РФ. Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003 г. № 63 // Вестник Госстандарта России. - 2003. - № 7. - С. 10.

2. О национальных стандартах РФ. Постановление Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 63 // Вестник Госстандарта России. - 2004. - № 3. - С. 33.

3. Баумгартен, Л. В. Перспективная программа стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 2008-2011 гг. / Л. В. Баумгартен // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 3 (26). - С. 16-18

4. ГОСТ 51185-2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. - М. : Стандартинформ, 2009. - 8 с.

5. ГОСТ Р 50644-2010. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. - М. : Стандартинформ,

2010. - 10 с.

6. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. - М. : Стандартинформ, 2011. - 15 с.

7. ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2001. - 11 с.

8. ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513: 2003). Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения. - М. : Стандартинформ, 2010. - 14 с.

9. ГОСТ Р 53522-2009. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. - М. : Стандартинформ, 2010. - 8 с.

10. ГОСТ Р 53997-2010. Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования. - М. : Стандартинформ,

2011. - 7 с.

11. ГОСТ Р 53998-2010. Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. -М. : Стандартинформ, 2011. - 15 с.

СМАГУЛОВ Болат Кудайбергенович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.

Адрес для переписки: [email protected] ШТРИПЛИНГ Лев Оттович, доктор технических наук, профессор (Россия), первый проректор. КАРАСЁВ Игорь Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.

Статья поступила в редакцию 28.10.2011 г.

© Б. К. Смагулов, Л. О. Штриплинг, И. Е. Карасёв

УДК 330.341:62.1:947(470.61/62) Б. В. УЛЕЗКО

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКИХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

(НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)___________________________

В статье впервые показаны первые шаги по созданию и внедрению автоматизированных систем управления производством в промышленности СССР. Охарактеризованы социально-экономические последствия распространения таких систем, их влияние на повышение эффективности и культуры управления. Основное внимание уделено анализу деятельности органов власти Краснодарского края и Ростовской области по руководству этим новым для того времени направлением научно-технического прогресса. В статье рассмотрены успехи и недостатки в создании и внедрении автоматизированных систем управления на предприятиях приборостроения и машиностроения Кубани и Дона.

Ключевые слова: автоматизированные системы управления производством, научно-технический прогресс, предприятия приборостроения и машиностроения Кубани и Дона.

В нашей стране разработка и внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) началось в 1950-х гг. В первое время эти разработки наталкивались на существенный сдерживающий фактор — дороговизну электронно-вычислительных машин. Вначале АСУ создавались для целей противовоздушной обороны (ПВО), и в этой области СССР далеко обогнал страны Запада. Переход АСУ из оборонного сектора в гражданскую экономику начался в 1960-х гг. С этого времени под АСУ понимался комплекс методов управления, технических средств, организации, управленческого персонала, специфических особенностей автоматизируемого объекта, рас-

сматривавшийся как человеко-машинная система хозяйственного управления [1; 2; 3, с. 141 - 142].

Создание АСУ стало особым направлением информатики, характеризовавшимся компьютеризацией и автоматизацией, которые вышли за пределы оборонного сектора и охватили всю страну. Разработка и внедрение АСУ со второй половины 1960-х гг. велись во всех отраслях народного хозяйства. Пространство этой деятельности было широко и разнообразно по путям и методам решения задач. Внедрение АСУ имело глубокие экономические, социальные, научно-технические и мировоззренческие последствия. Оно существенно повлияло на повыше-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.