Научная статья на тему 'Туристские походы - источник эмоционального здоровья'

Туристские походы - источник эмоционального здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
979
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / ЗДОРОВЫЙ МИКРОКЛИМАТ / TOURISM / GROUP OF TOURIST / EMOTIONS / EMOTIONAL HEALTH / CONFLICTS / PSYCHOLOGICAL COMFORT / HEALTHY MICROCLIMATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клюшникова Елена Анатольевна, Шляхтин Иван Анатольевич

Данная статья посвящена исследованию эмоционального здоровья туристской группы, прошедшей горный поход. Проведённое исследование позволяет утверждать, что туристский поход, при правильной его организации, является источником эмоционального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist hikes - the source for emotional health

This article is devoted to research emotional health group of tourist walk into hiking. This research claims that hiking is a source of emotonal health according its right organization.

Текст научной работы на тему «Туристские походы - источник эмоционального здоровья»

УДК 796.51:159.942.5-022.211

Е. А. Клюшникова, И. А. Шляхтин

ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ -ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Данная статья посвящена исследованию эмоционального здоровья туристской группы, прошедшей горный поход. Проведённое исследование позволяет утверждать, что туристский поход, при правильной его организации, является источником эмоционального здоровья.

This article is devoted to research emotional health group of tourist walk into hiking. This research claims that hiking is a source of emotonal health according its right organization.

Ключевые слова: туризм, туристская группа, физическое здоровье, эмоции, эмоциональное здоровье, конфликтные ситуации, психологический комфорт, здоровый микроклимат.

Keywords: tourism, group of tourist, emotions, emotional health, conflicts, psychological comfort, healthy microclimate.

Физическому здоровью люди всегда придавали большое значение. Тело человека - это то, что можно увидеть, потрогать, ощутить. Целые индустрии работают на наше тело: чем накормить, во что одеть, как содержать в хорошей форме. А об эмоциональном здоровье ещё 15 лет назад особо не говорили, не обсуждали. Хотя ещё в древности медики определили связь души (эмоциональной составляющей) с физической составляющей - телом человека. Древние знали, что все, что влияет на мозг, в равной степени воздействует также на тело. Но в XVII в., во времена Декарта, эмоции и тело разделили. И долгое время не признавали, что эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на состояние его здоровья.

Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это субъективные, индивидуальные реакции человека на происходящие с ним события в жизни, сопровождающие все процессы жизнедеятельности организма.

В последнее время учёные стали внимательно изучать воздействие различного рода эмоций на здоровье людей.

Так, доцент Лаури Нумменмаа из Университета Аалто (англ. Aalto University) после длительных исследований, проведенных в Финляндии, Швеции и на Тайване, выяснил, что наиболее распространенные эмоции вызывают сильные ощущения, которые в зависимости от типа эмоции топографически занимают определенные места в теле. В этом исследовании приняли участие более 700 человек. У добровольцев ученые вызывали различные эмоциональные состояния, после чего участникам показали на компьютере изображение человеческого тела и попросили их окрасить те области, в деятельности которых они почувствовали приток или спад энергии. Полученные результаты были опубликованы 31 декабря 2013 г. в научном журнале «Proceedings of The National Academy of Sciences». А лауреат Нобелевской премии нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон установил следующую закономерность в появлении различных болезней: сначала возникает эмоциональное переживание, и вслед за ним происходят вегетативные и соматические изменения, то есть эмоции человека формируют образ его мыслей, от которых зависят физическое состояние и здоровье [1].

Если у человека хорошее настроение, он начинает чувствовать прилив сил. Люди, часто испытывающие положительные эмоции, менее подвержены простудным заболеваниям, легче засыпают и крепче спят, а это очень серьезно влияет на самочувствие. Все эти факты подтверждают значительное влияние эмоций на здоровье человека [2].

Источников получения положительных эмоций много. И, несмотря на огромное многообразие средств, большое количество людей выбирает туристский поход для получения положительных эмоций.

Зачем люди ходят в походы? Ведь это достаточно сложная деятельность: никакого комфорта, тяжёлый рюкзак, лишения, опасности. И тем не менее поход является источником положительных эмоций. Это может быть удовольствие от физической активности или от близких дружеских взаимоотношений. Наслаждение от созерцания природы и песен у костра. Или ощущение опасности, которое дает непередаваемое чувство радости жизни.

Все эти факторы способствуют возникновению сильных глубоких эмоций, которые сохраняются надолго и после похода. Поэтому главная задача руководителя похода - это создание и поддержка психологического комфорта в группе.

Плохое настроение, подавленность и раздражительность могут не только сорвать поход и отбить желание у туристов заниматься туризмом. Если у туристов часто возникают отрицательные эмоции, они способствуют развитию утомления, ослабляют внимание, мешают принятию правильных решений и советов. С точки зрения безопасности особенно коварны страх, состояние аффекта, апатия [3].

Есть несколько причин возникновения таких эмоций: неуверенный, неподготовленный руководитель, слабая физическая подготовка группы, плохая экипировка, тяжелые метеоусловия, травма, болезненное состояние. Надо заметить, что психологическое напряжение в группе - это вполне естественный процесс. В любой группе могут возникнуть негативные эмоции. Руководителю группы нельзя игнорировать подобные эмоции. Надо с ними работать. Разрядить напряжённость помогают физическая активность, юмор, внимание к каждому участнику группы [4].

В этом году группа туристов турклуба ТюмГНГУ «Альянс» совершила горный поход первой категории сложности по Алтаю. Большинство членов группы в горах были впервые. Первые три дня, как отмечают студенты, было особенно тяжело: акклиматизация, жаркая погода, тяжёлый рюкзак, холодные ночи, усталость -всё это рождало не очень приятные эмоции. Поскольку эти явления типичны для любого горного похода [5], группа была заранее проинформирована о предстоящих трудностях.

После акклиматизации настроение у группы выровнялось и в большей степени преобладало веселое и дружелюбное. Первый перевал группе дался нелегко. Но после преодоления перевала была буря положительных эмоций одновременно с усталостью, которая мгновенно исчезла. Главным способом ободрения выступали шутки, юмор и поддержка, благодаря которым ребята забывали об усталости.

Любые сильные эмоции должны быть кратковременными и носить эпизодический характер, чтобы организм имел возможность восстановить механизмы саморегуляции к нормальному уровню. В таком случае не принесут вред даже самые сильные стрессы [6]. Так было и в нашей группе. Конечно же, возникали в группе конфликты. Но гасились они на удивление быстро. В самые критические моменты спасало то, что в группе сформировались взаимопонимание и взаимовыручка. Часто конфликтную тему переводили в шутку, смеялись и быстро забывали. Для сглаживания конфликт-

ной ситуации использовались словесные методы убеждения и разъяснения, поощрения и обсуждения, одобрения и порицания. Группа к концу похода стала более собранной, уверенной в себе, доброжелательной, терпимой.

После похода студентам была предложена анкета. Оценка показателей похода производилась по пятибалльной шкале.

Достаточно высокую оценку участники похода дали подготовке похода. Так, проработку маршрута отметили наивысшей оценкой 97% участников похода. Полное понимание действий руководителя отметили 97% анкетируемых. Физическую подготовку группы выше среднего уровня отметили 71,4%, техническую подготовку как высокую - 71%.

Таким образом, главные факторы, создающие негативный эмоциональный фон, были исключены.

Данные, демонстрирующие положительные эмоции участников похода, получились следующие:

1. 100% респондентов отметили наивысшую степень психологического комфорта в группе.

2. 100% респондентов отметили наивысшую степень вклада руководителя в создание комфортной атмосферы.

3. 100% респондентов выразили наивысшую степень желания ходить с данной группой в дальнейшем.

Эти данные свидетельствуют о том, что психологический тон группы был комфортным, несмотря на высокую физическую нагрузку и усталость.

В итоге можно констатировать следующие факты:

• источником положительных эмоций в походе явилось общение в коллективе неформального типа, связанном единой целью, спаянном дружбой;

• положительные эмоции определенно вызывали прилив сил и энергии;

• у участников похода не наблюдалось признаков депрессии, тревожности и напряженности;

• простудных заболеваний у членов группы не было;

• дружеские отношения сохранились у членов группы и после окончания похода.

Вывод можно сделать следующий: в туристском коллективе был создан здоровый микроклимат. И именно поход явился источником здоровых эмоций, сохранившихся надолго после окончания похода.

Примечания

1. Катков А. Ю., Агаджанян Н. А. Резервы нашего организма. М. : Знание, 1990. 240 с.

2. Андреева И. Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения // Педагогика. 2014. № 8. С. 13-19.

3. Линчевский Э. Э. Психологический климат туристской группы М. : Физкультура и спорт, 1981. 111 с.

4. Дмитрук М. А. Умейте быть счастливыми // Природа и человек. 1987. № 5.

5. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. М. : Физкультура и спорт, 1981. 208 с.

6. Катков А. Ю., Агаджанян Н. А. Резервы нашего организма. М. : Знание, 1990. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.